Мольер — создатель жанра « высокой комедии », открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. сочетая лучшие традиции французского. — презентация

Биография

Гаэтан Мольер, родившийся в Париже, с детства интересовался подземельями и раскопками. В семь лет он начал путешествовать по парижской канализации, а к тринадцати годам разработал для себя специальные очки для работы в пещерах за городом (потому что канализацию он на тот момент уже изучил полностью).

В 17 лет Мольер поступил в Сорбонну, но вскоре ушёл оттуда, когда получил предложение стать техническим консультантом в шахтёрской компании. Именно там Мольер проектировал землеройные машины, а также изучал всевозможные виды почв и горных пород и постепенно научился быстро различать их по виду, запаху и вкусу.

С годами Мольер становился всё больше похожим на крота, и за ним закрепилось именно это прозвище. Он плохо видит при ярком свете, не доверяет людям, которых плохо знает, и иногда даже питается корешками, грызунами и насекомыми.

Для команды Крот ценен тем, что может без всяких гаджетов идентифицировать любой минерал или почву в 99% случаев.

Презентация на тему: » Биография Настоящее имя Мольера — Жан Батист Поклен(1622-1673)Он родился в Париже и был крещен 15 января 1622 года, как указывает запись в книге парижской.» — Транскрипт:

3

Биография Настоящее имя Мольера — Жан Батист Поклен( )Он родился в Париже и был крещен 15 января 1622 года, как указывает запись в книге парижской церкви Святого Евстахия. Его отец Жан Поклен и оба деда были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, дела его шли прекрасно. Мать, Мари Крессе, умерла совсем молодой. Жан Поклен видел в первенце Жане Батисте преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, что мальчика отдали в Клермонский иезуитский колледж. В то время это было лучшее учебное заведение в Париже. Учебная программа включала древние языки, естественные науки, философию, латинскую словесность. Этих знаний Жану Батисту хватило, чтобы читать в подлиннике Плавта, Теренция, других авторов, сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей». Он получил диплом лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как адвокат. Однако ни адвокатом, ни придворным обойщиком он не стал. Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он отдался страсти, которая полностью его подчинила — театру, мечтая стать трагическим актером.

4

Творчество Мольера Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Блистательные любовники» (1670) и др., некоторые относятся к жанру семейно- бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Врак поневоле», «Скупой» (все ), «Плутни Скапена» (1671), «Ученые женщины» (1671) и др. Последние значительные комедии Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты. «Мещанин во дворянстве», премьера которого состоялась в замке Шамбор на празднествах по случаю королевской охоты, не понравилась зрителям, да и вряд ли мог понравиться в замке обаятельный герой «из мещан» на фоне промотавшегося графа и легкомысленной кокетки маркизы, которую к тому же отчитывает купчиха, — как говорится, не та иерархия.

5

Кадр из фильмаМольер

7

Похвала Мольеру Хвала Мольеру, что в веках Оставил нам свою сатиру, Что он поведал всему миру О самых знатных дураках. Как шпаги острие — его манера. Придворные, мещане и купцы, Скупые, лицемры, хитрецы- Всем им досталось от Мольера. Условностей сломать барьер, Со сцены осудить пороки И благородства дать уроки Так гениально смог Мольер. Пускай же славится Мольер, Юрист, актер, комедиограф Перечисляет пусть биограф Всё,что являет нам пример. Грувер Е. 9-А класс

Источники

  • Schmidt AR., Gariboldi MC., Cortasa SA., Proietto S., Corso MC., Inserra PIF., Jaime VS., Halperin J., Vitullo AD., Dorfman VB. Neocortical Anatomy in the South American Plains Vizcacha, Lagostomus maximus, Reveals Different Strategies in Encephalic Development among Hystricomorpha and Myomorpha Rodents. // Brain Behav Evol — 2021 — Vol — NNULL — p.1-12; PMID:33910193
  • Tonelli SQ., Sousa-Neto MD., Leoni GB., Brito-Júnior M., Pereira RD., Oliveira PAX., Nunes E., Silveira FF. Micro-CT evaluation of maxillary first molars: interorifice distances and internal anatomy of the mesiobuccal root. // Braz Oral Res — 2021 — Vol35 — NNULL — p.e060; PMID:33909867
  • Gałeczka M., Kowalski O., Fiszer R. Fontan tunnel puncture with 3-dimensional image fusion guidance for ablation of supraventricular arrhythmia in a patient with unique anatomy. // Kardiol Pol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33909387
  • Bodon G., Kiraly K., Baksa G., Barany L., Kiss M., Hirt B., Pussert A., Timothy J., Stubbs L., Khajavi K., Braly B. Applied anatomy and surgical technique of the lateral single-position L5-S1 fusion. // Clin Anat — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33909306
  • Kanno T., Kobori G., Ito K., Moroi S., Yamada H. Detailed anatomy of lumbar veins: Findings from preoperative computed tomography and retroperitoneoscopic retroperitoneal lymph node dissection. // Int J Urol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33908098
  • Grignon B., Duparc F. Clinical anatomy of the upper limb: an overview. // Surg Radiol Anat — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33907912
  • Liu L., Wolterink JM., Brune C., Veldhuis RNJ. Anatomy-aided deep learning for medical image segmentation: a review. // Phys Med Biol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906186
  • Dunbar DC., Vilensky JA., Suárez-Quian CA., Shen PY., Metaizeau JP., Supakul N. Risk Factors for Neonatal Brachial Plexus Palsy Attributed to Anatomy, Physiology, and Evolution. // Clin Anat — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33904192
  • Pumphrey O., Limbachia D., Hawari M., Weaver H., Burnside N. Muscle-sparing thoracotomy: Anatomy and technique. // Multimed Man Cardiothorac Surg — 2021 — Vol2021 — NNULL — p.; PMID:33901347
  • Donkin R., Rasmussen R. Student perception and the effectiveness of Kahoot!: A scoping review in histology, anatomy and medical education. // Anat Sci Educ — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33900041

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte

Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Книга «Жизнь господина де Мольера»

Когда один любимый писатель берётся составить биографию другого любимого писателя, к которому относится с огромной симпатией, то получается что-то вроде “Жизни господина де Мольера”. Не книга, а сплошное наслаждение.

Её совершенно справедливо называют “роман-биографией”, ибо здесь не будет сухих фактов, не будет документальных вкладок, произведение это не пестрит датами, не перегружено воспоминаниями и цитатами. Сам текст подобен скорее песне. Уже на первых страницах Булгаков задаёт её ритм.

Читатель сразу же оказывается втянут в воображаемый диалог автора с акушеркой, принимавшей роды у госпожи Поклен

Он убеждает почтенную женщину обращаться с младенцем осторожно, ведь она держит на руках великого человека

Итак, мы вместе с Булгаковым проследим весь жизненный путь Жана-Батиста, сына королевского обойщика, увидим и его самого, и его окружение глазами Михаила Афанасьевича, познакомимся со знаменитыми людьми того времени – от короля-солнца до несчастного Фуке. Увидим мы и Париж второй половины семнадцатого века, и другие французские города.

Самое примечательное, что все эти образы, вся атмосфера воссозданы Булгаковым по письменным источникам. Но вы ни за что это не заметите, настолько уверенно и реалистично автор создаёт места действий. Кажется, что он сам гулял по Версалю или забегал на знаменитый праздник в Во.

Неужели он не посещал театр в Пале-Рояле? А думается, что он не пропускал там ни одной премьеры.

Но прежде королевских театров и славы Мольер, урождённый Поклен, немало поскитался по Франции. А началось всё с его любви к театру, которую разделил с маленьким Жаном-Батистом его дед. Вместе они пересмотрели все представления, дававшиеся в те времена в Париже, и будущий Мольер даже попробовал себя в роли актёра.

Ох, как только судьба не трепала пока ещё не признанного гения…

Невозможно не углядеть в романе одну из центральных тем в творчестве Булгакова – власть и поэты. Огромное пространство в тексте книги посвящено именно этому вопросу, и опять же окрашено авторским отношением к проблеме.

В истории Мольера практически вся его театральная деятельность то взмывала в небеса, то катилась в преисподнюю по велению сильных мира сего.

Венценосный товарищ посмотрел благосклонно – вот тебе, комедиант, собственный театр, но если нахмурился – вон! Немудрено в таких условиях самому стать ловким политиком и расточать улыбки там, где надо. Впрочем, Мольеру не удалось достичь этого уровня просветления.

Отдельного внимания заслуживает послесловие, которое занимает почтительную часть издания. Собственно, послесловий тут целых два.

В первом речь идёт о создании книги, о том, откуда возникла идея, как Булгаков работал над биографией Мольера, и какая судьба потом её ожидала.

Второе послесловие раскрывает тайны редактирования произведения, внесения правок. Оно сосредоточено на трёх вариантах рукописи Булгакова и прослеживает путь каждого.

Можно привести кучу доводов в некорректности и отсутствии канона, можно просто покритиковать Булгакова за стиль, за те или иные мысли, но с одним спорить невозможно – нет другой такой романтизированной и человечной биографии.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.

Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

Краткая биография

  1. В 1643 г. Поклен вместе с другими артистами создал театр «Блистательный». Начинающий актёр взял псевдоним «Мольер» и в 1644 г. впервые вышел на сцену. В Париже новый театр не смог победить в жесточайшей конкурентной борьбе с уже завоевавшими популярность труппами, поэтому Мольер решил покинуть столицу.
  2. В 1645 г. вместе с друзьями он примкнул к театральной труппе Шарля Дюфрена и на протяжении 13 лет выступал в провинции.
  3. В 1650 г. Мольер становится главой труппы. Так как актёрам нужен был свежий репертуар, он взял на себя роль драматурга. За годы работы в провинции Жан Батист написал и поставил множество комедий, большинство из которых не сохранилось. В основном это были фарсы – комедии с лёгким содержанием и использованием внешних комических приёмов. До наших дней дошли пьесы «Летающий лекарь» 1645 г. и «Ревность Барбулье», написанная предположительно в 1653 г. Авторство Мольера в обоих случаях специалисты ставят под сомнение.
  4. В 1655 г. драматург сочинил большую комедию в стихах «Шалый, или Всё невпопад», которая упрочила репутацию труппы.
  5. В 1656 г. была написана пятиактная пьеса в стихах «Любовная досада».
  6. В 1658 г. ставшую известной в провинции труппу пригласил в Париж Месье, младший брат Людовика XIV. Артисты представили в Луврском дворце комедию «Влюблённый доктор», которая так понравилась королю, что он предложил труппе работать в придворном театре Пти-Бурбон. А Месье стал покровительствовать артистам.
  7. Первой комедией, написанной и поставленной Мольером в Париже, стала «Смешные жеманницы». В своей пьесе автор высмеивал утвердившуюся в салонах и буржуазных кругах моду на прециозность – манерность, вычурность. Высшее общество не приняло сатиру, и спектакль был запрещён к показу на двухнедельный срок. Но после снятия запрета он стал пользоваться ещё большей популярностью, пьеса была сыграна за сезон 38 раз.
  8. В 1660 г. драматург написал яркую динамичную комедию-фарс «Сганарель, или Мнимый рогоносец», закрепившую парижский успех труппы. В этой пьесе впервые появляется оригинальный мольеровский персонаж – простак Сганарель, – фигурирующий впоследствии во многих произведениях автора.
  9. Для королевского двора Мольер создаёт особый жанр – комедию-балет. Первой пьесой в таком стиле стала «Несносная».
  10. В 1661 г. артисты перешли в другой театр – Пале-Рояль. Там была поставлена комедия «Школа мужей», написанная в новом для драматурга жанре – комедии воспитания.
  11. В следующем году вышла ещё более тонко проработанная пьеса «Школа жён».
  12. На нападки недоброжелателей, обрушившихся на пьесу, Мольер ответил короткой пьеской «Критика «Школы жён»», поставленной в 1663 г.
  13. В том же году труппой Мольера была поставлена комедия «Версальский экспромт», в которой автор критиковал другой крупный парижский театр «Бургундский отель».
  14. В 1664 г. выходит комедия-балет «Брак поневоле», в которой Мольер улучшает новый жанр, органично переплетая фарсовую и балетную составляющие.
  15. «Принцесса Элида», поставленная в том же году, стала первой представительницей балета-комедии галантно-пасторального типа.
  16. В 1664 г. комедиограф написал свою знаменитую пьесу «Тартюф, или Лицемер». Первый и второй варианты пьесы были запрещены к показу. В репертуаре театра она закрепилась только в 3-й редакции в 1669 г. под названием «Тартюф».
  17. В 1665 г. в Пале-Рояль впервые была поставлена новая дерзкая пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир». Не желая нового скандала, Мольер убрал комедию из репертуара после 15 представлений.
  18. В 1666 г. состоялась премьера «Мизантропа», глубокой психологической комедии «высокого» стиля. Она отличалась от всего, что ставил комедиограф ранее, и была прохладно принята публикой.
  19. В 1668 г. была поставлена знаменитая пьеса «Скупой, или Школа лжи» на сюжет «Кубышки» знаменитого римского комедиографа Плавта.
  20. В 1670 г. по заказу короля была написана комедия-балет «Мещанин во дворянстве».
  21. В 1671 г. по заказу короля в соавторстве с поэтами-драматургами Ф. Кино и П. Корнелем и композитором Ж. Б. Люлли была создана трагедия-балет «Психея». В подготовке постановки также принимали участие: хореограф П. Бошан, костюмер А. Жиссе и декоратор К. Вигарани. Это был роскошный спектакль, поразивший современников своим великолепием.
  22. Последней комедией драматурга стала «Мнимый больной» 1673 г. На момент написания пьесы автор был смертельно болен, однако произведение получилось одним из самых ярких и жизнерадостных в карьере драматурга.
  23. Жан Батист Мольер умер 17 февраля 1673 г. в возрасте 51 года. Он почувствовал себя плохо во время спектакля и был доставлен домой, где вскоре и скончался.

Портрет кисти Н. Миньяра (1656)

Начало творческого пути

Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.

В возрасте 21года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.

Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.

Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.

Комедии воспитания

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L’école des femmes, 1662), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён» крупнейшим шагом вперед в сторону создания комедии характеров, преодолевающей примитивный схематизм фарса. При этом «Школа жён» несравненно глубже и тоньше «Школы мужей», которая по отношению к ней — как бы набросок, лёгкий эскиз.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663). Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством излагал здесь своё кредо комического поэта («вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества») и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля. Этот протест против педантической фетишизации «правил» вскрывает независимую позицию Мольера по отношению к французскому классицизму, к которому он примыкал однако в своей драматургической практике.

Другим проявлением той же независимости Мольера является и его попытка доказать, что комедия не только не ниже, но даже «выше» трагедии, этого основного жанра классической поэзии. В «Критике „Школы жён“» он устами Доранта даёт критику классической трагедии с точки зрения несоответствия её «натуре» (сц. VII), то есть с позиций реализма. Критика эта направлена против тематики классической трагедии, против ориентации её на придворные и великосветские условности.

Новые удары врагов Мольер отпарировал в пьесе «Версальский экспромт» (L’impromptu de Versailles, 1663). Оригинальная по замыслу и построению (действие её происходит на подмостках театра), комедия эта даёт ценнейшие сведения о работе Мольера с актёрами и дальнейшее развитие его взглядов на сущность театра и задачи комедии. Подвергая уничтожающей критике своих конкурентов — актёров Бургундского отеля, отвергая их метод условно-напыщенной трагической игры, Мольер вместе с тем отводит упрёк в том, что он выводит на сцену определённых лиц. Главное же — он с невиданной дотоле смелостью издевается над придворными шаркунами-маркизами, бросая знаменитую фразу: «Нынешний маркиз всех смешит в пьесе; и как в древних комедиях всегда изображается простак-слуга, заставляющий хохотать публику, точно так же и нам необходим уморительный маркиз, потешающий зрителей».

«Блистательный театр»

В 1643 году Жан-Батист вместе со своей возлюбленной актрисой Мадленой Бежар добился официального разрешения на учреждение собственного театра. Несмотря на название — «Блистательный театр», — молодые актеры пренебрегали качеством исполнения. Зрители вскоре разочаровались, а актеры стали покидать труппу. В 1644 году в помещении театра разразился пожар, полностью уничтоживший сцену и декорации. Жан-Батист погряз в долгах и из-за невозможности оплатить аренду пробыл чуть меньше месяца в тюрьме, откуда был отпущен под залог.


Деба-Понсан Э. «Мольер и Годолен», 1907 год. (Wikimedia Commons)

В это время Поклен решил взять псевдоним «Мольер» (от фр. «mot-lierre» — «слово-плющ»). Сценические псевдонимы были обычным явлением для актерских кругов, но Мольер, вероятно, мог взять его и по просьбе отца, опасавшегося из-за долгов сына опорочить свою репутацию. Так или иначе, Жан-Батист не отрекся от своей настоящей фамилии и подписывался как Поклен-Мольер.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине

Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня

Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Ранние годы

15 января 1622 года в Париже на свет появился Жан-Батист Мольер, урожденный Поклен. Он был выходцем из мещанской среды: несколько поколений его предков занимались изготовлением и продажей обоев. Отец Жана-Батиста был королевским обойщиком, и поэтому его семья была достаточно состоятельна и пользовалась уважением в обществе.

Будущий драматург получил преимущественно религиозное воспитание: он окончил Клермонский коллеж, основанный в XVI веке орденом иезуитов. Обучение велось на латыни, а ученики могли общаться на своем родном языке только в свободное от занятий время.

Жан-Батист Поклен восхищался игрой профессиональных актеров и собирался связать свою жизнь с театром. На решение будущего драматурга особенно повлияло то, что именно на его юность пришелся расцвет французского классического театра, который, благодаря культурной политике кардинала Ришелье, стал весьма престижным и прибыльным занятием. Театр теперь был не только развлечением, но еще и средством поддержания единства страны при помощи распространения определенных ценностных и языковых стандартов.


Миньяр Н. «Портрет Мольера», 1656 год. (Wikimedia Commons)

Вообразив себя настоящим драматургом, Поклен однажды решил выдать отрывок из пьесы Рютбефа «Миракль о Теофиле» за собственное сочинение. Обман был быстро раскрыт преподавателем коллежа, который, вопреки всем ожиданиям Поклена, оказался знаком с этой пьесой. Но несмотря на провал, Жан-Батист не отказался от своей мечты и в поисках творческих идей погрузился в изучение античных драм.

Способным ученикам было позволено досрочно переходить в старшие классы, и поэтому Жан-Батист провёл в коллеже меньше положенных семи лет. После его окончания он изучал право в Орлеанском университете.

В 1637 году из-за материальных трудностей после смерти второй жены Поклен-старший добился права передавать по наследству свой титул обойщика и камердинера его величества. К этому моменту Жан-Батист уже успел познакомиться со многими особенностями семейного дела и был в состоянии продолжить его. Однако участь торговца и декоратора королевских покоев не прельщала юношу. В студенческие годы он проводил много времени в интеллектуальных беседах с другими студентами, в числе которых были Сирано де Бержерак и Поль Скаррон. Дружескими посиделками зачастую руководил аббат и профессор философии Пьер Гассенди. Его гуманистические свободолюбивые речи оказали большое влияние на формирование взглядов будущего драматурга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: