Краткое содержание Шолохов Чужая кровь
Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.
Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину. Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.
Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.
Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».
Трогает за душу финал расставания, даже отъезд должен происходить по месту, где дорога провалилась. Но ничто не помешает планам красноармейца присоединиться к рабочим завода.
Оцените произведение:
3.24
Голосов: 54 Читать краткое содержание Чужая кровь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Завязка
Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это – антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.
Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.
Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.
Другие пересказы для читательского дневника
Рассказы «Червоточина» («разлом» богатой семьи), «Прод-комиссар» (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: «одного роду, но не одного класса» люди.
Одно из важнейших достижений молодого Шолохова — открытие души простого казака, в которой он находит черты истинной человечности, красоты, продолжая тем самым традицию классической литературы в решении темы «маленького человека», но уже на своем особом, донском материале.
Рассказ «Чужая кровь» словно предсказывает нам будущего Шолохова. Главное здесь — глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение. Вначале — «вынашивал, кохал, нянчил ненависть» к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали. Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику — мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед любовью к спасенному юному продкомиссару: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного»… «Слезы закипали в груди» от жалости и тревоги, когда ухаживал за раненым. «Невыплаканную любовь» перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес «отец». С поразительной силой передана трагедия расставания: старик «угловато осунулся» и не выдержал: «Прощай, родимый! Солнышко ясное без тебя у нас…» — и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: «Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!» — а в груди рыдало невыплаканное слово «Не верится!». Итак, в «Донских рассказах» уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:
— правда, суровая, подчас жестокая, умение показать острые жизненные конфликты;
— внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);
— особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в «Чужой крови», параллели с животным миром), индивидуализация речи героев, юмор;
— особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запущенной земли в «Чужой крови»; «Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти» («Алешкино сердце»).
«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной талантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние принималось как нечто естественное и закономерное, не подлежащее сомнению.
Сюжеты большинства произведений несложны, они отличаются резкой контрастностью изображения (наши — не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи «Тихому Дону».
Одно из лучших произведений цикла «Донские рассказы» (автор Шолохов М. А.) — «Чужая кровь» — повествует о бескорыстной родительской любви, являющей собой неиссякаемый источник добра на земле.
Вариант 2
Это очень психологичный, жизненный рассказ. Конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка, когда отнимают у «зажиточных» зерно в пользу бедных… В стране новые порядки насаждают, люди ещё не оправились от трагедий, например, от потери близких.
Вот и главный герой – дед Гаврила – не любит большевиков. Его сын Пётр на стороне белых воюет. Вот только нет от него давно уж вестей… А тем временем большевики захватывают деревню, всё перестраивают по своему. Первая часть произведения показывает перемены в жизни. Образ деда обозначен таким самовольным, даже ершистым. Он не особенно подчиняется новым «хозяевам», шапку перед ними не снимает. В его душе теплится надежда, что вернётся сын – с победой, что выгонит красных. Но пока Петра нет, хозяйство приходит в упадок, так как Гаврила уже староват для работы по дому, в саду, в огороде… Он живёт ожиданием сына-героя. Старуха его потихоньку теряет надежду, плачет. Однажды, увидев её в слезах, дед её даже побил! После этого у несчастной начал глаз дергаться. Всё это показывает нрав деда, его неспокойное состояние. Он сам уже, на самом деле, теряет веру, но боится этого, поэтому все вокруг должны подтверждать его мысли.
Во второй части появляется вестник – сослуживец Петра. Приехал он из Турции, где воевал с красными. Сам бы он и не хотел приносить это известие, надеялся, что семья Петра уже знает о его судьбе. Но дед пришел к нему сам! И пришлось сослуживцу рассказать, что Петра «зарубили». Это огромная трагедия для Гаврилы. А тут ещё так некстати пришли требовать зерна, а ещё банда налетела… Стала изба Гаврилы полем сражения! Дед со старухой убежали, но через несколько дней вернулись к трупам. И вот Гаврила видит того продкомиссара, которым всех пугали. А он-то почти мальчик – чуть усы пробивались. И автор называет юношу зацелованным смертью сыном чужим. Гаврила тут же вспоминает своего Петра, также зарубленного где-то на чужой земле. Уже жалость в его сердце!
И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…
Сейчас читают
С приходом весны лес пробуждается. А газета леса содержит все новости. Крутится по кругу двенадцать месяцев и как подходит, какая ось, тот месяц и наступает.
Все происходит в течение одного весьма насыщенного дня. Домочадцы, живущие в замке графа Альмавивы, разносят множество сплетен. Фигаро является домоуправителем. Он остроумен и мудр.
Произведение начинается с момента, когда перед нами предстает главный герой Витя Стариков, который хочет стать художником. Мальчик постоянно спрашивает у родителей о приобретении рамы
В произведении описываются много хороших и плохих ценностей, также освещаются такие проблемы как: отношения, самооценка, ответственность. Автор хочет показать силу жизненных свои проблемы или знаменитостей умение
Популярные сегодня пересказы
Июньским днём было очень жарко. Птицы приумолкли и насекомые куда-то попрятались. И лишь на полянке воодушевлённо беседовали гнедой конь, гусеница, кузнечик, жук-навозник, ящерица, улитка и две мухи
Главный герой – доктор Крупов. Повесть начинается с описания его детства. В детстве Крупов имел интерес к лечению людей, но его отец – дьякон. Он категорически был против его интереса и хотел, чтобы сын продолжил его дело
Краткое содержание произведения, написанного русским сказочником-писателем Маминым-Сибиряком, представлено в данной статье.
В этом стихотворении повествуется о враче-ветеринаре по имени Айболит. Показана его любовь к своим пациентам, внимательное отношение к их самочувствию и готовность прийти на помощь в любой беде, даже очень сложной.
Источник
Завязка
Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это — антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.
Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.
Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.
Петро умер, да здравствует Петро
Старики трепетно ухаживали за своим врагом-другом на протяжении трех месяцев. Когда он пришел в сознание, то рассказал свою историю: звали его Николаем, он был сиротой. Работал всю жизнь (не слишком долгую) на уральском чугунолитейном заводе. Коля был убежденным коммунистом. Старики расчувствовались и сказали: «Раз никого у тебя нет, оставайся, парень, с нами, только звать тебя будут теперь Петро. Сын у нас был Петро, а теперь ты будешь вместо него». Николай легко сделал старикам такую милость, но пообещал только, что он с ними до осени поживет, а там видно будет.
Когда Коля-Петро оправился от физических и моральных потрясений, стал помогать деду по хозяйству. Старики были счастливы: они потеряли сына, но в «чужой крови» обрели еще одного.
Главный герой
Рассказ «Чужая кровь», краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, начинается с описания жизни главного героя повествования — деда Гаврилы. Он ждет своего сына с гражданской войны 1917 года. Живет дед не один, а вместе с женой, чье имя не раскрывается читателю. Она в сочинении остается просто «старухой». Родители не теряют надежды. Они всячески готовятся к возможному приезду сына и морально, и материально. Дед не хочет думать, что одного из самых близких людей его больше нет, что его ребенок умер в беспощадной и бессмысленной «мясорубке» гражданской войны. Но каждодневные ночные пробуждения говорят: Гаврила все же знает правду, но тщательно ее скрывает и от себя, и от старухи своей. Таков авторский замысел рассказа «Чужая кровь». Краткое содержание экспозиции произведения нельзя пересказать без упоминания этих душевных мук героя.
Могила Фонвизина. Служба. Начало творчества
В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».
Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.
Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир» не сходила со сцены.
Д.И. Фонвизин. Литография
В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина: ему поручается обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.
Смысл жизни
Молодой немец все же умирает, и Мария остается совершенно одна. Она осознает долг перед угнанными в Германию односельчанами и собирает с полей урожай. Не только для себя, но и для тех, кто может вернуться домой. Чувство долга и надежда поддерживали ее одиночество. К ее жилищу приходят чудом уцелевшие лошади и овцы.
В один из зимних дней Мария находит в стогу сена полузамерзших детей. Их детский дом эвакуировали, но поезд разбомбили фашисты. Семь чудом уцелевших малышей прятались от немецких солдат и шли куда глаза глядят. Пересказ краткого содержания «Матери человеческой» продолжим тем, что молодая женщина уводит детей к себе. Мария несчастных детей отмыла, накормила, одела. Они стали для нее смыслом жизни.
Сочинение по произведению Платонова Возвращение
Рассказ Андрея Платонова «Возращение» произвел на меня огромное впечатление. Не буду говорить о злой войне, которая разрушала судьбы человеческие. В первую очередь рассказ этот о человеческом эгоизме.
Закончилась война, послуживший капитан едет домой. Его ждут жена Люба и двое деток – Петруша и Настенька. Но, видимо немного места занимали они в сердце офицера. Он думает, что отвык от семьи, а, по-моему, и не привыкал. Случайно встретившаяся девушка, пусть и знакомая, вдруг привлекла его к себе. Если бы сердце Иванова было полно любви к семье, не поступил бы он так мерзко. Он ничуть не любит Машу, вот ведь как хладнокровно уехал от нее. Любящий человек не желает страданий любимому, а Маше страдания он причинил. Автор говорит о том, что в сердце девушки остаются все встреченные ею люди. Но это не заботит бывшего капитана. Не задумываясь, топчет он чувства девушки, разрушает ее судьбу.
Дома у Иванова подрастают дети. Думает ли он о них, беспокоит ли его их жизнь, их трудности? По-видимому, нет. Жена Иванова тяжело работает, чтобы была еда для детей, чтоб дети были обуты и одеты. Петруша и Настя научились вести хозяйство, ведь маме некогда. Сын настоящий заботник, как маленький старичок. Ему не до игр, груз ответственности на его детских плечиках. Но разве есть до этого дело непутевому отцу. Он слишком жалеет себя, вот де, фронтовик, защищал Родину и думает лишь о своих чувствах. Как правильно заметил Петруша, хорошо на всем готовом.
Сам не знающий верности, спешит обвинить в измене жену. Хотя бы он задумался, каково это любящей и заботливой матери оставлять таких маленьких деток одних в нетопленном холодном доме (Настеньке к возращению отца всего пять лет!) и идти на тяжелое производство. Семена Евсеевича Иванов сразу готов обвинить, а есть ли у него такое моральное право? Он не верит, что люди могут быть просто добры друг к другу, не требуя ничего взамен. Это обнаруживает низость его души, его неблагородство.
Люба искренне рассказывает о своей жизни мужу, не утаивая ничего. Она чувствует свою вину, просит прощения. Иванов не только не хочет простить жену, он желает опорочить ее в глазах детей. Сам будучи виновен перед Любой и детьми, вовсе не кается, как будто совсем утратил совесть.
Петруша чувствует материнскую боль, жалея мать, он упрекает отца: «Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!»
Но не смягчают сердце отцовское слова ребенка. Он уезжает к Маше, походя решив все проблемы. Увидев из окна поезда бегущих детей, что-то доходит до его эгоистичной души, и понимает, что не все так, как ему представлялось раньше. Сейчас только можно сказать о капитане, что он вернулся домой. Это возращение, прежде всего, к самому себе.
Это произведение об ответственности родителей перед своими детьми, о недостатке любви в душе человека. Дети зависят от своих отцов и матерей. Родители своими проступками разрушают души и судьбы детей. Нельзя помнить только о себе, нужно заботиться о чувствах близких.
Завязка
Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это — антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.
Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.
Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.
Смысл названия книги «Чужая кровь»
Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.
Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.
Шолохов «Чужая кровь» в сокращении
М. Шолохов «Чужая кровь» краткое содержание для читательского дневника:
Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.
Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына. Молодой человек оклемался и, покинув стариков, вернулся в родной город. Не удержали его ни новые возникшие чувства к обретённым отцу и матери, ни их мольбы остаться.
Главная мысль:
Произведение учит не предавать память о своих умерших родственниках в угоду новым близким.
Кручина старого отца
Дед Гаврила просыпался рано. Закурив, он каждое утро думал об одном — о пропавшем на войне сыне. Петро был у них один. Когда началась война, старик — бывший воин-казак — справил ему обмундирование и проводил с наказом воевать славно, как было принято в их роду. И с тех пор, как сын сел на коня, браво поправил шашку и съехал с родимого база, его никто не видел. На какой земле довелось сложить Петру голову? Тяжелые мысли ни на минуту не отпускали старого Гаврилу.
Через месяц после отъезда сына в станицу вошли красные. С той поры в душе деда зрела жгучая ненависть к новой власти. Он намеренно носил шаровары с красными лампасами, а грудь украшал полученными за годы службы царю медалями и крестами.
Описанием чувств Гаврилы продолжается рассказ «Чужая кровь». Краткое содержание (Шолохов подробно описывает, как приходило в запустение некогда крепкое хозяйство) второй главы заключается в том, что отец тешил себя надеждой на возвращение сына. Он приготовил для него полушубок, мундир, сапоги, папаху, которые лежали в сундуке, дожидаясь хозяина.
Неспешно уходило время, пока однажды Гавриле не сообщили новость: из Турции вернулся сослуживец Петра. Дед тут же отправился к Прохору, но дома его не застал. Всю ночь не спал старик, дожидаясь известий о сыне.
Хозяйство разрастается
Потихоньку женщина налаживала быт. Она ходила к окопам и собирала оставшиеся после немцев и своих вещи: печку, шинель, термос, ящики и т.п. Разделала тушу убитого коня, сколько позволяла погода, собирала оставшиеся в полях картошку, морковь, свеклу, кукурузу, подсолнух — нужно было кормить себя и животных, к которым добавились десяток овец, куры, три лошади и даже голуби. Их она разместила в уцелевшей части коровника. Каждый день был расписан — так пыталась сохранить жизнь в третьей бригаде колхоза имени Ленина «матерь человеческая». Краткое содержание — читать нужно весь текст — не может передать всего, что выпало на долю маленькой женщины, которую муж ласково называл «крохотулей». Но она выстояла. Правда, был случай, когда мимо хутора проезжали конные, как потом оказалось, свои, но Мария побоялась себя обнаружить. Сохранить ребенка — это была ее главная цель в те месяцы.
Короткий пересказ «Тупейный художник»
Краткое содержание «Тупейный художник» Лесков:
Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Аркадий — парикмахер и гримировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия.
Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.
В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину.
Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий.
Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти.
Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут.
Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, — думают, может быть, свадьба».
По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды.
Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.
К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера.
Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.
Главная мысль «Тупейного художника» в том, что Николай Лесков, используя эпиграф на церковно славянском языку, «Души их во благих водворятся», подчеркивает, что души среди праведников будут. Тем самым он красной нитью проводит главную мысль произведения.