Гражданская война в романе м.а. шолохова «тихий дон»

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Сейчас читают

Произведение «Бывшие люди», написанное в одно тысячу восемьсот девяносто седьмом году представляет собой очерк, так как автор описывает личные впечатления и переживания, испивавшие в момент проживание

В интересном рассказе от известного английского писателя – Редьярга Киплинга «Слонёнок» нам предстоит встретиться с любопытным слонёнком, уж очень любящем задавать всем различные вопросы.

Книга «Прерия», написанная американским классиком приключенческой литературы Джеймсом Фенимором Купером, является заключительным пятым романом о кровавой истории завоевания Америки белыми людьми.

Дед возвращается с рыбалки. Он доволен своим уловом, у него целый обоз рыбы, он видит, что на дороге лежит мертвая лиса, он уверен, что жизнь улыбнулась ему еще больше, поэтому решает забрать лису себе на обоз и отправляется дальше.

В этом рассказе мастерски показал Чехов жизнь с точки зрения крохотного человека – практически двухлетнего ребенка. Это и есть Гриша.

Источник

Окончательный перелом в войне. Поражение Деникина

Несмотря на громкие успехи, наступательный потенциал деникинских войск иссякал. Мобилизация увеличила их количественно, но снизила качество – на место добровольцев приходили принудительно призванные солдаты, нередко безразличные, а иногда и враждебные к белому движению. Многие отряды совершали грабежи, погромы, убийства мирных жителей, настраивая против себя население. Наконец, войск все еще было недостаточно для прикрытия фронта, растянувшегося на тысячи километров от Западной Украины до Каспийского моря.

11 октября 1919 г. красные начали успешное контрнаступление под Орлом, через 2 дня – под Воронежем. Поначалу белые оказывали ожесточенное сопротивление, но вскоре стали быстро отступать по всему фронту.

В январе–апреле 1920 г. красные заняли главные оплоты ВСЮР – Дон и Кубань. Остатки деникинских войск и массы беженцев бежали на кораблях из Новороссийска в Крым – последнюю территорию, которую им удалось удержать.

Разгром армии обрушил авторитет Деникина среди командования. 4 апреля он сложил с себя полномочия и навсегда покинул Россию.

Выход из Первой мировой войны

18 февраля 1918 г. германские войска возобновили военные действия. К этому времени большинство русских солдат уже разошлись по домам, оставшиеся были небоеспособны, поэтому немцы быстро продвигались вглубь страны почти без потерь. 3 марта советское правительство вынуждено было подписать с Германией и ее союзниками тяжелый и унизительный Брестский мир. Россия теряла Украину, Белоруссию, Прибалтику, Закавказье, обязалась уплатить денежную контрибуцию, разоружить армию и флот.

Брестский мир дал возможность советскому правительству, не опасаясь немцев, сосредоточиться на борьбе с внутренними противниками. Но он вызвал возмущение патриотической общественности и офицеров. Кроме того, резко враждебно к нему отнеслись бывшие союзники России – Англия, Франция, США, которые стали поддерживать белых поставками оружия и ограниченным участием войск.

Вариант 2

Гражданская война это всегда большое горе как для страны в целом, так и для каждой отдельно взятой семьи в частности. В своём романе Михаил Александрович Шолохов сумел реалистично отобразить всю трагедию гражданской войны в России 1917-1922 годов на примере донского казачьего поселения и непосредственно семьи Григория Мелехова – главного героя романа.

В начале романа показано ещё мирное довоенное время. Жители станицы живут спокойно, их беспокоят только насущные бытовые проблемы. С началом же Первой Мировой войны, а затем и гражданской войны, всё меняется: разные политические взгляды, разные желания раскалывают жителей станицы. Самое же страшное то, что раскалывались и семьи.

В романе Григорий показан героем, а тот же Михаил Кошевой – подлецом. По сути же, это не так. У Григория Мелехова нет мужского стрежня, на протяжении всего романа он не может определиться, что со своими женщинами – бегает то к Аксиньи, то к Наташе, что в выборе стороны в гражданской войне. Кошевой же с самого начала занимает позицию красных. Да, не всегда его поступки были хорошими, но, как говорится, в любви и на войне все средства хороши.

В начале гражданской войны читателя потрясает сцена гибели Петро с товарищами. Их убили вчерашние приятели, те, с кем они росли с детства – гражданская война раскидала близких людей, ожесточила их, поломала судьбы. Кошевой убил своего друга – брата Григория, брата своей невесты Дуняши. Это страшно, это война. Но Кошевой изначально занял одну сторону и не изменял ей до конца войны. Григорий же бегал то к белым, то красным, в зависимости от того, кто в это время одерживал победы. В романе, конечно, всё это преподнесено несколько иначе, мол, душевные искания главного героя, переосмысление взглядов. Нет! Григорий Мелехов искал место получше, прикрывал свою шкуру.

Закончилось всё закономерно: после окончания гражданской войны Григорий возвращается в родную станицу. В конце он бился за красных. Дома его встретила Дуняша и её муж Михаил Кошевой…. Приняли гостя, посидели за столом в натянутой обстановке. А потом Кошевой увёл Григория. Победили красные, Григорий Мелехов надеялся, что ему не вспомнят службу у белых, но нет, земля-то круглая. Мелехов получил по заслугам. Я не говорю, что Кошевой – человек высоких моральных принципов, нет, но он шёл всю войну, не предавая красных. Да, он мог дать уйти своим бывшим друзьям, мог не убивать их – это на его совести, его крест. По сути, он – герой гражданской войны. Григорий Мелехов – это собирательный образ человека-приспособленца, ни больше, ни меньше.

2 вариант

М.А.Шолохов написал рассказ «Коловерть» в 1925 году. Это произведение вошло в сборник «Донские рассказы». События, описанные в нем, охватывают непростой период Гражданской войны в России, когда страна поделилась на «красных» и «белых». И очень часто родные и близкие люди, братья и сестры или родители оказывались по разные стороны фронта. Писатель нередко называет эту войну братоубийственной.

Рассказ многим читателям может напомнить роман «Тихий дон», так как основные герои это члены одной казацкой семьи, попавшие в мясорубку Гражданской войны и вынужденные делать выбор между семейными ценностями и убеждениями.

По структуре рассказ состоит из маленьких двенадцати глав, каждая из которых описывает небольшой эпизод жизни семьи Петра Пахомыча Крамскова — простого казака. Главными героями является сам Пахомыч и его сыновья.

Мишка решил делать военную карьеру и уже добился первых успехов в белой армии. Ради повышения по службе он готов на многое, в том числе и предать своих близких. Показательно, что его начальником является полковник Чернояров, который однажды избил его отца плетью. Два других брата Игнат и Гришка не проявляют рвения в военной службе, им ближе работа на земле и за нее они готовы драться на стороне «красных». Ради очередного воинского чина Мишка готов пожертвовать жизнью отца и брата, попавших в плен. Жестокости Мишки удивляется даже его командование.

Автор не зря использует в название слово «коловерть», что на донском наречии означает сильное кружение воды, затягивающее все на глубину, от которого нет спасения. В бесчувственной стихии погибают люди. Машина смерти работала механически, не разбирая где свои, а где чужие.

В конце рассказа Шолохов добавляет образ щенящейся волчицы. Это образ матери, потерявшей своих сыновей. Как мать рыдает после гибели сыновей, так и волчица «завыла хрипло и надрывно», услышав два выстрела, оборвавших жизнь отца и брата.

В описании деталей М.А.Шолохов постоянно использует просторечную казачью лексику, хорошо ему лично знакомую.

«Нашенские», «ихняя», «равноправенство» — все эти незамысловатые словечки переносят читателя на берега Дона. Ему легче становится понять жизнь простого казака. Речь героев проста и понятна. Метафоры, которые использует автор, тоже не лишены станичного колорита. «Вода кряхтит натужисто», «на ночь мостится солнце» — городской житель никогда так не сможет сказать.

Рассказ написан от лица автора и это в очередной раз доказывает, насколько тема казачества близка и понятна Шолохову. Все, что произошло в рассказе, он пропустил через себя, испытал всю боль и страдания главных героев.

Тема правоты или неправоты братьев, поднявших руку друг на друга во имя революции, еще не раз найдет свое отражение в творчестве писателя. Он вернется к ней в главном произведении своей жизни — романе «Тихий Дон».

Рассказ учит читателя, что во имя каких бы высоких идеалов не велась борьба, какие бы революции не происходили, в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Трагизм войны

Классик пытается донести до читателя важную мысль: война вносит в жизнь человека трагедию. Человек появился на земле совсем с другой целью, он не должен строить свою судьбу на гибели других. Ничто не становится утешением на войне. Григория Мелехова не успокаивает и не отвлекает то, что в обычной жизни имело смысл: «водка ли, баба ли».

Казачество стремится сохранить детей, сестер, жен и матерей. Поэтому автор не лишает главного героя всего, он оставляет ему сына. Умирающая Наталья просит детей передать отцу просьбу: пусть он жалеет их. Примирение разных сторон одной битвы в умении увидеть будущее. Роман отображает всю жестокость, которая стоит за страшным словом.

Тема войны – основная в романе. Война мешает людям любить, рожать, трудиться. Написать сочинение «Война в произведении «Тихий Дон» сложно. Проблемы, поднимаемые автором, имеют психологическую и историческую основу. Материал станет помощником в обосновании своего мнения по теме.

Изображение войны в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»

Говоря о творчестве М.Шолохова, в первую очередь, следует сказать об эпохе, в которую жил и творил писатель, поскольку социальные, общественные потрясения являются чуть ли не основным фактором, влияющим на творчество. Без сомнения, революция, гражданская да и Великая Отечественная война оказали огромное влияние на Шолохова. Так, например, роман «Тихий Дон» является одним из лучших произведений, воссоздавших картины исторической действительности. Следует заметить, что в изображении войны Шолохов продолжает традиции русских писателей девятнадцатого и начала двадцатого веков. Хотя, конечно же, писатель в воспроизведение подобных социальных катаклизмов внес много нового. «Тихий Дон» повествует о двух наиболее значимых войнах начала двадцатого века, которые потрясли всю страну, да и весь мир. Не успела закончиться Первая Мировая война, как началась другая, более жестокая и кровавая

Важно заметить, что для Шолохова свойственна правдивость, объективность в изображении тех событий. Первая Мировая война показана в самых мрачных тонах

Таким образом автор передает отношение простых людей к ней: «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами. — Худому быть, — пророчили старики. – Война пристигнет». На мой взгляд, масштабность нарисованных Шолоховым картин войны сравнима только со сражениями, созданными Л.Н.Толстым в романе «Война и мир». Поражает читателя в «Тихом Доне», в первую очередь, точность и объективность. Складывается ощущение, что автор находится в самом центре описываемых им событий: «От Балтики смертельным жгутом растягивался франт. В штабах разрабатывались планы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозя боевые припасы, ординарцы, сотни тысяч солдат шли на смерть». Стоит сказать о том, что, чтобы охватить всю картину боевых действий, Шолохов прибегает к весьма оправданному приему. Он «распределяет» своих персонажей по различным участкам фронтов. Именно война, показанная глазами героев, позволяет читателю лучше понять те страшные годы и страдания людей. Вчитываясь в эпизоды, мы начинаем испытывать тревогу и страшное ожидание смерти: «Ложились родимые головами на все четыре стороны, лили казачью кровь и, мертвоглазые, беспробудные, истлевали под артиллерийскую панихиду в Австрии, Польше, в Пруссии… Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе». Шолохов не может оставить без внимания то, что называется у людей подвигом: «А было так: столкнулись на поле смерти люди…, натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбегались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом». Гражданская война оказалась немного иной, более трагичной, бессмысленной. Ее ужасы оказали сильное влияние на героев, изменив их внутренне. Самым неприемлемым и чудовищным было то, что брат шел на брата, сын – на отца, отец – на сына. Многим людям было сложно определиться с тем, чью сторону им лучше всего принять. Достаточно вспомнить метания Григория Мелехова, попеременно бывавшего то в красной армии, то в белогвардейской. В 1951 году Шолохов писал: «Люди типа Григория Мелехова к Советской власти шли очень извилистым путем. Некоторые из них пришли к окончательному разрыву с Советской властью. Большинство же сблизилось с Советской властью и принимало участие в строительстве и укреплении нашего государства». Хотя во время гражданской войны и белые, и красные одинаково чужды казакам. На чьей бы стороне они не воевали, им хочется лишь одного: вернуться в родные края, к родным и близким. Мучительно колеблясь между двумя лагерями, Григорий Мелехов пытается найти третий, несуществующий путь в революции. Думаю, в этом трагедия не только героя Шолохова, но и большинства тех людей, которые воевали ради какого-то призрачного идеала. Таким образом, писатель создает картины двух войн, которые сильно отличаются друг от друга. Но при этом есть одно общее, что объединяет их и делает похожими, – бессмысленность и жестокость.

Гражданская война в Донских рассказах М. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов с помощью своего цикла донских рассказов пытается показать нам все ужасы гражданской войны, постигнувшей Россию в первой четверти двадцатого века. В данных произведениях мы сталкиваемся с предательством, проявлением жестокости и жадности, примерами сломанных судеб. Гражданская война особенно страшное явление потому что во время нее народ не объединяется против общего врага, а наоборот – раскалывается. Доходит до того, что даже брат может пойти на брата.

Война безжалостно вовлекает детей, которым вместо учебы приходиться начинать воевать с малого возраста. В рассказе «Родинка» мы сталкиваемся со случаем, когда отец, не видевший своего сына 18 лет убивает его, узнав об этом, опознав родимое пятно на трупе. Родителям приходится нелегко, ведь их сыновья чаще всего уходят на фронт навсегда. Проблема отцов и детей раскрывается в другом рассказе автора «Чужая кровь». Эта история показывает нам как война разрушает привычный уклад жизни стариков, лишая их поддержки в виде сыновей. Главный герой Гаврила, осиротевший старик, от досады об утрате, решается выходить парня похожего на своего сына. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Война сталкивает людей с нравственным выбором, результатом которого являются жизни других людей. Четырнадцатилетний герой рассказа «Алешкино сердце» принял свою смерть взамен смерти четырехлетней девочки. Его заданием было кинуть гранату в банду, но увидев на руках маленького ребенка, Алеша прыгнул животом на гранату сам

Автор хочет выразить, насколько важно даже во время сложных жизненных испытаний оставаться человеком, сохранить свое сердце и душу чистыми, открытыми любви и добру

Полезный материал по теме:

  1. Гражданская война как трагедия народа
  2. Гражданская война, как трагедия народа
  3. Гражданская война на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон»
  4. Гражданская война в романе-эпопее «Тихий Дон»: трагедия для народа или торжество справедливости? (анализ эпизода)
  5. Биография Шолохова Михайла

Деление на белых и красных

Классик объективен и правдив, он не приукрашивает события, передает всю их реалистичность. Шолохов сравнивает войну с плугом, который режет землю. Еще страшнее звучат фраза о смене цвета: «белый был – красным стал».

Войны рушат судьбы людей, уничтожают целые народы. Шолохов показал, как ужасна гражданская война, изменившая Россию. Написать сочинение «Гражданская война трагедия народа» используя материал, станет несколько легче, но сама проблема сложна и многогранна. Она требует знания истории своей страны и казачества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Тихий Дон»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Тихий Дон»

для самых компанейских —

Главные герои «Тихий Дон»

для самых любопытных —

Анализ «Тихий Дон» Шолохов

Тест по произведению

  1. /18

    Вопрос 1 из 18

Самые популярные материалы сентября для 11 класса:

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Анализ «Живи и помни» Распутин

Краткое содержание «На западном фронте без перемен»

«Господин из Сан-Франциско» главные герои

«Гранатовый браслет» очень краткое содержание

Образ Изергиль

Данко (Старуха Изергиль)

«Чистый понедельник» очень краткое содержание

Краткое содержание «Иуда Искариот»

История создания «Господина из Сан-Франциско»

Основные этапы гражданской войны и интервенции

Историки до сих пор спорят о датах начала и окончания Гражданской войны. Одни исследователи называют точкой отсчёта Февральскую буржуазную революцию, другие — выступление чехословацкого корпуса. Одни полагают, что окончанием войны можно считать 1920 год, когда основные силы белойармии были разбиты. Другие называют 1922 год, когда были подавлены последние восстания на отдаленных территориях страны.

На законодательном уровне датой начала установлен февраль 1918 года (формирование Красной армии), окончания — октябрь 1922 года.

Однако большинство российских историков сходятся во мнении, что началом Гражданской войны стало Октябрьское вооруженное восстание. Концом принято считать — взятие Владивостока в октябре 1922 года.

Главные даты и периоды

В Гражданской войне прослеживаются 3 стадии, которые существенно отличаются друг от друга прежде всего интенсивностью военных действий:

  1. Октябрь 1917 — ноябрь 1918 гг. (первый, первоначальный этап).
  2. Ноябрь 1918 — начало апреля 1920 гг. (второй, активный этап).
  3. Март 1920 — октябрь 1922 гг. (третий, завершающий этап).

Для первого этапа характерно:

  1. Формирование армий противоборствующих сторон. Придя к власти большевики начали создание РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии). Противники партии большевиков — эсеры, меньшевики, представители дворянства и духовенства, офицеры и казаки — начали формировать свою Добровольческую армию.
  2. Интервенция Германии. Когда на территории бывшей Российской империи началась Гражданская война, страна все еще принимала участие в Первой мировой. На её территории находились войска вражеской Германии и силы союзников — Англии и Америки. Ни те, ни другие не спешили покидать территорию России. Германия преследовала захватнические цели, намереваясь отнять у разрозненной империи часть территорий.

Интервенция — это насильственное вмешательство одних стран во внутренние дела других. Понятие интервенции не всегда подразумевает под собой военные действия, это может быть и экономическое вмешательство.

Основные даты и события первого этапа:

  • 25 октября 1917 г. — вооруженное восстание в Петрограде;
  • 25 декабря 1917 г. – начало формирования Добровольческой белой армии в Новочеркасске;
  • 23 февраля 1918 г. — официальное формирование Красной армии;
  • конец мая 1918 г. — мятеж чехословацкого корпуса.

Для второго этапа свойственны:

  1. Основные сражения между красными и белыми, которые определили исход Гражданской войны. Вначале этого периода удача была на стороне противников большевистской власти. Но красным удалось переломить ситуацию и взять под контроль основную часть территорий бывшей империи.
  2. Участие иностранных войск (стран Антанты) в политической борьбе между красными и белыми. Бывшие союзники были обеспокоены вспышкой социалистических идей в стране, активно помогали белому движению. После разгрома антисоветской армии, вывод основных сил иностранных войск с территории России.

Главные даты и события 2 этапа:

  • ноябрь 1918 г. — начало интервенции стран бывших союзников Российской империи;
  • ноябрь 1918 – май 1919 гг. — наступления белойармии силами генерала А. В. Колчака на востоке, А. И. Деникина на юге и Н. Н. Юденича на западе;
  • май – июнь 1918 гг. — свержение советской власти в доль территории Транссибирской магистрали усилиями чехословацкого корпуса;
  • октябрь 1919 г. — разгром армии Н. Н. Юденича;
  • декабрь 1919 – начало 1920 гг. — поражение А. И. Деникина;
  • май 1920 – март 1921 гг. — Польская война;
  • ноябрь 1920 г. — поражение Врангеля в Крыму, завершение войны на основной территории России.

Третья стадия гражданского противостояния характеризуется борьбой сторонников и противников Советской власти на окраинах страны:

  1. Взятие поляками Украины и Белоруссии, их разгром Красной армией.
  2. Подавление восстаний на Кавказе и в Средней Азии.
  3. Победа над японскими интервентами на Дальнем Востоке, окончательный разгром белогодвижения.

Власти большевиков в этот период уже ничего не угрожало.

Основные даты и события 3 этапа:

  • 1920 г. — образование советских республик в Средней Азии (Бухарская и Хорезмская народные советские республики);
  • апрель 1920 г. – февраль 1921 г. — советская власть установлена на Кавказе (Азербайджан, Армения, Грузия);
  • ноябрь 1922 г. — в состав Страны Советов входит Дальневосточная Республика. Конец гражданской войны.

Некоторые историки выделяют 4 этапа Гражданской войны, вынося интервенцию Антанты (ноябрь 1918 г. – весна 1919 г.) в отдельный период.

Итоги Гражданской войны

  1. Победа большевиков и установление Советской власти на всей территории страны.
  2. Многомиллионные потери населения (больше 10 миллионов погибших и около 2-х миллионов эмигрировавших).
  3. Катастрофическое экономическое положение страны.
  4. Потеря части территорий, которые входили в состав Российской империи.

Причины поражения белого движения и победы красных

На первый взгляд, победа Красной армии кажется нелогичной. Во-первых, белым движением руководили офицеры, профессионалы своего дела. Во-вторых, им была обеспечена экономическая и военная помощь иностранных государств.

Но у красных был ряд преимуществ, которые и сыграли свою роль в исходе противостояния:

  1. Под их контролем находились территории центральной России, где располагались основные военные предприятия. 
  2. Они контролировали и основные железнодорожные магистрали, что позволяло им быстро перебрасывает войска с одного фронта на другой. 
  3. У сторонников советской власти была четкая цель и огромное желание любыми путями ее достичь. 
  4. Они проводили мощную политическую пропаганду среди населения страны и их тезисы были поддержаны нуждающимся населением России. 
  5. Большевики достигли успеха в построении одной единой политической партии и программы развития страны. 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: