Краткая биография
- 4 (16) августа 1876 – Родился.
- 1896 – С серебряной медалью закончил гимназию и поступил в университет.
- 1898 – 2 месяца пробыл за границей, а потом 2 года в Тенишевской мастерской у И.Е. Репина.
- 1899 – Превратился в активного участника сообщества «Мир искусства», выпускавшего иллюстрированный журнал для пропаганды творчества русских символистов. В деревне Егны под Тверью создал акварели к 1-й книге сказок об Иване-царевиче в романтично-национальном стиле, названном позже «билибинским». Считается, что окончательно сложилась манера писать под воздействием работ В.М. Васнецова. Узнаваемым стал ровный контур, очерчиваемый тонким колонком, динамичность, тщательно выписанные детали, яркие цвета. Полотна художника купили Русский музей и Третьяковская галерея.
- 1900 – Закончил университет и стал вольнослушателем при Академии художеств, в Высшем художественном училище. Имел успех на выставке «Мира искусства», где акварели к «Василисе Прекрасной», «Царевне-лягушке» и другим сказкам В.В. Стасов противопоставил упадническим работам остальных участников. Альграфические оттиски (на алюминии) приложили к авторитетному у полиграфистов журналу «Печатное искусство». Об оригинальной манере Билибина заговорили в профессиональных кругах.
- 1903 – Экспедиция заготовления госбумаг издала серию из 6 сказок об Аленушке и Иванушке, белой уточке и других в уже сложившемся стиле художника. То же издательство выпустило в свет сказки Пушкина, иллюстрированные Иваном, – о царе Салтане в 1905-м и Золотом петушке в 1910-м.
- 1902-1904 – Изучал деревянную архитектуру и собирал предметы старины в Вологодской, Архангельской, а также Олонецкой губерниях в этнографических командировках от Музея Александра III. Народные былины и сказки, сказки А. Пушкина, прекрасно проиллюстрированные Иваном Яковлевичем и недорогие, разошлись по обширной территории России и принесли художнику всенародную любовь и известность.
- 1905 – Создавал антимонархические карикатуры в журнале «Жупел», просуществовавшем недолго.
- 1907 – Выполнил эскизы костюмов к драме «Чудо св. Теофила», что положило начало сотрудничеству с театрами. Начал преподавать графическое искусство в школе поощрения художеств. Это продолжалось до 1917-го года. Оформлял заставки, инициалы и концовки к журналу «Золотое руно».
- 1908-11 – Нарисовал эскизы к декорациям и костюмам опер «Золотой петушок» в московском театре Зимина, «Чудо святого Теофила» и драмы «Фуэнте Овехуна».
- 1911 – Выпущены иллюстрированные Билибиным сказки Рославлева.
- 1915 – Стал соучредителем Общества возрождения художественной Руси, существовавшего до Февральской революции. Оно создавалось с целью пропаганды русского творчества и его преемственного развития. Собирали данные о художественных памятниках России, разрабатывали программы для рисовальных школ.
- 1917 – Страх социальных потрясений и жажда увидеть заморские страны толкнули на отъезд из страны. Билибин жил в Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине, где писал портреты и пейзажи.
- 1925 – Переехал в Париж, где сотрудничал с театрами, например, оформил декорации к «Жар-птице» и написал картины к «1000 и 1 ночи».
- 1935 – Создал большое панно «Микула Селянович» для советского посольства в Париже.
- 1936 – Вернулся на Родину, обосновав это неудачной ассимиляцией и меньшими возможностями для творчества. В Ленинграде Билибину предоставили квартиру. Работал театральным и книжным художником, преподавал в Академии художеств,
- 1941 – Иллюстрировал былину «Дюк Степанович».
- 7 февраля 1942 г. – Умер от пневмонии при полном истощении и похоронен в братской могиле вместе с невыжившими в блокаду другими профессорами.
Художник Иван Билибин
Биография Даниеля Дефо
Точная дата рождения Даниеля Дефо неизвестна. Предположительно он родился в 1660 году в районе Криплгейт в Лондоне.
Подлинное имя писателя звучит как Даниэль Фо. Мальчик рос в набожной семье мясоторговца Джеймса Форна.
Детство и юность
Детство Даниеля Дефо прошло в религиозной атмосфере, так как его родители были пресвитерианцами, которые исповедовали учение Жана Кальвина.
В связи с этим, когда Дефо исполнилось 14 лет, его отправили учиться в духовную академию. Родители мечтали о том, чтобы в будущем их сын стал пастором. Окончив академию, Даниэль продолжил учебу в протестантской академии в Стоук-Ньюингтоне.
Юноша был достаточно любознательным и имел интерес ко многим наукам. Ему удалось освоить греческий и латинский языки, а также прочитать множество классической литературы.
Вопреки ожиданиям родителей, закончив учебу Дефо не стремился становиться пастором. Вместо этого его начала интересовать коммерческая деятельность.
Первой работой в биографии будущего писателя стала чулочная фабрика, в которой он работал приказчиком, а также отвечал за финансы предприятия.
Почувствовав уверенность в своих силах, ему захотелось открыть собственную фабрику.
В результате, в середине 1680-х годов Даниэль Дефо запустил производство чулочной продукции и успешно руководил всем процессом.
Став достаточно состоятельным человеком, он занялся торговлей вина, табака и строительных материалов.
В этот период биографии он успел побывать в разных европейских странах и собственными глазами увидеть, как живут разные люди.
После этого он начала основательно заниматься политическими и религиозными вопросами, волновавшими его еще с юных лет.
Живопись
По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:
Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»
Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.
Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»
В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».
Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».
Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.
В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»
В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»
Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).
В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Детские годы
Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.
Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.
В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.
Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.
По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.
Крещение
К интересным фактам из жизни князя Владимира стоит отнести и его выбор религии. Так, согласно летописным записям, когда к Владимиру прибыли представители трех главных мировых религий – ислама, иудаизма и «латинского» христианства, Владимир отдал предпочтение христианству по византийскому обряду. Посоветовавшись с боярами, Владимир Ясно Солнышко в 987 году окончательно принял решение, и объявил о предстоящем крещении Руси.
В том же году киевский князь штурмом захватил византийский Херсонес, потребовав себе в жены сестру правителей Византийской империи, принцессу Анну. Он получил согласие, но только при условии, что перед бракосочетанием примет христианскую веру. Владимир согласился, и поспешил пройти обряд крещения.
Вернувшись домой с новой княгиней, Владимир принялся повсюду распространять христианство. Из Константинополя он привез с собой иконы, церковную утварь, книги, а также священнослужителей, которые активно принялись за работу. Владимир стремился полностью искоренить язычество, которому ранее так благоволил: он приказал истреблять идолов, безжалостно уничтожать всех, кто сопротивлялся новой вере.
В 988 году Русь прошла обряд крещение
Это было важное решение, которое значительно укрепило связь с могущественной Византией, дало толчок культурному развитию государства, укреплению позиций Руси на международной арене
На протяжении всей жизни князь Владимир боролся за единство русского народа. Он совершил множество успешных военных походов, существенно расширив границы своих владений. Умер Владимир Ясно Солнышко в возрасте 73 лет, оставив после себя двенадцать сыновей и большую историческую память.
Подробно
Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование. Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.
В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.
Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году во время поездки в деревню Егны. Его 3 года подряд отправляли изучать архитектуру деревянных строений в различные губернии, что помогло ему при написании картин. Во время этих поездок иллюстратор сделал множество зарисовок русского пейзажа. Ему очень нравилась деревянная резьба на деревенских избах, она навевала мысли о сказках.
Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также былина «Вольга», которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.
Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера «Золотой Петушок» была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.
Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.
Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.
С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности «Жар-птица», создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.
В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.
3 класс
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Популярные темы сообщений
-
Uород Барнаул
Барнаул — это небольшой город расположенный на юге Западной Сибири, на берегу реки Обь. Есть несколько версий появления названия города. По одной из них с казахского языка слово переводится «хорошее стойбище».
-
Ландыш майский
Ландыш не только красивый и прекрасно пахнущий цветок, это еще и первое майское растение, которое радует всех после затяжного зимнего холода. Его цветки достаточно нежные и по своей форме напоминают маленькие колокольчики, висящие на стебле.
-
Суздаль: Город золотого кольца России
Россия одна из самых больших и богатейших стран Европы, имеющая свою многовековую историю и культуру. Самым сердцем России принято считать Золотое кольцо. Это плеяда старинных крупнейших исторических городов. Среди таких городов следует отметить
-
Орион созвездие
Древнейшее греческое созвездие Орион напоминает фигуру человека и названо оно в честь греческого мифологического охотника Ориона. После смерти Посейдон увековечил память сына, создав в виде человека пастуха созвездие.
-
Дрофа
Дрофа – красивая птица больших размеров. Из-за того, что она была хорошим трофеем, на дрофу много охотились. Поэтому пришлось занести этих птиц в красную книгу, чтобы они не исчезли. Также на уменьшение популяции повлияла обработка полей химикатами.
Луи Армстронг. Подробная биография
Джаз одно из самых известных музыкальных направлений. Сложно представить каким бы он был без одного из самых значимых людей в сфере музыки 20-го века, напрямую повлиявшего на его становление и развитие в массовой культуре.
Луи Армстронг родился и рос в гнетущей атмосфере луизианского гетто. Отец Луи бросил семью, когда ребенок был еще младенцем, поэтому он рос с матерью, работавшей прачкой, основной доход, которой представляла проституция. Атмосфера его детства и юности действительно ужасают: расовое угнетение, окружающая все бедность, бандитизм и наркомания. Фактически он жил на самом дне общества.
Зарабатывать Луи стал в раннем возрасте. Чтобы семья хоть как-то сводила концы с концами он занялся разносом газет и поставкой просроченной еды ресторанам. С семи лет Армстронг начал работать в доме еврейской семьи Карновски. Они оценили трудолюбие и характер мальчика и довольно быстро привязались к нему. Благодаря их заботе он обучился языку идиш и в знак признательности носил цепочку с кулоном Звездой Давида. Также они оплатили покупку первого личного музыкального инструмента Армстронга – корнета.
Луи с ранних лет интересовался музыкой. Его можно было легко найти неподалеку от танцевальных залов и кабаков Сторвилла. В возрасте одиннадцати лет мальчик бросил школу и присоединился к местному уличному ансамблю, в котором смог натренировать свой слух.
Когда Луи было 13 лет, в канун нового года, он украл револьвер своего отчима и стал стрелять на улице в воздух, за что был задержан полицией и определен в исправительную школу, где освоил игру на таких музыкальных инструментах как альтгорн и корнет.
Освободившись Луи решил непременно связать жизнь с музыкой и начал выступать в местных барах и различных заведениях города. В итоге он был замечен известным музыкантом Кингом Оливером, который подтянул его звучание и исполнение. Вскоре Армстронг смог присоединиться к музыкальному ансамблю Кида Ори. Также участвовал в выступлениях ансамбля «Tuxedo Brass Band», а в Новом Орлеане играл в «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, обучившего Луи нотной грамоте.
В марте 1918 года Луи Армстронг женился на Дейзи Паркер. Однако их совместная жизнь длилась недолго. Его второй женой стала пианистка Лил Хардин, которая и настояла на развитии сольной карьеры артиста. Пара перебралась в Нью-Йорк. Здесь Луи смог в полной мере разработать свой уникальный стиль.
В середине двадцатых годов музыкант отправляется в Чикаго, где осуществляет запись своих лучших альбомов со студийным составом «Hot Five». Примерно в то же время музыкант выбирает своим основным инструментом трубу, отказавшись от корнета и окончательно обосновывается в Нью-Йорке.
В тридцатые годы Луи совершает ряд турне в Европу и Северную Африку, которые принесли широкую известность за рубежом. В конце тридцатых годов музыкант переносит ряд операций, связанных с лечением травмы губы и голосовых связок.
Последней женой Армстронга стала танцовщица Люсиль Уилсон. Она смогла привнести в личную жизнь музыканта комфорт и покой. Они останутся вместе до конца своих дней ни разу ни поссорившись.
С 1947 года Сачмо начинает руководить секстетом All Stars («Все звезды»), которые вскоре становятся самыми известными музыкантами в сфере джаз-музыки. К 1950-ым годам Луи Армстронг становится иконой джазовой музыки. Но его активная творческая деятельность не смогла не затронуть его здоровье. Перенесший тяжелую форму инфаркта, музыкант уже не смог выступать как раньше, однако все равно продолжил давать концерты.
В 1960е годы Армстронг стал больше работать вокалом, записывая как новые песни, так и перепевая каверы своих оригинальных произведений в стиле госпел. В 1964 году, после некоторого перерыва связанного с сердечным приступом, Луи перепел песню «Hello, Dolly!» певицы Кэрол Ченнинг. Версия Луи занимала первую строчку чарта «Hot-100» 22 недели. Последним хитом стала композиция «What a Wonderful World», занявшая первое место в чарте Великобритании.
В 1971 году Армстронг выступил в последний раз в Манхеттене. К концу шоу музыканта госпитализировали с сердечным приступом. Армстронг выписывается с намереньем продолжить концертную деятельность, однако артисту не удалось воплотить свои планы. Выдающийся джазовый композитор умирает из-за сердечной недостаточности 6 июля 1971.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Произведения
Книжная графика
- 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
- 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»
- 1899 — «Царевна-Лягушка»
- 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
- 1900—1901 — «Марья Моревна»
- 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 — «Белая уточка»
- 1903 — Былина «Вольга»
- 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
- 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
- 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (неопубликован, сохр. неск. илл.)
- 1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
- 1911 — «Сказки» А. С. Рославлева
- 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»
- 1931 — Contes de l’Isba (Сказки из избы)
- 1932—1933 — Francis Carpenter. Tales of Russian Grandmother (Сказки русской бабушки)
- 1932 — Contes de la couleuvre (Сказки ужихи)
- 1933 — Conte du petit poisson d’or (Сказка о золотой рыбке)
- 1934 — Le Tapis Volant (Летучий ковер)
- 1936 — Le farouche Abd-el-Kader
- 1936 — Adhémar de Montgon. Henri IV
- 1937 — «Русалочка»
- 1937 — M. Percheron. Moscou
- 1937 — А. Н. Толстой. «Петр Первый»
- 1939 — М. Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова»
- 1940 — «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», сборник былин Н. В. Водовозова
Театрально-декоративное искусство
- 1904 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
- 1907 — Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
- 1908 — Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
- 1908 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
- 1909 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
- 1909 — костюмы для танц. сюиты «Пир» (Русские сезоны, балетм. М. М. Фокин)
- 1911 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
- 1911 — Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
- 1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
- 1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
- 1914 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
- 1923 — декорации и костюмы для балетов Н. Н. Черепнина, поставленных в 1923 труппой А. П. Павловой, — «Русская сказка» (балетм. Л. Л. Новиков) и «Роман мумии» (балетм. И. Н. Хлюстин)
- 1928 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
- 1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
- 1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
- 1931 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
- 1931 — Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес, балетм. Фокин
- 1934 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
- 1936 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
- 1939 — Эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина.
Панно и росписи
- 1913 — Эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка.
- 1915 — Эскизы плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были).
- 1922 — Панно «Борис и Глеб на корабле»
- 1922 — Панно «Красный всадник»
- 1925 — Эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии.
- 1927 — Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.
- 1935 — Панно «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.
Билибин Иван Яковлевич
Билибин Иван Яковлевич Родился: 4 (16) августа 1876 года.
Умер: 7 февраля 1942 года.
Биография
Иван Яковлевич Билибин (4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1895—1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.
В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. С 1992 это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.
В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 года он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.