Анализ произведения «бедные люди» (ф. м. достоевский)

Проблемы

Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:

  1. Нищета . Достоевский, сам не понаслышке знающий, что такое долги, поднимает в романе тему огромного количества людей в городе, оказавшихся за чертой бедности. Мы видим на улицах мальчика, которому нечего есть, и он играет на шарманке, чтобы хоть как-то прокормиться; мы видим, как от невозможности заплатить и получить медицинские услуги, погибает юный студент – Пётр Покровский. Как Варвара вынуждена пренебрегать своим слабым здоровьем и работать сверх своих сил; как Макар Девушкин, чтобы помочь ей, вынужден продавать свои вещи. Эти люди выбиваются из сил, чтобы просто обеспечить своё существование, в то время, как, например, как Господин Быков позволяет себе покупать расположение женщин.
  2. Проблема нищеты является следствием социальной несправедливости . Она также волновала Достоевского. Если девушка теряет родителей, то она может обеспечить себя только одним способом – выйти замуж. Самостоятельная жизнь без благодетеля практически невозможна. За честный труд платят крайне мало, а работать приходится так много, что это подрывает здоровье. Неустроенные дети, оказавшиеся на улице, взрослые, которых по ошибке лишают всего, как в случае с семьёй Горшковых – это сюжеты самых обычных для Петербурга того времени историй. Достоевский, дебютировав именно с этим романом, сразу обозначил тему своих дальнейших творческих исследовании. Толстой, Пушкин и многие другие выдающиеся литераторы описывали в основном быт и проблемы привилегированного класса – дворянства. Достоевский же взялся за изучение психологии и жизни людей, лишённых социальных привилегий.
  3. Проблема циничного отношения к жизни также исследуется в «Бедных людях». Господин Быков и Анна Фёдоровна – это люди обеспеченные. Им не нужно заботиться о том, где найти денег на завтрашний обед или ужин. Они не умрут от того, что не могут позволить себе вызвать врача, при этом они смотрят на жизнь и других людей, как на то, из чего можно извлечь выгоду. Быкову льстит, что Варя — добрая и красивая девушка, но ему совершенно безразлично, какие чувства она испытывает. Быков воспринимает её не как человека, которого нужно уважать просто за то, что он есть, но лишь как девушку, чьим положением можно воспользоваться. В глазах Анны Фёдоровны отказ Вареньки выглядит как глупость: она упустила шанс устроить жизнь. Её не смущает и то, что она по сути продаёт живых людей. Такому циничному взгляду на жизнь противопоставлена доброта и кротость главных героев.
  4. Проблема жестокости также отражена в романе. Люди не милосердны друг к другу. Так, над Макаром постоянно подшучивают, смеются. Когда узнают о том, что он покровительствует Варе, по городу тут же распускают слух, что Макар ухаживает за ней. Это компрометирует обоих, и они вынуждены всё время думать, как будет воспринят тот или иной их поступок. Жестоко поступают с семьёй Горшковых, сначала без повода обвинив, а затем оправдав главу семьи. Он не выдерживает этих переживаний и умирает, дети остаются сиротами.

Поднятые темы

По названию романа нетрудно догадаться, что в тексте произведения затронута тема «маленького человека». Именно к этому типу литературного героя принадлежат:

  • Макар Девушкин;
  • Варенька Доброселова.

Федор Михайлович видит в каждом из них целостную личность, ведь только способный к любви и состраданию человек обладает живой душой. Писатель знакомит читателей с добрыми и порядочными людьми, которые вынуждены бороться с нищетой. В обществе, где орудуют несправедливость и произвол, незначительные обитатели большого города, всегда готовые подставить друг другу плечо, не теряют веры в светлое будущее. Они, обладатели истинной добродетели, не выставляют свою жизнь напоказ, все их помыслы сосредоточены на бескорыстном желании помочь нуждающимся.

Представляет интерес и то, каким образом автор раскрывает тему любви. Ради этого возвышенного чувства герои готовы поступиться собственными интересами. Девушкин совсем не думает о себе, отдавая все деньги своей воспитаннице.

Доброселова Варвара Алексеевна

  1. Сочинения
  2. Персонажи произведений
  3. Доброселова Варвара Алексеевна

(«Бедные люди»)

Молодая девушка, оставшаяся без родителей, живет одна в чужом углу с Федорой, зарабатывает на хлеб шитьем и одного лишь друга имеет на всем белом свете — Макара Алексеевича Девушкина, с которым пишут они друг другу каждый день письма, хотя и живут в соседних домах. В одном из писем сама Варенька о себе сообщает: «К тому же я такая нелюдимка, дикарка; люблю пообжиться в привычном угле надолго. Как-то лучше там, где привыкнешь: хоть и с горем пополам живешь, а все-таки лучше. мне иногда одной очень грустно бывает. Иной раз, особенно в сумерки, сидишь себе одна–одинешенька. Федора уйдет куда-нибудь. Сидишь, думаешь–думаешь, — вспоминаешь все старое, и радостное, и грустное, — все идет перед глазами, все мелькает, как из тумана. Знакомые лица являются (я почти наяву начинаю видеть), — матушку вижу чаще всего. А какие бывают сны у меня! Я чувствую, что здоровье мое расстроено; я так слаба; вот и сегодня, когда вставала утром с постели, мне дурно сделалось; сверх того, у меня такой дурной кашель! Я чувствую, я знаю, что скоро умру. Кто-то меня похоронит? Кто-то за гробом моим пойдет? Кто-то обо мне пожалеет. И вот придется, может быть, умереть в чужом месте, в чужом доме, в чужом угле. Боже мой, как грустно жить, Макар Алексеевич. »Да, грустна жизнь бедной девушки! Когда-то, в детстве, была она счастлива: отец служил управляющим в большом имении, жили в деревне (а она так любит природу!), но потом, при новом хозяине, отец место потерял, пришлось переехать в мрачный сырой негостеприимный Петербург, отец вскоре умер, семья разорилась окончательно, переехали с матушкой жить к дальней родственнице Анне Федоровне, которая оказалась сводней, так что Вареньке, оставшейся вскоре совсем сиротой, еле–еле удалось избавиться от опеки Анны Федоровны, которая уже погубила жизнь ее двоюродной сестры Саши, и жить в одиночестве и нищете. Единственное светлое пятно в судьбе Вареньки — любовь к студенту Покровскому, который вскоре умирает от чахотки.Несмотря на все невзгоды и слабое здоровье, Варенька Доброселова осталась доброй, ласковой и даже веселой девушкой. Сама она призналась: «Я была слишком мечтательна, и это спасло меня. » Существенный штрих в образе этой героини — ее литературный талант: она не только автор, так сказать, ярко беллетризированных писем, которые составили половину текста романа «Бедные люди», но также и доподлинный автор вставной «воспоминательной» повести о бедном студенте Покровском.В финале Анне Федоровне все-таки удается добиться своего — выдала она (продала) Вареньку за богатого сластолюбца господина Быкова. Бедный Девушкин после ее отъезда с Быковым сопьется и умрет, а ее судьба предсказана–предвидена тем же Макаром Алексеевичем: «Вот вы плачете, и вы едете?! Вот я от вас письмецо сейчас получил, все слезами закапанное. Стало быть, вам не хочется ехать; стало быть, вас насильно увозят, стало быть, вам жаль меня, стало быть, вы меня любите! Да как же, с кем же вы теперь будете? Там вашему сердечку будет грустно, тошно и холодно. Тоска его высосет, грусть его пополам разорвет. Вы там умрете, вас там в сыру землю положат; об вас и поплакать будет некому там! Господин Быков будет все зайцев травить. Ах, маточка, маточка! на что же вы это решились, как же вы на такую меру решиться могли? Что вы сделали, что вы сделали, что вы над собой сделали! Ведь вас там в гроб сведут; они заморят вас там, ангельчик. Ведь вы, маточка, как перышко слабенькие. »

Прототипом Вареньки Доброселовой послужила, в какой-то мере, сестра писателя — В.М. Достоевская (Карепина).

2012 — 2020 Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ Эл № ФС77-51838 от 7 декабря 2012 г.

Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью. Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам. При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.

Появление «героя Достоевского»

Уже критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с повестью «Шинель», отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич — главный герой повести. Сам Девушкин отождествляет себя с гоголевским чиновником и находит там только насмешку

После прочтения «Шинели» Девушкин приходит в сильное волнение, так как примеряет историю на себя и чувствует себя разгаданным: «Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили… Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем… чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели… И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать — куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет…»

Сам Девушкин отождествляет себя с гоголевским чиновником и находит там только насмешку. После прочтения «Шинели» Девушкин приходит в сильное волнение, так как примеряет историю на себя и чувствует себя разгаданным: «Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили… Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем… чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели… И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать — куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет…»

Философ и литературовед Михаил Бахтин пришёл к выводу, что уже в первый «гоголевский период» своего творчества Достоевского герой интересует «как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности»

Для писателя важен взгляд самого персонажа на мир и на себя самого, важно раскрыть и охарактеризовать итог сознания и самосознания Девушкина. Вся окружающая действительность является элементом самосознания персонажа, которое уже в свою очередь становится предметом видения писателя

В отличие от Гоголя, Достоевский изображает не «бедного чиновника», а его самосознание. Образ чиновника у Гоголя складывался из ряда социально-характерологических объективных черт. Достоевский ввёл всё это в кругозор своего чиновника, сделав предметом для самоанализа даже внешность персонажа. Девушкин, идя к генералу, видит себя в зеркале: «Оторопел так, что и губы трясутся и ноги трясутся. Да и было отчего, маточка. Во-первых, совестно; я взглянул направо в зеркало, так просто было отчего с ума сойти оттого, что я там увидел

Его превосходительство тотчас обратили внимание на фигуру мою и на мой костюм. Я вспомнил, что я видел в зеркале: я бросился ловить пуговку»

Использование подобного художественного приёма, по мнению Бахтина, позволяет Достоевскому, сохранив все необходимые черты персонажа, оставить образ открытым. Вместо завершённого цельного образа Девушкина и окружающей его действительности перед читателем оказывается «чистая функция осознания им этой действительности». При этом самосознание персонажа не становится всего лишь очередной чертой, обогащающей твёрдый образ гоголевского героя, как изначально полагал Белинский. В результате вовлечения действительности в процесс самосознания Девушкина и перевода в его кругозор, по мнению Бахтина, «гоголевский герой становится героем Достоевского».

Варвара Добросёлова

Варвара Добросёлова — героиня, ведущая переписку с Макаром Девушкиным. Она лишилась родных, ей довелось узнать предательство и подлость. В главном герое она находит родственную душу, охотно рассказывает ему о своих мыслях и волнениях, с участием относится к жизни мужчины. У них доверительные и тёплые отношения. Однако, в отличие от Макара, в девушке больше прагматизма и воли.

Героиня — кроткая, добрая, но одновременно с этим несчастная дама. Достоевский показывает личность с крепким внутренним стержнем. Варвара может похвастаться дальновидностью и практичностью. Она сама себя обеспечивает, занимаясь шитьём. Тем не менее девушка с лёгкостью отказывается от своих принципов ради чего-то лучшего и большего.

Она жаждет иметь стабильность в своей жизни и становится женой богача Быкова, которого не любит. Её целью является лишь получение желаемого статуса и материальный достаток. Добросёлова считает, что лучше быть с нелюбимым, но зато не иметь проблем с финансами. Героиня готова на многое, желая выжить в этом жестоком мире.

Художественные особенности

Эпиграф

Эпиграфом к произведению («Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!..») были выбраны строки из повести Владимира Одоевского «Живой мертвец», впервые опубликованной 3 февраля 1844 года в «Отечественных записках». Выбор эпиграфа, в частности, объясняется словами Макара Девушкина: «полно <�…> о себе одном думать, для себя одного жить <�…> оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!». Достоевский выбрал произведение, в котором поднималась проблема «круговой поруки» людей, связи отдельных поступков каждого человека с жизнью общества в целом.

Эпистолярная форма

Роман представляет собой переписку его главных героев — Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой. Эпистолярные романы характерны для просветительской прозы, известными примерами которой являлись «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо, «Страдания юного Вертера» Иоганна Гёте, «Тереза и Фальдони, или Письма двух любовников, живущих в Лионе» Н. Ж. Леонара. Отличие европейских романов от произведения Достоевского состоит в том, что в них переписку ведут интеллектуальные герои. Создавая «Бедных людей», Фёдор Михайлович не подражал европейским аналогам и не полемизировал с ними. Речь героев, изобилующая уменьшительными формами и отличающаяся сентиментальной чувствительностью, близка тому языку, который использовали в своих письмах родители Достоевского. С начала учёбы в Петербурге Достоевский состоял в переписке с отцом и братом Михаилом, в которой постоянно сетовал на бедность.

На выбор формы произведения повлиял и созданный образ главного героя, склонного к сочинительству. Эпистолярная форма помогла как более точно передать социальную судьбу «бедных людей», так и максимально возможно выразить их внутренний мир. При помощи романа в письмах Достоевский смог объединить описательный материал с эмоциональным. Писатель одновременно применяет методы тонкого микроанализа человеческой души, характерные для сентиментальных романов, и приёмы психологического романа-исповеди 1830—1840-х годов. Вместо автора говорят сами персонажи, что позволяет характеризовать их уровень духовной жизни, силу и слабость ещё и по используемому языку.

Предмет художественного анализа

Ещё первые критики сразу отнесли роман к натуральной школе, опираясь на то, что главными действующими лицами произведения стали «маленькие люди». Кроме того влияние Гоголя было заметно в стиле текста, речи его персонажей. Однако, молодой Достоевский обратился к «психологическому» или «сентиментальному» натурализму. Главным открытием автора и одновременно предметом его художественного анализа стало самосознание человека. Достоевский рассказал читателям про «амбицию» бедного человека, его оскорбленную гордость и жажду самооправдания. Автор позволил бедным людям рассказать о себе.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бедные люди» тем и интересна, что герои говорят о себе сами, и мы можем не только узнать мнение автора о них, а услышать их голоса.

Макар Девушкин Титулярный советник. У него есть склонности к литературе, хоть он мало в ней разбирается. Добрый и сострадательный, может отдать последние деньги, чтобы помочь кому-то, кто в этом нуждается. Склонен видеть в окружающих врагов, болезненно переживает косые взгляды и подшучивания над ним. На работе чувствует себя крайне скованно, и боится даже поднять от бумаг глаза. Не может считать себя равным другим людям, и всегда боится быть осмеянным: «А что люди скажут?» Иногда в нём просыпается желание бунтовать против несправедливости и жестокости людей. Но он не в силах совладать с собственными чувствами, и его бунт заканчивается тем, что он выпивает лишнего на последние деньги. Единственной радостью и смыслом существования для него становится Варенька. Он глубоко страдает, потеряв её.
Варвара Добросёлова Варенька – молодая девушка, оставшаяся сиротой. Её обманула богатая помещица Анна Фёдоровна, которая сначала приютила их с матерью после смерти отца, но потом стала попрекать и пользоваться их зависимым положением. Девушка не хочет быть обузой для Макара, зная, что он отдаёт ей последнее. Всеми силами она старается заработать и ответить ему благодарностью. В отличие от Макара, Варю можно назвать более решительной и сильной девушкой. В письмах она часто делает ему замечания, бывает строга, но всегда отвечает благодарностью за то добро, которое он для неё делает. Она знакомит Девушкина с хорошей литературой. Ради Макара Девушкина и, чтобы восстановить свою репутацию, она выходит замуж за Быкова, потому что понимает, что Девушкин никогда не оставит заботу о ней, хотя сам нуждается в помощи.

Второстепенные герои и их характеристика:

Пётр Покровский Пётр стал первой любовью Вареньки. Это – молодой, очень начитанный человек, который тоже жил в доме Анны Фёдоровны. Главной ценностью в жизни Петра были книги – в особенности он любил Пушкина.
Господин Быков Подлый и неприятный человек, способный на подлость. Быков подвергает позору имя Вареньки. Из-за его сговора с Анной Фёдоровной, она вынуждена была съехать. Быков откровенно говорит Варе, что предлагает ей руку исключительно из соображений личной выгоды – ему нужен наследник и жена, чтобы лишить наследства «племянника-негодяя». Как только он получает от неё согласие, то начинает вести себя ещё неприятнее прежнего: торопит Варю со свадьбой, к самому событию относится как нестоящему внимания делу, которое нужно поскорее завершить. Книг не читает и относится к ним крайне отрицательно и пренебрежительно, что характеризует его как человека ограниченного.
Анна Фёдоровна Анна Фёдоровна – богатая помещица, которая приютила после смерти отца Вари и её мать. Она обвиняет отца семейства в глупости и недальновидности. Негативно о нём отзывается. Позже выясняется, что её цель – продать Варю богатому помещику. Она сводница, которая специально содержит у себя в доме молодых девушек. У неё также воспитывается племянница Саша. Анна Фёдоровна, увидев, что Варя отказывает Быкову, обвиняет её в том, что она сама не смогла защитить свою честь, и упустила возможность устроить жизнь.

Характеристика главных героев

Система образов в рассматриваемом произведении привлекательна тем, что действующие лица рассказывают о себе сами, и читатель может не только ознакомиться с мнением автора о них, но и узнать их точку зрения по тому или иному вопросу. Сюжет романа «Бедные люди» завязан на взаимодействии двух центральных персонажей:

Макар Девушкин

. Большую часть жизни мужчина занимается ничем не примечательной рутинной работой, за которую получает сущие крохи. Государственная служба тяготит героя, но оставить ее он не может, поскольку тогда нечем будет платить за жилье, которое он снимает для обездоленной сироты. Макар болезненно реагирует на критику, у него нет веры в собственные силы, из-за чего любая попытка улучшить свой имидж в глазах окружающих терпит крах, нанося удар по и без того низкой самооценке. Если бы не большое сердце застенчивого канцелярского писаря, взявшего под свое крыло семнадцатилетнюю Вареньку, неизвестно, смогла ли она справиться со свалившимися на ее голову трудностями. Девушкин, принимая активное участие в жизни подопечной, ощущает свою значимость и духовно преображается.

Варвара Доброселова.

После того как потерявшая родителей девочка столкнулась с подлостью и предательством, она нуждалась в добром человеке, способном вернуть ей веру в порядочность. Делясь с Макаром Алексеевичем подробностями своего трудного жизненного пути, Варенька выражает сочувствие за испытания, выпавшие на его долю, всячески подбадривает его. Однако, в отличие от нерешительного Девушкина, Доброселова склонна к прагматизму, целеустремленна и сильна духом.

Помимо Макара и Вареньки в произведении присутствуют и другие «бедные люди». Это нищий студент Покровский, в которого была влюблена главная героиня, а также безработный Горшков с семьей. Судьбы этих страдальцев также наполнены глубочайшим трагизмом. Все свои несчастья они списывают на божью волю.

Отождествление с автором [ | ]

Современные Достоевскому критики первое время отождествляли стили и характеры Макара Девушкина и самого Достоевского, что вызывало раздражение у писателя: «В публике нашей есть инстинкт, как во всякой толпе, но нет образованности. Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя: я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе говорить не может» .

До «Бедных людей» Достоевский был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, но открыв для себя «странного» человека и ощутив к нему глубокое сочувствие и интерес, написал первый роман именно о нём, одновременно осознав своё литературное предназначение. Данный персонаж жил в нём самом, поэтому при помощи «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Косвенным признаком схожести является тот факт, что Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский — «писателем». Возмущаясь отождествлением персонажа с автором, Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин, на самом деле, является его двойником, но писатель настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил .

Чему учит?

Главный дидактический посыл романа в призыве к нравственности и человечности. Людей нужно ценить не за их социальный статус и материальное состояние, а прежде всего за человеческие качества

Добродетель часто живет на социальном дне, и важно разглядеть её, не потерять, не растоптать. Невзрачный главный герой романа способен на подвиг самопожертвования

Автор показывает нам, что высшие ценности в жизни порой оказывается дороже личной выгоды и шкурных интересов. Жизненные трудности, превратности судьбы и бедность не всегда могут сломить моральные устои и убить добродетель в человечке.

Примечания[ | ]

  1. 1234 Фридлендер, 1972, с. 464.
  2. 12 Фридлендер, 1972, с. 465.
  3. Фридлендер, 1972, с. 466.
  4. 12 Фридлендер, 1972, с. 462.
  5. 12 Накамура, 2011, с. 10.
  6. 12345 Щенников, 2008, с. 13.
  7. Фридлендер, 1972, с. 468.
  8. 12 Щенников, 2008, с. 15.
  9. 1234 Фридлендер, 1972, с. 475.
  10. 12 Владимирцев, 1983, с. 78.
  11. Владимирцев, 1983, с. 78—79.
  12. Владимирцев, 1983, с. 79—80.
  13. Владимирцев, 1983, с. 80.
  14. Щенников, 2008, с. 13—15.
  15. Накамура, 2011, с. 13.
  16. 12 Фридлендер, 1972, с. 470.
  17. Фридлендер, 1972, с. 470—471.
  18. Белинский, 1955, с. 543—544.
  19. 123 Якубович, 1999, с. 106.
  20. 123 Фридлендер, 1972, с. 471.
  21. 12 Якубович, 1999, с. 107.
  22. 12 Фридлендер, 1972, с. 471—472.
  23. 12 Якубович, 1999, с. 108.
  24. Фридлендер, 1972, с. 472—473.
  25. Якубович, 1999, с. 107—108.
  26. 123 Фридлендер, 1972, с. 474.
  27. Якубович, 1999, с. 113.
  28. Якубович, 1999, с. 115—116.
  29. 12 Якубович, 1999, с. 109.
  30. 12 Фридлендер, 1972, с. 472.
  31. Фридлендер, 1972, с. 473.
  32. Якубович, 1999, с. 116—117.
  33. 12 Фридлендер, 1972, с. 477—478.
  34. 1234 Фридлендер, 1972, с. 476.
  35. Якубович, 1999, с. 127—128.
  36. 12 Якубович, 1999, с. 126.
  37. Фридлендер, 1972, с. 476—477.
  38. Якубович, 1999, с. 128.
  39. 123 Фридлендер, 1972, с. 477.
  40. Якубович, 1999, с. 130.
  41. Якубович, 1999, с. 134.
  42. Фридлендер, 1972, с. 478.
  43. Фридлендер, 1972, с. 478—479.
  44. 123 Фридлендер, 1972, с. 479.
  45. Якубович, 1999, с. 184.
  46. Якубович, 1999, с. 185.
  47. Якубович, 1999, с. 217.
  48. Фридлендер, 1972, с. 479—480.
  49. Фридлендер, 1972, с. 480.
  50. Якубович, 1999, с. 86.
  51. Фридлендер, 1972, с. 467.
  52. Щенников, 2008, с. 14.
  53. Фридлендер, 1972, с. 468—469.
  54. 123 Владимирцев, 1983, с. 77.
  55. Якубович, 1999, с. 131.
  56. Якубович, 1999, с. 137.
  57. 12 Владимирцев, 1983, с. 76.
  58. 12 Владимирцев, 1983, с. 75.
  59. Владимирцев, 1983, с. 75—76.
  60. Владимирцев, 1983, с. 82.
  61. Владимирцев, 1983, с. 84.

История создания

На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт. Отец Достоевского работал врачом в городской больнице, а его семейство проживало во флигеле по соседству с палатами. Там маленький Федор увидел множество жизненных драм, происходящих по вине безденежья.

В юности писатель продолжал свое изучение низших слоев петербургского общества. Он часто гулял в трущобах, видя спившихся и опустившихся жителей столицы. Также он снимал квартиру с врачом, который тоже часто рассказывал соседу о несостоятельных пациентах и их проблемах.

Прототипами главных героев стали родственники писателя. Варвара стала литературным воплощением его сестры. С воспоминаниями Доброселовой очень схожи дневники Варвары Михайловны, где изложены ее детские впечатления. В частности, описание родной деревни героини напоминает усадьбу Достоевских в селе Даровое. Образ отца девушки и его судьба, образ няни и ее внешность тоже были взяты из жизни семьи Федора Михайловича.

Писатель начинает работу над романом «Бедные люди» в 1844 году, когда оставляет должность чертежника и решает всерьез заняться творчеством. Однако новое дело дается с трудом и он, нуждаясь в деньгах, вынужден заняться переводом книги Бальзака «Евгения Гранде». Она вдохновила его, и молодой автор вновь берется за свое детище. Поэтому произведение, которое должно было появиться еще в октябре, было готово лишь в мае 1845 года. Достоевский за это время не раз переписывал черновики, но в итоге получилось нечто, потрясшее критиков. Григорович после первого чтения даже разбудил Некрасова ради того, чтобы возвестить ему о рождении нового таланта. Оба публициста высоко оценили дебют литератора

Роман был опубликован в «Петербургском сборнике» в 1846 году и мгновенно приковал к себе внимание публики с подачи самых авторитетных критиков того времени

Наряду с самобытными идеями автор использовал литературные клише своего времени. Формально это европейский социальный роман, его структуру и проблематику писатель позаимствовал у зарубежных коллег. Такую же композицию имел, например, труд Руссо «Юлия, или новая Элоиза». На произведение также повлияла мировая тенденция – переход от романтизма к реализму, поэтому книга заняла промежуточное положение между двумя направлениями, вобрав в себя признаки обоих.

Чему учит?

Главный дидактический посыл романа в призыве к нравственности и человечности. Людей нужно ценить не за их социальный статус и материальное состояние, а прежде всего за человеческие качества

Добродетель часто живет на социальном дне, и важно разглядеть её, не потерять, не растоптать. Невзрачный главный герой романа способен на подвиг самопожертвования

Автор показывает нам, что высшие ценности в жизни порой оказывается дороже личной выгоды и шкурных интересов. Жизненные трудности, превратности судьбы и бедность не всегда могут сломить моральные устои и убить добродетель в человечке.

Варвара Добросёлова

Варвара Добросёлова — героиня, ведущая переписку с Макаром Девушкиным. Она лишилась родных, ей довелось узнать предательство и подлость. В главном герое она находит родственную душу, охотно рассказывает ему о своих мыслях и волнениях, с участием относится к жизни мужчины. У них доверительные и тёплые отношения. Однако, в отличие от Макара, в девушке больше прагматизма и воли.

Героиня — кроткая, добрая, но одновременно с этим несчастная дама. Достоевский показывает личность с крепким внутренним стержнем. Варвара может похвастаться дальновидностью и практичностью. Она сама себя обеспечивает, занимаясь шитьём. Тем не менее девушка с лёгкостью отказывается от своих принципов ради чего-то лучшего и большего.

Она жаждет иметь стабильность в своей жизни и становится женой богача Быкова, которого не любит. Её целью является лишь получение желаемого статуса и материальный достаток. Добросёлова считает, что лучше быть с нелюбимым, но зато не иметь проблем с финансами. Героиня готова на многое, желая выжить в этом жестоком мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: