Чарская «княжна джаваха»

Замкнутость общин

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Главные герои

  1. Нина Джаваха – княжна. Добрая и честная девочка. Очень любит своих родных. Не боится трудностей.
  2. Юлико – двоюродный брат главной героини. Вначале произведения проявляет враждебность и презрение по отношению к главной героине, но потом становится её другом. Умирает от тяжёлой болезни.
  3. Георгий Джаваха – отец Нины. Очень любит свою дочь. Обучает её навыкам верховой езды. Желает жениться во второй раз, но отказывается от этой затеи после исчезновения Нины.
  4. Бабушка – мать Георгия. Надменная женщина. Очень гордится своим родом.
  5. Бэлла – тётя Нины. Озорная и милая девушка. Выходит замуж и обретает счастье. Является подругой главной героини.
  6. Абрек ­– антагонист произведения. Связывается с разбойниками, продавая им имущество семьи Джаваха. Нагло уводит коня Шалого княжны Нины.
  7. Магома – разбойник. Добрый персонаж. Помог Нине сбежать.
  8. Людмила Влассовская – одноклассница и подруга маленькой княжны. Добрая и скромная девочка. Дочь героя Влассовского.
  9. Ира (Ирэн) Трахтенберг – старшеклассница. Шведка. Становится другом главной героини.

Кульминационная часть

Полевой нашел Мишу, чтобы рассказать тому правду про кортик. Подростку стало известно, что матрос, проходивший военную службу на линейном корабле «Императрица Мария», стал невольным свидетелем того, как Никитский жестоко расправился с владельцем ценного холодного оружия — командиром Владимиром Терентьевым.

Полевой попытался спасти офицера, но ему помешал прогремевший на линкоре взрыв. В итоге у матроса в руках оказался кортик, а у бандита Никитского — ножны. После случившегося на Полевого началась охота. Пособники Никитского стали разыскивать матроса, чтобы заполучить оружие. Мужчина тогда даже не подозревал, какую ценность представляет кортик, но не спешил с ним расставаться.

Эшелон, который должен был доставить Мишу и Генку в Москву, застрял на станции Низковка. Продовольствие стремительно заканчивалось, и ребята пошли в лес за грибами. Друзья сбились с пути и были вынуждены заночевать у обходчика. Когда они заснули, в будку ворвалась банда Никитского. Ребята выскочили на улицу и увидели, что злоумышленники разбирают железнодорожные пути, чтобы остановить поезд. Мишке удалось оповестить Полевого о готовящемся нападении на эшелон. Завязался бой, в результате которого белогвардейцы были отброшены.

Полевой подарил Мише кортик, раскрыв его главный секрет. Оказывается, в рукоятке оружия была спрятана тоненькая металлическая пластинка с шифром, разгадать который невозможно без ножен, которые находятся у Никитского. Также мужчина предупредил главного героя, чтобы тот остерегался Филина. Миша вспомнил, что в его московском доме живет человек с такой фамилией.

Сюжет

Это история жизни и взросления маленькой девочки — княжны Нины Джаваха, уроженки солнечного Гори — одного из уголков Грузии. Девочка рано теряет мать и отец-офицер растит её сорванцом, привыкшим к воле. Но вскоре в дом приезжает бабушка-княгиня, совсем не разделяющая представлений внучки о том, как должна выглядеть девушка. С детства обученная джигитовкам и верховой езде, пылкая и горячая Нина скорее походит на мальчишку-горца, нежели на даму. Совсем по другому относится бабушка к своему внуку Юлико, тоже приехавшему в гости. Худой мальчик со светлыми кудрявыми волосами, в бархатных одеждах, с кружевами на манжетах в свою очередь не соответствует Нининым представлениям о мужчинах. Это вначале становится барьером между детьми, но впоследствии брат и сестра сближаются и становятся лучшими друзьями. Дружбе их не дано продлиться долго. Мальчик умирает на руках у Нины от тяжелой болезни. У Нины горе, к которому добавляется ещё и известие о намерение отца жениться. Девочка, горячо любящая свою покойную мать, не может с этим примириться и решает убежать, переодевшись в мальчика-сазандара. Одна в горах, она попадает сначала в грозу, а потом в лапы разбойников. Благодаря везению и доброму сердцу одного из разбойников, девочка оказывается снова дома. Отец отменяет свое решение жениться, но отправляет Нину в институт в Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, холодный и мрачный, кажется ей темницей в сравнении с её сказочным Гори. Девочка скучает по отцу, по родине и по началу не может найти общий язык со сверстницами. Но со временем честная и справедливая Нина мирится со всеми девочками и даже находит себе верную подругу на всю жизнь.

Концовка произведения

Незаметно пролетел год. Все это время кортик надежно хранился в шкафу у Миши. Мальчика постоянно посещали мысли, не является ли его сосед, заведующий складом Филин, сообщником Никитского.

Борька, которого прозвали Жилой, хотел напугать Мишу и его друзей. Он сказал, что знает про подвалы, где спрятаны мертвецы. Ребята ничего там не нашли, кроме ящиков с товарами, зато случайно наткнулись на незнакомца, как две капли воды похожего на Никитского.

Опасения Миши, Генки и Славы подтвердились — Филин, отец Борьки, оказался бывшим денщиком отставного белого офицера Валерия Сигизмундовича Никитского. Друзья принялись разрабатывать план, как добыть ножны от кортика. К филателистической лавке, где ошивались сообщники, они не могли подойти близко, поскольку старик-филателист знал их в лицо и всегда был начеку. Тогда Поляков подговорил Коровина выкрасть ножны у Борьки-Жилы.

Во время урока учительница сделала Мише замечание: мальчик отвлекался от занятий, изучая постороннюю литературу о старинном ручном оружии. Директора школы заинтересовало неожиданное увлечение ученика. Алексей Иванович помог ребятам отыскать дом матери погибшего офицера Терентьева, которому принадлежал кортик, а заодно расшифровал надпись на оружии.

В доме Терентьевых друзья обнаружили башенные часы, к которым подошла змейка с рукоятки кортика. В футляре антикварного изделия находился тайник. Из бумаг, хранящихся там, можно было узнать:

  • координаты затонувших кораблей;
  • перечень сокровищ.

Никитский был взять под стражу, а друзей торжественно приняли в комсомольцы.

Хитон Господень

Святая Нино, несмотря на свои колоссальные успехи в проповедовании Евангелия, не забыла, с какой целью она изначально поехала в Иверию. Нино знала, что ещё в 1 веке некий Элиоз из Мцхеты выкупил ризу и увёз её на свою родину — в Мцхету. Считается, что Элиоз отдал хитон своей сестре Сидонии, которая скончалась тут же, как только взяла одежду в свои руки. Согласно преданию, хитон так и не смогли вырвать из её окаменевших рук — Сидонию так и похоронили вместе с ризой Иисуса Христа.
Нино разыскала могилу Сидонии и увидела, что из неё выросло большое дерево. Впоследствии, уже после принятия христианства в Грузии, местные жители стали почитать это дерево как священное. Однако долго оно не простояло — Нино попросила царя Мириана срубить его, сделать из ствола четыре массивных православных креста и установить их на четырёх границах государства. От дерева остался только пень, который, т как утверждается, мироточил ровно до 16 века, когда на Грузию напал персидский завоеватель Шах Абасс.

На месте, где остался пень, построили первую в Грузии православную церковь Светицховели, которая несколько раз перестраивалась — изначально она была деревянной, затем уже каменной. На протяжении всего этого времени храм остаётся главным собором всей Грузии.
Под конце жизни Нино переехала в Кахетию и поселилась в местечке Бодбе, там она и умерла в 335 году. Её похоронили всё в том же Бодбе, сейчас рядом с местом, где провела свои последние годы Нино, работает женский монастырь Святой равноапостольной Нино. День поминовения святой Нины 27 января в Грузии отмечается как национальный праздник — Нинооба.

Таинственные Албанцы

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

В Мцхете

Нина достигла Мцхеты — столицы языческой Иверии — накануне 5 августа, дня празднеств в честь Армази, языческого бога богов. Нина стала свидетельницей отправления культа — и царь, и народ молились статуе бога-воина в золотой броне. Нине только и оставалось помолиться Христу с просьбой обратить всех этих людей в иную веру. Легендарная версия о том, что по молитве Нины христианский бог уничтожил идола молниями вряд ли больше чем сказка — подобные истории рассказывают о множестве других христианских святых, взяв за основу рассказы о чудесах ветхозаветных пророков, вызывавших огонь с неба. Намного более интересна и своеобразна другая история о святой — о чуде на охоте царя Мириана.

В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада. Кроме проповеди веры занималась еще и целительством (она и покорила сердце садовника тем, что излечила его жену от бесплодия). Дар исцеления привлек к ней людей (проповедников много, а вот дар спасения жизни дается далеко не всякому). Первыми последовательницами Нины во Христе стали женщины: она исцеляла детей, спасла ребенка, тяжко болевшего с рождения — какую женщину оставит равнодушной такой поступок? Приняли Нину и дамы, занимавшие далеко не последние места в общественной иерархии Мцхеты — жена царевича Реви Саломея, жена эристави (титул, приблизительно соответствующий герцогскому на Западе) Пережавра и даже супруга верховного властителя — царица Нана (Нина исцелила ее от серьезного недуга).

Почему раньше грузины были рыжими. Где на кавказе рождаются блондины, и почему так происходит

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами. Но правдив ли он?

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот — рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Вторжение с севера

С другой стороны, нельзя отрицать, что на Кавказе действительно встречаются люди местных национальностей: грузины, горские евреи, армяне и горцы, – обладатели светлых глаз и светлых волос, в том числе, рыжих.

Антрополог Иван Пентюхов, проводивший исследования в начале прошлого века, сообщал, что действительно, в западной части Кавказа и на побережье Черного моря существует тип кавказцев с ярко выраженной европейской внешностью: светлыми глазами, светлыми волосами и круглыми лицами.

Он связывал появление такой нетипичной внешности с пришлым населением, которое, возможно, спасаясь от голода или войны, явилось на Кавказ с севера. В отдаленных районах такое население могло сохраняться столетиями, перенимая у местных народов культуру, но не смешиваясь с ним.

В пользу такой версии можно указать на таинственный, немногочисленный народ в Грузии – сванов, которые живут высоко в горах Грузии близко от черноморского побережья и часто являются обладателями голубых глаз и светлых волос.

Есть версия, что это могли быть потомки древних викингов, которые еще до того, как уйти на север, в Скандинавию, жили в Приазовье. Еще 1899 году норманист Вильгельм Томсен заметил этимологическую связь северокавказских языков со шведским и датским.

Наконец, есть предположение, что черты северных народов принесли с собой русские, а буквально двести лет назад население Кавказа было более однородным.

Ещё одна версия, которая может объяснить наличие светлых волос и голубых глаз у кавказцев — это торговля рабами. Довольно часто воинственные народы Северного Кавказа делали набеги на своих северных соседей и умыкали пленников: мужчин и женщин. Мужчин продавали османам, а рабынь часто оставляли в наложницах.

Правда, это ничего не проясняет про грузин, потому что они довольно рано, в IV веке приняли христианство и рабами не торговали.

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

И наконец, есть предположение, что светлые волосы кавказцев, в том числе и грузин, могут быть связаны с неведомым народом, чьи гробницы находят в могильниках степных районов Дагестана и в Чечне. Этот антропологический тип до сих пор встречается на Кавказе, а ближайшими родственными народами являются сарматы.

О чем молиться святой Нино

Канонический текст молитвы святой Нино очень древний и представляется слишком «общим», содержит просьбы, могущие адресоваться в принципе любому из святых христианского мира — «охранять стадо», «вразумить врагов святыя Церкве Христовы». Но множество людей молится ей глубоко личным образом. Они просят ее:

  • об избавлении от недугов, как телесных, так и душевных;
  • о рождении детей (вспомните историю с лечением жены садовника!);
  • о вспомоществовании в миссионерской деятельности;
  • об утверждении в вере;
  • о вызволении людей, угодивших в сети сектантов (увела же она целый народ от воинственного языческого божества ко Христу);
  • о содействии в путешествии (Нина немало странствовала, пока не явилась в удел Богородицы).

По свидетельствам верующих, молитва перед иконой просветительницы Грузии равноапостольной Нины обладает особой силой — даже когда до решения проблемы очень далеко, люди ощущают облегчение на сердце.

Апостольская миссия

На своём пути святая Нино столкнулась со множеством преград и испытаний. Царь Армении Тиридат III подверг мучительной смерти её спутниц (рассекал их мечами), а Нино лишь чудом спаслась, спрятавшись в кустах дикой розы. Испуганная девушка увидела ангела, который придал ей мужества и сил.

Преодолевая голод, холод и страх, девушка добралась до Грузии в 319 году. Там она начала изучать обычаи, традиции и язык иверского народа.

В Мцхете, столице будущей Грузии, Нину приютили садовник царя и его жена Анастасия. По её просьбе семья установила её палатку около куста ежевики в саду, позже там построят церковь Святой Нины. В будущем эта семья первой в Грузии примет христианство, так как молитва Нино вылечила жену садовника от бесплодия.

Слава о чудесной девушке быстро распространилась по стране, её имя было у всех на устах, так как её проповеди подкреплялись чудесами и знамениями. Во время праздника в честь языческого бога Армази, по молитве Нино, идол Армази рухнул, а среди ясного дня разразилась сильная буря.

Нино воскрешала мёртвых детей, исцеляла от болезней, в том числе исцелила царицу Иверии, ставшую ревностной христианкой. Несмотря на это, её муж, царь этой страны, решил казнить Нино. Готовя заговор, Мириан III внезапно ослеп, но мольбы языческим богам не помогали, тогда он помолился Богу, о котором рассказывала Нина. Обретя зрение, царь немедленно принял христианство (6 мая 319 год).

Дожидаясь священников из Константинополя, Нино готовила народ Иверии к святому крещению.

Первый храм был воздвигнут на месте старого кедра, указанного Ниной, где, по преданию, была могила Сидонии, державшей Хитон Христа. Ныне храм Светицховели (переводится как животворящий столп).

В 326 году Грузия окончательно превратилась в христианское государство, но окраины страны оставались языческими. Их обращением в христианскую веру Нино занималась весь остаток своей жизни.

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот — рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Чеченцы

Современные чеченцы и ингуши являются прямыми потомками вайнахов – хурритского этноса. Однако примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, эти племена смешались с другими, несущими в себе генетические признаки кроманойдной расы (современными представителями этой расы являются славяне, а также финны и шведы).

Генетический «коктейль» и объясняет столь широкое разнообразие типов внешности в Чечне. Когда доминируют гены переднеазиатской расы, ребенок рождается смуглым, с темными волосами. Когда же верх берет кроманойдный тип – внешность практически не отличается от славянской.

В поисках хитона Христа

С именем Иисуса Христа на устах Нина отправилась в дорогу. Путь ее не был легким — ей случилось стать свидетельницей мученичества за веру и чудом повезло не пострадать самой. В какой-то момент своего путешествия Нина познакомилась с невестой Христовой Рипсимией, ее наставницей в вере Гаианией и другими монахинями — и разделила с ними бегство от императора Диоклетиана. Тот, не испытывая к христианам личной неприязни, изгонял их, как подрывающих авторитет его власти. Поклонники бродячего иудейского проповедника Диоклетиана не впечатляли — он предпочитал, чтоб его самого приветствовали, как божество. Легенда же о том, что он воспылал страстью к деве Рипсимии, вряд ли правдива. Император был женат, причем на христианке — правда, он заставил ее приносить жертвы римским богам. Гаиания, Рипсимия и другие женщины пострадали за то, что не пожелали этого делать — христиан, не признавших над собою власть Юпитера, Диоклетиан приговаривал к смерти.

Христианки бежали в Армению, вотчину царя Трдата (или, в греческой традиции, Тиридата). Диоклетиан успел написать ему о них — и сообщил между делом о красоте Рипсимии. Так что бедной деве пришлось-таки испытать на себе страсть царя земного. Но она пожелала остаться верной Небесному. Разъяренный Тиридат казнил Рипсимию, старицу Гаианию и их спутниц (Армянская Православная церковь поныне чтит святых Рипсимэ и Гаянэ). Нина же чудом сумела укрыться от преследования и 1 июня ступила на грузинскую землю — вошла в удел Богоматери.

Кочевники: миграция ради спасения

Еще одна генетическая ветвь, которая стала частью этнического наследия Кавказа, преимущественно светловолосые и белокожие кочевники половцы, убегавшие от многочисленных притеснений со стороны враждующих племен. Они постепенно ассимилировались, слились с местными жителями и фактически растворились в господствующих в Предкавказье этносах.

Именно поэтому светловолосые среди кавказцев совсем не редкость – их много и в Чечне и Дагестане, и в Армении и Грузии. И это смешение рас по-своему прекрасно, ведь оно в очередной раз напоминает, что каждый человек, оставивший потомков, бессмертен. Его крошечная часть живет в веках. И через столетия на мир смотрят голубые глаза, точно такие же, как у молодого парнишки, строившего легендарные башни Сванетии.

Детство и юность Святой Нино

На свет Нина появилась в 280 году от Рождества Христова в Каппадокии (современная Турция).
Её семья отличалась богатством и благочестием. Отец девочки Завулон — дальний предок Георгия Победоносца — являлся римским воеводой. Мать, Сусанна, – сестра Патриарха Иерусалима.

Оба родителя помышляли о монашеской жизни. Когда девочке было 12 лет, они всей семьёй отправились в Иерусалим, где стали на службу Христу, а дочь отдали на воспитание старице Нианфоре. Спустя 2 года Нино  наизусть знала Священное писание и следовала всем правилам веры. Из уст Нианфоры Нина слышала различные истории, впитывала истины христианской веры. Девушка так прониклась подвигом Христа, что решила найти его Хитон (одеяние Христа, сшитое его матерью), потерянный в столице Иверии.

Нино мечтала поклониться ему, а после рассказа Нианфоры о языческой вере в Грузии, ещё и обратить эту страну в христианство. Она молилась об исполнении своей мечты, и однажды ей приснилась Святая Дева, которая благословила её на эту миссию, подарив крест из виноградной лозы. По её словам, он будет защитой Нино на протяжении всего опасного и долгого пути. Утром девушка обнаружила сжатый в ладони крест.  Нино оплела его своими волосами, тем самым показав, что отдаёт себя служению Христу. Рассказав о случившемся Иерусалимскому Патриарху, она получила благословение на апостольскую миссию.

Собор Светицховели

Собор Светицховели возведён в XI в. Прославился на весь мир тем, что под ним имеется захоронение Хитона Господня.

В I в. Раввин Элиоз из Иерусалима выкупил хитон у израильских солдат и привёз святыню сестре-христианке Сидонии. Она не выдержала потрясения от соприкосновения со святыней и умерла. Хитон не смогли извлечь из рук Сидонии. Христианку похоронили под собором.

Из дерева, выросшего на этом месте, сделаны три креста, которые установили с трёх сторон Иверии. Благодатное миро, которое источал пень от срубленного дерева, исцелял болящих. Местный собор назвали Светицховели — Животворящий столб.

В XIV в. здание разрушили воины Тамерлана. По древним чертежам в XV в. оно отстроено заново. Здесь хоронили грузинских правителей и патриархов.

В этом месте находится центр важнейших церковных событий.

Грузия относится к одной из первых стран, признавших христианство официальной государственной религией. Множество православных святынь, хранящихся в многочисленных древних церквях и монастырях, позволяют увидеть и ощутить истинное значение христианской веры, почувствовать атмосферу давно минувших столетий.

С 1977 года Патриархом в Грузии является Илия II — Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский.

В стране соблюдается обычай крещения в водах Арагви. Илия II проводит обряд для каждого 3-го ребенка и становится крестным отцом.

По Жребию, христианство должна была принести в Иверию Дева Мария, но ей пришлось передать свою миссию Андрею Первозванному. 12 мая в Грузии в память о первом христианском проповеднике апостоле Андрее Первозванном отмечается государственный праздник, который является официальным выходным днём.

Где найти секретные места Тбилиси

Тбилиси стал для россиян одним из самых популярных городов тура на выходные. Столица Грузии нравится не только и не столько участникам организованных поездок, которые приезжают впервые, чтобы сфотографироваться у достопримечательностей, но и опытным путешественникам, возвращающимся в Тбилиси снова и снова. Корреспондентка «Ленты.ру» приехала в Тбилиси на пару дней, чтобы узнать, что скрывается за туристическим фасадом города.

Только по рекомендации

Хотя если турист не позаботился о составлении маршрута заранее, слишком переживать не стоит. Не успела я сесть в такси у здания нового (вполне, кстати, презентабельного) терминала тбилисского аэропорта, таксист тут же, не отвлекаясь от дороги, заявил: «Чурчхелу в городе не покупайте: возьмите, когда будете улетать, прямо в аэропорту в ларьке, она там свежая, и таскать не надо — купил, завернул и повез».

Распадающаяся красота

Хотелось бы, чтобы так же просто — завернул и увез — было и с тбилисскими видами. Но, увы, это невозможно. Как и все старые города в не самых больших и богатых странах, старый Тбилиси разрушается, и это факт. Знакомого школьникам 1970-1980-х по патриотической советской литературе Тифлиса все меньше и меньше, и процесс этот столь же естественный, сколь и необратимый.

В плачевном состоянии пребывают старинные дома с широкими, опоясывающими всю постройку деревянными террасами-балконами. Иногда они выглядят как декорации к фильму Германа «Трудно быть богом»: вообще непонятно, как постройка еще не рухнула. Некоторые домики, впрочем, кое-как поддерживаются в жилом и презентабельном состоянии, для их реставрации находят инвесторов, или о них заботятся арендаторы — владельцы кофеен или сувенирных магазинчиков.

Один из таких домов — известный в старом Тбилиси «Дом с витражами». Выкрашенную голубой краской террасу украшают витражи с ориентальным орнаментом из цветных стекол, а в самом доме разместился маленький магазин сувениров и хендмейда: валяные детские шапочки, сумки из кожи натурального дубления, заколки из рога и, конечно, украшения из серебра с перегородчатой эмалью — традиционная грузинская ювелирная техника.

Фотопрогулка заканчивается в доме неподалеку от особняка Сараджишвили, построенного в мавританском стиле (как, кстати, и тбилисский оперный театр) неким богатым купцом для своей молодой жены. Попасть внутрь можно, только зная цифры кодового замка. Зато интерьер с арочной галереей и столб света из круглого светового окна в потолке создают идеальный антураж для портретной фотосъемки.

Завершается наш экскурс в жизнь старого Тбилиси еще одним визитом в гости — но уже не к полумифической купчихе, а к современному грузинскому художнику Автандилу Гургенидзе (самая известная его работа — разрисованный яркими узорами «арт-самолет» Ан-24) и его жене, балерине Тбилисского театра оперы и балета Нино Очиаури. Семья творческая по крайней мере в четвертом поколении: дед Нино, Гоги Очиаури, был известным советским скульптором и графиком, а ее и Автандила сын учится на композитора.

Что-то новенькое

Еще один концептуальный бутик для изящных барышень держит в грузинской столице местная it-girl и предпринимательница Нино Элиава. Шоурум небольшой, но обставлен с голливудским лоском: латунь и зеркала. В нем много грузинского дизайна и бижутерии: скажем, плетеные клатчи и ридикюли 711, латунные ящерицы и паучки — колье и серьги Lako Bukia x Natia Khutsishvili и обувь Nina Zarqua. Есть и иностранные марки — например, украинская Litkovskaya, которую московские модницы знают по мультибренду Aizel.

Особенности национальной еды

В том марани, куда нас пригласили, есть и более привычные взгляду бочки: там выдерживается вино, приготовленное по европейской технологии из местного винограда сортов буза и данахарули, а также редкого эндемичного тавквери. Само помещение марани старинное: его построил в XIX веке винодел Тадеус Гурамишвили, родственник известного грузинского просветителя Илии Чавчавадзе. Портреты обоих, а также семьи Гурамишвили украшают каменные стены.

После дегустации с легкими закусками (сыр сулугуни, творог надуги, баклажаны с ореховым соусом баже, соленья джонджоли) мы перемещаемся к месту настоящего застолья — в ресторан Veriko, кстати, тоже расположенный в помещениях старого винного завода с живописными террасами. На них приятно обедать, когда на улице тепло и солнечно, а в ноябрьскую слякоть лучше переместиться в просторный зал с белеными стенами.

Уезжать из Тбилиси не хочется: по пути на самолет кажется, что что-то очень интересное не успели увидеть, сфотографировать, попробовать или купить. Утешает одно: самая вкусная чурчхела все же продается в аэропорту.

Светловолосые черкесы

Черкесы были одними из самых многочисленных народностей, проживающих на территории современного Ставропольского края. Этнографы описывали их, как «русых, с рыжими усами и светлой кожей, серыми или светло-карими глазами».

Однако во время Русско-кавказской войны, значительная часть бежала в Турцию. Но многие остались. Наиболее близки генетически к черкесам жители аула Карм, их сложно отличить от европейца ровно до тех пор, пока они не начинают говорить.

Существует и гипотеза, что черкесы являются потомками славян, в частности казаков, так как в исследованиях часто встречается самоназвание «Казакия». (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: