Содержание финальной части
Некогда богатое семейство находится на грани финансового краха. Приклонские вынуждены выставить на продажу свой особняк и переехать в захудалую квартиру. Княгиня, не выдержав выпавших на ее долю испытаний, скоропостижно умирает. Торопков добился своей цели, став мужем состоятельной дамы. Несчастная Маруся не может найти себе покоя, ее сердце разбито.
Егор без зазрения совести тратит направо и налево оставшиеся деньги, выманивая их у сестры. Вдобавок ко всему он приводит в их общее жилье любовницу. Маруся опустошена, душевные страдания серьезно пошатнули ее здоровье. Набравшись смелости, она отправляется к Топоркову, чтобы поделиться с ним своими чувствами. Только во время третьей встречи ей удается сказать ему слова любви.
Находясь в состоянии легкого замешательства, врач осознает, что до этого момента его жизнь была полна цинизма, тонких расчетов и ложных ценностей, в ней отсутствовал истинный смысл. Он видит, что девушка действительно находится на волоске от смерти, и хочет спасти ее, ведь она смогла заставить его посмотреть на мир другими глазами. Марусе удалось растопить лед в сердце алчного карьериста. Он везет ее во Францию в надежде вылечить и провести с ней остаток своих дней.
Краткий анализ
В «Цветах запоздалых» Чехов затрагивает свою излюбленную тему — трагизм человеческих судеб. Терзающий душу автора вопрос одержимости человека какой-либо идеей или мечтой решается в мелодраматическом ключе. Чувствуется некоторое ироничное отношение повествователя к описываемым событиям. С иронией здесь диссонирует серьезное впечатление, которое сюжет повести определенно производит.
«Цветы запоздалые» представляют интерес еще и тем, что в произведении появляются зачатки образов, получивших дальнейшее развитие в более поздних трудах Антона Павловича. Например, доктор Топорков по своим манерам напоминает главного героя рассказа «Ионыч». Примечательно, что уже в своей ранней повести писатель беспощадно критикует буржуазное общество, ставит под сомнение силу денег.
С огромной симпатией Чехов относится к Марусе. Он наделяет ее мягкостью, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию. Автор на протяжении всей повести подчеркивает неприспособленность героини к реальной жизни. Она живет в иллюзорном мире. Только бурная фантазия позволяет ей приписать Топоркову, всецело занятому мыслями о деньгах, черты благородного человека.
Безмерная любовь Маруси способствовала духовному пробуждению доктора и избавила его от внутренней «одеревенелости». Топорков понимает, что истинное счастье кроется не в богатстве, а в человеческих отношениях, наполненных теплотой и заботой, но такая эволюция происходит с запозданием, когда женщина, готовая ради него на все, смертельно заболевает.
Элегическое название повести предопределяет ожидаемую концовку — смерть молодой княгини, а также служит метафорой трансформации личности героя. Увы, проснувшееся чувство Топоркова к Марусе оказалось запоздалым, как и помощь, которую он хотел оказать девушке, чтобы спасти ее от тяжелого недуга.
Царь-рыба
Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.
Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.
Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему — один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.
Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.
Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.
Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.
Литературный анализ
Сюжет произведения автор «Айболита» позаимствовал у английского писателя Хью Лофтинга, создателя книг о докторе Дулиттле. Однако прототипом главного героя считается реальный человек — лекарь Цемах Йоселевич Шабат, с которым Чуковский был знаком лично и был поражен его добротой и готовностью бескорыстно прийти на помощь любому нуждающемуся.
Сказка «Доктор Айболит», как и большинство произведений, сочиненных Корнеем Чуковским для детей, написана в легкой форме, но в то же время несет поучительный смысл
Автор в присущей ему манере доносит маленьким читателям важность взаимовыручки и силу доброты. Анализ стихотворения Чуковского «Доктор Айболит» поможет разобраться в структуре произведения:
Характеристики героев
Главный герой — добрый лекарь Айболит. Среди второстепенных героев множество тех зверей, кого лечил Айболит. В сказке также описаны животные, помогавшие ему по пути в далекую Африку и ждущие там помощи:
Популярные сегодня пересказы
- Брюзга — краткое содержание пьесы Менандра Комедия Менандра «Брюзга» имеет и второе название – «Человеконенавистник». Главный герой Кнемон, родился вечнонедовольным человеком, который терпеть не может людей. Этот крестьянин прослыл брюзгою, именно
- Витязь в тигровой шкуре — краткое содержание пьесы Руставели Когда-то давным-давно в Аравии на троне восседал царь Ростеван, имевший красивую дочь Тинатин. Почувствовав старость, правитель приказал назначить правительницей Тинатин. Когда девушка должна была стать правительницей
- Краткое содержание рассказа Побег Станюкович Главным героем рассказа является десятилетний мальчик по имени Василий. Его отец адмирал. Действие произведения разворачиваются в городе Севастополь, расположенном на берегу моря.
- Колобок — краткое содержание сказки Русская народная сказка Колобок, конечно, имеет поучительный смысл, а потому имеет аналоги в фольклоре не только русском, но и многих других стран.
Очень краткий пересказ романа «Господа Головлевы».
Имением Головлевых управляла Арина Петровна, она была расчетливой и строгой женщиной, в отличие от своего супруга Владимира Михайловича. Он не касался дел, заводил интрижки на стороне и вел праздный образ жизни
Арину Петровну это не смущало, ей было важно побольше заработать. Нельзя сказать, что они друг друга любили, но прожили вместе 40 лет
У них родилось дочь и три сына: старший Степан, Анна, Порфирий и Павел.
Когда дочь выросла, то сбежала с корнетом и вышла за него замуж без согласия родителей. Но он ее бросил через два года, оставив одну с двумя дочерями-близнецами –Аннинькой и Любинькой. Вскоре дочь Арины Петровны — Анна умирает. После смерти Анны, воспитанием девочек пришлось заняться самой Арине Петровне. Старший сын Головлевых, Степан, проиграл все свое состояние и даже продал подаренное ему матерью имение за бесценок. Ему остается вернутся в отчий дом, где он продолжил пьянствовать, от чего вскоре и умирает.
Павел живет в своей деревне совсем один, и начинает пить от одиночества, тоже умирает, а его состояние унаследовал Порфирий. Он был самым подлым из всех, даже родня его называла Иудушкой.
Когда Аннинька и Любинька повзрослели, то отправились учиться, и стали актрисами. Но праздная жизнь их быстро утянула на дно, в итоге они стали куртизанками. Им самим было тошно от такой жизни, что они решили покончить с собой при помощи яда. Но смелости хватило только Любиньке, она умирает. А Аннинька возвращается в отчий дом, где постепенно начала спиваться.
В поместье остались только Порфирий и его племянница. К концу жизни Иудушка остался в одиночестве, его сыновья погибли (один покончил жизнь самоубийством, другого сослали в Сибирь за то, что проиграл казенные деньги, но он заболевает и умирает в деревенской больнице, даже не доехав). Иудушка «приближает» к себе экономку Евпраксеюшку. Она от него рожает сына, но Порфирий отказывается от своего сына и отправляет его с ключницей в детский приют. После этого Евпраксеюшка меняет отношение к барину в худшую сторону. Перестает за ним ухаживать и плохо к нему относится.
Иудушка прозрел к концу своей жизни, что он был неправ, и очень жалел о том, как он себя вел с близкими. От злости на себя Порфирий начинает пить и решает отправиться к могиле Арины Петровны, чтобы попросить прощения, но умирает по пути. Аннинька даже об этом не узнает, потому что сама находилась в предсмертной горячке. А все, что было нажито Головлевыми достается их дальней родственнице.
Читательский дневник по рассказу «Экспонат номер №» Васильева
Сюжет
В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев из коммунальной квартиры ушел на войну и не вернулся. Его одинокой матери Анне Федотовне, сцепщице вагонов, остались на память: одно письмо от сына, одно от его друга-однополчанина, и похоронка. Всю войну женщины выручали друг друга, а после Победы Анна Федотовна вынянчила Андрейку и Валечку, детей фронтовика Володи и Риммы (она когда-то нравилась Игорьку).
Всю жизнь она читала письма, говорила с сыном. Когда ослепла, ей читала Валечка, потом уже ее дочка Танечка. К юбилею Победы в 1985 году за письмами для школьного музей к ней пришли ребята-пионеры. Копии не взяли, украли подлинники. Для Анны Федотовны умолк голос сына, остался только голос жестокой похоронки. И мать солдата умерла. Музею те два письма не пригодились. Этот «экспонат» так и остался в папке «Вторичные материалы к истории войны».
Отзыв
Рассказ о бедах войны, материнской любви, памяти, забвении и нечуткости. Для героини сын был жив, пока звучали в сердце теплые, живые строчки его письма. В финале рассказа остается только факт из похоронки: сын мертв. Школьники войны не знали, еще не знают они, что значит терять близких.
Они стараются для музея к очередному юбилею. Но пара писем – слишком скромный экспонат для чужих людей. Их так никто и не увидел. Рассказ учит состраданию, любви к Родине, людям, семье. Учит помнить уроки истории, с уважением относиться к старшим, быть отзывчивым, благодарным, честным, стойким, не терять надежду.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Двухмужняя Шолохова
Действие рассказа происходит в донской деревне Качаловская. Председатель колхоза Арсений Клюквин, двадцатишестилетний мужик, возвращался с работы и встретил молодую женщину, Анну, которая попросила его помочь вывести быков.
- Краткое содержание Чехов Цветы запоздалые
Княгиня с дочерью вразумляют Егорушку. Матушка совестит его сыном бывшего крепостного, который выбился в люди и стал врачом. Сестра сочувствует, полагая, что брат пьет от безответной любви. Утомившись от их нотаций
- Краткое содержание Жуковский Людмила
Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт
- Краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая
В далеком царстве жил-поживал царь со своею супругой. Однако пара была бездетная. Как-то раз отправился государь по разным делам путешествовать, и через некоторое время пришла пора ему возвращаться. А в это время у него вдруг родился сын,
- Краткое содержание Житков Мангуста
Рассказчик очень хотел, чтобы у него был зверек – мангуст и решил его купить. Мужчине повезло, какой-то торговец продал ему двух животных в клетке прямо на корабле. Рассказчик даже не поинтересовался, ручные мангусты или нет, и чем они питаются.
Сборник новелл о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, которая в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке. Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в памяти самой близкой и прекрасной.
Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. В поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Так, например, в новелле автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на. Капля у автора повествования — это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии её с другими, в образовании потока-реки жизни. Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь. Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выраженная писателем в.
В книге есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней. Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает её: рыба походила на, .
Антон Чехов. «Цветы запоздалые»
Снова здравствуйте, дорогие читатели! Перечитали ли вы повесть Льва Толстого «Крейцерова соната»? Или прочли впервые? Что вам показалось интересным? Услышали ли вы музыку?
Это произведение было создано в то время, когда писатель приходит к необходимости жить новой жизнью, пересматривает свои прежние взгляды и убеждения. Они кажутся ему чудовищными. Праздность он считает источником порока и безнравственности. Он осуждает «барские забавы»: оперное искусство и фортепьянную музыку. Общество по-разному реагирует на это. Кто-то торопился записаться в число его сторонников: они гордо именовали себя «толстовцами», кто-то считал это чудачеством гения, некоторые язвили, что в шестьдесят с лишним можно и воздержание проповедовать, особенно, если уже вкусил все прелести «многобрачия».
Молодой Чехов, как говорилось раньше, «Крейцерову сонату» к удачным произведениям Толстого не относил. У него был свой взгляд на женщину. Несмотря на то, что Чехов был неплохим врачом, этот взгляд был далёк от грубой физиологии и натурализма. Героини Чехова «попрыгуньи» и «душечки», они «дамы», а не женщины, невесомы, воздушны и прозрачны, как акварели Валентина Серова. Даже если они хищницы с «мелкими зубками», всё равно кажутся трогательными и беззащитными. За эту их прозрачность и воздушность им прощалось всё: пошлость, вульгарность и чудовищный эгоизм. Чехов говорит о них с мягким юмором. Их нельзя осуждать, как нельзя порицать капризных детей. Ведь ребёнок не виноват, что его дурно воспитали, избаловали, мало учили. Некоторые его героини похожи на запоздалые цветы, которые ухитрились зацвести за пять минут до заморозков.
Топорков, герой повести Чехова «Цветы запоздалые», сын крепостного князей Приклонских, «молодой, блестящий доктор, живет барином, в чертовски большом доме, ездит на паре, как бы в «пику» Приклонским, которые ходят пешком и долго торгуются при найме экипажа». Он ездит в дом своих бывших господ с визитами, пересчитывает гонорар, – чтоб заплатить, княгиня продаёт фамильные драгоценности. Топорков не прочь жениться на княжне Марусе, если дадут приданое 60 тысяч! Денег у Приклонских нет, и Топорков женится на богатой купчихе. Горничная в его доме строго предупреждает пациентов, что «доктор меньше пяти рублей за визит не берёт». Такую жизнь Топорков считает вполне нормальной и удачной, пока к нему с признанием в любви не приходит Маруся, нежная, хрупкая, абсолютно беззащитная и неприспособленная к жизни.
Доктор вдруг понимает, как безнравственно он жил, богатея на чужом горе. Маруся, которая была для него лишь очередной пациенткой, которой он давал дежурные невыполнимые советы, становится для него дороже всех на свете. Ему уже не спасти этот цветок. Маруся тяжело больна. Их любовь, сближение происходят очень быстро. Смерть диктует сроки.
Чехов даёт почувствовать читателям боль за стремительно уходящую жизнь, за мимолётность красоты, счастья, за то, как бездарно, глупо человек тратит свою жизнь. О страданиях Маруси, окончательном разорении титулованной княжеской семьи, смерти матери, унижении, которое она терпит от мерзавца брата и его любовницы, Чехов рассказывает на двадцати страницах. О внезапно обретенном счастье и неизбежной утрате – один абзац:
«Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!
Княжна Маруся умерла, не прожив в Южной Франции и трех дней».
Говорят, что есть пророческие произведения. О том, как скоротечна жизнь, Чехову не нужно было рассказывать. Мы можем наблюдать это по хронологии его фотоснимков. Из красивого, статного юноши с высоким лбом и ясными глазами, он стремительно превратился в пожилого мужчину с впалыми щеками, в пенсне, с тростью. Он не прожил и сорока четырёх лет. Туберкулёз! Он был хорошим врачом и сам поставил себе диагноз – через два года, после написания «Цветов запоздалых»… Симптомы болезни Маруси он описал очень точно. Повесть посвящена Николаю Ивановичу Коробову, другу писателя. Коробов, как и Чехов, был врачом. Умер Чехов, как и его героиня, заграницей. Только не во Франции, а в Германии. Рядом с ним была жена, он женился за три года до смерти и не успел понять: счастлив или нет.
Обязательно прочтите повесть Антона Павловича Чехова « Цветы запоздалые»! Вы откроете для себя нового, неожиданного писателя.
Ольга Кузьмина. 10 июня 2021 года Нравится
Автор Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
Цветы запоздалые
Посвящается H.И. Коробову
I
Дело происходило в одно темное, осеннее «после обеда» в доме князей Приклонских.
Старая княгиня и княжна Маруся стояли в комнате молодого князя, ломали пальцы и умоляли. Умоляли они так, как только могут умолять несчастные, плачущие женщины: Христом-богом, честью, прахом отца.
Княгиня стояла перед ним неподвижно и плакала.
Давши волю слезам и речам, перебивая на каждом слове Марусю, она осыпала князя упреками, жесткими и даже бранными словами, ласками, просьбами… Тысячу раз вспомнила она о купце Фурове, который протестовал их вексель, о покойном отце, кости которого теперь переворачиваются в гробу, и т. д. Напомнила даже и о докторе Топоркове.
Доктор Топорков был спицей в глазу князей Приклонских. Отец его был крепостным, камердинером покойного князя, Сенькой. Никифор, его дядя по матери, еще до сих пор состоит камердинером при особе князя Егорушки. И сам он, доктор Топорков, в раннем детстве получал подзатыльники за плохо вычищенные княжеские ножи, вилки, сапоги и самовары. А теперь он — ну, не глупо ли? — молодой, блестящий доктор, живет барином, в чертовски большом доме, ездит на паре, как бы в «пику» Приклонским, которые ходят пешком и долго торгуются при найме экипажа.
— Он всеми уважаем, — сказала княгиня, плача и не утирая слез, — всеми любим, богат, красавец, везде принят… Твой-то слуга бывший, племянник Никифора! Стыдно сказать! А почему? А потому, что он ведет себя хорошо, не кутит, с худыми людьми не знается… Работает от утра до ночи… А ты? Боже мой, господи!
Княжна Маруся, девушка лет двадцати, хорошенькая, как героиня английского романа, с чудными кудрями льняного цвета, с большими умными глазами цвета южного неба, умоляла брата Егорушку с неменьшей энергией.
Она говорила в одно и то же время с матерью и целовала брата в его колючие усы, от которых пахло прокисшим вином, гладила его по плеши, по щекам и жалась к нему, как перепуганная собачонка. Она не говорила ничего, кроме нежных слов. Княжна была не в состоянии говорить брату что-либо даже похожее на колкость. Она так любила брата! По ее мнению, ее развратный брат, отставной гусар, князь Егорушка, был выразителем самой высшей правды и образцом добродетели самого высшего качества! Она была уверена, уверена до фанатизма, что этот пьяный дурандас имеет сердце, которому могли бы позавидовать все сказочные феи. Она видела в нем неудачника, человека непонятого, непризнанного. Его пьяное распутство извиняла она почти с восторгом. Еще бы! Егорушка давно уж убедил ее, что он пьет с горя: вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его душу, и в объятиях развратных девок он старается вытеснить из своей гусарской головы ее чудный образ. А какая Маруся, какая женщина не считает любовь тысячу раз уважительной, всё извиняющей причиной? Какая?
— Жорж! — говорила Маруся, прижимаясь к нему и целуя его испитое, красноносое лицо. — Ты с горя пьешь, это правда… Но забудь свое горе, если так! Неужели все несчастные должны пить? Ты терпи, мужайся, борись! Богатырем будь! При таком уме, как у тебя, с такой честной, любящей душой можно сносить удары судьбы! О! Вы, неудачники, все малодушны!..
- …
Анастасия
После появления на свет трех дочерей император Николай II и его супруга даже начали советоваться с народными целителями о том, как им произвести на свет мальчика. Однако, несмотря на это, четвертым ребенком императорской семьи опять стала девочка. Малышку назвали Анастасией. Собравшимся в честь рождения княжны гостям Николай II всем своим видом старался показать, как он этому рад. Однако потихоньку все же в какой-то момент повернулся к послу и произнес: «Что ж, придется попробовать еще раз».
Анастасия росла полной противоположностью Марии. Девочка совершенно не боялась перечить взрослым и даже, будучи еще малышкой, шла наперекор всем правилам. Анастасия была зачинщицей всех проказ сестер.
Композиция
У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога
. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.
Цветы запоздалые (1970) — смотреть фильм онлайн без регистрации
Экранизация одноименного рассказа А.П. Чехова стала вторым фильмом из своеобразной трилогии Абрама Роома по произведениям классиков русской литературы. В 1964-м он снял «Гранатовый браслет» по повести Куприна, в 1971-м — фильм «Преждевременный человек» по малоизвестной и неоконченной пьесе Максима Горького. Все три фильма представляют уже поздний этап творчества киноклассика, автора знаменитых лент раннего советского кинематографа — «Третья Мещанская» (1927), «Строгий юноша» (1935).
Герой раннего рассказа Чехова «Цветы запоздалые» — молодой успешный доктор Топорков (в фильме его сыграл Александр Лазарев). Он вышел из крепостных князей Приклонских, и вот жизнь вновь преподносит ему случай побывать в доме бывших хозяев. Отпрыск благородного семейства допился до белой горячки, а его сестра, красивая и нежная княжна Мария, больна туберкулезом. Доктор дает рекомендации, но их не исполняют ни тот, ни другая. Князь Егор продолжает пьянствовать, а княжна не решается ехать на кумыс — не на что: Приклонские разорены.
Мотив взаимного классового раздражения, естественно, выпукло подан в советском фильме. Княгиня Приклонская (замечательная работа актрисы Ольги Жизневой) полна негодования: приходится принимать как ровню племянника собственного лакея! А доктор Топорков снисходительно и порой осуждающе смотрит на разорившееся аристократическое семейство. Только вот беда — княжна Мария влюбилась в доктора. И через какое-то время даже призналась ему в своем чувстве, будучи уже очень больной. В момент Марусиного признания что-то случается с циничным, молодцеватым доктором — он решает поддаться порыву, ответить на чувство. Он готов сделать для княжны невозможное: повезти на заграничный курорт, привлечь лучших врачей. Но поздно. Пока Мария не решалась признаться в своей любви, а ее маман исходила негодованием по поводу жизненного успеха бывшего крепостного, болезнь прогрессировала.
«Цветы запоздалые» не снискали такого успеха, как предыдущий фильм мастера «Гранатовый браслет». Может быть, потому, что он несколько театрален, полон довольно статичных интерьерных эпизодов. Не очень богата нюансами игра актрисы Ирины Лаврентьевой, исполнительницы роли княжны Марии Приклонской. Немного странными кажутся длинные и многозначительные музыкальные паузы — виды симфонического оркестра, исполняющего романтическую «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза. Думается, они призваны настроить зрителя на трагическую тему неслучившейся любви. «Сквозная тема, идущая через все произведения, — любовь и женская судьба, — пишет об Абраме Рооме историк кино Ирина Гращенкова («Абрам Роом», М., 1977). — Она издавна была близка Роому, достаточно вспомнить такие его принципиальные работы 20-х годов, как «Третья Мещанская» и «Ухабы»».
Тем не менее «Цветы запоздалые» шли в прокате 38 стран, особенно долго фильм продержался на экранах бродвейских кинотеатров в Нью-Йорке!
www.culture.ru
С этой книгой читают
Цветы под дождем и другие рассказыРозамунда Пилчер
Каждый из героев этих рассказов переживает очень важное для него событие. Первая размолвка молодоженов..
Свадьба, отмененная чуть ли не в последний момент… Измена…
4.2
(5)
Мсье Ибрагим и цветы КоранаЭрик-Эммануэль Шмитт
Удивительно нежная и философски глубокая книга Э.-Э.Шмитта, входящая в его «Цикл Незримого», замаскирована под внешне незамысловатый рассказ о брошенном отцом…
4.2
(4)
Белые цветыАбсалямов Абдурахман Сафиевич
Герои романа — деятели медицины, ученые и рядовые врачи. В центре внимания автора — любовь Гульшагиды и Мансура, любовь необычная, но прекрасная и торжествующая.
4.4
(1)
Цветы для миссис ХаррисПол Галлико
Миссис Харрис, лондонская уборщица, однажды увидела в шкафу клиентки удивительно красивое платье от Диора. Главной мечтой ее жизни стало желание обладать таким же… Эта…
4.1
(6)
Цветы корицы, аромат сливыКоростелева Анна Александровна
«Ошибаешься, Ю. Ужас есть основа всего. Наряду с праведным возмущением, ужас есть основа всех великих свершений», — вспомнил Сюэли из классической литературы. Ужас от…
4.2
(7)
Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, МэйЛаньлинский насмешник
Роман «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй» — наиболее оригинальный, загадочный и скандально знаменитый из великих романов средневекового Китая, вероятно,…
4.3
(2)
Цветы осениАриэль Бюто
Удивительная история, доказывающая старую истину, что «любви все возрасты покорны». «Цветы осени» — роман французский, и этим многое сказано. Книга полна обаяния,…
3.6
(1)
Цветы ШлиссельбургаБруштейн Александра Яковлевна
«Вечерние огни» — книга советской писательницы Александры Яковлевны Бруштейн — по-существу продолжают серию ее повестей «Дорога уходит в даль», «В рассветный час» и…
4.1
(2)
Пересказ первых глав
Первая сцена разворачивается в родовом имении Приклонских. Овдовевшая аристократка и ее дочь Маруся бранят Егорушку, брата девушки, за его праздный и разгульный образ жизни, который бьет по оскудевшему семейному бюджету. Молодого князя ничто не интересует, кроме выпивки и распутных девок. Впрочем, родственники не теряют веру в него и надеются, что он еще раскроет свой потенциал.
Мать сравнивает Егора с их бывшим слугой — доктором Топорковым, сумевшим выбиться в люди и разбогатеть, несмотря на свои незавидные стартовые позиции. По мнению пожилой княгини, ее сын ничем не хуже и даже лучше, поэтому ему стоит избавиться от пагубных пристрастий.
Устав от постоянных нравоучений, молодой человек отправляется в питейное заведение. Большое количество выпитого приводит к горячке. Чтобы облегчить состояние Егорки, родственники вызывают доктора Топоркова. Не проходит и дня, как случается неприятность с Марусей, — у нее обнаруживают воспаление легких. Доктор становится завсегдатаем дома Приклонских.
Внезапно у юной княжны пробуждаются чувства к Топоркову, хотя объект воздыхания не испытывает к девушке ни малейшего интереса. Брат и сестра идут на поправку. В доме о талантливом враче благополучно забывают. Но лишь Маруся не может выкинуть из головы этого человека.
Невзирая на всю циничность ситуации, Маруся находится на седьмом небе от счастья, ведь ее возлюбленный обратил на нее внимание. Она даже не подозревает, что Топорковым движет исключительно жажда наживы
Для него не существует таких понятий, как честь и достоинство. Чтобы обеспечить себе безбедное существование, он готов жениться на любой купеческой дочке, лишь бы у нее было богатое приданое.
https://youtube.com/watch?v=p0yXSqOElbw
Стилистические особенности произведения
Несмотря на малый объем большинства юморесок и рассказов, написанных Антоном Павловичем Чеховым на заре творческой карьеры, их повествовательная структура является довольно-таки сложной. Будучи автором «малой прессы», он ловко использовал все представленные в ней литературные инструменты. Основной прием, на котором построена повесть «Цветы запоздалые», — это, конечно же, антитеза. Произведение просто кишит разного рода противопоставлениями. На одну чашу весов писатель помещает мягкосердечную молодую княгиню, а на другую — ее брата Егорушку. В оппозиции друг к другу находятся:
- плачевное положение дел Приклонских;
- финансовое благополучие Топоркова.
Противопоставленными оказываются любовь Маруси и корысть доктора. Кроме того, антитеза четко прослеживается на уровне композиции: чувства княжны коренным образом переворачивают мировоззрение Топоркова.
Контрастность действующих лиц настолько выражена, что часть исследователей считала этот прием промахом писателя, который только делал первые шаги на литературном поприще. С первых строк у читателя формируется двоякое отношение к главным героям повести, причем это происходит незаметно. Резкая противопоставленность основных образов, которые включены в мелодраматический контекст, отодвигает эту неоднозначность на второй план.
Даже образ Маруси, олицетворяющей в произведении все самое прекрасное, оказывается скомпрометирован отрицательными чертами характера и изъянами во внешности. По принципу противоречий создан и портрет Топоркова. Чехов наделяет его следующими характеристиками:
- сдержанный;
- педантичный;
- скупой.
В повести гармонично сочетаются две повествовательные стратегии: читателю продемонстрирована фикциональная природа произведения и главных действующих лиц, но одновременно с этим он вынужден отождествляться с переживаниями персонажей, эмоционально погружаясь в текст.