«Подросток»: краткое содержание по частям
В это же время младший Версилов постоянно собирает разного рода информацию о своем отце и в итоге понимает, что его благодушный родитель на самом деле не тот, за кого себя выдает. Масла в огонь подсыпали сплетни вокруг одной сумасшедшей, покончившей жизнь самоубийством. Потом был ребенок, которого якобы от него родила другая особа. Затем возникли какие-то тайные отношения с Катериной Ивановной Ахмаковой. С мыслью, что его отец похотливый человек, подлец и мерзавец, Аркадий Макарович захотел покинуть его. Но потом некоторые лживые моменты выяснились, и тогда отец и сын проявили друг к другу снисходительность. Более того — даже стали близки друг к другу.
Как-то раз Катерина Николаевна пригласила на встречу Аркадия к тетке Татьяне Павловне Прутковой. Он встречает ее совсем одну и сразу окрыляется этой встречей. Ему кажется, что ему назначили любовное свидание. Он предполагал, что эта дама коварна из-за компрометирующего письма, однако она обезоружила его своим простодушием и сердечностью. Долгорукий был полностью заворожен ею, однако она отстранила его, хотя и не пыталась погасить в нем вспыхнувшую страсть.
Глава II
Встретив юношу, Генри моментально проникся его необыкновенной красотой. Дориан же, в свою очередь, вслушивался в столь привлекательные, но искушающие, столь красивые, но парадоксальные речи лорда, которыми Уоттон расположил к себе душу натурщика
Он показал Дориану важность красоты и юности, а также их прискорбную недолговечность
Закончив портрет, художник показывает его Грею. Но единственное чувство, которое возникает у Дориана, — это зависть к портрету, ведь его герой будет вечно молодым. Дориан тоже хочет сохранить вечную молодость. Безил дарит портрет юноше. Сам молодой красавец соглашается на приглашение лорда Генри отправиться в театр и уходит с ним.
Основная мысль романа
Роман «Подросток», краткое содержание которого приведено в статье, отразил авторские размышления о судьбе молодого поколения. Главный герой по современным меркам является вполне состоявшимся мужчиной. Однако в романе его называют подростком, так как он незрел в своих убеждениях. Его легко обмануть, сбить с истинного пути. Он плохо ориентируется в мире коварства и пошлости.
Душа Аркадия просыпается благодаря встрече с Макаром. Длительные разговоры со странником посеяли в молодом человеке зерна осознанности. Христианские ценности оказывают лечебное воздействие на неокрепшую психику, что помогает юноше прийти к пониманию истинных целей существования.
Изображение дворянства, погрязшего в грехе и разгуле, заслуживает отдельного внимания. В мире аристократии процветает ложь. Корысть выходит на первый план. Добрые поступки Версилова сочетаются с гнусностью. Многие товарищи Аркадия показывают истинное лицо, являясь на самом деле негодяями.
Роковое письмо
Однако только чуть позже откроет нам все тайны романа «Подросток» Достоевский. Краткое содержание отмечает, что Аркадий сразу устраивается секретарем к другу отца — князю Сокольскому Николаю Ивановичу. Немного прослужив у него, он уходит, так как его дочь Катерина Николаевна Ахмакова обвинила его в шпионаже — такого оскорбления он выдержать просто не мог.
Немного раньше ему в руки попали два документа, один из них — это документ, в котором указывалось, что старший Версилов выиграл судебный процесс с Сокольским, однако он может быть пересмотрен в любую минуту, и решение может стать прямо противоположным.
Второй документ передал ему Краф, который в скором времени застрелился. Бумага представляла собой письмо, в котором речь шла о том, что дочь князя Сокольского считает своего отца слабоумным, который уже из-за преклонного возраста не в состоянии принимать самостоятельные решения, а поэтому ему требуется опека. Такое письмо, если бы оно попало в руки старого князя, вызвало бы огромный скандал и могло бы настроить отца против дочери.
Характер
Однажды Аркадий появился на пороге дома законного сына Версилова, но только для того, чтобы получить пересланные деньги от отца. Брат его не принял, а лишь передал ему деньги через слугу. Аркадий вознегодовал. Его самолюбие в таких случаях очень легко уязвлялось, однако, добрый и восторженный по натуре, он быстро успокаивался и сразу переходил к любви и обожанию, когда к нему относились вежливо и по-хорошему.
С братом он потом наладит отношения. У него всегда были некоторые проблемы в общении с людьми, ему часто казалось, что над ним смеются и разыгрывают. А он, как и любой молодой человек, был самолюбив и горд и требовал к себе должного отношения.
История создания романа
Сам сюжет произведения «Подросток» Федор Михайлович придумал еще в 1871 году, но написание этого романа он начал только в 1874 году и спустя год уже закончил его. Отдельным изданием его могли лицезреть только лишь в 1876 году.
Идей Федора было написать огромный роман, ничего не уступающий «Войне и миру» Толстого. Произведение должно было состоять из 5 поветей и носить совершенно иное название – «Житие великого грешника».
В этом романе он хотел полностью отразить себя, то есть то, как он видит себя самого.
Вторым названием романа было «Беспорядок», но и его вскоре Достоевский решил изменить, вместе с формой повествования. Теперь рассказ велся от первого лица, а не от автора.
Жанром данного произведения является реализм, которым был очень популярен на тот момент. Чтобы отобразить его Достоевский использовал проблемы общества, а именно он писал про отношения между старшим поколением и младшим.
Проблематику этого произведения он придумал в 1874 году, когда писал письмо своей любимой жене. Это была актуальная на тот момент времени тема. Это взаимоотношения между поколениями, он брал не только свою семью, а более обширно, то есть в обществе тоже. Также в каких-то моментах проглядывает проблема воспитания.
Все действия в романе происходят в течение нескольких месяцев, а именно с середины сентября по начало декабря. Но в этом произведении описывается не полностью каждый день, а только некоторые моменты, которые соответствуют тематике романа. Если точнее, то каждая часть это три дня. Тем самым конфликт, который присутствует в работе Достоевского перерастает из драмы в трагедию.
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.
Литературное направление и жанр
«Подросток» — реалистический роман, в котором Достоевский, как в зеркале, отразил не только типичные характеры современного отца и сына, но и проблемы общества, в том числе и нравственные. Достоевский ставил перед собой цель «написать роман о русских теперешних детях, о теперешних их отцах в теперешнем их взаимном соотношении».
В жанровом отношении роман «Подросток» сочетает в себе черты романа-воспитания (скорее, самовоспитания), то есть романа о мальчике, а также философского романа, то есть романа об идее. В произведении есть черты семейной хроники. Авантюрность романа связана с зашитым в сюртуке подростка письмом, компрометирующим Ахмакову. С ним связано множество интриг, раскрывающих характеры героев: шантаж, борьба, похищение Ламбертом. По форме роман – записки героя.
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Анализ романа «Подросток» — композиция
Произведение состоит из трёх частей. В начале романа Аркадий приезжает в Петербург. Он лелеет честолюбивые планы – разбогатеть и раздать деньги бедным. Накопить миллион он желает только честным путём, избегая дороги обмана и мошенничества. Аркадий стремится вести аскетический образ жизни, ограничивая свои потребности. В виде искушения даны альтернативные способы накопления средств: действия мошенника Стебелькова, шантаж Ламберта, ростовщичество, игра.
Продолжая анализ романа «Подросток» отметим, что во второй части мы видим изменения жизненных ценностей Аркадия. Он не проходит испытания роскошью и богатством. Им овладевает гордыня и мысль о том, что деньги способны поднять человека в своих собственных и в чужих глазах.
В третьей части на первом плане мотивы покаяния и возрождения. Герой оказывается перед выбором: перед его глазами встают два ориентира – Ротшильд и Христос.
Проблематика
В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причём не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.
Общественная проблематика романа проистекает из темы, которую сам Достоевский указал: «О будущем России – детях». Тенденции негативных изменений, обозначенных как проблемы романа, он выискивал в газетах, журналах и хрониках: общественный «беспорядок», который является следствием душевной неупорядоченности, «хроника случайного семейства», противопоставленная Достоевским историям семейств, чтящих традиции и берегущих «честь»: «Капитанская дочка» Пушкина, «Война и мир» Толстого.
В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.
Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается — и человек преображается.
Ещё одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского — двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.
Глава IV
Действие происходит спустя месяц. Дориан Грей сидит в библиотеке лорда Генри в ожидании его самого. Юноша коротал время за книгой. Вскоре в комнату входит леди Уоттон. Во время их разговора становится видно, сколь сильное влияние имеет лорд Генри на Грея. Дориан выражается теми же словами, мыслит так же, как он.
Наконец, приходит Генри, и молодой человек рассказывает ему о своей влюблённости в актрису. Он встретил её в захудалом театре, куда он пришел по чистой случайности. Сибилла играла главную роль в пьесе «Ромео и Джульетта». Всё в этом театре, от музыки до игры персонажей, вызывало отвращение в юноше. Но с появлением Сибиллы театр и весь мир наполнился для него новыми красками. Он рассказывал Генри про её мелодичный голос, красоту и прекрасную актерскую игру. Про прозвище – «Прекрасный принц», которое Сибилла дала Грею. В конце разговора Дориан уговаривает лорда Уоттона пойти вместе с ним и Бэзилом посмотреть на девушку на сцене. Но, до их совместной поездки, Генри приходит телеграмма с известием о помолвке юной пары.
Характер
Однажды Аркадий появился на пороге дома законного сына Версилова, но только для того, чтобы получить пересланные деньги от отца. Брат его не принял, а лишь передал ему деньги через слугу. Аркадий вознегодовал. Его самолюбие в таких случаях очень легко уязвлялось, однако, добрый и восторженный по натуре, он быстро успокаивался и сразу переходил к любви и обожанию, когда к нему относились вежливо и по-хорошему.
С братом он потом наладит отношения. У него всегда были некоторые проблемы в общении с людьми, ему часто казалось, что над ним смеются и разыгрывают. А он, как и любой молодой человек, был самолюбив и горд и требовал к себе должного отношения.
Герои
Аркадий Макарович Долгорукий – девятнадцатилетний незаконный сын Версилова. Очень гордый, а также упорный. Был уже совершеннолетним, но не осознавал свою ответственность за свои поступки из-за чего Достоевский называл его подростком.
Версилов – незаконный отец Аркадия. Из-за его гордыни он не замечает хороших намерений. Для него единственный идеал – это христианство.
Женские образы присутствуют в этом произведении лишь для отображения характеров и поступков главных героев, а также с помощью них отражено отношение главных героев к окружающим людям.
Ахмакова – женщина, которая имела сильный характер и смогла противостоять Версилову.
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Сейчас читают
Жил в одном государстве мельник. Старость незаметно подкралась к нему, да и здоровье пошатнулось. Отошел он на тот свет, оставив своим сыновьям небольшое наследство. Самый старший из братьев забрал себе мельницу
Основными персонажами произведения являются трое приятелей, увлекающихся охотой и представленных писателем в образах дядя Вани, дядя Феди и дяди Кузьмы.
Рассказ Антона Павловича Чехова «Налим» появился на свет в 1885 году. Действие рассказа происходят хорошим летним днем на берегу водоема. Плотники Герасим и Любим отвлеклись от своей работы по постройке купальни для своего барина
Иона Потапов работает извозчиком. Ну улице холодно и идет снег, но он не замечает ничего вокруг. Иона сидит сгорбившись, поглощенный своими мыслями. У мужчины большое горе: умер его сын
В книге рассказывается о жизни сельской женщины во времена войны. Женщину звали Толганай. К концу лета Толганай приходит в поле и изливает душу о своей нелегкой жизни.
Анализ образа главного героя в романе «Подросток»
Аркадий – незаконный сын Петра Версилова, в детстве претерпевший много унижений в частном пансионе из-за своего происхождения. Писатель неслучайно показывает его на пороге совершеннолетия. Он ещё не утратил черты, свойственные детству, — стремление к личной свободе и уединению. Но ещё не приобрёл качество взрослого ума – способность различать добро и зло.
Аркадием владеет гордыня. Он хочет насладиться жизнью сполна, стать новым Ротшильдом. Он отказывается от обогащения путём мошенничества или ростовщичества, но роскошь притягивает его. Если вы проводите анализ романа «Подросток», не упустите эту мысль.
В итоге Аркадий становится на истинный путь, найти который помогает «юридический отец», Макар Долгорукий. Его идеи праведной жизни, даже сама его смерть являются уроком для главного героя. Подросток отказывается шантажа, который планировался ранее, и углубляется в самоанализ. По мысли автора, его герой «чутьём» ищет руководящую «нить поведения», идею, позволяющую отделить добро от зла, но не находит в обществе. Однако Аркадий интуитивно чувствует её необходимость и становится на путь возрождения.
Вы прочитали статью, где был представлен анализ романа «Подросток» Достоевского. В нашем литературном блоге сотни статей с похожей тематикой.
Проблематика
В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причём не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.
Общественная проблематика романа проистекает из темы, которую сам Достоевский указал: «О будущем России – детях». Тенденции негативных изменений, обозначенных как проблемы романа, он выискивал в газетах, журналах и хрониках: общественный «беспорядок», который является следствием душевной неупорядоченности, «хроника случайного семейства», противопоставленная Достоевским историям семейств, чтящих традиции и берегущих «честь»: «Капитанская дочка» Пушкина , «Война и мир» Толстого .
В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.
Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается — и человек преображается.
Ещё одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского — двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.
Макар Иванов Долгорукий
Достоевский «Подросток» (краткое содержание по главам) буквально насыщает новыми и новыми людьми — аферистами и шантажистами. Практически все подключаются к поискам письма Екатерины Ахмаковой, кроме одного — Макара Иванова Долгорукого, того дворового, который записан как отец Аркадия. Он однажды появляется в доме Версилова. Человеком он был очень приятным, и его ценили как мудрого и интересного рассказчика назидательных бесед и богобоязненную личность, собиравшую подаяния на строительство храма. Он пришел к ним совсем больной и обессиленный и вскоре умер. За короткое время, пока он был в их доме, Аркадий очень сильно к нему привязался. Он считал его лучше и чище всех окружающих. Именно этот простой человек пролил в его душу живительный свет духовности и любви.
Глава VII
Приехав, друзья уселись в заказанное ложе, ожидая появления Сибиллы. Когда, наконец, представление началось, и девушка в роли Джульетты вышла на сцену, оба друга подчеркнули её красоту. Но выступала она из рук вон плохо, фальшиво. Генри и Бэзил ушли, не досмотрев представление до конца. Потрясенный Дориан же, дождавшись конца пьесы, пошел за кулисы, чтобы встретиться с актрисой. Она радостно встречает его и говорит, что не может играть как прежде из-за любви к нему. Но возлюбленный отвечает, что она погубила их любовь, называет её бездарностью и заурядностью. В ответ Дориан слышит мольбы о прощении, но он уходит.
Следующие часы Грей проводит в забытье и поздно возвращается домой. Там он заметил у портрета неладное – лицо выражало жестокость, которой раньше не было. Сначала Дориан не поверил в это, но затем слова, сказанные им у Бэзила, пробудили в нем уверенность. Закрыв портрет, Грей жалеет Сибиллу. Дориан решил, что картина станет его совестью, он будет делать добрые дела и не поддаваться искушению.
О произведении
Сказка «Девочка со спичками» Андерсена была написана в 1845 году. На создание этого грустного святочного рассказа писателя вдохновила гравюра Иоганна Лундбю, на которой была изображена юная продавщица спичек.
Это одно из самых печальных произведений Андерсена, которое показывает противопоставление мира богатых и мира бедных, а также судьбу девочки, чья жизнь не имеет ни для кого значения на Земле.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Девочка со спичками». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Глава XIV
Следующим утром Дориан пишет два письма: одно адресует бывшему другу – Кэмпбеллу, химику, а второе просто кладет в карман. Мысли о случившемся не покидают героя. Вскоре приезжает Алан, так как текст письма его очень взволновал.
Вчерашний убийца спокойно рассказал о случившемся и попросил помощи. Необходимо избавиться от тела. Кэмпбелл отказывается стать частью гнусной аферы. Его не трогают даже мольбы Дориана. И тут Грей пускает в ход второе письмо, содержание которого может уничтожить химика.
Алан в сопровождении Дориана поднимается наверх. В комнату, где лежит тело Бэзила. Грей видит кровь на руке портрета и скрывает его от глаз Алана покрывалом. Химик остается наедине с мертвецом. Его познания в химии и азотная кислота сделали своё дело: тело исчезло.
Герои романа
Основное качество Аркадия – гордость, перерастающая в гордыню. Именно из гордости проистекает его идея стать новым Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности. Подросток решил для себя, что воровать не будет, а также не станет ни закладчиком, ни процентщиком. Другая идущая из детства черта – стремление к уединению, а чисто подростковая – личная свобода и жажда могущества.
Аркадий хочет насладиться жизнью сполна, о себе он говорит, что ему и трёх жизней будет мало.
Причиной обострённого самолюбия становятся унижения, которые Аркадий перенёс в детстве в пансионе Тушара. Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношения юноши к отцу двойственны: восхищение, похожее на влюблённость, готовность к любой жертве – и ненависть.
Аркадий стремится найти в обществе путь добра, отличимый от злого. На деле же оказывается, что благие намерения не приводят к добрым поступкам.
Женские образы романа оттеняют мысли, чувства поступки главных героев. Мягкая и безвольная мать Аркадия, готовая на разлуку с сыном и целиком посвятившая себя Версилову, воспринимается им как вещь, которую он может погубить. Версиловские черты видны в умной и твёрдой Анне Андреевне, в чистой сердцем, гордой, смелой, мужественной Лизе, которая, как и её отец, склонна к авантюризму.
Катерина Николаевна Ахмакова – единственная женщина, способная противостоять Версилову благодаря собственному стержню.