Борис акунинпелагия и белый бульдог

Северные нестяжатели

Несмотря на общежительный монастырский устав Выговской общины, в среде староверов получил также широкое распространение и монашеский опыт северных (заволжских) нестяжателей — последователей учения преподобного Нила Сорского.

В отличие от сторонников так называемых монахов-ревнителей, последователей преподобного Иосифа Волоцкого, они считали недопустимым владение всяким имуществом и придерживались строго уединенного скитского жития. Такой обиход характерен для монашествующих староверов, вынужденных уходить в глухой затвор и скрываться в лесной глуши от преследования властей.

Предприниматель и публицист Владимир Павлович Рябушинский (1873–1955) в своей статье «Корни старообрядческой психологии» подчеркивал, что среди пустынножителей-староверов «можно найти немало подлинных созерцателей». Он писал, что «скитское житие, любимая форма монашеского жития у Нила Сорского, получила большое развитие у старообрядцев».

7

Десант 1951 года

У сибирских старообрядцев существует развитая письменная культура, поэтому о событиях апреля 1951 года можно судить на основании их собственных сочинений, вошедших в сборник народной литературы «Урало-Сибирский патерик». Сохранились и документы уголовных дел в отношении верующих.

Операция началась с того, что в тайге с вертолетов высадился отряд милиции и красноармейцев — другим путем добраться до скитов в холодное время года было просто невозможно. Первыми под удар попали жители заимок. Требуя от них показать дорогу к скитам, милиционеры подвергли крестьян пыткам. Добравшись до монахов, представители власти напали на них, по свидетельству старообрядческого автора, «словно ястреб на птенцов». Прежде чем вывести иноков из тайги, коммунисты вдоволь поиздевались над ними. Некоторых монахов раздевали догола, запрягали их в сани вместо лошадей и стегали кнутами. Милиционеры занимали кельи, прежних же обитателей согнали всех вместе в храм. Так продолжалось до весны, когда старообрядцев этапировали в город на плотах. Скиты были уничтожены вместе с древними иконами и рукописями.

«Кельи, книги, иконы — все сожгли наотло. Сожигатели ужахнулись и удивились такой массе книг, но по своему озверению ничему цены не предали», — сетовал один из свидетелей разгрома (особенности речи сохранены). Власти инкриминировали арестованным «контрреволюционную деятельность». 33 человека, включая монахинь и иноков, были осуждены в Красноярске за «создание нелегального антисоветского формирования». По данным исследователя Игоря Кузинера, сам Симеон Лаптев был приговорен к 25 годам заключения, однако успел отбыть в лагерях не больше 3 лет, фактически добровольно уморив себя голодом в Озерлаге. Других осужденных отпустили на волю вскоре после смерти Сталина.

Старообрядческая жизнь на Дубчесе полностью не прекратилась — и скиты, и заимки были возрождены. Однако о прежней самостоятельности речи уже не было. История разгрома Дубчесских скитов примечательна прежде всего жестокостью властей, которые устроили карательную экспедицию, чтобы отправить в лагеря людей, не представлявших никакой угрозы для общественного строя.

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал
креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками
и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость
корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги
и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми
правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд
других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий
монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила,
было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись
армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или
отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались
с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции,
они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально
начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная
церковь» или «староверы». Лишь к
концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Им не на что обижаться

— Весной начнем работать, нам уже привезли удобрения, — кажется, сейчас Аврааму можно вздохнуть спокойнее — до старта полевых работ еще пара месяцев, но сидеть без дела, это не про него и не про его семью. — Все задуманное по переезду получилось, слава Богу. И в целом у нас все хорошо, не на что обижаться. Сейчас наша задача и обязанность — «вести» этот грант и по итогу дать полный отчет за его успешное освоение. Будем стараться делать все, что умеем, чтобы был реальный положительный результат. Надеемся на свои силы, не сомневаемся в помощи Бога, что Он поставит правильных людей на нашем пути, которые обязательно помогут. Да они и уже помогают, поэтому все у нас получается. А мы не сомневаемся: Господь нас не оставит, пошлет весной хорошую погоду, чтобы начинать работать.

…Эти люди благодарны всему, что с ними происходит. Потому и прошлый год был для них сколь решительным, столь и оптимистичным во всем.

— Много изменений в нашей жизни, и все положительно — очень хороший был год! — с горячностью отмечает Авраам Иванович — он, конечно, понимает, что на него и его близких многие сейчас смотрят, как на важный жизненный ориентир: если получится у них, то следом из Бразилии поедут и другие семьи, которые тоже сидят на чемоданах и готовы получить российское гражданство, приехать на историческую родину, засучить рукава и трудиться с Божией помощью.

Беспоповство

Именно для старообрядцев Русского Севера характерно такое явление, как беспоповство — крайняя форма раскола, наиболее отстраненная от учения Православной Церкви. В этом регионе оно развивалось особенно активно.

Беспоповцы считают, что истинные священники могли быть только старого, дореформенного рукоположения. Следовательно, все нынешние иереи таковыми не являются и никакого священства христианам для спасения души уже не требуется. Именно среди беспоповцев со временем стали распространяться различные толки, рождавшие радикальные или, как их раньше называли, «изуверные» секты.

Cтарцы беспоповского Шарпанского скита

Причину активного распространения беспоповства на Русском Севере справедливо связать с мировоззрением его свободолюбивых обитателей. Так исторически сложилось, что крестьяне северных губерний платили подати, а крепостное право здесь не распространялось. Они были избавлены от той личной зависимости, которую испытывали на себе селяне Центральной России. Государство для северян во всех смыслах было значительно дальше, что и сказалось на их независимом нраве.

Как раз из упомянутой Выговской обители, оплота северного старообрядчества, спрятанного в глухих лесах Олонецкой губернии, вышли такие согласия (то есть объединения, группы) беспоповцев, как филипповское и поморское. Последнее известно под названием «Древлеправославная поморская церковь».

Говоря о культурной автономии Русского Севера, следует добавить, что старообрядцы, пустив здесь глубокие корни, оставались независимыми от европейского влияния, посеянного в русском обществе Петром I. В этой изолированной среде им удавалось веками беречь исконные традиции, фольклор и древнюю церковную культуру. Но в ХХ веке советское лихолетье основательно подрубило сохранившиеся корни старообрядчества по всему Отечеству — в том числе и на Русском Севере.

Скиты Дубчеса

Старообрядцы часовенного согласия — одна из групп раскольников, потерявшая своих священников во время гонений при императоре Николае I. Роль иереев у них стали выполнять так называемые уставщики-миряне, богослужения проводились в часовнях (отсюда название). С Урала к концу XIX века течение распространилось на Сибирь и Дальний Восток. Здесь возникали таежные монастыри, неподалеку от которых селились тесно связанные с ними крестьянские семьи.

В Красноярском крае крупным центром старообрядчества стали Дубчесские скиты, основанные выходцами из Курганской области в начале 1940-х. Их организатором был духовный авторитет — старообрядческий наставник Симеон Лаптев. Он проповедовал, что победа коммунизма во всем мире будет равнозначна наступлению библейского царства Антихриста. Рядом с двумя мужскими и четырьмя женскими скитами на заимках жили миряне, которые предпочли бежать в тайгу от коллективизации. «Столицей» часовенных стала деревня Сандакчес. В суровых северных условиях раскольники приспособились к весьма необычному рациону. Картофель у них долгое время был запрещен по религиозным причинам, поэтому основу питания составляли репа, рожь и кедровое масло.

С 1949 года насельники скитов стали замечать летающие над тайгой самолеты. Вслед за этим их посетили ученые-метеорологи. Однако еще 2 года советская власть не трогала старообрядцев, скрывавшихся в труднодоступной местности.

Хронология крещения Руси

Событие Дата Влияние
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь Около 867 года Первое письменное упоминание (в византийских источниках) о крещении русских князей
Крещение княгини Ольги 957 год Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство
Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь 959 — 960 год Первая попытка западных церковных деятелей (по приглашению самой Ольги) распространить влияние на Русь. Окончилась неудачно
Обращение Ярополка Святославича к папе римскому с просьбой прислать миссионеров 979 год В условиях противостояния с братом, Владимиром, и проживанием в Киеве людей, исповедовавших христианство по восточному образцу, этот недальновидный шаг во многом стоил Ярополку престола и жизни
Попытка реформы язычества князем Владимиром 980 год Киевский князь попытался «унифицировать» языческие верования для объединения племён, однако немногие согласились со столичной трактовкой
Летописное сообщение об «испытании вер» 986 год Несмотря на то, что реальность этого события оспаривается подавляющим большинством историков, сам факт «выбора» будущей веры для своих подданных вполне имел место быть
Корсуньский поход Владимира 987 год Киевский князь, выступивший на стороне Константинополя в борьбе против восстания Варды Фоки, фактически выдвигает ультиматум византийскому императору Василию II и заключает брак с его дочерью, Анной, соглашаясь принять христианство по восточному образцу
Крещение киевлян 988 год Вернувшийся из Корсуни Владимир свергает языческих идолов и под руководством византийских клириков проводит обряд крещения населения города в Днепре (по другим данным — в Почайне)
Крещение новгородцев 990−991 год Второй по величине и значению город Древней Руси был крещён при участии посланного из Киева военного отряда и сопровождался столкновениями с местными жителями
Антихристианское восстание в Суздале 1024 год Вызванное продовольственным кризисом выступление возглавили ушедшие после крещения в подполье волхвы. Восстание затухло само по себе
Антихристианские восстания в Новгороде и Ростове 1071 год Выступления, возглавленные волхвами, были подавлены дружинами князей

Крещение вятичей

12−14 века Земли вятичей всегда были «особой зоной» Древней Руси, окончательное вхождение их земель в состав государства относится лишь к 13-му веку. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения

Умершая деревня

Впрочем, документы — далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются и сами староверы, и муниципальные власти в районах, в которых они проживают. Деревня Чулково, в которой живет Ханофер, рассказывает Ольга Суворова, возникла на этом месте еще в XVII веке. Потом она пришла в упадок — и до 1970-х считалась «умершей».

В 1970-е ее возродили, но не административно, а стихийно — просто приехали две старообрядческие семьи, спасавшиеся от гонений со стороны советской власти, поставили дом и стали жить. К ним присоединились и другие староверы — в том числе и те, кто покидал расположенные на Дубчесе монастыри, возвращаясь к мирской жизни. Это, объясняет Николай Шляхов, тогда было удобно и советской администрации, и староверам — и долгое время два совершенно разных мира спокойно сосуществовали рядом.

Сейчас в Чулково проживают 77 человек взрослых и детей. Но, когда правозащитники занялись делом Ханофера Ефимова, выяснилось, что у поселения нет официального статуса. То есть даже если член этой общины захочет получить паспорт, в ФМС смогут ему выдать документ, но не смогут его зарегистрировать — формально их домов не существует.

старообрядцы

Поселок староверов в Красноярском крае

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

В Верхнеимбатском сельсовете, в состав которого входит поселение, еще в 2014 году — то есть задолго до громкой истории с Ханофером Ефимовым, — был принят генеральный план развития, по которому в том числе предполагалось закрепить наконец за Чулково официальный статус поселения.

Пора домой: число «новых» русских приближается к миллиону

Замглавы МИД Григорий Карасин рассказал о росте интереса к госпрограмме переселения в Россию соотечественников

С этим представители сельсовета по установленной процедуре обратились к краевым властям — но, как показала практика, процедура оказалась сложнее, чем могли предполагать люди в небольшом селении, находящемся в сотнях километрах от крупных городов.

Автор цитаты

При этом, подчеркивает Ольга Суворова, оформление статуса поселения позволило бы в том числе пополнить бюджет сельского поселения: ведь в этом случае его жители будут платить налоги, например, на недвижимое имущество. «В обмен, например, на то, что власти помогут им почистить дорогу грейдером». На вопрос, уверена ли она, что старообрядцы действительно готовы платить взносы в казну, она уверенно отвечает «да».

Изменения в книгах и иконах

В новой вере и старой по-разному писали имя Христа. Раньше писали Исус, как в греческих источниках. После реформ нужно было протягивать его имя – Иисус. На самом деле, тут сложно сказать, какое написание ближе к оригиналу, так как в греческом языке есть специальный символ обозначающий протягивание буквы «и», в русском языке его нет.

Поэтому, чтобы написание соответствовало звучанию, в имени Бога добавили букву «и». Сохранилось старое написание имени Христа в молитвах староверов, и не только у них, еще в болгарском, сербском, македонском, хорватском, белорусском и украинском языках.

Староверы и старообрядцы — в чем разница

По сути, оба слова означают противников богослужебной реформы Патриарха Никона.При этом:

  • сами противники реформы уже спустя несколько десятилетий стали именовать себя «староверами», имея ввиду, что Патриарх Никон ввел в России некую «новую веру», отличную от христианства, принятого при князе Владимире Святом; однако, за прошедшие столетия отошедшим от Церкви верующим так и не удалось сформулировать суть этого «еретического уклонения»; их возражения против реформы касались не вероучения Церкви, а неприемлемых, с точки зрения «староверов» богослужебных нововведений;
  • термин «старообрядцы» появился с конца XVIII в. в официальных документах светской и церковной власти, когда все чаще стали употреблять слово «обряд», происходящее от «обрядить», как бы «облачить в одежду»; таким образом, предполагается, что есть некая «одежда», внешняя «оболочка» сокровенных религиозных смыслов; ее, по мнению некоторых богословов, можно изменять без вреда для сути веры, или оставить «по старине», как предлагали «старообрядцы».

Это интересно: Самый неоднозначный из русских Предстоятелей — Святейший Патриарх Никон

Остается вопрос, о чем же тогда несколько столетий рассуждали святые отцы на Вселенских Соборах, формулируя Символ Веры – читаемый за богослужением, во время Таинства Крещения? Не о словах ли? Не о «богослужебном обряде» ли? Можно ли отделить слово написанное или звучащее от его смысла?

Среди православных богословов и светских ученых сейчас в ходу оба слова. Подобным образом употребляются они также современными староверами: например, одна из крупнейших их общин, возглавляемая митрополитом Корнилием, носит название «Русская Православная Старообрядческая Церковь».

Последние добавленные рассказы для читательского дневника

Абрамов — Пути-перепутья

Михаил жалел свою сестренку и никогда не обмолвился, хотя знал, зачем Егорша взял ее в жены. Чтобы она, глупая, взвалила на себя его престарелого деда, а он, в то время, мог наслаждаться волей…

Читать далее

Разные — Арбузов — Иркутская история

Автором рассказа «Иркутская история» является Арбузов. В произведении идет описание жизни людей при советском строе, об их отношении между собой, и отношении к жизни. …

Читать далее

Разные — Бальзак — Тридцатилетняя женщина

На военном параде Жюли влюбляется в молодого графа Виктора де Эглемона. Симпатия дочери не укрылась от наблюдательного отца. Старик предупредил ее о том, что граф добрый, но хладнокровный…

Читать далее

Разные — Акунин — Чайка

Произведение «Чайка» Бориса Акунина впервые вышла в печать в 2000 году. Это своего рода продолжение «Чайки» А.П.Чехова, с теми же главными героями. Действия всей пьесы разворачиваются во владениях Сорина….

Читать далее

Астафьев — Трофейная пушка

В произведении Виктора Астафьева «Трофейная пушка» рассказывается о произошедшей на войне ситуации….

Читать далее

Разные — Акунин — Пелагия и белый бульдог

В Заволжскую губернию из столицы приезжает инспектор синода Бубенцов с целью искоренить язычество в поселении и обратить староверов в православие. Он организует расследование…

Читать далее

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Изменения русских традиций

Работу Никон начал с тщательного изучения документов, утвердивших возникновение Московского патриаршества, и сравнения русских церковных текстов с аналогичными греческими (для перевода были приглашены специальные эксперты, знающие греческий язык).

По итогам были созданы инструкции для всех церквей,
где указывались все произведенные изменения и предписывалось теперь действовать
по новым правилам.

В результате церковной реформы были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг. Изменения нельзя назвать значительными. Кое-где убрали союзы в предложениях, заменили написание слов (Например, Исус стал писаться Иисус), заменили словосочетание «несть конца» на будущее время для Царствия Божьего и прочее.

Ввели новую традицию крестного знамения – тремя перстами. Отменили малые земные поклоны, кланяться теперь
нужно было в пояс.

Проведение крестного
хода тоже изменилось – теперь шли против солнца.

Введено троекратное произнесение «аллилуйя» при богослужении (ранее
произносили два раза).

Изменили просфоры
– их число и печать.

Отношение русских императоров к староверам

Первый русский император, Петр I, впервые обложил староверов двойной податью, повелел даже нашивать на одежду особый лоскут, как знак принадлежности к конфессии, желая унизить достоинство людей. Но в то же время серьезных гонений на староверие не было – вероятно, просто потому, что большую часть царствования заняла война со Швецией (1700-1721 гг.), царю было не до того.

Некоторый либерализм проявила к староверам Екатерина II. Именно при ней:

  • не велено было именовать их «раскольниками», появился термин «старообрядцы»;
  • стало зарождаться единоверие.

Может быть, самым «запоминающимся» царем для староверов стал Николай I. При нем не только начали активно закрывать молитвенные дома, агрессивно насаждать единоверие.

Прекращение гонений

Официальное прекращение гонений приходится на 1905 г., когда по манифесту Николая II от 17 октября объявляется свобода совести. Тем не менее, на местах еще много лет власти чинили препятствия открытию храмов, утесняли верующих. После 1917 г. гонения на религию стали повсеместными, касающимися уже всех конфессий. По сути, о прекращении гонений можно говорить только с начала 1990-х гг.

Сергей Серов. «Возвращение», 2009 год.

«Проще здесь все купить»

В их доме установлен котел с возможностью топить хоть дровами, хоть углем, хоть электричеством.

— Газа здесь нет, в Приморье вообще очень мало территорий, где он есть, — объясняет «бразилец» с русскими корнями. — Покупаем уголь, дрова, а на ночь включаем электричество, чтобы по несколько раз не вставать.

После того, как семья немного обживется, он планировал вернуться в Бразилию — там он хотел подготовить все вещи, чтобы отправить их в Россию. Однако из-за пандемии грузоперевозки сильно подорожали.

— Чтобы нам перевезти контейнер с вещами, нужно почти полтора миллиона рублей, поэтому мы полагаем, что выгоды перевозить что-то из Бразилии никакой нет — продадим там все, что есть, — говорит он, отмечая, что перевозка — это серьезный процесс, который явно не стоит таких трат, ведь проще здесь все купить.

Но бытовые удобства не так заботят старообрядцев, как ближайшие планы: трудиться надо, не покладая рук!

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии

Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Как написать отзыв о прочитанной книге?

Это самая важная часть творческого процесса составления карточки о прочитанной книге. Ведь нужно проанализировать все свои впечатления, и выделить самый яркий фактор, который вызывал отклик в душе. Сформулировать собственные эмоции в одном-трех предложениях, это достаточно сложно, особенно когда книга действительно произвела сильное впечатление.

Возможно, этот раздел читательского дневника будет получаться не сразу, но ведь это и не главное

Важно, чтобы постоянно развивался навык анализа своей интеллектуальной реакции на прочитанное произведение

Дневник читателя — полезный и приятный элемент образования:

  1. инструмент самоорганизации
  2. экономия времени при подготовке к экзамену
  3. творческий процесс, который дает высказаться и проявить индивидуальность.

Списки кратких содержаний по другим классам.

5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы

Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.

Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.

Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.

Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное. Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали

Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.

Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.

Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: