Краткое содержание л.н. толстой «детство»

Краткое содержание первой части саги

Книга «Гарри Поттер и Философский камень» повествует нам о первом учебном годе Гарри в Хогвартсе. Мальчик находит настоящих друзей Рона и Гермиону, с которыми ему предстоит пройти немало испытаний. А первые начинаются уже сейчас. Постоянные пакости со стороны Малфея приносят ребятам немало неприятностей – выговоры от преподавателей, потерю очков для факультета. Но главная интрига романа – философский камень. Друзья подозревают одного из профессоров, но верны ли их догадки? Действительно ли за мрачным образом прячется темная душа или, может, загадка кроется в другом? Узнайте об этом в процессе захватывающего чтения. А мы не будем полностью раскрывать содержание книги «Гарри Поттер и Философский камень», приоткрыв лишь небольшие секреты:

My Favourite Book — Сочинение про любимую книгу на английском

  • Именно в этой части Гарри проявит первые успехи в игре в квиддич;
  • Немного приоткроется занавес о прошлом родителей мальчика, их связи с профессором Снеггом;
  • А еще Вас ждет много волнующих, трогательных моментов, которые вселяют веру в победу добра.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни — детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную — трогательную и грациозную — очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Тетка Наталья

Яков , со светлыми, кудрявыми волосами. Хорошо играл на гитаре. «Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь, круглое, беззаботное лицо его становилось сонным, живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги».

Яков забил свою жену до смерти.

Михаил – сухой, как и его отец с черными, гладкими волосами. Даже после раздела Михаил приходил к родителям, устраивал скандалы.

Яков и Михаил, были жадные. В ожидании раздела, часто грызлись между собой, требовали от отца, чтобы тот разделил приданое Варвары. Оба били своих жен, и оба виноваты в гибели Цыганка. После выдела Яков успокоился, Михаил же приходил к деду, устраивал скандалы и погромы.

Саша – сын Якова, серьезный мальчик, готовый всем услужить, но дед считал его подхалимом. Яковов Саша был маленьким провокатором в семье. Он учил маленьких делать гадости, а сам оставался в стороне.

Саша – сын Михаила, «мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать». Он был одиноким, всегда держался в стороне от людей, любил сидеть у окна.

Глава 13. Наталья Савишна

В семье матушки работала горничная Наташа. После рождения Натальи Николаевны, она стала ее няней. Девушка влюбилась в дворецкого Фоку, который в ту пору служил официантом, и захотела выйти за него замуж. Однако хозяева увидели в этом неблагодарность, и прогнали молодую няньку из дома. Впрочем, очень быстро они поняли, что без Наташки им не обойтись, и вернули ее. Так Наташа стала горничной, надела чепец и стала Натальей Савишной.

Когда к Наталья Николаевна подросла  и к ней приставили гувернантку, Наталье Савишне доверили ключи от кладовой, и она заняла почетную должность домоуправительницы. После замужества Наталья Николаевна дала Наталье Савишне вольную, однако та отказалась ее принимать. Женщина осталась в семье своей воспитанницы, к которой была привязана всем сердцем, и теперь уже ухаживала за ее детьми.

В момент повествования Наталья Савишна появилась в комнате, когда Николенька запачкал скатерть, разлив на стол графин с квасом. Она отчитала мальчика, за что тот на нее обиделся. Николенька принялся было размышлять, как отомстить Наталье, но когда она принесла ему леденцы, быстро сменил гнев на милость.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Карл Иванович, Наталья Савишна

Она гордится тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Тема детства в повести П Санаева Похороните меня за плинтусом

… вырасту, буду принадлежать к числу господ и что тогда меня будут слушаться…» . Преимущественный интерес Аксаков … миру своего героя

С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных. …

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

… публицист Иван Федорович Гончаров в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. О на, бесспорно, является … материалы декабря для 6 класса: obrazovaka.ru Мама в жизни человека сочинение???? Начнем с очевидного. Слово “мама” – …

Сочинение мир детства в повести

… на конкурсе «Педагог года-2017» «Все мы родом из детства. Ведь все взрослые сначала были детьми, ТОЛЬКО МАЛО ТЕХ, КТО ОБ ЭТОМ ПОМНИТ» Антуан. Тема «Моя педагогическая философия» В мире …

Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести …

… и что Алеше нужно идти «в люди». Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь …

Один день из моей жизни

… моей семьей. И экстрим я тоже люблю. Вариант 2 В моей жизни было много прекрасных и запоминающихся дней, но был один, … не последовала. Ситуация осложнялась тем, что дом был многоквартирный. … Я в первую очередь отправился на «Катапульту». Сел в кабинку, …

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году.

Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.

Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию. Для знакомства с героями повести и основными событиями стоит прочитать краткое содержание «Детства» Толстого по главам.

Вариант 2

Наталья Савишна в произведении Льва Николаевича Толстого «Детство» является одним из второстепенных, но не менее значимых персонажей. Это пожилая дама, которая уже много лет служит в доме Иртеньевых. Она держит под контролем все хозяйство в доме, следит за другими служащими и помогает воспитывать Коленьку.

Наталья Савишна является крепостной крестьянкой, которой не меньше 75 лет. Когда-то она была молодой и пышногрудой девушкой, сегодня она худая старушка в чепце и седыми волосами. Она добра, несмотря на свой возраст очень умна, бескорыстна. Наталья Савишна очень любит Николеньку и его семью, и готова ради них на все. Она любит трудиться, не боится даже самой сложной работы. Ее руки всегда чем-то заняты, вязанием, подсчетом белья в сундуках.

Наталья Савишна гордится своей работой и тем, что за годы службы ни разу не украла ничего у своих хозяев. Она настолько искренна с другими людьми, что большинство из них приходят к ней рассказать о своих бедах и несчастьях. Наталья всегда пожалеет и посочувствует. Несмотря на то, что внешне можно подумать, будто женщина груба, в душе она очень любящий и сердечный человек.

Еще молодой девушкой, Наталья Савишна попала на службу к Игнатьевым. Сначала она была горничной, затем стала присматривать за матерью Николеньки. С тех пор она очень сильно полюбила женщину, а затем и ее сына, которого начала воспитывать с самого рождения. Даже когда мать мальчика вышла замуж, верная служанка пошла вместе с ней.

Постепенно, ее поставили следить за хозяйством, она стала экономкой. Все свои обязанности она выполняла с любовью и особым усердием. Наталья Савишна следит за тем, чтобы у хозяев всегда была чистая и свежая, ухоженная одежда. В итоге, за свою честную службу Игнатьевы дают ей вольную. Но женщина настолько верна и любит эту семью, что не уходит от них и остается в доме до конца своих дней. Она искренне и с трепетом относится к Николеньке. Именно Наталья Савишна сделает из мальчика настоящего и достойного человека.

Из друзей у Натальи Савишной есть любимая собачка. Она любила брать ее в свою кровать. Собака постоянно лизала руки своей хозяйке и тихо поскуливала. После того, как умерла ее мать Николеньки, любимица Натальи Савишны, пожилая женщина начинает серьезно хворать.

Когда она понимает, что скоро умрет, она пишет письмо своему родному брату, с которым, по непонятным причинам не общалась и оставляет небольшое наследство.

История создания

Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.

Проблематика:

  • нравственная (совесть, справедливость, добро);
  • семейная (родство по духу и по крови).

Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия, драма.

Жанровые особенности: «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет нам говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь.

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки – человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

История создания


Лев Толстой в юности Повесть «Детство» — часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».

Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть. Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги — на случай, если рукопись решат вернуть. Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир. Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «…не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас..

существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами…» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка. Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира

Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я». Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Глава 5: Юродивый

Это был седой человек высокого роста, с кривым глазом, которому на вид было лет пятьдесят. Речь его была бессмысленна и несвязна. Это был юродивый Гриша. Он странствовал с пятнадцатого года и всегда ходил босиком. Гриша был верующим человеком, который часто посещал монастыри. Некоторые люди принимали его бормотания за предсказания.

Когда наконец-то на пороге показался Фока, юродивый Гриша вместе с детьми отправился вниз, где все были уже в сборе. По правилам, мальчики сначала должны были поздороваться с Мими (гувернанткой Марьей Ивановной), а потом уже разговаривать с девочками. Николеньке не нравилось, что она постоянно докучала всем своими глупыми указаниями. Дочь Марьи Ивановны и подруга Любы — Катя, попросила мальчика уговорить родителей взять девочек на охоту.

Во время обеда всё внимание было приковано к Грише и его образу жизни. Отец Николеньки скептически относится к юродивому и его странствиям

Maman же мягко сгладила спор. Когда обед подходил к концу, Володя решился попросить, чтобы девочки тоже поехали на охоту. Дети получили положительный ответ, и maman решает присоединиться к ним.

Глава 13: Наталья Савишна

В селе Хабаровка жила весёлая женщина, которую все называли просто — Наташка. Она была толстой, с красными щеками и ходила всегда в затрепанном сарафане. Дед Николеньки взял её к себе в число женской прислуги для бабушки.

Когда родилась maman, то усердная Наташка стала её няней. Она с отличием заботилась и ухаживала за ней. Но влюбилась в официанта Фоку. Тогда она пошла к дедушке мальчика и попросила разрешения на брак, но её выгнали со двора, посчитав этот поступок неблагодарностью.

Через полгода женщину вернули в дом, так как никто не мог её заменить. Её теперь называли Натальей Савишной, и двадцать лет с трепетом и любовью она воспитывала барышню. Позже она стала главной в доме и за всем следила. Maman хотела отблагодарить женщину и дать ей вольную. Но в слезах Наталья Савишна разорвала эту бумагу и осталась в семье Иртеньевых.

Позже она стала ухаживать за детьми Натальи Николаевны, посвящая им всё своё время. Николенька понял лишь со временем, как не ценил он её труд и любовь. Один раз, он на неё рассердился из-за того, что она отругала его за разбитый кувшин с квасом. Николенька настолько сильно обиделся, что даже заплакал. Злость переполняла ребёнка, и он стал думать о том, как ей отомстить. Но не успел он опомниться, как Наталья Савишна вернулась, вручила две конфеты и извинилась. Николенька вновь зарыдал, но теперь уже от стыда и любви.

Сочинение История Натальи Савишны

Наталья Савишна – второстепенный персонаж автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Она сыграла большую роль во взрослении Николеньки Иртеньева и становлении его, как личности.

Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава в произведении «Детство» Л. Н. Толстого. Перед читателем четко вырисовывается образ доброй, кроткой, трудолюбивой старушки с чистой душой и открытым сердцем.

Давно дед Николая Иртеньева взял Наталью, когда она была еще девчонкой, к себе в прислуги. Она хорошо подходила на эту работу, трудилась усердно. Позже Наталья стала няней. В этой должности Наталья Савишна трудилась много лет, полюбив молодую госпожу всем сердцем и привязавшись к ней.

Однажды Наталья влюбилась в официанта Фоку, она пришла к хозяину и попросила благословения выйти замуж за возлюбленного. Дед Николеньки, посчитав Наталью неблагодарной, сослал ее на скотный двор. Однако, поняв, что такую няню никто заменить не может, через несколько месяцев ее вернули обратно.

После Наталья стала ответственной за кладовую, одежду и провизию. Хозяева, посчитав Наталью Савишну честной, надежной и верной работницей, доверили ей следить за своим имуществом. Полученные обязанности она выполняла так же усердно и с большой любовью.

После того, как Наталья Николаевна вышла замуж, она, желая отблагодарить Наталью Савишну за ее большой труд и привязанность, вручила ей вольную и назначила ежегодную пенсию. Няня огорчилась, подумав, что ее хотят выгнать из дома.

После смерти Натальи Николаевны у героини развилась старческая болезнь, и она не могла встать с постели. После долгих страданий от этой болезни Наталья умерла.

Наталья Савишна представлена в произведении доброй, самоотверженной, бескорыстной, верной женщиной, которая никогда не думает о себе, а посвящает себя целиком и полностью семье Николеньки. Она усердно трудилась многие годы на благо своих хозяев, даже не вышла замуж и не нашла друзей, все ее думы были направлены на то, чтобы сделать комфортнее жизнь окружающих. Ее теплая, бескорыстная любовь к людям учила их быть человечнее и добрее. Именно Наталья Савишна сыграла решающую роль во взрослении Николеньки и становлении его как личности.

Глава 27: Горе

На следующий день после кончины maman, Николенька решил пробраться в зал, где стоял гроб, чтобы ещё раз посмотреть на неё. Рассматривая её лицо, он вздрогнул от ужаса. Глаза её впали, кожа была бледна и имела желтоватый оттенок. Но спустя время, он разглядел всё те же милые черты. Его воображение начало рисовать счастливые сцены с живой maman, и он совершенно забылся. Именно эта минута была настоящим горем. Все его последующие слёзы были уже не тем. Он чувствовал, что обманывает сам себя и пытается показать окружающим своё огорчение и боль.

На следующий день прошла панихида. Во время службы мальчик постоянно плакал, но не из-за смерти матушки. Слезы текли непроизвольно, а он думал совершенно о другом. То волновался, что запачкает панталон, то под мышками натирал новый полуфрачёк.

Николенька не верил и слезам других. Он считал, что они не понимают истинного горя и не имеют права плакать о maman. Когда панихида кончилась, все начали подходить и прикладывались к гробу. Одной из последних была крестьянка с маленьким ребенком на руках. Николеньку вернул к действительности страшный крик, который издала эта пятилетняя девочка. Он был испуган тем, что лицо maman может вызывать у людей страх и ужас.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

Глава 16. Стихи

С момента переезда в Москву прошел уже месяц. Николенька с Володей остановились жить у бабушки, у которой вскоре должны были быть именины. Володя нарисовал ей турка, а Николенька решил посвятить бабушке стихи. В порыве чувств он написал несколько строчек, но затем дело застопорилось. Мальчик решил взять за образец стихотворение Карла Ивановича, и долго переписывал его, стараясь вывести буквы как можно более красиво и аккуратно. В самом конце работы он понял, что стих следовало бы переделать, но было уже слишком поздно.

К бабушке братья вышли в сопровождении Карла Ивановича. Вся троица была одета во фраки и имела весьма торжественный вид. Бабушка благосклонно приняла презент из рук Карла Ивановича, а также нарисованного Володей турка. Когда дошел черед до Николеньки, он робко протянул ей написанные стихи. Бабушка принялась читать вслух, но затем попросила Петра Александровича прочесть их самому, так как плохо видела. Николеньке было очень неловко, но бабушка успокоила его, сказав, что его подарок просто прелестен. Слуги доложили о приходе княгини Варвары Ильиничны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: