Детство и юность
Ксения Лукьянчикова родилась и выросла в Санкт-Петербурге. В школьные годы девочка занималась в детско-молодежной театральной студии. Благодаря талантливому педагогу Ксения полюбила профессию актрисы, а пример любимых киноисполнительниц Татьяны Самойловой и Элины Быстрицкой только упрочил желание поступать в театральный вуз.
Актриса Ксения Лукьянчикова После окончания школы в 2010 году Лукьянчикова становится студенткой Санкт-Петербургской академии театрального искусства, где училась в мастерской Арвида Михайловича Зеланда. Уже во время обучения в академии девушка играет в постановках таких классических пьес, как «Король Лир», «Дядя Ваня», «Драма на охоте» и многих других. А после получения диплома Ксения переезжает в столицу и начинает сотрудничество с московским театром «Практика», а кроме того, делает первые шаги в карьере киноактрисы.
Личная жизнь
Лев Абрамович был женат дважды. В первом браке у него двое сыновей. Старший, Владимир, достиг больших успехов в медицине – реаниматолог, профессор, носил звание заслуженного деятеля наук РФ, скончался в 2020 году. Дмитрий стал художником, ушел из жизни 20 лет назад. Вторая жена – Светлана Собинова, наследница известного оперного певца Леонида Собинова, актриса, преподаватель ГИТИСа.
Лев Кассиль и его жена Светлана Собинова
Памятник Льву Кассилю в Энгельсе
Писатель принадлежал к когорте людей увлекающихся. Много путешествовал – по земле, воде и воздуху, по родной стране и за границей. Смело мог назвать себя пионером: летал в испытательных моделях самолетов, отправился в поход советских глиссеров, спускался в строившуюся шахту метро, а однажды поехал в Турцию вместе с советской футбольной командой.
Павел Бажов — родители
Отец
Павел Петрович родился в январе 1879 года в поселке Сысертский Екатеринбургского уезда Российской империи. Отец будущего писателя Петр Васильевич Бажов (изначально фамилия писалась как «Бажев» с ударением на первый слог, но позднее приняла сегодняшнее написание) был высококвалифицированным рабочим, горных дел мастером. Однако характер его, прямо скажем, был скверным, поэтому, даже несмотря на свое мастерство, работу ему приходилось менять часто. Как вспоминал впоследствии сам писатель, отец любил выпить, а когда был навеселе, ругал начальство «и в хвост, и в гриву», за что часто и получал нагоняй, а то и лишался должности.
За острый язык и ехидство Бажова-старшего даже прозвали «Сверлом». И все-таки Петр Васильевич был высококлассным работником, которые во все времена ценились на вес золота, поэтому без работы он надолго не оставался. Но все же жизнь своей семье он серьезно осложнял: Бажовым приходилось периодически переезжать с место на место, а в периоды, когда отец был в немилости и сидел без работы, семья сильно нуждалась и выживала только благодаря рукоделию матери писателя.
Павел, Августа Стефановна и Пётр Васильевич Бажовы, 1885
Мать
Августина Стефановна Бажова (в девичестве Осинцева) происходила из польских крестьян. Равно оставшись сиротой, девочка попала в «барскую рукодельню», где ее обучили плести кружева и вязать. Именно благодаря этому мастерству Августина Стефановна помогала мужу в содержании семьи. Помимо ведения хозяйства она плела кружева и ажурные чулки, которые пользовались спросом у богатых модниц и выручала кое-какие деньги. Так что в «запойные времена» мужа и во «времена гонений», когда Петр Васильевич сидел в очередной раз без работы, супруга зарабатывала копеечку на домашние нужды.
У Павла не было ни сестёр, ни братьев. С отцом, несмотря на его тяжелый характер, у мальчика сложились хорошие, дружеские отношения, тот относился к сыну с лаской и уважением. Матушка будущего писателя и вовсе была добрейшей женщиной, так что Павел Петрович провел детство в любви и гармонии.
Павел Петрович Бажов, 1889
Начало сказки
В городе Тифлисе жил один бедняк по прозвищу Ашик-Кериб. Он был влюблён в дочь богатого вельможи. Чувство его было неразделенным, и он сильно страдал от этого несчастья.
Магуль-Мегери, так звали предмет его любви, однажды гуляла с подружками по улице, и увидела поклонника, лежавшего под деревом в глубокой печали. Девушка подошла к молодому человеку и завела с ним беседу. Ашик-Кериб стал жаловаться на судьбу, которая не дала ему возможности быть с любимой женщиной. Магуль сказала, чтобы он пошёл к отцу и просил у него ее руки.
Так как ее папа был очень состоятельным человеком, то ему не составляло никакого труда устроить их свадьбу и последующую личную жизнь. Юноша сказал, что не хочет просить милостыню у богача, а лучше пойдёт странствовать, чтобы в дальних краях заработать средства на их существование. Магуль-Мегери сказала, что если он не вернется в течение семи лет, то она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно уже сватался к ней.
1 часть. Моя Устя
Начиная читать первые страницы, мы видим, что нашей героине исполнилось 13 лет. Это была обыкновенная девчонка, которая ничем не выделялась, и радости особой никому не приносила, если только ее отцу. В семье она была младшим ребенком, и поэтому ее все считали маленькой и глупенькой. Мать твердила ей, что она некрасивая, и только папа, не замечал недостатков Симы. Он был слеп по причине ранения. Постоянно папа говорил ей, что внешность не основное в человеке, лишь бы он был душевным.
В классе над ней тоже часто подсмеивались из-за ее веснушек, но она не обращала на одноклассников внимания, так как это были мальчишки. С девочками же она ладила прекрасно. И вот Сима принимает приглашение на съемку фильма про Отечественную войну 1812 года, где она должна сыграть основную роль партизанки Усти Бирюковой. Родные были в восторге, что их дочь будет сниматься у знаменитого режиссера, тем более им нужны были деньги.
Для того, чтобы лучше отрепетировать Расщепей приводит Симу ее к себе домой, и они прорабатывают каждый эпизод. Когда-то у него погиб сын, и он всю свою любовь отдает девочке. Он помогает ей делать уроки, в особенности по математике. Наконец, кино демонстрируют повсюду, и Крупицина становится известной. Ей захотелось опять получить роль, однако, успех вскружил голову Расщепею, и он забывает о ней, окунувшись в другую постановку. Но, она не сдается и начинает играть у другого постановщика Причалина. Расщепей, узнав об этом, говорит девочке, чтобы она даже и не пыталась сниматься у него, так как он ничему не учит. Не послушавшись Александра Дмитриевича, у Крупициной не складывается работа с Причалиным. Его фильм подвергается строгой критике.
Сима, узнала про все это, когда вышла из больницы после перенесенного бронхита.
Она уезжает в пионерский лагерь, где она одной из встреч она встречается с Расщепеем, который приехал к ребятам, чтобы пообщаться с ними, и много рассказывал при этом об астрономии. Тут она узнает, что Александр Дмитриевич скончался и получает от его супруги письмо, в котором он советует Симе идти по жизни смело. Она едет в Турмению к своему брату на отдых, где она знакомится с Ахмедом.
Жанр сказки «Ашик-Кериб»
На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.
И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность
И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной
Жанр сказки «Ашик-Кериб»
На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.
И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез — узнаете, сааз — балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность
И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной
Часть 1. Моя Устя
События начинают развиваться в 1938 году, обыкновенной московской школьнице Симе Крупицыной всего 13 лет. Девочка не слишком успешно учится в школе, одноклассники нередко насмехаются над ее веснушками и невзрачной внешностью, и чаще всего ехидные замечания по адресу Симы позволяет себе Ромка Каштан. Однако совершенно неожиданно знаменитый режиссер Расщепей приглашает шестиклассницу участвовать в его картине, посвященной войне с Наполеоном
Симе достается роль отважной партизанки по имени Устя, в процессе съемок девочка бывает и в гостях у популярного кинорежиссера, его супруга и домработница принимают ее приветливо и сердечно
После выхода фильма товарищи начинают относиться к Симе с уважением и симпатией, они помогают ей улучшить отметки по многим предметам, и сама девочка уже не обижается на шутки Ромы, понимая, что парень вовсе не стремится ее унизить. Однако Крупицыну огорчает, что после работы в киноленте Расщепея ее уже никто не приглашает сниматься в кино.
Внезапно Сима получает предложение о съемках со стороны режиссера Причалина, которого откровенно недолюбливает Расщепей, считая его фильмы абсолютно бездарными. Школьница первоначально охотно соглашается, но вскоре понимает, что допустила серьезную ошибку. К тому же она видит, что Причалин пытается устроить на кинофабрике настоящий заговор против искренне уважаемого ею Расщепея, и девочка всячески стремится помочь кинорежиссеру.
В период летних каникул Сима отправляется в пионерский лагерь, куда ненадолго приезжает и Расщепей. Крупицыну весьма увлекают его рассказы о звездах, и она начинает заниматься в кружке для юных астрономов. Пожилой режиссер не скрывает от девочки проблем со здоровьем, вскоре он умирает. Сима по приглашению старшего брата приезжает навестить его в Туркмению, где знакомится с симпатичным юношей по имени Амед, с которым сразу же находит взаимопонимание.
Мудрости мироустройства
Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»
Известное произведение Лермонтова под названием «Ашик Кериб» является литературно обработанной версией восточной народной сказки, которую он услышал, находясь в ссылке на Кавказе. Эта изумительная история о вечной любви и торжестве добра настолько поразила поэта, что он решил донести ее более широкой аудитории. Именно благодаря такому решению детишки-четвероклассники могут сегодня наслаждаться восточной мудростью и красивым сюжетом, ведь эта известная история теперь входит в школьную программу. Если вы пока не успели прочитать ее полную версию, не стоит огорчаться, ведь пересказ сказки Ашик Кериб позволит вам ознакомиться с сюжетом, главными героями и основной идеей произведения.
Фильмы
После окончания средней школы в 1954 году Карпинская поступила в Ленинградский Государственный университет, на филологический факультет.
Первую роль птичницы Наташи из подмосковного села Поддубны Светлана Карпинская сыграла в картине Герберта Раппапорта «Поддубенские частушки», веселом музыкальном фильме о советской молодежи.
Светлана Карпинская в молодости
В 1957 году произошло решающее в судьбе Светланы Карпинской событие. Девушку пригласили на главную роль в фильм Эльдара Рязанова «Девушка без адреса».
«Девушка без адреса» – веселая комедия о приключениях строителя Павла Гусарова, влюбившегося в поезде в молодую попутчицу Катю Иванову. Выходя на перрон Московского вокзала, он потерял девушку из виду. Сюжет картины завязан на забавных приключениях Пашки в поисках понравившейся девушки. В главной роли – тогда уже очень популярный Николай Рыбников. В фильме снимались актеры Эраст Гарин, Юрий Белов, Зоя Федорова, Рина Зеленая, Сергей Филиппов и др.
Светлана Карпинская в фильме «Девушка без адреса»
Премьера состоялась 8 марта 1958 года. Рязанов, несмотря на популярность картины, назвал ее самой слабой своей комедией. Но зрителям она понравилась. Фильм буквально растащили на цитаты. Чего стоит только одна:
Позже Эльдар Рязанов хотел снять Карпинскую еще в одном своем фильме «Берегись автомобиля». Но партнер по картине Иннокентий Смоктуновский («Гамлет», «Дети Ванюшина», «Разлом», «Моцарт и Сольери») был намного старше Светланы. На его фоне артистка выглядела слишком юной. В итоге главную роль сыграла Ольга Аросева. Смоктуновский оказывал знаки внимания молоденькой артистке, часто провожал до дома. Карпинская всегда тепло его вспоминала.
Светлана Карпинская в фильме «Командировка»
После успеха в «Девушке без адреса» Светлану Карпинскую сразу приняли на второй курс Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. Она училась в классе Бориса Вульфовича Зона.
В 1961 году вышел новый фильм с Карпинской в главной роли – «Командировка» Юрия Егорова. Актриса сыграла в дуэте с Олегом Ефремовым («Живые и мертвые», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля»). Фильм рассказывает о командировке в один из советских колхозов инженера-конструктора Михаила Щербакова (Олег Ефремов). Инженер едет проверить работу своего конструкторского детища. Там он знакомится с девушкой Клавой, работающей на пасеке. Командировка затягивается.
Светлана Карпинская и Олег Ефремов
На съемочной площадке у Карпинской и Ефремова сложились сложные отношения. Сама Светлана в одном из интервью сказала, что Ефремов ей не понравился.
Третья удачная картина – «На всю оставшуюся жизнь». Это телевизионный черно-белый фильм, снятый режиссером Петром Фоменко по повести Веры Пановой «Спутники». Вышел в 1975 году и приурочен 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Киноповесть рассказывает о самоотверженном труде во время войны санитарного поезда, прозванного в народе «поездом милосердия».
Светлана Карпинская в фильме «На всю оставшуюся жизнь»
Светлана Карпинская сыграла операционную сестру Фаину. Снялась вместе с Алексеем Эйбоженко (комиссар Данилов), Эрнстом Романовым (начальник поезда доктор Белов), Людмилой Арининой (Юлия Дмитриевна) и др.
Карпинская снялась во второстепенных ролях в фильмах «Длинное, длинное дело» с Евгением Леоновым, «Сладкая женщина» с Натальей Гундаревой, «Грядущему веку», «Среда обитания».
Светлана Карпинская в фильме «Сладкая женщина»
Светлана часто появлялась на Ленинградском телевидении. Она играла в телепостановках «Мертвые души», «Этот милый старый дом», «Захудалое королевство», «Ослиная шкура» и пр.
На главные роли актрису в кино не приглашали. Карпинская в кино осталась «актером одной роли». Чего не скажешь о театре.
Герои сказа
Стоит обратить внимание на то, что писатель не стал перегружать свое произведение персонажами. К основным относят:
- Настасьюшку. Обычную девушку, любящую труд. Овдовела после кончины супруга по имени Степа.
- Таню. Это – дочка Степана и Настасьи. Своенравная, характерная дама. Настоящая мечта мужчин.
- Хозяйку Медной Горы – добрую волшебницу. Женщина-маг увидела в Татьяне приспешника.
Также в процессе чтения на страницах повстречается нюня-приказчик Паротя. Этот товарищ влюбился в Танюшку. Отличается корыстью и завистливостью. Среди второстепенных лиц в сказке нельзя не отметить Турчанинова, богача. Мужчина, хоть и молод, но некрасив и невежественен.
Творческие успехи юной актрисы
Фильмография юной актрисы стремительно пополнялась новыми проектами – к 2021 году она снялась уже в двух десятках картин, в числе которых были такие масштабные проекты как «Тихий Дон», «Пенсильвания», «Семейные обстоятельства», «Воронины», «Рая знает» и многие другие. Зрители полюбили девочку и с нетерпением ждали ее появления в новых ролях, которые по мере ее взросления становились все глубже и драматичнее.
Вита Корниенко на съемках сериала «Тихий Дон»
Ярким событием стало участие пятилетней Виты в патриотическом проекте «Ради жизни на земле», посвященном 70-летию великой Победы над фашизмом. Девочка проникновенно и трогательно прочла «Балладу о маленьком человеке» Роберта Рождественского. Ролик набрал на YouTube 50 тысяч просмотров.
Также запомнилось появление маленькой Виталии в новогоднем шоу «Уральских пельменей» (2015), где она сыграла девочку Машу в компании Андрея Рожкова и Максима Ярицы.
Когда в 2021 году Вита пошла в первый класс, мама не была уверена, что дочь сможет совмещать учебу, съемки в кино и занятия в актерской школе. Однако девочка оказалась настолько ответственной и организованной, что очень скоро стала круглой отличницей и лучшей ученицей в классе. При этом количество фильмов с ее участием стремительно росло – к юной актрисе начали выстраиваться очереди из именитых режиссеров и продюсеров, которые мечтали заполучить ее в свои проекты.
Вита Корниенко в гримерной
Девочке стали предлагать ключевые роли – примером может служить работа в многосерийной мелодраме «Чужая дочь» (2017), где Виталия сыграла дочь главного героя в исполнении Игоря Петренко. По сюжету мама девочки Саши погибает при трагических обстоятельствах, а отец попадет за решетку по ложному доносу. Выйдя из тюрьмы, он пытается найти свою дочь, которую отдали в другую семью…
Вита Корниенко и Андрей Смоляков в фильме «Чужая дочь»
Еще более урожайным на интересные роли выдался для юной актрисы 2018 год, который ей принес участие в таких масштабных высокобюджетных телепроектах как «Гурзуф», «Ланцет», «Лучше, чем люди» и многих других. В драматическом сериале Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо» вместе с Витой снялась ее подруга, такая же юная и талантливая актриса Марта Тимофеева, известная по ролям в картинах «Время первых», «По ту сторону смерти», «Кровавая барыня», «Союз спасения» и многих других.
2019 год тоже принес в творческую копилку юной актрисы много ярких интересных работ. Девочка сыграла заметные роли в нашумевших картинах «Зеленый фургон. Продолжение», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Доктор Рихтер-3», «Триада», «Шифр» и т.д. Стоит также отметить ее участие в творческом телевизионном проекте «Синяя птица», где Вита покорила зрителей проникновенным исполнением монолога барона Мюнхгаузена из одноименного фильма Марка Захарова и заслуженно получила специальный денежный приз на развитие творческих способностей.
Виталия Корниенко, Валерий Кухарешин и Дмитрий Харатьян в фильме «Зеленый фургон. Продолжение»
Послесловие
В детстве писателя Льва Абрамовича Кассиля средняя школа была раздельной: в одной гимназии учились девочки, в другой — мальчики. Конечно же, Кассиль Лев посещал мужскую гимназию, товарищами его по парте, по классу были, естественно, одни лишь мальчишки. И книги его, когда он стал писателем, рассказывали о них же, о мальчишках. И «Кондуит», и «Швамбрания», и «Черемыш — брат героя», и «Дорогие мои мальчишки» — всё они, мальчики, мальчики, мальчики…
Разве человечество состоит из одной только половины? Нет, раздался обиженный голос, мы, девочки, тоже существуем! Более того, мы просим, чтобы и о нас написали книги.
В самом деле, произведений, в которых действовали бы девочки, в нашей литературе было гораздо меньше. Можно сказать, что их почти не существовало. А как хотелось быть похожей на главную героиню книги, переживать ее радости и горести, ее приключения, стать на какой-то миг, пока читаются страницы, ну, хотя бы участницей киносъемок на основной роли!
Примерно об этом, кстати, сообщали Алексею Максимовичу Горькому его многочисленные детские корреспонденты в ответ на просьбу рассказать об их читательских интересах. Было это перед тем, как начало свою работу специальное издательство детской литературы, созданное по инициативе Горького. Об этом же заботился потом и главный консультант нового издательства Самуил Яковлевич Маршак.
Но одно — желать, другое — исполнить желание. Прошло много времени, прежде чем такая книга появилась на прилавках магазинов. Это была повесть Льва Абрамовича Кассиля «Великое противостояние».
Обыкновенная московская школьница Сима Крупицына превращается в ней в Устю-партизанку, участницу Отечественной войны 1812 года. В горящей Москве она встречается с самим Наполеоном, а потом попадает в отряд Дениса Давыдова. Всё это происходит перед кинокамерой, рядом с которой стоит ни много ни мало, а сам Александр Дмитриевич Расщепей, народный артист СССР. Это он ввел в действие и начал снимать в своей картине «Мужик сердитый» простую московскую школьницу. Судьба ее несколько необычна и в то же время настолько правдива, что многие читательницы увидели в этом образе себя. Словно писатель проникся их желаниями, узнал их тайное тайных и рассказал о нем словами самой девочки.
Сохранился отзыв одного из основателей Московского Художественного театра народного артиста СССР Владимира Ивановича Немировича-Данченко о повести: «Должен признаться, что давно не читал рассказа, написанного с такой искренностью и простотой, трогательностью и каким-то особым ароматом… Во всем рассказе я не встретил ни одной фальшивой ноты. Все время забываешь, что это не настоящий дневник девочки, а сочинение Льва Кассиля. Есть моменты, захватывающие до слез…»
Надо сказать, что, прежде чем перевоплотиться в Симу Крупицыну, Льву Кассилю пришлось проделать довольно длительный литературный путь. Только овладев более близкими ему мальчишескими характерами, он решил прикоснуться к изображению женского образа.
С первых своих книг «Кондуит» и «Швамбрания» Лев Абрамович занял ведущее место в нашей молодой литературе для детей и подростков. Каждая его новая книга встречалась ими с восторгом. Он много времени уделял ребячьим затеям, всеми способами, по радио и телевидению пропагандируя книгу. Это ему принадлежит идея «Книжкиных именин» — недели детской книги, проводимой во время школьных каникул весной. Он с удовольствием выезжал в самые отдаленные районы страны, направляясь в гости к своим читателям. Общение с ними было для него необходимостью и радостью…
Девочки приняли книгу «Великое противостояние» и признали героиню своей. Когда закончилось другое великое противостояние — война с немецкими захватчиками, они потребовали продолжения повести: что же делает сегодня девочка-партизанка Устя?
И писателю пришлось снова садиться за пишущую машинку. Продолжение «Великого противостояния» называлось «Свет Москвы». Действие здесь происходит уже во время Великой Отечественной войны. Выросшая Сима Крупицына сражается уже не в качестве киногероини, а в действительной жизни.
Так родилась эта книга, в которой судьба первой части предсказала появление второй.
В 1948 году повесть «Великое противостояние» получила первую премию Министерства просвещения РСФСР как лучшая книга для детей. С тех пор она многократно переиздавалась.
И. Рахтанов
Характеристика
Герои «Ашик-Кериба» предстают перед читателем данной сказки довольно реалистичными. Главный персонаж — это человек, имеющий как положительные, так и отрицательные качества
Заслуживая уважение как виртуозный музыкант, он вместе с тем обладает таким не самым лучшим качеством, как чрезмерная осторожность, которая проявляется в том, что он попросил перенести его не сразу в Тифлис, а сначала в ближайший населенный пункт
Немаловажной деталью является то, что он на какое-то время забыл о своей невесте, наслаждаясь благами обеспеченной жизни. Вместе с тем, характеристика героя Ашик-Кериба будет неполной, если не упомянуть о его сильной любви к невесте, ради которой он преодолевает все неприятности и трудности