Популярные сочинения
- Может ли опытный человек ошибаться? — сочинение Как говориться в пословице: «Опыт – сын ошибок трудных». Естественно, чем опытнее человек, тем меньше ошибок в жизни он совершит. Данный факт неоспорим и проверен временем
- Характеристика и образ Кирибеевича (опричник) М.Ю. Лермонтову всегда удавались отрицательные персонажи в своих произведениях. Так и этот отрицательный герой в «Песне про купца Калашникова» опричник Кирибеевич, занимает особую роль в творчестве поэта.
- Сочинение Образ и характеристика Старухи Изергиль Образ старухи Изергиль является центральным образом одноимённого романтического произведения Горького. С его помощью автор сумел объединить три совершенно разные части рассказа и ярко выразить основную его мысль.
Глава 10
Через 3 дня после пикника Марья Константиновна пришла к Надежде, чтобы выразить сочувствие, ведь у нее умер муж. Марья выражает и радость, ведь молодые теперь могут обвенчаться и жить честно. Надежда в недоумении и тоске. Она прямо говорит Марье, что не хочет терять свободу, выходя за Ивана, и его неволить не хочет. Она еще молода и хочет жить, ведь она ничего не видела в жизни, кроме несчастного брака, института и связи с Лаевским, которая не оправдала ее ожиданий. Про себя Надежда понимает, что венчаться нужно, но ей никто и не предложил, поэтому остается только оправдываться.
Услышав такое, Марья не пожелала иметь с Надеждой ничего общего. Она объявила, что больше не принимает ее в своем доме. Обе женщины внезапно расплакались. Марья обняла Надежду и стала говорить жесткую правду о ее положении. Она одна принимала Надежду у себя, несмотря на ее статус, потому что жалела ее. Марья говорит, что Надежда сама виновата в своем положении, что именно она испортила жизнь Ивана, погубила его молодость. Ведь именно она должна была думать за двоих, потому что мужчины ничего в этом не понимают. Но Надежда грешила и даже не стеснялась этого. Надежда была в отчаянии, ведь Марья не знала самого главного: вчера Надежда встретила сына купца и отдалась ему, чтобы избавиться от долга. Теперь она чувствовала себя падшей и неготовой к венчанию. Она выражает желание уехать в Россию, заниматься переводами и освободить Ивана. Марья советует все-таки венчаться и вести себя, как подобает.
Надежда вновь слегла в лихорадке. Но Иван ей не сочувствует, а думает лишь о своем бегстве. Лаевский хочет уехать, несмотря ни на что, просит у Самойленко в долг триста рублей, но тот не может достать эти средства так быстро. Возмущенный Иван упрекает друга и буквально требует денег.
Крылов-баснописец
Русская журнальная сатира XVIII в. нашла свое достойное завершение в периодических изданиях И.А. Крылова. Девиз Кантемира, одного из известнейших поэтов того века – «в стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу» – был сохранен и будущим баснописцем. За период своего творчества Крылов испробовал много различных литературных жанров, даже сочинял пьесы (преимущественно комедии, комедийные оперы). Это сыграло заметную роль в его творческом росте – в пьесах оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, необходимые
Именно в баснях полностью раскрывается сатирический талант Крылова. Как считают исследователи, басня совмещает в себе элементы лирики, эпоса и драмы. Аллегорическая форма басни обеспечивала неоднозначность ее понимания, что очень способствовало в борьбе с цензурой, но, с другой стороны, широта трактовки смысла басни позволяла ей просуществовать до наших времен, но смысл, повод, по которому она была написана, зачастую утрачивается.
Басня «Кукушка и Петух» была написана по вполне конкретному
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
В.Г. Белинский писал о Крылове, что он, «как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни» и «создал русскую басню». Что же навело критика на такие, столь хвалебные, высказывания?
На то время самым известным баснописцем был И.И. Дмитриев. Основной традицией написания басен тогда была традиция классицизма или сентиментализма. Но Крылов отступил от нее, он сделал ее мораль насущной, не абстрактной, жизненно актуальной.
Его особенность в том, что он не читает нотаций, не поучает, а наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает.
Многие исследователи считают, что благодаря яркости и живости изображения (ведь каждый персонаж обладает своим собственным языком) басни Крылова можно рассматривать в качестве начала реализма в русском литературном творчестве.
И.А. Крылов был самым читаемым автором того века. Почему? Потому, что он в легкой и ироничной форме указывал на общечеловеческие недостатки и пороки, но показывал их с точки зрения именно русского человека, с его характером и складом ума. «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа», – писал Н.В. Гоголь.
Можно выделить и еще одну особенность крыловских басен. Они имеют значительное сходство с народными сказками, их герои – волки, лисицы, медведи, орлы – воспринимаются читателем так же, как и герои сказок: как маски реальных образов и типажей.
Множество в баснях Крылова элементов фольклора. Так, в них нередко встречаются постоянные эпитеты, такие как «лето красное», «поле чистое», «сыра земля».
Он очень часто искусно вплетает в ткань басни народные пословицы и поговорки: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Бедность не порок», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Но помимо этого огромное число собственно авторских афоризмов вошли в разряд крылатых выражений. Афоризмом чаще всего становится, конечно, мораль басни: «А Васька слушает да ест», «А Ларчик просто открывался», «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» и многие другие. Иногда им становится само название басни: «Тришкин кафтан», «Демьянова уха». То есть отдельные фразы становятся символами, приобретают аллегорический характер, что и является основной частицей структуры басни.
На торжественном праздновании столетия Крылова в 1868 г. преосвященный Макарий произнес такие слова в его адрес: «Говорил то, что может говорить человек самого здравого смысла, практический мудрец, и в особенности мудрец русский… Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране и ко всем началам нашей народной жизни…».
Главные герои и их отношения
Действие повести «Дуэль» начинается в маленьком городке на берегу Черного моря. Это не курорт с променадами, красивыми набережными и светским обществом. Жизнь здесь течет размеренно, скучно, без ярких событий. Местное общество случайно: оно объединяет как местных жителей, так и людей, приехавших на время. К последним относится один из главных героев, будущий участник дуэли Лаевский.
Иван Андреевич Лаевский – совсем молодой человек 28 лет. Несмотря на цветущий возраст, он уже устал от жизни, не имеющей ничего общего с увлекательными романами. Лаевский имеет средства, он может выбрать любую сферу деятельности, рядом любящая женщина, да к тому же еще и замужняя, не претендующая на брак. Однако Иван Андреевич недоволен: он не хочет и не умеет работать, любовница надоела, жизнь в пыльном приморском городке по-обывательски скучна и просто невыносимо. Он мечтает уехать, но денег на нормальное обустройство нет, беспокоят кредиторы. Некстати скончался супруг Надежды Федоровны, женщина ждет, что любимый женится на ней, как того требуют приличия. Однако сам Лаевский с ужасом понимает, что не только не любит свою сожительницу, но с каждым днем все больше ненавидит и презирает ее.
Все эти подробности читатель узнает из разговора Лаевского с военным врачом Самойленко, местного жителя. Добрый и терпеливый доктор выслушивает излияния Лаевского и пытается давать советы, но собеседник не слышит его. Он упоен собственными несчастьями, сравнивает себя с известными литературными героями: Печориным, Онегиным, Гамлетом, уверяет, что не может жить в атмосфере скуки, лжи и ненависти. Выход Лаевский видит в переезде в Санкт-Петербург. Он хочет бросить надоевшую любовницу и начать новую жизнь: интересную, яркую, наполненную событиями.
Самойленко для дополнительного заработка держит домашнюю столовую. За обедом ежедневно собираются молодой зоолог фон Корен и дьяк Победов, недавно окончивший семинарию. Они обсуждают Лаевского, причем зоолог высказывается резко против подобных людей-паразитов и предлагает уничтожать их любыми способами. Самойленко категорически против, а дьяк просто не воспринимает подобные высказывания всерьез.
Еще один важный персонаж – Надежда Федоровна, сожительница Лаевского. Молодая женщина живет в воображаемом мире, действительность кажется ей гораздо более радужной, чем вечно недовольному Ивану Андреевичу. Надежда Федоровна считает себя звездой местного общества и уверена, что каждый мужчина втайне очарован ею. Женщина любит своего сожителя, но пару раз изменила ему с полицейским приставом Кирилиным. Она старается забыть об этой позорной связи, убеждая себя, что душа ее не верна Лаевскому. Есть у Надежды Федоровны и платонический поклонник – сын местного богатого торговца Ачмианов.
Александр Куприн «В Крыму (Меджид)»
«Это была настоящая живая выставка мужской красоты и молодости: прекрасные фигуры, матовая смуглость кожи, безукоризненно правильные очертания бровей, носов и губ, холеные черные усы и вьющиеся из-под сбитых набок шапок черные иссиня волосы, чудесные зубы, миндалевидные, темные, горячие южные глаза и гордые прямые шеи…Каждый день, проходя по набережной, толстые, пестро одетые московские купчихи-кутилки и наглые петербургские кокотки в рыжих искусственных локонах, со щеками, свинцовыми от пудры, разглядывали проводников сквозь лорнеты на длинных ручках, не торопясь, деловито и бесстыдно, как разглядывают опытные обжоры вкусный товар, разложенный за стеклом гастрономического магазина.И молодые красавцы настойчиво выдерживали их взгляд, выпрямляя спины, делая внезапно серьезные, неподвижные глаза, мутные и обессмысленные, точно от страстного желания».
Опасные слова
Однако настоящие неприятности начались позднее. Наталья поручила сыну Ивану через поручика Якова Бергера передать послание ссыльному возлюбленному. Для Лёвенвольде она передала следующее:
Однако Бергер тут же донёс о смысле письма личному доктору и доверенному лицу Елизаветы Лестоку. Императрица сразу заинтересовалась, какие такие надежды лелеют Лопухины, и не может ли их деятельность быть заговором. Бергер позвал Ивана Степановича Лопухина в трактир, где, изрядно подпоив собеседника, стал выведывать мнение того о государыне.
В ответ он услышал обильную критику. Пьяный Иван не слишком стеснялся в выражениях. Но самое главное — Иван упомянул Иоанна Антоновича, свергнутого императора. Также Лопухин упомянул о визите маркиза Ботта, поддерживавшего Брауншвейгскую фамилию, к матери.
Неизвестный художник «Портрет графа Рейнгольда-Густава Левенвольде» / Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Глава 5
Надежда идет на пляж и развлекает себя мыслями о том, что во всем городе она одна молода, красива и интеллигентна, и все мужчины должны завидовать Лаевскому.
Надежда была уверена, что Иван груб и холоден к ней, потому что она не сочувствует его мечтам о трудовой жизни. Она и сама желала найти тихий уголок и завести хозяйство, но Кавказ не оправдал ее ожиданий, потому что был диким краем, где нужно было прикладывать огромные усилия для строительства и садоводства. А Надежда оказалась совсем не готовой к этому. Кроме того, она чувствовала себя виноватой из-за того, что все эти годы брала наряды и материи в долг, и теперь должны была уплатить 300 рублей. Ивану она об этом говорить боялась. Но самая главная вина ее состояла в том, что она, обезумевшая от одиночества и пренебрежения Ивана, уже два раза, в отсутствие Лаевского, принимала у себя Кирилина, полицейского пристава. Она отдалась ему, так как больше не могла противиться этому желанию. Однако она не считала это изменой, потому что с Лаевским у нее были духовные узы, а с Кирилиным она уже все равно порвала все отношения.
В купальне Надежда встретила Марью Константиновну Битюгову, жену чиновника, и ее 15-летнюю дочь Катю, гимназистку. Они говорят о муже чиновницы, а Надежда думает о том, как хорошо сложена Катя. Надежда понимала, что собравшиеся не уважают ее из-за жизни вне брака. Поэтому она завела разговор о том, что в свете много предрассудков, что Лаевский стал для нее мужем, и лишь его вредная мать вешает им добиться развода и жить вместе в браке.
Несмотря на удовольствие от купания, Надежда чувствовала, что она — дрянная и пошлая женщина.
Марья Константиновна пригласила Надежду в дом, но очень надеялась, что та не зайдет. Но Надежда приняла приглашение, и бедной чиновнице пришлось разыгрывать гостеприимство. Она очень боялась, что Надежда плохо повлияет на ее детей. Но произошло страшное: Марья проговорилась Надежде о пикнике, который планировался без ее присутствия. Ивана тоже звать не хотели.
Приговор и наказание
Эти слова стали роковыми для семейства. В 1743 году Лопухины были арестованы. Под подозрение попали и подруги Натальи Фёдоровны — Анна Бестужева и София Одоевская. Суд достаточно быстро рассмотрел “Дело Лопухиных”. Участники заговора были обвинены в том, что “по доброжелательству к принцессе Анне и по дружбе с бывшим обер-маршалом Левенвольдом, составили… замысел”.
Приговор был страшным: Степану, Ивану и Наталье должны были вырвать языки и колесовать. Однако в дальнейшем милостью императрицы приговор смягчили. Заменили его на следующее: бить кнутом, вырвать языки, сослать в Сибирь. Имущество Лопухиных было конфисковано.
В ссылке Наталья Фёдоровна пробыла двадцать лет. Возвратиться в Петербург она смогла лишь после смерти своей давней соперницы Елизаветы Петровны. Она пережила и мужа, и сына. Современники отмечали, что Лопухина с трудом могла разговаривать, поскольку уцелела часть языка.
Она дожила до 64 лет. Прежняя блистательная статс-дама умерла уже в царствование Екатерины II, которая не держала на неё зла. Похоронена она была со всеми почестями в Спасо-Андрониковом монастыре Москвы.
Гравюра Жана-Батиста Лепренса «Наказание кнутом Н. Лопухиной»
Жизнь Натальи Фёдоровны Лопухиной начиналась с блеска и красоты, а завершилась настоящим кошмаром. Её участи нельзя позавидовать
Эта женщина понесла кару за неосторожно сказанные слова. Но был ли на самом деле заговор? Историки продолжают споры на этот счёт
Официальная версия событий указывает неравнодушие Лопухиных к ситуации в стране и их близость с австрийским послом в качестве возможных доказательств. Но если даже семейство это и принадлежало к заговорщикам, никто из его представителей не мог представить, что за участь ждёт каждого из них.
Обоз — басня Крылова
Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз.
Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы.
Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!
Читать басню Обоз онлайн
С горшками шел oбоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хваленый, то́-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору, Или в ночную пору; А то и под-гору, и днём! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под-гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На-славу; По камням, рытвинам, пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
- Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам: А примешься за дело сам,
- Так напроказишь вдвое хуже.
- (Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Обоз
Здесь вспоминается известная поговорка: «У других в глазу видишь соломинку, а в своем и бревна не заметишь». Как часто людям приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается ошибочной. Прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?
Пожалуйста, оцените произведение
Краткий пересказ
Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней дамы Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге. Но за это время отношения их совершенно испортились.
Лаевского раздражает все в своей возлюбленной, он не только не испытывает к ней больше былых чувств, но даже какие-то обычные повседневные вещи вызывают в нем ненависть. Он делится этим со своим приятелем – военным доктором. Сама же Надежда Федоровна, тоже уже давно не питает любви к своему молодому другу, она одновременно крутит романы с несколькими мужчинами. Живет очень свободной жизнью, увеличивает долги Лаевского в лавках и думает только о развлечениях и удовольствиях.
Разорвать свою союз они не могут по причине того, что бывший муж Надежды умирает, а это значит что у нее просто не останется средств к существованию, если она бросит своего молодого любовника. Родных у нее никого нет, она никогда не работала и в принципе работать не умеет. С каждым днем все запутывается больше и больше. Уже вовлечены вокруг все знакомые в их сложности с деньгами, в личные отношения. Итогом всех этих переживаний становится то, что один молодой зоолог, по фамилии Фон Корен вызывает Лаевского на дуэль.
Этот вызов молодой человек принимает с нескрываемой радостью. Хотя потом понимает насколько глупа эта затея и им овладевает беспокойство. Накануне дуэли Лаевский думает только о том, как он был неправ в отношении своей любимой Надежды Федоровны, ведь она единственный близкий и родной ему человек. И отправляясь в поле, где должна состояться дуэль он мечтает только об одном – вернуться живым домой.
Проходит три месяца и наших героев не узнать. Лаевский женился на Надежде, устроился на работу, выплачивает все долги и живет обыкновенной жизнью семейного человека. То, что он стался живым после дуэли, меняет его полностью как личность и фон Корен признает, что был неправ в отношении этого молодого мужчины и зря испытывал такую открытую к нему неприязнь.
Рассказ «Дуэль» учит нас тому, что следует ценить все шансы которые дает нам судьба, не проматывать и разбрасываться тему возможностями, которые потом будет не вернуть.
Оцените произведение:
- 3.12
Голосов: 50
Читать краткое содержание Дуэль. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Чехов. Краткие содержания произведений
- Анна на шее
- Аптекарша
- Беглец
- Беззащитное существо
- Белолобый
- В овраге
- Ванька Жуков
- Вверх по лестнице
- Вишневый сад
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов (пьеса)
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата номер 6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Черный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Глава 19
Фон Корен приезжает на поединок. Он выглядит веселым, а Лаевский — старым и усталым. Иван охотно ушел бы домой, драться не хотелось. Слишком уж красивым был восход с зелеными лучами.
Секунданты совещаются и приходят к выводу, что Иван драться не может, так как у него дрожат руки из-за вчерашнего скандала с Надеждой. Они сообщают фон Корену, что вчера Надежду застали с одним господином. Фон Корен отреагировал странно, «как будто попробовал чего-то горького» и сплюнул. После этого желание стрелять в Ивана у него возросло, а не убавилось. Он отверг предложение мира и даже готовность Ивана извиниться за свою резкость.
Во время дуэли первым выстрел в воздух делает главный герой. Он понимает, что никогда бы не сумел выстрелить в человека, даже в минуту гнева. На первый взгляд, соперник уже готов выстрелить в Лаевского, он хочет убить его, все ждут этого с содроганием, однако неожиданно слышится крик дьякона: «Он убьет его!». В итоге фон Корен промахивается. Все очень рады этому.
Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата №6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Чёрный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Последние статьи
-
Почему Горбачёва называли за спиной «товарищ Гуччи», и за Что в народе не любили первую леди 15.09.2022, 22:15 -
Каких незваных гостей на Руси считали предвестниками горя, и Что нужно было делать, чтобы избежать проблем 15.09.2022, 18:33 -
Как удалось одной нищей китайской провинции за пару лет стать богаче Швейцарии 15.09.2022, 16:20 -
Что известно про друзей принца Уильяма с сомнительной репутацией, которых не очень любит его жена Кейт 15.09.2022, 14:35 -
+2 Как директор крымских зоопарков стал своим в стае львов, и За что сам попал за решетку: Олег Зубков 15.09.2022, 12:00 -
Как предательство и попытка разобраться в себе помогли звезде «Холопа» найти своё счастье: Ольга Дибцева 15.09.2022, 10:54 -
Что стало с героями самой известной фотографии о блокадном Ленинграде: Семья Опаховых 15.09.2022, 09:29 -
+2 Чем знаменита 2000-летная Колонна Траяна в Риме, и Почему она разрушается с катастрофической скоростью 14.09.2022, 23:45 -
Кто унаследовал миллионные состояния самых знаменитых поп-икон и почему это были не их отпрыски 14.09.2022, 21:24 -
Как хулиган, мечтавший стать суровым танкистом, стал всеми любимым «Балаболом» и прилежным семьянином: Константин Юшкевич 14.09.2022, 17:44
Все статьи
Персонажи
- Основные персонажи: Иван Андреевич Лаевский — молодой человек лет двадцати восьми, для которого характерна бессознательная ложь. Как пишет Скабичевский А. М. он «нравственно распущенный и чувственный ленивец и бабник, … печальное наследие крепостного права». В конце повести с ним происходит метаморфоза, и он становится «примерным гражданином».
- Надежда Федоровна — сожительница Лаевского. По мнению Волынского А. Л. она «грешница низшего разбора», изображена «тонко, умно и искусно».
- Фон Корен — молодой зоолог. Натура твердая, но с идеалами несколько деспотическими. Позитивист, транслирующий взгляды Г. Спенсера о всесилии естественного отбора, точнее, низводящий их до призыва уничтожать «выродков».
Второстепенные персонажи «Дуэли» не остановили на себе особого внимания критики. Хотя некоторые отмечали, что автор «мастерски», «живо», «прекрасно» изобразил второстепенных персонажей повести с их «ясной, простой душевной жизнью».
- Самойленко — военный доктор, владелец кафе.
- Дьякон Победов — только что закончивший семинарию юноша.
- Кирилин — полицейский пристав, любовник Надежды Федоровны.
Могила Фонвизина. Служба. Начало творчества
В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».
Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.
Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир» не сходила со сцены.
Д.И. Фонвизин. Литография
В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина: ему поручается обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.
Глава 14
Надежда и Иван уходят, а за ними увязался Кирилин. Надежда боится его признания, но ничего не может поделать. Она подавлена своей виной. Она с грусть вспоминает то время, когда ни один мужчина не осмеливался вести себя с нею подобным образом. Вдруг Лаевский отделился от них и куда-то скрылся. Кирилин начал объясняться с Надеждой. Он требовал ее внимания и настаивал, что она не имеет права бросить его. Он шантажирует ее скандалом и требует два свидания: сегодня и завтра. А послезавтра она свободна, так как и ему это больше не нужно. Таким образом он хочет проучить ее. Она умоляет его об отсрочке. Ей удалось договориться лишь о том, чтобы это произошло не у нее дома. Кирилин повел ее в другое место.
Тем временем за ними шел Ачмианов. Он не видел их, но сильно удивился, когда не обнаружил Надежду дома. Закралось ужасное предчувствие. Она же сама обещала покататься с ним вечером на лодке, а теперь исчезла, и ведь Иван играл в карты в другом заведении, значит, с ним она быть не могла. Он очень ревновал, был обижен. И вдруг в темноте он услышал голос Кирилина, назначающий свидание. Он все понял. Она же не заметила его и пошла к себе.
Глава 7
К Надежде подходит Кирилин и напоминает героине о своих чувствах. Он упрекает ее в кокетстве. Кирилин сказал, что играть собой не позволит, и откланялся. К Надежде подошел сын купца Ачмианова. Она небрежно напомнила о своем долге, лишь бы эта тема не поднималась при Иване. Но Ачмианов попросил не напоминать о мелочах и попытался завязать разговор на другую тему. Ей захотелось вскружить ему голову. Но ее настроение было испорчено, когда Ачмианов сказал, что Кирилин распространяет о ней ужасные сплетни. Надежда оборвала разговор и пошла к остальным.
Лаевский заискивал перед фон Кореном, чувствуя его ненависть. Надежда же откровенно заявила, что не видит смысла в его зоологии, пока страдает народ, и у него столько серьезных проблем.
Глава 16
Дьякон и фон Корен спорят о нравственности и науке. Фон Корен утверждает, что любовь человека к человеку должна выражаться в том, что сильные и здоровые должны оградить себя от слабых и нездоровых, чтобы очистить род и будущие поколения. Любовь должна быть осмысленной и полезной. Дьякон не согласен, по его мнению любовь — это всепрощение. А вот фон Корен говорит, что слабые люди преобладают над сильными, потому что их культура против естественного отбора. Это ведет к вырождению человечества. По его мнению, сильного от слабого отличают поступки. И дуэль в его понимании — это его шанс сделать землю чище.
Самойленко хотел встретить Лаевского, убедить его хотя бы стрелять в воздух и посмеяться над этим поединком, но так его и не поймал. А идти к нему было совестно, ведь Иван его оскорбил. В разговоре зоолог выражает нежелание стрелять в Ивана, так как арест и тюрьма ему совсем не нужны.