Беглец лермонтов краткое содержание

Краткое содержание

Дорога к доктору заняла много времени: больной Пашка с матерью «шел до тех пор, пока не рассвело». Когда пришел их черед записаться у фельдшера, Пашка узнал, что зовут его «Павлом Галактионовым, что ему семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи». Наконец, доктор, Иван Миколаич, начал осмотр пациентов, и вскоре стали регулярно доноситься «пронзительные вопли, детский плач или сердитые возгласы доктора».

У Паши были серьезные проблемы с рукой. Доктор отругал мать за то, что она «полгода гноила» сына, и теперь у него был поврежден сустав. Он сообщил, что «мазями да каплями тут не поможешь», и мальчика нужно прооперировать в больнице. Чтобы немного приободрить оробевшего Пашку, Иван Миколаич пообещал купить ему леденцов на ярмарке и показать живую лисицу.

Больница поразила воображение Пашки, который пришел к выводу, что «доктору живется очень недурно». В палате было три кровати – одна из них была пустой, и единственным соседом Пашки оказался «какой-то старик с кислыми глазами, который всё время кашлял и плевал в кружку». Мальчик с удовольствием переоделся в больничную одежду, пообедал жирными щами с мясом.

Как стемнело, Пашка случайно стал свидетелем того, как из соседней палаты выносили тело умершего больного. Мальчик очень испугался, и кинулся бежать прочь из больницы. Он наткнулся на больничное кладбище и испугался ее больше. Наконец, он увидел дом доктора, и от пережитых эмоций упал в обморок на крыльце. Очнулся Пашка от добродушного голоса Ивана Миколаича.

Краткое содержание

Гарун бежал с поля боя, где погибли его братья и отец. Их кровь требует мести, но юноша не решается на это. В пылу сражения он даже потерял шашку и винтовку. Молодой человек бежал и не заметил, как наступила ночь. В аул он пробирался тайком. Юноша решил обратиться к другу Селиму, но тот тяжело болен. Он откровенно рассказал о сражении и позорном бегстве.

Селим разгневался и прогнал друга. Тогда Гарун отправился к любимой девушке. Но когда он подошел к дому, то услышал ее пение. Она восхваляла мужество и рассказывала, что изменники родины достойны только смерти. Расстроенным уходит герой и идет к отчему дому.

Но мать, узнав, что ее муж и сыновья погибли, впадает в ярость. Она проклинает сына и прогоняет из дома. Гарун впадает в отчаяние и находит единственный выход. Он убивает себя кинжалом в сердце, но даже самоубийство не смывает его позора.

Главные герои и их характеристика

Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.

  1. Обломов – главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. Образ Обломова мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  2. Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. Образ Штольца мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  3. Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. Характеристика Ольги Ильинской тоже стала темой для нашего сочинения.
  4. Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее женские образы в романе «Обломов» разобраны в эссе. 

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Суд над Горацием

Услышав такие слова, разгневанный Гораций убивает Камиллу. На последующем после этого преступления суде старый Гораций встает на защиту своего сына. Заявляет, что поразив мечом сестру, он руководствовался чувством долга, так как не мог стерпеть слов хулы, произнесенных Камиллой по отношению к отечеству.

Царь Тулл, предстающий перед зрителями мудрым судьей, также встает на защиту Горация и прощает его. Сообщает всем присутствующим, что он является героем, который своими действиями на поле битвы возвеличил Рим. Такие люди, по мнению римского царя, являются надежной опорой своим владыкам. Над ними не властен общий закон, и Гораций будет жить дальше.

Действующие лица

События произведения разворачиваются во время войны. Главный герой поэмы — Гарун. Молодой горец сбежал с поля боя, нарушив долг и предав соотечественников.

Его основные личностные качества:

  • трусость;
  • подлость;
  • слабость.

Лермонтов изобразил Гаруна резко отрицательным героем. Поэт сделал акцент на том, что подобные предатели недостойны прощения и чьей-либо любви.

Лермонтов подчеркнул в поэме, что гражданский долг — это не мусульманская ценность, а общечеловеческая, поэтому малодушие и трусость Гаруна требуют осуждения.

В поэме есть и другие персонажи:

  • Селим — друг Гаруна, умирает от тяжелой болезни;
  • девушка — возлюбленная предателя;
  • мама Гаруна — строгая женщина, которая не смогла простить сына.

Анализ произведения

Для написания поэмы Лермонтов использовал старинную горскую легенду. В произведении поэт клеймит позором малодушие и трусость. Он подчеркивает, что лучше умереть за родину, нежели быть предателем и всеми отвергнутым. В композиции поэмы можно выделить несколько частей:

  1. Бегство героя.
  2. Разговор с другом.
  3. Сцена у дома любимой.
  4. Беседа с мамой.
  5. Самоубийство и обречение на муки после смерти.

При написании поэмы Лермонтов использовал разные средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает кровь черкесской, пелену белой, а героя усталым;
  • метафоры — автор рассказывает о том, как кровь просит мести, а туманы одели поля;
  • сравнения — поэт сравнивает бег Гаруна с быстрыми передвижениями лани, а бегство с тем, как заяц скрывается от орла.

Краткое содержание «Беглеца» Лермонтова для читательского дневника помогает лучше понять смысл произведения.

Прототипы героев произведения

Творчеству одного из величайших русских поэтов — Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в школьной программе уделяется много внимания. Стихотворение «Бородино» изучают на уроках литературы в 5 классе. Стилевая направленность произведения способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам Родины.

Считается, что прототипами главных героев «Бородино» стали:

  1. Столыпин Афанасий Алексеевич — двоюродный дедушка поэта, ветеран войны, оставивший после себя мемуары, посвященные отваге и мужеству русского воинства.
  2. Князь Багратион Петр Иванович — потомок грузинских царей, прошедший путь от рядового военнослужащего до генерала, получивший смертельное ранение на Бородинском поле.
  3. Дохтуров Дмитрий Сергеевич — генерал, командовавший центром армии, принявший ее левое крыло после ранения князя Багратиона и остановивший начавшееся спонтанное отступление.

Немного об авторе

Василий Белов является известным русским писателем, одним из ярчайших представителей так называемой «деревенской прозы». Его перу принадлежат работы, которые можно читать не только для наслаждения, но и для пополнения своих знаний о быте и обычаях наших предков. Язык Белова точный, краткий и красочный, из-за чего в голове выстраивается много образов, которые ведут к понимаю русской души. За своё творчество Белов был неоднократно награждён государственными премиями. Его книги – это некий проводник в исконно русский мир, который предстает пред внутренним взором читателя во всём своём величии и многообразии.

Популярные сегодня пересказы

  • Зося — краткое содержание рассказа Богомолова В повести описаны события, происходящие в Польше во время Великой Отечественной Войны. От действующего батальона осталась горстка людей, расформировывать их не стали
  • Король Дроздобород — краткое содержание сказки Гримм В одном государстве правил король, и была у него дочь, необыкновенной красоты, но с высокомерным нравом. Множество женихов приезжали покарать сердце прекрасной принцессы, но все получали отказ
  • Краткое содержание Лад Белова В произведении «Лад» описывается жизнь обыкновенной советской деревни. В таких деревнях по всему союзу был одинаковый устой и обычаи. Деревня находится в степной зоне, лесов почти нет, только поля
  • Мороз Иванович — краткое содержание сказки Одоевского Сказка «Мороз Иванович» написана в 1842 году русским писателем Владимиром Одоевским. Жили-были в одной хатке две девочки-сестренки. Одну из них звали Рукодельницей

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

ТРИ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Царский опричник Кирибёевич оскорбил жену молодого купца Степана Калашникова. Никого не боится Кирибёевич. Разве решится кто-нибудь отомстить ему, любимцу грозного царя Ивана Васильевича? Не привык Кирибёевич останавливать себя, ограничивать свой желания: всё позволено царским приспешникам. Делают что хотят. Нет на них управы. Терпят от них обиды и притеснения и князья и бояре.

Молчат, боятся молвить слово в свою защиту. А вот купец, человек из народа, не знатный боярин, думает, что нечего искать ему защиты у царя, самому следует защитить свою честь. Не хочет терпеть он позор от царского слуги. И выходит Степан Калашников на поединок, на кулачный бой.

И убивает царского любимца на глазах у всего народа, на глазах у самого царя. И не просит пощады — не признаёт над собой царской власти. За это царь велит казнить его.

Во всех трёх поэмах Лермонтов воспел самые благородные чувства. Через всю жизнь проносим мы в сердце и в памяти образы этих гордых и чистых людей. Все три поэмы принадлежат к числу самых зрелых произведений Лермонтова, совершённых по своим художественным достоинствам. Это замечательные произведения русской поэзии. Читая их, мы испытываем восхищение и чувство благодарности к поэту, который воплотил в них свой героический дух и неукротимое стремление к свободе.

Ираклий Андроников

Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы, — поёт невеста Гаруна. Беглец недостоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки. Его удел — позорная смерть. Поэт воспевает доблесть тех, кто защищает отечество, прославляет их мужество и любовь к свободе.

В своих произведениях Лермонтов всегда стремился ставить широкие общественные проблемы. Так и в этой поэме, говоря о Гаруне, он ставит вопрос о том, каким должен быть защитник отечества. Страшись судьбы Гаруна! — таков смысл поэмы. И если враг посягнёт на твоё отечество, выполни с честью свой долг, свою священную клятву. Неукротимо мсти захватчику и, если надо будет, умри во имя победы.

Ермолов прибыл в Тифлис в 1816 году. Прежде всего он занялся постройкой укреплений на Северном Кавказе, вдоль берегов Терека и Сунжи. А через два года повёл оттуда планомерное наступление в горы Центрального Кавказа.

Лермонтов рассказывает в своей поэме о судьбе шестилетнего ребёнка-горца, который попал на Северном Кавказе в плен к русским. Ермолов взял его с собой в Тифлис, но в пути мальчик заболел. В Грузии, на последней станции Воёйно-Грузинской дороги — Мцхёте, возле самого Тифлиса, генерал отдал его на излечение монахам. Так мальчик попал в монастырь, который находится

  • Там, где, сливаяся, шумят,
  • Обнявшись, будто две сестры,
  • Струи Арагвы и Куры.

Когда Мцыри стал понимать по-русски, его окрестили и стали готовить к пострижению в монахи. Но он страстно мечтал о свободе, рвался на родину и тосковал.

Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»

В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) впервые побывал на Кавказе. Этот необыкновенный край впечатлил поэта. Величественные горные пейзажи, яркие характеры, удивительные обычаи и гордые нравы местного населения – всё это стало темой целого ряда произведений Михаила Юрьевича в конце 30-х гг. Особенно поэта заинтересовали горские легенды. Сюжет одной из них лёг в основу поэмы «Беглец».

Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

В произведении рассказывается история позора молодого черкеса Гаруна, который вместе с отцом и братьями сражался против завоевателей. В пылу битвы юноша обнаружил, что его семья и остальные соотечественники погибли. Это так поразило героя, что он выронил своё оружие и бросился бежать. С трудом воин добрался до родного посёлка, но в чьи бы двери он не постучал, везде его отвергли как труса и предателя. В конце концов, Гаруну ничего не осталось, как лишить себя жизни. С тех пор его неприкаянная душа скитается по деревням, но не находит покоя.

Схожий сюжет описан в книге бельгийца Т. де Мариньи «Путешествие в Черкесию». Автор указал, что слышал такую песню во время своей поездки по Кавказу. Михаил Юрьевич, возможно, познакомился с этой историей и с помощью своего поэтического дара отшлифовал ей, придав ей красоту и благозвучие.

В обработке Лермонтова черкесская легенда приобретает черты саги или эпического сказания. Главный герой поэмы встречает троих персонажей – друга Селима, возлюбленную и мать. Три – сакральное число для народного творчества, оно указывает на полный цикл. Возможно, встретив только одного друга, Гаруна бы ожидал иной конец. Но поэт подвергает его трём испытаниям, которые оканчиваются одинаково, тем самым подчёркивая, что беглец обречён, он не имеет права ни на дружбу, ни на любовь, ни на материнское прощение.

Отношение автора герою нейтральное. Поэт выступает как непредвзятый рассказчик. Хотя в тексте встречаются выражения, вызывающие в читателе сострадание к герою, сам Михаил Юрьевич бесстрастно наблюдает за злоключениями Гаруна:

Усталый, жаждою томимый, С лица стирая кровь и пот, Гарун… Стыда и тайной муки полный, … Ступил опять Гарун безмолвный.

В противовес описанию страданий юноши поэт приводит выражения более впечатляющие: «с кровавой битвы», «гяур лукавый», «измены кровавой». Автор показывает, что сражение за родину, в котором пали друзья и семья, во много раз важнее, чем здоровье одного. Подчёркивается, что воинская честь для горца превыше жизни. Думается, понятие чести было близко и ценно и для самого Михаила Юрьевича, потому он сделал эту тему центральной в своей поэме. Поэт искренне восхищается тем, как черкесы чтут традиции сохранения чести, и читатели могут прочувствовать это вместе с ним.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады»

— характерные образы (молитва, песнь«во славу любезной» . оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества

. несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно

из пяти строф, произведение представляет собоймонолог . раскрывающийконфликт личности и общества . свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой«темница – синее небо» . Слово«молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе«вольные птицы» — едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю«больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы»

. Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней:«душно …мне стало» .

Третья строфа представляет развернутую метафору

. где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное«каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах

(щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы ) при помощиантитезы камня и железа (щит, шлем, забрало ) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения являетсявнутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь ) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время»

. С помощьюскрытой кольцевой композиции — противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же

) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя» ).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем

. который в сочетании со сплошнойженскойрифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя.Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно ) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Бесславная гибель

Измену Родине не прощают даже родители — об этом написал свою поэму Лермонтов. Беглец (краткое содержание позволяет ознакомиться с произведением, однако лучше его прочесть в оригинале) надеялся быть принятым матерью. Он постучал в отчий дом, умоляя отворить. Мать ждет его с войны, но ждет не одного. Узнав, что ее муж и двое сыновей погибли, женщина спрашивает, отомстил ли за них Гарун. Юноша говорит, что нет, но ведь он спешил утешить мать, скрасить ее старость. Она отказывается от такого сына, ведь он опозорил весь род. Целую ночь под окном слышались мольбы, пока кинжал не прекратил позор несчастного. Убил ли сам себя Гарун или кто-то другой его наказал, не уточняет Лермонтов. «Беглец» (краткое содержание произведения мы сейчас осветили) — поэма, ставшая напоминанием о позорной гибели всех трусов и предателей родины. Труп Гаруна даже не понесли на кладбище, его кровь слизывали дворовые псы.

Больница и доктор

У А. П. Чехова есть произведения, содержащие внутреннюю мораль, а есть свободные от нее. «Беглец» относится, скорее, ко вторым. Он представляет собой только фиксирование некоторого опыта или наблюдения. Сочинение могло основываться на действительном факте, но его вполне мог выдумать Чехов. «Беглец» (краткое содержание будет представлено в статье) — произведение, написанное культурным слогом.

Мальчика привозит в больницу мама со странной раной на локте. Осмотрев руку, доктор начинает от души ругать мать последними словами за то, что она так поздно Пашку (Павла Галактионова) к нему привела. Врач говорит: «Разве можно было столько тянуть? Ребенка полгода не приводить? Теперь придется отрезать руку, а что он без руки, кому он нужен? И тебе (обращается доктор к матери) обуза на всю жизнь!» Конечно, эту сцену проникновенно описывает Чехов. «Беглец», краткое содержание которого попало в поле нашего зрения, стоит полностью прочитать рассказ ради этих мизансцен, тем более что его объем меньше 10 страниц.

До матери Пашки, видимо, смысл слов доходит не слишком, поэтому она ждет от врача дальнейших указаний. Слегка успокоившись, доктор кладет мальчика в больницу. Его провожают на второй этаж больницы, где, по-видимому, лежат тяжелобольные люди. Пашке дают новую одежду, хорошо кормят. Старик с поражением легких лежит на соседней койке в палате. Мальчику все нравится: его хорошо кормят, одевают в чистое белье. Правда, по соседству какие-то странные и страшные люди, но это его во время поглощения больничной еды заботит мало.

Странные картины для современного читателя описывает Чехов. «Беглец» (краткое содержание) не врет. Мальчик с мамой пришли, скорее всего, из деревни в больницу, где было государственное обеспечение, поэтому в этом нет ничего удивительного.

Беглец

Горская легенда

Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла; Отец и два родные брата За честь и вольность там легли, И под пятой у супостата Лежат их головы в пыли. Их кровь течет и просит мщенья, Гарун забыл свой долг и стыд; Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку — и бежит!

И скрылся день; клубясь, туманы Одели темные поляны Широкой белой пеленой; Пахнуло холодом с востока, И над пустынею пророка Встал тихо месяц золотой…

Усталый, жаждою томимый, С лица стирая кровь и пот, Гарун меж скал аул родимый При лунном свете узнает; Подкрался он, никем не зримый… Кругом молчанье и покой, С кровавой битвы невредимый Лишь он один пришел домой.

И к сакле он спешит знакомой, Там блещет свет, хозяин дома; Скрепясь душой как только мог, Гарун ступил через порог; Селима звал он прежде другом, Селим пришельца не узнал; На ложе, мучимый недугом, — Один, — он молча умирал… «Велик аллах! от злой отравы Он светлым ангелам своим Велел беречь тебя для славы!» — «Что нового?» — спросил Селим, Подняв слабеющие вежды, И взор блеснул огнем надежды!.. И он привстал, и кровь бойца Вновь разыгралась в час конца. «Два дня мы билися в теснине; Отец мой пал, и братья с ним; И скрылся я один в пустыне, Как зверь преследуем, гоним, С окровавленными ногами От острых камней и кустов, Я шел безвестными тропами По следу вепрей и волков. Черкесы гибнут — враг повсюду. Прими меня, мой старый друг; И вот пророк! твоих услуг Я до могилы не забуду!..» И умирающий в ответ: «Ступай — достоин ты презренья. Ни крова, ни благословенья Здесь у меня для труса нет!..» Стыда и тайной муки полный, Без гнева вытерпев упрек, Ступил опять Гарун безмолвный За неприветливый порог.

И, саклю новую минуя, На миг остановился он, И прежних дней летучий сон Вдруг обдал жаром поцелуя Его холодное чело. И стало сладко и светло Его душе; во мраке ночи, Казалось, пламенные очи Блеснули ласково пред ним, И он подумал: я любим, Она лишь мной живет и дышит… И хочет он взойти — и слышит, И слышит песню старины… И стал Гарун бледней луны:

Месяц плывет Тих и спокоен, А юноша воин На битву идет. Ружье заряжает джигит, А дева ему говорит: Мой милый, смелее Вверяйся ты року, Молися востоку, Будь верен пророку, Будь славе вернее. Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы, Дожди его ран не обмоют, И звери костей не зароют. Месяц плывет И тих и спокоен, А юноша воин На битву идет.

Главой поникнув, с быстротою Гарун свой продолжает путь, И крупная слеза порою С ресницы падает на грудь…

Но вот от бури наклоненный Пред ним родной белеет дом; Надеждой снова ободренный, Гарун стучится под окном. Там, верно, теплые молитвы Восходят к небу за него, Старуха мать ждет сына с битвы, Но ждет его не одного!..

«Мать, отвори! я странник бедный, Я твой Гарун! твой младший сын; Сквозь пули русские безвредно Пришел к тебе!» — «Один?» — «Один!..» — «А где отец и братья?» — «Пали! Пророк их смерть благословил, И ангелы их души взяли». — «Ты отомстил?» — «Не отомстил… Но я стрелой пустился в горы, Оставил меч в чужом краю, Чтобы твои утешить взоры И утереть слезу твою…» — «Молчи, молчи! гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой, Так удались, живи один. Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус — и мне не сын!..» Умолкло слово отверженья, И всё кругом объято сном. Проклятья, стоны и моленья Звучали долго под окном; И наконец удар кинжала Пресек несчастного позор… И мать поутру увидала… И хладно отвернула взор. И труп, от праведных изгнанный, Никто к кладбищу не отнес, И кровь с его глубокой раны Лизал, рыча, домашний пес; Ребята малые ругались Над хладным телом мертвеца, В преданьях вольности остались Позор и гибель беглеца. Душа его от глаз пророка Со страхом удалилась прочь; И тень его в горах востока Поныне бродит в темну ночь, И под окном поутру рано Он в сакли просится, стуча, Но, внемля громкий стих Корана, Бежит опять под сень тумана, Как прежде бегал от меча.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: