Помяловский «мещанское счастье»

Никита — краткое содержание рассказа

Пятилетний Никита жил с матерью вдвоём, его отец ушёл на войну и пока не вернулся. Каждое утро мама уходила работать в поле, а мальчик оставался за хозяина. Мама говорила: Не балуй, Никитушка…тут всё добро наше – в избе и во дворе. Никита повторял за ней эти слова и просил её вернуться как можно скорее, потому что боялся оставаться один. Потом Никита обходил всю избу, выходил в сени, где видел жужжащих мух, паука, воробья. Всех их мальчик знал и от них ему было скучно, он хотел узнать что-то новое. Поэтому Никита пошёл в тёмный сарай, где стояла пустая бочка. Он думал, что в бочке живёт маленький человек, который днём спит, а ночью выходит поесть. Мальчик сказал воображаемому человеку, чтобы тот шёл работать, иначе зимой ему нечего будет есть. Потом он вспомнил, что у матери пропали ножницы и решил, что этот старик из бочки их взял, чтобы подстричь себе бороду. Никита тихо попросил отдать ножницы. Вдалеке в лесу кто-то ухнул и в бочке маленький житель ответил Никите: Я тут!. Мальчик испугался и выбежал из сарая.

На улице было солнечно, Никита посмотрел на небо и увидел, что …солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему. Мальчик подумал, что дедушка живёт теперь на солнце. За огородом был старый колодец и Никите казалось, что там живут ростом с воробья, безволосые, вредные водяные люди, которые хотят выпить его глаза. В огороде стоял пень, но Никита видел, что это не просто пень, а сердитая голова. Мальчик предложил пню пахать землю, но тот что-то крякнул в ответ, Никита испугался и пошёл обратно в избу.

Дома он хотел попить молока, но опять вышел на улицу, потому что испугался стола, который был похож на человека на четырёх ногах без рук. Вдалеке он увидел старую баню, в которой любил раньше мыться дедушка и со страхом подумал, что …это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала. Никита подошёл к бане, но та посмотрела на него как на чужого. Не только баня смотрела на Никиту без любви, но и каждое колышко из плетня; …незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту.

Никита побежал к матери, долго он бежал, присел отдохнуть и случайно уснул, проснулся лишь вечером. Мальчик пришёл домой и увидел, что за столом ест хлеб и молоко какой-то старый солдат, Никита оробел. Мама сказала, что это его отец вернулся с войны. Мальчик посмотрел на отца и спросил, не уйдёт ли он снова, отец ответил, что теперь уж век будет с ними вековать.

Утром Никита вышел во двор и сказал громко всем, кого он боялся, что к ним отец вернулся, но на этот раз никто ему не ответил. Папа позвал Никиту, и они стали осматривать двор, искать, что нужно починить. Мальчик вглядывался во все те предметы, что так пугали его ещё вчера, но не увидел ничего тайного или злого. Колья в заборе были просто кольями, баня просто старым домиком. Папа стал топором рубить пень на дрова, и Никита сказал отцу, что ещё вчера этот пень разговаривал с ним. Но отец ответил сыну, что пень этот давно умер, а Никита хочет сделать всех живыми просто потому, что у него доброе сердце. Отец хотел перестелить пол в избе и стал стругать доски, а сына попросил выпрямлять кривые гвозди молотком. Никита выпрямил один гвоздь и увидел, что тот похож на доброго человечка. Тогда он спросил отца, почему этот добрый, а другие были злыми. Отец ответил:

Никита предложил всё делать трудом, чтобы всё было вокруг доброе, отец согласился с ним. И отец подумал, что всегда, когда вспоминал сына на войне, то про себя называл его добрый Кит.

Мещанское счастье — краткое содержание повести Помяловского

В произведении Помяловского «Мещанское счастье» идет речь о Егоре Ивановиче Мототовом. Он родился в обыкновенной семье.

Его отец работал слесарем, у него было плохое образование, он был не грамотным человеком. Он был простым русским мужиком, который говорил, не подбирая красивых слов. Мамы у мальчика не было, его растил отец.

Папа хорошо относился к сыну, он его любил его. Жили они дружно, практически не ссорились.

Однажды отец умер. С этого момента Молотов стал круглой сиротой. Парень остался один. У отца был хороший знакомый, профессор Василий Иванович, он пожалел мальчика и взял его под свою опеку. Мужчина всегда хотел иметь семью.

Мальчика он знал с самого раннего детства. Профессор считал Егора своим сыном. Василий Иванович заметил, что мальчик не грамотный. Мужчина начал активно заниматься его обучением. Каждый день он вкладывал новые знания в голову парня.

Егор, общаясь с профессором, узнал много нового. ОН начал учиться и познавать новые науки. Мальчик привязался к своему опекуну.

Спустя некоторое время Егор поступил в гимназию. На учебе он познакомился с сыном чиновника Андреем Негодящевым. Со временем они стали очень хорошими друзьями.

У них была крепкая и искренняя дружба.

Когда Егор закончил обучение в гимназии он поехал в деревню Обросимовка. Там он поступил на службу к помещику Аркадию Ивановичу. Андрей Негодящев остался в городе и устроился в государственную организацию чиновником. Несмотря на расстояние, они не прекращали свое общение. Егор и Андрей в письмах передавали друг другу свои мысли и эмоции.

Егору нравилась его работа. Он наслаждается своей новой жизнью. Егор много гуляет в деревне. Читает книги и приобретает новые навыки. Он понравился окружающим людям.

Спустя время Егор знакомится с деревенской девушкой Леной. Она влюбляется в парня, и они начинают встречаться. Им хорошо вместе. Однажды Егор подслушал разговор Аркадия Ивановича. Тот говорил, что Егор добрый и глупый, что он похож деревенщину. Аркадий Иванович думал, что парень, что-то задумал.

Читательский дневник.

Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты

Беспокоится о безопасности ребенка — это естественная потребность родителя. Все мамы и папы мечтают о том, чтобы их ребенок умел избегать опасных ситуаций, а в случае угрозы всегда мог себя защитить. Именно эти мысли лежали в основе создания обучающих программ «Академии безопасности Ольги Бочковой», а позднее и ее книги про Никиту.

Никита — младший школьник, он только что переехал в новый район и перешел в новую школу, он знакомится с одноклассниками, соседями, продавцами из магазина неподалеку от дома, изучает новый маршрут от школы. Он сталкивается с новыми трудностями и задачами, справиться с которыми ему помогает понимающая и принимающая мама.

Это книга о правилах безопасности, но еще и о семье.

Ольга Бочкова, автор Пока я писала книгу, ждала Сашу, теперь уже младшего сына. Мне хотелось, чтобы в книге был мальчик, а от дочери ему досталось имя. Получился Соник. Мне хотелось необычного имени, но Соник стал Никитой, жизнь вносит коррективы. В книге очень много личного: про школу, собаку, переезд, хоккей. Например, история про Никиту в автобусе — моя личная. Конечно, в книге она заканчивается по-другому. Первая же история — про щипки — предложена мне прекрасной мамой-журналисткой.

История про стрелку — из моей школы.

История про незнакомца в сети, игру с трусиками, тренером — собирательные (чтобы соблюсти конфиденциальность), но все описаны мамами, с чьими детьми я работала.

Вита появилась по просьбе издательства, ее изначально не было. Но я так рада, что она появилась. Когда я писала главы про Виту, ловила себя на мысли, что испытываю волнение, и мне хочется ее обнимать. История Виты не раскрыта до конца, и я напишу о ней в следующей книге.

В книге мало папы, и это меня расстраивает, но такова действительность. Мне бы хотелось, чтобы отцы уделяли больше внимания обучению своих детей основам элементарной безопасности.

Книга — ответ на вопрос «как?»

Как понятно и интересно объяснить ребенку правила безопасности, не испугав его? Как увлечь его этой непростой темой, и научить понимать ее важность, оставаясь при этом в доверительных отношениях с ним? Ответы на эти и другие вопросы даются в книге Ольги Бочковой. Автор выделяет несколько основных правил безопасности, которые ребенку нужно обязательно знать:. 1

Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие)

1. Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие).

2. В сложных и опасных ситуациях обязательно обращаться к взрослым за помощью.

3. Сохранять уверенность и спокойствие.

4. Уходить от незнакомых людей и, в первую очередь, звонить родителям.

5. Предупреждать взрослого, прежде чем изменить свои планы относительно того, где ты находишься, с кем ты (даже если вокруг знакомые), или куда собираешься.

6. Не держаться за вещи: если ради безопасности надо расстаться со сумкой, телефоном или кошельком.

7. Говорить, если кто-то достает. Каждый имеет право сказать «хватит».

8. Защищать свои чувства: не принимать грубые слова на свой счет.

9. Не вестись на манипуляции сверстников, отличать безопасных друзей от опасных.

10. Соблюдать эти правила безопасности не только в реальном мире, но и в виртуальном.

«Мне было важно написать книгу не сухим языком правил безопасности, а диалогом мамы и ребенка, обсуждением. Родители, прочитавшие с детьми книгу, возвращались ко мне со словами, что Никита запал в сердца их детей, его истории позволили обсудить те темы, которые раньше были в тени

Дети открывали родителям свои чувства и шли на контакт, что так важно, а сталкиваясь в жизни с теми же ситуациями, что и Никита, вспоминали правила поведения из книги

Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:

  • vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;

  • gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;

  • myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
  • familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
  • books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;

  • jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.

Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.

Популярные сегодня пересказы

  • Хребты безумия — краткое содержание повести Лавкрафта В центре событий – ученый, которому нужно остановить экспедицию, которая направляется в Антарктику. В предыдущей экспедиции ему пришлось стать очевидцем страшного происшествия
  • Алёша Горшок — краткое содержание рассказа Толстого Произведение под названием «Алеша Горшок» написано известнейшим русским писателем Львом Николаевичем Толстым. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
  • Белогрудка — краткое содержание рассказа Астафьева Между двух деревень возвышался крутой косогор. Он зарос густым кустарником, кедром и пихтой. Через непролазные дебри трудно было пробираться даже мальчишке, поэтому почти никто туда не ходил.
  • Сага о Форсайтах — краткое содержание книги Голсуорси События произведения разворачиваются в конце девятнадцатого столетия, повествуя о жизни одной многочисленной английской семьи.

Новая жизнь

Вскоре, окруженные заботой малыши, начинают звать Марию мамой. Те, что постарше, помогают ей собирать урожай. Морозная зима осталась позади. Весной у Марии рождается сынок Васенька. Женщина вышла в сад и увидела, как из леса выходят ее дети в окружении советских разведчиков.

Вокруг оживала природа. Обгоревшие деревья возвращались к жизни. И для Марии это было началом новой жизни. Жизни без страха, жестокости и насилия. Трогателен финальный эпизод произведения В. Закруткина «Матерь человеческая»: советский командир опустился перед молодой женщиной на колени и прижался щекой к ее руке. Мария совершила великий подвиг – подвиг материнства, истоки которого были в милосердии, в вере и в великом материнском сердце.

Вторая мировая война — тяжелейшее испытание, которое выпало на долю нашего народа. Верность отчизне, ненависть к врагу, вера в победу и стойкость помогали выживать в нечеловеческих условиях. Сотни писателей посвятили свои произведения, в которых неразделимо переплелись горечь поражения и радость победы, любовь и ненависть, верность и предательство, военной теме. «Матерь человеческая» звучит как гимн женщине — символу жизни и бессмертия рода человеческого.

Нелюбимый сын

Родители даже приобрели новую кроватку, но не для Ивана, а для старшего сына Аристарха. Поначалу мать не могла смотреть на новорожденного малыша, тянувшего к ней свои ручки, так как она постоянно вспоминала о той боли, которую ей довелось испытать во время родов. С ребенком вынужден был сидеть отец, которого это совсем не радовало. Малышу явно не доставало внимания родителей, потому что они оба избегали лишних контактов с ребенком. Со временем мать отошла и стала уделять ребенку больше времени, но иногда она все равно могла уйти в другую комнату и внезапно расплакаться.

Шли годы. Старший сын становился все более избалованным и капризным ребенком. Он довольно часто устраивал истерики без повода. Ваня же этому радовался, поскольку те игрушки, с которыми Аристарх не хотел играть, отдавали ему. Например, так было и с его первой игрушкой – мишкой без лапы. Ваня понимал, что родители любят его не так сильно, как Аристарха, и стал воспринимать это как должное. Он считал себя старшим, поскольку был гораздо крупнее Аристарха, но при этом рос добрым мальчиком. Несмотря на отношение родителей, Иван любил старшего брата, присматривал за ним на детской площадке и брал вину за некоторые его шалости на себя.

* * *

На берегу моря, в убогой лачужке жил отец и два сына. Старшего звали Жаком. Он был высокий, смуглый и черноволосый. Младшего звали Павлом. У него были длинные, светлые волосы, голубые глаза и ярко-розовые губы и щеки. Они вместе с отцом ловили в море рыбу старым большим неводом и продавали ее купцам, приезжавшим нарочно для того на берег. Старший был задумчив и молчалив. Часто по вечерам он садился на берегу, на морские скалы, и долго смотрел на море. Он смотрел на большие корабли, уходившие в открытое море, и ему сильно хотелось плыть на этих кораблях туда далеко, где облака тонули в море, где лежал густой туман, туда, в далекие страны, о которых он так много слыхал чудных рассказов.

А Павел был веселый малый; он почти всегда и всем улыбался приветливо, – пел веселые песни или играл на дудке, которую ему подарил один из приезжавших купцов. Раз на лодке их застигла буря, ветер опрокинул их лодку, и волнами выбросило их всех на берег, при этом старика отца сильно ушибло о скалу. Он долго был болен и наконец умер. Умирая, он сказал им:

– Спасибо вам, что не покидали и кормили вашими трудами меня, старика. После моей смерти вам нечего больше жить здесь в бедности и добывать тяжелым трудом убогую пищу. Вот вам кольцо моей прабабки, которой подарила его одна колдунья. Возьмите это кольцо, и когда придете в какой-нибудь город или деревню – покатите его перед собой. Если кольцо завернется и прикатится к вашим ногам, то проходите мимо и идите дальше. Если же кольцо завернется и остановится около какого-нибудь дома, то в этом доме один из вас найдет свое счастье. А другой… – Но что будет с другим, этого не досказал старик. Он отвернулся к стене и умер.

Братья похоронили отца, продали хижину, лодку, старый невод, всякий старый хлам и пошли искать счастья.

Много проходили они городов и деревень, и везде пробовали, не здесь ли укажет им кольцо остановиться. Но кольцо вертелось и подкатывалось им под ноги. Наконец пришли они в одно большое село. Был ясный вечер, и все чистые белые домики покраснели от румяного солнца. Братья вошли в село и покатили кольцо. Оно долго катилось, а они шли за ним. Наконец оно остановилось около большого дома с палисадником и большим садом с старыми липами, грушами и яблонями, на которых было много таких румяных, вкусных яблок. У садовой калитки стояла девушка, которая сама была похожа на румяное яблоко. Девушка подняла кольцо, которое подкатилось к ее ногам, подала его меньшому брату и спросила: что братьям нужно? А они смотрели на нее и не знали, что ответить.

– Счастья, – сказал Павел. Девушка засмеялась и убежала, а братья вошли в дом. Их встретила маленькая старушка в большом белом чепце.

– А! – сказала она. – Вы, вероятно, пришли наниматься в работники? Войдите сюда, там г-н Варлоо, – и она отворила им дверь в большую комнату, с решетчатыми окнами, от которых ложились красивые узоры на чистых циновках, а посредине комнаты стоял высокий седой старик, с таким же добрым румяным лицом и с такими же ямками на щеках, как и у девушки, которую они видели у калитки.

– Ага! – сказал г-н Варлоо, – милости просим, добро пожаловать! Ого! Да какие вы оба хорошие, да здоровые. Ну! садитесь, садитесь, вы верно сильно устали, – и он жал им руки и усаживал их на дубовые стулья с высокими спинками.

– А в условиях мы сойдемся, непременно сойдемся, – начал он, когда они уселись. И он высказал условия. За работу на ферме и в саду, кроме жалованья, работники должны были получать квартиру и содержание. И братья согласились работать за эту плату.

Мария

Сразу после школы Аристарх и Мария поженились. Многие не понимали, что девушка могла найти в этом юноше, так как видели, что он ее совершенно не уважает. Находились те, которые пытались открыть ей глаза на правду, но она отказывалась слушать.

Ваня тем временем поступил в институт, переехал в общежитие, стал подрабатывать. Свои первые деньги он потратил на новую одежду и сладости, которых ему так не хватало в детстве.

Маша поступила в тот же институт, что и Ваня, но на другую специальность. Аристарх в отличие от них никуда не поступил. При разговоре с Машей Ваня чувствовал, что она не счастлива в браке с Аристархом, но спрашивать о подробностях не решился.

Однажды Ваня и Маша пересеклись в поликлинике. Рука девушки была в гипсе. Молодой человек сразу же понял, что в этом виноват его брат. Иван не знал, что ему делать, поскольку он не был равнодушен к этой девушке. Но все-таки она осознанно сделала свой выбор, поэтому Иван ничего не сказал и пошел к нужному доктору. К сожалению, он так и не заметил, что в глазах девушки стояли слезы.

Через год у Аристарха и Марии родился сын. Аристарх впервые в жизни позвонил брату по собственной инициативе, чтобы поделиться новостью и попросить денег. Он не смог даже забрать жену и сына из роддома, но не сделал этого несмотря на то, что его ждали. Аристарх куда-то уехал отмечать радостное событие.

Сапожник или епископ?

Кеке, души не чаявшая в своем Иосифе, мечтала видеть его епископом. В ее воспоминаниях есть трогательные строчки о том, как ее однажды потрясла торжественная встреча епископа. Красивые одежды, колокольный звон – все это так запало в душу Кеке, что она решила: ее сын должен стать епископом. Но для того, чтобы эта мечта осуществилась, надо было, чтобы Иосиф получил образование. К этому было два главных препятствия: в духовное училище брали только тех, кто говорит по-русски, и обязательно из семей священнического сословия. Иосиф по-русски не знал, и отец его был горький пьяница «безумный Бесо».

Кеке помог священник Христофор Чарквиани. Его сын занимался с мальчиком русским языком. Чарквиани дал Иосифу рекомендацию в духовное училище, назвав Бесо своим диаконом. Так будущий руководитель СССР начал учебу в Горийском православном духовном училище.

Однако, у Виссариона Джугашвили был свой взгляд на воспитание сына. Он настаивал на том, чтобы мальчик помогал ему в мастерской, упирая на то, что в 8 лет он сам был уже правой рукой своего отца. Кеке оказалась женщиной со стальным характером. Ни скандалы, ни побои не помогли, она добилась зачисления Иосифа в духовное училище.

Виссарион вскоре оставил семью. В воспоминаниях матери Сталина сказано: «отстранился от семейных забот». Но не оставлял намерения сделать мальчика сапожником. Однажды, когда Сосо учился уже в третьем классе, отец заявился в гимназию по обыкновению пьяным и буйным, и силой увел мальчика в свою запущенную мастерскую. Узнав об этом, Кеке подняла на ноги всех: от Кобы Эгнаташвили до директора училища Беляева. Иосифа вернули матери, и он смог продолжить обучение. Виссарион, посчитав это позором для себя, окончательно прервал всякую связь с женой.

Через год после этого случая, в 1890 году Иосиф попал под фаэтон. У мальчика был сильный ушиб головы, кроме того, мчавшийся экипаж повредил ему ногу. Травма была настолько серьезной, что потребовалось лечение в Тифлисе. Вот тут вновь появился Виссарион, который к тому времени обосновался в Тифлисе, на обувной фабрике Адельханова. Он увез сына, устроил его в больницу. А когда Иосиф выздоровел, отец привел его на фабрику. Здесь Сосо проработал довольно долго. Он мотал нитки, помогал старшим мастерам. И быть бы ему сапожником, если бы вновь не вмешалась Кеке. Она приехала в Тифлис, отыскала Сосо на фабрике и увезла его в Гори, не слушая никаких возражений.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 315.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://briefly.ru/

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили моло

Советский писатель Виталий Александрович Закруткин с первых дней Великой Отечественной рвался на фронт. Но у него на руках была бронь. Много раз ходил он в военкомат и говорил, что не в силах «сидеть дома», когда остальные сражаются. И однажды не выдержал — ворвался к военкому в кабинет и порвал на его глазах бронь. Тот сдался и направил Закруткина военным корреспондентом в действующую армию. Писатель прошел дорогами войны от Ростова до Берлина. Война осталась навсегда в памяти и сердце Виталия Александровича. Неслучайно пришли к читателю его произведения о Второй мировой, в том числе и «Матерь человеческая».

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

Сжатый анализ

Рассказ о добром мальчике Никите Андрей Платонов написал вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Все годы, пока продолжались боевые действия, писатель трудился в газете «Красная звезда». Он повидал многое, но сильнее всего ему запали в душу дети, которым во время войны пришлось расти без отцов.

Главная мысль произведения заключается в том, что маленький мальчик боится окружающего мира, если рядом нет сильных взрослых. Когда возвращается отец, страхи уходят.

Описание главных героев:

  1. Никита. Мальчик 5 лет от роду, фантазёр и мечтатель. У ребёнка доброе сердце, он боится всего непонятного, однако всё равно с любопытством исследует мир.
  2. Мать. Трудолюбивая женщина, сумевшая привить мальчику уважение к работе. Из рассказа следует, что мама Никиты добрая и простая деревенская жительница. Как и другие колхозницы, она работает в поле и получает за это трудодни.
  3. Отец. Фронтовик, ушедший на войну несколько лет назад. Мать каждый день ждёт, что он вернётся. Возвращение происходит во второй части рассказа.

Кроме главных героев в произведении есть неодушевлённые действующие лица. В соответствии с задумкой автора они оживают в воображении мальчика.

Мальчик принял за знакомых и чужих людей:

  • трухлявый пень;
  • старую баню;
  • цветок;
  • петуха;
  • лопухи;
  • воду в колодце;
  • избу.

Пока матери не было дома, произошло ещё много чудес. Мальчик не только видел людей, но и думал о некоторых местах, что там живут змеи и другие живые существа. Этот рассказ похож на волшебную сказку.

Анализ 2

При рассмотрении жанровой направленности произведение представляется реалистичной повестью, основой которой является реальная действительность военных событий и жизни после окончания войны.

У главной героини повести имеется реальный прототип.

Отличительной особенностью произведения является сочетание в повести нескольких сюжетных линий, которые разветвляются посредством системы образов и проблематики.

Основная тематика повести заключается в описании страшных и жестоких военных событий, в которых проявляются материнские чувства, доброта и милосердие.

Структурная композиция повести характеризуется последовательностью посредством раскрытия ключевых тем с использованием несюжетных элементов.

Своеобразие композиционной структуры выражается включением в сюжетное повествование вступительного текста, содержащего сведения о главном персонаже, а также ретроспективных обзоров, которые представляются воспоминаниями о прошедших событиях.

Экспозиция произведения содержит в себе рассказ о прошлом главной героини в виде ее воспоминаний. Завязка повести посвящается описанию гибели ребенка и супруга главной героини, а также изображению жестоких боевых действий, в результате которых деревня оказывается полностью разрушенной.

Развитие сюжетного повествования происходит через описание жизненного существования героини после завершения войны. Кульминация и развязка повести посвящаются демонстрация наступившей новой жизни.

Главная героиня повести является простой крестьянской женщиной Марией, сумевшей выжить в жестоких условиях войны, на долю которой выпадают испытания нечеловеческих мук. Героиня является невысокой женщиной, имеющей несколько классов образования, отличающейся карими глазами, веснушками, характер которой демонстрирует неимоверную силу духа, терпение, доброту, любовь к ближним.

В качестве второстепенных персонажей повести автор изображает мужа Марии Ивана, ее сына Васютку, погибших от фашистских пуль, а также Сану, пятнадцатилетнюю девочку, которую Марии не удается спасти от смерти, раненного семнадцатилетнего немецкого солдата Вернера Брахта и ленинградских детей, спасенных главной героиней и ставших ей родными людьми.

Смысловое значение повести заключается в демонстрации безмерной, искренней материнской любви даже в сложных жизненных условиях.

9 класс

Родители будущего «вождя народов»

Отец – Виссарион Иванович Джугашвили. Выходец из семьи крепостных крестьян, был рабочим обувной фабрики Иосифа Барамова. Как говорят, сапожником он был хорошим. Когда Барамов открывал свою фабрику в Гори, он собирал на нее лучших обувщиков, и специально выписал в Гори Виссариона, который тогда жил в Тифлисе.

Виссарион (Бесо) Джугашвили не учился в школе, однако, был грамотным, говорил, помимо грузинского, на русском, армянском и азербайджанском языках и наизусть читал большие отрывки из «Витязя в тигровой шкуре».

Мать – Екатерина (Кеке) Георгиевна в девичестве Геладзе. Ее родители тоже были крепостными. Раннее детство она провела в деревне, позднее семья переехала в Гори, где Кеке и повстречала своего будущего мужа. Мать Сталина тоже была грамотной, очень набожной и трудолюбивой женщиной.

Екатерина Джугашвили впоследствии вспоминала, что знакомство и сватовство организовал друг Виссариона Якоб (Коба) Эгнаташвили, человек состоятельный и яркий – красавец, борец и местный сердцеед. Сам Бесо тоже считался видным женихом, поскольку был красивым мужчиной, работящим и при деньгах. Виссарион и Екатерина обвенчались в мае 1874 года в Успенском соборе. Свадьба была по-кавказски пышной и веселой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: