«каменный цветок» бажова: краткое содержание и анализ

Анализ №2

Сказочное произведение Павла Баженова о загадочной и прекрасной Хозяйке медной горы и мастеровом Степане.

За основу произведения взяты легенды и предания горняков уральского рудника. Согласно легендам Хозяйка, является хранительницей богатств и сокровищ на рудниках.

Она редко кому показывалась, а если кому и посчастливилось ее увидеть, то в образе ящерицы с человеческой головой, то в образе прекрасной зеленоглазой девицы в красивом убранстве.

Основная цель автора показать, насколько люди подвержены искушению, что может в одночасье погубить не только самого человека, но и его близких.

Действия происходят у рудника и неслучайной встречи мастера и самой Хозяйки, которая выбрала очередного «счастливчика» обладателя самородками. Когда Степан ее увидел, то понял, кто перед ним. А по рассказам старых горняков помнил, что такая встреча не сулит ничего хорошего. Он хотел сразу уйти, но Хозяйка стала его искушать и испытывать.

Первым искушением стала проверка на смелость, и обещание выйти за него замуж. Для этого нужно было сказать приказчику, чтобы он уходил с рудника, и выдержать наказание.

Степан исполняет ее просьбу, но от женитьбы отказывается, поскольку у него есть невеста Настя. Здесь Степан проявляет смелость не только перед приказчиком, но и перед Хозяйкой опасаясь ее гнева как рабочий рудника. А также остается верным невесте, пройдя испытание красотой Хозяйки.

Тогда она назначает ему второе испытание – богатством. Но Степан также стойко проходит и его, сохраняя тайну медной горы.

За это она благодарит мастера за его крепость духа и стойкость каменьями и самоцветами, а также приданым для его невесты.

Став свободными, Степан вместе со своей женой строит новый дом, обзаводится хозяйством, и жизнь стала налаживаться. Да только счастье в их дом так и не приходит.

Перед уходом Хозяйка велит забыть ее навсегда и дарит Степану свои слезы — чистые изумруды, ставшие в итоге напоминанием о ней. Обещание он выполнить не смог, непосильным оно стало для него. Каждый день он ходил в тайгу, и мечтал о ней, чтобы только вновь ее увидеть. Да так и нашли его мертвым на холме, а рядом плакала ящерка.

Проблематика показана в последних строках произведения: «Худому от встречи – горе, да и доброму радости мало». Если жадный ради богатств пойдет на все, то добрый будет сомневаться. Разрушение природы ради обогащения и наживы хозяев рудников, за счет бедных горняков.

Хозяйка Медной Горы

Урал – край чудесной природы, неисчерпаемых недр и удивительных легенд. Испокон веков люди, исследовавшие горы в поисках драгоценных камней, малахита, золота и меди, рассказывают историю о таинственной владычице подземных богатств – Хозяйке Медной Горы. Хранительницу подземных сокровищ в народе уважительно называли «Сама». Были у неё и другие имена: называли также Малахитницей, каменной девкой и Азовкой. Художественно переработанные легенды о ней легли в основу сказок русского писателя Павла Бажова. Здесь она олицетворяет саму природу Урала, прекрасную и суровую, но к трудолюбивым людям – щедрую.

Благодаря его рассказам теперь известно не только на Урале, но и по всей стране предание об этой загадочной хранительнице природных богатств, покровительнице честных рабочих людей. Говорят, что она жестока и справедлива: без причины не обидит, но уж если падёт на кого-нибудь её немилость – того ждёт страшная судьба. И только избранных одаривает Малахитница своими богатствами. Не любит она людей, которые добывают чудесные богатства горы только для того, чтобы обменять их на золото. Покровительствует только самым талантливым мастерам, способным создавать из камня произведения искусства. Только им открывает лучшие месторождения и вдохновляет на творчество. Но после встречи с Хозяйкой Медной Горы остаётся в человеческих сердцах вечная тоска по недостижимому совершенству. Поэтому встреча с ней не делает людей счастливыми.

Легенда о Малахитнице

В народных сказаниях Хозяйка Медной Горы описывается в образе прекрасной женщины в богатых, украшенных каменьями одеяниях. Выглядит она не так, как уральские женщины, светловолосые и светлоглазые. У Хозяйки кожа белая, волосы тёмные, а глаза тёмно-зелёные, цвета малахита. Длинная и тяжёлая её коса струится по спине, отблёскивая металлической синевой. Иногда она показывается людям в виде крупной ящерицы.

Скучно жить в каменном дворце в одиночестве, но и людям показывается Малахитница очень редко. А чтобы помнили про неё, каждую ночь зажигает она на высокой горной вершине огонек. Многие видели тот огонек, ходили его искать, но так ничего и не нашли.

«Мать моя мне рассказывала случай, как её отец ходил однажды вечером на покос, как раз неподалёку от горы Азов. Совсем уже стемнело, и вдруг увидел, что появилась пред ним на дороге огненная девка. И вся она светится, и даже как будто светло среди ночи стало. Сказала она ему: «Оставайся у меня, а то мне тут скучно одной. Нравишься ты мне.» Испугался он её, перекрестился. А она увидела это, заплакала и отошла прочь от него. А он с перепугу быстро-быстро домой побежал. И с той поры старался к горе Азов больше не ходить»

(Записано Т.И. Глинских, жительницы г. Полевский 1901 г.р.).

Согласно легенде, владения Малахитницы распространяются на весь Уральский хребет, но любимым её местом считается Азов-гора, что близ поселка Полевской. Где-то здесь под горой находится её прекрасный подземный дворец, куда невозможно попасть простому смертному, если только сама Хозяйка не проведёт его. Таким образом, Малахитница может считаться типичным «духом местности», как, например, леший. Подобные существа упоминаются в легендах множества народов по всему миру.

Некоторые исследователи полагают, что легенда о Хозяйке Медной Горы восходит к верованиям древних угров, которые жили в этих местах много веков назад. Те чтили женское божество, известное как Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли. По преданиям, ей была подвластна жизнь и смерть, и она могла принимать обликящерицы. Возможно также, что образ Хозяйки Медной Горы связан с легендой о чуди белоглазой, волшебном народе, якобы ушедшем жить под землю.

Сказочник П. Бажов, какие самые известные его сказки, название, о чём они?

Бажов известен прежде всего как автор сборника сказов, объединенных одним названием «Малахитовая шкатулка», очень популярным как среди детей, так и среди взрослых. Самые известные сказы- «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок»,»серебряное копытце»,»Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец». Герои его сказок -уральские мастера, резчики по камню,горнорабочие, рудознатцы, волшебных персонажей в образе людей или животных.В сказах Бажова описывается образ жизни народов Урала и Приуралья, переложены в действия персонажей поверья и традиции местного населения. Создание сказов Бажовым происходило на основании уральского местного фольклора в 20-30 годы прошлого столетия. Но и спустя столько лет остаются одними из самых любимых В Россиии и ближнем зарубежье, несколько поколения людей из республик бывшего СССР воспитывались на этих захватывающих и интересных, очень своеобразных сказках.

П.П. Бажов известен в первую очередь своим сборником уральских сказов. Многие неверно называют его произведения сказками. Сказ — это самостоятельный эпический жанр, совмещающий в себе фантастические элементы и реальные факты. Так, например, все сказы Бажова, написанные на основе уральского рабочего фольклора, происходят в реально существующих населенных пунктах: селе Полевом, усадьбе Турчаниновых, Санкт-Петербурге. Автор описывает реальную историческую ситуацию, упоминает имена и фамилии реально существовавших людей, но в основу произведения кладет фольклорные рассказы о встречи простых людей: рудобоев, резчиков по камню, золотодобытчиков. охотников, а также мелкого начальства — приказчиков, с истинными хозяевами земных недр: Медной горы Хозяйков, Золотым полозом, Синюшкой и некоторыми другими.

Произведения Бажова злободневны, т.к. в них писатель от лица рассказчика поднимает актуальные для того времени проблемы: самодурство бар, жадность и глупость владельцев заводов, подхалимство и жестокость приказчиков. Отражены в них и политические настроения, так, например, в сказе «Железковы покрышки» упоминается о страхе царской семьи после революции 1905 года. По произведениям Бажова можно изучить быт жителей уральских деревень на рубеже XiX-XX веков, местный колорит текстам придает обилие диалектизмов. Всего перу П.П. Бажова принадлежат 56 сказов. Есть у писателя и другие произведения, в частности, очерки о жизни рабочих заводов в царское время, их политических настроениях и революционной борьбе, но в историю русской литературы Бажов вошел как создатель удивительных по уровню художественного мастерства сказов, воспевших его родину Урал.

http://www.syl.ru/article/200942/new_kamennyiy-tsvetok-bajova-kratkoe-soderjanie-i-analizhttp://www.ziranov.ru/up/index.php?newsid=2305http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2623025-skazochnik-p-bazhov-kakie-samye-izvestnye-ego-skazki-nazvanie-o-chjom-oni.html

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Тест по новелле

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Кентервильское привидение»?</h3>

    • <label>Оскар Уайльд</label>
    • <label>Марк Твен</label>
    • <label>Александр Дюма</label>
    • <label>Эдгар По</label>

(новая вкладка)

Очень краткоАмериканский посол покупает английский замок с привидением, которое пугало его обитателей в течение трёхсот лет. Семья не боится призрака, но чистота и любовь доброй девочки спасает его душу.

Кентер­виль­ское приви­дениеАудиоспектакль. 1 ч 13 мин. Читают Александр Леньков и др. Бесплатный отрывок:Александр Леньков и др.1 ч 13 минКентер­виль­ское приви­дение / The Canterville GhostАудиокнига. 3 ч 21 мин. Читают Lisa Rae Campbell и др. Бесплатный отрывок:Lisa Rae Campbell и др.3 ч 21 минКентер­виль­ское приви­дениеАудиокнига. 1 ч 9 мин. Читают Н. Варлей и др. Бесплатный отрывок:Н. Варлей и др.1 ч 09 минThe Canterville GhostАудиокнига на англ. языке. 1 ч 4 мин. Читает Richard Williams. Бесплатный отрывок:Richard Williams1 ч 04 мин

Родители

Павел появился на свет 27 января 1879 года в городе Сысерть Екатеринбургского уезда.

Его отец, Бажёв Пётр Васильевич (сначала фамилию писали через букву «ё», а не «о»), принадлежал к крестьянскому сословию Полевской волости. Но отец никогда не занимался сельским трудом, потому что в Сысертском округе были одни заводы, пахотных наделов земли там не давали. Он трудился мастером пудлингово-сварочных цехов на металлургических заводах (Полевском, Северском и Верх-Сысертском). Под конец трудовой деятельности дослужился до рухлядного припасного (в современности такая должность аналогична инструментальщику или завхозу цеха).

Отец будущего писателя специалистом в своём ремесле был исключительным, но страдал запоями. Несмотря на то, что считался первоклассным профессионалом, с работы его частенько увольняли. И причиной становился не сам факт чрезмерного употребления спиртного, а слишком уж острый язык – напившись, он критиковал и высмеивал руководство завода. За это Петру даже дали кличку «Сверло». Правда, специалистов подобного уровня найти в то время было сложно, поэтому, как только случались на заводе серьёзные проблемы, начальство брало Петра Васильевича обратно на работу. Только до прощения верхушка завода снисходила не сразу, уволенному порой приходилось самому долго их упрашивать и ждать месяцами, а то и дольше.

Родители Павла Бажова

В такие периоды безденежья отец подыскивал случайные заработки, но в основном семья кормилась за счёт мамы – редкой мастерицы Августы Стефановны. Её девичья фамилия была Осинцева, она принадлежала роду польских крестьян. Днём мама занималась хозяйством, а по вечерам кропотливо вывязывала на заказ для жён заводского начальства кружева, ажурные чулки, которые по красоте и качеству намного превосходили изделия машинной вязки. Из-за такого ночного вязания впоследствии у Августы Стефановны сильно испортилось зрение.

Бажовы, как и любая другая семья трудового Урала, бережно хранили и передавали из поколения в поколение воспоминания о предках, которые были знатоками своего дела и считали труд единственным смыслом в нелёгкой жизни.

«Серебряное копытце»

П. П. Бажов «Уральские сказы» писал для детей, но интересны они и взрослым. Одна из историй, которая нравится читателям всех возрастов – «Серебряное копытце». Одинокий старик Кокованя приютил у себя сиротку. Дедушка каждый день работал, а внучка в избе порядок наводила, готовила. По вечерам Кокованя рассказывал девочке сказки. А однажды рассказал ей о волшебном козле с серебряным копытцем, которым он стучит, и появляются на том месте камни драгоценные. Как-то раз ждала девочка деда с охоты и увидела в окно, что кошка её играет с тем самым козлом из сказки. Выбежала она на него посмотреть. А козёл запрыгнул на крышу, стал копытцем бить и камни драгоценные из-под его ног посыпались. Дедушка с внучкой их собрали и всю оставшуюся жизнь безбедно жили.

Личная жизнь

Так получилось, что Павел до тридцати лет всего себя отдавал учёбе, потом работе, на яркие романы или сильные чувства к женщинам у него не оставалось времени. Он относился к таким людям, которых судьба награждает великим чувством взаимной любви и счастьем лишь один раз, но на всю жизнь.

Любовь настигла Бажова, когда ему уже было 32 года. Его избранницей стала бывшая ученица, выпускница епархиального училища Валентина Иваницкая. Несмотря на юный возраст (19 лет), девушка была сильной по духу и очень талантливой. Она ответила взаимностью, подарив Павлу Петровичу неисчерпаемую, преданную и нежную любовь.

Они создали идеальную семью; бесконечно уважали друг друга; в болезнях, бедности и в трудных ситуациях всегда сохраняли нежные отношения. У тех, кто знал эту семью, сохранились самые лучшие воспоминания о Бажовых.

У Павла с Валентиной родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте. Всю свою любовь и заботу супруги подарили выжившим девочкам Ольге, Елене, Ариадне и мальчику Алексею. Все вместе Бажовы смогли пережить и страшную трагедию, когда на заводе совсем в юном возрасте погиб единственный сынок.

Младшая дочь Ариадна говорила, что отец обладал удивительной способностью всегда и всё знать о своих любимых людях. Он работал больше всех, но его душевной чуткости хватало на то, чтобы быть в курсе радостей, огорчений и забот каждого члена семьи.

Павел Петрович ушёл из жизни 3 декабря 1950 года, он похоронен на Ивановском кладбище города Екатеринбурга.

https://youtube.com/watch?v=lPwsaVVrH6U

Образ в сказках

Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.

Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.

Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.

Источник

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Читательский дневник по сказу «Таюткино зеркальце» Павла Бажова

Название произведения: «Таюткино зеркальце»

Число страниц: 16

Жанр: сказ

Главные герои: Таютка, Гаврила Заря, Поликарпыч.

Второстепенные герои: Ерашко Поспешай, Барыня.

Характеристика главных героев:

Таютка — Девочка шести лет, сирота.

Весёлая, жизнерадостная, непоседливая.

Гаврила Заря — Её отец.

Безотказный, скромный рабочий.

Поликарпыч — Старый рабочий, честный и добрый.

Характеристика второстепенных героев:

Ерашко — надзиратель. Трусливый, жадный, хитрый.

Барышня — жадная.

Краткое содержание сказа «Таюткино зеркальце»

Стала крошиться руда в забое, и все решили, что там произойдёт обвал.

Послали туда Ганю потолок очистить, до крепкой руды добраться.

А Ганя взял с собой дочь Таютку, и старик Поликарпыч с ними пошёл.

Нашла Таютка большое зеркало в стене забоя, и такое же маленькое на полу.

Захотела барыня большое зеркало вырезать целиком, да обвал случился.

Большое зеркало осыпалось, а маленькое Таютка для себя сохранила.

План произведения:

  1. Страшный забой.
  2. Смертник Ганя.
  3. Жребий рабочих.
  4. Поликарпыч.
  5. Таютка в забое.
  6. Вогнутое зеркало.
  7. Маленькое зеркальце.
  8. Слово барыни.
  9. Обвал.

Основная мысль сказки «Таюткино зеркальце»

Главная мысль сказа в том, что не построишь своего счастья на чужом горе.

Основная идея произведения в том, что только честным и смелым улыбается удача.

Чему учит произведение

Сказ учит быть честными, добрыми, отзывчивыми.

Учит не бросать товарища в несчастье.

Учит вере в лучшее, учит не терять надежды.

Учит не жадничать и не искать богатства.

Краткий отзыв по произведению «Таюткино зеркальце» для читательского дневника

Прочитав этот сказ, я была поражена тем, как сложилась судьба у девочки Таютки.

Она росла без матери, только с отцом, который часто брал девочку в забой.

Вот и в тот раз, отец взял Таютку в опасный забой и Хозяйка смилостивилась.

Она не только не позволила погибнуть ребёнку, но и подарила девочке своё зеркальце.

А вот жадных приказчика и барыню наказала.

Это очень хороший, интересный и поучительный сказ.

Автору удалось показать, как жили простые рабочие, добывавшие драгоценные камни для жадных хозяев.

Он описал случай в забое, который послужил уроком тем, кто стремится вылезти в рай на чужом горбу.

Мне очень понравилась непосредственная и добрая девочка Таютка, которая не понимала всей опасности, а потому вела себя так легко.

И мне понравился старый рабочий Поликарпыч, который знал про все риски, но всё равно пошёл с Ганей и девочкой в забой.

Потому что не хотел бросать их одних.

Я всем советую прочитать этот сказ и подумать о том, что нельзя хотеть слишком многого.

Всегда нужно уметь останавливаться и не рисковать напрасно.

И нельзя относиться к людям, как к инструменту, который можно сломать и взять новый.

Пословицы к произведению:

  • Худа без добра не бывает.
  • За недобрым пойдёшь, на беду набредёшь.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Жадность всякому горю начало.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: