Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора

Главные герои и их характеристика

Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв

Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко»

Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?

Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Конфликт в произведении

Основная тема «Слова» — это не сам факт похода и битвы, а пленение князя. Именно это событие является отправной точкой, от которой исходят сразу несколько сюжетных линий: переживания самого Игоря, тревога его жены Ярославны и ее обращение к природе, междоусобицы и нападки врагов на Руси, а также «золотое слово» Святослава Киевского и обращение к князьям (как героям поэмы, так и к давно умершим правителям) самого автора.

Концовка «Слова о полку Игореве» достаточно оптимистична. Игорь возвращается домой, все ему рады, на Руси скоро вновь будет порядок. Однако неизвестно, что случилось с теми, кого князь оставил в плену, и остается непонятным, действительно ли он осознал серьезность своего проступка. Правда, скорее всего, у автора просто не было возможности написать об этом: если «Слово» было создано в 1185-1187 гг., то князья Всеволод и Владимир еще не вернулись из плена, а Игорь еще не успел показать себя более мудрым правителем.

Где остановится туристу

Байкальский заповедник, описание которого без мест для отдыха будет неполным, предлагает несколько вариантов для размещения туристов:

  • «Центральный». Визитный центр находится в Танхое, здесь принимают гостей круглый год, обеспечивая комфортное проживания в благоустроенных номерах (тип хостела). Заведение может принять 18 посетителей. Есть комнаты на 2,3,4 и 6 человек. 1 номер повышенной комфортности на двоих имеет отдельную душевую и телевизор. Возможен предварительный заказ номеров.
  • Экологический туристический комплекс «Мишиха» находится в 30 км от Танхоя. Заведение пользуется большой популярностью среди туристов благодаря близкому нахождению возле озера Байкал – в 5 мин. пешего хода. В 15 мин. ходьбы находится орнитологическая станция кольцевания птиц «Байкальская». Комплекс работает с мая по октябрь, максимально может принять 14 человек. Инфраструктура состоит из 3 небольших домиков из дерева (могут проживать от 4 до 6 человек), столовой и русской бани.
  • «Омулёвый» — туристический комплекс расположен в живописном месте на берегу р. Дулиха (6 км от поселка Тахной). Доступен для туристов круглогодично. Жилой фонд составляет 12 человек. В комплекс состоит из 4 домиков для 3-местного размещения. Еще есть гостевой домик с камином. Поселение осуществляется по 50% предоплате.
  • Кемпинг для размещения в летний период. Он состоит из 2 палаток купольного типа на 10 человек. На территории расположено отдельное здание кухни с посудными принадлежностями, газовой и электроплитой, холодильником. Есть душ и туалет.

Благодаря созданию Байкальского заповедника было сохранено видовое многообразие природы Прибайкалья. Здесь каждый желающий может увидеть описанные выше природные условия и внести свой вклад в защиту и развитие заповедника.

Оформление статьи: Лозинский Олег

9_vershinin_mihail_-_cvetenya_srok_-_2018_-_390183.jpg


Фото: Михаил Вершинин, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

  • 2/3 представителей байкальской фауны являются эндемиками, а это почти 40 видов.
  • В Байкальском заповеднике можно встретить уснею. Это лишайник, похожий на густую паутину, свисающую с ветвей деревьев. Из-за этого некоторые уголки леса напоминают кадры из фильмов ужасов.
  • Желающих понаблюдать за птицами Байкальского заповедника с каждым годом становится всё больше, поэтому работники и волонтёры ведут активную работу по развитию такого вида туризма, как бердвотчинг. Идут в ногу со временем, так сказать!
  • В заповеднике отсутствует мобильная связь. Она доступна лишь в посёлке Танхой. Поэтому, уходя в глубь заповедника, решите все свои срочные телефонные вопросы, отложите телефон и просто наслаждайтесь видами.
  • Если вы любите пощекотать себе нервы, то не откажите себе в удовольствии от посещения Байкальского заповедника. Экологические прогулки тут несравнимы с медленным шествием по дорожкам кардиологического санатория. В заповеднике проложено множество горных троп, к тому же здесь есть живописные подвесные мостики, на которые не каждый осмелится ступить. Добавить остроты ощущений можно, если вы приедете в заповедник зимой. Ведь ко всему прочему добавится ещё и мороз, лёд и прочие прелести, которые готовит нам природа в этот сезон.

Уникальность природных комплексов

В Лазовском заповеднике живет около 20 % всех тигров Приморья. Ежегодно в его границах регистрируется от восьми до шестнадцати взрослых особей. Но не только полосатыми хищниками ценен этот резерват. Здесь также обитают многие другие ценные виды животных и растений. Среди них – дальневосточный леопард, гималайский медведь, амурский горал, гигантская бурозубка, бархат амурский, аралия, орех маньчжурский и другие.

Поражает своим разнообразием мир птиц Лазовского заповедника. Дрофа, кречет, даурский журавль, мандаринка, сапсан, рыбный филин, хохлатый орел, черный аист – вот далеко не полный перечень тех пернатых, которых можно здесь встретить.

Лазовский государственный заповедник – второй по величине в Приморском крае. В нем охраняются уникальные природные ландшафты – уссурийские леса, которым по продуктивности и биологическому разнообразию совершенно нет равных в умеренном поясе Евразии. Помимо уникальных лесных массивов, заповедник привлекает своим горным рельефом и потрясающе красивым морским побережьем с отвесными утесами и причудливыми скалами.

Мифоборческий пафос повести «Заповедник»

В письме И. Ефимову С. Довлатов кратко формулирует смысл повести «Заповедник» следующим образом: «…я же склоняюсь к более общей (или более расплывчатой) метафоре — заповедник, Россия, деревня, прощание с родиной, скотский хутор»1. Таким образом, Пушкинский заповедник у Довлатова — это не только место для уединения, для творчества, чтения и размышлений, но и «скотский хутор», где, как почти повсюду в стране, царят лицемерие, пошлость и обман. Эффект бессмысленности изображаемого усиливается при взгляде с точки зрения рассказчика, не принимающего мотивировок и логики того мира, который он наблюдает. Не случайно Довлатов использует иронический принцип повествования, чтобы показать нелепость жизни в Заповеднике, когда «рядом с ухоженными и охраняемыми домами и угодьями Пушкиных, Осиповых, Ганнибалов — Псковская земля, обнищавшие, полуразрушенные деревни, беспробудно пьющие мужики», когда Пушкин «превращается в казенную собственность, подлинный интерес к нему подменяется культом»2.

Н.Т. Рымарь считает иронический принцип повествования «конститутивной чертой мышления XX века» и связывает его, в первую очередь, с «поиском путей понимания реальности», «с необходимостью создания рефлективной дистанции по отношению к существующим формам высказывания, позволяющей увидеть, сделать ощутимым стереотип сознания, «миф» и тем самым освободиться из-под его власти»3. Установка на иронический принцип повествования, когда «главным героем становится не бытие наоборот, а демонстративное означивание наоборот, что ставит, однако, под вопрос не только форму высказывания, но и его истинное содержание»1, помогает С. Довлатову не только сделать текст открытым и неоднозначным, зависимым от установки читателя, включенного в игру, но и выразить протест против советского мифа о Пушкине. В повести С. Довлатова почти все ключевые слова Михайловского текста используются в ироническом контексте.

«Сороть», «озера», «пруды» — эти слова у современного писателя лишаются своего поэтического значения, выступают не как обозначение элементов пейзажа, вдохновлявшего Пушкина, а в значении «источник воды», «водоем»: «Подъехали к туристской базе. Какой-то идиот построил ее на расстоянии четырех километров от ближайшего водоема. Пруды, озера, речка знаменитая, а база — на солнцепеке. Правда, есть номера с душевыми кабинами. .. Изредка — горячая вода…» (2; 176).

Кроме того, Сороть, как и Савкина Горка, упоминается в контексте анекдота о чрезвычайной лени экскурсовода Митрофанова: «Митрофанов ленился подниматься на Савкину Горку. Туристы карабкались на гору, а Митрофанов, стоя у подножия, выкрикивал:

— Как и много лет назад, этот большой зеленый холм возвышается над Соротью. Удивительная симметричность его формы говорит об искусственном происхождении. Что же касается этимологии названия — «Сороть», то она весьма любопытна. Хоть и не совсем пристойна…» (2; 205).

Река, холмы становятся экспонатами Заповедника — так о них говорит хранительница музея Виктория Альбертовна, отвечая на вопрос Алиханова, какие экспонаты музея являются подлинными: «Здесь все подлинное. Река, холмы, деревья — сверстники Пушкина. Его собеседники и друзья» (2; 195).

Действительно, поскольку во время революции и гражданской войны Тригорское и Михайловское были сожжены дотла, дальнейшая концепция музея-заповедника связывалась с идеями воздействия на посетителей самой природы Псковского края — увидеть то, что видел поэт, взглянуть на мир его глазами. На официальном открытии Заповедника в 1924 году В.П. Семенов-Тян-Шанский сказал: «А именно заповедывается в его имя участок той самой подлинной, никем не тронутой природы, которая подвигла его на величайшие им созданные образы или идеи… посетитель невольно, и притом очень живо и ярко переживает в этой естественной обстановке все то, что она когда-то навеяла этому великому человеку» . «С. Сандлер, комментируя речь Семенова-Тян-Шанского, отмечает, что эту концепцию можно считать метафорической натяжкой, поскольку реально ничего пушкинского в этом пейзаже нет».

Большой маленький человек

Главным персонажем Довлатов сделал самого себя — громоздкого, искрометного, умевшего «продуманно дерзить», зачастую небритого, всегда в поношенном пальто. Именно этому непризнанному сочинителю досталась львиная доля иронии, балансирующей на грани трагифарса.

Его гротескная, беглая, лаконичная проза, умело «монтировавшая» драматическую коллизию в любой, даже самый бытовой сюжет, искала метафизику в обыденности. Избегала панегириков и инвектив — и, конечно, не разоблачала советский строй.

«Не то чтобы он примирялся с советскими безобразиями. Просто Довлатов не верил в возможность улучшить человеческую ситуацию. Изображая советскую власть как национальную форму абсурда, Довлатов не отдавал ей предпочтения перед остальными его разновидностями, — пишет о нем его друг, литературовед Александр Генис. — Он показал, что абсурдна не только советская, а любая жизнь. Вместе с прилагательным исчезало ощущение исключительности нашей судьбы».

В Америке Довлатов, как вспоминают друзья, мечтал «зашибить крупную деньгу либо получить какую-нибудь не только престижную, но и денежную премию и расплеваться» с престижными эмигрантскими СМИ. Друг писателя, литературовед Владимир Соловьев, вспоминает такой довлатовский монолог:

— Лежу иногда и мечтаю. Звонят мне из редакции, предлагают тему, а я этак вежливо: «Иди-ка ты, Юра, на…»

Не просивший у Бога добавки


Фото: РИА Новости/Иван Захарченко

Показательно, что большим литератором Довлатов себя не считал. Владимир Соловьев продолжает: «Он был — и остался — для меня в литературе середняком, а пользуясь его собственным самоопределением — третьеэтажником. Что тоже неплохо, учитывая, что мы оба воспринимали литературу соразмерной человеку, а не как небоскреб».

Сам Довлатов говорил о литературе: «Мне нравится Куприн, из американцев — О’Хара. Толстой, разумеется, лучше, но Куприн — дефицитнее. Нашу прозу истребляет категорическая установка на гениальность. В результате гении есть, а хорошая проза отсутствует. С поэзией всё иначе. Ее труднее истребить. Ее можно прятать в кармане и даже за щекой».

«Мы изменим этот мир все вместе»

Актер Милан Марич — о «Довлатове» на волне успеха, Алексее Германе-младшем и планах на будущее

И о себе: «Бог дал мне именно то, о чем я всю жизнь его просил. Он сделал меня рядовым литератором. Став им, я убедился, что претендую на большее. Но было поздно. У Бога добавки не просят».

Жанр, направление, размер

«Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.

Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

«Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам.

Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?

Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Чужой среди своих

Довлатов пытался стать своим писателем для армянского сообщества. Но, увы, его попытки не увенчались успехом. В 1985 году он закончил рассказ «Когда-то мы жили в горах», ироничная историю о том, как живет армянский народ, и о тех, кто по национальности был армянином, но позабыл свои традиции. Многим армянам критика пришлась не по душе, они высказывали писателю недовольство. Довлатову пришлось отвечать: «Дорогие земляки! Рассказ „Когда-то мы жили в горах“ вызвал много откликов из Армении, но, к сожалению, весьма нелестных. Авторы писем обвиняют меня в незнании обычаев родного армянского народа, в искажении действительности. Так вот, прежде всего хочу подчеркнуть, что в своем рассказе я попытался с иронией изобразить армян, давно живущих вдалеке от Армении, например, в Ленинграде, потерявших связи с армянскими традициями. И сохранивших, культивирующих лишь чисто декоративные, экзотические, а в конечном счете ложные представления об обычаях своего народа… Наивно было бы думать, что кому-то по силам очернить армянскую культуру, бросить тень на армянский народ».


Светлое чувство. Сергей Довлатов влюбился, увидев фото девушки в газете Подробнее

Популярные сегодня пересказы

  • Разливы рек — краткое содержание повести Паустовского Книга Паустовского рассказывает о любви между Марии Щербатовой и Михаилом Лермонтовым. Поручик пехотного полка сослан на Кавказ в крепость Грозная.
  • Сказка о медведихе — краткое содержание сказки Пушкина Тёплым весенним утром вышла из густого леса большая бурая медведица с медвежатами. Медведиха прилегла возле белой берёзы и на своих малышей поглядывала, любовалась. А весёлые медвежата, как маленькие дети
  • Колокольчики мои… — краткое содержание стиха Толстого А. К. Жанровая направленность произведения представляет собой русскую лирическую песню, изложенную в стихотворном стиле.
  • Мышонок Пик — краткое содержание сказки Бианки Брат и сестра играли на улице и пускали кораблики. Случайно нашли маленького мышонка. Такого маленького что он еще ничего не умел и не знал, и только жалобно пищал. И девочка поэтому назвала его Пик

Люди, кто такой рассказчик и повествователь и чем они отличаются? Основные черты…

1) рассказчик — тот, кто рассказывает что-нибудь 2) повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ о людях и событиях 3)основные черты романтического героя — трагическое одиночество, непринятие идеалов общества, герой всегда яркая и исключительная личность, свободолюбие героя, герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой необычные, исключительные события жизни В романтизме отсутствует эволюция героя, так как обстоятельства не влияют на личность 4)Лирика-один из литературных родов, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя, эмоциональное восприятие действительности. Эпос-один из литературных родов, в котором читатель воспринимает художественное произведение как бы со стороны, имея возможность составлять собственное суждение об описываемых событиях и персонажах. Драма отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр) , фарс, водевиль и т. д.

Сюжет произведения

Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.

В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.

Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.

Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.

История Дома-музея Довлатова

История создания этого музея тоже весьма оригинальна, так как музей появился совершенно случайно, в том смысле, что сохранился этот дом в том виде, в котором его описал Довлатов в 1977 году, исключительно в результате стечения обстоятельств.

Судите сами. В 1993 году дом был приобретен москвичкой Верой Хализевой, которая на самом деле до поры до времени и не подозревала о том, какова история приобретенного ей обветшалого сооружения. Цель покупки сводилась исключительно к использованию дома для проведения летних дней на природе.

Вера Сергеевна по мере сил и возможностей старалась сохранить прежний нетронутый облик дома и “колоритного” внутреннего убранства. Однако время брало свое и без посторонней помощи хозяйка никак не могла сохранить жилище писателя в аутентичном виде и было принято решение дом продать, но продать не просто людям, желающим приобрести полуразрушенный дом с участком, а тем, кто проникнется идеей создания музея писателя. И такие люди нашлись. Дом в деревне Березино приобрели четыре единомышленника: Юрий Волкотруб, Анатолий Секерин, Игорь Гаврюшкин и Алексей Власов. Они обещали не только сохранить хибару в ее нынешнем виде, но и создать здесь музей писателя. И слово свое сдержали, что на самом деле было весьма и весьма непросто.

Сохранить скажем дворянскую усадьбу в первозданном виде, конечно, сложно, но в этой задаче все более или менее понятно – обновление, ретуш, замена. Куда сложнее сохранить дом в состоянии разрешения при этом не дав ему разрушиться окончательно. Зафиксировать определенную стадию разрушения означает остановить время, нельзя ничего обновлять или менять, потому что будет утеряна сама основа музея, его идея. Но новоиспеченным владельцам решить задачу сохранения дома Довлатова в первозданном виде удалось с блеском. Конечно, повсюду видны металлические опоры и швеллеры, не позволяющие обрушиться конструкции (а как иначе?) , но в целом дом выглядит таким, каким он описан Довлатовым в “Заповеднике”, в нем сохранена атмосфера и аура, если хотите.

К стене кнопками прикреплена фотография Сергея Довлатова в “Михайловском”, сделанная в 1977 году Валерием Карповым. В “Заповеднике” он Валерий Марков – колоритный фотограф-пропойца и “злостный нарушитель общественного покоя”. Карпов умер в 2007 году. А вот фотография Довлатова в Михайловском (1977) из фотоархива В.Карпова (см.: Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996. С. 193)

Прослушав лекцию и походив по участку, окружающему музей, направляемся в Музей “Пушкинская деревня” в деревню Бугрово. Но об этом в следующей статье, где мы также расскажем о том, где остановиться в Пушкинских горах (отели, апартаменты и гостиницы) и вкусно (или не очень) пообедать.

Статья обновлена:19/12/18

Описание книги «Заповедник»

Долгожданная новинка! Продолжаем уникальную серию аудиокниг по произведениям Сергея Довлатова. «Заповедник» – одно из лучших произведений Сергея Довлатова, наполненное романтикой, юмором и грустью. Довлатов – один из самых любимых и читаемых сегодня российских писателей. Его шутки запоминаешь сразу и на всю жизнь, а книги перечитываешь десятки раз. Возрастное ограничение: 18+

Внимание! Фонограмма содержит ненормативную лексику. «– Вас провожал Митрофанов

Чрезвычайно эрудированный пушкинист. Вы хорошо его знаете? – Хорошо, – говорю, – с плохой стороны…» «– Татуся, слышишь?! Ехать не советую… Погода на четыре с минусом… А главное, тут абсолютно нету мужиков… Але! Ты слышишь?! Многие девушки уезжают, так и не отдохнув…» «…– хорошего человека любить неинтересно…» «– Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать» «– Я это сразу почувствовала. Вы жутко опасный человек… – Выпейте «Агдама», – говорю, – и успокойтесь. Я хочу отдохнуть и поработать. Опасности для вас не представляю… – Это мы еще посмотрим, – истерически расхохоталась Натэлла.» «Кавказцы ведут себя иначе. Они вообще не слушают. Беседуют между собой и хохочут. По дороге в Тригорское любовно смотрят на овец. Очевидно, различают в них потенциальный шашлык. Если задают вопросы, то совершенно неожиданные. Например: „Из-за чего была дуэль у Пушкина с Лермонтовым?“ «…Я зашел в хозяйственную лавку. Приобрел конверт с изображением Магеллана. Спросил зачем-то: – Вы не знаете, причем тут Магеллан? Продавец задумчиво ответил: – Может умер… Или героя дали…» «Тебя угнетают долги? У кого их не было?! Не огорчайся. Ведь это единственное, что по настоящему связывает тебя с людьми…» «…Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растет.» «… Действительно, было в Михаиле Ивановиче что-то аристократическое. Пустые бутылки он не сдавал, выбрасывал.» «– И помни. КГБ сейчас – наиболее прогрессивная организация. Наиболее реальная сила в государстве. И кстати, наиболее гуманная… Если бы ты знал, какие это люди!..» Исполнитель: Дмитрий Креминский Дизайн, иллюстрации: Юлия Стоцкая Запись произведена продюсерским центром «Вимбо» Сергей Довлатов (наследники) & ? Продюсерский центр “Вимбо” Продюсеры: Вадим Бух, Михаил Литваков

Смысл заглавия и жанр

Жанровое направление произведения определяется по-разному, поскольку авторское мнение отличается от того, как его обозначили критики. Так как цикл сочинений называется «Повести Белкина», то произведение «Выстрел» — это своей сути повесть, но многие литературоведы называют ее новеллой.

Заглавие само говорит о том, какова будет основная тема в повести. Непосредственно выстрел начинает преследовать читателя с первых строк произведения: стены в доме Сильвио продырявлены множественными пулями, он каждый день стрелял в картину, а разговор графа и рассказчика начался с того, что офицер увидел простреленный портрет. Так, заголовок связан не только с основным сюжетом (дуэлью), вокруг которого идет весь рассказ. Суть названия проходит через все произведение красной нитью.

Следующие события происходят через время. Рассказчик селится в деревне и решает познакомиться с соседями. Он заходит к графу и видит портрет с двумя пулями, соединенными в одной точке. Рассказчик вспоминает о Сильвио, и начинает о нем говорить. Граф хочет узнать, как звали меткого стрелка и практически теряет дар речи, когда услышал, как его зовут. Выяснилось, что граф и был соперником Сильвио. После рассказчику повествуют об окончании истории.

В один день граф у себя в доме видит Сильвио, который потребовал свой несделанный выстрел, но дал шанс выстрелить сопернику (первый стрелял граф). Он попал в портрет, в это время пришла графиня, которая кинулась в колени Сильвио, прося не убивать супруга.

Муж просит ее подождать в другой комнате, после потребовал стрелять. Гусар опустил оружие, он понял, что добился, чего хотел, получил требуемую эмоцию и, уходя, из дверей выстрелил в то же место, куда и граф.

5_dalnevostochnyy_morskoy_zapovednik_komlev_anton_-_zateryannyy_mir_-_2019_-_419994.jpg


Фото: Антон Комлев, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

  • Предполагается, что заповедник — территория крайне ограниченная для пребывания на ней людей. В Алтайском государственном биосферном заповеднике люди не просто бывают или работают (скажем, на туристических тропах или кордонах), они здесь живут. Яйлю — единственное в России село, которое располагается на территории, имеющей заповедный статус. Впрочем, слово это — «располагается» — не совсем правильное. Не село появилось на месте заповедника, а заповедник появился вокруг села (впрочем, и на его территории тоже).
  • В состав Алтайского заповедника входит бо́льшая часть акватории Телецкого озера — 52%. Это не случайность, Телецкое озеро имеет стратегическое значение для жизни нашей страны. По сути, оно даёт питьевую воду всей Сибири, поскольку из него берёт исток Бия, впоследствии образующая Обь. Сегодня Телецкое озеро поражает не только живописностью, но и масштабами. Его глубина в некоторых местах достигает 325 м! По запасу чистой питьевой воды занимает второе место в стране после Байкала. В озеро впадает около 70 рек и вдвое больше временных водотоков, а исток берёт всего одна река — Бия. Таким образом, озеро постоянно обновляется и остаётся чистым.
  • Самые большие и красивые водопады Алтая Учар и Корбу располагаются на территории заповедника. Несмотря на статус особо охраняемой территории, оба водопада могут посещать обычные туристы — к ним ведут туристические тропы.
  • Животный мир Алтайского заповедника включает в себя почти шесть десятков редких или вымирающих представителей фауны — это более половины видов животных, которые охраняются законом на территории Алтая. Речь не только о млекопитающих: три вида насекомых, восемь — летучих мышей также находятся под охраной.
  • Климат Алтайского заповедника сочетает в себе черты горного и континентального, что делает его уникальным.

1_dvoryachenko_vitaliy_-_promenad_-_2018_-_412373.jpg


Фото: Виталий Дворяченко, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

  • Заповедник на острове Врангеля является одним из самых северных в мире, в 2004 году он был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • На острове были обнаружены останки мамонтов! Правда, карликовых. Скорей всего, небольшие размеры мамонтов были связаны со скудностью пищи, которую можно было найти на острове. Небольшой размер животных облегчал аборигенам охоту на них, делая их источником необходимого мяса, жира и меха.
  • Климат на острове настолько суров, что ветра и метели могут нестись со скоростью до 140 км/час. Минимальная зафиксированная на острове температура — минус 57°С, максимальная — всего плюс 18°С. Снега и морозы господствуют на острове девять месяцев из 12. Погода, мягко говоря, не курортная.
  • Суровые природные условия лишили остров как земноводных, так и пресмыкающихся. Животные просто не способны адаптироваться к таким экстремальным условиям для жизни. Зато остров населяют около 30 видов членистоногих, встречаются даже бабочки. Пресноводные озёра пусты, рыба в них не водится совсем.
  • Однако же моржи с удовольствием устраивают на пляжах острова Врангеля свои лежбища, самые густонаселённые в стране! И погода им нипочем.

Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет «Повесть временных лет». Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: