Введение
Экзистенциализм — философское
течение девятнадцатого-двадцатого веков, которое выдвигает на первый план
абсолютность человеческой свободы и пытается всерьез разобраться с
последствиями этого факта для повседневной жизни людей, — эта традиция чаще
всего ассоциируется с именем Жана-Поля Сартра. Энциклопедии называют его
философом и писателем, но такое определение не безупречно. Философ Хайдеггер
считал его скорее писателем, чем философом, а вот писатель Набоков, напротив,
скорее философом, нежели писателем. Но все, пожалуй, согласились бы с емким
определением — «мыслитель». Экзистенциальное направление в психологии
и психотерапии, за последние полвека завоевавшее огромную популярность,
восходит к его представлениям о природе и назначении человека.
Жан-Поль Сартр приобрел известность после публикации своего
первого романа «Тошнота» в 1938 году. До этого времени он изучал и
преподавал философию, публиковал первые свои философские работы — и усиленно
трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Он прожил долгую жизнь
и написал множество произведений, многие из которых были изданы только после
его смерти. В романе «Тошнота» Сартр выразил свою философскую
концепцию, свою версию экзистенциализма, которую он в отличие от многих считал
оптимистичной, писатель подчеркивал значение свободы, трудности, которые она
привносит в существование человека, и шансы, позволяющие их преодолеть. Сартр
изображает борьбу каждого человека, пытающегося справиться с существованием.
«Тошнота» оказывается частью этой борьбы.
Введение
«Тошнота» (фр. La Nausée, первое название «Меланхолия») — роман французского философа, писателя и эссеиста Жана-Поля Сартра, самое известное из его художественных произведений, написан в 1938 году, во время пребывания Сартра в Гавре. Некоторые критики называют «Тошноту» самым удачным романом писателя. По сути, кроме Достоевского, оказавшего влияние на Сартра, никто не рассматривает проблемы личности, ценности человеческого достоинства. Помимо других проблем в Тошноте, эта одна из главных. На уровне Евангелия показывается, пусть с атеистической точки зрения, подсознательная невозможность терпения чужого унижения, страдания; ирония и намёк Сартра, что унижению подвергается гуманист, а в роли защитника выступает «простой положительный тип», в смысле, такой, как большинство. Через 2000 лет после того, как Христос встал на защиту грешницы, Сартр повторяет подвиг Христа, и вступается за избиваемого «изгоя», не в силах вынести его моральные страдания, устанавливая раз и навсегда «левую» мораль Запада.
Тошнота жан-поль сартр краткое содержание
Этот роман повествует о разных человеческих чувствах и эмоциях, который испытывает каждый человек, в определенный этап своего взросления. Главный герой все чаще замечает, что изменяется и духовно и физически. Жизнь кажется ему тусклой и нудной, герой испытывает тошноту к своем существованию.
Важной сюжетной линией произведения является любовь главного героя к женщине по имени Анни, с которой он расстался 6 лет назад. Женщина пишет письмо о ом, что хочет увидеть своего бывшего возлюбленного, что запускает определенные механизмы в жизни Рокантена
Женщина пишет письмо о ом, что хочет увидеть своего бывшего возлюбленного, что запускает определенные механизмы в жизни Рокантена.
Он едет в Париж, чтобы увидеть свое прошлое, но встречает совершенно изменившеюся женщину. Герой понимает, что их роман уже завершен, и отпускает Анни с другим мужчиной.
В жизни героя постоянно возникают разные люди, которые дают ему определенный опыт и знание. Но главное все эти люди заставляют его испытывать невероятное чувство обреченности. Только музыка помогает справляться с этой серой волной уныния.
Искусство часто спасает героя от страшных образов, которые его преследуют.
Искусство представляется истинным эталоном жизни, которое помогает справиться с жизнью, которая уничтожает все хорошее, что есть в человеке. В романе присутствует линия понимания, что такое жизнь.
Так о смысле жизни Рокантен спорит за обедом с Самоучкой (человек из библиотеки). Самоучка рассказывает, что смысл жизни – это любовь к людям.
Читать краткое содержание Сартр — Тошнота. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
«Тошнота», краткое содержание романа Сартра
Роман представляет собой сборник тетрадей, обнаруженных в бумагах тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. Записи были начаты в первых числах января 1932 года. Герой начинает вести дневник для того, чтобы понять, что изменилось в окружающем мире и почти сразу же приходит к мысли, что изменился он сам. По признанию Рокантена, он – человек, в котором новое копится годами, а потом прорывается наружу, полностью меняя всю его жизнь.
30 января герой сидит в кафе «Мабли». Хозяина заведения, мсье Фаскеля, он характеризует как человека, засыпающего наедине с самим собой. Посетители кафе, по его мнению, стараются держаться кучно для того, чтобы «существовать». Он сам – бесконечно одинок: живёт один, ни с кем не разговаривает и даже с Франсуазой, хозяйкой кафе «Приют путейцев», занимается любовью практически без слов. При этом влиться в общество, где все думают одно и то же, герой уже не может.
В дневниковых записях главный герой «Тошноты» рассуждает о своей книге о маркизе де Рольбоне и задаётся вопросом: принимал ли последний участие в убийстве Павла I? Изучая своё отражение в зеркале, герой понимает, что его лицо лишено всякого выражения. Оно сродни растительному миру, но не человеческому. Не застав Франсуазу в кафе, на героя накатывает Тошнота. Отступает она только с погружением Рокантена в музыку. Из «Приюта путейцев» герой выходит на пустынный бульвар Нуара, где видит страдающую от горя женщину и завидует силе её чувств. Сам он больше похож на чистый холод, струящийся по улице.
Работая над книгой в библиотеке, Рокантен встречает Самоучку – человека, уже семь лет занимающегося самообразованием и перечитывающего для этого все книги в алфавитном порядке. Необычный ученик приходит к герою посмотреть фотографии, сделанные Рокантеном во время поездок, и наталкивает последнего на мысль о том, что в его жизни не было ни одного приключения.
Воскресным днём Бувиль наполняется толпой отдыхающих – рабочих и горожан. Богатое население города гуляет по центральной улице Турнебрид, заполненной роскошными магазинами. Во второй половине дня разные социальные слои Бувиля смешиваются между собой и начинают жить сообща. Антуан Рокантен не чувствует своей принадлежности к ним. Он гуляет по молу и ожидает приключения, которое оказывается ощущением необратимости времени. Периодически в своих записях герой вспоминает Анни – женщину, которую он когда-то очень любил и не видел пять лет. В канун поста он получает от неё письмо с просьбой встретиться. Оно пробуждает в нём воспоминания о былом. В одном из кафе он встречает мсье Ахилла – такого же одиночку, как и он, и доктора Роже – состоявшегося в жизни человека.
Туман. Рокантену кажется, что хозяин «Мабли», мсье Фаскель умер. Это сводит его с ума и не даёт работать. На следующий день герой узнаёт, что у мсье Фаскеля грипп. В музее Рокантен смотрит на портреты родоначальников Бувиля и понимает, что он – никто: ни дед, ни отец, ни супруг, ни избиратель, ни налогоплательщик.
В очередной раз берясь за книгу, герой осознаёт, что маркиз де Рольбон был нужен ему, чтобы не чувствовать своего существования. Мысли о том, что он есть, сводят Рокантена с ума. Сейчас он живёт только ради встречи с Анни.
В один из дней герой обедает с Самоучкой. Он впервые за много лет так долго общается с другим человеком. Самоучка признаётся в том, что он – социалист. Раньше он тоже был одиночкой, но в концентрационном лагере, в плену, оказавшись запертым среди людей в сарае, он вдруг понял, что любит всё человечество. Самоучка пытается привлечь Рокантена на гуманистическую сторону, но из этого ничего не выходит. В процессе спора главный герой чуть не вонзает в собеседника фруктовый ножик. Затем он сбегает из кафе, садится в трамвай и понимает, что вещи утратили свои названия. В парке Рокантен приходит к мысли о том, что все существующие предметы мешают друг другу, они, как и он, — лишние. Вся абсурдность жизни встаёт перед персонажем во всей своей полноте и именно это и есть Тошнота.
В Париже Рокантен встречается с Анни. Она изменилась – располнела, перестала искать совершенные мгновения и стала испытывать страх перед миром вещей. Она поняла, что все и всё вокруг – одинаковое, а сама она – живой мертвец. Бывшим возлюбленным больше нечего сказать друг другу. На следующий день Анни уезжает с другим мужчиной в Египет. Рокантен понимает, что ему больше не для чего жить.
Он прощается с Бувилем. В библиотеке он видит, как Самоучка пристаёт к мальчикам-лицеистам. Слушая в последний раз в кафе Франсуазы старую пластинку, герой понимает: выйти за пределы существования можно с помощью творчества, создав Книгу о чём-то «прекрасном и твёрдом как сталь».
Кроме краткого содержания «Тошноты» прочитайте другие сочинения:
Мы изучаем — Краткое содержание романа Тошнота Сартра. Подсказки школьнику
Жанровая направленность произведения относит его к разряду социального романа, основная тематика которого заключается в изображении абсурдности и безысходности, возникающих в человеческой жизни, и способов борьбы с ними.
Центральным персонажем произведения является Антуан Рокантен, представленный в образе человека, ведущего дневник.
Сюжетное повествование в романе разворачивается в виде описания нескольких дней жизни главного героя посредством ведения дневниковых записей.
Антуан является не совсем обычным человеком, поскольку воспринимает окружающий его мир и людей через проявление в его организме постоянной тошноты. Молодой человек не может признаться себя в качестве части определенного социума, так как люди для него являются жалкими и пустыми. В своей жизни Антуан является свободным человеком, но это состояние обуславливает его угнетающее и мучительное душевное состояние. Например, Рокантен может испытывать зависть даже к человеку, который страдает от горя, поскольку именно в этом состоянии несчастный проявляет истинные эмоции.
Самой главной мечтой Антуана является настоящая, полная приключений жизнь. В свое время молодой человек совершает путешествие по разным странам, а некоторое время проживает в одном французском городишке с целью создания исторического романа. Именно там он начинает изучение архивных документов в городской библиотеке, где знакомится с письмами и дневниками своего будущего героя, маркиз де Рольбена. Однако через некоторое время это занятие надоедает Антуану, и он начинает испытывать чувство тошноты, от которого молодой человек спасается только с помощью любимой музыки в одном кафе.
Антуан является малообщительным человеком, поэтому у него отсутствуют друзьями, с которыми он мог бы поделиться своими мыслями. Однажды у героя происходит знакомство в библиотечном зале с неким Самоучкой, решившим прочитать все имеющиеся книжные издания в соответствии с алфавитом. Однако взгляды молодых людей сильно разнятся, поскольку Самоучка испытывает к окружающим доброжелательные чувства, а Антуан придерживается мнения о бессмысленности человеческого существования. В общении с Самоучкой Антуан снова начинает испытывать чувство тошноты, поэтому принимает решение о разрыве отношений с ним.
В один из дней Антуан начинает вспоминать о девушке, с которой у него в прошлом были серьезные отношения, и которую он много лет не встречал. Неожиданно от нее приходит письмо с просьбой о встрече, которое вызывает в душе Антуана определенное волнение. Однако при встрече Рокантен испытывает разочарование, поскольку девушка довольно сильно изменилась, к тому же у нее уже начинаются другие романтические отношения.
В отчаянии Антуан отправляется в свое кофе и, слушая любимую мелодию, вдруг понимает истинную цель собственной жизни, заключающуюся в создании литературного произведения, которое затронет душу каждого читателя. Поэтому Рокантен принимает решение о написании романтического истории о маркизе де Рольбоне.
Все сочинения
Анализ произведения
Тема произведения Тургенева «Накануне» затрагивает художественное осмысление вопроса деятельного начала в человеке. И основной мыслью романа является необходимость активных натур для прогресса и движения общества.
Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «Накануне» — это то, чего давно ожидали читатели. Ведь он показывает нам волевую женщину, которая выбрала для себя деятельного и решительного мужчину. Это же отмечали и критики романа Тургенева «Накануне». Отзывы литературоведов подтверждали то, что вполне русский, живой и законченный образ Елены стал настоящей жемчужиной произведения. Такого сильного женского характера до Тургенева не показывало ни одно отечественное произведение. Основной чертой девушки является ее самопожертвование. Идеал Елены – деятельное добро, которое связано с пониманием счастья.
Что касается Инсарова, то он, конечно же, возвышается над всеми персонажами романа. Исключение составляет только Елена, которая находится с ним на одной ступеньке. Главный герой Тургенева живет мыслью о подвиге. И самая привлекательная черта этого образа – любовь к родине. Душа юноши наполнена состраданием к своему народу, который находится в турецкой кабале.
Все произведение русского писателя проникнуто мыслью о величии и святости идеи освобождения отчизны. Инсаров же при этом является настоящим идеалом самоотречения.
По мнению критиков, в этом романе наиболее ярко нашла отражение гениальность Тургенева. Писатель сумел рассмотреть актуальные проблемы своего времени и отразить их таким образом, что произведение остается актуальным и для современного читателя. Ведь целеустремленные, смелые и сильные личности нужны России всегда.
1. Доминирующие темы
Атеистическо-экзистенциальный взгляд Сартра, если можно так сказать, начинает здесь свой путь. Темы, которые поднимает автор, типичны для философии существования — человеческая судьба, хаос и абсурд человеческой жизни, чувства страха, отчаяния, безысходности. Сартр подчёркивает значение свободы, трудности, которые она привносит в существование, и шансы, позволяющие их преодолеть. Протагонист романа пытается найти Истину, он хочет понять окружающий его мир. Абсурд, прежде всего, понимается как осознание бессмысленности и иррациональности жизни. М. А. Киссель в работе «Философская эволюция Ж.-П.Сартра» описывал завязку романа так: «Герою романа неожиданно открывается омерзительная картина обнажённого бытия, лишённого покровов, которыми обычно скрыты воспринимаемые вещи. Потрясённый герой внезапно осознаёт, что чистое бытие — это не абстракция мышления, а нечто вроде клейкой пасты, заполонившей собой всё пространство, только что наполненное светом и красками и вдруг представшее в совсем ином виде…».
4. Время
Герой постоянно думает об абсурдности своего существования, так как его не принимает (или он не принимает) не только настоящие, но и прошлое. Память Антуана богата на воспоминания, в поисках материала для своей книги о маркизе де Рольбоне (который, впрочем, уже успел ему смертельно надоесть) он объездил много стран, но «Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья». Прошлое умирает и разрушается, когда этот человек обращается к нему. Тема времени вообще интересно рассматривается Сартром. Его герой «видит будущее», однако он не видит никакого прока в его воплощении в жизнь. Отношения Антуана со временем особые, он убеждён, что видит его «в наготе», что он видит, как время медленно осуществляется, как оно наступает, и от этого становится тошно. Иногда время скользит, задевая Антуана. Иногда он практически физически чувствует его. Однажды Антуан делает такую запись в своём дневнике: «Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного настоящего… Мне приоткрывалась истинная природа настоящего: оно — это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в моих мыслях. Конечно, то, что я утратил своё прошлое, я понял давно. Но до сих пор я полагал, что оно просто оказалось вне поля моего зрения… Но теперь я знал: всё на свете является только тем, чем оно кажется, а ЗА НИМ… ничего». Джон Рот пишет: «Фиксируя старания Рокантена написать биографию, Сартр изображает борьбу каждого человека, пытающегося спрашиваться с существованием».
8. Конец романа
Ближе к концу романа, Рокантен, кажется, нащупывает решение. Сам он, видимо, не может быть таким же прекрасным и гармоничным, как песня Негритянки, но он может создать что-то, что таким будет. Герой, когда его фантазия начинала работать особенно бурно, несколько раз приходил к мысли, что о маркизе де Рольбоне лучше писать роман. И этот роман, его произведение, гармоничностью и красотой обладать может. Если биография маркиза никому не нужна, то он напишет историю, которая «должна быть прекрасной и твёрдой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования».
Тем самым можно спастись от повседневности, стать чем-то в глазах людей. Как следует расценивать такое решение? Счастливый ли это конец? Возможно. В последней записи герой с надеждой пишет «Конечно, вначале работа будет скучная, изнурительная, она не избавит меня ни от существования, ни от сознания того, что я существую. Но наступит минута, когда книга будет написана, она окажется позади, и тогда, я надеюсь, моё прошлое чуть-чуть просветлеет». Но есть мнение, что это спасение — мнимое, всего лишь бегство от реальности от недостатка мужества, и это, скорее всего, страх перед Истиной. «…он захотел несбыточного: перенестись в иной мир, по ту сторону тошнотворного болота повседневности. Но „очищающая рефлексия“ неумолимо требует от человека стать человеком, именно стать, ибо Бог (если бы он существовал) может „быть“, как каменное изваяние египетской пустыни, неподвижный тысячелетний свидетель работы космических сил и муравьиных стараний людей, а человек может только „становиться“, непрерывным напряжением воли и разума осуществляя „проект свободы“ в этом — единственно существующем — мире. Истина требует от человека действия во имя свободы — таков был философский вывод, навеянный романом» — таким видит финал романа М. А. Киссель.
7. Другие персонажи
Помимо Антуана, мы можем назвать ещё двух важных персонажей романа, это Анни и Самоучка.
Самоучка
Самоучка однажды зашёл в библиотеку, посмотрел на многочисленные полки с томами, подошёл к букве «А», и начал чтение книг подряд. Семь лет ему понадобилось, чтобы дойти до буквы «L». Ещё шесть лет, считает он, и завершится его самообразование. Тогда он мечтает отправиться на Дальний Восток, в поисках приключений. Самоучка практически боготворит Антуана, внимает каждому слову, всегда радуется их общению — которое сам Антуан старается избегать. Антуана даже посещает шальная мысль об убийстве Самоучки. Останавливало его прежде всего то же самое, что удерживало от самоубийства — идея о том, что всё это будет лишним. «…крик, который испустит Самоучка, будет лишним — и кровь, которая польётся у него по щеке, и суета людей — тоже лишними. И так существует достаточное количество вещей». Самоучка всегда обращается к нему уважительно «мсье», хотя Антуан «никак»вежливо-корректен. В этом можно увидеть один из парадоксов романа. Герой страдает от одиночества, но он не хочет его нарушать. Самоучка же, наоборот, гуманист. Однажды он разоткровенничается, и поведает Антуану о своей любви к людям, на что тот жёстко ответит: «…людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить». Герой Сартра тогда называет себя если не антигуманистом, то просто НЕ гуманистом. Виктор Ерофеев считает, что Самоучка «похож на склад отброшенных Сартром «иллюзий». Его тезис предельно прост: в жизни есть смысл, потому что «ведь есть люд». Человек для Самоучки — ценность аксиомная, не допускающая сомнений. Ради служения этой ценности Самоучка записался в социалистическую партию, после чего его жизнь стала праздником: он живёт для других. Опровержение этого тезиса в романе идёт за счёт иронического отношения к идеальной модели человека — ценности, которой противопоставляется реальный, «каждодневный человек».
Очень важен диалог в среду с Самоучкой, именно тогда Рокантен произносит свои крылатые фразы: «Просто я думаю, (Рокантен по тексту) говорю я ему смеясь, — что все мы, какие мы ни на есть, едим и пьём, чтобы сохранить своё драгоценное существование, а между тем в существовании нет никакого, ну ни малейшего смысла.» «На мой взгляд, — говорю я Самоучке (Рокантен по тексту), — людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить.» С другой стороны Самоучка спрашивает Рокантена: «Неужели вы стали бы писать на необитаемом острове? Разве люди пишут не для того, чтобы их прочли?»
Строго говоря, этими фразами Сартр нарисовал черты героев, создав одновременно парадоксальной развязку романа.
Анни
Ещё один немаловажный персонаж, о существовании которого мы узнаём в начале книги, это Анни. Мысли об Анни, с которой Антуан расстался несколько лет назад, начинают посещать его всё чаще с тех пор, как с ним произошла перемена, с тех пор, как он заболел Тошнотой. А записка, которую она присылает, пробуждает в нём воспоминания о ней, и герой уже не может не думать об Анни. Когда они всё-таки встречаются, это событие наводит на Антуана ностальгию по старым временам, которые, впрочем, всё равно не вернуть, что очень удручает героя. Мы видим, что Антуан и Анни чем-то похожи. «Духовная жизнь, или, вернее, духовное небытие, Рокантена и Анни имеет много общих черт. Можно было бы даже сказать, что Анни — двойник Рокантена в женском обличий, если бы из их разговора не выяснилось, что скорее Рокантен следовал за Анни по пути постижения «истины», нежели наоборот. Анни живёт, окружённая умершими страстями. Приехавшему «спасаться» Рокантену, оказывается, нужно «спасать» самому, но — «что я могу ей сказать? Разве я знаю причины, побуждающие жить? В отличие от неё, я не впадаю в отчаяние, потому что я ничего особенного не ждал. Я скорее… удивлённо стою перед жизнью, которая дана мне ни для чего». Встреча с Анни только усугубляет тяжёлое положение протагониста. По возвращении в Бувиль он страдает от одиночества ещё сильней. Антуан говорит о себе: «Одинокий и свободный. Но эта свобода несколько смахивает на смерть».
Образ Елены Николаевны
Обзор романа «Накануне» Тургенева говорит об этой девушке как о незаурядной натуре. Ей всего двадцать лет. Она статная и привлекательная. У девушки серые глаза и темно-русая коса. Однако в ее облике есть нечто порывистое и нервическое, что нравится далеко не каждому.
Душа Елены Николаевны стремится к добродетели, но при этом ничто не способно удовлетворить ее. С самого детства девушка интересовалась животными, а также больными, нищими и голодными людьми. Их положение тревожило ее душу. В 10-летнем возрасте Елена познакомилась с нищей девочкой по имени Катя и стала заботиться о ней, сделав своеобразным предметом своего поклонения. Подобного увлечения не одобряли родители. Но Катя умерла, оставив в душе Елены неизгладимый след.
Уже с 16 лет девушка считала себя одинокой. Она жила самостоятельной, не стесненной никем жизнью, считая при этом, что любить ей некого. В роли своего мужа она никак не представляла и Шубина. Ведь этот юноша отличался непостоянством.
Берсеньев же привлек Елену. Она увидела в нем умного, образованного и глубокого человека. Но Андрей постоянно и настойчиво рассказывал ей об Инсарове – молодом человеке, одержимом идеей освобождения родины. Это и пробудило интерес Елены к личности болгарина.
Как Елена полюбила Инсарова
Дмитрий Инсаров во время первого визита произвел на Елену не такое большое впечатление, какого она ожидала после восторженных рассказов Берсенева. Однако один случай вскоре подтвердил, что тот не ошибся в болгарине.
Однажды Анна Васильевна собралась показать красоты Царицына своей дочери и Зое. Большая компания отправилась туда. Парк, развалины дворца, пруды – все это произвело впечатление на Елену. Зоя неплохо пела во время плавания на лодке. Ей даже прокричала бис компания, состоявшая из подгулявших немцев. Сначала на них не обратили особого внимания, однако после пикника, уже на берегу, опять встретились с ними. Вдруг один мужчина внушительного роста отделился от компании. Он начал требовать поцелуя в качестве компенсации за то, что Зоя не ответила на аплодисменты немцев. Шубин стал с претензией на иронию, витиевато увещевать этого пьяного нахала, однако это лишь раззадорило его. И вот Инсаров выступил вперед. Он просто потребовал от наглого мужчины, чтобы тот ушел. Мужчина подался было вперед, но Инсаров поднял его на воздух и бросил в пруд.
Вам любопытно узнать, чем продолжается краткое содержание «Накануне»? Тургенев Иван Сергеевич приготовил нам еще много интересного. После случая, произошедшего на пикнике, Елена призналась себе в том, что полюбила Дмитрия. Поэтому для нее большим ударом стала весть о том, что он съезжает с дачи. Только Берсенев пока понимает, зачем понадобился этот отъезд. Его друг однажды признался, что обязательно уехал бы, если бы влюбился, так как он не может изменить долгу ради личного чувства. Инсаров сказал, что ему не нужно русской любви. Узнав об этом, Елена решает лично отправиться к Дмитрию.
«Тошнота», анализ романа Сартра
«Тошнота» была написана Жан-Полем Сартром в 1938 году, во время пребывания писателя в Гавре. По своему жанру это произведение относится к философскому роману. В нём производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него (осмысления) положения абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.
По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. В нём герой тщательно и подробно описывает своё открытие категории существования окружающего его мира и себя, как его составной части. Живущий на ренту и занимающейся историческими изысканиями, персонаж избавлен писателем от необходимости трудиться, а значит – быть погружённым в социум. Антуан Рокантен живёт один. В прошлом у него была большая любовь с Анни – актрисой, помешанной на создании «совершенных мгновений». В настоящем герой ещё только приближается к пониманию того, что же это такое. Время для Рокантена – важная сторона существования. Он чувствует его, как череду мгновений, каждое из которых тянет за собой другое. Необратимость времени он ощущает как «чувство приключения», а себя в такие минуты видит «героем романа». Периодами Рокантен воспринимает время как ёмкую субстанцию, в которой вязнет окружающая реальность
Глядя на события, происходящие в настоящем, герой понимает, что ничего, кроме текущего времени нет и быть не может: прошлое давно исчезло, а будущее – бессмысленно, потому что в нём не происходит ничего важного. Но что больше всего пугает Рокантена – так это окружающие его предметы и его собственное тело
С каждой новой записью он всё глубже проникает в суть вещей и понимает, что они ничем не отличаются друг от друга: красная скамейка трамвая вполне может быть издохшим ослом, а его рука – шевелящим лапками крабом. Как только предметы начинают терять свои имена, на героя наваливается вся тяжесть познания. Подступающая к нему Тошнота – это «бьющая в глаза очевидность», с которой ему сложно примириться.
Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании. Стиль «Тошноты» тесно связан с общим ходом повествования: в начале он напоминает дневниковые записи обычного человека, затем перерастает в историческую публицистичность, затем приобретает черты обычного художественного стиля (яркого, метафоричного) и заканчивается чёткими философскими положениями, выражающими основные выводы, к которым пришёл главный герой произведения:
Тошнота. Жан-Поль Сартр
Год написания: 1938
Формат: FB2 | EPUB | PDF | TXT | MOBI
Самое известное произведение французского писателя-философа Жана-Поля Сартра «Тошнота». Это один из самых запоминающихся романов писателя.
Главный герой романа историк Антуан Рокантен. От его имени ведется повествование, представленное в виде отрывков из личного дневника героя. Антуан занимается научными исследованиями, он много путешествует и читает. Он не обременен работой, так как живет на ренту. В какой-то момент его мысли становятся для него материальными. Он начинает видеть окружающий его мир в безобразных красках.
Герой размышляет о своем существовании и том, что его окружает
Важной стороной его бытия является время, для Антуана – это некая субстанция, поглощающая реальность. Главным является только текущее время, так как прошлое уже не вернуть, а в будущее невозможно заглянуть
Все предметы, окружающие героя лишние в этом мире. Такой же лишней и бессмысленной считает Антуан и свою собственную жизнь. Тошнота – состояние очевидности, обострение ощущений, осознание окружающей действительности. Выход из этого состояния герой видит только в творчестве, преодоление тяжести бытия возможно, по мнению героя, только путем написания книги, повествующей о прекрасной части земной жизни.
История создания романа «Накануне»
Согласно воспоминаниям современников писателя, Иван Сергеевич уже во второй половине 1850-х годов испытывал горячее желание создать произведение, где главный герой был бы совершенно нов и не похож ни на кого из литературных предшественников. Этому желанию способствовали либерал-демократические взгляды Тургенева, т.к. он всей душей стремился к преобразованиям в России, но при этом не допускал революционного пути.
В 1855 году сосед писателя по Мценскому уезду помещик Василий Каратеев оставил Ивану Сергеевичу свои литературные наброски и разрешил распоряжаться рукописью по своему усмотрению. Сам Каратеев записался добровольцем в отряд дворянского ополчения и отправился на фронт русско-турецкой войны. На этих страницах описывалась историю любви автора к девушке, которая в итоге выбрала не его, а молодого болгарина.
Позднее удалось установить, что у главного героя романа Дмитрия Инсарова был реальный прототип по имени Николай Катранов. В 1848 году Николай приехал в Россию и поступил в Московский университет. Но, когда в 1853 году началась русско-турецкая война, он примкнул к революционно настроенной болгарской молодежи (Болгария в то время находилась под игом Турции). Николай Катранов к тому моменту уже женился на русской девушке Ларисе, и они вместе уехали в родной город супруга Свиштов. Однако побороться за независимость Болгарии Николаю Катранову не довелось, так как по дороге он заболел чахоткой и скоропостижно скончался в Венеции в мае 1853 года.
Автор рукописи Василий Каратеев, по видимому предчувствовал, что с войны он не вернется. Так и произошло: он умер в Крыму от тифа. Иван Тургенев сначала попытался издать рукопись соседа в первоначальном виде за подписью автора. Однако никто из издателей не хотел браться за публикацию, так как, несмотря на любопытный сюжет, в литературном плане рукопись была слабовата. Тургеневу пришлось на время отложить этот материал, хотя сама история его невероятно впечатлила и вдохновила. Впервые прочитав записи Каратеева, он воскликнул: «Вот он – герой, которого я искал!».
Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо», 1858
Прошло почти шесть лет, Иван Сергеевич успел написать «Рудина» и уже начала работу над «Дворянским гнездом», когда зимой 1858-59 гг. писатель решил вернуться к рукописи Каратеева. Эту зиму он проводил в родовом имении Спасское-Лутовиново, много размышлял о путях преобразования России и, наконец, решил взяться за художественную обработку записок.
Автор Я.П. Полонский. Усадебный дом И.С.Тургенева. 1881. turgenev.org.ru
По итогу из первоначальных записей Василия Каратеева осталась почти без изменений только одна сцена – описание поездки в Царицыно. Все остальное писатель переделал, добавив к первоначальному варианту множество ответвлений. Собирать фактический материал для романа Тургеневу помогал друг Е. П. Ковалевский, писатель и путешественник, который бывал на Балканах и был хорошо знаком с болгарским освободительным движением.
Работа над романом «Накануне» заняла у Тургенева более года, Иван Сергеевич писал его и в Спасском-Лутовинове, и в Лондоне, и во французском городе Виши. Автор поставил точку на последней странице романа осенью 1859 года и передал рукопись произведения в Россию, в редакцию журнала «Русский вестник».