А. платонов, «третий сын»: краткое содержание и анализ произведения. а. платонов

Тема и проблематика

Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека. Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём. Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.

Тема и проблематика

Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека. Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём. Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.

Ожидание

Никто не говорит, что было легко. Не в физическом отношении — я действительно здоровая, сильная, спортсменка и прочее. Но… Смотреть на стройных подружек и замечать, как с каждым днем меняется твое тело, и на тренировках уже косые взгляды…

О, эти взгляды окружающих! «Знакомьтесь, это наша местная сумасшедшая мама. Двоих ей маловато показалось». Приблизительно такое читалось очень часто. В глазах окружающих — смесь недоумения, немного восхищения, больше — любопытства. «Я бы на такое никогда не решилась. Да ты героиня!» — это подруга, которая недавно сделала аборт. А я бы не смогла решиться на такое…

Моя беременность пришлась в основном на летние месяцы. И я с вызовом носила свой животик в обтягивающих брючках. Гуляла с животиком и с двумя старшенькими. На пятом месяце мы ездили в горы (в поход с рюкзаками), на шестом — на море. На мой загорелый маленький пузик смотрели все, кому не лень. Я чувствовала себя звездой — не меньше! Вот как оно — быть всегда в центре внимания!…

Оказалось, что это действительно мальчик! Папа не ошибся. На трехмерном УЗИ я отчетливо увидела своего маленького мужчинку во всей красе. Это была любовь с первого взгляда.

Старший и средний братики (вот так сразу двухлетний Тема стал средним, даже жалко) тоже ждали малыша, рисовали, каким будет Сенечка, представляли, как они вместе будут играть.

Увы, не могу сказать, что была дисциплинированной беременной: прислушиваться к рекомендациям врачей (как то: не поднимать тяжелого, побольше отдыхать, спать, не переживать и прочее) не было никакой возможности. И если маленький Тема (всего-то 12 кг!) просился на ручки — брала, конечно. Меньше всего мне хотелось, чтобы старшенькие чувствовали себя обделенными в чем-то из-за малыша. Мы старались найти разумный компромисс между интересами каждого из детей. Были и веселые бурные игры, и спокойные занятия: рисование, паззлы, чтение книжек рядышком с мамой (а Сенечка все усваивал уже в животике, не случайно сейчас он всем книгам предпочитает азбуку). И еще: я думаю, именно такими «равноправными» с самого начала отношениями между детьми нам удалось избежать проявлений ревности, которые нередко встречаются в семье, где появляется еще один малыш. Андрюша и Тема могут соперничать между собой, но младший брат — вне конкуренции («Мама, он такой смешной!»).

Тема и проблематика

Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека. Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём. Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.

Смерть как бытовое явление и как экзистенциальное событие

Но сюжетным изложением не ограничивается содержание настоящей статьи. Когда говорят и пишут о Платонове, то всегда есть соблазн заглянуть за сюжетную канву произведения и узреть что-то за ней кроется. Этому соблазну мы и уступаем, переходя от пересказа к экзистенциальному анализу сочинения, которое написал Платонов. «Третий сын» (краткое содержание не может этого скрыть) располагает к такому исследованию, как и все творчество автора.

До того момента, когда третий брат вышел из комнаты, смерть представлялась всем собравшимся людям, кроме, пожалуй, внучки и деда, событием рядовым и даже, может быть, заурядным. Ну да, умерла мать, ну и что? Ведь жизнь сыновей идет. Жизнь кончается и завершается смертью – это совершенно нормально. Братья же давно не виделись и неизвестно, когда встретятся вновь, разве что на похоронах отца. Так почему бы не пошалить.

Логика в этом есть, ведь присутствуют основные постулаты обыденного мышления. Если вспомнить, то редко кто воспринимает смерть стариков как подлинную трагедию. Совершенно обычно, что пожилые люди умирают, а молодые живут. Но эту «обычность», как правило, не раскрывают, а усиленно прячут за ритуалом: кидаются на гроб, воют и рыдают над покойником, чтобы никто не догадался, что на самом деле всем все равно.

Смотреть галерею

Экзистенциальным событием смерть становится тогда, когда третий сын своим «тихим словом» прекращает веселие братьев, выходит из комнаты, чтобы последний раз в темноте прикоснуться к матери и теряет сознание от избытка чувств. И тут все остальные понимают, что все это по-настоящему – матери больше нет и уже никогда не будет. Обморок одного из героев рвет ткань повседневности, обнажая всю трагическую суть смерти.

Таково экзистенциальное толкование события смерти старухи в произведении «Третий сын». Андрей Платонов – великий мастер не только слова, но и философской мысли.

Герои и образы

Старик-отец, у которого умерла жена, горюет о ней, но не выглядит убитым горем. У него даже есть силы сочувствовать пожилой служащей телеграфа, которая плохо работает, потому что у неё нет внутреннего счастья.

Символом одиночества старика становится птица, которую он наблюдает в клетке, пока переживает горе до приезда сыновей. Когда же дети собираются, старик, отплакав, смотрит на детей «с тайным волнением, с неуместной радостью». Отец будто ожидает подтверждения своих надежд, связанных с сыновьями. Они – его будущее и его продолжающаяся после смерти жизнь.

Смех сыновей огорчает старика, так что он снова начинает плакать. Зато в конце рассказа отец «доволен и горд». Он обрёл покой, потому что убедился в достойном к себе отношении, в том, что его будут хоронить не хуже старухи.

Мать привыкла к ожиданию сыновей. До смерти она считала своей обязанностью любить своих детей и гордиться ими. Всю жизнь она отдавала себя детям, поэтому её тело «экономичное, маленькое, скупое», сбережённое для сыновей.

Сыновья, очевидно, редко бывали у матери, но «через тысячи вёрст» чувствовали её любовь. Даже умирая, старуха заботилась о сыновьях, прося отслужить по ней панихиду дома, чтобы не обидеть неверующих сыновей. Старуха «не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти».

Но именно тогда, когда мать «больше никого не могла любить» и была похожа на равнодушную чужую старуху, исчезло и почтение к ней. Только восстановленная связь с матерью позволяет сыновьям почувствовать жажду её вечной жизни ради спокойствия сыновей.

Сыновьям старики как будто отдали свою жизнь, так что отец ниже младшего из сыновей, а сыновья характеризуются как «громадные мужчины». Все сыновья выросли достойными гражданами, получили хорошие специальности. Старший был начальником цеха аэропланного завода, орденоносцем. Два сына – капитанами кораблей, один был москвичом, артистом, один ещё учился на агронома, а третий сын, в честь которого назван рассказ, был физиком. Платонов не случайно подчёркивает, что именно третий сын был коммунистом. Материалисту, не верящему в загробную жизнь, тяжелее других смириться со смертью, которую он воспринимает как исчезновение навсегда. Впрочем, среди сыновей верующих нет, да и старик не крестится во время панихиды, даже старуха, велевшая позвать попа, «не столько верила в Бога».

Смерть матери для братьев – воспоминание «о детстве, о погибшем счастье любви». Сыновья искренне рады друг другу, они любят друг друга и радуются встрече. Они не то чтобы не тоскуют по мёртвой матери, но общением стараются заглушить эту тоску. Они даже забывают о том, что мать мертва: жизнь берёт своё. Для сыновей «действительность превратилась в воспоминание». Борясь с горем, они вычёркивают мать из своей жизни. Ведь в жизнь души никто из них не верит.

Но третий сын другой. Он приезжает на похороны не один, а с дочерью, которая должна была увидеть деда и хоть мёртвую бабушку. Платонов не раскрывает читателю, какие слова сказал третий сын братьям. Это была короткая фраза или несколько слов. Такой приём позволяет каждому читателю домыслить слова третьего сына в зависимости от того, что для самого читателя наиболее ценно.

Пока остальные братья радуются встрече, третий сын переживает горе.

Все братья в белье, как в детстве ночью, а третий сын «одетый как днём». Он отказывается от преодоления страха и горя смехом, он хочет пережить горе сполна и передаёт это своё мироощущение остальным братьям. Обморок у гроба матери показал силу и искренность его чувств, невольно подкрепив его слова, сказанные братьям.

Слова третьего сына побуждают остальных снова оживить в душе мать, понять, что каждый из них в ней нуждается и связан с ней даже после её смерти. Сыновья вернулись в ту квартиру, дом, двор, ночь, где жили в детстве, и стали жаловаться матери, как будто она «стояла над каждым». Умершая мать стала играть в жизни братьев ещё большую роль, чем при жизни, потому что стала жить в их сердцах неотлучно.

Шестилетняя внучка, дочь третьего сына, не понимает, почему смеются братья её отца. Она жалеет бабушку, хотя та для неё совсем чужая. Девочка в рассказе говорит, возможно, те же самые слова, которые третий сын сказал братьям: «Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка ещё не приобрела необходимый жизненный опыт, чтобы почувствовать умершего человека частью собственной жизни. Поэтому она, утешая деда, говорит страшные слова о смертности всего сущего, о том, что дед стар, всё равно скоро умрёт и перестанет плакать.

Её отец через несколько минут подбирает другие слова, дающие возможность поверить в жизнь матери после смерти, но не загробную жизнь христианской души, а в жизнь чаяний человека в его детях, в связи поколений.

Блестящая задача по математике

20.08.2008

Ещё в феврале я нашёл блестящую задачу по математике. Ходят слухи, что она была на олимпиаде для пятиклассников. Сегодня вспомнил, что обещал дать её решение. Итак, вашему вниманию одна из красивейших задач, которые я встречал в своей жизни.

Встречаются два приятеля — математика:

— Ну как дела, как живешь?
— Все хорошо, растут два сына дошкольника.
— Сколько им лет?
— Произведение их возрастов равно количеству голубей возле этой скамейки.
— Этой информации мне недостаточно.
— Старший похож на мать.
— Теперь я знаю ответ на твой вопрос.

Сколько лет сыновьям? (Ответ логичный и однозначный)

Не устану повторять — блестящая задача! Начинаю разбор по порядку шаг за шагом.

Для начала определимся с первым постулатом — дошкольники — для нас это первые цифры в задаче.

Следуя здравой логике, это дети в возрасте от одного года до шести лет. Можно взять и до семи, но на решении задачи это никак не скажется.

Следующий постулат — оба приятеля (в отличие от нас!) знают точно, сколько голубей возле скамейки

Это важно понимать, это один из ключей к решению задачи, и мы к нему вернёмся позже, а пока мы знаем, что произведение возрастов детей соответствует количеству голубей. Давайте переберём все возможные варианты:

1×1=1
1×2=2
1×3=3
1×4=4
1×5=5
1×6=6
2×2=4
2×3=6
2×4=8
2×5=10
2×6=12
3×3=9
3×4=12
3×5=15
3×6=18
4×4=16
4×5=20
4×6=24
5×5=25
5×6=30
6×6=36

Первое возможное решение

Из всех вариантов произведения возрастов мы имеем только три, которые встречаются больше одно раза и соответственно не дают однозначного ответа. Раз беседа продолжилась дальше, значит, голубей было либо 4, либо 6, либо 12. Подсказка о том, что дети разного возраста исключила вариант 2×2=4. Но всё равно осталось пять других вариантов, один с результатом 4, два с результатом 6 и два с результатом 12.

1×4=4
1×6=6
2×3=6
2×6=12
3×4=12

Но раз математик сказал, что теперь он знает ответ, значит, варианты с результатом 6 и 12 отпадают. Вспомните, это мы не знаем сколько голубей, а они знают. И раз не последовало дальнейших расспросов, то значит и не было других вариантов.

Второе возможное решение

Давайте подумаем. Мы имеем результат произведения каких-то двух чисел. Из задачи мы знаем, что приятелю математику уточнили что эти числа не равны, значит до уточнения были варианты что эти два числа между собой равны. Если числа могли быть равны, то значит количество голубей могло иметь такие варианты: 1, 4, 9, 16, 25, 36 (грубо говоря квадраты возможных возрастов). Единицу сразу исключаем, был бы голубь один, значит дети годовалые близняшки и продолжения разговора не было бы. Но разговор продолжили и нам сказали, что числа (возраста детей) между собой не равны. Значит, перемножили между собой две неравные цифры от 1 до 6. При таком условии мы не получим ни 9, ни 16, ни 25. Осталось только 4.

Ответ: детям соответственно один и четыре года.

Согласитесь, блестящая задача, для меня она воплощение красоты и логики математики. Я только до сих пор не могу поверить, что это задача была дана детям пятиклассникам на олимпиаде. Мне она оказалась не по мозгам. В интернете нашёл путаное объяснение, но оно помогло мне самому додумать полное решение. И ещё один спор помог мне обосновать и другое решение (на всякий случай, я сам додумал до второго способа, первый подсказали).

Контрастность жизни и смерти в сочинении «Третий сын»

Удивительное дело, но сначала даже при условии, что покойник находится в доме, ощущение трагичности передается только неповторимым языком Платонова, сыновья же ее не чувствуют. Для них смерть – это часть жизни. Но когда третий брат теряет сознание, остальные понимают, что смерть – это необратимость, что-то совсем другое, нежели жизнь. Такое открытие, безусловно, пугает героев (а вместе с ними и читателя). Досконально передал ощущение трагического разрыва между жизнью и смертью Платонов. Андрей Платонов «Третий сын» построил на контрасте между обычностью жизни и необратимостью и ненормальностью смерти. Это произведение русского классика стоит читать. К тому же оно отлично подойдет для первого ознакомления с творчеством А.П. Платонова.

Об авторе

Андрей Платонов родился в 1899 году в городе Воронеже в многодетной рабочей семье. С 20 лет Платонов начал свою творческую деятельность, сотрудничая с различными периодическими изданиями. Молодой автор писал стихи, очерки, критические статьи. В годы Гражданской войны Платонов воевал на стороне Красной армии в качестве военного корреспондента.

В году Великой Отечественной войны Платонов вновь оказался на фронте. Его военные очерки вызвали очередную волну критики. Писателя обвиняли в клевете на советского солдата-победителя.

В последние годы жизни Платонов тяжело болел и занимался черновым литературным трудом. Он переводил и пересказывал сказки народов мира.

Книги Андрея Платонова были по достоинству оценены лишь через 40 лет после их написания, в годы перестройки.

У супругов не было детей. Когда 6 лет спустя жена забеременела, муж подумал, что ребенок не его и выгнал ее. Женщина ушла в лес, где родила сына Ивана, который через 2 недели вырос и стал больше нее.

Каким образом найти в архиве человека, участвовавшего в ВОВ

Кроме перечисленных архивных и социальных ресурсов, рекомендуем обратить внимание на комплекс сайтов, содержащих информацию об времени ВОВ и поствоенном периоде. Они помогут вам найти человека по фамилии совершенно бесплатно

Среди таких ресурсов:

  • obd-memorial.ru – большой банк данных о защитниках Отечества, умерших, погибших и пропавших без вести во времена ВОВ и послевоенный период;

  • podvignaroda.ru – содержит базу документов о награждениях во времена ВОВ;
  • pamyat-naroda.ru – огромный массив данных об героях войны, боевых операциях, воинских захоронениях, воинских частях и так далее. Вы можете просмотреть искомые документы и скачать их на ПК;
  • rf-poisk.ru – Книга Памяти, разбитая по областям и регионам, где можно найти сведения об искомых людях;
  • soldat.ru – несколько Книг Памяти в разделе по областям, нахождения в плену, народностям, родам войск и так далее;
  • ru.stsg.de – данные о погибших в плену на территории Германии;
  • moypolk.ru – проект «Бессмертный Полк» с огромной базой данных о бойцах и труженниках тыла. Пополняется различными участниками проекта;

  • polk.ru —  проект «Забытый полк», включающий данные о советских и российских военных, пропавших без вести в течении 20 века;
  • отечестворт.рф – огромный каталог погибших, систематизированные по алфавиту;
  • memory-book.com.ua – украинская Книга Памяти;
  • permgaspi.ru – база данных Пермского государственного архива новейшей истории.

Пользоваться такими архивами довольно просто. Вы переходите на один из таких ресурсов, в поисковой строке вводите фамилию и имя данного человека (а также другие данные, если это предполагает форма сайта и они у вас есть). Нажав на кнопку запуска поиска, через несколько секунд вы получаете все найденные совпадения. После этого останется просмотреть представленный список лиц, найти в нём искомого человека (при наличии), и просмотреть перечень связанных с ним документов. Обычно такие документы вы сможете открыть и скачать себе на ПК (смартфон).

На некоторых из данных ресурсов действуют проекты добровольцев. Подав на них сведения по искомому человеку вы можете рассчитывать не бесплатную помощь волонтёров, которые помогут в осуществлении ваших поисков.

Герои и образы

Старик-отец, у которого умерла жена, горюет о ней, но не выглядит убитым горем. У него даже есть силы сочувствовать пожилой служащей телеграфа, которая плохо работает, потому что у неё нет внутреннего счастья.

Символом одиночества старика становится птица, которую он наблюдает в клетке, пока переживает горе до приезда сыновей. Когда же дети собираются, старик, отплакав, смотрит на детей «с тайным волнением, с неуместной радостью». Отец будто ожидает подтверждения своих надежд, связанных с сыновьями. Они – его будущее и его продолжающаяся после смерти жизнь.

Смех сыновей огорчает старика, так что он снова начинает плакать. Зато в конце рассказа отец «доволен и горд». Он обрёл покой, потому что убедился в достойном к себе отношении, в том, что его будут хоронить не хуже старухи.

Мать привыкла к ожиданию сыновей. До смерти она считала своей обязанностью любить своих детей и гордиться ими. Всю жизнь она отдавала себя детям, поэтому её тело «экономичное, маленькое, скупое», сбережённое для сыновей.

Сыновья, очевидно, редко бывали у матери, но «через тысячи вёрст» чувствовали её любовь. Даже умирая, старуха заботилась о сыновьях, прося отслужить по ней панихиду дома, чтобы не обидеть неверующих сыновей. Старуха «не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти».

Но именно тогда, когда мать «больше никого не могла любить» и была похожа на равнодушную чужую старуху, исчезло и почтение к ней. Только восстановленная связь с матерью позволяет сыновьям почувствовать жажду её вечной жизни ради спокойствия сыновей.

Сыновьям старики как будто отдали свою жизнь, так что отец ниже младшего из сыновей, а сыновья характеризуются как «громадные мужчины». Все сыновья выросли достойными гражданами, получили хорошие специальности. Старший был начальником цеха аэропланного завода, орденоносцем. Два сына – капитанами кораблей, один был москвичом, артистом, один ещё учился на агронома, а третий сын, в честь которого назван рассказ, был физиком. Платонов не случайно подчёркивает, что именно третий сын был коммунистом. Материалисту, не верящему в загробную жизнь, тяжелее других смириться со смертью, которую он воспринимает как исчезновение навсегда. Впрочем, среди сыновей верующих нет, да и старик не крестится во время панихиды, даже старуха, велевшая позвать попа, «не столько верила в Бога».

Смерть матери для братьев – воспоминание «о детстве, о погибшем счастье любви». Сыновья искренне рады друг другу, они любят друг друга и радуются встрече. Они не то чтобы не тоскуют по мёртвой матери, но общением стараются заглушить эту тоску. Они даже забывают о том, что мать мертва: жизнь берёт своё. Для сыновей «действительность превратилась в воспоминание». Борясь с горем, они вычёркивают мать из своей жизни. Ведь в жизнь души никто из них не верит.

Но третий сын другой. Он приезжает на похороны не один, а с дочерью, которая должна была увидеть деда и хоть мёртвую бабушку. Платонов не раскрывает читателю, какие слова сказал третий сын братьям. Это была короткая фраза или несколько слов. Такой приём позволяет каждому читателю домыслить слова третьего сына в зависимости от того, что для самого читателя наиболее ценно.

Пока остальные братья радуются встрече, третий сын переживает горе.

Все братья в белье, как в детстве ночью, а третий сын «одетый как днём». Он отказывается от преодоления страха и горя смехом, он хочет пережить горе сполна и передаёт это своё мироощущение остальным братьям. Обморок у гроба матери показал силу и искренность его чувств, невольно подкрепив его слова, сказанные братьям.

Слова третьего сына побуждают остальных снова оживить в душе мать, понять, что каждый из них в ней нуждается и связан с ней даже после её смерти. Сыновья вернулись в ту квартиру, дом, двор, ночь, где жили в детстве, и стали жаловаться матери, как будто она «стояла над каждым». Умершая мать стала играть в жизни братьев ещё большую роль, чем при жизни, потому что стала жить в их сердцах неотлучно.

Шестилетняя внучка, дочь третьего сына, не понимает, почему смеются братья её отца. Она жалеет бабушку, хотя та для неё совсем чужая. Девочка в рассказе говорит, возможно, те же самые слова, которые третий сын сказал братьям: «Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка ещё не приобрела необходимый жизненный опыт, чтобы почувствовать умершего человека частью собственной жизни. Поэтому она, утешая деда, говорит страшные слова о смертности всего сущего, о том, что дед стар, всё равно скоро умрёт и перестанет плакать.

Её отец через несколько минут подбирает другие слова, дающие возможность поверить в жизнь матери после смерти, но не загробную жизнь христианской души, а в жизнь чаяний человека в его детях, в связи поколений.

«Все, что происходит, — к лучшему»

Ведь это так называется? Во всяком случае, многое в нашей жизни изменилось благодаря этому маленькому мальчику. Мы поняли главное: нельзя ничего откладывать на потом, нужно жить сегодняшним днем, сегодня реализовывать свои желания и «сбывать» мечты. Сегодня!

Например, благодаря Сенечке мы отдохнули за границей — впервые в жизни, а ведь сколько собирались! Я впервые летала на самолете, впервые была в Африке (в Египте), ныряла на морское дно с аквалангом, видела пирамиды, каталась на верблюде. С Сенечкой, конечно! В 2 месяца его жизни до рождения.

Именно третий сын стал причиной следующего нашего «подвига»: мы радикально изменили место жительства — переехали в Киев, город моего детства. Так сбылась еще одна «долгоиграющая» мечта.

Мы родили нашего мальчика вместе: мама и папа. Легко и хорошо. Опять прикоснувшись к чуду — рождению новой жизни. Пусть не впервые. Но это достойно повторения: первый вздох, первый боевой клич, восторг в любимых глазах, крошечные ручки на груди, сладкое посапывание… Удивление, изумление: неужели это я ?! Это я сделала! Спасибо за это чудо, Господи!

Знакомство старших деток с новорожденным братиком состоялось через насколько часов после его появления на свет. Сначала появился пятилетний Андрюша: — Это Сеня? Он уже родился? А можно его потрогать? А я тоже был когда-то таким маленьким?

А потом проснулся двухлетний Темка, рассмотрел братика внимательно и уверенно пробасил: — Это ляля! Маленькая ляля! — Это наш братик Сеня, — поправил гордо Андрюша (совсем взрослый!)

— Сеня? — этот парень (Тема) не спрашивает, можно ли потрогать: смело гладит малыша по головке, целует — осторожно. Как с игрушкой с ним обращается: раскрывает, прижимает

Конечно, он еще несмышленыш, не понимает многого, но очень хочет показать свою «братскую» любовь. Такими большими они кажутся, мои старшие сыновья!.. У меня теперь три сына! Вот оно — настоящее счастье!

Смерть как бытовое явление и как экзистенциальное событие

Но сюжетным изложением не ограничивается содержание настоящей статьи. Когда говорят и пишут о Платонове, то всегда есть соблазн заглянуть за сюжетную канву произведения и узреть что-то за ней кроется. Этому соблазну мы и уступаем, переходя от пересказа к экзистенциальному анализу сочинения, которое написал Платонов. «Третий сын» (краткое содержание не может этого скрыть) располагает к такому исследованию, как и все творчество автора.

До того момента, когда третий брат вышел из комнаты, смерть представлялась всем собравшимся людям, кроме, пожалуй, внучки и деда, событием рядовым и даже, может быть, заурядным. Ну да, умерла мать, ну и что? Ведь жизнь сыновей идет. Жизнь кончается и завершается смертью – это совершенно нормально. Братья же давно не виделись и неизвестно, когда встретятся вновь, разве что на похоронах отца. Так почему бы не пошалить.

Логика в этом есть, ведь присутствуют основные постулаты обыденного мышления. Если вспомнить, то редко кто воспринимает смерть стариков как подлинную трагедию. Совершенно обычно, что пожилые люди умирают, а молодые живут. Но эту «обычность», как правило, не раскрывают, а усиленно прячут за ритуалом: кидаются на гроб, воют и рыдают над покойником, чтобы никто не догадался, что на самом деле всем все равно.

Экзистенциальным событием смерть становится тогда, когда третий сын своим «тихим словом» прекращает веселие братьев, выходит из комнаты, чтобы последний раз в темноте прикоснуться к матери и теряет сознание от избытка чувств. И тут все остальные понимают, что все это по-настоящему – матери больше нет и уже никогда не будет. Обморок одного из героев рвет ткань повседневности, обнажая всю трагическую суть смерти.

Таково экзистенциальное толкование события смерти старухи в произведении «Третий сын». Андрей Платонов – великий мастер не только слова, но и философской мысли.

«Сюрприз!»

Передо мной тест на беременность — с двумя полосками. Уже третий. И вот я сижу перед ним совершенно растерянная, расстроенная?.. Да, и это тоже. Не могу поверить своим глазам. Неужели это произошло со мной? Со мной, которая все планирует, все знает наперед, так уверенна в настоящем и будущем… Была. Была уверенной. Уверенной молодой мамой двух сыночков (5 и 2 лет). Желанных и любимых сыночков. Но два декрета подряд и двухлетнее кормление младшего… Разве у меня нет причин мечтать о свободе, о работе, о путешествиях? А теперь передо мной третий тест на беременность — с двумя полосками. И что мне делать с этим?

Чувства совершенно противоречивые: и растерянность, и удивление, и гордость — о, какие мы, оказывается, плодовитые! Здоровые! У других никак не получается ребеночек, даже один, а тут Бог третьего послал. Удивительная штука жизнь! Вот так, нежданно-негаданно, привалило нам незапланированное счастье.

Стоит оговориться: у нас замечательная дружная семья. И чудесный папа. Именно Папа — с большой буквы. Мой друг и единомышленник. И он очень поддержал меня в этой непростой ситуации. Ни минуты сомнений — сразу сказал: — У нас будет третий мальчик! Я уверен. Это просто лазутчик какой-то. Пробрался! А мы ведь предохранялись. Но ты же мечтала о трех мальчиках?

Это правда. Мечтала. И даже имена для всех придумала — все на «А»: Андрей, Артемий и Арсений. Я мечтала, но… немножко позже. Лет через 8. Но наш мальчик решил, что именно теперь самое время ему появиться на свет. Наверное, стоит прислушиваться к голосу природы. Может, она (природа) меня просто «подловила»? Может, через 8 лет мне бы уже не хотелось ни мальчиков, ни девочек? А этот малыш, наверное, очень нужен миру. Может, он откроет какой-то важный закон? Или помирит весь мир? В таких рассуждениях прошли первые месяцы ожидания ребенка…

Тема и проблематика

Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека. Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём. Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: