Троянская война

Суд Париса в искусстве

Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе). Париж, Лувр.«Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. МюнхенАхиллес преследует разоруженного всадника. Ок. 510 до н. э.Мозаика изображающая «Суд Париса» времен Римской империи. Найдена в разрушенном здании, предположительно дворце императора ДиолектианаСтелла из Туниса. Первая половина 2 века н.э. Находится в «Античном собрании» (Берлин)Фреска из Помпеи Суд Париса. Национальный археологический музей Неаполя. Конец III — II век до н. э.Шкатулка 5-го века с изображением того как Гермес отдает Афродите золотое яблоко присужденное ей Парисом.Неизвестный итальянский мастер Суд Париса 1430-40 г.Сандро БотичеллиСандро Боттичелли. Фонд Джорджо Чини, Венеция, 1485-1488Мастер Аргонавтов (неизвестный о имени художник, обозначенный по наиболее известной картине, 1470-е)культа женского тела эпохи Возрождения
Лукас Кранах старший, ок. 1512-1514Лукас Кранах старший, ок. 1528Лукас Кранах старший, ок. 1530
Ян Брейгель Младший (Jan_Breughel_II), 17 векПитер Пауль Рубенскартин Рубенса изображающих суд ПарисаСебастьяно Риччи (1659-1734)Клод Лоррен, ок. 1645-1646Гравюра Маркантонио Раймонди. Суд Париса (по утраченному оригиналу Рафаэля), 1515Макс Клингер, ок. 1886-1887Михаил Врубель, Суд Париса, 1893 г.Сальвадор Дали (1904-1989) — Суд ПарисаФедерико Хименес (1841-1931) — Суд Париса

Древнегреческий драматург Еврипид

Прежде чем рассмотреть трагедию «Ифигения в Авлиде», стоит узнать о ее создателе — Еврипиде из Саламина.

Родился он в 480 г. до н. э. Хотя есть мнения, что это могло произойти в 481 г. или 486 г.

Отец Еврипида — Мнесарх, был человеком богатым, поэтому будущий драматург получил отличное образование, обучаясь у известного философа и математика Анаксагора.

В юности Еврипид увлекался спортом и рисованием. Однако самым активным его хобби (которое переросло в настоящую страсть) стала литература.

Поначалу юноша просто коллекционировал интересные книги. Но позже он осознал, что способен и сам писать не хуже.

Первая из его пьес «Пелиад» была поставлена, когда Еврипиду исполнилось 25. Ее теплое принятие публикой способствовало тому, что вплоть до своей смерти драматург продолжал писать. Ему приписывают около 90 пьес. Однако до наших времен сохранилось лишь 19 из них.

Еще при жизни популярность произведений Еврипида была просто фантастической, причем не только в Афинах, но и в Македонии и Сицилии.

Считается, что успех пьесам обеспечивал не только отличный поэтический слог, благодаря которому многие современники знали их наизусть. Еще одной причиной популярностьи драматурга являлась тщательная проработка женских образов, которую до Еврипида никто не делал.

Поэт в своих произведениях часто выводил героинь на первый план, позволяя им затмевать героев-мужчин. Эта изюминка выгодно отличала его книги от трагедий других авторов.

На пороге Средних веков: Диктис Критский и Дарет Фригийский

В эпоху Римской империи было создано два произведения, которые оказали решающее влияние на средневековую литературу о Троянской войне. Это мистификации, замаскированные под переводы на латынь свидетельств современников. Первое — «Дневник Троянской войны», автором которого заявлен Диктис Критский. Предположительно, оригинал его был написан по-гречески в I-II веках, а перевод на латынь сделан в III-IV веках. «Дневник» — свод историй о Троянской войне, начиная с похищения Елены. Где-то Диктис рассказывает сюжеты, известные нам от других авторов, где-то придумывает что-то свое — приготовления греков к войне в его книге занимают восемь лет, а сама она — чуть больше года. Заканчивает он сочинение рассказом о возвращении греческих героев из-под Трои и их дальнейшей судьбе.

Второе сочинение — «История о разрушении Трои», автором которого заявлен Дарет Фригийский. Текст предваряет письмо римского историка Корнелия Непота другому историку Саллюстию Криспу (оба реальные исторические лица, современники Юлия Цезаря), где Непот пишет, что якобы обнаружил в Афинах рукопись «Истории» и перевел ее на латынь. Сейчас ученые уже не сомневаются, что предисловие — тоже мистификация.

Книга Дарета отличается от всего, что писали о Троянской войне в Античности. Ее предваряет описание внешности и привычек героев. Читателю интересно, наверное, было бы узнать, что у Елены были красивые голени, маленький рот и родинка между бровей, Кассандра была невысокой и рыжеволосой, а Гектор и Неоптолем шепелявили.

Завязкой истории стал поход аргонавтов и взятие ими Трои, во время которого они захватили в плен сестру Приама Гесиону. Следуя за Даретом, средневековые авторы рыцарских романов будут делать поход аргонавтов и взятие ими Трои прологом Троянской войны.

События, которые у Гомера происходили в последний год войны, разбросаны по всему десятилетию. Изменены порядок событий, мотивы героев и их судьбы. Некоторые нововведения автора «Истории о разрушении Трои» получили развитие в средневековой литературе. Среди них, любовь Ахилла к дочери Приама Поликсене и гибель в засаде, куда его пригласили для встречи с ней. Также на первый план, как один из лучших троянский воинов, выходит царевич Троил.

Исход войны, по «Дарету», решает измена. Видя упорство Приама, троянские военачальники во главе с Антенором договорились с греками, чтобы они подвели войско к воротам, на которых будет изваяна голова коня. Предатели открыли ворота, и греки захватили Трою. Позднее Данте Алигьери назовет один из поясов девятого круга Ада поясом Антенора, в котором предатели своих государств стоят вмерзшими в лед по шею.

В Средневековой Европе Троянскую войну знали по сочинению Дарета. Оно послужило источником для поэм и рыцарских романов. Известно несколько стихотворных переложений «Истории о разрушении Трои» на латынь. Средневековые авторы всерьез воспринимали «Историю…», как свидетельство очевидца и правдивый рассказ о походе греков на Трою.

С возвращением в круг чтения поэм Гомера популярность Дарета пошла на убыль. Поэты и художники Нового времени черпали вдохновение из «Илиады» или греческих трагедий, а не его «Истории…». Но благодаря ей мировая литература обогатилась историей любви Троила и Крессиды.

Троя

Фантазия греческого народа широко развила цикл сказаний о Троянской войне. Их последующая популярность объяснялась тесной связью с многовековой враждой эллинов и азиатов.

Арена Троянской войны – область на северо‑западном прибрежье Малой Азии, раскинувшаяся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающаяся грядами холмов к горе Иде, орошаемая Скамандром, Симоисом и другими речками, – упоминается уже в древних мифах о богах. Её население греки называли троянцами, дарданцами, тевкрами. Мифический сын Зевса, Дардан, основал на склоне горы Иды Дарданию. Его сын, богатый Эрихтоний, владел обширными полями, бесчисленными стадами скота и коней. После Эрихтония царем дарданским был Трос, предок троянцев, младший сын которого, красавец Ганимед, был взят на Олимп прислуживать царю богов на пирах, а старший сын, Ил (Ilos), основал Трою (Илион). Ещё одного потомка Эрихтония, красавца Анхиза, полюбила богиня Афродита, родившая от него сына, Энея, который, согласно мифам, после Троянской войны бежал на запад, в Италию. Потомство Энея было единственною отраслью Троянского царского рода, уцелевшею по взятии Трои.

При сыне Ила, Лаомедонте, боги Посейдон и Аполлон построили крепость Трои, Пергам. Сыном и преемником Лаомедонта был Приам, который славился богатством по всему свету. У него было пятьдесят сыновей, из которых особенно знамениты храбрый Гектор и красавец Парис. Из числа пятидесяти, девятнадцать сыновей его были рождены второю его женою Гекубой, дочерью фригийского царя.

Трагедия Еврипида о судьбе дочери Агамемнона

«Ифигения в Авлиде» — это одно из немногих произведений, которое сохранилось полностью.

Предположительно драма была впервые поставлена в 407 г. до н. э.

Судя по тому, что она дошла до наших времен, пьеса была весьма популярной.

Также есть вероятность, что внимание к произведению привлекла смерть ее автора в следующем году. Ведь таким образом драма стала его последней работой

Хронологически «Ифигению в Авлиде» можно считать приквелом к другой пьесе Еврипида — «Ифигения в Тавриде», написанной на 7 лет раньше, в 414 г до н.э. Эта трагедия также сохранилась. Существует версия, что именно ее популярность натолкнула драматурга посвятить Ифигении еще одну трагедию.

На российский язык «Ифигения в Авлиде» Еврипида была переведена сравнительно поздно — в 1898 г. — известным поэтом и переводчиком Иннокентием Анненским. Кстати, ему принадлежит и перевод «Ифигении в Тавриде».

На украинский язык пьеса впервые полноценно была переведена почти на столетие позже — в 1993 г. Андреем Содоморой. При этом известно, что Леся Украинка интересовалась Ифигенией и даже написала небольшую драматическую сценку «Іфігенія в Тавріді».

Десятый год войны

Десять лет шла Троянская война. Ахейцы безуспешно осаждали Трою, когда, казалось бы, не имевшее отношения к войне событие повернуло ход событий. В ахейский лагерь пришел Хрис, жрец Аполлона и отец прекрасной и благоразумной Хрисеиды, которая попала в плен и была отдана Агамемнону. Хрис просил вернуть ему дочь, но Агамемнон отказался, однако переменил решение, когда Аполлон показал свой гнев. При этом Агамемнон поставил условие: Ахилл должен был отдать ему свою пленницу Брисеиду. Цари сильно повздорили, но в конце концов Ахилл уступил, решивший однако в гневе не принимать больше участия в сражениях.

Троянская война. Античная мозаика на которой Хрис умоляет Агамемнона освободить его дочь. Неаполь

Вскоре после этого начались яростные бои. В первый день отличился Диомед, а на следующий Гектор сразился в поединке с Аяксом Теламонидом, хотя и безрезультатно. Натиск Гектора был столь бурным, что, казалось, ничто не могло остановить его. Перепуганный Агамемнон предложил снять осаду, однако это предложение было отвергнуто. Наоборот, ахейцы решили направить к Ахиллу посольство, чтобы упросить его вернуться в битвы.

Диомед сражается с Аресом

Ахилл ответил отказом, и на третий день Агамемнон совершил много подвигов, однако затем был ранен и покинул сражение. Когда троянцы уже слишком угрожающе подступили к греческому лагерю, Патрокл упросил Ахилла позволить ему повести в бой мирмидонян. Ахилл согласился и дал Патроклу свои доспехи. Увидав его, Троянцы решили, что это Ахилл и обратились в бегство.

Окрылённый успехом Патрокл решил, что он может захватить Трою, тогда Троянская война закончилась бы победой ахейцев. Однако Аполлон ранил его, а Гектор воспользовался этим и убил Патрокла.

Узнав о гибели друга, Ахилл оплакал его и решил мстить. Соратники пытались смягчить его страдание, а Агамемнон вернул ему Брисеиду. Однако Ахилл просил Фетиду принести ему новое оружие, чтобы устремиться в бой.

Ахилл отдаёт Брисеиду Агамемнону. Фреска из Дома трагика в Помпеях, I век н. э., ныне в Национальном археологическом музее Неаполя

Фетида отправилась к Гефесту и попросила изготовить новое оружие для ее единственного сына. Бог выковал

  • шлем
  • панцирь
  • поножи
  • щит

Щит был украшен изображениями земли, моря, неба, солнца, луны и звезд. Уже на следующее утро Фетида отправилась к сыну и принесла ему новое оружие. В полной готовности Ахилл, несмотря на предупреждение матери, что, убив Гектора, он вскоре погибнет и сам, устремился в бой.

Сея повсюду яростно смерть, он обратил троянцев в бегство. Даже Гектор, оставшийся было под конец ожидать Ахилла, обратился в бегство. Однако Ахилл, с которым никто не мог сравниться в быстроте бега, догнал его. Пронзив Гектора копьем, ослепший от ярости Ахилл, раздел мертвое тело, привязал его к своей колеснице и потащил за собой до ахейского лагеря.

После того, как Ахилл убил Гектора, Пенфесилею и Мемона, согласно предупреждению Фетиды, пришел его собственный час.

Осада города

Услышав ответ, ахейцы разбили укрепленный лагерь у стен Трои. Но город не был взят в кольцо, и осада могла продолжаться долго. Жители Трои выходили за его стены за водой и пропитанием, зато перед ахейцами остро встал продовольственный вопрос.

Чтобы решить его, греки стали грабить местных жителей, чем настроили против себя все население Троады. Так, царь Эней, правитель близлежащего города Дардан, сохранял нейтралитет, но отряд ахейцев захватил его стадо и погнал в лагерь. Эней с соратниками напал на мародеров и вступил в схватку с их предводителем Диомедом. Лишь покровительство богов спасло его от неминуемой смерти. После этого Эней укрылся в стенах Трои и стал одним из самых отважных его защитников.

Кроме него, на помощь Трое пришли другие племена и герои. В рядах защитников сражались следующие союзники :

  • ликияне;
  • мизийцы;
  • пафлагоняне;
  • лидяне;
  • фригийцы;
  • пеонийцы;
  • фракийцы.

Гомер рассказывает, сколько длилась Троянская война. Стычки между греками и жителями Малой Азии продолжались в течение 9 лет. Особенно в них отличился быстроногий Ахиллес. Он совершал набеги на окрестные селения и брал много добычи. Гомер писал, что он разрушил 12 городов возле Трои и 11 вдали от нее. Ахилл убил отца и братьев Андромахи, жены Гектора.

Но все попытки взять Трою окончились неудачей. Трижды греки ходили на приступ городских стен, и трижды были отброшены назад. Между тем корабли ахейцев начали уже гнить. Многие вожди требовали прекратить войну и возвратиться домой.

«Ахиллесова пята»

Даже такой герой, как Ахилл, не может быть неуязвимым в любом сражении, даже если он полубог. Еще в младенчестве героя его мать, Фетида, позаботилась о том, чтобы ее сын прожил долгую жизнь. Дабы сделать тело сына неуязвимым к любому оружию, богиня окунула его в воды реки Стикс, держа при этом за пятку, которая и стала его единственным уязвимым местом.

Итак, после убийства Гектора на помощь троянцам пришли амазонки во главе со своей царицей Пенфесилеей и эфиопы под предводительством князя Мемнона. В бою от руки князя погибает еще один друг Ахилла – Антилох. Мстя за него, герой вызывает Мемнона на смертельный поединок и побеждает. Далее от его руки погибает и царица Пенфесилея. И так Ахилл, не щадя никого, продвигался все дальше к воротам Трои. Этого боги допустить не могли: Аполлон рукой Париса выпустил стрелу, которая поразила героя в уязвимую пятку. Различные авторы по-разному описывают гибель Ахилла, меняя ее обстоятельства и место действия, но самым логичным считается именно это вариант его смерти.

Эпоха Возрождения. Возвращение Гомера

В Западной Европе не изучали греческий язык и не читали греческую литературу. Поэтому поэмы Гомера были забыты на Западе вплоть до эпохи Возрождения. В XV веке европейцы заинтересовались наследием Эллады. Они отправлялись в экспедиции на Восток Средиземноморья для поиска греческих рукописей. Интеллектуалам Европы открылись труды Платона, Лукиана, Плутарха. Их печатали на языке оригинала и переводили на латынь или национальные языки.

В Новое время образованные люди знакомятся с лучшими образцами античной литературы и мифологией. Сюжеты и персонажи Троянского цикла появляются в трагедиях драматургов. Почти в каждой европейской стране этого времени были созданы эпические поэмы на сюжеты собственной истории, авторы которых подражали Гомеру и Вергилию или пытались состязаться с ними.

Похищение Елены

Ареной войны стала область на северо-западе Малой Азии. Ее жителей греки называли тевкрами, троянцами или дарданцами. Крупнейшим городом там была Троя, или Илион, где правил царь Приам. Он имел 49 сыновей, самые известные из которых — красавец Парис и отважный Гектор .

Краткое содержание поэмы «Илиада» состоит в следующем. Согласно Гомеру, завязкой истории стало происшествие на свадьбе аргонавта Пелея и нимфы Фетиды. На пир были приглашены все олимпийские боги, не пригласили лишь Эриду, богиню раздора. В отместку она подбросила яблоко с надписью «прекраснейшей», которое поднесли Гере, Афине и Афродите. Богини тут же стали спорить, кому оно предназначается. Судьей был выбран Парис. Он присудил яблоко Афродите, которая пообещала ему любовь самой прекрасной женщины на свете.

Красивейшей из смертных в то время считалась Елена, царица Спарты. Когда она была девушкой, ее руки добивались многие цари и герои. Чтобы не допустить распри, ее отец, спартанский царь, разрешил ей самой выбрать мужа. Елена выбрала Менелая, брата микенского царя Агамемнона. Все прочие женихи дали клятву, что они помогут ее избраннику, если кто-то попытается похитить у него жену.

Парис прибыл в Спарту, где был радушно встречен Менелаем. Афродита помогла гостю завоевать сердце Елены. Царь Спарты безоговорочно считал Париса своим другом и когда ему понадобилось срочно уехать, оставил жену на его попечении.

Возвратившийся домой спартанский царь был вне себя от горя. К нему приехал его друг, царь Итаки Одиссей, и мужчины отправились в Трою, чтобы вернуть Елену. Но ворота города остались перед ними закрытыми. Елена не захотела встречаться с оставленным мужем, а Парис — разговаривать с бывшим другом.

История франков и история Трои

В V веке н. э. в Европе начинала формироваться христианская культура, и ее творцы формировали свое отношение к античному наследию. История Троянской войны была, как и в трудах античных авторов, вписана к контекст мировой истории. Краткое ее изложение сделал Орозий в труде «Семь книг истории против язычников».

Другой христианский автор, Фульгенций, анализировал мифы, как аллегории. В частности, три богини, явившиеся Парису, символизировали три пути в жизни — созерцательный, деятельный и преданный наслаждениям.

С приходом Средних веков на Западе приходит в упадок знание греческого языка и греческой культуры. Круг чтения образованных людей составляют авторы, писавшие на латыни. По примеру римлян и их писателей авторы Раннего Средневековья возводят происхождение своих народов к троянцам.

Первым из них был историк VII века Фредегар. Он писал, что троянский царь Приам похитил Елену, после чего началась 10-летняя война. После этого уцелевшие троянцы покинули родину и разделились на две части. Одна половина отправилась в Македонию и присоединилась к этому народу, другая — отправилась странствовать дальше. Под руководством избранного короля Франкиона они переправились в Европу, опустошили много земель и поселились между Рейном и Дунаем.

После смерти Франкиона троянцами-франками правили герцоги. Через несколько веков на их земли напал консул Помпег. Ему удалось подчинить их, но вскоре они заключили союз с саксами и восстали. Больше никому не удавалось завоевать франков.

Троянский миф был расширен неизвестным автором «Книги истории франков», писавшим в начале VIII века. Он смешивает легендарную эпоху Троянской войны с временами Великого переселения народов. Согласно ему, в древности городом Илионом правил могущественный царь Эней. Короли греков восстали и напали на его страну. После 10 лет осады город был взят, а Эней бежал в Италию. Два других вождя троянцев Приам и Антенор увели часть народа в Паннонию.

В это время император Валентиниан воевал с аланами. По его поручению троянцы нанесли им поражение, за что император назвал их «франками» — «дикими». За победу он на 10 лет освободил их от уплаты дани. Через 10 лет они решили не возобновлять выплату дани и расправились с посланными к ним «первым римским герцогом» и сборщиками дани.

После этого Валентиниан послал на франков-троянцев большое войско. Троянцы были разбиты, а их король Приам погиб. Уцелевшие ушли в германские земли, где их вождями стали сыновья Приама и Антенора. Там они выбрали своим королем внука Приама Фарамонда.

Хронисты продолжали прослеживать связи королевских династий с легендарным народом. В хронике монастыря Сен-Дени появляются прибывшие в Галлию сын Гектора Франкион и сын Троила Турк.

Заключительный этап войны[]

Тотчас по смерти Гектора амазонки приходят на помощь к троянцам, вскоре в битве их царица Пенфесилея убивает Подарка, но погибает от руки Ахилла.

Затем на помощь троянцам приходит войско эфиопов. Их царь Мемнон храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха. Мстя за него, Ахилл убивает Мемнона в поединке.

Между Ахиллом и Одиссеем возникает ссора, причем последний объявляет, что хитростью, а не доблестью можно взять Трою. Вскоре после этого Ахилл, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, или, по другому сказанию, во время бракосочетания с Приамовой дочерью Поликсеной в храме Фимбрейского Аполлона, погибает от стрелы Париса, направленной богом. После похорон сына Фетида предлагает отдать его оружие в награду достойнейшему из греческих героев: избранным оказывается Одиссей; его соперник, Аякс Теламонид, оскорбленный оказанным другому предпочтением, кончает жизнь самоубийством.

Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет, и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса— Неоптолема.

Мисиец Еврипил прибывает на помощь троянцам, убивает в бою Махаона и Пенелея, но погибает от руки Неоптолема.

Филоктет смертельно ранит Париса. Его первая жена Энона отказывается излечить его, и Парис умирает. Деифоб, брат Париса, берёт Елену в жены.

Когда похищение Палладия из храма Афины, удачно выполненное Диомедом и Одиссеем, не помогло взять город, греки прибегают к хитрости.

По совету Афины, Эпей, сын Панопея, строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы стать на якоре по ту сторону о-ва Тенедоса, в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея, хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Судьба Лаокоонта, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей; жители отчасти избиваются, отчасти уводятся в рабство, а город предается огню и разгрому. Менелай убивает Деифоба и освобождает Елену. Неоптолем убивает Агенора, Полита, и самого Приама у алтаря Зевса. Диомед убивает Кореба, жениха Кассандры. Ребёнка Астианакта, сына Гектора, победители сбрасывают с башни.

Гальфрид Монмутский: «История королей Британии»

В Англии сложилась своя традиция, согласно которой бритты, коренное население острова, были потомками троянцев. Так они доказывали свою древность и связь с римским народом.

В Англии в Средние века первым легендарным королем иногда называли потомка Энея Брута. Первым о нем писал Ненний в «Истории бриттов» примерно в VIII веке. По Неннию Брут был внуком Энея. В другой части «Истории бриттов» его называют внуком римского царя Нумы Помпилия.

Юноша случайно убил на охоте своего отца, за что был изгнан. В Галлии он основал город Турн, но позже был изгнан еще и галлами, после чего переселился в Британию, которую заселил своими потомками.

Живший в XII веке Гальфрид Монмутский создал подробную историю жизни правнука Энея Брута. На охоте юный Брут случайно убил своего отца царя Сильвия. Отправившись в изгнание, он прибыл в Грецию и поселился среди потомков пленных троянцев.

В Греции Брут возглавил восстание троянцев. После долгой борьбы он добился от греческого царя права покинуть со своим народом эти земли. После этого у освободившихся троянцев началась собственная одиссея. Они набрели на безлюдный остров с заброшенным храмом. Там Брут получил прорицание от богини Дианы найти остров за землями галлов, где его народ обретет вторую Трою.

После странствий по морям, сражений с пиратами и материковыми галлами Брут и его народ высадились на острове Альбион. Они прогнали живших там гигантов, разделили земли и назвали остров Британией (в честь Брута), а себя — бриттами. После этого Брут основал на Темзе город Новую Трою, который позже стал Триновантом, а потом — Лудом.

Гальфрид изложил историю потомков Брута Троянского, правивших островом несколько веков. Одним из них, в частности, был король Леир, у которого было три дочери — Гонорилья, Регау и Кордейла. Их история стала основой для «Короля Лира» Шекспира. Только у Гальфрида Леир с помощью Кордейлы и ее мужа вернул свое королевство. Кордейлу после 5 лет самостоятельного правления свергли сыновья ее сестер.

«Троянская» династия погибла в междоусобной войне, которую начали сыновья короля Горбодугона Ферреукс и Поррекс. Ферреукс погиб в бою, а Поррекса убила его мать. На этом, согласно Гальфриду, завершилась история правления в Британии потомков Энея.

Гальфрид Монмутский написал свою «Историю» в XII веке. Рассказывая о судьбе кельтских народов в Британии, предками которых были троянцы, он что-то заимствовал у Ненния, что-то — придумывал сам. После Гальфрида ряд авторов XII-XIII веков писали стихотворные и прозаические сочинения о Бруте и легендарной истории Британии.

Троянская война. Главные герои среди ахейцев

Агамемнон

Предводителем похода стал царь Микен и брат Менелая Агамемнон по многочисленности возглавляемого им войска, прибывших на ста кораблях. Старший сын Атрея получил свое царство обратно от дяди Фиеста благодаря помощи своего тестя Тиндарея.

У Агамемнона и его жены Клитемнестры было трое детей:

  • Ифигения
  • Электра
  • Орест

На поле брани Агамемнон выказывал заносчивость и рассорился с Ахиллом, однако в трудные часы у него не было недостатка ни в храбрости, ни в сдержанности.

«Маска Агамемнона». Национальный археологический музей в Афинах

Менелай

Менелай, брат Агамемнона, царь Спарты, организовал поход на Трою, чтобы вернуть свою жену Елену. Крое Гермионы, которую родила ему Елена, у Менелая был сын от рабыни по имени Мегапенф. На войну Менелай явился во главе шестидесяти кораблей и, хотя и отличался храбростью, но не мог равняться с главными героями похода. Покровительствовали ему Гера и Афина. Менелай сразился в единоборстве с Парисом и одолел его и не побоялся принять вызов на поединок от Гектора.

Менелай с Патроклом. Мрамор, римская копия эпохи Флавиев с эллинистического оригинала 3 века до н.э., с современными реставрациями. Найден в Риме; в собраниях Медичи во Флоренции, 1570 г.; установлен в Лоджии деи Ланци с 1741 года.

Нестор

Нестор, сын Нелея и внук Посейдона, был царем Пилоса. Будучи уже в преклонном возрасте, около семидесяти пяти лет, этот почтенный вождь являлся выразителем голоса разума и опыта в трудные часы войны.

Одиссей

Царь Итаки Одиссей прибыл на войну во главе двенадцати кораблей и отличался опытностью как в речах, так и в делах. Играя главную роль на войне, в политике, а также в хитрости и лукавстве, он заслужил себе славу более всех остальных, поскольку всегда находил выход из самого сложного положения. Практик и стоик, храбрец, которому вдобавок покровительствовала Афина, он выдержал превратности двадцати лет до возвращения на родину к своей жене Пенелопе и единственному сыну Телемаху.

Аякс Саламинский

Аякс Саламинский, сын царя Теламона, отправился на войну с двенадцатью кораблями. Огромного телосложения и храбрец, он был единственным, кроме Ахилла, кто отважился вступить в поединок с Гектором.

Аякс Локрийский

Аякс Локрийский, внук Аполлона, был менее крупного телосложения, чем его тезка, однако отличался быстротой ног и исключительным умением в метании копья.

Ахилл

Ахилл, или Ахиллес, был самым отважным и прекрасным из воинов. Хотя мать его Фетида знала, что ему суждена смерть в бою и пыталась воспрепятствовать его участию в войне, это оказалось неизбежно, поскольку все знали, что без Ахилла победить было невозможно. Ахилл взял с собой доспехи своего отца — шлем, панцирь и щит, подаренные Гефестом на славной свадьбе царя с богиней.

Кроме того, Пелей дал сыну копье, подарок Хирона, поднять которое было по силам только Ахиллу, а также своих бессмертных коней, Ксанфа и Балия, подаренных Посейдоном.

Ахилл. Скульптор Вильгельм Вандшнайдер (1909г.)

Патрокл

Неразлучными соратниками Ахилла были Патрокл, друг его детства, сын Менетия из Локриды, а также Феник, сын Аминтора, игравший роль наставника. Выросший вместе с Ахиллом Патрокл не уступал ему ни в храбрости, ни в благородстве.

Их близкая дружба характерно изображена внутри килика ок

500 года до н.э., с каким вниманием Ахилл, бывший замечательным знатоком врачевания, исцеляет рану своего друга

Ахиллес перевязывает Патрокла (такой сцены в «Илиаде» нет, видимо, она из «Киприй»)

Если в первые годы войны Патрокл не участвовал в сражениях, то впоследствии немало троянцев пало от его руки. Он убил и Сарпедона, сына Зевса. Когда же пришел его час, первый удар он получил от Аполлона, а последний – от Гектора.

Другие участники

Существенна была и роль других ахейцев —

  • Диомеда, сына Тидея, отличавшегося исключительной доблестью и силой, Идоменея и Мериона с Крита,
  • врачевателей Подалирия и Махаона, сыновей Асклепия,
  • Тлеполема, сына Геракла
  • Акаманта и Демофонта, сыновей Тесея и многих других.

Что случилось с Ифигенией дальше

Зная содержание «Ифигении в Авлиде» кратко, интересно будет проследить ее дальнейшую биографию по версии мифов и других источников.

Все они сходятся в том, что царевна не умерла, так как в момент жертвоприношения ее спасла сама Артемида. Богиня была восхищена благородством Ифигении, что забрала к себе девушку (при этом все герои полагали, что царевна умерла и находится на небесах).

Как складывалась дальнейшая судьба жертвенной красавицы? Существует несколько версий.

По одной из них Артемида превратила ее в богиню лунного света — Гекату.

По другой — даровала бессмертие и новое имя — Орсилоха, поселив на Белом острове.

Есть мнение, что богиня сделала Ифигению женой Ахилла.

Существует легенда, что от гибели царевну спасает не Артемида, а Ахилл. Он отправляет девушку в Скифию, где она служила жрицей богини.

Также есть версия, что Ифигения была взята в плен тавроскифами и отдана служить в храме Артемиды.

В итоге Троя была разграблена и уничтожена

Но почему причиной ее гибели стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде.

Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века.

Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию

Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом.

Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: