Краткое содержание Толстой Упырь
Готическая повесть начинается с описания бала, на котором присутствует Александр Руневский. Молодой человек знакомится на балу со странным юношей с сединой – Рыбаренко. Этот чудак делится удивлением от нахождения на балу упырей. Он указывает на бригадиршу Сугробину и чиновника Теляева как на упырей, которых давно схоронили
Внимание Руневского привлекает Даша – внучка Сугробиной. Он танцует с Дашей и представлен ее опекунше – тетке Зиминой и ее дочери Софье
Руневский часто посещает Зиминых, чтобы встречаться с Дашей. Спустя время его приглашают на дачу к бригадирше. Там при гадании по книге он прочитал старинное предсказание. Ночью к нему приходит вампирша в образе Даши, но в одеянии, как на фамильном портрете.
Объяснившись с Дашей, Руневский едет просить ее руки у опекунши, Зиминой.
Прогуливаясь ночью по Москве, он вновь встречает Рыбаренко. Тот поведал ему об истории на итальянской вилле Урджина, где он, Владимир Зимин и итальянец Антонио подверглись атаке вампиров. Антонио, так и не оправившись, умер от истощения. В истории замешана вампирша с портрета.
Тетка Даши отказывает Руневскому, обвинив его при этом в обмане семейства: она думала, что парень женится на Софье.
Из-за якобы оскорбления чести семьи Руневского вызывает на дуэль брат Софьи – Владимир Зимин. На дуэли Руневский тяжело ранен. Его выхаживают на даче Сугробиной.
Однажды ночью, услышав голоса в соседней комнате, он через щелку в двери видит ритуал вампиров. Сугробина прокусывает шею связанной Даши, Теляев облачен в железные латы. Парень пытается выбить дверь, но слаб. Горничная Дашиной матери разбивает каменную доску с каббалистикой, чтобы снять проклятие рода. Юноша теряет сознание.
Когда он вполне выздоровел, узнал, что в ту памятную ночь умерла бабушка Даши, Даша возле него живая, но у нее шрамик на шее, Рыбаренко разбился, прыгнув с высоты.
Главный смысл
Книга показывает, что в мире есть много тайного и пугающего, в существование коего можно и не верить, но опасаться стоит.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Как вам это понравится Шекспира Действия разворачиваются во Франции. В результате интриг младший брат свергает старого герцога, который ищет укрытие в Арденнском лесу. А вот дочь его Розалинда остается при дворе, так как связана крепкой дружбой с кузиной Селией
- Краткое содержание Перро Рике с хохолком Однажды у королевы родился сын. Он был настолько страшный, что никто не мог понять, человек ли он? Добрая фея сказала, что мальчик будет умный. И она сделает так, что он поделится своим умом с той, которая его сильно полюбит.
- Краткое содержание Абрамов Безотцовщина Володька – пятнадцатилетний паренек, растущий без отца при колхозе в Грибово. Никто не относился к Володьке серьезно, да и обязанностей важных в колхозе у него не было.
- Краткое содержание басни Крылова Слон и Моська Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку
- Рыбаков 1947 год – это начало творческого пути Анатолия Наумовича Рыбакова, советского писателя, широко известного благодаря своим произведениям, обращенным к подростковой и молодежной аудитории
2minutki.ru
Легенда[ | ]
«Восстал род на род». Николай Рерих, 1897 В наиболее ранней известной русской летописи «Повесть временных лет» начала XII века имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних летописных сборниках XVI века, включая Никоновскую летопись, появляется предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре после призвания варягов в 862 году. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими «советниками» (сторонниками). Согласно Никоновской летописи, многие новгородские мужи бежали в Киев. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.
Согласно Никоновской летописи XVI века под 864 годом:
Въ лето 6372… Того же лѣта оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его“. Того же лѣта уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съветниковъ его… В лѣто 6375… Того же лѣта избѣжаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Кiевъ много Новогородцкыхъ мужей. |
Оценки[ | ]
Татищев, комментируя данные повествования и ссылаясь на текст сомнительной Иоакимовской летописи пишет:
Никоновская летопись имеется большое число дополнений к древнейшей части «Повести временных лет», источники которых не установлены. При подготовке Никоновской летописи составитель использовал летописные своды, восходящие к новгородскому летописанию. Однако значительная часть оригинальных сведений по древнейшей истории, не имеет параллелей в сохранившихся летописях. Предполагается, что составитель Никоновской летописи во многих местах стремился пояснить и прояснить используемый им текст и вводил мотивировки действий, дополнял действие возможными в данных условиях обстоятельствами, а также мог приукрашивать сухие сообщения. По этим причинам в исторической литературе преобладает скептическое восприятие оригинальных сведений этой летописи. Среди этих оригинальных известий находится и рассказ о Вадиме.
Многие русские историки считали сказание о Вадиме вымышленным. По мнению историка С. М. Соловьёва, лучше всего оно объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев варягами, нанятыми князем Ярославом, об убийстве последних и о княжеской мести убийцам. Тот же учёный, по-видимому, склонен объяснить имя Вадима словом «водим», что в областных наречиях означает «коновод», «передовой», «проводник». Восстание не могло произойти в Новгороде в летописном 864 году, так как по археологическим свидетельствам в то время Новгорода ещё не существовало. Однако существовала Ладога, где Рюрик начал своё княжение в 862 году.
По мнению академика Б. А. Рыбакова, составитель Никоновской летописи вернулся к Несторовой редакции «Повести временных лет», которая, по мнению исследователя, имела антиваряжскую направленность и содержала подробный рассказ о борьбе новгородцев против Рюрика и его скандинавской дружины. Создатели второй и третьей редакций «Повести временных лет», по заказу Мстислава Владимировича проводили проскандинавскую тенденцию и опустили все подробности, свидетельствующие не в пользу Рюрика. Достоверным рассказ о Вадиме считали также А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов и Г. С. Лебедев.
Согласно Е. А. Мельниковой, достоверность этого сюжета не поддаётся верификации. Составитель Никоновской летописи мог стремиться продемонстрировать исконно присущую новгородцам склонность к неповиновению власти. Этот сюжет, предположительно, перекликается с характеристикой новгородцев, «звериного обычая и нрава» которых, согласно Никоновской летописи, испугались варяги.
В «Повести временных лет» и Никоновской летописи рассказывается, что часть руси покинула Рюрика и обосновалась в Киеве, где утвердились летописные русские князья Аскольд и Дир. Татищев писал: «В сии времяна словяне бежали от Рюрика из Новагорода в Киев, зане убил Вадима храброго князя словенского»
. Все описываемые летописями события укладываются в промежуток между 860 и 867 годами. В этот же период, археологами отмечена закладка монетных кладов на севере Руси, что говорит о нестабильной для торговли обстановке и смене власти.
По мнению ряда исследователей, имя Вадим имеет неславянское происхождение, и появилось на Руси лишь с распространением христианства, войдя в обиход из святцев (святой Вадим Персидский).
Вадим Новгородский. Первый борец за свободу?
#историяроссии#история#народ#война#общество#Вадимновгородский
В отечественной истории сколько-нибудь известных людей с именем Вадим нет вообще. Но во втором десятилетии XIX в. образ Вадима Новгородского был очень популярен. У декабристов, например. Вадимом интересовались и Екатерина II, и Я. Княжнин, написавший трагедию «Вадим», и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, оба в юном возрасте, когда тяга к романтике особенно велика.
Фигура эта действительно овеяна романтической легендой. По преданию, легендарный Вадим Храбрый возглавил восстание новгородцев против не менее легендарного Рюрика и его людей. Пришлые варяги, или кто они там были, своевольничали, Рюрик их покрывал и пытался руководить самовластно. Вольнолюбивым новгородцам показалось, что возникла угроза их былой вольности, и под руководством Вадима они выступили против правителя, который перестал им нравиться.
История вполне распространенная и четко укладывается в теорию «общественного договора», разработанную в конце XVII—XVIII вв. Варягов пригласили (или избрали), с ними заключили «договор», некие «правила игры», которые одной из сторон стали нарушаться. Обиженная сторона воспротивилась и решила ликвидировать «договор». «Того же лета (836) оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его», – передает летопись ход событий. Однако в русской истории, как и во всей российской жизни, особенно в армии, на протяжении тысячи лет преобладает другой принцип: «Не тот прав, кто прав, а тот прав, у кого больше прав». В соответствии с этим замечательным, как его еще называют в народе, «принципом курятника» (это когда петух в отношении кур всегда прав) «того же лета уби Рюрик В. Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его».
Не может не привлечь внимания версия историка XVIII в. В. В. Татищева, который считал, что на самом деле речь шла о заурядных «разборках» между своими. Вадим был внуком новгородского старейшины Гостомысла от старшей дочери, а Рюрик – внучок всего лишь от средней дочери, но узурпировал власть в Новгороде в обход Вадима, обладавшего большими правами на власть.
С. М. Соловьев, столп отечественной истории, подверг версию Татищева критике и высказал мнение, что никакого Вадима не существовало и словом «водим» в местных наречиях обозначали «коновода, передового, проводника», или, как бы мы сегодня сказали, заводилу сопротивления в связи с каким-то недовольством. Составители сказаний могли просто воспользоваться легендой и выдумать имена действующих лиц. Стоит вспомнить, что новгородцы добились особого статуса, особых договорных отношений с приглашаемым князем через полторы сотни лет после «выступления Вадима» и такой, пусть и полулегендарный, прецедент был очень важен при ведении переговоров с Ярославом Мудрым.
Кстати, трагедию Я. Княжнина «Вадим» по приговору Сената следовало сжечь публично «за дерзкие против самодержавной власти выражения», но приговор не был приведен в исполнение.
О Вадиме Храбром, или Вадиме Новгородском, стоило написать по одной причине. Власть, даже самая самодержавная, должна знать: на каждого Рюрика найдется свой Вадим. И не всегда победа может оказаться на стороне первого.
Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах
Другие новости и статьи
« «Мертвые сраму не имут»: жизненный путь Святослава
Самый памятный день войны »
Новости
метки: история, Вадим, борец
Темы Обозника:
COVID-19В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедикаментымедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеобразованиеобучениеоружиеохранапатриотизмпенсииподготовкапомощьправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбаспецоперациясталинстроительствоуправлениефинансыфлотэвакуация
Упырь (повесть), история создания, сюжет, критика, экранизации
Название | Упырь |
Жанр | повесть |
Автор | Алексей Константинович Толстой |
Язык оригинала | русский |
Публикация | 1841 |
Отдельное издание | 1841 |
Издательство | Привилегированная типография Фишера |
Следующая | «Амена» |
«Упы́рь» — готическая повесть Алексея Константиновича Толстого, изданная им в 1841 году под псевдонимом Краснорогский. Первое опубликованное произведение писателя.
История создания
Источником вдохновения для повести были воспоминания Толстого о его пребывании в итальянском городе Комо в 1838 году. Он писал об этом жене в апреле 1872 года, отмечая виллу Ремонди, девушку по имени Пепина и другие детали. 9 апреля 1841 года Толстой прочитал «Упыря» у Владимира Соллогуба. В числе слушателей повести были В. А. Жуковский и В. Ф. Одоевский. Интересен и тот факт, что М. Ю. Лермонтов примерно в то же время и в том же кругу читал свой мистический отрывок «Штосс». 11 мая 1841 года Толстой послал рукопись цензору А. В. Никитенко. 15 мая писатель получил разрешение на издание повести. «Упырь» был написан частично под влиянием повести «Вампир» Джона Уильяма Полидори, которая была опубликована в русском переводе в Москве в 1828 году.
Сюжет
Во время бала Руневский встречает странного незнакомца, который отмечает, что сегодня на бал пришло много упырей. Этот же незнакомец, Рыбаренко, позднее рассказывает историю, произошедшую с ним в Италии. История преподносится таким образом, чтобы читатель сам решил, было ли место упырям в повести или это психическое расстройство главного героя.
Критика
Виссариону Григорьевичу Белинскому понравилась повесть, он благосклонно писал о молодом авторе, отмечая, что тот «носит на себе все признаки ещё слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования, которое нечто обещает в будущем». Белинский также отмечал, что в произведении чувствуется молодость и неопытность автора, его неспособность в силу возраста избавиться от некоторых преувеличений.
«Упырь» — произведение фантастическое, но фантастическое внешним образом: незаметно, чтоб оно скрывало в себе какую-нибудь мысль, и потому не похоже на фантастические создания Гофмана; однако ж оно может насытить прелестью ужасного всякое молодое воображение, которое, любуясь фейерверком, не спрашивает: что в этом и к чему это? Не будем излагать содержания «Упыря»: это было бы очень длинно, и притом читатели не много увидели бы из сухого изложения. Скажем только, что, несмотря на внешность изобретения, уже самая многосложность и запутанность его обнаруживают в авторе силу фантазии; а мастерское изложение, уменье сделать из своих лиц что-то вроде Характеров, способность схватить дух страны и времени, к которым относится событие, прекрасный язык, иногда похожий даже на «слог», словом — во всем отпечаток руки твердой, литературной, — все это заставляет надеяться в будущем многого от автора «Упыря». В ком есть талант, в том жизнь и наука сделают свое дело, а в авторе «Упыря» — повторяем — есть решительное дарование.
Сочинения
В своих произведениях Шукшин часто использовал образы простых людей. Их он искал среди народа. Чаще всего его интересовали необычные образы. Несмотря на то, что многим они были понятны не сразу, их отличала близость к русскому человеку. Именно этот образ мы смогли увидеть, изучая рассказ Шукшина Чудик. А чтобы познакомиться со его смыслом и понять, чему учит рассказ Василия Шукшина, предлагаем его краткое содержание и анализ.
Краткий пересказ сюжета
Если говорить вкратце о сюжете, то в самом начале мы знакомимся с Василием Егоровичем Князевым. Однако жена Князева часто называет мужа просто — Чудик. Особенность этого человека — вечные истории, в которые он попадал. С Чудиком постоянно что-то приключается, и вот он решает ехать к брату на Урал. Эту поездку Чудик давно планировал, ведь целых двенадцать лет он не видел родную кровь. Поездка осуществилась, но и она не обошлась без приключений.
Так, вначале своего путешествия Чудик решает купить своим племянникам подарки. Там в магазине он увидел купюру в пятьдесят рублей, и считает, что ее кто-то выронил. Но поднять чужие деньги он не решился. Вот только беда, деньги оказались его. Не сумев себя пересилить, дабы забрать деньги, он идет домой, чтобы вновь снять деньги с книжки. Естественно, дома он получает нагоняй от жены.
Следующая ситуация произошла с героем, когда он летел в самолете. По определенным причинам, самолету приходится садиться не на взлетной полосе, а в чистом поле. Здесь у соседа, что сидел рядом с Чудиком, от переживания и от тряски, выпадает челюсть. Герой хочет помочь и поднимает вставную челюсть, за что получает не благодарность, а высказывание. Другой бы ответил или обиделся, а наш Чудик еще и к брату в гости своего соседа по поездке приглашает, чтобы там прокипятить челюсть. Такой реакции не ожидал этот самоуверенный человек, а тут еще и телеграфистка приказывает поменять текст телеграммы, которую Чудик хочет отправить жене.
В доме брата Василий чувствует враждебность, что идет от снохи. Она презирает деревенских, хоть сама родом из села. Однако желает всячески забыть все деревенское, чтобы полностью считаться городской. Вот и относится к сельскому жителю Василию с враждебностью. Братьям приходится идти на улицу и там предаваться воспоминаниям.
С утра Чудик обнаружил, что дома он остался один. Чтобы хоть как-то смягчить жену брата, тот решает украсить коляску, разрисовав ее. После пошел гулять по городу. Вернулся только к вечеру и увидел, как ругается муж с женой. Причиной был он и разрисованная коляска. Чтобы больше не раздражать сноху, Чудик отправляется обратно домой. Это причинило душевную боль герою, и чтобы хоть как-то обрести душевное спокойствие, ему захотелось пройтись босиком по земле, которая промокла от парного дождя.
Главные герои рассказа Чудик
Главным героем рассказа Шукшина является тридцати девятилетний Чудик. Именно так его зовет жена, хоть от рождения его имя Василий. Образ героя бесхитростный и простой. Это человек, который не решился забрать свои деньги, считая их чужими, и положил их на прилавок. А когда обнаружил, что это его купюра, не решается за ними вернуться. Боится, что в очереди сочтут, будто он берет чужое.
Для него было странным, что он вызывал всегда неоднозначную реакцию у людей своей искренностью и открытостью, хоть по его мнению, он вел всегда себя естественно. Но беда была в том, что люди давно уже стали закрыты и к такому не привыкли. Главный герой Чудик всегда поступает, как подсказывает ему сердце и это решение он считает правильным. Кстати, образ сельского жителя автор использует не просто так, ведь автор уверен, только людям из глубинки присущи такие качества, как наивность, доброта, искренность, о которых давно позабыли городские жители.
В чем смысл рассказа
В своем рассказе автор поднимает такую тему, как отношения людей в деревне и городе, а также семейные отношение, где одни строят их на доверии и уважении, а другие — на недовольстве и конфликтах. Смысл рассказа заключается в желании автора показать насколько сильно мир нуждается в таких людях, как чудики. Именно они являются украшением жизни и именно Чудики изгоняют любую пошлость и равнодушие человечества.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Сейчас читают
Произведение повествует нам опыт общения Владимира Дурова со своими питомцами-зверями и птицами. А началось все с того момента, когда в детстве писатель с приятелями хотели поиздеваться над дворовой собакой. Мальчику выпал жребий ее удавить
Главный герой, от лица которого написан роман, служит ночным портье в отеле. Ему 33 года, он холост, жизнь его довольно однообразна.
Жизнь княгини Марии Волконской изображается в виде воспоминаний, которая женщина пишет для будущих поколений.
Унтер — офицер Пришибеев попал в суд за оскорбление урядника, старшины, сотского и шестерых крестьян. Пришибеев находился в отставке, но очень любил наводить повсюду свои порядки.
В городе Новгороде, двое посадников Пренест и Вигор, ожидая Вадима, обсудили причины, почему же он не хочет говорить о своем приезде в Новгород.
Вадим в окружении защитников, сообщает о том, что их славный город Новгород находится под покровительством у Рурика. Все в недоумении, как так случилось, что Рурик оказался единственным правителем Новгорода. Вигор узнает от Вадима, как Рурик захватил Новгород. После отъезда Вадима в поход с войском, знатные люди попытались захватить власть. Благодаря самому старому жителю в городе Гостомыслу, познавшему горечь утраты, Рурика призвали как самого непобедимого. Растерявшийся Вадим, не может поверить в случившееся, ведь Рурик искал убежище в Новгороде. Решив пойти на крайние меры, Вадим заявляет, что готов отдать свою дочь Рамиду за того, кто избавит город от захватчика. Пренест и Вигор откликаются на такую просьбу, показывая свою любовь к Рамиде.
Наперсница дочери Вадима, Селена, опечалена тем, что забыв про дружбу, ее подруга ослеплена блеском будущего венца. Предупредив подругу Рамиду о замыслах ее отца, она надеется, что та ее послушает. Дочь Вадима надеется, что отец полюбит Рурика и станет ему названным сыном.
Вадим, узнав о любви его дочери к тирану, отталкивает Рамиду от себя. Он расспрашивает Пренеста, существует ли возможность спасти отечество. Пренест убеждает вельмож, которые готовы придать самопровозглашенного царя и поддержать Вадима. Врагов у Рурика полно. Вадим, в свою очередь, обещает Пренесту свою дочь.
Рамида приходит к Рурику, обеспокоенная за народ и говорит о том, что готова отдать руку нелюбимому, подчинившись воле отца. Она просит не ввязываться в войну с Вадимом, а завязать дружбу. Но возлюбленный отказывает ей. Находясь между возлюбленным и родителем, Рамида ждет, пока умолкнут звуки войны. Появившись с воинами Рурика, Вадим, просит не оставлять его в живых. Он хочет, чтобы его постигла такая же учесть как Пренеста и Вигора. Рамида клянется в верности долгу и просит у отца прощения. Вадим не верит дочери и отвергнув дружбу с Руриком, просит у него меч. Рамида, распознав замысел отца, убивает себя. Ее поступку следует и Вадим. Рурик гневается на богов за такое наказание, но не отказывается от власти.
Читать краткое содержание Княжнин — Вадим Новгородский. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Популярные сегодня пересказы
- Ворон — краткое содержание стихотворения Эдгара По Главный герой стихотворения – одинокий молодой человек. Холодной зимней ночью он сидит в своем кабинете, и занимается разбором старых книг. Таким способом он хочет отвлечься от грустных воспоминаний о погибшей возлюбленной Леноре
- Гранин Даниил Александрович Герман родился 1 января 1919 г. в селе Волынь Курской области. Читателям он известен под творческим псевдонимом Гранин.
- Шекспир Уильям Шекспир – величайший поэт и драматург 16-17 века. Его творчество оказало огромное влияние на литературу и театр последующих лет, вдохновило многих будущих писателей. На основе работ Шекспира
- Колыбельная для брата — краткое содержание рассказа Крапивина Кирилл Векшин учился в седьмом классе. У него был маленький брат Антошка, ему всего несколько месяцев. Только Кирилл умел успокоить брата, когда тот не мог заснуть или что-то его беспокоило. В таких случаях Кирилл
Выводы
Резюмируя вышеописанное, можно сказать, что восстание новгородцев под предводительством Вадима Храброго против Рюрика и варягов — научно доказанный факт, который имеет подтверждения в древнеславянских летописях. Также имеется ряд косвенных доказательств, говорящих об этих событиях, происшедших в 864 году.
Вадим Храбрый также является и литературным персонажем, однако упоминания о нем в художественных произведениях основаны на древних документах. Так, например, Екатерина II упоминает его в своем произведении – «Историческое представление из жизни Рюрика». Позже известный российский писатель Я. Б. Княжнин создал трагедию под названием «Вадим Новгородский». А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов также брались за работу над этим сюжетом, так как их интересовала как личность, так и судьба Вадима Храброго.
Вадим является предводителем тех, кто не стал мириться с несправедливостью варягов. Однако Рюрик в истории России сыграл важную роль, повлияв на становлении государства в целом, а в дальнейшем и создав целую царскую династию Рюриковичей. И неизвестно, как развивалась бы история России, если бы Вадим Храбрый одержал победу над Рюриком.