«господа головлевы»: история публикации, анализ, значение романа

Недозволенные семейные радости – краткое содержание

От сожительства с Порфирием Владимировичем Евпраксеюшка делается беременной. Иудушка в страшной растерянности думает, что делать со своим будущим незаконным ребёнком.

Господа Головлёвы. Недозволенные семейные радости. Более подробный пересказ

В один из вечеров у Евпраксеюшки начинаются роды, которые проходят с опасностью для жизни. Другие служанки зовут Иудушку к ней, но он отвечает: «Никаких ваших дел не знаю! Позовите лучше попа – пусть помолится».

Евпраксеюшка всё же благополучно рожает мальчика, которого крестят Володькой. После обряда крестин Порфирий Владимирович зовёт исполнявшего его священника к чаю и бесстыдно намекает, что отец ребёнка не он: Евпраксеюшка, дескать, прелюбодействовала с каким-то неизвестным. На следующий день, пока молодая мать ещё в жару, Иудушка поручает служанке Улите отвезти «проказника Володьку» в воспитательный дом – и ещё сетует, что сдача младенца туда будет стоить «две двадцатипятирублевеньких».

См. подробнее в отдельной статье Недозволенные семейные радости – краткое содержание. На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст этой главы «Господ Головлёвых».

Государственная деятельность. Зрелое творчество

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Основные герои

Арина Петровна в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.

Ее муж, Владимир Михайлович- бездельник, в романе характеризуется, как «легкомысленный», «пьяненький», «сочинитель вольных стихов». Он называл жену «ведьмой», «чертом», боялся ее. Пьянство и беспутство превратили отца семейства в дряхлого старичка.

Старший их сын Степан (Степка-озорник, Степка-балбес), любимец отца и такой же проказник, из-за постоянных принижений со стороны матери растет безвольным и покорным. Хоть он и выучился в университете, парень сам никак не смог устроиться на работу. Мать купила ему дом, а он все прокутил, на службе не преуспел, возвратился домой и нашел свою смерть в нищете.

Сын Порфирий, который был прозван Иудушкой, «откровенным мальчиком», «кровопивушкой», любил приласкаться к матери, не утаивал от нее ничего, но та не знала, яд это или почтительность, а потому побаивалась его. Автор воплотил в нем совершенно новый типаж чудовищного и лицемерного предателя, раскаявшегося в конце, как библейский Иуда. Самый младший из сыновей, Павел:

  • не интересовался ни играми, ни учебой;
  • не любил общаться;
  • боялся своей матери.

Вариант 2

М.Е. Салтыков–Щедрин родился и вырос в помещичьей семье и прекрасно знал царившие там порядки и обычаи. С родителями он жил еще во время крепостного права и видел жизнь крестьян и домашних слуг, его первым учителем был крепостной его родителей. О годах, проведенных под родным кровом, у писателя остались горькие воспоминания, которые позже нашли отражение в его произведениях, особенно в романе «Господа Головлевы».

Действие романа начинается еще в те годы, когда существовало крепостное право, потом следует перерыв в 10 лет, и читатель вновь встречается с героями уже после реформы 1862 года.

В центре повествования находится помещичья семья, на примере трех ее поколений автор показывает духовное и физическое вымирание класса помещиков.

Старшее поколение представлено главой семейства Ариной Петровной и ее слабохарактерным мужем. Твердой рукой женщина правит всеми делами в поместье, пока растут и становятся на ноги ее четверо детей. Братья Степан, Порфирий и Павел, а также сестра Анна не испытывают теплых чувств друг к другу. В отличие от матери они не обладают энергией и твердостью духа, это продукты вырождения, бесполезные создания, не пригодные к созидательному труду. Третье поколение Головлевых вырвалось из родительского дома, но и оно оказалось не подготовленным для суровой жизни.

В первой части романа семейство Головлевых еще переживает какие-то страсти, эмоции, ведь идет борьба за наследство. Умирает старший брат Степан, имущество поделено, и жизнь в семействе почти останавливается. Арина Петровна уже утратила былую власть, ей хочется покойной старости, а сыновья ведут пустую бесполезную жизнь.  

Из всех детей Головлевых Именно Порфирий оказался самым живучим, самым приспособленным к такой жизни. Праздность и лицемерие, отсутствие каких-либо человеческих привязанностей, алчность привели героя к тому, что он теряет связь с реальностью, занимаясь целыми днями пустыми и бессмысленными делами. Единственный из всего семейства, Иудушка не чувствует дискомфорта от такой жизни.

На протяжении всего романа читатель видит, как мельчает и умирает некогда большая семья. Если старшие Головлевы дожили до преклонных лет, то из их детей это удалось лишь Иудушке-Порфирию. Третье же поколение семьи оказалась самым нежизнеспособным.

Салтыков-Щедрин был уверен, что класс помещиков-крепостников должен скоро сойти с исторической сцены, и он показывает это на примере семьи Головлевых. Лень, праздность, бессмысленное накопительство, паразитический образ жизни, лицемерие, злоба – все это ведет к духовной и физической смерти.

Другие сочинения по этому произведению

Арина Петровна и ее сыновья (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)«До какой низости может дойти человек…» (по роману «Господа Головлевы»)Анализ эпизода смерти Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств?Жизненный путь ИудушкиИстория «выморочной семейки» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Какие «семейные итоги» подводи М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»?Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа ГоловлевыМать и сын в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)Роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничествуРоман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничествуСатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».Тема семьи в одном из произведений русской литературы (по роману М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)Тема семьи в романе «Господа Головлевы»Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (пороману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».)Абсолютная вершина Щедрина в искусстве его беспощадного реализма – роман «Господа Головлёвы»Читая роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Структура образа Иудушки ГоловлеваРазбор романа Господа «Головлевы» – художественный анализЧто делает Иудушку Головлева «вечным типом»?Арина Петровна Головлева – деспот или жертва сложившихся обстоятельств 2До какой низости может дойти человек.Мать и сын в романеАрина Петровна Гоголева в «Господах Гоголевых» М.Е. Салтыков — ЩедринНравственное убожество героев в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Сочинение с обзором сюжета по роману «Господа Головлевы»Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадностиХарактеристика образа Арины Петровны в романе «Господа Головлевы»Действие «Господ Головлевых»Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романеКомпозиция и сюжет романаОБЛИЧЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»Чему нас учить образ Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»Краткое содержание романа «Господа Головлевы»Герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Арина Петровна и ее сыновьяГерои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина«Мысль семейная» в усадьбе ГоловлевыхСемейные итоги в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Сочинение по роману «Господа Головлевы»Описание образа Иудушки в романе «Господа Головлевы»Сравнение образов Арины Петровны и Иудушки в романе «Господа Головлевы»Какие «семейные итоги» подводит М. Е. Салтыков-Щедрин своим романомЗамечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романаПорок под личиной добродетели в романе «Господа Головлевы»Деспотическая власть Арины ПетровныОснова романа хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Духовный распад помещичьего класса в романе «Господа Головлевы»Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств 1Композиция романаТема семьи в одном из произведений русской литературыКакие «семейные итоги» подводитМ. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»История семейства ГоловлевыхХарактеристика Иудушки в романе «Господа Головлевы»Значение образа Арины Петровны Головлевой в романе «Господа Головлевы»Роман Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничествуОбраз Порфирия Головлева«История умертвий» Иудушки ГоловлеваНравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы»Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»

Власть передана

Головотяпам удалось уговорить одного князя стать их правителем, тот переименовал их в глуповцев и назначил своего человека для присмотра над ними. Но дело не заладилось: посланник оказался вором, следующий – также не правил, а бездельничал и воровал. Никто из людей, поставленных князем, не смог достойно справиться с управлением города: все оказались ворами и лентяями. Последнему управителю князь отрезал язык. Разозлившись, владыко сам приехал править в Глупов (именно он переименовал головотяпов в глуповцев по известным причинам).Его правление началось жёстко: он был строг, обещал пороть горожан за непослушание и проступки. Народ понял, что нажил себе ещё большее несчастье, но делать было нечего.

Язык главы напоминает древнюю летопись, эта изящная пародия проникнута тонким юмором и мудрым авторским сарказмом. Простым понятным языком, Салтыков-Щедрин показывает суть социально-политической обстановки в древней Руси. При этом он очень точно описывает исконно русскую натуру, которой свойственна дикость, неотёсанность и удивительная сила.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-glavy-o-koreni-proiskhozhdeniya-glupovcevhttp://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/istoriya-odnogo-goroda/7184-analiz-glavy-o-koreni-proiskhozhdeniya-glupovtsev-po-romanu-m-e-saltykova-shchedrina-istoriya-odnogo-gorodahttp://obrazovaka.ru/sochinenie/istoriya-odnogo-goroda/analiz-glavy-o-koreni-proishozhdeniya-glupovcev.html

Краткий анализ

Год написания – 1875-1880.История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Об авторе

Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой строгости ему удалось выучить несколько языков и, получив хорошее образование в доме поступить в институт. Именно благодаря этому учебному заведение он при окончании получил государственный чин, а также в последующем работал журналистом, далее редактором.

Не смотря на все старания родителей сделать из него элиту общества, Салтыков не поддавался этому и вырос сквернословящим и бесшабашным парнем. Однако в учебе он преуспевал, за что получил звание секретаря колледжа, затем повысился до советника, что не скажешь о стихах, которые писались вольнодумно.

Свои сочинения писатель продолжил в канцелярии военного ведомства, в повестях которых поднимал вопросы революции, после чего попадает в ссылку.

Михаил был писателем сатиры, умеющий умело выражаться эзоповым языком, произведения которого все еще актуальны своим содержанием.

После ссылки в Вятку с чудом возвращается в Петербург и становится чиновником внутренних дел, не останавливаясь в творчестве, пишет рассказы «Губернские очерки», которые стали основой в интенсивном развитии литературы в Руси.

Хорошо зная, чиновных особ и представителей он создавал образы, в которых описывал характеры и моральные качества дворян с сопоставлением с бродягами. К примеру «История одного города» был написан на высоком уровне, полный сатиры и гротеска, приводящие факты того времени.

В сказке «Премудрый пискарь» повествующий о рыбке характеризует взяточников, карьеристов и глупцов, за которыми тянутся толпы людей бессмысленно идущие за ними и их поступками.

«Дикий помещик» опять таки рассказывает о цинизме, где сравнение происходит уже с простым трудящимся народом.

Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826-1889), писатель, публицист.

Родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1836 г. был отдан в Московский дворянский институт, откуда через два года за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей.

В августе 1844 г. Салтыков поступил на службу в канцелярию военного министра. В это вышли в свет его первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело», вызвавшие гнев властей.

В 1848 г. за «вредный образ мыслей» Салтыков-Щедрин был выслан в Вятку (ныне Киров), где получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе, а через некоторое время — советника губернского правления. Лишь в 1856 г., в связи со смертью Николая I, ограничение на проживание было снято.

Вернувшись в Петербург, писатель возобновил литературную деятельность, одновременно работая в Министерстве внутренних дел и участвуя в подготовке крестьянской реформы. В 1858-1862 гг. Салтыков служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Выйдя в отставку, он поселился в столице и стал одним из редакторов журнала «Современник».

В 1865 г. Салтыков-Щедрин вновь возвратился на государственную службу: возглавлял в разное время казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Но попытка оказалась неудачной, и в 1868 г. он согласился с предложением Н. А. Некрасова войти в редакцию журнала «Отечественные записки», где проработал до 1884 г.

Талантливый публицист, сатирик, художник, Салтыков-Щедрин в своих произведениях старался направить русского общества на главные проблемы того времени.

«Губернские очерки» (1856-1857 гг.), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874 гг.), «Пошехонская старина» (1887- 1889 гг.), «Сказки» (1882-1886 гг.) клеймят воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков, самодурство начальников. В романе «Господа Головлёвы» (1875-1880 гг.) автор изобразил духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX в. В «Истории одного города» (1861-1862 гг.) писатель не только сатирически показал взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднялся до критики правительственных верхов России.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Тема

Анализ «Господ Головлёвых» следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлёвы» иронический. Автор высмеивает несоответствие оболочки помещичьих семей и того, что видим внутри.

Главные герои и их характеристика

Главные герои романа «Господа Головлевы» представлены в списке:

  1. Главной героиней романа является шестидесятилетняя женщина, которую зовут Арина Петровна Головлева. По своей натуре она очень властная, поэтому никто не смеет ей перечить. Зато она активна, умна, хитра и ответственна: хозяйство при ней в полном порядке, правда, излишнее радение о нем превратилось в скаредность. Арина Петровна является очень серьёзной женщиной, но к своему супругу она проявляет полное равнодушие. Женщина на любила детей, так как, по её мнению, они являются настоящей обузой. Детей Арина Петровна держала впроголодь. Но к старости сердце женщины смягчилось. Обман Порфирия и бедность на многое открыли ей глаза. Перед смертью она даже попыталась помочь внукам и готова была пожертвовать своей сытой жизнью ради помощи Петру.
  2. Супругом Арины Петровны был легкомысленный человек, которого звали Владимир Михайлыч. Отец семейства вел бесцельный и праздный образ жизни. Владимир Михайлыч терпеть не мог свою супругу. Главный персонаж любил выпить и развлекаться с горничными до тех пор, пока он не стал дряхлым стариком.
  3. Старшим сыном в семье был Степан, которого Арина Петровна прозвала Степкой-озорником. По своей натуре мальчик был таким же проказником, как и Владимир Михайлыч. Правда, в зрелости это сходство привело к пьянству и разврату. Он промотал даже доходный дом, заработанный для него матерью. Легкомыслие, безответственность, слабость духа компенсировались только добротой и отходчивостью Степана. Он умер от пьянства и скудного содержания матери, которая подавала ему лишь объедки.
  4. Свою дочь Анну Арина Петровна отправила учиться в высшее учебное заведение для того, чтобы она стала бухгалтером или домашним секретарём. Но девушка решила сбежать с корнетом Улановым. В итоге они венчались без благословения. Выделенное матерью наследство они промотали, офицер бросил жену, и она умерла в нищете, оставив на попечение Арины Петровны двоих дочерей — Любу и Аню.
  5. Порфирий — средний сын. Это расчётливый, подлый, жадный и лицемерный человек. Он обманом присвоил все состояние матери, но сам в хозяйстве ничего не понимал. Его страстью было пустословие. Он настолько равнодушен к детям и жаден, что обоих сыновей довел до смерти своей скаредностью, а третьего отдал в воспитательный дом. При всем ханжестве он завел любовницу и бесконечно подавлял ее своими упреками. Дожил до старости, но повредился в уме и лишь под конец жизни осознал, насколько виноват перед матерью и детьми.
  6. Совсем другим был младший сын Павел. Это был человек, лишенный всяких «поступков «. Павел не проявлял склонностей к играм, общению и учебе. По мере взросления мальчик превратился в загадочную и угрюмую личность. Однако он, в отличие от Порфирия, приютил мать и даже упрекнул брата в том, что тот ее обманул. Умер от алкоголизма.
  7. Анна — внучка Арины Петровны. Впечатлительная, живая и подвижная натура с возвышенными идеалами и целями. Вырвалась из Головлевской пустоши, но ее поглотила пошлость провинциального театрального мира, где девушек на сцене приравнивали к продажным и втаптывали в грязь всеми способами. Из-за влияния среды Анна спилась и впала в распутство, но под конец жизни вернулась в Головлево и убедила дядю признать свою вину за участь родных. Анна — добрая, благодарная и нежная девушка, которая прониклась теплотой даже к бабушке, которая считала ее лишним ртом и поила кислым молоком.
  8. Люба — более рассудительная и холодная девушка, чем сестра. Именно она стала содержанкой и втянула сестру в разврат. Она же уговаривала ее покончить с собой.

Жизнь при крепостном праве

Первая глава романа «Семейный суд» начинается в середине XIX века, когда крепостное право уже стало изживать себя. Имение Головлевых процветает и расширяет свои границы благодаря умелому руководству хозяйки.

Госпоже Головлевой становится известно, что ее старший сын возвращается домой. Много лет назад он учился в университете, получая скудное содержание от матери. Усердия к учебе он не испытывал и быстро стал шутом у богатеньких студентов. Их подачки позволяли ему не умереть от голода.

Окончив университет, Степан стал работать в департаментах. Он долго слонялся с места на место, пока не разуверился в своих чиновничьих способностях. Мать выбросила ему «кусок» в виде дома в Москве, но он быстро от него избавился, частично проиграв, частично проев. После этого непутевый сын скитался по Москве, выпрашивая деньги у живших там зажиточных головлевских крестьян. Скоро он понял, что жить так больше не может, поэтому отправился обратно в Головлево.

Узнав о продаже московского дома, мать страшно возмутилась. Она собрала сыновей на семейный совет, напоминающий суд. Папенька Владимир Михайлович в суде участвовать отказался, предсказав сыну, что «ведьма его съест». Младший брат Павел заявил, что его все равно никто не послушает. Госпожа Головлева хотела отдать сыну вологодскую деревеньку, но ее отговорил Порфирий Владимирович. Он был уверен, что непутевый сын промотает эту деревню так же, как и дом.

Степан остался под присмотром матери в Головлеве. Его поселили в холодной, темной и грязной конторе, в которой он оставался безвылазно. Из одежды ему выделили старый отцовский халат и туфли. Когда зимой непутевый сын попросил полушубок и сапоги, ему отказали. Кормили его скудно, лишь бы не умер от голода.

Жизнь при крепостном праве

Первая глава романа «Семейный суд» начинается в середине XIX века, когда крепостное право уже стало изживать себя. Имение Головлевых процветает и расширяет свои границы благодаря умелому руководству хозяйки.

Госпоже Головлевой становится известно, что ее старший сын возвращается домой. Много лет назад он учился в университете, получая скудное содержание от матери. Усердия к учебе он не испытывал и быстро стал шутом у богатеньких студентов. Их подачки позволяли ему не умереть от голода.

Окончив университет, Степан стал работать в департаментах. Он долго слонялся с места на место, пока не разуверился в своих чиновничьих способностях. Мать выбросила ему «кусок» в виде дома в Москве, но он быстро от него избавился, частично проиграв, частично проев. После этого непутевый сын скитался по Москве, выпрашивая деньги у живших там зажиточных головлевских крестьян. Скоро он понял, что жить так больше не может, поэтому отправился обратно в Головлево.

Узнав о продаже московского дома, мать страшно возмутилась. Она собрала сыновей на семейный совет, напоминающий суд. Папенька Владимир Михайлович в суде участвовать отказался, предсказав сыну, что «ведьма его съест». Младший брат Павел заявил, что его все равно никто не послушает. Госпожа Головлева хотела отдать сыну вологодскую деревеньку, но ее отговорил Порфирий Владимирович. Он был уверен, что непутевый сын промотает эту деревню так же, как и дом.

Степан остался под присмотром матери в Головлеве. Его поселили в холодной, темной и грязной конторе, в которой он оставался безвылазно. Из одежды ему выделили старый отцовский халат и туфли. Когда зимой непутевый сын попросил полушубок и сапоги, ему отказали. Кормили его скудно, лишь бы не умер от голода.

Тема

В «Господах Головлевых» анализ следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна. Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.

Адаптации[править]

  • Чёрно-белый фильм «Иудушка Головлёв» 1933 года.
  • Телеспектакль «Господа Головлёвы» 1978 года.
  • Фильм «Господа Головлёвы» 2010 года.
  • Спектакль Серебренникова «Господа Головлёвы» 2012 года, с Кравченко и Мироновым.

Классика школьной программы

Денис Фонвизин Недоросль
Александр Грибоедов Горе от ума
Александр Пушкин Евгений Онегин • Капитанская дочка • Руслан и Людмила
Михаил Лермонтов Герой нашего времени
Иван Гончаров Обломов
Николай Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души
Иван Тургенев Записки охотника • Отцы и дети
Александр Островский Бесприданница • Гроза
Николай Некрасов Кому на Руси жить хорошо
Фёдор Достоевский Братья Карамазовы • Преступление и наказание
Михаил Салтыков-Щедрин Господа Головлёвы • История одного города
Лев Толстой Анна Каренина • Война и мир
Антон Чехов Каштанка • Вишнёвый сад
Максим Горький Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне
Евгений Замятин
Михаил Шолохов Тихий Дон • Поднятая целина
Михаил Булгаков Мастер и Маргарита
Андрей Платонов Котлован
Александр Твардовский Василий Тёркин
Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев

Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа

Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

Глава 7. Расчет

Середина декабря. Земля в снежном саване, как мертвец. В эту пору в Головлево приехала Аннинька. Исхудавшая, больная. Сестра ее покончила с собой. Аннинька бросается на шею дяде: «Умирать я приехала! Вы, дядя, добрый?» Много чего произошло за это время. В городе Самоварове Любинька сошлась с богачом, бросила сцену. Аннинька сопротивлялась, но пошла по той же дорожке. Их кавалеров Люлькина и Кукишева обвинили в растрате. С позором сестры покинули город. И пошли по рукам. Сестры решили покончить с собой. Любинька выпила отраву, Аннинька струсила.

«Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная». Головлевых извели «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой». Даже старую Арину Петровну затянули эти сети. Этот дом – причина всех смертей и унижений, и Любиньки тоже. В гостях Аннинька пьет тайком, потом – вместе с дядей. Отовсюду на них глядят тени замученных и постылых. И Иудушка прозрел. Все он погубил. Зачем? Для кого его «наследство»? «Где… все?..»

Он понял, что «все расчеты с жизнью покончены», пора в могилу. В марте, на Страстной неделе, после Всенощной службы он жалеет племянницу, просит, чтобы хоть она простила его – за всех. Как Христос простил. Среди ночи, в одном халате, он бредет на могилку матери.

Утром его труп нашли у дороги, а Аннинька слегла в горячке. За развязкой событий бдительно следит Надежда Галкина из Горюшкино, единственная наследница родового гнезда Головлево.

Попытка управлять своими силами

В начале головотяпы пытались сами взять власть в свои руки. Они победили в схватках с соседскими племенами благодаря крепости своих голов. Простодушно пытались навести порядок в своих рядах, но в реальности занимались другими делами (гонялись за собаками, затаскивали корову на крышу бани, подпирали небо), а управленческая деятельность оказалась им не по силам.

Спустя время, головотяпы решили найти себе князя. Так как слава о их натуре и характере разнеслась достаточно далеко, никто не соглашался стать их правителем. Удалось найти несколько князей, но те, увидев беспросветную бестолковость головотяпов, отказались править таким народом. Князья посоветовали им найти такого же глупого князя, как они сами. В этом эпизоде автор прямо говорит о том, что народ и власть должны быть “сделаны из одного теста”, чтобы понимать друг друга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: