Чингиз Айтматова «Плаха»: анализ произведения и содержание
Необычный и трогательный сюжет произведения известного писателя затрагивает важные экологические проблемы, которые тесно связаны с движением души человеческой. Описанием волчьей семьи начинается роман Чингиза Айтматова «Плаха», анализ которого приводится в этой статье. Но животные в заповеднике Моюнкумы гибнут, и в этом есть вина человека, так как он ведет себя как зверь, как хищник.
Уничтожая все живое в саванне, люди становятся преступниками. Но исчезают не только животные, а после их исчезновения меняется и среда обитания. Поэтому схватка волчицы и человека должна состояться. Но животные оказываются намного человечнее, так как они поступают благороднее, самоотверженнее. Волки любят своих детей. Акбара всегда поступала по отношению к человеку благородно.
Если она встречала в саванне человека, то всегда проходила мимо, не трогая его. Ведь он был беспомощен. А после того, когда ее загнали и озлобили, Акбара готова была нарушить этот нравственный закон и вступить в схватку с человеком, чтобы выжить. Пока существуют браконьеры, расплачиваться за их преступления придется всему человечеству и каждому отдельному человеку. Каждый несет нравственную ответственность за действия таких бандитов.
В романе Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого мы сейчас рассматриваем, поднимается и проблема наркомании, которая была актуальна и в двадцатом веке, и в наше время. В саванну, где растет дикорастущая конопля, спешат гонцы, которым не нужны деньги, они живут миром иллюзий. Главный герой старается бороться, но он не может одержать победу, так как общество уже поражено этим злом. Но несмотря на то, что Авдий терпит поражение, его поступки все-таки достойны уважения.
И когда Авдия распяли на саксауле, который стал его плахой, то он на этом травянистом дереве напомнил легенду о Христе. Краткое содержание романа «Плаха» Ч. Айтматова показывает, что Авдий — все-таки положительный герой, так как он обладает большой нравственной силой. Так, он никогда не бросит то дело, за которое взялся, он готов к самопожертвованию. Современное общество, по мнению автора, нуждается в таких молодых людях.
Герои первой части
В романе Чингиза Айтматова «Плаха» главные герои — не только люди, но и волки. В первой главе автор задействовал восемь персонажей. Многие из них проходят через все части произведения. Основными действующими персонажами, которых можно встретить во всех частях романа Чингиза Айтматова «Плаха» (содержание которого оставляет глубокий след в душе), является пара волков: Ташчайнар и Акбара.
В первой части произведения читатели знакомятся с еще одним главным героем – Авдием Каллистратовым. Он действует в двух частях романа Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно прочитать в этой статье. Он пытается понять, кто такой Бог и какова его миссия на Земле, путешествует по саванне. За это он и был исключен из семинарии.
Помогает Авдию и другой герой, которого можно встретить в первой и второй части романа Чингиза Айтматова «Плаха». Петруха – сообщник главного героя и участник сбора наркотиков. Поэтому ему и его другу приходится столкнуться с Ленькой, который помогает перевозить эти наркотические средства. Он еще молод, но жизнь уже сломала его.
Описывает автор подробно и главного бандита, который перевозил эти наркотики. В романе Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно найти в этой статье, Гришан предстает перед читателем настоящим бандитом, который уже забыл о любых человеческих качествах и чувствах. Главная его цель и забота в жизни – это деньги и наркотики. Он любит только эти две вещи, да еще себя и свою жизнь. Ничего святого в этом человеке уже не осталось. По мнению самого автора, это образ антихриста.
Литература
Творческая биография писателя началась 6 апреля 1952 года с опубликованного в газете «Комсомолец Киргизии» рассказа «Газетчик Дзюйдо». Первый художественный текст Айтматов написал на русском языке – одном из двух родных. После окончания института в 1953 году Чингиз Айтматов, старший зоотехник Киргизского НИИ животноводства, продолжил писать рассказы на русском и киргизском языках, публикуя тексты в местных изданиях.
Писатель Чингиз Айтматов
В 1956 году решил повысить квалификацию писателя и отправился в Москву, где поступил на Высшие литературные курсы. Параллельно с учебой много писал. Уже в июне 1957 года журнал «Ала-Тоо» напечатал первую повесть молодого писателя «Лицом к лицу». В том же году вышла в свет «Джамиля» — интересно, что повесть, сделавшая писателя знаменитым, была издана сначала в переводе на французский язык.
Литературные курсы писатель закончил в 1958 году. К моменту получения диплома опубликованы на русском языке две повести и рассказы. Первый роман Айтматова выйдет лишь в 1980 году. В романе «И дольше века длится день» сплетаются реалистичные события жизни Буранного Едигея с фантастической линией контакта человечества с инопланетной цивилизацией. Складывается впечатление, что достичь понимания с инопланетянами людям проще, чем договориться между собой.
Книги Чингиза Айтматова
Вторично к жанру научной фантастики писатель вернулся в середине девяностых, написав «Тавро Кассандры» — повесть о создании искусственных людей. Остальные произведения написаны в жанре реализма. В Советском Союзе реализм был социалистическим, но для соцреализма Айтматов чересчур пессимистичен. Его герои живут и страдают по-настоящему, не превращаясь в бодрых строителей коммунизма.
Умирает главный герой «Белого парохода» — мальчик, верящий в сказки, когда убивают его Олениху. Вообще народные сказки и легенды – важная часть сюжетов Айтматова. Мифологические образы иногда оказываются ярче главных героев. Из легенды о суровых захватчиках, превращавших пленников в рабов, лишенных самостоятельности и памяти, перекочевало в русский язык слово и понятие «манкурт» — человек, забывший свои корни.
Чингиз Айтматов
Второй роман Айтматова, «Плаха», выходит в 1986 году. В этот период в СССР Михаилом Горбачевым начата Перестройка, и стало возможно писать о проблемах страны. Но даже на фоне разрешенной гласности «Плаха» производит поразительный эффект — роман поднимает сразу несколько острых вопросов, рассказывает о наркомании и коррупции, о вере и служителях церкви.
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер, Киргизской АССР. Отец — Торекул Айтматов (1903—1938), государственный деятель, расстрелян в 1938 году. Мать — Нагима Хамзиевна Абдувалиева (1904—1971), политработник. В 1953 году окончил Киргизский сельскохозяйственный институт. Был дважды женат, имел четырёх детей — трёх мальчиков и девочку. В 1978 году получил звание Героя Социалистического Труда. В 1997 году — звание Героя Киргизской Республики. С 1990 по 2006 годы — посол СССР, России и Киргизии в странах Бенилюкса. Умер 10 июня 2008 года в Нюрнберге, Германия, в возрасте 79 лет. Похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека. Основные произведения: «Белый пароход», «Плаха», «Прощай, Гульсары!», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Материнское поле», «Ранние журавли» и другие.
Сын репрессированного коммуниста
Он родился в 1928 году в Киргизии, в глухой сельской местности. Родители Айтматова принадлежали к первому поколению коммунистов, которое подверглось репрессиям в конце тридцатых годов. Ареста не избежал и отец писателя. Позже в своем первом романе отразит эти события Чингиз Айтматов.
Биография этого человека удивительна. Спустя десятилетия даже Айтматову не верилось, что, будучи четырнадцатилетним подростком, он мог выполнять обязанности секретаря аилсовета и решать вопросы, которые касались различных сторон сельской жизни. К началу войны будущий писатель успел окончить всего семь классов. Но все мужчины ушли на фронт. В деревнях остались женщины и дети, которым пришлось слишком рано повзрослеть.
Смерть
В последние годы жизни Айтматов страдал от сахарного диабета. Но не переставал вести активную жизнь. Уже на 80-м году жизни отправился в Казань, где снимали документальный фильм под названием «И дольше века длится день», посвященный его юбилею. Это был 2008 год.
Во время съемок писатель простыл. Начавшаяся простуда переросла в острую пневмонию. Слабое здоровье дало о себе знать — у него отказали почки.
Айтматова срочно вывезли в Германию, но спасти пациента не смогли даже лучшие немецкие врачи. 10 июня он скончался в госпитале Нюрнберга. На прощание с писателем собралось огромное количество людей.
Героя нашей статьи похоронили в Бишкеке. Могила находится на кладбище, известном под названием «Упокой отцов». Известно, что это место сам Айтматов выбрал для своего погребения еще в 1990-х годах, когда разыскивал могилу расстрелянного отца.
Ему удалось отыскать братскую могилу, в которой было похоронено 138 жертв сталинских репрессий. Отца писателя с почестями перезахоронили. Рядом с ним захотел покоиться и его сын. Желание классика было исполнено.
Писательская карьера
К 1956-му году Чингиз понял, что хочет посвятить себя литературе и отправился учиться на столичные Высшие литературные курсы, а уже через год его повесть «Джамиля» переведена на французский. Работал корреспондентом «Правды» и некоторых журналов. В 1965 году снят первый фильм по книге Ай. «Белый пароход», повесть 70-го года, становится одним из самых знаменитых во всем мире произведений.
Сплетение глубокой человеческой драмы, философии, мифологии и яркого киргизского колорита в произведениях Чингиза Айтматова стало новшеством в литературе и покорило сердца многих читателей всей планеты. Он говорил о развитии цивилизации, в котором главным мерилом должны стать не деньги, а простая искренняя человечность и осознание хрупкости и красоты окружающего мира.
Первую свою высокую награду Чингиз получил в 1963 году (Ленинскую премию), и дальше не проходило и года без какого-то нового звания, медали, приза и почетных наград, каждая новая книга переводилась на множество языков, писатель становится известным во всей Европе, в США и на Востоке.
С девяностого года Айтматов стал послом России сначала в Люксембурге, а затем во всех государствах Бенилюкса, а также представителем РФ в ЮНЕСКО и НАТО. Создал международный благотворительный фонд, которым руководил до конца жизни. Биографию и литературу Айтматова изучают во многих европейских школах. Но он остается простым человеком, больше всего ценящим жизнь, природу и простых людей.
Биография Айтматова
Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в киргизском селе Шекер.
Его отец, Торекул Айтматов, состоял в партии КПСС и был влиятельным политиком в Киргизской ССР. Мать, Нагима Абдувалиева, являлась военным политработников и общественным деятелем.
Супруги были ярыми сторонниками коммунизма и делали все возможное, чтобы пропагандировать идеи Ленина и Сталина.
Кроме Чингиза у Айтматовых родился мальчик Ильгиз, девочка Роза и двойняшки Люция и Рева, последний из которых умер еще в младенчестве.
Детство и юность
В 1933 г. Айтматовы переехали в Москву, так как отец семейства пошел на повышение. Однако когда наступил 1937 г., супруги столкнулись с серьезными испытаниями.
По обвинению в антисоветской деятельности Айтматов-старший был этапирован обратно в Киргизию.
Чингиз Айтматов в молодости
Спустя год его объявят врагом народа и расстреляют. В связи с этим его супруге, как жене «врага народа», придется столкнуться с разного рода трудностями и ущемлениями в правах.
Когда Чингизу Айтматову исполнилось 14 лет, началась Вторая мировая война. Поскольку юноша был достаточно образованным, его назначили на должность секретаря сельсовета.
После окончания войны, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с красным дипломом.
В 1948 г. Айтматов успешно сдал экзамены в Киргизский сельскохозяйственный институт, где проучился 5 лет.
В этот период биографии он начал писать в местной газете свои первые рассказы. Интересен факт, что он одинаково хорошо писал произведения, как на русском, так и на киргизском языках.
Биография
ФИО:
Чингиз Айтматов
Жанр:
Классика, Классическая проза, Советская литература
Страна: Кыргызстан
Родился: 12 декабря 1928 г.
Умер: 10 июня 2008 г.
Чингиз Тоpекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Кара-Бууринского (Киpовского) района Таласской области Киргизстана.
Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зооветеринарный техникум. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1953 г. окончил Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, в 1958 г. — Высшие литературные курсы при Литинституте в Москве. Его повести и рассказы, переведенные на русский язык, печатаются в журналах «Октябрь» и «Новый мир». Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.
В 1963 г. был издан первый сборник Айтматова «Повести гор и степей», за который он получил Ленинскую премию. В него вошли повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель» и «Материнское поле».
До 1965 года Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, «Прощай, Гульсары!».
В 1973 году подписал открытое письмо против Сахарова и Солженицына.
Первый роман Айтматова «И дольше века длится день» был опубликован в 1980 году.
В 1988-1990 гг. Чингиз Айтматов — главный редактор журнала «Иностранная литература».
В 1990-1994 гг. работал послом СССР и затем России в Люксембурге. До марта 2008 г. был послом Кыргызстана в странах Бенилюкса – Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Герой Социалистического Труда СССР (1978) и Народный писатель Киргизской ССР, Герой Кыргызской Республики (1997).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Манаса 1-й степени, «Дустлик» (Узбекистан), высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, детским орденом Улыбки Польши, медалью Н. Крупской, Почетной медалью Токийского института восточной философии «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле».
За литературную и общественную деятельность удостоен: Ленинской премии (1963, сборник «Повести гор и степей»), Государственной премии СССР (1968, 1977, 1983, за литературную деятельность), Государственной премии Киргизской ССР (1976, за литературную деятельность), премии «Лотос», Международной премии им. Дж.Неру, премии журнала «Огонек», Международной премии Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, премии Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварской премии им. Ф.Рюккарта, Премии им. А.Меня, премии «Руханият», почетной премии культуры им. В.Гюго.
Академик НАН Кыргызской Республики, академик Академии российской словесности, действительный член Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств.
Инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум», попечитель фонда «Вечная память солдатам», президент Ассамблеи народов Центральной Азии. Учреждена Золотая медаль и создан Международный Фонд им. Ч.Айтматова. В 1993 году в г. Бишкек организована Международная общественная Айтматовская Академия. В городе Эль-Азык (Турция) парк был назван именем Ч.Айтматова.
В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).
Произведения Чингиза Айтматова переведены более чем на 100 языков мира, многие из произведений были экранизированы, по их мотивам поставлены драматические спектакли и балеты.
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
Смерть
В последние годы жизни Айтматов страдал от сахарного диабета. Но не переставал вести активную жизнь. Уже на 80-м году жизни отправился в Казань, где снимали документальный фильм под названием «И дольше века длится день», посвященный его юбилею. Это был 2008 год.
Во время съемок писатель простыл. Начавшаяся простуда переросла в острую пневмонию. Слабое здоровье дало о себе знать — у него отказали почки.
Айтматова срочно вывезли в Германию, но спасти пациента не смогли даже лучшие немецкие врачи. 10 июня он скончался в госпитале Нюрнберга. На прощание с писателем собралось огромное количество людей.
Героя нашей статьи похоронили в Бишкеке. Могила находится на кладбище, известном под названием «Упокой отцов». Известно, что это место сам Айтматов выбрал для своего погребения еще в 1990-х годах, когда разыскивал могилу расстрелянного отца.
Ему удалось отыскать братскую могилу, в которой было похоронено 138 жертв сталинских репрессий. Отца писателя с почестями перезахоронили. Рядом с ним захотел покоиться и его сын. Желание классика было исполнено.
О земле, машинах и лошадях
— Вы часто и сейчас бываете в Шекере? Изменился аил за эти годы?
— Изменился, конечно. Нет плугов, коней, упряжи. Нет индивидуального общения человека с землей. Все через машины. Это подавляет. Помню, в детстве для меня было таинственной загадкой, как из арбузного семечка пополз по земле стебель с маленькими крохотными усиками, и потом как появилась завязь, а затем большой продолговатый плод. Это было мое занятие, мой росток, я его чувствовал, знал. А сейчас масштабы иные. Засевают сразу десять гектар, работают машины, техника. Скорость и темпы другие.
А у крестьянина что? Была пара коней, что с них возьмешь? И в то же время он понимал их, они были ему близки. Джаныбар — по-киргизски конь, а в переводе «имеющий душу». Так что с одной стороны — выигрыш, с другой — проигрыш. Есть приобретения, есть утраты. С одной стороны: электричество, телефон, автобус и так далее. И вместе с этим люди утратили свое исконное. Своя философия, своя история, легенды — это все уходит под наплывом массовой информации. Потом другое отношение возникает, связь с современной жизнью: купля, продажа, дисциплина. Люди зависят от магазина. С другой стороны — они приобрели знания: что происходит в мире, стране… в этом случае выигрыш. Вот и судите.
Я, как житель и села, и города вижу еще одну отличительную черту. В деревнях очень спокойное отношение к животным. Вот, к примеру, собака. В деревне она живет нормальной жизнью. Каждый хозяин относится по-своему, конечно. Но это не предмет забот, проблем. Нигде в деревне не будут люди говорить о своей собаке. А для городских жителей характерно пристрастное отношение к этому животному, хотя собака не квартирный житель. Когда она попадает в квартиру, это не нормально. Но городская жизнь сужает и контакты. Она больше сдерживает в проявлении чувств.
— А ваш Ильяс, герой повести «Тополек мой в красной косынке» относится и к своей машине, как к живому существу?
— Да, он бы, наверное, хорошо относился к лошади, быку. Но лошади у него нет. А у такого человека будет душа болеть и при виде бесхозяйственного отношения к машине.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
Едигей Буранный — главный герой романа. Всю свою жизнь он работает на заброшенном железнодорожном полустанке. Будучи персонажем, полностью связывающим свою жизнь с окружающей действительностью, он видит своей судьбой, своим предназначением всеобщее благо. Поэтому полностью готов взять на себя ответственность не только за свои действия, но и за все происходящее вокруг. Всеми своими действиями и желаниями стремится сохранить в мире гармонию и добиться того, чтобы никому в мире не было плохо.
Другие персонажи:
- Казангап — друг Едигея. Главный мудрец всего села, из-за чего его знали не только местные жители, но и близлежащих деревень.
- Каранар — верблюд Едигея, которого он воспитал и который сопровождает его на протяжении всего пути. Вместе с Едигеем объединяют в себе свое природно-родовое миропонимание, столько тесно переплетающееся с мифологией средней Азии.
О литературном мальчике и «выхлопном клапане»
— Но вы своего мальчика из «Белого парохода» сталкиваете с жестокостью неподготовленным?
— Да, но это же «литературный мальчик», он воздействует на живых людей
А детей надо готовить к этому очень осторожно и постепенно. Но не огораживать вообще
— Есть теории объясняющие существование театра ужасов и триллеров необходимостью «выхлопного клапана», которым являются эти зрелища, служащие для выхода якобы изначально присутствующей в человеке агрессивности. То есть чисто компенсаторными функциями. А как вы относитесь к такому способу борьбы с жестокостью?
— Я думаю, что это не выход. Выхлопные клапаны… Когда человека злонамеренно побуждают к жестокости и когда человек не подготовлен этому противостоять, все это скорее обретает обратные результаты — стимулирует и изощряет жестокость. И мы знаем немало примеров, когда зритель, насмотревшись таких фильмов, повторяет действия героев.
Надо думать очень серьезно и всеохватно о культуре общества.
«Джамиля»
После сельскохозяйственного института он проработал в течение трех лет в качестве главного зоотехника в научно-исследовательском институте животноводства. А затем были высшие литературные курсы при институте им. Горького. И уже после их окончания смог издать свое первое знаменитое произведение Чингиз Айтматов. Фото главной героини в фильме, снятом по повести киргизского писателя, можно видеть в этой статье. Речь идет о произведении «Джамиля». Эта повесть была создана в стенах общежития на Тверском бульваре. Она стала знаменательной в жизни Чингиза Айтматова, поскольку принесла ему славу не только на родине, но и за ее пределами. Книга была переведена на все европейские языки, а на полках парижских книжных магазинов она появилась благодаря работе самого Луи Арагона.
«Джамиля» – история молодой женщины, которая на первый взгляд гармонично вписывается в советскую идеологию. Героиня Айтматова порывает с родовым прошлым, дабы начать новую светлую жизнь. Однако эта книга представляет собой и чрезвычайно грустную историю любви. То же самое можно сказать и о произведении «Тополек мой в красной косынке».
Более прямолинейной стала повесть «Первый учитель», в которой ужасы патриархального насилия изобразил Чингиз Айтматов. Фото со съемок одноименного фильма Андрея Михалкова-Кончаловского представлено ниже. Имя киргизского писателя прогремело на всю страну, когда ему не было еще и сорока.
Герои второй части
По сюжету романа Ч. Айтматова «Плаха», краткое содержание которого рассматривается в этой статье, восемь героев действуют и в первой, и во второй части. Самым главным преступником по сюжету является Кандалов, который ведет браконьерскую охоту на сайгаков. Видя, что Авдий мешает его «делу», он решает его убрать со своей дороги. Именно Обер-Кандалов придумал и распял молодого корреспондента на саксауле, как Христа.
Женские образы представлены в произведении Чингиза Айтматова «Плаха» Ингой Федоровной, в которую был влюблен Авдий. Для главного героя это любовь оказалась единственной.
Но самые интересные образы всего романа Ч. Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно найти в этой статье, — это волчья пара. Акбара и Ташчайнар – это центральные персонажи всего произведения, хотя и драматические. Они оказываются совершенно беззащитными перед насилием человека. Волки представляют в романе мир животных, но оказываются нравственно выше мира людей. Весь сюжет романа построен таким образом, чтобы раскрыть образ волчицы.
Знакомство читателя с этими героями происходит уже в самом начале произведения. Автор показывает испуганную волчицу, показывая, что животные гармоничны во всем: в семье, в воспитании детей, по отношению друг к другу и к окружающему миру, даже по отношению к человеку. Это идеальная модель для людей, которые считают себя совершенством, но оказываются намного ниже животных. В глазах Акбары можно увидеть ее живую и трепещущую душу, которая умеет любить и ревновать, но и ненавидеть тоже может.
Волчица в романе Чингиза Айтматова «Плаха» (герои которого очень правдоподобно описаны) показана сильной личностью. Человек, который разрушает ее семью, ее жизнь, всегда должен быть готов ответить за грехи людей. Умная и хитрая, она побеждает в схватке с человеком, уходит, даже когда идет облава на нее. Когда гибнут ее дети, то мир для нее рушится. Она готова мстить и ненавидеть. А когда Бостон убивает Ташчайнара, то Акбара просто уже не желает жить. Теперь она не боится умереть.
«Джамиля»
После сельскохозяйственного института он проработал в течение трех лет в качестве главного зоотехника в научно-исследовательском институте животноводства. А затем были высшие литературные курсы при институте им. Горького. И уже после их окончания смог издать свое первое знаменитое произведение Чингиз Айтматов. Фото главной героини в фильме, снятом по повести киргизского писателя, можно видеть в этой статье. Речь идет о произведении «Джамиля». Эта повесть была создана в стенах общежития на Тверском бульваре. Она стала знаменательной в жизни Чингиза Айтматова, поскольку принесла ему славу не только на родине, но и за ее пределами. Книга была переведена на все европейские языки, а на полках парижских книжных магазинов она появилась благодаря работе самого Луи Арагона.
«Джамиля» – история молодой женщины, которая на первый взгляд гармонично вписывается в советскую идеологию. Героиня Айтматова порывает с родовым прошлым, дабы начать новую светлую жизнь. Однако эта книга представляет собой и чрезвычайно грустную историю любви. То же самое можно сказать и о произведении «Тополек мой в красной косынке».
Более прямолинейной стала повесть «Первый учитель», в которой ужасы патриархального насилия изобразил Чингиз Айтматов. Фото со съемок одноименного фильма Андрея Михалкова-Кончаловского представлено ниже. Имя киргизского писателя прогремело на всю страну, когда ему не было еще и сорока.
«Плаха»
В романе «Плаха» 1986 года рассказывается о судьбах Бостона Уркунчиева и Авдия Каллистратова. Между собой их удивительным образом связывает волчица по кличке Акбара.
Сам роман разделен автором на три части. В двух первых частях подробно рассказывается о судьбе Авдия Каллистратова, бывшего семинариста.
Третья часть практически полностью посвящена Бостону. Ему приходится приспосабливаться в трудный период в жизни всей страны, когда происходит переход от социалистической собственности к частной.
Это один из самых известных романов Чингиза Айтматова. В 1989 году он был экранизирован. Фильма Дооронбека Садырбаева назывался «Плач волчицы».
Роман вышел во времена перестройки, когда в стране была провозглашена гласность. Но даже в такое время книга Айтматова многих поразила. В ней были подняты важные социальные вопросы, откровенно рассказывалось о коррупции, наркомании, духовенстве.
Чингиз Айтматов (Чыңгыз Айтматов)
Чингиз Тоpекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Кара-Бууринского (Киpовского) района Таласской области Киргизстана.
Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зооветеринарный техникум. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1953 г. окончил Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, в 1958 г. — Высшие литературные курсы при Литинституте в Москве. Его повести и рассказы, переведенные на русский язык, печатаются в журналах «Октябрь» и «Новый мир». Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.
В 1963 г. был издан первый сборник Ай, за который он получил Ленинскую премию. В него вошли повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель» и «Материнское поле».
До 1965 года Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, «Прощай, Гульсары!».
В 1973 году подписал открытое письмо против Сахарова и Солженицына.
Первый роман Ай был опубликован в 1980 году.
В 1988-1990 гг. Чингиз Айтматов — главный редактор журнала «Иностранная литература».
В 1990-1994 гг. работал послом СССР и затем России в Люксембурге. До марта 2008 г. был послом Кыргызстана в странах Бенилюкса – Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Герой Социалистического Труда СССР (1978) и Народный писатель Киргизской ССР, Герой Кыргызской Республики (1997).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Манаса 1-й степени, «Дустлик» (Узбекистан), высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, детским орденом Улыбки Польши, медалью Н. Крупской, Почетной медалью Токийского института восточной философии «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле».
За литературную и общественную деятельность удостоен: Ленинской премии (1963, сборник «Повести гор и степей»), Государственной премии СССР (1968, 1977, 1983, за литературную деятельность), Государственной премии Киргизской ССР (1976, за литературную деятельность), премии «Лотос», Международной премии им. Дж.Неру, премии журнала «Огонек», Международной премии Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, премии Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварской премии им. Ф.Рюккарта, Премии им. А.Меня, премии «Руханият», почетной премии культуры им. В.Гюго.
Академик НАН Кыргызской Республики, академик Академии российской словесности, действительный член Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств.
Инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум», попечитель фонда «Вечная память солдатам», президент Ассамблеи народов Центральной Азии. Учреждена Золотая медаль и создан Международный Фонд им. Ч.Айтматова. В 1993 году в г. Бишкек организована Международная общественная Айтматовская Академия. В городе Эль-Азык (Турция) парк был назван именем Ч.Айтматова.
В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).
Произведения Чингиза Айтматова переведены более чем на 100 языков мира, многие из произведений были экранизированы, по их мотивам поставлены драматические спектакли и балеты.
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
Фантастическое в творчестве:
Практически все творчество Чингиза Торекуловича Айтматова, ставшего уже классиком в литературе, пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды, притчи. Общеизвестны его легенды о матери-оленихе из повести «Белый пароход» и птице Доненбай из романа «И дольше века длится день». В тот же роман включена сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь. Действие известной повести «Пегий пес, бегущий краем моря» происходит во времена Великой Рыбы — женщины, прародительницы человеческого рода. И, наконец, перу Айтматова принадлежит полностью фантастический роман – «Тавро Кассандры» — о проблеме создания искусственного человека.
О работе и принципах
— Чингиз Торекулович, вы много работаете, расскажите, как зарождается замысел?
— Это очень трудно установить. Как зарождается галактика? Замысел — микрогалактика. Он потом претерпевает много изменений…
— Вам, для того чтобы писать, нужно одиночество или вы можете работать в присутствии других, родных, например?
— Нет, на людях работать невозможно. Даже, если один человек присутствует. Помню, когда я учился на Высших литературных курсах, жили по двое в комнате в Переделкино. Я сейчас удивляюсь, как я мог работать? Правда, мы от руки писали…
— Писатели обычно придерживаются противоположных мнений: «Пиши, когда не можешь не писать» и «Ни дня без строчки». А что вы считаете верным для себя?
— Лично я придерживаюсь первого высказывания. Вернее мне просто не удается писать каждый день. А второй принцип становится верным, когда уже начинаю писать. Вот тогда надо работать изо дня в день. Я по своему опыту знаю, что если откладываешь начатое, то многое теряешь, что-то забывается.
О жестокости
— Что вы считаете сегодня самой актуальной проблемой человечества?
— Меня больше всего волнует проблема человечности. Современный мир столкнулся с жестокостью, вызванной социальными факторами: научно-технической революцией, проблемами больших городов, перенаселенностью и еще многими конфликтами, возникающими на социальных и религиозных почвах.
А возьмите то, что происходит сейчас на Западе — жестокость молодежи с ее повальной болезнью наркоманией. Я думаю проблема человечности, высоких человеческих начал — проблема неизбывная. Воспитание, формирование гуманных основ, стремление к усовершенствованию себя — вечная тема.
Человечность — антитеза жестокости.
— Но, выступая против жестокости, следует ли показывать ее даже во имя гуманных идей?
— Жестокость следует показывать, не ради смакования, а во имя желания искоренить, вызвать силы воспротивиться ей. И еще, по возможности, исключая изображение физического насилия. Если мы будем пичкать читателя только прекраснодушными схемами, у него не будет ни сил, ни желания бороться.
— Примерно такая же дилемма, как в педагогике, показывать и рассказывать детям о жестокости или нет?..
— Да. И так же, как в педагогике, надо знать, как и в каком возрасте это преподносить. От элементарных проявлений жестокости к вопиющим, читателя надо подводить постепенно. От жестокости физической к жестокости нравственной.
Разворачивая перед ним весь фронт. Потому что человек должен быть подготовлен к борьбе.