Последние годы Владимира Одоевского
В последние годы жизни Владимир Одоевский занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867). Все считали, что Владимир – поборник официозной народности. Сам же князь написал: «Народность – это наследственная болезнь, от которой умрёт весь народ, если не освежит свою кровь физическим и духовным сближением с остальными нациями». Нечто подобное писатель и пытался сделать с российской и европейской культурой. Об этом нам говорит вся его биография. В. Ф. Одоевский скончался в Москве в начале марта 1869 года.
——————————————————-
Владимир Одоевский. Сказки для
детей. Читаем бесплатно онлайн
Читать все сказки ОдоевскогоЧитать сказки других известных авторов
«Пестрые сказки»
Одоевский произведения свои зачастую выстраивал в циклы. Так, создавая «Пестрые сказки», писатель параллельно работал над сборником «Дом сумасшедших», посвященным теме гениального безумия. Тяготение к циклизации можно объяснить какими-то общими процессами, свойственными русской литературе тех времен. Тогда, в начале 30-х годов, в свет вышли «Повести Белкина» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые представляли собой не что иное, нежели циклы. Ориентация на Пушкина обусловливает и сложную систему повествования в «Пестрых сказках». Аннотация к произведению Одоевского (или предисловие) вводит фигуру рассказчика – Иринея Модестовича Гомозейко. В отличие от всеохватного Ивана Петровича Белкина, повествователь в «Пестрых сказках» носит ярко выраженные автобиографические черты. Впоследствии он примерит на себя роль «литературного двойника», от лица которого писатель будет вести диалог с воспринимающей стороной – читателем.
Литературные произведения
Подобно Людвигу Тику и Новалису , Одоевский опубликовал ряд сказок для детей ( Город табачных коробок ) и фантастических рассказов для взрослых ( Косморама и Саламандра ), пропитанных мистикой в духе Якоба Беме и Луи-Клода де Сен-Мартина . После успеха «Пиковой дамы » Пушкина Одоевский написал ряд аналогичных рассказов о разгульной жизни русской аристократии ( принцессы Мими и принцессы Зизи ). Его литературная зрелость была достигнута в 1844 году с публикацией его сборника рассказов Les Nuits russes, вдохновленного Noctes Atticae , на написание которого у него ушло два десятилетия. В книгу вошли его самые известные художественные произведения, в том числе рассказы- антиутопии : «Последнее самоубийство» и «Безымянный город» . Его рассказы перемежаются философскими беседами с участием французских энциклопедистов , не говоря уже о музыке Себастьяна Баха . Он также оставил незаконченный утопический роман 4338 года , опубликованный фрагментами в 1835 и 1840 годах, рукопись которого была полностью переиздана в 1926 году.
«Городок в табакерке»
Из произведений Одоевского для детей самое популярное — «Городок в табакерке». Это сказка, написанная в 1834 году. Ее главные герои — отец и сын.
Папа дарит ребенку табакерку. Мальчику сразу захотелось выяснить, как она функционирует, и оказаться во внутреннем мире маленькой табакерки. Ему непременно нужно рассмотреть, как все устроено.
К его большому удивлению это удается. Прямо из табакерки к нему выходит мальчик-колокольчик, который приглашает внутрь. В табакерке оказывается целый городок, в котором все для главного героя устроено неизвестно и по-новому. Мальчик многому учится, осваивает интересные науки, узнает о механизмах. В конце сказки он просыпается, только тогда выясняет, что все это было сном.
Музыка
Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Энгармонический клавицин Владимира Одоевского
Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.
Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.
Музыкальная критика
Как музыкальный критик, Одоевский намеревался пропагандировать национальный стиль Михаила Глинки и его последователей, очерняя их предков, таких как Дмитрий Бортнянский . Он также написал романтизированную биографию русского скрипача Ивана Хандошкина , карьере которого, как он представил, помешало пагубное влияние таких итальянских музыкантов, как Джузеппе Сарти . Среди его многочисленных статей на музыкальную тематику особого внимания заслуживает трактат о древнерусском церковном пении, хотя он выразил резкое отвращение к строчной ( раннерусской полифонии) пение: «Ни одно человеческое ухо не выдержит последовательности секунд, которые постоянно встречаются. . » Иоганн Себастьян Бах и Бетховен фигурируют в некоторых его новеллах. Одоевский принимал активное участие в создании Русского музыкального общества , Московской консерватории и Санкт-Петербургской консерватории .
Энгармонический клавицин[править | править код]
Этот инструмент был заказан у мастера немецкого происхождения А. Кампе, проживавшего в Москве и содержавшего в Газетном переулке фортепианную фабрику, перешедшую в конце века к его дочери, в замужестве Смоляниновой. В архиве сохранилась расписка от 11 февраля 1864 г. о выплате 300 рублей серебром за изготовление инструмента. Хотя Одоевский называл его «клавицином», это было стандартное молоточковое фортепиано, с тем лишь отличием, что каждая его чёрная клавиша делилась надвое, кроме того у него было по одной чёрной клавише там, где обычно их нет — между си и до и между ми и фа.
Этот инструмент хранится ныне в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
Учёба Владимира Одоевского
Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином. Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М. Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.
Творчество петербургского периода[править | править код]
Для второго периода в творчестве Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «Современником», «Вестником Европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В году был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.
К этому же времени относится и лучшее, по общему признанию, из его произведений — сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи» (1844), данных в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми. Сюда вплетены, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие фантастические последствия, к которым приводит реализация закона Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, и теории Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу. Лишённая внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь находит себе живую и яркую оценку в «Насмешке Мертвеца» и в особенности в патетических страницах «Бала» и описании ужаса перед смертью испытываемого собравшейся на бале публикой.
Примерно к этому же времени относится подготовка трёхтомника собрания сочинений, также увидевшего свет в г. и остающегося до сих пор не переизданным.
Тогда же в 1840-е гг. Одоевский постепенно меняет своё мировоззрение: он разочаровывается в мистицизме, признает ценности новоевропейского естествознания и начинает активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развивает на этом поприще уже после возвращения в Москву в г., куда он приезжает вместе с Румянцевским музеем и во главе его. Одновременно он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
В. Одоевский / О жизни и творчестве
- Безелянский, Ю. Философия «Русских ночей» : / Юрий Безелянский // Наука и религия. — 2014. — № 8. — С. 34–37. — (Культ и культура).
- Белинский В. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 344–371.
- Булдакова, Е. Р. Книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Санкт-Петербург, 1998. — 152 с. — .
- Горелик, М. Детское чтение : / М. Горелик // Новый мир. — 2009. — № 1. — С. 129–137.
- Заварзина, Л. Э. Педагогические идеи В. Ф. Одоевского / Л. Э. Заварзина, Т. А. Глазнева // Педагогика. — 2012. — № 6. — С. 94–100. — Библиогр. — (История школы и педагогики).
- Зиневич, Г. К. Сказки дедушки Иринея в свете историко-культурных и педагогических воззрений В. Ф. Одоевского / Г. К. Зиневич // Мировая словесность для детей и о детях. Ч. 1. — Москва. — 2004. — С. 122–125.
- Клыпа, О. К истокам русской психолого-педагогической мысли: Владимир Федорович Одоевский : / О. Клыпа // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 4. — С. 105–112. — Библиогр.
- Коровин В. Владимир Фёдорович Одоевский (1804–1869) // Антология мировой детской литературы. Т. 5. — Москва : Аванта+, 2002. — С. 251–253.
- Лабынцев Ю. Романтическое любомудрие // Лабынцев Ю. Ставшие её частью : Коллекции русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. — Москва : Книга,1990. — С. 164–195.
- Ласунский О. Тайны литературной маски // Книжные сокровища мира. — Москва : Кн. палата,1989. — С. 83–91.
- Любыцына М. Одоевский Владимир Фёдорович // Русские писатели XI—начала XX века : биобиблиогр. словарь / под ред. Н. Скатова. — Москва : Просвещение, 1995. — С. 291–294.
- Муравьёв В. Русский Фауст // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 3–34.
- Немзер А. В. Ф. Одоевский и его проза // Одоевский В. Повести и рассказы. — Москва : Худож. лит., 1988. — С. 3–11.
- Одоевский в жизни ; Автобиография ; Отзывы и воспоминания современников // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 320–376.
- Одоевский Владимир Федорович : русский писатель, философ, музыкальный критик // Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : ч. 3 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 2000. — С. 303-308. — Библиогр.
- Полозова, Т. Д. Дорогой читатель! : / Т.Д. Полозова // Городок в табакерке : Сказки дедушки Иринея / В. Ф. Одоевский. — Москва : Детская литература, 2002. — С. 5–12.
- Сахаров В. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Сочинения : в 2 т. — Москва : Худож. лит., 1981. — С. 5–28.
- Сахаров В. Сеятель мыслей : (В.Ф.Одоевский) // Сахаров В. Страницы русского романтизма. — Москва : Сов. Россия, 1988. — С. 247–311.
- Синдерюшкин, И. Шкатулка Одоевского : / И. Синдерюшкин // Книжное обозрение. — 2004. — 16 авг. — С. 8.
- Ступель А. М. Владимир Фёдорович Одоевский: 1804–1869. — Москва : Музыка, 1985. — 96 с.
- Тиманова, О. Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» / О. Тиманова // Искусство в школе. — 2007. — № 2. — С. 73–76.
- Тубельская Г. Одоевский Владимир Фёдорович // Тубельская Г. Детские писатели России : библиогр. Справочник. Ч. 2. — Москва : Школьная библиотека, 2002. — С. 52–56.
- Турьян М. Сказки Иринея Модестовича Гомозейки : приложение к факсимильному воспроизведению изд. 1833 г. — Москва : Книга, 1991. — 47 с.
- Турьян М. Странная моя судьба. — Москва : Книга, 1991. — 398 с. : ил. — (Писатели о писателях).
- Штерн, М. С. Философско-художественное своеобразие прозы В. Ф. Одоевского (от апологов к «Русским ночам») : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Ленинград, 1978. — 179 с. — .
- Шумкова, Т. Л. В. Ф. Одоевский: чудак, романтик, ироник / Т. Л. Шумкова // Русская словесность. — 2008. — № 5. — С. 10–14.
В. Одоевский / Книги
- Одоевский, В. Ф. Недовольно : / . — : тип. Грачева и К°, . — 20 с. — .
- Одоевский, В. Ф. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкой, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным. — Санкт-Петербург : тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1833. — , XIV, 156, с., 1 л. фронт. (портр.) : ил. — .
- Одоевский, В. Ф. Сказки и повести для детей дедушки Иринея, собранные княз. В. Одоевским. — Санкт-Петербург : тип. С. Глинки, ценз. 1838. — , 196 с., 6 л. ил. — .
- Одоевский, В. Ф. Сказки и рассказы дедушки Иринея. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : А. С. Суворин, ценз. 1891. — 142 с.; 14. — (Дешевая библиотека ; № 90). — .
- Одоевский, В. Ф. Сочинения князя В. Ф. Одоевского : в 3-х ч. Ч. 1 : Русские ночи. — Санкт-Петербург : Иванов, 1844. — IX, , 390, с. — .
- Одоевский, В. Ф. Сочинения : в 2 т. / вступ. ст. В. И. Сахарова. — Москва : Худож. лит., 1981.
- Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказка / В. Одоевский ; рис. А. Кошкина. — Москва : Дет. лит., 1981. — 24 с. : ил.
- Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке / В. Ф. Одоевский ; . — Москва : Малыш, 1991. — 16 с. : ил. — .
- Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказки дедушки Иринея / В. Ф. Одоевский ; ; художник О. Нефедов. — Москва : Детская литература, 2019. — 189 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказки, отрывки из повести. — Москва : Дрофа-Плюс, 2005. — 64 с.
- Одоевский, В. Ф. Девять повестей / Владимир Одоевский. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1954. — 273, с. — .
- Одоевский, В. Ф. Катя, или История воспитанницы : повести и рассказы / Владимир Одоевский ; . — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. — 239 с. : ил. — (Образ Речи). — Содерж.: Opere del Сavaliere Giambattista Piranesi ; Бригадир ; Город без имени ; Последний квартет Бетховена ; Импровизатор ; Новый год (Из записок ленивца) ; Imbroglio (Из записок путешественника) ; Сильфида (Из записок благоразумного человека) ; Привидение ; Игоша ; История о петухе, кошке и лягушке (Рассказ провинциала) ; Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое Воскресенье поздравить своих начальников с Праздником ; Сказка о мёртвом теле, неизвестно кому принадлежащем ; Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту ; Катя, или История воспитанницы (Отрывок из романа) ; Живописец (Из записок гробовщика).
- Одоевский, В. Ф. Мороз Иванович : / В. Одоевский ; . — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 16 c. : ил.
- Одоевский, В. Ф. Мороз Иванович ; Городок в табакерке ; Червячок ; Столяр ; Сказка о четырёх глухих // Сказки и рассказы русских писателей. — Москва : Круг чтения, 2001. — С. 35–63.
- Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / . — Москва : Музгиз, 1956. — 723 с., 22 л. ил. : нот. — .
- Одоевский, В. Ф. О литературе и искусстве / вступ. ст. В. И. Сахарова. — Москва : Современник, 1982. — 223 с. — (Любителям российской словесности).
- Одоевский, В. Ф. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкой, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным / . — . — Москва : Книга : Ред.-изд. центр «Канон», 1991. — XIV,156, с. : ил.
- Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы / вступ. ст. и примеч. А. Немзера. — Москва : Худож. лит., 1989. — 382 с. — (Классики и современники).
- Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы / сост., предисл. и примеч. Е. Маймина ; рис. Н. Гольц. — Москва : Дет. лит., 1992. — 334 с. : ил.
- Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы / В. Ф. Одоевский. — Москва : DeAgostini, 2014. — 479 с. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре ; вып. 146). — .
Последние годы Владимира Одоевского
В последние годы жизни Владимир Одоевский занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867). Все считали, что Владимир – поборник официозной народности. Сам же князь написал: «Народность – это наследственная болезнь, от которой умрёт весь народ, если не освежит свою кровь физическим и духовным сближением с остальными нациями». Нечто подобное писатель и пытался сделать с российской и европейской культурой. Об этом нам говорит вся его биография. В. Ф. Одоевский скончался в Москве в начале марта 1869 года. ——————————————————- Владимир Одоевский. Сказки для детей. Читаем бесплатно онлайн
Первые публикации Владимира Одоевского
Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать. В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику»
Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С
Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И. Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой». Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях.
В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером. С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем. По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет.
В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой. Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам. Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».
«Русские ночи»
Еще одно произведение Одоевского называется «Русские ночи». Впервые оно было опубликовано в 1843 году. Это один из самых философских и удивительных трудов автора, так говорят читательские отзывы.
В аннотации к произведению Одоевского упоминается, что это один из самых сложных и драматических этапов в истории всей русской литературы и культуры. То же самое говорится и в отзывах читателей. Привлекателен формат этой книги героя нашей статьи. По сути, обрамлением служит беседа с элементами философии, которая происходит между несколькими молодыми приятелями. В рассказах поднимаются различные фантастические темы и мотивы.
Отношение Одоевского к прогрессу
Биография Одоевского, краткое содержание которой знают все школьники старших классов, не содержит никаких событий, свидетельствующих о неприятии им технического и научного прогресса. То есть писатель не был его противником. На склоне лет князь писал: «То, что именуют судьбами мира, в данную минуту может зависеть от рычага, изобретённого каким-нибудь оборванцем на чердаке в Америке или Европе, посредством которого решаются вопросы, связанные с управлением аэростатами». Также Владимир Одоевский считал бесспорным фактом то, что «с каждым научным открытием на одно человеческое страдание становится меньше». Однако в общем, несмотря на силу технического прогресса и бурный рост различных общественных благ, западная цивилизация, по мнению писателя, из-за «одностороннего погружения в материальную среду» может дать человеку только иллюзию полной продуктивной жизни. За уход из бытия в мир грёз современной цивилизации, человек рано или поздно будет расплачиваться. А вместе с пробуждением к нему придёт «невыносимая тоска». Вполне логично, если бы на этой фразе завершилась краткая биография Одоевского. Но есть ещё ряд интересных событий в жизни писателя.
Биография Одоевского, краткое содержание которой есть во многих литературных энциклопедиях, насчитывает много полемик как со слявянофилами, так и с западниками. В этом нет ничего удивительного, ведь Владимир всегда отстаивал свои философские и общественные взгляды. В 1845 году в письме к А. С. Хомякову (лидеру славянофилов) князь писал: «Моя судьба очень странная: вы считаете меня западным прогрессистом, а петербуржцы — отъявленным старовером-мистиком. Эти факты меня радуют, так как служат признаком того, что я нахожусь на пути к истине».
До издания романа «Русские ночи» биография Одоевского, краткое содержание которой вы сейчас читаете, ознаменовалась рядом творческих свершений. В 1833 году были опубликованы «Пёстрые сказки», собранные Иринеем Гомозейкою (этой словесной маской Владимир пользовался до конца жизни), которые впечатлили Н. В. Гоголя и предвосхитили тональность и образность его «Портрета», «Невского проспекта» и «Носа». В 1834 году вышла в свет сказка «Городок в табакерке», ставшая лучшим произведением во всей мировой словесности. Она на равных конкурировала с андерсеновскими рассказами и быстро полюбилась русским детям. Появились романтические повести, самая яркая из которых – «Последний квартет Бетховена». Она вышла в альманахе «Северные цветы» в 1831 году.
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.
Владимир Одоевский в молодости
Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.
В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.
Владимир Одоевский и Александр Одоевский
После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Книги
Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.
Портрет Владимира Одоевского
Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.
Книги Владимира Одоевского
В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.
Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.
Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Учёба Владимира Одоевского
Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином. Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М. Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.
биография
Последний член княжеского Дома Одоев , он был генеалогически самым старшим членом Дома Рюриковичей . Он родился князь Федор Сергеевич Одоевского (1771-1808), государственный советник ( statsky sovietnik ). Его отец начинал адъютантом князя Григория Потемкина , затем, в 1798 году, поступил на государственную службу директором Московского ассигнационного банка. По одной из версий, его мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, была крепостной, однако эта версия оказалась неверной, и выяснилось, что его мать была дочерью прапорщика . Его вдова Авдотья Петровна имела дом на Пречистенке в Москве , несколько слуг и небольшое состояние от мужа. Его мать была хорошо образованной молодой леди; она могла говорить по-французски и играть на пианино. Однако семья Одоевских расценила этот брак как мезальянс . А после смерти отца в 1808 году мать дважды была замужем. Часть детства он провел с дедом, полковником князем Сергеем Ивановичем Одоевским, но когда он умер, его имение в Костромской губернии оказалось в руках знакомой бабушки по материнской линии Владимира, вдовы генерала Аграфены Глазовой, которая взяла по свойствам. В 1812 году дом его матери в Москве сгорел в пожаре, и он с матерью жили в имении Дроково в Рязанской губернии , которое она заняла. Пока ее сын учился в интернате, в 1818–1819 годах она вышла замуж за младшего поручика Павла Сеченова и, отдав опеку над сыном Аграфене Глазовой, с новым мужем поселилась в Дроково. П. Сеченов оказался жестоким мужем. Владимир оказался в долгу перед Глазовой и, расплатившись по долгам, перебрался в имение деда, будучи почти разоренным.
Считавшийся современниками типичным москвичом, он получил образование в Дворянском училище Московского университета в 1816-22 гг. В середине 1820-х годов Одоевский председательствовал в Обществе Любомудрого , где он и его однокурсники встречались, чтобы обсудить идеи Фридриха Шеллинга и других немецких философов. В то время он познакомился со многими будущими славянофилами и западниками , но отказался отождествлять себя ни с одним из этих движений.
С 1824 г. Одоевский был литературным критиком и журналистом. В 1824 году он вместе с Вильгельмом Кюхельбекером основал недолговечный московский литературный журнал « Мнемозина» . Пожалуй, наиболее известным является то, что он редактировал « Современник» с Александром Пушкиным в середине 1830-х годов. В 1826 году он переехал в Петербург , где стал сотрудником Императорской публичной библиотеки . Спустя два десятилетия он стал заведующим Румянцевским музеем . В конце концов, Одоевский вернулся в Москву в 1861 году, но продолжал исполнять обязанности сенатора до самой смерти. Похоронен в некрополе Донского монастыря .
Короткие истории
Одоевский в 1840-е годы; литография Кирилла Горбунова
Стремясь подражать Людвигу Тику и Новалису , Одоевский опубликовал ряд сказок для детей (например, «Город из табакерок») и фантастических рассказов для взрослых (например, «Косморама» и «Саламандра»), проникнутых туманным мистицизмом в современном мире. вена Якоба Беме и Луи-Клода де Сен-Мартена .
После успеха пушкинской « Пиковой дамы» Одоевский написал ряд подобных историй о разгульной жизни русской аристократии (например, о княгине Мими и княжне Зизи ). Благодаря его многочисленным рассказам 1820-1830-х годов Одоевский следует отнести к числу пионеров импрессионистического рассказа в Европе.
Самой зрелой его книгой был сборник очерков и повестей « Русские ночи» (1844 г.). На создание книги по образцу Noctes Atticae ушло два десятилетия. Он содержит некоторые из самой известной фантастики Одоевского, в то числе мрачных новелл Последнего Suicide и города с No Name . Истории переплетаются с философскими беседами, пахнущими французскими энциклопедистами .
Первый московский период[править | править код]
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Петербург и обратно. Первый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (—). Там на его квартире собирался кружок «Общество любомудров», созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского. Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер. Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков, М. П. Погодин и В. Г. Белинский. Расцвет деятельности кружка пришелся на — гг. и завершился его ликвидацией после восстания декабристов. В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина» и пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», оставшийся не завершенным. В году он женился, поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и переехал в Санкт-Петербург.
«Русские ночи»
Жанр вышедших в 1844 году «Русских ночей» достаточно трудно обозначить. Зачастую это произведение Одоевского определяют как сборник статей, носящих философских характер. Они в полной мере отразили его представления о преображении мира, пути, по которому должна пройти Россия. Отметим, что публикации «Русских ночей» предшествовало углубление Одоевского в тайны точных наук – математики, физиологии и психологии, а также философии.
В то же время писатель остается верен мастерству слова. Подобно Вольтеру, он вкладывает идеи в емкие образы, скрывает философичность за интересной фабулой. Так строит Одоевский произведения на протяжении всего творчества. Сюжет сборника разворачивается вокруг нескольких молодых людей, которые собираются у общего знакомого, именуемого Фаустом. Там они обсуждают истории, стараясь осознать законы существования общества и проникнуть в тайны окружающего мира. Произведение отличает интеллектуализм, который доходит до максимума в описаниях творческого процесса. В этом случае созданные Одоевским образы выполняют функцию мета-языка: искусство повествует об искусстве. Таким образом, русский писатель первой половины позапрошлого столетия оказывается неожиданно близким более поздним опытам авторов века ХХ (имеются в виду прежде всего интеллектуальные романы Томаса Манна).
Диалогизм «Русских ночей» — вот чего придерживался Одоевский. Произведения, помещенные в сборник, словно опасаются дать окончательный ответ, расставить точки над і. Вместо готового заключения читателю предлагается домыслить, порассуждать. Этим «Русские ночи» оказываются близки произведениям других писателей – Герцена и Белинского – весьма неожиданно, надо сказать, с учетом различия их эстетической ориентации.
«4338-й год» как утопический роман
В позапрошлом веке комета Биелы наделала много шума. Считалось, что через некоторое время она даже столкнется с поверхностью Земли. Некоторые произведения Одоевского отразили эту «тему кометы», среди них – утопический роман «4338-й год: Петербургские письма», который, к сожалению, остался незавершенным. Автор изображает мир через 2500 лет, когда развитие человечества позволит спасти земной шар от грозящей кометы.
http://skazkibasni.com/vladimir-odoevskijhttp://odoevskij-vladimir-fedorovich-pisatel.larec-skazok.ru/http://fb.ru/article/181087/vladimir-odoevskiy-proizvedeniya-po-janram-ih-poetika