Вересаев, «Состязание»: краткое содержание
Действие происходит в вымышленном городе, здесь объявляется конкурс на создание лучшего изображения женской красоты. Победитель конкурса получит щедрый приз и звание «Трижды-Венчанный». С самого начала все жители были уверены, что победит прославленный и всеми признанный мастер Дважды-Венчанный. И только сам он сомневался в себе, так как знал, каким талантом обладает его ученик по имени Единорог. По сути, автор показывает столкновение двух поколений художников.
Очень интересную роль отводит будущему шедевру Вересаев («Состязание»). Так, картина победителя будет вывешена на площади Красоты, каждый сможет посмотреть на нее, ощутить радость и возблагодарить художника, создавшего ее.
Краткое содержание Шмелёв Русская песня
Рассказ Ивана Шмелева «Русская песня» впервые был опубликован в авторском сборнике «Лето Господне. Праздники» (Белград, 1933). Повествование ведется от лица маленького мальчика.
Герой с нетерпением ожидает наступления весны, а затем и лета. Одним из верных признаков их прихода является, по его мнению, открывание большого сундука. Оттуда вытаскивался целый ворох штанишек и курточек из парусины, которые мальчик примерял, вертясь и потея.
А другим признаком был приход рыжего маляра. Маляр «впущал весну». Он заменял зимние рамы на летние, ремонтируя, что нуждалось в ремонте. От него и пахло красками, что герою казалось настоящим весенним запахом. Маляр работал, время от времени прикладываясь к своей бутылочке и постоянно напевая.
Однажды мальчики, сам герой и его друг Васька, дождавшись, когда маляр заснет после обеда, притащили ведро и кисть и выкрасили ему пятки. Но маляру все было нипочем – он крепко спал. И Васька, сначала своей кистью нарисовав вокруг спящего большой «заколдованный круг», затем наклонился и запел над самым его ухом старую детскую песенку. «Красный», как в ней пелось, все лежал на солнышке, «кверху бороду держал», оттого она и покраснела.
Проснувшись, маляр неловко повернулся и испачкался краской. Мальчишки бросились врассыпную. Главный герой успел удрать, а Ваське повезло меньше – маляр изловил его и оттаскал за волосы. Но потом, вспомнив, что в деревне у него такой же пацан подрастает, сжалился.
С тех пор он стал лучшим другом для мальчиков. Он спел им все свои «песенки». Пел он про темную осеннюю ноченьку, и про «березыньку», и про срубленную сосенку, и про чистое поле, и про то, как угоняли добра молодца в «чужу-дальнюю сторонушку».
В заключительных строчках рассказа автор пишет, что с этого малозначимого, смешного эпизода из детства началось для него постижение русской песни, ее широты и нежности, а потом силы и красоты русского слова – будто самой русской души. Оно, это познание, продолжалось всю его жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Рекомендации по прочтению сказок
Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.
Сказку можно читать, а можно рассказывать
Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова. От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку
Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша
От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.
Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.
Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.
Характеристики героев
В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.
Характеристики героев:
- Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
- Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
- Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
- Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
- Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
- Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
- Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
- Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
- Волк – злой и глупый антигерой.
- Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.
Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.
Несколько интересных сочинений
Образ и характеристика Хлебникова в повести Поединок Куприна А. Куприн, автор повести «Поединок», в точку подобрал название к своему произведению. В этой повести описана жизнь простых солдатов, которая была похожа на кровавый поединок за каждый вдох.
Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».
Главные герои Божественной комедии Данте Алигьери Поэма «Божественная комедия» – одно из самых известных произведений Данте Алигьери – мыслителя и поэта Италии. Это последняя работа автора, и именно в ней отразилось его отношение к жизни.
Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении
Сочинение Гордость и смирение (итоговое декабрьское 11 класс) Мне кажется, что есть роман с похожим названием… Но в этом сочинении всё построено на противоположности понятий. Есть гордые люди, которые из-за намека на неуважение могут полезть в драку
Чему учат русские народные сказки?
Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:
Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко»
Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь»
Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.
Биография
Александр Полярный родился в 1994 году. Практически всю свою сознательную жизнь он прожил в Мурманске и в общем-то нечем особым не выделялся. Переломным в его жизни стал 2011 год, когда он прочитал книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Читайте еще: Короткие сказки на ночь.
После прочтения этой книги ему так же захотелось посвятить себя литературе.
Но работу над своей первой и главной на данный момент книгой Александр Полярный вел три года. Первоначально эта книга Полярного должна была называться «История одной любви», но затем начинающий писатель решил изменить его. Первые строки его книги было с восхищением восприняты публикой и тогда Александр решил попробовать собрать средства при помощи краудфандинга.
За первых 25 дней удалось собрать 20 тысяч из необходимых ста. За два месяца проект собрал уже 400 тысяч, а суммарный тираж книги «Сказка о самоубийстве» вырос с 500 экземпляров, до 50 тысяч экземпляров. такой успех не остался не замеченным у издателей.
Издательство АСТ решило так же издать эту книгу. Но они немного изменили название. В результате в феврале 2018 на прилавках магазинов появилась новая книга Александра Полярного «Мятная сказка», которая является той самой книгой «Сказка о самоубийстве».
Анализ «Мятной сказки»
Давайте разберемся, так ли проста книга на самом деле? Это просто детская сказка или ее следует читать между строк?
Что значит Мятная сказка
Изначально Александр Полярный дал своей книге совсем другое название. Автор работал практически три года, параллельно выкладывая некоторые части в интернете. В конечной версии книга получила название «Мятная сказка».
Действия книги происходит в основном зимой. А большинство глав имеют названия, связанные с этим временем года — Мятная конфета, Мятный чай или Мандариновое мороженое. Мята вызывает массу ассоциаций у разных людей.
Да и первый вариант названия был довольно мрачным. А поскольку книга позиционируется как детская, такое название могло отпугнуть потенциального читателя. Эта история — скорее добрая сказка с не совсем счастливым концом. А слово мята в названии добавляет какого-то уюта. Так же, как и мятный чай, мятные леденцы, постилки от горла и многим другим.
Смысл произведения «Мятная сказка»
Главный герой повествования — мальчик, который попал в детский дом. Это происходит зимой. Да и оказывается он там совсем крохой, поэтому эта среда быстро становиться привычной. Он не чувствует себя одиноким, только иногда корит судьбу за то, что у многих детей есть папа и мама.
И вот однажды его усыновляют. Теперь он чувствует себя гораздо счастливее. Но такая жизнь не длится слишком долго — вскоре его приемные родители погибают. Затем мы встречаем мальчика уже взрослым.
Он становиться очень странным и талантливым человеком, который тяготеет к искусству. И тут-то и начинает развиваться настоящий сюжет. А именно любовь между героем и героиней, довольно легкая, но при этом сильная и на всю жизнь. Но и свою возлюбленную он теряет — ее убивают при попытке ограбления.
Он долго остается одиноким со своим разбитым сердцем. А затем решает вернуться в свой старый детский дом и усыновить там ребенка. Но и тут его ждет несчастье — он теряет всякое понимание с ним. Так, в конце жизни, герой остается совершенно одиноким.
Герой, к сожалению, видит одни неприятности на своем пути. Он совершенно забывает, что счастье в мелочах. Ему следовало бы думать не о своем сиротстве, а о том, как хорошо к нему относятся другие дети.
И не жалеть о кончине своих приемных родителей и возлюбленной, а наслаждаться каждым моментом и вспоминать их с теплом. Герой только в конце своей жизни понимает, что жизнь очень быстротечна и видеть в ней только минусы — просто нельзя.
Также на протяжении всего повествования герой часто ссорится со своими близкими. Он совершенно не понимает, что ссоры — пустая трата времени. Если постоянно выяснять отношения, то можно просто упустить свое счастье и растерять всех близких.
Ведь именно дом и родные люди смогли бы помочь в трудных ситуациях. Но герой понимает такую простую истину слишком поздно. Ведь исправить в этой жизни можно абсолютно все — внешность, дом, работу. А вот родных людей, к сожалению, вернуть не получится уже никогда.
Смысл финала «Мятной сказки»
Финал книги, пожалуй, одна из главнейших частей. В «Мятной сказке» он заставляет задуматься о многом. Главная задача автора состояла в том, чтобы в конце книги каждый из нас понял, что же мы делаем не так.
А следовательно — помочь нам найти проблему через героя в самом себе. Нужно учиться беречь своих близких, ценить не вещи, а моменты, а главное — не жить прошлым. На то оно и осталось позади — чтобы мы вынесли какой-то урок, продолжали жить дальше не совершая ошибок.
Но как и написал сам автор в начале книги — «Прочитай, забудь. И живи, как раньше жил». Никто из нас не обязан выносить урок из этой истории. Кому-то она и вовсе кажется тошнотворной.
Кто-то использует книгу как сплошной сборник цитат. Но если прочитать ее повнимательнее, то можно наткнуться на такое количество философских вопросов, что и забывать их потом не хочется.
Личность автора
Наконец, сам Александр Полярный — персонаж настолько трогательный, что кажется пришельцем с другой планеты. Согласно биографии, опубликованной в его официальном паблике ВКонтакте (на минуточку, более 400 000 подписчиков!), автор бестселлера — простой парень из Мурманска, который однажды сильно-сильно захотел стать писателем. После пары неудачных попыток отыскать деньги на издание он таки открыл успешную кампанию на «Бумстартере», выпустил первый тираж «Мятной сказки» — и увяз в долгах. Отчаявшись заработать на продаже книг, Полярный выложил произведение на платформу wattpad, где текст набрал два миллиона просмотров. Тут-то Александру и написали из АСТ — и вскоре появилась та самая «чёрно-белая» книга, напечатанная на эксклюзивной бумаге, больше похожая на разрисованный скетчбук. Правда, название пришлось сменить: «Сказка о самоубийстве» стала называться «Мятной сказкой» — чтобы избежать возможных проблем с законодательством.
Став известным, парень нисколько не «зазвездился», а гонорары стал тратить на добрые дела: заказал дополнительный тираж «Мятной сказки» и бесплатно раздал сотни экземпляров новым подписчикам в инстаграме; заполнил уличную библиотеку в Казани; напечатал тысячи новогодних открыток и раздал случайным людям в Мурманске; даже привёз кофе случайной подписчице, которая пожаловалась автору в инстаграме на плохое настроение, и подбросил её до дома. Скептики скажут, что все это для пиара, а милый и ранимый юноша в обнимку с букетиком полевых цветов — не более чем образ для целевой аудитории. Но, думается, если бы медийные персоны чаще заботились о других, а не устраивали эпатажные выходки, мир и правда стал бы чуточку лучше.
Деление внутри жанра: виды сказок
Сказки делятся на несколько видов:
«Царевна-лягушка», иллюстрация
Сказки о животных имеют простой сюжет, обычно состоят из одного эпизода. Главные герои – дикие или домашние животные, которые наделены человеческими качествами (хитростью, ловкостью, жадностью и проч.). Примеры: «Лиса и Тетерев», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и волк», «Лиса и Журавль». Большинство сказок имеют нравоучительный, а не комический характер.
Бытовые сказки описывают необычные происшествия или явления, которые происходят с простыми обывателями. В этой сказке нет волшебства и чудес. В них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются жадность, завистливость, невежество. Главными героями могут быть купцы, цари, бояре, попы. В основе сюжета лежит столкновение героя со сложными житейскими обстоятельствами. Например: «Добрый поп», «Барин-кузнец», «Каша из топора», «Про нужду» и т.д.
Волшебные сказки имеют невероятный и занимательный сюжет, в них действуют необычные герои и чудесные существа. Часто герою помогают волшебные предметы (шапка-невидимка, огниво, золотое колечко, зеркальце и др.). Случаются чудесные превращения, главный конфликт – противостояние добра и зла. Примеры: «Морозко», «Марья Моревна», «Сивка-Бурка», и др.
Аудитория жанра
Основная аудитория жанра – дети. В первую очередь это дошкольники, которым читают сказки родители. В начальной школе малыши уже сами знакомятся со сказочными произведениями и их смысловым содержанием. Ребята постарше и подростки тоже любят этот жанр.
Немалая часть сказок рассчитана на взрослую аудиторию. В данных текстах по-новому осмысливается современная жизнь, затрагиваются философские вопросы. Например: «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. А. Филатова, «Рыбак и его душа» О. Уайльда.
Кадр из м/ф по мотивам сказки Филатова «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца»
Взрослые любят сказки за то, что они способны вернуть детскую непосредственность ощущений и восприятия действительности.
Схожесть с другими жанрами
Нередко литературная сказка заимствует опыт других жанров – басни, притчи, романа, детективной и приключенческой повести, новеллы, поэзии, драмы, утопии и научной фантастики.
Народная сказка близка к мифу своим сюжетом. К примеру, эта связь прослеживается в мифе о Геракле «Золотые яблоки Гесперид» и русской народной сказке о молодильных яблочках.
Также у сказки много общего с балладой. Например, в сказке «Чудесная дудочка» развивается сюжет баллады.
С былиной народную сказку роднит только то, что эти жанры фольклора отображают битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.
Яркие представители
В русской литературе сказки создавали такие известные писатели: С. Т. Аксаков, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Ушинский, П. П. Бажов, В. В. Бианки, В. М. Гаршин, В. Ю. Драгунский, Б. Заходер, Н. Н. Носов, С. Я. Маршак, В. Ф. Одоевский, В. Г. Сутеев, Г. М. Цыферов, К. И. Чуковский, Е. Л. Шварц, С. В Михалков.
В европейской литературе к жанру сказки обращались Ш. Перро, Г. Х. Андерсен, братья Гримм, А. А. Милн, Дж. Родари, А. Линдгрен, Р. Киплинг, Т. Янссон, О. Уайльд, Л. Кэрролл, А. Гофман, В. Гауф, Дж. Р. Р. Толкин.
Востребованность сказки в разные периоды
Наибольшего расцвета литературная сказка достигает в XIX в. (В. А. Жуковский, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Гауф и др.).
Литературная сказка становится любимым жанром для писателей Серебряного века.
О популярности сказки в России рубежа веков свидетельствуют их публикации в периодических изданиях для детей, в журналах «Тропинка», «Задушевное слово», «Галчонок» и др.
В последнего десятилетия XX в. к этому жанру обращаются К. Булычев, В. П. Крапивин, С. Л. Прокофьева, Э. Н. Успенский.
Советская литературная сказка знала взлеты и периоды «спокойного» существования, запреты и разрешения.
В XXI веке сказки пишут Б. Акунин, Л. Е. Улицкая, Д. Л. Быков, Л. С. Петрушевская и др.
Изменения в мальчике
Вскоре Алеша убедился в том, что талисман короля работает. Он теперь знает уроки лучше всех в классе. Учителя считают, что он обладает просто феноменальными способностями. Но из-за этого характер Алеши портится, и он превращается в заносчивого и избалованного мальчишку, который быстро теряет своих друзей.
Однако этим его неприятности не ограничиваются. Мальчик теряет конопляное семечко, которое ему подарил подземный король, а вместе с ним и способности к наукам. Учителя строго его наказывают, потому что считают его поведение ленью и капризами. В ту же ночь к нему приходит в человеческом обличии Чернушка и снова дает потерянное семечко, а еще говорит, что очень опечален Алешиным поведением. Мальчик обещает, что теперь непременно исправится.
Когда на следующий день Алеша снова начинает отвечать хорошо, то учителю кажется, что накануне мальчик просто демонстрировал плохой характер. Он угрожает, что применит в наказание розги, если Алеша не объяснит ему, что происходит. Мальчик напуган, он забывает о своем обещании и рассказывает учителю о подземном царстве. Но учитель не верит его рассказу, и Алешу все равно наказывают.
Ночью к мальчику приходит его друг Чернушка и говорит, что из-за нарушенной клятвы:
- все подземные жители вынуждены были покинуть свою страну;
- сам Чернушка теперь должен в наказание носить кандалы из золота.
На следующее утро учителя находят мальчика без сознания. У него горячка, он бредит. Шесть недель он проводит прикованным к постели, а когда выздоравливает, то ни учителя, ни друзья не напоминают ему о том, что было накануне, и Алеша думает, что все это он увидел в бреду. Постепенно он снова становится добрым и отзывчивым мальчиком, прилежным в учебе. Но волшебные способности к нему так и не возвращаются.
Смысл финала сказки «Снежная королева»
В финальной части этой детской сказки у читателя есть возможность увидеть, что представляет из себя мир зла и мир добра, который противостоит ледяному миру. Снежная королева царствует в молчаливом и злом царстве из льда. В нём нет места солнцу, радостным мечтам, смеху и веселью. В этом мире Кай занимается единственным для него занятием – складывает фигуры из ледяных кусков.
Когда дети возвращаются домой, они видят солнце и свои прекрасные кусты роз. Теперь они могут ощущать радость и счастье. Мы наблюдаем резкую перемену между этими двумя мирами, и эта перемена заставляет читателя понять, насколько важным для каждого является мир добра, любви и сострадания. И за это непременно стоит бороться.
Ещё счастливый финал сказки внушает нам надежду, что всё будет хорошо в жизни каждого. И даже если вам нечаянно попал в глаз осколок маленькой злости, то он непременно выпадет, потому что добро и любовь рано или поздно засияют в вашей жизни с новой силой.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.