Чингиз айтматов: и дольше века длится день

Сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание, читательский дневник, что писать?

Добежала сестрица до избушки Бабы-Яги, а там ее братец сидит. Стала Аленушка и просьбы Бабы-Яги выполнять, но мышка, которая у Бабы-Яги жила и которую сестрица накормила, подсказала ей, что нужно бежать, иначе съест ее старуха.

Так и удалось ей с братцем добежать до дому и спастись.

Краткое содержание русской народной сказки «Гуси-лебеди» (в пересказе Афанасьева):

Старик со старухой уходя на работу наказывают старшей дочери смотреть за младшим братом. После ухода родителей дочка заигралась, загулялась и забыла про брата, и его унесли гуси-лебеди. Увидев что брат пропал, сестра пошла его искать. По пути ей встретилась печка, яблоня, молочная река и кисельные берега, у которых она спрашивала куда полетели гуси. Но так как она не пробовала пирожки, яблоки и молоко с киселем, то никто ей ничего не говорил. Только ежик в лесу указал направление. Сестра увидела избушку, бабу-ягу и своего брата, который играл золотыми яблоками. Сестра схватила брата и бежать, но гуси за ней в погоню полетели. По пути ей опять попались молочная речка, кисельные берега, яблоня, печка, у которых она просила спрятаться, но за это ей пришлось все-таки отведать молока с киселем, яблоко и пирожок. В итоге, гуси улетел ни с чем, а сестра возвратилась домой до прихода родителей.

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» события развивались следующим образом.

Родители отправились на работу, а дочке старшенькой наказали за братцем приглядывать, тот совсем малым был.

Но девочка начала играть, развеселилась и забыла про обещание. Тут и прилетели коварные гуси-лебеди, схватили братца и к бабе Яге потащили.

Спохватилась девочка, а нет уж братца, только гуси-лебеди вдали виднеются. Сообразила девочка что к чему и в погоню кинулась.

Нашла сестра братца, забрала, домой бежит. А гуси-лебеди следом летят. Тут делать нечего, пришлось и молоко пить, и яблоко есть, и даже пирожок отведать. Иначе нашли бы детей гуси-лебеди.

А так девочка благополучно домой вернулась и братца спасла.

Краткое содержание по главам: «Прощание с Матерой»

Матера — название деревни и острова, на котором она расположена. Но недолго осталось жить поселению — вскоре его должны затопить. Весна. Многие семьи разъехались, другие не стали сажать огороды и засеивать поля. Да и дома запустили: не белят, не прибираются, увозят из них вещи.

Только старики живут прежней жизнью, как будто никуда и не собираются уезжать. Вечерами они собираются вместе и подолгу беседуют. Деревня многое пережила, были хорошие и плохие времена. Однако неизменно люди рождались и умирали, жизнь не останавливалась ни на минуту. Но теперь осенью достроят плотину для электростанции, вода поднимется и затопит Матеру.

В.А.Осеева «Сыновья»

В.А.Осеева «Сыновья»

Цели:

1) познакомить с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; способствовать его полноценному восприятию; совершенствовать навык чтения; 2) формировать систему умений анализировать рассказ, формировать умение определять отношение автора к поступкам героев; 3) воспитывать заботливое отношение к матери; развивать желание помогать родителям, когда они в этом нуждаются.

Ход урока

1 Повторение изученного и подготовка к восприятию

— Вчера на уроке мы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Что вам особенно запомнилось из нашего разговора, что вы для себя уяснили? (Нужно по-доброму, уважительно относится к членам своей семьи). -Сегодня мы продолжим разговор о семье и поразмышляем над отношением детей к матери. Каждый из вас – сын или дочь. И я тоже – дочь своей мамы. А у любой мамы есть одна заветная мечта: чтобы сын или дочь были хорошими людьми. -Прочитайте вопрос на доске – Что значит быть хорошим сыном (или дочерью)? -Как бы вы ответили на этот вопрос? Спасибо за ваши слова, мысли. Сегодня мы узнаем, что об этом думает В.Осеева, каково её мнение. А поможет нам разобраться рассказ «Сыновья». 2 Первичное восприятие .Выяснение первичного восприятия.

Первый раз рассказ читает учитель, затем задаёт вопросы. -Понравился ли вам рассказ? -Догадались ли вы, что значит быть хорошим сыном (дочерью)?

3 Постановка учебной задачи.

-Прочитаем рассказ ещё раз и узнаем, кого В.Осеева считает хорошим сыном. (Текст читают дети).

4 Выборочное чтение и анализ текста.

— Чтобы ответить на наш вопрос, давайте познакомимся с героями. Вам поможет заголовок.(Сыновья) -А теперь прочитайте 1 абзац и отыщите других героев рассказа. (Две женщины, третья женщина, старичок – Учитель выписывает героев на доску).

— Посмотрите ещё раз на доску. Вас ничего не удивило, нет ли вопросов? А вот у меня возник вопрос: почему В.Осеева говорит о двух женщинах, а уже потом о третьей? Ведь можно было бы сказать три женщины или первая, вторая, третья. Попробуйте предложить и начните свой ответ со слова «наверное». (ответы детей) — Чтобы ответь на этот вопрос, поближе познакомимся с женщинами. Прочитайте 2 абзац и выделите слова женщин о своих сыновьях. (По ходу чтения на доске появляется запись):

1

. «ловок да силён, …никто с ним не сладит»2. «поёт как соловей, …ни у кого голоса такого нет»3. молчит — Посмотрите на действия этих женщин. (1 и 2 женщины говорят, а 3 молчит). — Слова каких женщин схожи? (первой и второй). — Что вы можете сказать о 1 и 2 женщинах? (Первая и вторая женщины похожи. Они хвастаются своими сыновьями, считают их особенными, самыми лучшими). — Верно, поэтому автор показывает этих героев вместе – две женщины. А третья – молчит. Почему? (мнение детей) Докажите текстом. («ничего особенного в нём нету»). — Третья женщина отличается от двух других, поэтому автор называет её отдельно – третья женщина. Давайте перечитаем разговор мА и попробуем своим чтением показать, что первые две женщины хвастаются своими сыновьями, а третья – молчит. (чтение по ролям). — Итак, мы выяснили, что женщины разные. А что их объединяет? (Они мамы. У каждой есть сын). — И мы немножко познакомились с сыновьями, увидели их глазами мам. (вернуться и перечитать записи на доске). — У нас остался ещё один герой –старичок. Что вы о нём узнали? (1 абзац). — Попробуйте определить отношение автора к этому герою. ( Старичок, а не старик. Автор говорит об этом герое ласково, по-доброму, с уважением). — В.Осеева только упомянула, назвала этого героя и всё. Почему? Как вы думаете? (Он не случайный герой, ему будет отведена своя роль. Мы встретимся с ним позже). — Давайте ещё раз вернёмся к вопросу, который мы себе задали. ( чтение вопроса, записанного на доске). — Чтобы помочь нам найти правильный ответ, автор испытывает своих героев, как они поведут себя в одной и той же ситуации. Прочитайте абзац, в котором рассказывается о действиях женщин. ( Набрали вёдра, пошли, идут, останавливаются, болят руки, ломит спину). — Что означает слово «ломит»? Попробуйте заменить его другим.(болит спина). -Я посмотрела в словаре значения слов «ломить» и «ломота». Ломить – вызывать ломату. Ломота – болезненное ощущение в костях. Почему у мам такое состояние? (Им очень тяжело). — «Вдруг навстречу три мальчика выбегают». Будем отмечать, как ведут себя сыновья, видя, что их матери несут тяжёлые вёдра.1ряд – о первом сыне2 ряд – о втором сыне3 ряд – о третьем (Учитель записывает на доске слова, прочитанные детьми, напротив слов матерей). 1 ряд- «Один через голову кувыркается, колесом ходит»

2 ряд- «Песню поёт — соловьём заливается». 3 ряд- «К матери подбежал…» — Кто из мальчиков привлёк ваше внимание и почему? — Пере

Ссылки

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Прощание с Матёрой (повесть)» в других словарях:

Жанр: повесть

1. РАСПУТИН Валентин Григорьевич (род. 1937), русский писатель, публицист, Герой Социалистического Труда (1987). Представитель деревенской прозы. В центре повестей Последний срок (1970), Живи и помни (1974), Прощание с Матёрой (1976) кризисные… … Русская история

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

— (р. 1937), русский писатель, публицист; Герой Социалистического Труда (1987). Представитель «деревенской прозы». В центре повестей «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) кризисные ситуации (похороны матери,… … Энциклопедический словарь

Братская ГЭС … Википедия

Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983
— 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин. Валентин Григорьевич Распутин … Википедия

Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия

Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия

Книги

Валентин Распутин. Избранные произведения. В 2 томах (комплект из 2 книг) , Валентин Распутин. В первый том входят повести «Деньги для Марии», «Последний срок» и рассказы разных лет. События и повестей, и рассказов происходят в Сибири совсем недалекого прошлого. Произведения В.…

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина — образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин

«Прощание с Матерой» — это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле

Главы 2-3

Повесть «Прощание с Матерой» (краткое содержание по главам в частности) рассказывает о вечерах за чаем, что проводили деревенские старухи. Собирались у самой старой — Дарьи. Несмотря на возраст, она была высокой и справной, вела хозяйство и справлялась с немалой работой. Ее сын с невесткой успели уехать и теперь изредка навещали Дарью.

Приходила сюда и Сима, поселившаяся в Матере всего лет десять назад. Прозвали ее Московишной за то, что рассказывала про то, как видела Москву. Судьба у нее была тяжелая. К тому же родилась у нее немая девочка. А к старости остался на ее попечении внук Колька. Из-за того, что у Симы нет своего дома, ее должны отправить в дом престарелых и забрать внука. Но старушка всячески пытается отсрочить этот момент.

Пожилых Настасью и Егора, подписавших переезд в город, постоянно торопят, просят быстрее съехать.

Начали разбирать кладбище: спиливать тумбочки, убирать памятники. Это вызвало у стариков праведный гнев. Богодул даже обозвал работников «чертями».

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», — это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна — увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще — простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Похороны

К утру приготовления к похоронам Казангапа закончились. Тело было плотно закручено в ткань и положено в телегу, прицепленную к трактору

Из описания обряда погребения можно заключить, что большое внимание традициям степных народов уделил Айтматов («И дольше века длится день» — очень достоверное произведение)

До кладбища путь неблизкий — тридцать километров. Едигей ехал впереди процессии и указывал путь. В голове главного героя постоянно всплывали воспоминания о прошлом, работе вместе с Казангапом. Нынешнее поколение не ценило заслуг стариков (и ради чего только здоровье растратили?), но сам Едигей ни о чем не сожалел.

Сочинение на тему Моя любимая сказка Аленький цветочек (5 класс)

В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему. Но есть сказки, которые западают нам в душу и остаются в ней навсегда. Одной из таких сказок для меня стала «Сказка об аленьком цветочке».

Это сказка про самое главное в жизни. Про любовь. В далекие времена в одной деревне жил купец. Было у него три дочери. Собрался купец ехать в заморские страны за товаром. Решил он узнать у своих дочерей, какой сувенир им привезти из командировки. Одна себе заказала наряд, другая украшения, а самая младшая попросила красный цветочек привезти.

Объездил купец все страны. Нашёл сувениры двум старшим дочкам, а младшей искал в самый последний момент по дороге домой. Набрел купец на старый замок. Увидел за оградой красную розу. Решил сорвать её для дочки. Только сорвал, и тут появилось чудище, а по совместительству и хозяин замка, и взяло вора в плен. Купец упросил чудовище отпустить его на несколько дней домой и отдать подарки. Воротился старик домой. Вручил всем подарки и рассказал о своих приключениях младшенькой любимой дочери.

Она очень любила отца, да и старенький он был. Простилась она с отцом и вернулась вместо него к чудовищу в замок. Там она научила чудовище хорошим манерам, помогла ему побороть комплексы по поводу внешности и влюбилась в него. Тогда он и открыл ей страшную тайну, что он заколдованный принц и чары его спадут только от поцелуя истиной любви (а ещё тогда когда лепестки на самой красивой розе в башне его замка осыпается).

Настолько принц был благодарен девушке, что отпустил её домой.

А в это время её отец собрал банду во главе самовлюбленного охотника (который, кстати, давно положил глаз на младшенькую дочь купца) и они отправились убивать чудовище. Долго пришлось девушке объяснять отцу, что он не монстр, а очень хороший принц. Но так как банда была уже на пути к замку, девушке пришлось срочно вернуться к чудовищу. Было уже слишком поздно. Охотник выстрелил и попал ему прямо в сердце. И тут девушка начала рыдать и поцеловала умирающее чудовище. Чары исчезли, последний лепесток упал с розы, и принц исцелился. Потом был пышный бал в честь их свадьбы. В конце они жили долго и счастливо.

2 стр., 995 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении …

… с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с … систему уроков литературного чтения по изучению русских народных сказок, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности. Эта работа … эксперимент, целью которого являлся сбор данных, анализ и интерпретация которых позволила бы подтвердить или опровергнуть выдвинутую …

По-моему мнению эта сказка учит нас самому главному в жизни. В жизни главное не внешность. Даже самый безобразный человек в мире, может оказаться добрым и чутким. Человека любят не за его внешность, а за его внутренний мир. Чем добрее человек – тем его внутренний мир прекрасен. А внешность, как известно всегда обманчива. Красивый и самовлюбленный охотник не смог этого понять. Хорошо, что это поняла главная героиня сказки. Хоть она и оказалась в плену у внешне безобразного «чудовища», её это не испугало. Она смогла увидеть в нем самое главное – душу.

Мне нравится эта сказка. Она надолго останется в моей душе. А урок, который она преподнесла мне – пригодится в дальнейшей жизни. Наверное, это один из самых главных уроков. Побольше бы в мире таких чудесных сказок как эта.

Литература 5 класс

//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vorobev-gusi-lebedi/

Борьба за правду

Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена – это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.

Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе – все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.

Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.

В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.

Манкурты

Обращается не только к настоящему, но и к прошлому в своем произведении Чингиз Ай — роман, изобилующий историческими вставками. Так читатель узнает о манкуртах. Когда-то в здешних местах хозяйничали жуаньжуаны, которые очень умело лишали памяти своих пленных. На голову им надевали шири – шапку из кожи. Изначально кожа была сыромятной. На солнце же она постепенно высыхала и сжимала голову несчастного. После этой процедуры человек лишался памяти и назывался манкуртом. Такие рабы получались послушными и безвольными.

Однажды женщина по имени Найман-Ана, чьего сына угнали в рабы, отыскала свое чадо, но его уже успели сделать манкуртом. Он пас скот, когда мать подошла к нему, умоляя ее вспомнить, но память не вернулась.

Женщину заметили, но она успела сбежать. Тогда жуаньжуаны сказали рабу, что это незнакомка прибыла, чтобы «отпарить ему голову» (не было для манкуртов страшнее угрозы). Перед тем как уйти, они оставили стрелы и лук.

Мать возвращается вновь, желая убедить сына. Но она не успела до него доехать, как получила смертельную рану стрелой в грудь. Белый платок Найман-Ана превратился в белоснежную птицу, которая должна была рассказать сыну правду.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание И дольше века длится день Айтматов

    Повествования рассказа начинается на бескрайних, безлюдных и пустынных пространствах Сары–Озеки. Главным героем является Едигей, рабочим на пути Боранла-Буранный.

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Чехов Размазня

    В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает

  • Краткое содержание Чудак из 6 б Железников

    У героя повести Бори как-то одновременно впервые происходят несколько событий. Во-первых, первый раз в жизни он должен самостоятельно выбрать подарок на день Рождения своей маме, во-вторых, он влюбляется

  • Краткое содержание Три девушки в голубом Петрушевская

    Три девушки живут в летнее время года со своими детьми на даче. Светлана и Ирина воспитывают своих собственных детей одни, потому что их троих женщин, муж присутствовал только у Татьяны.

«Прощание…» было написано Валентином Распутиным в 1976 году, это время можно по праву назвать временем упадка и разрухи советской деревни. В ту пору шла активная кампания по уничтожению «неперспективных деревень», что вызывало у писателей-деревенщиков глубокую тревогу за традиции и своеобразный национальный уклад деревенской жизни, который вот-вот мог исчезнуть под влиянием города.

Так, в основу сюжета «Прощания с Матерой » В.Г Распутин положил реальную историю о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате которого оказались затопленными несколько окрестных деревень. Жителям этих мест волей-неволей пришлось переселиться в соседние города, переезд для большинства сельских жителей оказался очень болезненным и морально тяжелым.

Но кроме проблемы вымирания деревни В. Распутин в «Прощании…» поднимает и ряд других проблем. Это «вечные» проблемы нравственного характера: взаимоотношение поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни.

В. Распутин в своей повести показывает взаимосвязь нравственности народа с его прошлым и окружающими местами, малой родиной. В понимании писателя без малой родины человек не может жить по-настоящему, ведь родная земля дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. И поэтому отрыв человека от родной земли, корней, традиций для В. Распутина равносилен утрате совести. Это осознают пожилые герои повести, в первую очередь, главная героиня — старуха Дарья.

Эта носительница многовековых традиций не в силах навсегда расстаться с обжитым местом, ведь в избе, которой она прожила всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед и бабка. В этих старых стенах прошло ее детство, радостные годы материнства и замужества, тяжелое время войны. Неслучайно образ дома в повести изображен, словно одухотворенный и живой. Другие старики также остаются верными родной Матере. В. Распутин приводит красочное сравнение стариков со старыми деревьями, которые взялись пересаживать. Весьма символична смерть, казалось бы, совершенно здорового старика Егора, которая происходит в первые недели после его отъезда из Матеры. Молодое же поколение, живя будущим, совершенно спокойно расстается с родными местами.

Так, сын Дарьи Павел понимает страдание старой матери, однако он не находит времени, чтобы помочь облегчить их (выполнив просьбу Дарьи о перевозе могил ее родни). А внук Дарьи Андрей оказывается и вовсе безразличным к горю пожилого поколения по родным местам, он уезжает на строительство платины, в результате которого и будет погублена Матера. Так происходит распад семьи, за которым, по мнению автора «Прощания…» логически последует крушение народа и всей страны. И оттого Матеру можно считать не только названием одной деревни, но и символическим наименованием страны и образа матери-земли, в целом.

В. Распутин хочет показать, что в корне неверно достигать новых целей (пусть и таких значимых, как развитие промышленности) ценой предательства своего прошлого, мотивируя это словами Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни».
Таким образом, повесть можно назвать криком души о заглублении деревень и людей, которых насильно выселили с родных мест. «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели. Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Оставить 6 человек (а).

Айтматов «И дольше века длится день» — краткое изложение

Айтматов

— все произведения Страница: Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток:

А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъезде Боранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщить о смерти Казангапа.

Тридцать лет назад, в конце сорок четвертого, демобилизовали Едигея после контузии. Врач сказал: через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог. И тогда они с женой решили податься на железную дорогу: может, найдется для фронтовика место охранника или сторожа. Случайно познакомились с Казангапом, разговорились, и он пригласил молодых на Буранный. Конечно, место тяжелое — безлюдье да безводье, кругом пески. Но все лучше, чем мытариться без пристанища.

Когда Едигей увидел разъезд, сердце его упало: на пустынной плоскости стояло несколько домиков, а дальше со всех сторон — степь: Не знал тогда, что на месте этом проведет всю остальную жизнь. Из них тридцать лет — рядом с Казангапом. Казангап много помогал им на первых порах, дал верблюдицу на подои, подарил верблюжонка от нее, которого назвали Каранаром. Дети их росли вместе. Стали как родные.

И хоронить Казангапа придется им. Едигей шел домой после смены, думал о предстоящих похоронах и вдруг почувствовал, что земля под его ногами содрогнулась И он увидел, как далеко в степи, там, где располагался Сарозекский космодром, огненным смерчем поднялась ракета. То был экстренный вылет в связи с чрезвычайным происшествием на совместной советско-американской космической станции . не реагировал на сигналы объединенного центра управления — Обценупра — уже свыше двенадцати часов. И тогда срочно стартовали корабли с Сары-Озека и из Невады, посланные на выяснение ситуации.

:Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далеком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжелую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.

Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращенного в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца: .

Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.

Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала:

Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем:

Рано утром все было готово. Наглухо запеленутое в плотную кошму тело Казангапа уложили в прицепную тракторную тележку. Страница:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: