Сочинение дедушка каширин (дед) в повести детство горького (образ и характеристика)

Зимняя шапка

Как-то раз главный герой со своим братом решили отдохнуть в одной из советских гостиниц. Там они знакомятся с группой девушек-актрис, которые отмечали удачные съемки. Застолье набирало обороты, а одна из девушек попросила главного героя сопроводить ее в аэропорт, куда должен был прилететь главный директор снятой кинокартины.

Однако приключения ждали главного героя уже на парковке для такси: зацепившись с какими-то парнями, мужчина влез в драку. Путешествие до аэропорта продолжись сначала в отделении, потом в травмпункте. Несмотря на огромное количество проблем, которые возникли у главного героя, у него была награда — в ходе драки он стал обладателем красивой меховой шапки из котика.

Автор Сергей Донатович Довлатов

Сергей Довлатов

Наши

Глава первая

Наш прадед Моисей был крестьянином из деревни Сухово. Еврей-крестьянин — сочетание, надо отметить, довольно редкое. На Дальнем Востоке такое случалось.

Сын его Исаак перебрался в город. То есть восстановил нормальный ход событий.

Сначала он жил в Харбине, где и родился мой отец. Затем поселился на одной из центральных улиц Владивостока.

Сначала мой дед ремонтировал часы и всякую хозяйственную утварь. Потом занимался типографским делом. Был чем-то вроде метранпажа. А через два года приобрел закусочную на Светланке.

Рядом помещалась винная лавка Замараева — «Нектар, бальзам». Дед мой частенько наведывался к Замараеву. Друзья выпивали и беседовали на философские темы. Потом шли закусывать к деду. Потом опять возвращались к Замараеву…

— Душевный ты мужик, — повторял Замараев, — хоть и еврей.

— Я только по отцу еврей, — говорил дед, — а по матери я нидерлан!

— Ишь ты! — одобрительно высказывался Замараев.

Через год они выпили лавку и съели закусочную.

Престарелый Замараев уехал к сыновьям в Екатеринбург. А мой дед пошел на войну. Началась японская кампания.

На одном из армейских смотров его заметил государь. Росту дед был около семи футов. Он мог положить в рот целое яблоко. Усы его достигали погон.

Государь приблизился к деду. Затем, улыбаясь, ткнул его пальцем в грудь.

Деда сразу же перевели в гвардию. Он был там чуть ли не единственным семитом. Зачислили его в артиллерийскую батарею.

Если лошади выбивались из сил, дед тащил по болоту орудие.

Как-то раз батарея участвовала в штурме. Мой дед побежал в атаку. Орудийный расчет должен был поддержать атакующих. Но орудия молчали. Как выяснилось, спина моего деда заслонила неприятельские укрепления.

С фронта дед привез трехлинейную винтовку и несколько медалей. Вроде бы имелся даже Георгиевский крест.

Неделю он кутил. Потом устроился метрдотелем в заведение «Эдем». Как-то раз повздорил с нерасторопным официантом. Стал орать. Трахнул кулаком по столу. Кулак очутился в ящике письменного стола.

Беспорядков мой дед не любил. Поэтому и к революции отнесся негативно. Более того, даже несколько замедлил ее ход. Дело было так.

Народные массы с окраин устремились в центр города. Дед решил, что начинается еврейский погром. Он достал винтовку и залез на крышу. Когда массы приблизились, дед начал стрелять. Он был единственным жителем Владивостока, противостоявшим революции. Однако революция все же победила. Народные массы устремились в центр переулками.

После революции мой дед затих. Опять превратился в скромного ремесленника. Лишь иногда напоминал о себе. Так, однажды дед подорвал репутацию американской фирмы «Мерхер, Мерхер и К°».

Американская фирма через Японию завезла на Дальний Восток раскладушки. Хотя называть их так стали значительно позднее. Тогда это была сенсационная новинка. Под названием «Мэджик бэд».

Выглядели раскладушки примерно так же, как сейчас. Кусок цветастого брезента, пружины, алюминиевая рама…

Мой прогрессивный дед отправился в торговый центр. Кровать была установлена на специальном возвышении.

Время создания

Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.

И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».

Действующие лица

Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.

Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.

Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.

Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.

Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

Интересные факты

  • С 2016 года в Петербурге проводится фестиваль «День Д», посвященный прозаику. Старт проекта совпал с открытием памятника самому Довлатову, а в 2021 году в сквере его имени установили памятник-табличку в честь любимицы автора — фокстерьера Глаши.
  • На роль Сергея Донатовича в фильме Германа пробовался Иван Ургант. Пробу телеведущий провалил, но примерить на себя образ писателя все же смог. В заставке к выпускам «Вечернего Урганта», проходившим в Петербурге в 2021 году, Иван «повторил» известное фото прозаика рядом с печатной машинкой. Дмитрий Хрусталев в этом ролике перевоплотился в Иосифа Бродского, а Александр Гудков — в Анну Ахматову.
  • Писатель признавался, что мать его была армянкой, отец — евреем. При рождении в паспорте национальность Сергея назвали армянской (чтобы жизнь ребенка была «более безоблачной»). А когда пришло время эмигрировать в Штаты, Довлатов «стал евреем». Известна цитата прозаика, где он сообщил, что, обдумывая свою национальную принадлежность, решил, что он «русский по профессии».

Алёша и дом Кашириных (по повести М. Горького «Детство»)

В центре сюжета автобиографической повести М. Горького «Детство» находится маленький мальчик Алёша и дом Кашириных. Все происходящие события и персонажи повести представляются читателю через восприятие ребёнка.

Алёша был смелым, отзывчивым, умным мальчиком, который умел различать добро и зло. Он всегда сочувствовал обездоленным и обиженным, даже в злых людях пытался найти что-нибудь хорошее. Отличительной чертой характера Алёши было благородство, он защищал честь семьи даже тогда, когда сам ненавидел своих родственников.

Алёша оказался в доме Кашириных после смерти отца. Мальчику пришлось слишком рано повзрослеть, его жизнь полностью изменилась всего за один день. Отца больше не было, мать перестала им заниматься и стала жить отдельно, а воспитание деда подразумевало под собой телесные наказания за малейшие провинности. Семейные взаимоотношения Кашириных были построены на насилии.

С первого взгляда Алёша понял, что его дед и дяди хмурые, жадные и эгоистичные люди. Дом Кашириных был наполнен злобой и ненавистью, а взаимная вражда всех членов семьи отравляла жизнь мальчика.

Василий Васильевич был настоящим тираном, который держал свою семью в страхе и беспрекословном повиновении. Он не знал, что такое любовь, доброта и забота. Возможно, тяжёлое прошлое сделало его душу настолько черствой. С самого детства дедушка Алёши не видел ласки, его молодость напоминала борьбу за выживание, где он трудился на износ, зарабатывая на жизнь. Со временем бережливость переросла в жадность, а отсутствие радости – в жестокость.

Дяди Алёши были алчными, завистливыми и глупыми мужчинами. Их волновала только лёгкая нажива, пусть даже за счёт близких людей. На протяжении всего произведения они пытаются поделить наследство ещё живого отца и забрать себе приданное родной сестры.

Сердцем дома Кашириных была Акулина Ивановна, бабушка Алёши. Она была полной противоположностью своего мужа. Несмотря на все его обиды и унижения, она продолжала оставаться доброй, заботливой, отзывчивой и никогда не жаловалась на жизнь окружающим. Алёша быстро сблизился с бабушкой и стал считать её самым родным человеком в мире. Именно у неё он научился любить и прощать. Мягкий нрав Акулины Ивановны выделял её среди остальных членов семьи Кашириных, она всем сердцем любила людей и умела ценить настоящую красоту. Несмотря на тяжёлую атмосферу в родном доме, бабушка Алёши всей душой была к нему привязана и до последнего старалась поддерживать семейный очаг. Вся жизнь Акулины Ивановны была прожита на благо людей, и в памяти Алёши семейное тепло всегда ассоциировалось только с бабушкой.

Ещё одним хорошим человеком в доме Кашириных был Иван-Цыганок, подкидыш, найденный ранней весной Акулиной Ивановной. Он был трудолюбивым и способным, поэтому многие хотели переманить его к себе работником. Иван-Цыганок стал настоящим другом Алёше, жалел мальчика и всегда помогал ему в трудную минуту. К молодому подмастерью все относились хорошо, даже Василий Васильевич не так ругался на него, как на остальных членов семьи. Но судьба была неблагосклонна к Алёше и отобрала у него единственного друга, однажды зимой Цыганка придавило насмерть могильным крестом. Гибель любимого человека потрясла мальчика до глубины души.

Жизнь Алёши в доме Кашириных была тоскливой и безрадостной. Ежедневные семейные ссоры, а также глупость и алчность родственников огорчали его. В трудные минуты мальчик молился богу, и эти молитвы давали ему силы идти дальше. Сложная судьба заставила его рано стать самостоятельным и начать прокладывать дорогу в жизни. Только доброе и чуткое сердце дало возможность Алёше остаться собой среди всей окружающей жестокости и враждебности. Он родился в семье, где его любили, поэтому знал, что можно жить по-другому, не так, как заведено в доме Кашириных

У Максима Горького получилось очень точно описать жизнь русского народа в 19 веке на примере дома Кашириных. В жизни простых людей не было места для радости, страдания делали людей чёрствыми и жестокими, а их сердца забывали о том, что такое любовь. Мало, кто смог, как Алеша Пешков, пройти через все испытания и не сломаться, сохранив в себе доброту и способность сочувствовать другим.

«Зона. Записки надзирателя»

В 60-е Довлатов окунулся в жизнь творческой интеллигенции Ленинграда, познакомился с Бродским и другими видными поэтами. А затем вылетел из университета и на три года уехал служить — причем не просто в армию, а охранять исправительную колонию в Коми. Эта служба сыграла свою роль в формировании Довлатова как писателя (Бродский замечал, что он вернулся из армии как «Толстой из Крыма»). Который, правда, в СССР так и не был издан. Подлинник «Зоны» он вывозил из СССР на микропленках через знакомых. В 80-е, приехав в Америку, он опубликует «Зону» одной из первых. 

Роман представляет собой 14 новелл о жизни заключенных и надзирателей. Эпизоды чередуются с письмами самого Довлатова к издателю, где он рассказывает о своей текущей жизни — а он на тот момент уже эмигрировал в Америку и не без труда наслаждался свалившейся на него свободой. И у чрезвычайно разных периодов — 60-е в исправительной колонии в Коми и 80-е в США — находятся общие черты. Формально это лагерная проза, но не такая мрачная, как у Шаламова или Солженицына. Конечно, не потому, что написана не от лица заключенного: скорее дело в том, что Довлатов не пытается пугать привычным для лагерных текстов натурализмом, а найти и описать что-то человеческое и хорошее даже в таких тяжелых условиях. 

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

Первый район путешествий

При объяснении учащимся, кого называли «отцом истории», необходимо объяснить, каков вклад этого человека в науку. Геродот не просто фиксировал увиденное и услышанное, но исследовал полученные сведения, подвергал их элементарному критическому анализу. Главным предметом его интересов был Восток. Поэтому вначале он отправился в финикийский город Тир. Так началось его знаменитое путешествие, которое длилось около десяти лет.

Особенно привлекал историка Египет с его давними культурными традициями. Побывав в этой стране, он тщательно изучил историю фараонских династий, пользуясь услугами местных греков-переводчиков и жрецов, которые, как известно, являлись хранителями знаний. Автор собрал много сведений об этой стране, так как пребывал в ней довольно долгое время: известно, что он даже поднялся вверх по Нилу.

Как найти свою родословную по фамилии

Люди часто пытаются найти своих родственников среди дворян. Однако подобные поиски не имеют особого смысла. Люди становились крестьянами или аристократами не из-за своих личностных качеств, а из-за обстоятельств своего рождения. Человек не становится лучше или хуже только от того, какой социальный статус имели его предки.

Начинающим исследователям своей генеалогии нужно понимать, что в Российской империи проживало очень мало дворян. Не более 1% населения могло похвастаться знатным происхождением. Кроме того, на протяжении изрядной доли XX века российская аристократия целенаправленно истреблялась.

Отсутствие прямых знатных предков вовсе не означает, что происхождение человека нельзя установить. В Российской империи подробная информация о крестьянах записывалась в метрические книги. Они велись служащими церковных приходов. При советском союзе функция учета была передана ЗАГСам.

В настоящий момент записи из метрических книг можно найти в региональных архивах. В поиске нужных документов вам может помочь каталог metrics.tilda.ws. Там содержатся систематизированные данные о местонахождении уцелевших метрических книг и переписных листов.

Обычно каждый приход вел по 3 книги:

  • О крещении. Здесь указывался пол младенца, имена родителей и их происхождение. Фиксировалось, к какому сословию они принадлежали. Также сюда заносились даты рождения и крещения. Записывалось и имя священника, проводившего обряд. В обязательном порядке упоминались и крестные родители.
  • О венчании. Сюда вносилась информация о возрасте, сословии и именах брачующихся. Указывалось, кто и когда их венчал, а также перечислялись родители и свидетели.
  • О смерти. Сюда заносились даты смерти и погребения. Из этой книги можно было получить информацию о возрасте и происхождении скончавшихся людей. В нее записывались и сведения об отпевавшем покойника священнике. Также упоминалась причина смерти и место захоронения.

Небольшая часть метрических книг хранится в государственных архивах РГИА. Как правило, это источники, содержащие информацию об аристократии и духовенстве.

Поучение Владимира Мономаха: история

У переписки Владимира Мономаха и князя Олега — грустные предпосылки.  Поводом стало убийство младшего сына Мономаха — Изяслава в битве с Олегом. Старший сын Владимира Мономаха Мстислав, которого крестил Олег Святославич, посоветовал отцу отправить князю Олегу это письмо в знак примирения. Князь Владимир Мономах внял этому совету. Это письмо стало символом великого прощения и примирения даже самых заклятых врагов. Рассказ о своей жизни Владимир Мономах писал в назидание детям и следующим поколениям. Пример смирения в его письме — слова: «На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю». Поучение Владимира Мономаха называют литературным памятником и даже светской проповедью. Для Владимира Мономаха «Страх Божий» — основа всякого добра. Литературное произведение хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и уцелело во время пожара 1812 года. Именно с поучения Владимира Мономаха началась традиция обсуждать важные этические вопросы в литературе.

Темы

Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.

  1. Воспитание – Горький в полной мере демонстрирует читателям практически средневековые методы воспитания и обращения с детьми, которые царили в Российской империи даже в конце девятнадцатого века.
  2. Детство – писатель показывает нам, как среди нищеты, невежества и озлобленности ребёнку приходится буквально цепляться за жизнь, ежедневно выдерживая многочисленные тяжёлые испытания. Горький хочет сказать, что у него, как и у миллионов других детей, просто не было нормального детства.
  3. Семья Кашириных, не считая Акулину Ивановну, является для нас ярким примером неблагополучной семьи, между её членами нет никакого взаимопонимания, они часто ссорятся и дерутся друг с другом, а все их взаимоотношения продиктованы исключительно корыстным интересом и жаждой денег.

Эссе о войне Никто не забыт

Великая Отечественная война оставила глубокий след в сердцах людей, несмотря на то, что годы забирают ее участников и свидетелей. Однако наш народ чтит историю своей страны и гордится ее прошлым. Наше поколение создает новую Россию, но оно опирается на то, что было создано нашими предками. Их героические поступки подарили нам жизнь и мирное небо над головой.

Миллионы людей погибли за то, чтобы мы могли жить. Такие действия не могут быть забыты. Наша страна обязана хранить вечную память об этих людях, а тем, кто жив, обеспечить достойное проживание. Мы, нынешнее население России, не сможем понять те трудности, ту тяжесть, которая выпала на жителей в военное время.

Люди постарше отлично помнят страшные события войны, так как почти каждая семья потеряла близких людей. И как бы много ни прошло лет, мы не должны забывать об этих людях, героев мы обязаны чтить. И даже через десятилетия мы должны передавать истории и геройских подвигах наших бабушек и дедушек нашим детям и внукам.

В военные годы положение в стране было достаточно тяжелым. Люди боролись за победу как в тылу, так и на фронте. Каждый из людей боролся за счастливое будущее нашей страны. Многие отдали жизнь во имя русского народа. Героические действия врачей и медсестер, которые ежедневно вылечивали тысячи людей, зашивали раны, меняли повязки, не могут быть забыты.

Нельзя умалчивать о тех, кто привозил на фронт продукты и снабжал солдат необходимым питанием. Самым важным для любого солдата была его семья. Великие женщины, растившие детей, пока их отцы сражаются за Родину, натерпелись немало трудностей.

Все граждане в это нелегкое время сплотились и трудились во благо мирной жизни. Их поступки не могут быть стерты временем. Наша задача – обеспечить этим людям достойную жизнь и вечную память.

Мы всегда должны вспоминать о том, что именно благодаря ним мы живы, можем ходить по свободной земле, мы вольны заниматься тем, чем нам угодно. Помнить о поступках всех людей во время Великой Отечественной войны – наш гражданский долг. Нести в сердцах их подвиги человечество должно сквозь столетия. Никто не забыт, ничто не забыто.

Владимир Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) —  князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 внушительных похода и поездки и множество небольших. Владимир Мономах был мудрым правителем, он пытался упорядочить законодательство, провести важные реформы

Владимир Мономах уделял большое внимание развитию письменности, по его поручению была сделана вторая редакция «Повести временных лет». Знаменитая «шапка Мономаха» стала символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии и некогда была использована при восхождении на престол Ивана V

Изображение: Открытые источники

«Соло на Ундервуде» / «Соло на IBM»

Не лучшее произведение для старта (скорее уж для финиша), но важное для объяснения Довлатова и его творчества. В какой-то степени «Соло» — основа

Проза Довлатова анекдотична в самом лучшем смысле: она словно соткана из смешных историй. Таковы же Хармс, Зощенко, Чехов — на последнего, как говорил Довлатов, писателю хочется быть похожим больше, чем на любого другого русского классика. Ради анекдотичности Довлатов часто жертвовал достоверностью; все его произведения псевдодокументальны, и их герои из числа реальных людей, бывало, обижались на писателя за это. «Соло» — записные книжки с теми самыми анекдотами, многие из которых использованы в прозе Довлатова: смешные случаи, диалоги, опечатки в газетах. По большей части это настоящие истории из жизни писателя в СССР («Соло на ундервуде») и в эмиграции («Соло на IBM»). Тут мало что приукрашено, разве что из стилистических нужд. Прямую речь персонажей — будь то сам Довлатов, его родственники, писатели и художники — Довлатов редактировал только исходя из одного принципа, которому был верен во всей прозе: все слова в предложениях начинаются с разных букв.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: