Бертольд брехт: краткая биография, история жизни, творчество и лучшие книги

Брехт «Трехгрошовая опера» — краткое содержание

Брехт

— все произведения Страница: Пролог. Лондон. Сохо. Ярмарка. Балладу о Мэкки-ноже поет уличный певец: «У акулы зубы-клинья / Все торчат как напоказ. / А у Мэкки только ножик, / Да и тот укрыт от глаз. / Если кровь прольет акула, / Вся вода кругом красна. / Носит Мэкки-нож перчатки, / На перчатках ни пятна. / Вот над Темзой в переулках / Люди гибнут ни за грош. / Ни при чем чума и оспа — / Там гуляет Мэкки-нож. / Если вечером на Стренде / Тело мертвое найдешь, / Значит, ходит где-то рядом / Легким шагом Мэкки-нож. / Мейер Шмуль куда-то сгинул. / Он богатый был старик, / Деньги Шмуля тратит Мэкки, / Против Мэкки нет улик.

От группы смеющихся проституток отделяется человек и торопливо переходит площадь. Вот он — Мэкки-нож!

Действие первое. — заведение Джонатана Джереми Пичема. Мистер Пичем озабочен тем, что все трудней становится делать деньги на сострадании к несчастным. Люди черствеют, и фирма несет убытки. Необходимо совершенствовать работу по экипировке нищих, чтобы вызвать хоть каплю жалости видом увечий и лохмотьев, жалостными легендами и лозунгами вроде «Давать слаще, чем брать». Суть своей деятельности Пичем раскрывает в поучениях начинающему нищему. Миссис Пичем сообщает о том, что у их дочери Полли новый ухажер. Мистер Пичем с ужасом узнает в нем бандита Мэкхита по кличке Мэкки-нож.

В трущобах Сохо. Дочь короля нищих Полли выходит замуж за короля бандитов Мэкхита. Простые и добродушные ребята бандиты Джекоб Крючок, Маттиас Монета, Уолтер Плакучая Ива, Роберт Пила и другие устраивают свадебную обстановку в заброшенной конюшне, используя ворованную посуду, мебель и снедь. Мэк доволен свадьбой, хотя и вынужден иной раз указывать товарищам на несовершенство их манер. Юная красотка Полли исполняет зонг «Пиратка Дженни»: «Я здесь мою стаканы, постели стелю, / И не знаете вы, кто я. / Но когда у причала станет / Сорокапушечный трехмачтовый бриг, / О, как я засмеюсь в этот миг! / И всем вам невесело станет тогда, / Не до выпивки будет вам всем, господа!»

Появляется самый почетный гость — капитан Браун, он же Пантера Браун, глава лондонской уголовной полиции, а в прошлом однополчанин Мэкхита. Вместе они воевали в Индии и в Афганистане и теперь остались друзьями. Работая каждый на своем поприще, они осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В два голоса они исполняют солдатскую песню: «От Гибралтара до Пешавара / Пушки подушки нам. / Если же новая, желтая-лиловая, / Черного окраса попадется раса, / То из нее мы сделаем котлету. Трам-там!»

Заведение Пичема. Полли песенкой «Когда я невинной девчонкой была» дает понять родителям, что её девичество уже позади. Пичем сетует, что без Полли дела фирмы придут в упадок, так как нищая братия обожает эту девчонку. Выход в том, чтобы навести на Мэкхита полицию. Это легко сделать, ведь всегда по четвергам верного своим привычкам Мэкхита можно найти у проституток. Семейство Пичем исполняет зонг, являющийся Первым трехгрошовым финалом: «У человека есть святое право, / Ведь бытия земного краток век. / И хлеб вкушать и радоваться, право, / Имеет право каждый человек. Страница:

Творчество

Брехт-драматург Постановки пьес Б. Брехта в СССР и в России

В СССР первым спектаклем по пьесе Брехта стала «Трёхгрошовая опера», поставленная Александром Таировым в 1930 году в Камерном театре. В 1934 году был издан сборник пьес Б. Брехта, однако в дальнейшем, вплоть до середины 50-х годов, его пьесы в СССР не ставились и не публиковались, лишь во второй половине 50-х их начали переводить. Первый однотомник, в который вошли пьесы, написанные Брехтом в эмиграции, вышел уже в 1956 году и был приурочен к гастролям театра «Берлинер ансамбль».

Пьесы Брехта стали знаковыми для выдающихся советских режиссёров. Так, например, история любимовской «Таганки» началась в 1964 году со спектакля «Добрый человек из Сезуана», а спектакль «Кавказский меловой круг», поставленный знаменитым грузинским режиссёром Роберта Стуруа в 1975 году в Театре им. Шота Руставели, принёс режиссёру мировую известность и по праву считается одной из лучших его работ.

Наиболее известные постановки «Трёхгрошовая опера»

  • 1930 — Камерный театр. Постановка Александра Таирова
  • 1980 — Московский театр Сатиры. Постановка Валентина Плучека. В роли Мекки Мессера — Андрей Миронов

«Мамаша Кураж и её дети»

  • 1960 — Театр им. В. Маяковского. Постановка М. Штрауха. Мамаша Кураж — Юдифь Глизер
  • 1972 — Московский театр Сатиры. Постановка Марка Захарова. Художник А. Васильев. В роли Мамаши Кураж — Татьяна Пельтцер

«Карьера Артуро Уи»

1963 — «Большой драматический театр им. М. Горького». Постановка Эрвина Аксера. Художники Э. Старовейская, К. Свинарский; композитор 3. Турский. Роли исполняли: Артуро Уи — Е. Лебедев, Догсборо — В. Полицеймако, Дживола — С. Юрский, Гири — В. Кузнецов, Эрнесто Рома — Е. Копелян, Инна — В. Рецептер, Зазывала — Г. Штиль, Актёр — В. Стржельчик. Премьера состоялась 26 июня

«Жизнь Галилея»

1963 — Театр на Таганке. Постановка Ю. Любимова. Художник Э. Стенберг; музыка к стихам — А. Васильева и Б. Хмельницкого; использована также музыка из произведений Дмитрий Шостаковича. В роли Галилея — Владимир Высоцкий и Александр Калягин,

Брехт — теоретик и режиссёр Основная статья: Эпический театр Режиссёрские работы

  • 1931 — «Человек есть человек». Художник Каспар Неер; композитор Курт Вайль — Государственный театр, Берлин
  • 1948 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Тео Отто (совместно с Куртом Гиршфельдом) — «Шаушпильхауз», Цюрих
  • 1950 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художник Тео Отто — «Каммершпиле», Мюнхен

«Берлинер ансамбль»

  • 1949 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художники Тео Отто и Каспар Неер, композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем)
  • 1949 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем).
  • 1952 — «Мать» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Ганс Эйслер
  • 1952 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Композитор Пауль Дессау (совместно с Эгоном Монком)
  • 1953 — «Катцграбен» Э. Штриттматтера
  • 1953 — «Зимняя битва» И. Р. Бехера
  • 1954 — «Кавказский меловой круг» Б. Брехта. Художник Карл фон Аппен; композитор Пауль Дессау; режиссёр М. Векверт
  • 1956 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Каспар Неер, композитор Ганс Эйслер (совместно с Эрихом Энгелем)

Сочинения Основная статья: Список сочинений Бертольта Брехта Наиболее известные пьесы

  • 1920 — «Барабаны в ночи» (нем. Trommeln in der Nacht)
  • 1926 — «Человек есть человек» (нем. Mann ist Mann)
  • 1928 — «Трёхгрошовая опера» (нем. Die Dreigroschenoper)
  • 1931 — «Святая Иоанна скотобоен» (нем. Die heilige Johanna der Schlachthöfe;)
  • 1931 — «Мать» (нем. Die Mutter); по мотивам одноимённого романа А. М. Горького
  • 1938 — «Страх и отчаяние в Третьей империи» (нем. Furcht und Elend des Dritten Reiches)
  • 1939 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder; окончательная редакция — 1941)
  • 1939 — «Жизнь Галилея» (нем. Leben des Galilei, вторая редакция — 1945 год)
  • 1940 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» (нем. Herr Puntila und sein Knecht Matti)
  • 1941 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder)
  • 1941 — «Швейк во Второй мировой войне» (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg)
  • 1941 — «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (нем. Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui)
  • 1941 — «Добрый человек из Сычуани» (нем. Der gute Mensch von Sezuan)
  • 1945 — «Кавказский меловой круг» (нем. Der kaukasische Kreidekreis)
  • 1954 — Турандот, или Конгресс обелителей (нем. Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher)

1. История написания

Основой для сюжета послужила известная пьеса Джона Гэя (John Gay) и Иоханна Кристофа Пепуша (Johann Christoph Pepusch) «Опера нищих» («Nos hoec novimus esse nihil») (1728).

«Пьеса Брехта представляет собой переделку „Оперы нищих“ английского драматурга Джона Гэя (1685—1732), написанной и поставленной ровно за двести лет до Брехта, в 1728 г. „Опера нищих“ была пародией на оперы Генделя и в то же время сатирой на современную Гэю Англию. Сюжет ее подсказан Гэю Джонатаном Свифтом. Пьесу Гэя перевела для Брехта его сотрудница по многим пьесам Элизабет Гауптман. Брехт почти не изменил внешнего сюжета „Оперы нищих“. Все же переработка оказалась очень существенной. У Гэя Пичем — ловкий предприниматель, а Макхит — благородный разбойник. У Брехта оба они — буржуа и предприниматели, деятельность которых, по существу, одинакова, несмотря на формальные различия. Прототипами Макхита у Гэя послужили знаменитые воры XVIII в. Джонатан Уайльд и Джек Шеппард, нищие, бездомные бродяги, отличавшиеся ловкостью, жестокостью, но и своеобразным душевным величием. Макхит у Брехта — буржуа-работодатель, думающий только о коммерческих выгодах своих разбойничьих предприятий. Даже несчастья Макхита вызваны не темпераментом, увлеченностью, страстностью, а присущей ему, как и всякому буржуа, приверженностью к своим повседневным привычкам». Один из исследователей драматургии Брехта справедливо замечает: «Если Гэй в „Опере нищих“ бичует открытый обман как новый тип жизненных отношений, то Брехт в „Трехгрошовой опере“ нападает на обман, санкционированный „легальными“ методами» (Вернер Гехт, Обработка или переработка, — о «Трехгрошовой опере» и ее прототипе. — «Theater der Zeit», 1958, № 7, Studien, S. 17). Гэй критикует английские порядки XVIII в. с точки зрения аристократической партии тори, то есть с консервативной позиции дворянства, враждебно относящегося к новым общественным отношениям, порожденным развивавшимся в Англии капитализмом. Критика Брехта ведется с позиций революционных. Действие пьесы Гэя происходит в начале XVIII в.; Брехт переносит его на сто лет позднее, в викторианскую Англию, — сам он объясняет это так: «О викторианской Англии зритель кое-что знает, и в то же время она достаточно удалена, чтобы о ней можно было критически судить с порядочного расстояния».

Брехт существенно переработал сюжет пьесы, ввел дополнительных персонажей, изменил трактовку образов.

Зонги из «Трехгрошовой оперы» композитора Курта Вейля часто исполняются отдельно, не связанно с сюжетом драматического произведения, как песни, в концертных программах и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Например, «Mack the Knife» — зонг из «Трехгрошовой оперы», ставший популярной песней, среди исполнителей: Луи Армстронг, Стинг, Ник Кейв, Лайл Ловетт, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Робби Уильямс, Кевин Спейси, Майкл Бубле, Андрей Миронов и мн.др. Подробно о песне см. ст. Mack the Knife.

Революционер и антифашист

В начале 20-х годов XX века в пивных барах г. Мюнхена Бертольд Брехт стал свидетелем первых шагов Адольфа Гитлера на политическом поприще, но тогда он не увидел в этом политическом деятеле угрозы, зато потом стал убежденным антифашистом.

Каждое событие или явление в стране находило активный литературный отклик в творчестве писателя. Его произведения были злободневны, ярко и наглядно обнажали проблемы тогдашней Германии.

Писатель все больше проникался революционными идеями, что не могло нравиться буржуазной публике, и премьеры его пьес стали сопровождаться скандалами.

Убежденный коммунист, Брехт становится объектом травли и гонений. За ним устанавливается слежка, его произведения подвергаются беспощадной цензуре.

Брехт написал много антифашистских произведений, в частности, «Песню о штурмовике», «Когда фашизм набирал силу» и другие.

Пришедшие к власти фашисты занесли его имя в черный список лиц, которых необходимо уничтожить.

Поэт понимал, что в таких условиях он обречен, поэтому срочно принял решение об эмиграции.

Экранизация

Смесь водевиля, полицейской мелодрамы, социальной сатиры и народной поэзии, Трехгрошовая опера — грустный праздник, идеально подходящий к кризисной ситуации в Европе.

Сюжет

Лондон в неопределенную эпоху. Уличный певец рассказывает зевакам о подвигах Мэки, хитроумного разбойника, безраздельно властвующего в Сохо. Оставив свою подружку Дженни-потаскуху, она соблазняет Полли Пичум, дочь короля нищих, и женится на ней ночью в заброшенном доку на берегу Темзы. Взбешенный Пичум приказывает поймать Мэки и отправляет на его поиски — в день коронации королевы — целую армию оборванцев. Благодаря пособничеству продажной полиции Мэки удается выпутаться из этой истории. Все заканчивается хорошо, и жулики могут снова заправлять балом.

О фильме

Этот фильм, снятый в двух вариантах, немецком и французском (с одной и той же группой, но разными актерами) блестяще сочетает английский юмор с немецким экспрессионизмом. Фильму приписывали различные влияния: Вийон, Хогарт, Эжен Сю, Мак Орлан… Пол Гилсон находит в нем атмосферу гордого нищенского существования, которая составляет красоту романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. В начале была пьеса Бертольда Брехта, написанная по мотивам английской комедии XVIII века The Beggar’s Opera, в которой чувствовалось влияние Свифта. (В 1952 году Питер Брук снял по ней одноименный цветной фильм, а в 1986 году латиноамериканец Рю Гуэрра сделал из нее мюзикл Opera do Malandro). Брехт считал, что идея его произведения была искажена; и действительно, фильм перетягивает памфлет в сторону феерии, но так ли это плохо? Следует вспомнить немые картины Пабста с явно натуралистической и психоаналитической направленностью: Безрадостная улица, Тайники души, Лулу. Режиссер остается верен себе и в Трехгрошовой опере, в этой едкой арлекинаде, в этом переплетении безумия и мудрости, кошмара и реальности (Александр Арну). Он во много обязан своим помощникам: декорации и операторская работа создают чарующую атмосферу замкнутого мирка, а музыка Курта Вайля лукаво комментирует действие фильма. Во всяком случае, ни одна из последующих картин Георга Вильгельма Пабста не достигла подобной поэтичности.

Ремейк

При выходе на экраны во Франции фильм посчитали подрывающим устои и потребовали вырезать некоторые сцены. В 1962 году немец Вольфганг Штаудт сделал по нему ремейк с участием Курта Юргенса, который оказался намного хуже оригинальной версии.

  1. Bertolt Brecht. Gesammelte Werke, Bd. I, London, 1938, S. 95.
  2. Цит. по кн.: R. Grimm. Brecht und die Weltliteratur. Nurn-berg, 1961, S. 33.
  3. B. Brecht. Versuche, Heft 3. Berlin, 1931, S, 261.

Примечания и ссылки

Примечания

  1. Я вырос в семье.
    Мои родители подарили мне ошейник,
    Они приучили меня к тому, что меня обслуживают,
    И научились управлять порядком.

использованная литература

  1. Verjagt mit gutem Grund, Gedichte IV , 141. Arche, Poems IV, 135. Trad. Жильбер Бадиа и Клод Дрюше.
  2. Джек Дион, анархист Баал , гуманист Натан, жертва Дональд , Марианна , 23 апреля 2017 г. .
  3. .
  4. Гюнтер Берг и Вольфганг Йеске, Бертольт Брехт, человек и его работа , редактор L’Arche, 1999, страницы 51-52.
  5. (in) на svendborgbibliotek.dk (по состоянию на 26 февраля 2020 г. ) .
  6. Гюнтер Берг и Вольфганг Йеске, Бертольт Брехт, человек и его работа , L’Arche éditeur, 1999, стр.  58 .
  7. (де) Петра Штубер, Spielräume und Grenzen: Studien zum DDR-Theater ,1998 г..
  8. ↑ и .
  9. ↑ и .
  10. (de) IB Wien, Bert Brecht als Oesterreicher в: Deutsche Zeitung und Wirtschafts Zeitung. п о  81, 1951, стр.  1.
  11. (из) Доктор Лутц Вальтер, Кай-Бритт Альбрехт, , на dhm.de (Немецкий исторический музей, Берлин) ,14 сентября 2014 г..
  12. Гюнтер Берг и Вольфганг Йеске, op. соч. , стр.  90 .
  13. Бертольт Брехт, Сочинения , т. 23, стр.  249 et seq., Примечания стр. 546, L’Arche éditeur, 1999.
  14. (из) Гюнтер Берг, Вольфганг Йеске, Бертольт Брехт ,1998 г..
  15. (Де) Вернер Хехт, , на berliner-zeitung.de ,17 декабря 2004 г.(по состоянию на 21 января 2018 г. )
  16. ↑ и Джеймсон, Брехт и метод , 1998, 10–11.
  17. Complete Theatre , 3, Париж, L’Arche, стр.  56 .
  18. Почтовые марки о Бертольде Брехте
  19. Филипп Мейер, Немецкий гений , Place des éditeurs, 2017, в Google Книгах
  20. Критические эссе Роланда Барта , сб. точек / литература, Seuil, 1964, с.  51-52 ( ISBN 2-02005809-X ) .

Личная жизнь

Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени.

По его утверждению, «Трехгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».

Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.

Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.

Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.

Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен.

Отступление

Сюжет спектакля имеет историческую подоплеку в широком смысле слова. В 18 веке в Лондоне существовала хорошо организованная преступная группировка, которую возглавлял Джонатан Уайлд . У этой банды было несколько отделов, которые с одной стороны занимались кражами и грабежами, а с другой стороны предлагали жертвам награбленное для выкупа. В-третьих, поддерживались тесные отношения с полицией и экстрадировались непопулярные сообщники. Уайлд был казнен в Лондоне в 1725 году. Джон Гей использовал это созвездие для своей оперы «Нищий» , Джонатан Пичам имеет черты Джонатана Уайлда в опере.

Действие второе

Полли сообщает Мэкхиту, что на него донесли в полицию, и Браун вынужден отдать приказ о его аресте. Мэкхит поручает молодой жене дела банды, а сам намерен бежать.

Брифли существует благодаря рекламе:

Полли успешно демонстрирует бандитам свои способности командовать.

Предвещая события, мистер и миссис Пичем исполняют в Интермедии «Балладу о зове плоти»:

Был четверг, и по привычке Мэк, несмотря ни на что, отправился в Тарнбридж, к проституткам. С ними он ведёт почти семейный разговор о климате, о качестве нижнего белья. Старая подруга Дженни Малина исполняет вместе с ним «Балладу сутенёра». А между тем она уже выдала его полиции, соблазнённая деньгами Пичема. Вот и полицейские агенты. Мэкхита уводят.

Тюрьма в Олд-Бейли. Приятна жизнь твоя, коль ты богат. Эту истину, справедливую и в тюрьме, Мэкки усвоил с детства. Условия содержания у него не худшие. Узника навещают сразу две красотки. Это Полли и Люси Браун, дочь его друга капитана Брауна. Ее Мэкхит соблазнил чуть раньше, чем женился на Полли. Они поют Дуэт ревнивиц. Мэкки вынужден отдать предпочтение Люси — она поможет ему бежать. Люси исполняет его просьбу. Мэкхит покидает тюрьму и направляется… к проституткам.

Продолжение после рекламы:

Второй трёхгрошовый финал:

Работает

(В хронологическом порядке.)

Домашние проповеди

Жан Ла Шанс , 1918 (незаконченный)

Баал , 1918 г.

Свадьба у мещан , 1919 год

Люкс в Тенебри , 1919 год

Барабаны в ночи ( Троммель-ин-дер-Нахт ), 1920

В городских джунглях ( Im Dickicht der Städte ), 1922 год.

Жизнь Эдуарда II Английского ( Leben Eduards der Zweiten von England ), 1924 г.

Человек для человека ( Mann ist Mann ), 1925 год

Ребенок-слон , 1926 год.

Опера Куарта ( Die Dreigroschenoper ), 1928 год

Полет над океаном , 1929 год.

Важность согласия ( Das Badener Lehrstücke von Einverständnis ), 1929 г.

Хэппи-энд , 1929 год

Взлет и падение города Махагонни ( Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny ), 1930 г.

Святая Жанна из бойни ( Die heilige Johanna der Schlachthöfe ), 1930 г.

Тот, кто говорит да, тот, кто говорит нет ( Der Jasager, Der Neinsager ), 1930

Решение ( Die Massnahme ), 1930

Исключение и правило ( Die Ausnahme und die Regel ), 1930

Мать ( Die Mutter ), 1931 г.

Замороженные животы ( Kuhle Wampe ) (фильм), 1932

Круглые и остроконечные головки ( Die Rundköpfe und die Spitzköpfe ), 1933 г.

Einheitsfrontlied , 1935 год.

Винтовки матери Каррар ( Gewehre der Frau Carrar ), 1937 год

Мать Храбрость и ее дети ( Mutter Courage und ihre Kinder ), 1938 год.

Великий страх и страдания Третьего рейха ( Furcht und Elend des Dritten Reiches ), 1938 год.

Жизнь Галилеи ( Leben des Galilei ), 1938 год.

Добрая душа Се-Чуана ( Der gute Mensch von Sezuan ), 1938 год.

Испытание Лукулла ( Das Verhör des Lucullus ), 1939 г.

Мастер Пунтила и его камердинер Матти ( Herr Puntila und sein Knecht Matti ), 1940 г.

Диалоги изгнанников ( Flüchtlingsgespräche ), 1940-1941 гг.

Непреодолимое восхождение Артуро Уи ( Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui ), 1941 год.

Les Visions de Simone Machard  (en) ( Die Gesichte der Simone Machard ), 1942 год.

Швейк во время Второй мировой войны ( Schweyk im zweiten Weltkrieg ), 1943 г.

Палачи тоже умирают (сценарий), фильм режиссера Фрица Ланга , 1943 г.

Кавказский меловой круг ( Der kaukasische Kreidekreis ), 1945 (опубликовано в 1949 году)

Антигона , 1947 год.

Истории из альманаха (Kalendergeschichten) , 1949, включая рассказы г-на Койнера

Дни Коммуны , сценарий 1949 года, режиссер Манфред Векверт и Иоахим Теншерт  (из) на восточно-германском телевидении в 1966 году.

Малый Органон для театра , 1948 г.

Диалектика в театре , 1951 год

Дон Жуан по Мольеру, 1953 г.

Элегии Букова  (де) , частично опубликованные в 1953 и 1954 гг.

Дела мсье Юлия Цезаря , 1957 г.

Турандот, или конгресс отмывателей ( Turandot oder der Kongress der Weisswäscher ), 1954 г.

«Покупка меди», сборник текстов, написанных с 1939 по 1955 год для театра «научного века».

Литавры и трубы  (en) ( Pauken und Trompeten , 1955), адаптация пьесы L’Officier Recruteur  (en) (1706) Джорджа Фаркухара

Последние годы

В середине 1950-х Брехт очень много работал, впрочем, как всегда. К сожалению, состояние его здоровья начало ухудшаться, оказалось, что у него больное сердце, а писатель и драматург не привык себя беречь.

Общий упадок сил был явно выражен уже с весны 1955 года: Брехт сильно сдал, в возрасте 57 лет он ходил с палочкой и выглядел как глубокий старик.

В мае 1955 года, перед отправкой в Москву, он составляет завещание, в котором просит, чтобы гроб с его телом не выставлялся на обозрение публики.

Следующей весной он работал над постановкой пьесы «Жизнь Галилея» в своем театре. У него случился инфаркт, но поскольку он был бессимптомным, Брехт не обратил на него никакого внимания и продолжил работу. Усиливавшуюся слабость он принял за переутомление и в середине весны предпринял попытку отказаться от перегрузок и просто уехать отдохнуть. Но это уже не помогло, самочувствие не улучшалось.

10 августа 1956 год Брехту нужно было приехать в Берлин на репетиции спектакля «Кавказский меловой круг», чтобы проконтролировать процесс подготовки театра к предстоящим гастролям в Великобритании.

Но увы, с вечера 13 августа его состояние стало резко ухудшаться. На следующий день, 14 августа 1956 года, у писателя остановилось сердце. Бертольт Брехт не дожил до своего шестидесятилетнего юбилея два года.

Похороны прошли через три дня, на небольшом Доротеенштадтском кладбище, которое находилось недалеко от его дома. На похоронах присутствовали только самые близкие друзья, члены семьи и коллектив театра «Берлинский ансамбль». Следуя завещанию, над могилой Брехта речи произносить не стали.

Только через несколько часов состоялась официальная церемония возложения венков. Таким образом была исполнена его последняя воля.

Творческое наследие Бертольда Брехта вызывает такой же интерес, как и при жизни автора, а спектакли по его произведениям продолжают ставить во всем мире.

Комментарии

Отчасти вы правы. Не все знают тёмные уголки жажа, например, есть вот такое — https://jaaj.club/ratings.aspx, где можно увидеть всех новичков.

15.09.2022
Jaaj.Club

К тому же я не очень понимаю, если этот аккаунт создан кем-то с целью фейковой раскуртки и отбора у него нужных предметов, то я то как его увижу? Вот и получается что все просто если кто-то нападает на только что созданный аккаунт, у которого нет ни статей ни комментов, он сам этот аккаунт и создал, потому как другие на него напасть не могут, они просто не знают о его существовании. В меню есть статьи, есть книги, но нет списка участников и участника я могу увидеть, только если он проявляет какаю-либо активность)) Однако тот кто его создал, видит его сразу и может на него напасть)))

15.09.2022
Kris

Да, согласна — маловато будет

15.09.2022
radioda

Если честно, то это всё для меня большое открытие. Что вы имеете в виду под «чем выше вибрации диапазона«? То есть подразумевается какая-то амплитуда диапазона удовольствия, самые примитивные из которых это — жрать и размножаться, следующая ступень — интеллектально-эмоциональная? Что-то ещё? Не сводится ли это всё к той же пирамиде потребностей Маслоу, только другими словами?

15.09.2022
Jaaj.Club

Привычка — это получение удовольствия в разных диапазонах. И что в данный диапазон входит у человека, зависит от человека, но в основном, приблизительно — у всех людей в один и тот же диапазон могут входить схожие действия.Например диапазон физических удовольствий — кто-то может есть с утра до вечера, кто-то трахает все что движется, или со всем что движется, кто-то мозг выносит своим близким — все это способы получения удовольствия в одном диапазоне. Так вот получение этого удовольствия и есть привычка — а как он проявляется у всех по-разному. Удовольствие во всех его проявлениях — это то что нужно человеку для жизни, чем выше вибрации диапазона, тем выше по развитию человек. Например чтение научной литературы, решение логических задач, образование — это тоже получение удовольствия, но только в другом диапазоне. Так что секрет не жрать — сменить диапазон для получения удовольствия))

15.09.2022
Kris

Последние надежды

Брехт был по-настоящему воодушевлен: он договорился с Завадским о постановке «Мамаши Кураж» в Моссовете. Он пригласил литературоведа Фрадкина в Берлин для знакомства с работой театра Берлинер Ансамбль и даже заключил договор с издательством «Искусство» о публикации нескольких своих текстов. Но всем этим планам так и не суждено было сбыться, как и мечте приехать вместе с Берлинер Ансамбль на гастроли в СССР.

Уже в 1955 Брехт себя плохо чувствовал. Перед отъездом в Москву он написал завещание, где просил не выставлять его гроб публично и не говорить над его могилой прощальных слов. В 1956 у Брехта случилось несколько инфарктов, и 14 августа его не стало. Критик Лев Копелев писал о Брехте: «Мы не торопились ставить драмы Брехта, такого близкого нам по идеологии и морали автора, которого даже его противники были вынуждены были признать самым крупным современным западным драматургом. Почему? Из страха или подозрительности перед оригинальностью произведения?».

«Умереть за Родину сладостно и почётно»: как выросший в эпоху фашизации Брехт стал пацифистом

В связи с последними событиями мне вспомнилась одна из наших университетских лекций по истории зарубежной литературы, рассказанная Юлианой Владимировной Каминской. Ещё недавно эта лекция (безусловно, очень интересная) особо не отличалась от других программных лекций курса о Камю, Манне, Ионеско — умных, увлекающих, но всё равно далеких от нас, теоретических. А в последние два месяца она будто ожила, ворвалась в сегодня и стала некоторым объяснением новой реальности. Это была лекция о немецком драматурге Бертольте Брехте и его новом театре.

Притягивают к сегодняшнему дню Бертольта Брехта уже сами обстоятельства его жизни. Брехт родился в немецком Аугсбурге в 1898 году в семье директора бумажного предприятия, затем рос и становился как личность под флагом Веймарский Республики. Еще в школьные годы, будучи совсем подростком, Брехт начал писать стихи и рассказы, которые публиковали в местных газетах, но после, сменив фокус с литературы, задумал стать врачом. В какой-то мере это ему удалось.

Во время Первой мировой войны юный Брехт, недоучившийся студент мюнхенского медицинского, работал санитаром в военном госпитале. Там, в палатах и на больничных койках, он впервые встретился лицом к лицу с войной, о которой за пару лет до этого написал одобрительное милитаристское стихотворение «Заметки о нашем времени». Увиденное в госпитале настолько поразило драматурга, что вскоре вылилось в балладу «Легенда о мертвом солдате». Это баллада о том, как, устав от долгой войны, солдат решил умереть и этим расстроил планы кайзера. «Легенда о мертвом солдате» стала настолько популярной, что ее исполняли все литературные кабаре Германии. Под гитару пели о солдате, которого мертвым подняли из могилы и заставили вернуться на поле боя. Чтобы никто не заметил, что солдат давно уж не живой, его, в сумасшедшем патриотическом ритме «чиндра-ра и хох», окружили поп с кадилом, военный оркестр и «некто во фраке». В этой суматохе никто, кроме звезд над головой, не заметил, что солдат уже мертв, а теперь ему предстоит умереть ещё раз. Эта баллада — флажок формировавшейся позиции Брехта относительно войны и военной пропаганды, относительно попавшейся ему еще в гимназии темы литературного сочинения «умереть за Родину сладостно и почётно».

В смутные годы Веймарской Республики, когда во власти одинаковое влияние имели и красные, и коричневые, когда в общей суматохе произведения Брехта еще не запрещали и ставили в театрах, драматург начал замечать и ужасаться всеобщей фашизацией общества. Ему не давал покоя вопрос, почему на умных, высокообразованных людей пропаганда влияет с той же или даже с большей силой, чем на малообразованных и далёких от культуры и политики пролетариев. Возможно, эта тема так тревожила драматурга потому, что он и сам однажды поддался пропаганде, когда во время Первой мировой войны опубликовал «Заметки о нашем времени», в которых оправдывал военные действия. Но взгляды Брехта быстро стали пацифистскими, стоило драматургу столкнуться с реальностью. Моя преподавательница Юлиана Каминская еще тогда, на лекции, заметила, что Бертольт Брехт вообще был человеком дальновидным и необычайно прозорливым. Он будто мог смотреть на всё со стороны и без лишних иллюзий оценивать ситуацию. Это качество стало для драматурга спасительным, когда к власти Республики пришел Адольф Гитлер. До этого сосредоточенный над работой в театре и постановками, Бертольт Брехт за сутки покинул пределы страны сразу на следующий день после ключевого события в нацистской Германии — поджога Рейхстага. В необходимости скорейшего отъезда он убеждал и свою театральную труппу. Кто-то, послушавшись, смог покинуть страну в кратчайшие сроки. Те же участники труппы, которые остались в стране, были сосланы в концлагеря и убиты.

Сам Брехт после отъезда из республики посетил Швейцарию, США и даже СССР — единственную страну, в которой драматург не вёл дневниковые записи. Ведущий дневник постоянно на протяжении долгих лет, Бертольт Брехт не делал этого в Союзе, потому что хотел не только приехать и лично посмотреть на коммунистическую утопию, но и вернуться оттуда.

В послевоенный годы Брехт стал задумываться о возвращении на родину. Принять решение его поторопил допрос в комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности в США. И годы спустя Брехт вернулся в Германию, в восточную её часть. В Восточном Берлине вместе с женой, актрисой Хеленой Вайгель, он основал театр «Берлинер Ансамбль» — площадку по развертыванию задумок о новом эпическом театре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector