Краткое содержание
В «Волшебном слове» основной персонаж — юный мальчик по имени Павлик, который растёт грубияном. Он чрезмерно нетерпим и хамоват.
Тяжёлые отношения в семье
Повествование начинается с того, что однажды невоспитанный мальчик Павел встречает в парке на скамье седовласого деда. Тот отмечает, что мальчишка опечален, и спрашивает, что же так расстроило Павлика. Юному Павлу захотелось открыть свою тоску незнакомому старичку, и он описывает свои тяжёлые взаимоотношения с семейством. Что бы он ни спросил или не попросил, его родственники забывают и оставляют без внимания.
Сестрица Лена, милая и всегда спешащая помочь девчонка, отказывается поделиться с братом рисовальным набором. Павлик даже порой хочет её стукнуть, чтобы отомстить за такое поведение. Бабушка обычно находится на кухне у плиты и готовит всевозможные лакомства. Но она не балует родного внука лишним кусочком сладкого, выгоняя его подальше от вкусностей.
Брат Павла интересуется лодками и всем, что с ними связано. Он не берёт с собой на прогулки по реке. Картина такая, что все родственники несправедливы и излишне строги к маленькому Павлику.
Волшебный метод
Особое волшебное слово дедушка сообщает Павлу по секрету на ушко. Он остерегает мальчика, чтобы тот произносил его только лишь спокойно и вполголоса. Также необходимо глядеть в глаза тому, к кому обращаешься.
Юный Павел весьма удивился. Он намерен посмотреть, работает ли этот чудодейственный метод. Мальчишка отправляется домой. Сразу же с порога он идёт к сестрёнке просить её набор для рисования. Павлик произносит тихим голосом «пожалуйста». К изумлению мальчугана, сестрица Лена без колебаний протягивает брату свои краски.
Затем мальчик оказывается в кухне у бабушки. Там он спрашивает о пирожках, добавляя волшебное «пожалуйста». Бабуля была очень довольна удивительной вежливостью внучка. Она на радостях впервые угощает юного Павлика заветным лакомством.
Волшебное слово оказывается эффективным и в беседе со старшим братом. Тот поначалу не поверил в чистосердечность грубияна-брата. Но вмешались сестрица Ленка и бабушка. В итоге было решено отправиться на очередную речную прогулку в компании с братиком Павлом.
Обрадованный своими подвигами Павлик отправляется в парк, где рассчитывает вновь встретить удивительного дедушку. Он хотел поблагодарить незнакомого старичка за столь полезные советы. Но скамейка давно опустела. Только витиеватый рисунок от зонтика старика остался неподалёку.
https://youtube.com/watch?v=B3K4uwW8t2Y
Суть и план пересказа
Знакомство с текстом произведения занимает у младших школьников не более 20 минут. Однако в читательский дневник следует записать суть, которая может уместиться в нескольких емких предложениях.
На скамейке в парке встретились Павлик и старичок. Видя, что ребенок расстроен, дедушка спросил о причине. Мальчик решил поделиться своими проблемами. Он рассказал о непонимании в семье: сестрица не хочет делиться с ним красками, бабушка не угощает лакомствами, а старший брат отказывается покатать на лодке.
Старичок подсказал ребенку волшебное слово, которое следует произносить во время просьбы, глядя при этом в глаза собеседнику. Дома мальчик обратился с просьбами к сестре, бабушке и старшему брату. При этом он добавлял слово «пожалуйста». Это чудесное слово подействовало, и ребенок получил краски, пирожок и обещание покататься на лодке. Павел хотел поблагодарить мудрого советчика, но старичка уже не было в парке.
При заполнении читательского дневника потребуется написать план пересказа. Он поможет быстро вспомнить содержание и успешно ответить на уроке. Поскольку произведение короткое, план включает всего несколько пунктов:
- Встреча Павлика и дедушки в парке.
- Откровения мальчика.
- Совет старичка.
- Магия волшебного слова.
- Поблагодарить советчика не удалось.
Тот случай, когда чужих детей не бывает
На этот раз семья не скрывалась — наоборот, переезды были связаны с заданиями партии. В 1923 году мама Вали, Адриана Леонидовна, получила новое задание: возглавить коммуну для беспризорниц имени Клары Цеткин. Опять вся семья снялась с места и поехала жить в Солнечногорск.
Надо понимать, что в двадцатые беспризорницами становились не обязательно на фоне дромомании или конфликтов в семье. Сначала Мировая, потом Гражданская войны, эпидемии, которые идут с войнами рука об руку, оставили без дома и семей очень многих детей. В начале двадцатых их стали собирать в коммуны, и многие сдавались туда сами — ради хоть какой-то определённости в жизни. Это не воспринималось как колония или детдом. Просто шанс выжить и получить образование.
Пообщавшись с этими детьми, молодая и горячая Валя поняла, что хочет сделать всё, чтобы их жизнь снова стала нормальной. Так она бросила все мечты об актёрстве и стала педагогом. В Солнечногорской коммуне Осеева провела шестнадцать лет. На обычную воспитательницу она была непохожа: с грубоватыми манерами, но очень нежная душой, она сочиняла (для нежной души) стихи, много курила, говорила басом и пела под настроение цыганские романсы. Они ей очень удавались.
Это именно девочки из коммуны убедили её отправить в редакцию рассказы — Осеева сочиняла для них много разного, от сказок до пьес с большим количеством персонажей. Получив рассказы Осеевой, редакторы сказали: Валентина Александровна, пишите ещё. Такая литература детям нужна. Но с писательством пришлось погодить: началась Великая Отечественная война.
Коммуну эвакуировали в одну сторону, Валентину Осееву — в другую. Она очутилась в Башкирии и устроилась воспитательницей в детский сад. Русских детей почти не было, так что Валентина постаралась поскорее выучить башкирский. Она пересказывала башкирским детям русские и европейские сказки, узнавала от них башкирские и переводила их на русский.
Почему «Мертвые души» – поэма?
«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.
Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.
Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.
Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.
Разбор рассказа
По жанровой направленности произведение представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской аудитории. Оно позволяет маленьким читателям посмотреть на себя со стороны и исправить ошибки в отношениях с близкими. В читательский дневник школьникам следует внести такую информацию:
ФИО автора: Валентина Александровна Осеева. Год написания. 1943 г. Жанр. Короткий рассказ. Главная мысль
«Волшебное слово» Осеевой подчеркивает важность вежливых слов, способных найти ключ к любому сердцу. Чему учит
Книга показывает, как важно быть вежливым по отношению к окружающим. В том числе — к членам своей семьи, о чем многие дети забывают. К тем, кто использует правильные слова, другие относятся по-доброму. Пословицы. «Доброе слово железные ворота отопрет». «Великое слово — пожалуйста». Мое мнение о рассказе. Мне понравился мальчик Павлик. Он не только послушался совета дедушки, но и сумел понять, какую силу имеет простое слово «пожалуйста» в общении с близкими людьми. Теперь в его жизни есть место добру.
Смысловое значение произведения заключается в проявлении вежливости, чуткости, заботы и внимания по отношению к людям. Знакомство с текстом позволяет задуматься о своем поведении, измениться к лучшему.
Экранизации
- Васёк Трубачёв и его товарищи. Художественный фильм (по мотивам первой книги одноимённой повести В. А. Осеевой). Реж. Илья Фрэз. СССР, 1955.
- Отряд Трубачёва сражается. Художественный фильм (по мотивам второй книги повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи»). Реж. Илья Фрэз. СССР, 1957.
- Обида. Мультипликационный фильм (по мотивам сказки В. А. Осеевой «Добрая хозяюшка»). Реж. Роман Качанов. СССР, 1962.
- Найди меня, Лёня! Художественный фильм (по мотивам повести В. А. Осеевой «Динка»). Реж. Николай Лебедев. СССР, 1971.
- Раннее, раннее утро… Многосерийный телевизионный фильм (по мотивам повести В. А. Осеевой «Динка»). Реж. Валерий Харченко. СССР, 1983.
Главная тема произведения
Главная мысль сказки — почитание окружающих, воспитанность и внимательность к ближним. Следует заботиться о других людях, быть чуткими к их желаниям и настроениям. Требуется выказывать уважение, быть добрыми. Эти простые истины — неотъемлемая часть человеческого общения, они представляют собой основу культуры и взаимопонимания.
Нравственное зерно
Надо указать в читательском дневнике, почему Осеева в своих работах такое внимание уделяет вопросам нравственности. Моральное зерно — это главное, что есть в человеке
Волшебные слова проделывают невообразимые чудеса. Они чем-то напоминают магическое заклинание, которое способно на невозможное.
Разумеется, мысли должны быть преисполнены добра. Для этого надо соблюдать нравственные законы. В любом возрасте, особенно в детском, когда личность ребёнка только формируется, необходимо задаваться вопросами о добре и зле, о том, что такое плохо и что такое хорошо. Следует уметь различать правду и обман.
Всегда нужно стремиться к любви по отношению к другому человеку, к порядочности. Образ главного героя Павлика весьма неприятный и отталкивающий. Его физиономия постоянно красная из-за нескончаемых недовольств. Он смотрит на мир искоса. Невнятным бормотанием мальчишка заявляет о своих желаниях родственникам, каждый день удивляясь отказу.
Его пальцы сжаты в кулак. Павлик вечно обижен на всех вокруг, все ему обязаны и должны. Мальчишка то и дело вопит, бьёт кулаком по поверхностям. Он хочет всякого лишний раз толкнуть или ударить. Хамоватое и невоспитанное поведение — это уже черта характера юного Павлика. Мальчишка с раздражением обращается с другими людьми, он обижен на весь мир. Мальчик злится и грубит изо дня в день.
Какие же разительные перемены у маленького Павлика, когда он получил урок вежливости. Все домашние буквально опешили от этих нововведений.
Магия вежливости
Теперь у Павла есть место доброте
Как важно оставаться приличным и правильно вести себя. Хорошее воспитание неукоснительно располагает к себе и открывает любое сердце
Вежливое обращение к другому бесценно, оно украшает, делает человека человеком. Если постоянно произносить волшебные вежливые слова, то со временем просыпается чуткость и заботливость. Такое нельзя не любить, эту личность каждый уважает и старается быть полезным.
Конечно же, волшебные слова делают мир лучше. Они помогают выстраивать вежливые и уважительные отношения между людьми. Встреча с таинственным старичком на скамейке повлияла на всю жизнь маленького Павлика. Может быть, незнакомый дедушка и вправду был волшебником.
Главный персонаж совершенно меняется к концу произведения. После беседы в парке он понимает необходимость чуткого отношения к окружающим. Вежливое слово помогает, оно украшает и располагает. Добродетельное отношение к другому человеку всегда дарит лёгкость сердца и радостное настроение. Оно вызывает то же самое и в собеседнике.
Как замечательно, когда есть такие хорошие и добрые люди, как этот дедушка из парка. Терпеливо выслушал всхлипывания чужого грубияна-мальчишки. Старичок не рассердился, не стал юного героя Павлика учить жизни и читать нотации.
Педагогическая деятельность
В. Осеева не собиралась становиться учителем. Интерес к наставничеству проснулся в ней случайно, по воле обстоятельств. В 1923 мать получила указание от партийного руководства отправиться с Солнечногорск и взяться за работу в местной трудовой коммуне.
В задачи Осеевой-старшей входило обучение, образование детей, которые потеряли родных в революции и гражданской войне. На тот момент писательнице было уже 20 лет.
В один день Валентина пришла на работу к матери. Ее заинтересовали воспитанники трудовой коммуны. Нищие сироты, одетые в то, что было под рукой, необразованные и потерянные. Вот что предстало перед глазами Осеевой.
Вспомнив своих друзей, простой рабочий люд с окраин государства, она поняла, что ее настоящее стремление — помогать детям, воспитывать будущий граждан и достойных людей.
Начиная с 1924, Осеева устроилась учителем и воспитателем. В своей должности женщина значительную часть жизни, около 16 лет.
Уроки морали Валентины Осеевой
Пожалуй, с таких важных старичков следует брать пример, они учат добру и правде. Уважительным обращением можно получить больше, чем грубыми криками. При располагающем приветствии всегда положительный отзыв.
Вежливость — это великая вещь. Бывает, что волшебную фразу, произнесённую полушёпотом, воспримут лучше, чем шумный крик и ругань. Каждый должен принять для себя в обязанность быть вежливым по отношению к окружающим, а особенно с родственниками и друзьями. Можно отметить по краткому содержанию в читательском дневнике, что в «Сыновьях» В
Осеевой главная мысль такая же — это важность заботы о родителях.
Этот рассказ о матерях и их детях. Три женщины беседовали у колодца, набирая воду, о своих сыновьях. Две хвалились, только третья скромно промолчала. Затем их встретили эти мальчишки. Только сын скромницы помог матери с ведром воды. Им все залюбовались.
Произведения Осеевой «Кочерыжка» и «Волшебная иголочка» — это также истории о преодолении детьми преград, о победе над порой кажущимися неразрешимыми трудностями.
Рассказы писательницы любят и читают:
- «Бабка»;
- «Долг»;
- «Синие листья»;
- «Хорошее»;
- «Время» и многие другие.
Советская писательница Валентина Осеева родом из Киева. В детстве мечтала стать актрисой, но, повзрослев, однажды случайно оказалась в рабочей коммуне для бездомных и осиротевших детей. Там стало ясно, что её предназначение и план на будущее — растить и обучать подрастающее поколение. Она более шестнадцати лет проработала с сиротами и малолетними преступниками.
Главные темы в работах писательницы:
- честность;
- патриотизм;
- добро;
- порядочность;
- любовь к человеку.
В свободное время женщина писала детские сказки, сценарии для пьес, также по ним ставила театральные постановки вместе со своими воспитанниками. Литературные труды Валентины Овсеевой о ребятах и для ребят, которые поднимают вопросы о хорошем и о плохом, учат терпимости к человеку и справедливости.
https://youtube.com/watch?v=FsKgoy0vMY0
Несколько интересных материалов
Гимназист Володя Королев приехал домой на зимние каникулы. Его приезд сопровождался большим переполохом: радовались все родные, и даже пес Милорд
Действующий гражданский советчик Жмыхов готовится к празднованию своего юбилея. Праздничную речь, желая отличного здоровья и еще долгой службы вместе, говорит титулярный советчик Кратеров.
Сюжетная линия произведения раскрывает взаимоотношения хищника и его жертвы, представленных в образе трусливого зайца и жестокого волка.
Как это не парадоксально, но крупные злодеяния попадают на скрижали Истории, а маленькие злодейства порицаются и презираются. Старый служака Топтыгин 1-й, произведённый Львом в чин майора, желал на эти скрижали попасть путём кровопролития.
Ясный, зимний полдень. Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой
Магия вежливости
В коротком рассказе писательница показала, как всего одно сказанное слово меняет отношение окружающих. Злой и невежественный Павлик отталкивал своей грубостью бабушку, сестру и брата. Став добрее и научившись говорить вежливо, он заслужит расположение и доверие близких людей. Если мальчик будет постоянно произносить это слово, со временем он изменится в лучшую сторону, станет чутким и заботливым.
Вежливые слова делают мир лучше, а людей — внимательнее и добрее. Встреча со старичком изменила жизнь ребенка. Кто знает, может, Павлик действительно встретился с волшебником. К концу произведения главный герой изменился. Он понял, что нужно быть внимательнее к родным. Можно отметить в читательском дневнике, что в рассказе «Почему» Осеевой главной мыслью также была тема взаимоотношений с близкими людьми.
Вежливые слова располагают к себе, делают общение доверительным и приятным. Дедушка не зря потратил свои душевные силы. Он помог мальчику понять простые вещи, к которым его не приучили родители. Вежливость — великая вещь. Сказанное негромко правильное слово важнее крика и грубости.
Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
1. Жанр: Сказка.
2. Главные герои: Буратино – не послушный, доверчивый, смелый, находчивый, весёлый.
Карло Барабас – злой, страшный, завистливый, любит деньги.
На него нападают разбойники, и он знакомится с Мальвиной и пуделем Артемоном. Буратино попадает в страну Дураков и сажает деньги на поле чудес. Он знакомится с черепахой Тортилой и получает золотой ключик. Встречает Перо, который рассказывает тайну золотого ключика. Буратино, Пьеро, Мальвина, и Артемон убегают от Карло Барбаса. Буратино узнаёт всю тайну золотого ключика. Папа Карло спасает кукол, Они открывают тайную дверцу и находят там красивейший театр.
4. Вывод: надо слушаться, не разговаривать с незнакомыми, помогать друзьям.
5. Моё мнение о прочитанном. Мне сказка понравилась потому, что Буратино раскрыл тайну золотого ключика.
Валентина Осеева / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : инсценировка В. Осеевой и Е. Сувориной в 4-х действиях, 7-ми картинах / В. Осеева ; . — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953 (Москва : РГДБ, 2013). — 48 с. : ил. — (Школьный театр). — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Мой товарищ : рассказы / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1950 (Москва : РГДБ, 2013). — 63 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. Осеева ; рисунки А. Брея. — Текст : электронный. — Mосква ; Ленинград : Детгиз, 1946 (Москва : РГДБ, 2012). — 96 с. : ил. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Простое дело / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана ; . — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1960 (Москва : РГДБ, 2013). — 64 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Рассказы / В. Осеева ; рисунки И. Архангельской. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1952 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Рассказы о детях / В. Осеева ; рисунки А.Билль. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1946 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / Валентина Осеева ; иллюстрации Елены Карпович. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (7 MB). — Москва : Эксмо, 2015 (Москва : ЛитРес, 20160817162257.0). — 48408 зн. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Снежки : рассказы и стихи : / . — Текст : электронный. — Mосква ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939 (Москва : РГДБ, 2013). — 111 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
Литературное творчество
У педагогической деятельности Валентины Александровны была и другая плоскость. Она старалась доносить свои мысли до максимально широкой аудитории, за пределами коммуны, где трудилась.
Самым простым и доступным способом добиться цели было писательство. Кроме того, своими литературными работами, творчеством Осеева стремилась достучаться и до собственных воспитанников.
Она писала короткие рассказы, пьесы, сцены, которые ставили ее подопечные. На начальном этапе женщина не планировала браться за широкую публикацию. Однако, поддавшись уговорам воспитанников, отнесла одну из историй в редакцию.
В 1937 рассказ Осеевой «Гришка» попал в широкую печать. Не прошло и нескольких лет как из-под пера вышли новые произведения, которые были опубликованы в составе сборника «Рыжий кот». С этого момента началась творческая биография Валентины Осеевой как серьезной писательницы, автора детской литературы.
Насладиться широкой известностью женщина не успела. После успешного старта грянула Великая Отечественная. Война спутала все планы. Вместе с семьей Валентина Александровна оказалась в эвакуации.
С территорий близ столицы СССР писательницу перевезли в Башкирию. Новым местом пребывания стало небольшое село Байки, где писательница устроилась в детский сад и стала воспитательницей.
Времени даром она не теряла. Рассказы Осеевой продолжали выходить один за другим. Кроме того, в свободное время женщина изучала башкирский язык. А когда добилась на этом поприще успеха, занялась переводами национальных сказок, фольклора и произведений на русский, чтобы познакомить читателей с новыми гранями творчества, работами этнического искусства.
После окончания Второй Мировой женщина вернулась к писательству. В 1952 она получила престижную награду, Сталинскую премию, которая присваивалась действительно выдающимся деятелям.
Несмотря на оценку талантов на самом высоком уровне, Валентина Александровна никогда не хвасталась наградой. Друзья узнали о присуждении премии только из прессы.
За годы творчества Осеева написала не так много: четыре сборника рассказов, несколько романов и повестей. Однако ее работы пронизаны глубокими моральными смыслами, которые учат человечности.
Не удивительно, что часть историй за авторством писательницы вошли в школьный курс чтения. Причем еще в советский период.