Аверченко аркадий тимофеевич

Женщина-Смерть

А потом больная девушка и третий свой сон рассказала. Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее. Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась.

Много еще интересного поведала Луша барину, а на прощание попросила, чтобы маменька его немного оброк у здешних крестьян сбавила. Угодий мало у них, а они бы за них и помолились бы.

Через несколько недель Лукерья скончалась, как раз после «Петровок».

Детство и юность

Аркадий Тимофеевич Аверченко родом из Севастополя. Мальчик появился на свет в 1881 году в купеческой семье. У Тимофея Петровича и Сусанны Павловны родились 10 детей, трое сыновей умерли еще в младенчестве. Аркадий остался единственным братом шестерых сестер.

Ребенок отличался слабым здоровьем, но и этот печальный факт он со свойственной ему самоиронией делает объектом для шуток в автобиографии, написанной в 1903 году. Слабое зрение не позволяло ему посещать гимназию, поэтому начального образования мальчик не получил. Как, впрочем, никакого другого, если не считать 2 классов реального училища.

Аркадий Аверченко (Россия Великая)

Аверченко — талантливый самоучка с огромным читательским багажом. Дома его обучением занимались сестры. Бизнес отца в один прекрасный день прогорел, и семья попала в трудное материальное положение.

Хотя писатель самокритично причисляет себя к лоботрясам и бездельникам, работать он стал с 15 лет. Поначалу юноша устроился писарем в компанию по перевозке грузов, а через год уехал на угольные шахты Донбасса, где прослужил конторским рабочим около 4 лет.

Время на рудниках протекало тяжело и уныло, а единственным развлечением и “веселой стороной жизни” среди безбрежной грязи и каторжной работы было беспробудное пьянство. Юный писатель и это положение смог комически обыграть в своих рассказах, однако был несказанно рад, когда контора в 1900 году перебралась в Харьков. Здесь, по его собственным словам, молодой человек ожил и окреп. Тогда же предпринял первые литературные попытки.

Зайцово

Здесь рассказчик встречает своего давнего знакомого Крестьянкина. Однажды ему пришлось рассматривать дело об убийстве помещика. Хозяин всячески издевался над своими крестьянами, мучил их тяжелой работой, постоянно избивал. Тогда крестьяне не выдержали подобного обращения и, в конце концов, убили своего барина, а в придачу и его сыновей. Крестьянкин, рассматривая данное дело, не признал за крестьянами вину. Однако его коллеги были не согласны с таким решением и требовали наказания. Чтобы не стать участником несправедливого суда, Крестьянкин покинул службу.

Еще одна история, которая произошла с автором в Зайцеве, заключалась в следующем. Этим же днем герой получает письмо от своего знакомого, где говорится, что на днях в Петербурге одна пожилая пара заключила брак. Женитьба, разумеется, была основана совсем не на любви. Барон был заинтересован в богатстве своей супруге, а дама вышла замуж, чтобы не остаться совсем одной под конец жизни. Женщина, к слову разбогатела за счет того, что в молодости активно занималась непристойной деятельностью, а чуть позже обзавелась собственным «домом терпимости».

Вечером – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Посвящаю Лиде Терентьевой

Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:

– Что тебе, Лидочка?

С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.

– Я читаю, дитя мое, о тактике жирондистов.

Она долго смотрит на меня.

– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней конъюнктуры.

– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.

– Да. Это патологический термин.

– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.

Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:

– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.

– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.

– И потом, я хочу сказку.

– У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше ты мне.

Она карабкается на колени и целует меня в шею.

– Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?

Я делаю изумленное лицо:

– Первый раз слышу.

– Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…

– Виноват… Не можешь ли ты указать точно ее местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.

Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.

– В этом… В Симферополе.

– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.

– …Взяла она маслецо и лепешечку и пошла через лес к бабушке…

– Состоял ли лес в частном владении или составлял казенную собственность?

Чтобы отвязаться, она сухо бросает:

– Казенная. Шла, шла, вдруг из лесу волк!

– Я спрашиваю: большой волк?

– Вот такой. И говорит ей…

Она морщит нос и рычит:

– Кррасная Шапочка… Куда ты идешь?

– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.

Она страдальчески закусывает губу:

– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.

– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…

– А где он жил? – ехидно спрашивает она.

Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.

– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.

Минут через двадцать знакомое дергание за пиджак, легкое царапание ногтем – и шепотом:

– Дядя! Я знаю сказку.

Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звездочки, и губки топырятся так смешно…

– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.

– Лидка! Да ведь это моя сказка!

Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:

– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.

– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!

Чтобы замять разговор, она просит:

– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?

Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:

В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:

– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.

– Ты хочешь сказать: невесту?

Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и все перелистывает книгу, перелистывает…

– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…

Палец ее робко ложится на корявый ствол старой, растрепанной ивы.

– Э, нет, милая. Какая же это невеста? Это дерево. Ты поищи женщину пострашнее.

Опять тишина и частый шорох переворачиваемых листов. Потом тихий, тонкий плач.

– Лида, Лидочка… Что с тобой?

Едва выговаривая от обильных слез, она бросается ничком на книгу и горестно кричит:

– Я не могу… найти… для тебя… страшную… невесту.

Пожав плечами, сажусь за революцию; углубляюсь в чтение.

С непросохшими глазами, Лида держит перед собой дверной ключ и смотрит на меня в его отверстие. Ее удивляет, что если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня.

Кряхтя, она сползает с дивана, приближается ко мне и смотрит в ключ на расстоянии вершка от моей спины.

И в глазах ее сияет неподдельное изумление и любопытство перед неразрешимой загадкой природы…

Вариант 1

1. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.С. Пушкин
2. Л.Н. Толстой
3. Н.В. Гоголь
4. А.П. Чехов
5. М.Е. Салтыков-Щедрин

А. «Детство»
Б. «Песнь о вещем Олеге»
В. «Хамелеон»
Г. «Тарас Бульба»
Д. «Как один мужик двух генералов прокормил»

2. Что такое былина

1) Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях
2) Это поэтическая биография народа
3) Это краткое изречение
4) Это рассказ об исторических деятелях

3. Лирика — это

1) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом
2) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора
3) стихотворение из двух строк

4. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»

1) маленького человека
2) лишнего человека
3) богатого человека
4) интеллигентного человек

5. Что такое сатира

1) это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
2) это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни
3) это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

6. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».

7. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

1) Леонид Андреев «Кусака»
2) Андрей Платонов «Юшка»
3) Федор Абрамов «О чём плачут лошади»

8. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»

1) человеческое безразличие
2) неуважение к чужому труду
3) хулиганское поведение подростков
4) хамское отношение между людьми

9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

1) любопытство
2) уважение
3) сострадание

10. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является

1) описание жизни простого деревенского человека
2) изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе
3) история брошенной куклы

11. Каково авторское отношение к мужику в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) восхищение, любование
2) презрение, пренебрежение
3) сожаление, горечь
4) безразличие

12. Определите жанр произведения И.С. Тургенева «Бирюк»

1) повесть
2) очерк
3) притча
4) рассказ

13. Почему Бирюк все же отпустил крестьянина?

1) постеснялся своей жестокости перед барином
2) испугался мести крестьянина
3) пожалел мужика
4) понял, что крестьянин доведен до крайней степени нищеты

14. Из какого произведения взят этот отрывок?

«На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка…»

15. Узнайте по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения

1) Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
2) «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам»

16. Какому герою принадлежат приведенные ниже слова?

1) «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…»
2) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!»
3) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?»

17. Сформулируйте, какую повесть мы называем автобиографической. Приведите пример такого художественного произведения из изученных в этом году.

18. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит. (А.С. Пушкин)

19. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф.И. Тютчев)

20. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого… (М.Ю. Лермонтов)

О чем?

Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.

Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Пешки

В городе автору довелось пообедать в обычной крестьянской избе, хозяйка которой поведала рассказчику о тяготах крестьянской жизни. О том, что им приходится есть плохой хлеб, о том, что совсем не видят сахара, в то время как именно крестьяне производят и то, и то другое. Это несправедливо. Автор становится свидетелем нищего убранства дома и задумывается о том, почему помещики так поступают со своими крестьянами. Он совсем не думают об их благополучии и нормальных условиях жизни. Автор пытается достучаться до совести читателей-помещиков, призывая прекратить издевательства над несчастными людьми.

Фрагмент из романа Дубровский

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­лодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­воте и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­хивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю­-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянькаОрина Егоровна Бузырева…
»

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки…

Ответы на тест по литературе Станционный смотритель
1 вариант

1. Повести Белкина
2. пейзаж
3. эпитет
4. повтор
5. дочь2 вариант

1. Самсон Вырин
2. портрет
3. эпитет
4. диалог
5. повтор

1. К какому эпическому жанру относится произведение «Станционный смотритель»?

1) рассказ

2) повесть3) роман4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»2) «Повести Пушкина»3) «Проза Пушкина»4) ни в какой цикл не вошло

3. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем?

1) 18122) 18153) 18164) 1820

4. Станционный смотритель – это чиновник

1) 1 класса 2) 3 класса 3) 9 класса 4) 14 класса

5. Укажите правильное толкование слова «шлафорк» в предложении:«…в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

2) домашний халат3) рубашка4) пальто

6. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости2) проблема позднего раскаяния3) проблема дочерней неблагодарности4) проблема экологии языка

7. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа2) Глаша3) Дуня4) Маша

8. Какого цвета были глаза у дочери героя?

1) голубые2) зелёные3) карие4) в произведении об этом не говорится

9. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.2) Вручил ему пятьдесят рублей.3) Пригласил отобедать.4) Ничем не расплатился.

10. Современник Пушкина писал: «Вскоре по выходе повестей Белкина я на минуту зашел к Александру Сергеевичу; они лежали у него на столе. Я и не подозревал, что автор их — он сам. «Какие это повести? И кто этот Белкин?» — спросил я, заглядывая в книгу. «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Повести были написаны: «Гробовщик» — 9 сентября , «Станционный смотритель» и предисловие к повестям — 14 сентября , «Барышня-крестьянка» — 20 сентября , «Выстрел» — 12 и 14 октября , «Метель» — 20 октября : тогда же Пушкин задумал объединить повести вымышленным образом Белкина и издать их анонимно.

1)1830 г.;2)1833 г.;3)1834 г.

Личная жизнь

Так случилось, что Аркадий Аверченко никогда не был женат. По-настоящему правдивой информации о его отношениях с женщинами сохранилось очень мало. В свое время в его окружении ходили слухи о том, что еще в Харькове у него родился сын, но доподлинно об этом ничего не известно.

Многие его коллеги и знакомые уверяли, что Аверченко относился к прекрасному полу достаточно иронично из-за того, что вырос в окружении своих шести сестер. Он, как утверждали его знакомые, заводил романы исключительно с замужними дамами, чтобы не пришлось потом жениться.

Одними из самых продолжительных — около двух лет — были отношения с Софьей Меттер, которая несколько лет спустя стала женой художника Николая Ремихова, сотрудничавшего несколько лет с Аверченко.

В 1912 году в жизнь писателя вошла актриса Александра Садовская. Она была замужем, в семье подрастало трое детей, поэтому роман очень старательно скрывался. Есть предположение, что один из детей Садовской был сыном Аверченко.

Непростые отношения этих двух людей легли в основу сюжета небольшого рассказа «Бритва в киселе». Его название говорит само за себя. Александра Садовская была целеустремленной, волевой, очень активной дамой. Аркадий Аверченко – абсолютной противоположностью – флегматик, не очень решительный и часто занятый собой и своим творчеством человек. Пара окончательно рассталась в 1915 году. Примечательно, что сын актрисы, который с большой вероятностью был и сыном Аркадия Аверченко, тоже стал писателем, а еще раньше, во время войны, был участником прорыва блокады Ленинграда.

Позднее в жизни писателя появлялись и другие женщины. Так, уже в эмиграции, у него случилось два романа — с актрисами Юлией Горской, а позднее — с Раисой Раич. Но ни одна из женщин так и не вошла навсегда в его жизнь.

С Раисой Раич (1923)

Популярные сегодня пересказы

  • Казаков Талантливый русский писатель и прекрасный сценарист советской эпохи – Юрий Павлович Казаков. Родился 8 августа 1927 года в столице Советского Союза в Москве. Юношество Казакова выпало на очень тяжелое время на годы
  • Краткое содержание сказки Сказание о гордом Аггее Гаршина В одном государстве правил гордый и властный царь. Звали его Аггей. Друзей он не имел, и все враги его боялись. Народ не бунтовал, все жили смирно, боясь разгневать своего правителя
  • Ирвинг Американский писатель Вашингтон Ирвинг (1783-1859 гг), автор жизнеописаний Колумба, Джорджа Вашингтона, Оливера Голдсмита, а также многочисленных новелл и захватывающих рассказов об индейцах, стоял у истоков американского романтизма.
  • Краткое содержание романа Конец вечности Азимова В этом произведении речь идет об выдуманном предприятии, особенностью которого было то, что оно существовало вне времени. Это покажется читателям весьма необычным. Прозвали ее таким громким названием как «вечность».

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

История создания

Пожалуй, самой любимой темой писателя были дети. В посвященных им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.

Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, ее наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и полностью копируют поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но, в первую очередь, для взрослых

В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного отношения к ним отношения

Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.

Сочинение 2

В рассказе автор, с мягким юмором, показывает разницу в мышлении и поведении взрослых и детей. Аверченко показывает, что привычное для нас поведение может выглядеть не так, как мы его привыкли воспримимать, если посмотреть на него с другой стороны.

Однако вскоре дяде меняет тон и рассказывает Лидочке глупую, но смешную историю о мальчике, который по ошибке съел лягушку. Ребенку, естественно, подобные разговоры, понятные ей, нравятся и психологический контакт восстановлен. Дядя показывает племяннице страшные картинки в журнале, они разговаривают на языке, понятном ей.

Автор демонстрирует свои представления о восприятии мира и мышлении детей и взрослых. По его мнению, старшее поколение воспринимает все рационально, даже слишком. Общение с другими помогает человеку жить более разносторонней жизнью. Начав рассказывать и слушать сказки, в которых нет полезного содержания, взрослый серьезный человек может выйти из своей скорлупы и увидеть оттенки мира, которые оставались для него скрытыми из-за мышления шаблонами.

Следует также отметить, что этот рассказ Аверченко, хотя и затрагивает серьезные темы разных черт, присущих взрослым и детям, но пропитан теплотой и добром. Видно, что дядя и племянница, несмотря на свою непохожесть, любят друг друга.

Писатель напоминает прописную истину, которую многие часто забывают и игнорируют: необходимость время от времени встать на позицию другого человека и посмотреть на ситуацию под его углом зрения. Это, разумеется, касается не только взрослых и маленьких детей, но и людей с разным социальным положением, образованием и жизненным опытом.

  • Лао цзы представитель древнекитайской школы

      

  • Протокол родительского комитета в школе по сбору денег

      

  • Конкурс буклетов в школе

      

  • Куда будут эвакуировать детей из школ

      

  • Кәмһетелгәндәр зәйнәб биишева краткое содержание

Писарь

Из-за этого Аркадию уже в 15 лет пришлось пойти работать. Поначалу он был писарем в компании, которая занималась грузоперевозками. Затем уехал на более перспективное место на Донбасс. В конторах при угольных шахтах он провел следующие четыре года.

О времени на рудниках он всегда вспоминал как об одном из самых сложных этапов своей биографии. Аверченко много трудился, а единственным развлечением в то время было пьянство.

Даже это тяжелое положение он в будущем с юмором опишет в своих рассказах. Когда в 1900 году узнал, что его контора переезжает в Харьков, сильно этому обрадовался. По его собственному признанию, в большом городе он сразу расправил плечи. К тому периоду относятся и его первые литературные опыты.

Сказка

Итак, Лидочка деловито спрашивает у дяди, знает ли он про Красную Шапочку. Герой делает изумленный вид и отвечает, что впервые слышит о такой сказке. Тогда девочка начинает свой рассказ.

Лида начинает, то тут герой просит ее указать точное место жительства Красной Шапочки. Девочка называет единственный город, который знает — Симферополь. Лида продолжает. Но герой снова ее перебивает — лес, через который шла Красная Шапочка, был в частном владении или казенный? Девочка сухо отвечает — казенный. И вот, Шапочке навстречу выходит волк и говорит, но тут дядя вновь перебивает — звери разговаривать не умеют. Тогда Лида закусывает губу и отказывается продолжать рассказывать сказки, так как ей стыдно.

Герой начинает свой рассказ про мальчика, который жил на Урале и случайно съел жабу, перепутав ее с яблоком. Сам рассказчик понимает, что его история дурацкая, но на девочку она производит большое впечатление.

Популярные сегодня темы

Доброта – одно из самых значимых человеческих качеств, когда человек проявляет заботу по отношению к другим, не ожидая вознаграждения за свои душевные устремления. Это и есть главные проявления доброты.

Ранним утром Индюк будит жену и требует, чтобы она сказала, что он является умнейшим среди птиц. Индюшка подтверждает его мнение, но тогда, он говорит о том, что соседи мало его уважают и не воспринимают его серьезно

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистической и фантастической прозы, напоминающей мрачную романтическую сказку гофмановского стиля.

Переезд в Петербург

Приехав в Петербург, открыл новый этап в своей биографии Аверченко. Очень быстро ему удается и здесь завоевать популярность, став весьма заметной фигурой.

Аркадию Тимофеевичу удается занять место, для которого, как многим казалось, он просто был создан. У него был удивительный талант подмечать нелепое и смешное. Он его реализует в полной мере, делая это остро и едко.

Для начала Аверченко устраивается на работу редактором в журнал «Стрекоза». В 1908 г. начинает сотрудничать с «Сатириконом», который быстро превращается в трибуну современной тому времени социальной сатиры. Это настоящее яркое культурное явление, которое все вокруг охотно обсуждают. Заканчивается это тем, что Аверченко из постоянного автора становится главным редактором этого журнала.

Новгород

Оказавшись в этом городе, рассказчик начинает размышлять об истории Новгорода. Когда-то город был очень богатым и славился своим демократическим строем. Однако ситуация изменилась, когда город был завоеван Иваном Грозным и в итоге им же разорен. Автор задумывается над таким вопросом: Было ли у Грозного право захватывать город и есть ли вообще необходимость в праве, когда есть сила и могущество.

В Новгороде автор беседует со знакомым купцом. Он известен тем, что взяв плату за товар, вещи в итоге не поставляет. Чтобы не попасть под действие закона, он переписал дом на супругу. Подобного рода дела проворачиваются по всей стране, поскольку законодательство в этой сфере проработано очень плохо и нуждается в серьезном реформировании.

Главные герои их характеристика:

В пушкинские времена такого окрестили бы «архивным юношей»: он обладает обычной внешностью, трудится на скромной должности, снимает небольшую квартиру, и прислуга у него всего одна – пожилая Матрена.

Он предпочитает фантазировать на тему, как все могло бы развернуться, но ничего не делает для этого. Восемь лет он живет в Северной столице, но за это время не сумел даже обзавестись приятелями.

Настенька – девушка лет семнадцати, живет на попечении бабушки. Эта пара ведет чрезвычайно тихую жизнь, настолько уединенную, что у Настеньки нет подруг – бабушка боится за внучку и никуда ее не отпускает.

Доходит до абсурда: слепая старушка пришпиливает каждый день платье Настеньки к своему, чтобы быть уверенной, что девушка никуда не убежит и с ней ничего не случится.

Настенька хрупка, нежна, обладает живым характером, а в ее небольших глазках светится острый ум – она наблюдательна от природы.

Проблемы

В произведении «Станционный смотритель» поднята нравственная проблематика.

  1. Проблема отцов и детей. Дуня не могла понять чувства своего отца, пока сама не стала матерью, поэтому между ними произошел разлад. Из-за сильного чувства главная героиня принимает решение оставить своего отца и уехать в неизвестность вместе с гусаром. Как это ни удивительно, но гусар все же сделал предложение Дуне. Однако отец никак не мог об этом знать, и равнодушное молчание Дуни его убило. Он жил в неизвестности и думал, что его дочь погибла в разврате, отвернувшись от него. А Дуня все это время не могла набраться смелости для первого шага.
  2. В произведении Пушкин поднял проблему одиночества. Самсон умер так скоро из-за того, что лишился своего смысла жизни. Дочь была для него светом в окошке, и ее предательства он не мог пережить. Одиночество сделало маленького человека угрюмым и сломленным.
  3. Проблема эгоизма. Зная, в каких непростых условиях живёт отец, Дуня ни разу не навестила его. Желая обрести личное счастье, главная героиня забыла о человеке, который всегда её искренне любил и заботился о ней.  К сожалению, судьба Самсона Вырина является не единичной. И в настоящее время дети порой забывают о своих родителях, подаривших им жизнь, ласку, заботу и любовь. Александр Сергеевич утверждает, что такое отношение к родителям недопустимо. Дуня горько рыдала, но ничего не могла изменить.
  4. Проблема раскаяния. Героиня осознала вину, но слишком поздно. А Минский обидел отца своей будущей жены и не подумал о том, что его вмешательство в судьбу семьи стало фатальным. Он не раскаялся, ведь даже не сопроводил жену к отцу. Для таких людей оскорбить нижестоящего было нормой жизни.

Смерть

Еще в детстве Аверченко получил травму глаза, и болезни зрения сопутствовали ему до смерти. В начале 1925 года писателю пришлось решиться на удаление больного глаза, и операция прошла с осложнениями. С января мужчина находился в больнице Праги в крайне тяжелом состоянии, имея одновременные проблемы с сердцем, сосудами и почками и долгое время не приходя в себя.

Могила Аркадия Аверченко (Википедия)

Затянувшаяся болезнь стала причиной смерти, которая наступила 12 марта 1925 года. Его похоронили в православной части Ольшанского кладбища, где покоятся видные деятели первой волны русской эмиграции.

Долгое время на родине Аверченко оставался запрещенным автором, и русский читатель по-настоящему открыл для себя творчество сатирика только в 1980-е годы. “Галочка”, “Человек за ширмой”, “Жена” и другие рассказы вошли в сокровищницу мировой юмористической литературы, а цитаты из произведений писателя до сих пор вызывают улыбку и легкую грусть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: