Блеск и нищета куртизанок. Бальзак Оноре де
БЛЕСК И НИЩЕТА
КУРТИЗАНОК Роман (1838-1847) Эстер ван Гобсек — персонаж 11 произведений
«Человеческой комедии», главная героиня. Э. — дочь Сары Гобсек по
прозвищу Прекрасная Голландка, внучатой племянницы Гобсека. Э. наделена
безупречной красотой: атласная кожа, тонкая, как китайская бумага, сине-серые
глаза под надбровными дугами исключительно четкого рисунка, волосы, в
распущенном виде доходящие до земли (Бальзак колеблется относительно их цвета,
называя Э. то блондинкой, то жгучей брюнеткой, т. е. относя ее красоту то к
европейской, то к азиатской). В глазах и облике Э. «спустя 18 столетий
после изгнания снова заблистал Восток». Избрав вслед за матерью ремесло
куртизанки, Э. достигла в нем чрезвычайного совершенства. Она действует на
мужчин так возбуждающе, что получила прозвище Торпиль (электрический скат). Все
блестящие денди Парижа были «более или менее ее любовниками», но
никто из них не может сказать, что она его любовница; «она всегда вольна
обладать ими, но они ею — никогда». Встреча с Люсьеном де Рюбампре
преображает Э. Полюбив Люсьена, она пытается начать жить честным трудом, но,
обнаружив, что окружающие все равно узнают в ней куртизанку, решает покончить с
собой.
Аббат Карлос
Эррера спасает Э. и помещает в монастырский пансион, где она получает
религиозное воспитание и становится католичкой. После этого Карлос Эррера
поселяет ее в специально снятой квартире, где она живет взаперти, ни видя
никого, кроме Люсьена, и наслаждаясь его любовью. Э. покидает квартиру лишь по
ночам, когда гайдук Паккар, верный слуга Эрреры, вывозит ее для прогулки в один
из парижских парков. На одной из таких прогулок девушку случайно замечает барон
де Ну-синген и влюбляется в таинственную незнакомку так страстно, что готов
отдать любые деньги, лишь бы ее отыскали и предоставили ему. Карлос Эррера
пользуется страстью Нусингена для того, чтобы выкачивать из него все большие и
большие суммы, необходимые для Люсьена. Ради любимого Э. соглашается осквернить
свою любовь к нему и вновь сделаться куртизанкой; она живет двойной жизнью,
презирая «гнусную, бесчестную роль, разыгрываемую телом в присутствии
души». Э. кокетничает с Нусингеном, принимает его дары и поселяется в купленном
для нее особнячке, однако постоянно откладывает день окончательного триумфа
барона и своего падения. Наутро после той ночи, когда она наконец отдается
барону, Э. принимает яд, завещав 750 тысяч франков, которые подарил ей
Нусинген, Люсьену и так и не узнав, что она — владелица 7 миллионов,
причитающихся ей по завещанию Гобсека.
«Красный конь» Бальзака
Говоря о плодотворности писательской деятельности Бальзака, важно отметить, что до того, как он начал подписывать произведения своим именем, он создал бессметное количество рассказов, повестей, романов под псевдонимом. Так что истинное количество его произведений неизвестно
Однако, деятельность писателя не всегда была успешной. В период «застоя» он создал тайное общество с душевным названием «Красный конь» в честь дешёвой забегаловки, где провёл первое заседание. В узкий круг входили писатели и литераторы. Задачей их было проникновение в журналы и газеты, чтобы писать друг о друге хвалебные статьи. Только дальше совместных пирушек и продвижения личности самого Бальзака дело не пошло.
Красиво жить не запретишь
Бальзак всю жизнь прожил в долгах. Возможно, вечная игра в прятки с кредиторами и повлияла на психику творца. Однако, можно полагать, что это особый склад характера – стремление к успеху, жизнь одним днём. Бальзак усердно работал и много зарабатывал. Но тратил ещё больше.
В мечтах избавиться от долгов и жить красиво Бальзак купил земли к югу от Парижа и назвал своё поместье «Ле Жарди». Он жил там, планируя очередные способы стать богатым и выплатить долги: собирался выращивать овощи, завести корову и снабжать молочными продуктами окрестные деревни, делать вино и поставлять на прилавки дешёвые ананасы. Но на деле это поместье было лишь очередным убежищем от кредиторов.
Его имение оставалось в полной разрухе, а сам писатель всё мечтал о красивой дорогой обстановке и беспечной жизни. Однако, стены его дома были пустыми и голыми, Бальзак писал на них углём: «Здесь обюссонский гобелен», «Здесь двери в трианонском стиле», «Здесь потолок, расписанный Эженом Делакруа», «Здесь мозаичный паркет, сделанный из редких пород дерева с Антильских островов». Бальзак также мечтал о полотнах знаменитых художников.
После не сложившихся отношений с фермерством Бальзака одолела новая предпринимательская идея: в 39 лет он отправился на поиски серебряных рудников на Сардинии. Авантюра оказалась провальной.
Бальзак и любовь
Отношения с женщинами у Бальзака складывались тоже довольно необычные. Первую любовь он встретил в 23 года, а его избраннице было 45. Их отношения длились 10 лет, после она была его близким другом. Разрешала финансовые проблемы и выводила в свет его новые творения. Конечно, было много других женщин. Но отношения с прекрасной половиной были осторожными. Свидания и милования- да. Но более интимные встречи – крайне редко. Бальзак считал, что ночь с женщиной стоит ему половины тома. Он не мог себе этого позволить.
Глубокие и серьёзные чувства были у писателя к графине Эвелине Ганской. Их скрытые отношения длились долгие годы. Графиня была замужем. После кончины её супруга Бальзак трижды приезжал за возлюбленной, но она не уезжала с ним. Биографы считают, что важным фактом появления чувств у писателя к избраннице было то, что у неё три тысячи крепостных, что она носит графский титул, живёт в настоящем замке, что она верующая католичка. Возлюбленные писателя всегда были непростыми женщинами, вероятно, он испытывал удовольствие оттого, что может получить признание богатых и титулованных дам.
Эвелина ГанскаяФото из Википедии
На 51 году жизни Бальзак женился на Ганской. Но спустя 2 месяца после венчания умер.
Многие исследователи отмечают неординарность Бальзака как человека. И это лишь малая часть его особенностей, из которых складывается необыкновенная картина личности.
Такая биография нам нравится больше – раскрывающая не только лоск и благородство творца, но и все его тёмные закоулки души, порой пугающие, а иногда смешные.
Но делающие его уникальным и неповторимым.
«Я вынужден вечно творить»
Сегодня речь пойдёт о великом французском писателе, отце реализма – Оноре де Бальзаке. То, что он литрами пил кофе – известный факт и, кажется, не особенно удивительный. Среди моих знакомых 9 из 10 пьют его непрерывно лишь бы выжить в потоке дня. Знаете, сколько среди них знаменитостей? Ноль.
Фото взято из Википедии
Настоящее имя писателя – Оноре Бальса. Его отец, будучи аферистом, изменил фамилию на Бальзак. Частичку «де» (как принадлежность к знатному роду) сын приписал себе сам.
Один из самых продуктивных писателей в мире. Бальзак работал по 16-18 часов каждый день. Отключался от всего окружения, не выходил, пока не закончит очередной роман. Был бы нашим современником, 2020 стал бы для него самым лучшим годом.
Писал он в основном ночью. Однако, ни с какими таинствами это не связано. Бальзак всю жизнь был в долгах, ночью ему не мешали кредиторы. Несмотря на скорость создания шедевров, из долгов он так и не выбрался. И сетовал на происходящее: «Я вынужден вечно творить! Даже Господь Бог творил всего шесть дней».
«Сумасшествие» великого
Биографы утверждают, что любимое произведение Бальзака «Луи Ламбер» был во многом автобиографическим. Так, например, в образе главного героя описывается собственное душевное расстройство автора. Бальзак страдал от периодических приступов афазии – забывал названия предметов. А вот Луи Ламбер – непросто имя. Так в детстве звали вымышленного друга писателя.
Фото из Википедии
После выхода в свет этого романа по Парижу поползли новые сплетни о Бальзаке. Поговаривали, что он сумасшедший. Хотя есть вероятность, что народное звание умалишённого творца ему было присуждено из-за способности легко и крайне непринуждённо держаться в обществе. Про таких обычно говорят «душа компании», но во Франции 19 века – это, вероятно, походило на помешательство. Такие разговоры об авторе пошли по городу после одного анекдотичного случая.
Однажды на званом ужине известного парижского врача должен был присутствовать знаменитый немецкий учёный барон фон Гумбольдт. Из собственных научных интересов он обратился к врачу с просьбой позвать на ужин сумасшедшего. Так за столом встретились Гумбольдт и два чудака. Один был очень серьёзен, одет во всё чёрное, просидел молча весь вечер.
Другой, наоборот, весь растрёпанный и взъерошенный, болтал без умолку. По окончании вечера Гумбольдт наклонился к врачу и поблагодарил за интересный вечер. Сказал, что было очень здорово пообщаться с этим сумасшедшим, указав на взъерошенного собеседника. «Что вы! — воскликнул доктор. — Сумасшедший — это тот господин в чёрном. Ваш собеседник — это Оноре де Бальзак».