Основные периоды в творчестве островского
ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО СВОИ ЛЮДИ-СОЧТЕМСЯПьеса «Свои люди – сочтемся» (первое название «Банкрут») стала произведением, определившим судьбу А. Н. Островского. Эта комедия сразу заняла свое место среди классических вершин русской драматургии.В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду
со своими привычками и стремлениями.
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в
купеческой среде случай мошенничества.
Материальные отношения лежат в основе изображённого конфликта пьесы.
Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных
Островским героев. Однако изображение жизни в этой комедии сложнее,
и, как всегда это будет у Островского, в самой интриге пьесы все житейские материальные проблемы выведены в область нравственных.
выражается и в том, что если Большов, задумывая фальшивое банкротство,
во всем полагается на незыблемость своего патриархального дома и верность чад
и домочадцев, то Подхалюзин всех подкупает: сваху, стряпчего и даже мальчика Тишку.
а уже грехи детей — печальное следствие, результат действий старших. В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего
сомнения в том, как поступить в дальнейшем.Художественное своеобразие пьесы заключается в том, что
● Действие и характеры проникнуты комическим ( преимущественно сатирическим);
● Смех обращен не только против нравственного убожества персонажей, но и против условий, их породивших;
● Пьеса изображает нравственное несовершенство, моральную ущербность людей, мыслящих исключительно количественными категориями, утративших живую душу;
● В основе действия лежит ярко очерченная интрига с сюжетными перипетиями;
● Центральные персонажи уверены в том, что они выше всех окружающих, а потому могут распоряжаться их судьбами – они не замечают своей внутренней несостоятельности;
● Гиперболизирован Большов, шаржирована речевая характеристика Липочки, Аграфены Кондратьевны, свахи, стряпчего, подчеркнута алогичность речи персонажей, сделан акцент на статике характеров, использован прием сюжетного параллелизма, троекратное повторение мотива обмана, использован лейтмотив счета;
● Большов терпит крах, Подхалюзин торжествует – драматур привлекает публику к осмыслению такой несправедливости, вводя в пьесу непосредственное обращение персонажей к зрителю;
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)
Источник
Александр Островский — биография
Александр Николаевич Островский — выдающийся русский драматург 19-го века, а его произведения, пьесы стали основой для создания отечественного театра. Самого же литератора заслуженно называют отцом русской сцены в том виде, в каком она существует, начиная со второй половины 19-го века.
Островский не имел литературного, филологического образования. Однако он был человеком внимательным и обладал каким-то природным чутьем на слово, язык, а также сюжеты и характеры. Во многом это связано с его службой.
За годы работы на мелких чиновничьих постах он повидал немало людей, которые легли в основу привычных типажей. Продажные, глуповатые чиновники, властолюбцы и прочие прочно вошли в пьесы Островского, а затем столько раз были воплощены на подмостках, что стали основой для дальнейшего развития сатиры.
Островский благодаря природной одаренности и упорному труду сумел реформировать русский театр. Ввел простые правила, которые повышали качество постановок. В конечном итоге задачей драматурга было привлечь и удержать интерес зрителя. И это ему блестяще удавалось.
За свою жизнь писатель создал около 50 пьес. Многие из них прочно вошли в русскую культуру. Стали частью золотого фонда классики. Сейчас их изучают в рамках школьной программы.
«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры
Группа писателей-авторов журнала «Современник». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».
Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».
Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».
Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист о. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.
В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.
Литература
Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».
Портрет Александра Островского
В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.
Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.
Книги Александра Островского
Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.
Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.
Памятник Александру Островскому в Москве
С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».
В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.
Александр Островский в пожилом возрасте
1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.
За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.
[править] Пьесы
- «Семейная картина» (1847)
- «Свои люди — сочтёмся» (1849)
- «Неожиданный случай» (1850)
- «Утро молодого человека» (1850). Пьеса впервые поставлена 12 (24) февраля 1853 г. в Театре-цирке (Петербургская императорская труппа; что не мешает некоторым источникам ошибочно называть Александринский театр) и провалилась.
- «Бедная невеста» (1851)
- «Не в свои сани не садись» (1852). Премьера: 14 января 1853 г., Москва, Большой театр Московской императорской труппы
- «Бедность не порок» (1853)
- «Не так живи, как хочется» (1854)
- «В чужом пиру похмелье» (1856). Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.
- «Доходное место» (1856). Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой.
- «Праздничный сон до обеда» (1857)
- «Не сошлись характерами» (1858)
- «Воспитанница» (1859)
- «Гроза» (1859)
- «Старый друг лучше новых двух» (1860 год). Премьера: Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), 10 октября 1860 года, в пользу вдовы и детей выдающегося драматического актера Петербургской императорской труппы А. Е. Мартынова
- «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861 год)
- «Женитьба Бальзаминова» (1861)
- «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866 год)
- «Тяжёлые дни» (1863)
- «Грех да беда на кого не живёт» (1863)
- «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
- «Шутники» (1864)
- «На бойком месте» (1865 год)
- «Пучина» (1866)
- «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
- «Тушино» (1866)
- «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
- «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
- «Горячее сердце» (1869)
- «Бешеные деньги» (1870)
- «Лес» (1870) текст
- «Не всё коту масленица» (1871)
- «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872). 10 декабря 1872 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
- «Комик XVII столетия» (1873)
- «Снегурочка» (1873)
- «Поздняя любовь» (1874). 22 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
- «Трудовой хлеб» (1874). 28 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
- «Волки и овцы» (1875)
- «Богатые невесты» (1876). 30 ноября 1876 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
- «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877). 18 ноября 1877 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
- «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
- «Последняя жертва» (1878). 8 ноября 1878 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля
- «Бесприданница» (1878). 10 ноября 1878 состоялось первое представление драмы в Малом театре в бенефис Музиля.
- «Добрый барин» (1879)
- «Сердце не камень» (1880)
- «Невольницы» (1881)
- «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина.
- «Без вины виноватые» (1881—1883)
- «Старое по-новому» (1882); в соавторстве с П. М. Невежиным
- «Таланты и поклонники» (1882)
- «Красавец-мужчина» (1883)
- «Не от мира сего» (1885)
Семейная жизнь
Со своей первой женой А. Н. Островский прожил около 20 лет. С ней он не обвенчался, так как отец был против этого брака. Агафья Ивановна была простолюдинкой, не имела образования, но была умной, доброй, чувствительной женщиной. Она являлась первым читателем и критиком произведений Александра Николаевича.
Выбирая себе жену, Островский не посоветовался с отцом, и тот отказал ему в материальной помощи. Драматург жил с семьёй в сыром мезонине, его дети умерли в раннем возрасте, а затем скончалась от чахотки его любимая жена. Через два года (в 1869 году) Александр Николаевич обвенчался с актрисой Малого театра Марией Васильевной Бахметьевой (её сценическое имя — Васильева 2-я), которая была гораздо моложе его и не особо вникала в дела мужа. Она родила Островскому четырёх сыновей и двух дочерей.
В 1885 году здоровье Александра Николаевича ухудшилось. В конце мая 1886 года он решил уехать из Москвы в имение Щелыково, которое братья Островские выкупили в 1867 году у мачехи Эмилии Андреевны (оно досталось ей после смерти их отца). Именно в этом имении драматург создал большинство своих пьес. Сейчас он надеялся, что природа, свежий воздух и покой улучшат его здоровье, но утром 14 (2 по старому стилю) июня 1886 года Островский умер прямо за письменным столом, когда переводил пьесу Шекспира.
Личная жизнь
Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.
Александр Островский и Агафья с ребенком
Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.
Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.
Любовь Косицкая-Никулина
Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.
Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.
Александр Островский и Мария Бахметьева
Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.
После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.
Творческая деятельность
- 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
- 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
- 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
- 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
- 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
- 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
- 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
- 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
- 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
- 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
- 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
- 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
- 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
- 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
- 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.
[править] Театр Островского
Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.
Приверженец бытового реализма в искусстве, Островскмй выступал за отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия личности актёра. В его пьесах изображаются обычные бытовые ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в психологию.
Основные идеи реформы театра:
- театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
- неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
- ставка не на одного актёра — главного исполнителя, а на весь занятый в спектакле коллектив;
-
актерское мастерство, выраженное в словах:
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новой актёрской школы и создания новых театральных традиций.
Уже первая поставленная на сцене пьеса Островского — «Не в свои сани не садись» (первоначальное название «От добра добра не ищут») (предыдущие его пьесы были опубликованы, но на театральные подмостки не попали), — понаделала театрального революционного шума: впервые русский зритель увидел на сцене настоящий современный ему быт — в образах актеров на сцене действовали реальные персонажи, такие же, как и за сценой, в реальной жизни, — так же одетые, так же говорившие, так же воспитывавшие своих детей, существовавшие в тех же житейских условиях и проблемах современного быта. Премьера пьесы прошла в московском Большом театре 14 января 1853 г., в бенефис актрисы Никулиной-Косицкой. А уже через месяц, 19 февраля 1853 года, пьеса была поставлена в Петербурге (Александринский театр). А. Вольф, историк и хроникер русского театра, вспоминая эту премьеру, сравнил ее значимость с днем 19 февраля 1861 г. — когда была произведена крестьянская реформа в России, окончательно упразднившая крепостное право.
Естественно, что нововведения встречали противников. Среди них был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, точного психологического попадания в другой образ, чего М. С. Щепкин не делал — он был артистом другой формации. Известно, что в знак протеста покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
А поэт Н. Ф. Щербина разразился эпиграммой, назвав Островского в насмешку «русским Шекспиром», и это полушуточное сравнение получило большую огласку:
- Со взглядом пьяным, взглядом узким,
- Приобретенным в погребу,
- Себя зовет Шекспиром русским
- Гостинодворский Коцебу.
Тем не менее эти новые идеи, изложенные А. Н. Островским, уже требовали в театральной России своего воплощения и потому были встречены общественностью с большим вниманием и понимаем: русский театр получил свой импульс к дальнейшему развитию. За Островским закрепилась слава бытописателя, и именно этого — обращения к быту российского общества — и желало это российское общество
Идеи Островского были разработаны дальше уже следующими поколениями: Станиславским и М. А. Булгаковым.
Ранние годы и образование
Драматург и писатель Александр Островский появился на свет 12 апреля 1823 по новому стилю в Москве. Его родители не имели отношения к профессиональному творчеству, искусству. Однако были людьми начитанными и довольно образованными.
Отца молодого человека звали Николай Федорович. Мужчина происходил из среды духовенства. По настоянию родителей окончил семинарию, а затем и духовную академию. Однако жизнь священнослужителя его вовсе не привлекла.
Вместо религиозной работы он предпочел чиновничий пост. Своим трудом добился должности судебного стряпчего. К 1839 году благодаря упорству и работоспособности отец будущего писателя дослужился до коллежского асессора и получил дворянский титул.
Мать драматурга звали Любовь Ивановна. Ее родители служили при церкви. Молодой человек так и не успел как следует ее запомнить, поскольку та скончалась, едва Островскому исполнилось 9 лет от роду.
После смерти супруги отец писателя женился во второй раз, на Эмили фон Тиссен, дочке шведского аристократа. По счастливому стечению обстоятельств мачеха оказалась доброй и заботливой.
Помимо Александра в семье родилось трое детей (еще несколькие умерли в младенчестве). Жалованье отца было довольно высоким. По крайней мере, чтобы не бедствовать, семье его вполне хватало.
Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н. Островский
Материальный достаток позволил вплотную заняться образованием детей. Постигать знания Островский начал рано. Его обучением занималась мать, женщина умная и начитанная. А после ее смерти — мачеха, которая много времени уделяла образованию приемных детей.
С ранних лет Островский увлекался иностранными языками и чтением. Большой удачей было то, что у отца имелась солидная библиотека. После знакомства с отечественной и зарубежной литературой Александр Николаевич загорелся желанием стать писателем. Однако отец его стремления не разделял. Он намеревался устроить сына чиновником.
В 1835 году молодой человек был зачислен в Московскую гимназию, где получил начальное образование. А затем, в 1840, по настоянию родителя Островский поступил в Московский университет, на юридический факультет.
Учился писатель средне. Окончить образование, и получить диплом он так и не сумел. В 1843 ему не удалось сдать экзамен по римскому праву. В результате молодой человек написал заявление и отчислился по собственному желанию.
Островский в молодости
Отец помог сыну устроиться на мелкую должность Совестный суд. А затем через несколько лет Островский-младший перешел в Коммерческий суд, где занимался разрешением хозяйственных споров между мещанами, купцами, торговым крестьянством и мелкими дворянами. Тут он трудился до 1850-го года.
За долгий период службы Островский повидал немало людей. В будущем они стали основой для собирательных образов, типажей и ярких характеров, известных нам по многочисленным комедиям писателя.
Несмотря на чиновничью работу Александр Николаевич и не думал отказываться от своей затеи стать драматургом. Втайне от всех он записывал наиболее интересные образы и ситуации в свой блокнот. На их основе создавал собственные типажи для будущих пьес.
Биография Островского самое главное
Островский Александр Николаевич — известный в России писатель и одаренный драматург.
Александр Островский родился и вырос в Москве весной, в 1823 году. Умер от серьезных проблем со здоровьем в 1886 году. Его мать умерла, когда писатель был ещё совсем ребенком.
Можно отметить, что Александр — 4-ый ребенок в семье. Поэтому следует добавить, что его детство было весьма трудным.
Александр Николаевич обучался дома, и был достаточно образованным человеком. Библиотека отца у него вызвала явный интерес, и именно поэтому Островский также был начитанным. Но его отец очень хотел, чтобы мальчик владел юридическим образованием.
Александр поступил в Гимназию в 1835 году. В то время ему было всего лишь 12 лет. После окончания Гимназии, он стал обучаться в университете на юридическом факультете. Однако получить законченное образование так и не мог: литература увлекла его настолько, что он забросил учебу.
В будущем Островский стал очень увлекаться театром. В числе его первых пьес можно упомянуть такие, как: «На бойком месте» и «Гроза». Всего, по подсчётам, написал около 50 пьес. Самое первое произведение, которое принесло большую волну популярности, называется «Свои люди — сочтемся!». Также стал автором таких произведений, как: «Бесприданница», «Волки и овцы», «Доходное место», «Бедность — не порок», «Лес» и другие.
Интересные факты об Александре Николаевиче
1. Популярность и слава.
Как уже упоминалось выше, после выпуска произведения Островского «Свои люди — сочтемся!», к писателю пришла заслуженная слава. Однако, очень большой промежуток времени произведение просто запрещали допускать к публикации, так как оно содержало нецензурную лексику и элементы оскорбления.
2. Жизненные приоритеты.
Александр Островский очень высоко ценил литературу и театр. Именно из-за этого он ушел с университета. Но когда об этом узнал его отец, он силком заставил сына работать в Московском суде по заброшенной специальности.
3. Стиль в одежде.
Писатель обладал очень специфическим вкусом. Предпочитал одеваться, как нравится именно ему самому. Однако часто не хотел выходить из дома, так как боялся общественного мнения. Часто думал, что его «засмеют».
4. Характер или вредные привычки?
Александр Николаевич Островский имел довольно сложный и тяжёлый характер. Он часто был излишне уверен в себе и безумно любил хвастаться. Мог сильно обидеться на замечания других или обидеться за недостаточно оцененное произведение.
5. Проблемы при постановках.
У Островского часто бывали и проблемы с постановкой пьес в театре. Из-за его вспыльчивости, нередко ругался с актерами и кричал на них. Ему непросто было найти общий язык с людьми.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Александр Николаевич Островский внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского театра. Островский — очень яркая и неординарная личность в истории. Его произведения увлекательные, и читаются на одном дыхании. Александр был упорным человеком, и именно поэтому достигал того, чего хотел. Думаю, именно этим он запомнился читателю.
Все произведения А Н Островского
- Семейная картина
- Неожиданный случай
- Утро молодого человека
- Бедная невеста
- Не в свои сани не садись
- Не так живи, как хочется
- В чужом пиру похмелье
- Доходное место
- Праздничный сон до обеда
- Не сошлись характерами
- Воспитанница
- Старый друг лучше новых двух
- Свои собаки грызутся, чужая не приставай
- Женитьба Бальзаминова
- Козьма Захарьич Минин-Сухорук
- Тяжёлые дни
- Грех да беда на кого не живёт
- Воевода
- Шутники
- На бойком месте
- Пучина
- Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
- Тушино
- Василиса Мелентьева
- На всякого мудреца довольно простоты
- Горячее сердце
- Бешеные деньги
- Не всё коту масленица
- Не было ни гроша, да вдруг алтын
- Комик XVII столетия
- Поздняя любовь
- Трудовой хлеб
- Волки и овцы
- Богатые невесты
- Правда хорошо, а счастье лучше
- Женитьба Белугина
- Последняя жертва
- Добрый барин
- Дикарка
- Сердце не камень
- Невольницы
- Светит, да не греет
- Без вины виноватые
- Таланты и поклонники
- Красавец мужчина
- Не от мира сего
Александр Островский – лучший российский драматург XIX века. Самые известные произведения Островского и сегодня пользуются огромной популярностью у зрителей в театре, кино и на телевидении, ставятся лучшими режиссерами, исполняются прекрасными современными актерами.