Александр володин: старшая сестра

Поместье без крестьян

Обрадовался помещик тому, что за один день все мужики исчезли с его владений. Вот только, все приезжают и обзывают его глупцом. Попробовал поиграть в пасьянс – выиграл (из чего заключил, что совсем не глуп). И стал предаваться помещик мечтам, как превратить свое хозяйство в крупное поместье. Мечтал, мечтал помещик – а сад зарос, голод его измучил и весь скот разбежался.

Как-то раз заехал к помещику исправник и видит, все кругом заброшено, скот не кормлен, на базаре ни мяса, ни хлеба нет, да и подати платить помещик не собирается. Испугался князь, что его поместье могут забрать за долги, но от своих мечтаний не отказался. Помещик начал медленно одичать – мыться и стричься перестал, начал охотиться на птиц и зайце, начал разговаривать с медведем.

Карась-идеалист

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника». В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Исторический анализ произведения

История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.

Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.

Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками

Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти

К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание) , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Соседи — Салтыков-Щедрин. Слушать онлайн или читать

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали «сударем» и «Семенычем», а бедного — просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый — даже отличный. Как есть во всей форме филантроп.

Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. «Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно — это уж свинство. А я еще ничего».

А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил ценности. И тоже говорил: «Это с моей стороны лепта».

Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым — всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.

— У тебя завтра с чем щи? — спросит Иван Богатый.

  • — С пустом, — ответит Иван Бедный.
  • — А у меня с убоиной.
  • Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.

— Чудно на свете деется, — молвит он, — который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит — у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?

— И я давно думаю: «С чего бы это?» — да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров — смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.

— Надо бы, однако, нам это дело рассудить.

— И я говорю: надо бы.

Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется — смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во щи прислал.

  1. В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.
  2. — Веришь ли, — молвит Иван Богатый, — и наяву, и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!
  3. — И на этом спасибо, — ответит Иван Бедный.

— Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты… не выйди-ка ты вовремя с сохой — пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?

— Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.

Александр Моисеевич Володин. Старшая сестра

В
Ленинграде живут сестры — Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей
и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме.
Лида — школьница.

Придя
однажды домой, Надя застает у Лиды её друга по школе Кирилла. Они спорят о
счастье. Лида считает, что счастье — в труде, когда трудишься не для себя, а
для других. Однако, когда Кирилл спрашивает её, а счастлива ли сама она, Лида
отвечает «нет». Приходит дядя Рязаевых — Ухов. Он считает, что философствования
Кирилла о жизни «кустарны». Кирилл спорит с ним и в конце концов уходит.

Неожиданно
появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том,
что он преследует Надю своими ухаживаниями. Надя объясняет, что она просто
фантазировала, рассказывая о нем подругам. Огородников требует, чтобы она
объяснила это его жене. Он набирает телефонный номер и передает трубку Наде.
Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит, не
прощаясь. Ухов, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.

Оставшись
одни, девушки начинают вслух читать «Войну и мир». Лида заканчивает школу и
собирается поступать по Надиному желанию в театральное училище. Ей страшно, что
у нее ничего не получится, но Надя уверена, что у её сестры огромный талант.
Над их детским домом шефствовал театр, их часто водили на спектакли, и она
навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза. Теперь она помогает сестре
готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.

Действие
переносится в театральное училище, где идут экзамены. Лида волнуется, что
ничего не знает и не помнит. Надя почти вталкивает её в кабинет, где принимает
комиссия. Когда Лида через какое-то время выходит, понятно, что она не прошла.
Надя ей не верит. Она идет сама говорить с комиссией, в которой сидит режиссер
Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома. Владимиров вспоминает её и
требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и уговаривает принять её
сестру. Владимиров стоит на своем. Тогда Надя читает единственное, что помнит
наизусть, — отрывок из статьи о театре.

Вернувшись
домой, где их уже ждет Ухов, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор,
а Лида — нет. Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что
это — профессия, а театром можно заниматься и на досуге, что у артистов почти
всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес, ничего нет, просит Надю подумать и
о сестре — на одну стипендию им не прожить. Надя соглашается: к сожалению, он
прав.

Проходит
два года. Лида лежит в постели, она больна: последствия лыжного похода,
организованного Кириллом. Кирилл, пришедший её проведать, выслушивает
многочисленные упреки сестер. Приходит Ухов. Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы
тот больше не смел подходить к Лиде. Лида пытается его догнать, но Ухов
насильно укладывает её обратно в постель. В дверь звонят. Ухов приводит
застенчивого человека лет тридцати. Это Владимир Львович, с которым Ухов хотел
познакомить Надю, надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти
женитьба. Владимир просит Надю рассказать о себе, но той не хочется. Она прямо
говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий Ухов тоже уходит. Надя
извиняется перед Лидой, что позволила выгнать Кирилла, однако, она считает, так
будет лучше. Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство
и не верит, что ничего этого уже нельзя вернуть.

Проходит
еще два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он
скрывает от жены свои отношения с Лидой. Для Кирилла это положение
отвратительно. Он ненавидит ложь, но систематически врет жене. Но он не может и
потерять все то, что связывает его с Лидой. Лида сомневается, любовь ли это, но
Кирилла ни в чем не винит.

Ухов
просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает. Она ходила в театр и
попросила себе маленькую роль: ей все равно какую — лишь бы хоть что-то дали.
Владимиров говорит ей, что она потеряла индивидуальность.

Неожиданно
приходит жена Кирилла — Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на
концерт. Она учительница, у нее веселый характер, она очень хороший человек.
Приходят Кирилл и Лида. Надя обещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не
придет.

Лида
говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что
они прогнали Кирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья. Надя от
злости ударяет Лиду по лицу, потом говорит, что виновата и не имеет права
ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у нее все слова и мысли,
как у Ухова. Лида собирается уходить. Надя пытается её удержать, но та все-таки
уходит.

Надя
рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно: «Что делать?»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

Другие варианты биографии

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: