Краткое содержание “Сказка о молодильных яблоках и живой воде”.
Сказка не очень-то и маленькая, поэтому 5-6 предложениями всего не расскажешь:
Жили два брата, богатый и бедный. Бедный пришел под Новый год попросить у богатого мяса в долг, но тот кинул ему лишь коровью ногу и крикнул, чтобы тот проваливал хоть к самому Хийси (в карельской мифологии дух леса). Бедняк и пошел к Хийси, нашел к нему дорогу и поступил так, как ему дровосеки. Хийся в благодарность за коровью ногу отдал волшебный жернов, который мог намолоть что угодно. Бедный брат с помощью жернова накормил всю семью, а богатый узнал про жернов и попросил на время, тот и отдал, а обратно забрать не смог.
Краткое содержание Семь подземных королей Волкова для читательского дневника
Год: 1964 Жанр: сказкаГлавные герои: дети Элли и Фред, министр Руф Билан и принц Бофаро.
Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами. Звери, жившие в этой стране, умели разговаривать. Для себя добрый волшебник выстроил дворец высоко в горах, чтобы его никто не беспокоил. Там он прожил много лет, а потом скончался.
Вскоре в стране произошли изменения. Она была поделена на несколько королевств. Каждым управлял свой король, и государства часто враждовали между собой. В одном из них, у власти был король Наранья, его сын Бофаро задумал свергнуть родителя с престола. Узнав про заговор, Наранья заточил сына и его семью в подземелье.
Прошли годы, жители подземной страны научились жить в таких условиях. Они подчинили себе подземных драконов и зверей с шестью лапами. Жители научились добывать руду, и обменивать ее наверху, на продукты.
Правил подземным государством король Бофаро, у него было семь сыновей
Каждый был не обделен вниманием отца. Вскоре правитель скончался и его дети стали перед выбором, кому садится на трон
Отец, еще при жизни, позволял каждому отпрыску править по очереди, так и было. Короли правили поочередно, а простые люди трудились день и ночь, но тут произошла неразбериха. Короли перепутались, а жители вообще ничего не понимали, кому подчиняться.
Однажды, один из охотников, случайно обнаружил источник с волшебной водой. Она имела уникальные свойства. Человек, выпивший ее, засыпал, а когда просыпался, вел себя как новорожденный. Подземные жители стали использовать усыпляющую воду. Они оставляли одного короля править страной, а остальных, вместе с их слугами усыпляли. Жизнь в королевстве наладилась. Вода имела свои последствия, и проснувшихся людей, надо было заново учить жизни. Это доверили Хранителям времени.
Девочке надо было возвращаться домой, но перед этим она помогла Льву, Дровосеку и Страшиле. Еще Элли одержала победу над второй злой колдуньей.
В Волшебной стране жил волшебник Гудвин, он создал Изумрудный город и правил им. Местные жители его боготворили, но на самом деле он был простым человеком из того же Канзаса. Элли это выяснила, и Гудвин отправился домой, посадив на трон вместо себя Страшилу. Элли присоединилась к Гудвину.
Позже храбрая девочка опять попадает в Волшебную страну. Элли освобождает государство от деревянных солдат Урфина Джюса, который вселил в них жизнь с помощью чудодейственной пыли. Позже злодей признал свой проступок, а его соратник Билан сбежал. Последний попал в подземную страну, и сломал бассейн с усыпительной водой.
Все уснувшие правители и их свита проснулись. Обыкновенным людям стало трудно жить. Пропитания на всех категорически не хватало. Элли и ее пес Тотошка, да и Фред, родственник девочки, попали в подземелье.
Билан поведал местным жителям, что девочка волшебница, она освободила наземную страну от злых ведьм. Короли просят Элли помочь им найти волшебную воду. Они не позволяют друзьям вернуться наверх. Девочка посылает Тотошку с вестью для Страшилы. Вместе они находят воду и затем проснувшихся правителей обучают ремеслу простых рабочих.
Верхнее государство и подземное, стали жить в мире и согласии. Элли и Фред на волшебном драконе улетают домой.
Произведение учит жить мирно и помогать друг другу.
Читать краткое содержание Семь подземных королей. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Как и чему учились в институте
Воспитанницы Смольного института благородных девиц были разделены на классы по возрасту: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет.
С 6 до 9 лет девочки изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рукоделие, музыку, рисунок и танцы. Позже добавлялись гуманитарные науки и домашнее хозяйство. В старших классах ученицы начинали изучать физику, архитектуру и уделяли больше времени домоводству.
Фото из швейной мастерской
Покинуть стены института девушки не могли до самого окончания. Отдавая дочерей в институт, родители подписывали бумагу о том, что не отзовут их обратно домой. Послабление пришло только с началом правления Марии Фёдоровны, которая сократила срок обучения на 3 года. Однако у воспитанниц так и не появилось выходных и каникул.
Правда, как свидетельствуют сами смолянки, учёба в институте была довольно посредственной. На уроках разрешено было только слушать, а вот задавать вопросы и вступать в дискуссии с преподавателем — строго запрещалось. Но и за успеваемостью особо не следили, классных дам больше волновали внешний вид и соблюдение приличий.
Урок музыки
Затянувшаяся прогулка
Тем временем Элли со своим любимцем Тотошкой едет навестить родственников. Она гуляет с кузеном Фредом, который старше девочки на два года, и рассказывает о своих путешествиях в Волшебную страну. Однажды дети решают обследовать близлежащую пещеру. Обнаружив их исчезновение, родители бегут к пещере и видят, что произошёл обвал. Они считают детей погибшими.
Но дети остаются в живых и начинают искать выход. Проплутав по лабиринту, они выходят к подземной речке. С собой в рюкзак он положили надувную лодку, и теперь она им пригодилась. Через десять дней плавания запасы продовольствия закончились, и детям приходится питаться рыбой. Наконец, лодку выносит в подземную страну рудокопов.
Жители подземной страны приводят детей к королю. Увидев Элли, Руф Билан узнает её и говорит королю, что она фея, которая уничтожила двух злых волшебниц. В ответ на просьбу Элли помочь ей подняться наверх, чтобы вернуться домой, король ставит ей условие: вернуть Усыпительную воду.
Детям отводят прекрасные комнаты во дворце и приставляют к ним стражей. Летописец Арриго рассказывает им историю подземной страны. Элли просит короля сообщить Страшиле и Железному Дровосеку о её прибытии, но король отказывается: друзья потребуют освободить пленников, и для подземных жителей это будет грозить большими неприятностями.
Элли с Фредом решают схитрить. Под предлогом посещения бассейна с Усыпительной водой, Тотошка постарается сбежать. Рассчитывают дети и на помощь Арриго, который им сочувствует.
Автор Лидия Алексеевна Чарская
Лидия Чарская
Записки институтки
Моим дорогим подругам, бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года, этот скромный труд посвящаю.
Автор
Когда веселой чередоюМелькает в мыслях предо мноюСчастливых лет веселый рой,Я точно снова оживаю,Невзгоды жизни забываюИ вновь мирюсь с своей судьбой…Я вспоминаю дни ученья,Горячей дружбы увлеченья,Проказы милых школьных лет,Надежды силы молодыеИ грезы светлые, живыеИ чистой юности рассвет…
ГЛАВА I
Отъезд
В моих ушах еще звучит пронзительный свисток локомотива, шумят колеса поезда — и весь этот шум и грохот покрывают дорогие моему сердцу слова:
— Христос с тобой, деточка!
Эти слова сказала мама, прощаясь со мною на станции.
Бедная, дорогая мама! Как она горько плакала! Ей было так тяжело расставаться со мною!
Брат Вася не верил, что я уезжаю, до тех пор пока няня и наш кучер Андрей не принесли из кладовой старый чемоданчик покойного папы, а мама стала укладывать в него мое белье, книги и любимую мою куклу Лушу, с которой я никак не решилась расстаться. Няня туда же сунула мешок вкусных деревенских коржиков, которые она так мастерски стряпала, и пакетик малиновой смоквы, тоже собственного ее приготовления. Тут только, при виде всех этих сборов, горько заплакал Вася.
— Не уезжай, не уезжай, Люда, — просил он меня, обливаясь слезами и пряча на моих коленях свою курчавую головенку.
— Люде надо ехать учиться, крошка, — уговаривала его мама, стараясь утешить. — Люда приедет на лето, да и мы съездим к ней, может быть, если удастся хорошо продать пшеницу.
Добрая мамочка! Она знала, что приехать ей не удастся — наши средства, слишком ограниченные, не позволят этого, — но ей так жаль было огорчать нас с братишкой, все наше детство не расстававшихся друг с другом!..
Наступил час отъезда. Ни я, ни мама с Васей ничего не ели за ранним завтраком. У крыльца стояла линейка; запряженный в нее Гнедко умильно моргал своими добрыми глазами, когда я в последний раз подала ему кусок сахару. Около линейки собралась наша немногочисленная дворня: стряпка Катря с дочуркой Гапкой, Ивась — молодой садовник, младший брат кучера Андрея, собака Милка — моя любимица, верный товарищ наших игр — и, наконец, моя милая старушка няня, с громкими рыданиями провожающая свое «дорогое дитятко».
Я видела сквозь слезы эти простодушные, любящие лица, слышала искренние пожелания «доброй панночке» и, боясь сама разрыдаться навзрыд, поспешно села в бричку с мамой и Васей.
Минута, другая, взмах кнута — и родимый хутор, тонувший в целой роще фруктовых деревьев, исчез из виду. Потянулись поля, поля бесконечные, милые, родные поля близкой моему сердцу Украины. А день, сухой, солнечный, улыбался мне голубым небом, как бы прощаясь со мною…
На станции меня ждала наша соседка по хуторам, бывшая институтка, взявшая на себя обязанность отвезти меня в тот самый институт, в котором она когда-то воспитывалась.
Недолго пришлось мне побыть с моими в ожидании поезда. Скоро подползло ненавистное чудовище, увозившее меня от них. Я не плакала. Что-то тяжелое надавило мне грудь и клокотало в горле, когда мама дрожащими руками перекрестила меня и, благословив снятым ею с себя образком, повесила его мне на шею.
- …
Тематика
Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.
Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.
Институты строгого режима
Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:
Еда была довольно скудной.
Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.
Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.
Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.
На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.
Семья Икониных
Несчастья Ленуши начинаются с ее прибытия в новую семью — ее кузены Жоржик, Нина и Толя не хотят принимать девочку, смеются и издеваются над ней. Ленуша терпит издевки, но, когда младший кузен Толя оскорбляет ее маму, она вне себя начинает трясти мальчика за плечи. Тот пытается удержаться на месте, но падает, уронив вместе с собой японскую вазу. Обвиняют в этом, конечно же, бедную сиротку. Это является одним из классических вводных сюжетов у Чарской — несчастья главной героини начинаются с несправедливого обвинения, а заступиться за нее некому. Иллюстрация этого эпизода из дореволюционного издания представлена ниже.
Сразу после этого случая происходит первая встреча Ленуши с дядей и тетей: дядя старается проявить радушие к родной племяннице, но его жена, как и дети, не рада «навязанной родственнице».
За обедом Ленуша знакомится со своей старшей кузиной — горбатой Жюли, которая злится на новую сестру за то, что она займет ее комнату. Позже, издеваясь над Ленушей, Жюли нечаянно ранит Нину, и эту вину дети снова сваливают на сироту. Это событие окончательно ухудшает и без того ужасное положение девочки в новом доме — ее наказывают, запирают на темном холодном чердаке.
Несмотря на эти события, добрая Ленуша проникается сочувствием и жалостью к горбатой кузине и решает непременно с ней подружиться.
Главные герои
В произведении Астафьева несколько героев, но в роли главной выступает Люда — девушка, приехавшая из маленького населенного пункта, чтобы устроить свою жизнь в городе. Она трудолюбива, добра и ответственна, всеми силами старается постичь парикмахерское мастерство, но не брезгует заработать копейку в должности уборщицы.
Девушка, попав в трудную ситуацию, пытается найти помощь и сопереживание у близких людей, но те заняты собственной жизнью и делами дочери не интересуются.
Стоит дать характеристику и остальным действующим лицам трагической истории, среди них можно выделить следующих персонажей:
- Отчим — новый ухажер матери, мужчина большую часть жизни провел в ссылках и лагерях, в конце он отомстил за смерть падчерицы.
- Гавриловна — старая парикмахерша, у которой проживала и работала Людочка, когда находилась в городе.
- Мать Люды — сорокапятилетняя женщина, от которой ушел первый муж, она была занята собственной жизнью, поэтому не откликнулась на просьбу дочери о помощи, позднее она об этом очень пожалела.
- Стрекач — уголовник и главарь банды, он изнасиловал главную героиню и стал виновником ее последующего самоубийства.
Правила пребывания в институте
Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».
Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Сюжет: смерть мамы Ленуши
Начинает Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки» со знакомства с главной героиней: девятилетняя девочка Ленуша едет на поезде в Санкт-Петербург к своему дяде, единственному родственнику, оставшемуся у нее после смерти мамы. Она с грустью вспоминает о своей мамочке — ласковой, доброй и милой, с которой они жили в чудесном «маленьком чистом домике», прямо на берегу Волги. Они жили дружно и собирались в путешествие по Волге, но внезапно мамочка умерла от тяжелой простуды. Перед смертью она попросила кухарку, жившую в их доме, позаботиться о сироте и отправить ее к своему брату, статскому советнику из Петербурга.
Гимназия
На следующий день вместе с Жюли и Ниночкой Ленуша отправляется в гимназию. Гувернантка рекомендует девочку начальнице гимназии с самой нелестной стороны, однако, несмотря на это, начальница улавливает настоящий характер Ленуши, проникается к ней сочувствием и не верит словам гувернантки. Это первый человек, проявивший участие к девочке с самого ее приезда в Петербург.
В учебе Ленуша демонстрирует успехи — ее хвалит учитель чистописания, за что на нее ополчается сразу весь класс, обзывая подлизой. Также она не соглашается участвовать в травле учителя, еще больше отталкивая от себя злых детей.
Дома случается новое происшествие — ручной филин Жоржа, Филька, найден мертвым в коробке на чердаке. Это со злости на брата сделала Жюли, но обвиняют, конечно, Ленушу. Гувернантка собирается высечь ее розгами, но неожиданно за нее заступается Толя. Переполненный чувством несправедливости мальчик теряет сознание, и это спасает Ленушу от наказания. Наконец у девочки появляется друг и заступник.
Толя выступает в роли персонажа, которого почти в каждую повесть помещает Л.Чарская. «Записки маленькой гимназистки» перекликаются с ее книгой «Княжна Джаваха» — двоюродный брат главной героини и внешне похож на Толю (бледный, светловолосый, склонный к припадкам), и в сюжетном развитии образа: сначала обижает свою кузину, но затем выступает ее защитником и становится другом. В гимназии у девочки тоже появляется подруга — графиня Анна из старших классов, а затем и кузина Жюли наконец проявляет сострадание к Ленуше и просит у нее прощения за все свои злые проделки.
Интересные темы
- Белов — Малька провинилась В деревне Мальку считали очень вредной и злющей собакой. К её хозяйке (Лидии) люди боялись приходить в дом, обходили на расстоянии её забор. На всех собачка лаяла и могла больно укусить.
- Чарушин — Никита и его друзья Никита является добрым мальчиком, имеющим озорной характер. Он очень любит познавать окружающий мир и интересуется тем, чем занимается его отец. Он очень внимательно наблюдает за своим папой
- Никита Кожемяка В различных былинных преданиях Никита Кожемяка считался могущественным богатырем, способным разодрать несколько бычьи шкур. Предания о нем в разных вариантах можно было услышать на просторах
- Анализ романа Джейн Эйр Шарлотты Бронте Роман впервые был опубликован в 1847, под псевдонимом писательницы. Каждый раз, когда они с сестрами по вечерам оставались одни
Основная идея произведения
Литературный анализ по рассказу В. Астафьева необходимо начать с главной идеи, которую заложил автор. В центре повествования оказываются простые и беззащитные люди. Это история о безысходности и несправедливости, о так шокирующем многих равнодушии. Анализ «Людочки» Астафьева построен на том, что ключевая идея состоит в существовании так называемой «скверной правды».
Героиня пытается вырваться из своей провинциальной обыденности, найти счастье в большом городе. Но она еще не ведает, что мегаполис способен уничтожить человека. Суть анализа повести Астафьева «Людочка» заключается в том, что ее идеализированный мир столкнулся с жестокой реальностью. Это привело к трагическим последствиям.
Большое внимание автор уделяет равнодушию окружающих людей. В анализе «Людочки» Виктора Астафьева этому нужно уделить особое внимание
Когда в деревне все знакомы и чье-то горе касается большинства, то в городе чье-то несчастье проходит просто незамеченным.
Образ Людочки
С детства героиня не отличается красотой и умом. Несмотря на это, автор описывает ее с большой теплотой. Главными качествами девушки являются:
- скромность;
- трудолюбие;
- милосердие;
- сочувствие;
- доброта;
- порядочность.
Девушка способна чувствовать чужую боль. Она испытывает жалость и сочувствие к молодому парню, который из-за халатности врачей умирает в городской больнице. Испытывая сострадание, она сама сталкивается с бессердечием и непониманием близких.
В родной деревне она хочет найти поддержку у матери, но женщина слишком занята личными проблемами и только замечает, что дочь стала нервной и держится скованно. По этой причине Людочка не решается рассказать ей страшную правду и возвращается в город.
Не выдержав предательства, она понимает, что отчасти сама виновата в трагедии. Серая, безучастная, однообразная жизнь подталкивает Люду к страшному шагу. Главной причиной самоубийства стала не городская жизнь, а равнодушие окружающих, которые отвернулись от нее в тяжелую минуту. Девушка почувствовала себя лишней и никому не нужной. Только после смерти героини родные люди осознали, насколько она им необходима.
Сюжет
Книга «Семь подземных королей» начинается с длинного экскурса в историю Волшебной страны, в особенности Подземелья, где и происходят основные события этой книги. Повествуется об основании тысячу лет назад Страны Подземных рудокопов, о трудных годах становления подземного государства в суровых условиях Пещеры, без солнечного света, среди Шестилапых и драконов.
Ситуация осложняется тем, что в Стране Подземных рудокопов одновременно царствуют семь королей, правящих по очереди (срок правления каждого — один месяц), а значит, народу нужно кормить сразу семь королевских дворов, из которых в каждый момент правит один, а остальные только пируют и развлекаются, ожидая своей очереди. Всё изменяется после открытия волшебной Усыпительной воды, которая позволяет усыплять королей на время междуцарствия. После этого жизнь в подземном королевстве идёт почти без перемен — до тех пор, пока через семьсот лет Руф Билан, первый министр Урфина Джюса, скрывающийся в подземном лабиринте после разгрома своего покровителя, случайно не разрушает источник Усыпительной воды. Короли просыпаются один за другим, и экономика Страны Подземных рудокопов уже не может выдержать увеличившееся в семь раз количество нахлебников. Над страной нависает угроза голода.
Тем временем вернувшаяся в Большой мир Элли едет на каникулы к родственникам в Айову. Там Элли и её троюродный брат Фред в сопровождении пёсика Тотошки — верного спутника Элли во всех её путешествиях — отправляются исследовать малоизвестную пещеру и оказываются отрезаны обвалом. После долгих странствий в подземном мире Элли, Фред и Тотошка оказываются в Стране Подземных рудокопов. Короли, узнав от Руфа Билана, что появившаяся в их стране девочка из Большого мира — знаменитая «фея Элли», требуют, чтобы Элли восстановила разрушенный источник, и отказываются отпускать её наверх, в Изумрудный город, пока она не выполнит это условие.
Элли удаётся передать письмо своим друзьям в Изумрудном городе. Сначала чуть было не начинается война между жителями верхнего мира и подземными рудокопами, но потом находится способ разрешить проблему миром. Мастера Фиолетовой страны бурят на месте пересохшего источника скважину, позволяющую добывать ещё больше Усыпительной воды, чем раньше. При этом каждый из семи королей, отношение которых к традиции поочерёдного царствования несколько изменилось со времени разрушения источника, рассчитывает после возвращения Усыпительной воды избавиться от остальных шести и править страной единолично. Однако вместо этого, по плану Страшилы и Хранителя времени Ружеро, во время торжественного открытия восстановленного источника засыпают все семь дворов. Поскольку человек, пробудившийся после волшебного сна, подобен младенцу и не помнит ничего о своем прошлом, проснувшимся королям и придворным удаётся внушить, что на самом деле они люди рабочих профессий. (Что же касается Руфа Билана, то его в наказание за предательство усыпляют и оставляют в пещере на десять лет, чтобы потом перевоспитать.) Избавившись от власти семи королей, подземные рудокопы решают переселиться обратно на поверхность земли. Элли и Фред возвращаются домой на ручном драконе Ойххо. Незадолго до отлёта королева полевых мышей Рамина предсказывает Элли, что она больше никогда не вернется в Волшебную страну.
Экзальтация, экстаз и декаданс
От скуки и солдатской муштры воспитанницы спасались тотальной идеализацией и влюбленностью в кого угодно. Из-за отсутствия связей с внешним миром и монастырских правил на роль прекрасного принца годился случайный посетитель, родственник подруги или местный священник. Влюбленные девушки назывались «обожательницами»: «Наиболее смелые из обожательниц бегали на нижний коридор, обливали шляпы и верхние платья своих предметов духами, одеколоном, отрезывали волосы от шубы и носили их в виде ладанок на груди. Некоторые воспитанницы вырезали перочинным ножом на руке инициалы обожаемого предмета, но таких мучениц, к счастью, было немного». Считалось хорошим тоном пострадать за свой предмет любви — съесть мыло или мел, к примеру. Звучит как полный идиотизм, но этим увлекались почти все институтки. Самым классным считалось умереть от любви, ну или хотя бы заболеть.
Смольный институт задумывался Екатериной II как место, которое создаст новых женщин — образованных, способных на перемены, тех, кто сможет сам заботиться о себе.
В итоге получилось так, что слово «институтка» стало означать барышню, которая максимально далека от жизни, в течение долгих лет была изолирована от семьи и жила в чем-то среднем между монастырем и тюрьмой. Девушка попадала в большой мир, будучи совсем не готовой к нему, потому что жила по очень странным правилам очень строгого заведения. Многие выпускницы думали, что приглашение на определенный танец — это «предварительное сватовство». Так, одна девушка даже требовала у своего брата вызвать поклонника на дуэль: тот пригласил ее на танец, а вот с кольцом так и не приехал! В общем, образование для просвещенных женщин, с одной стороны, было серьезным шагом, а с другой — оказалось впоследствии для большинства выпускниц совершенно бессмысленно потраченным временем.
Фото обложки: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images.
Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц
Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.
«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.
Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».
Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:
Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.
В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)
Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».
Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».
Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.
Дворянки vs мещанки
Несмотря на то что все ученицы были обязаны носить одинаковые наряды, до настоящего равенства Смольному было далеко. Институт делился на мещанскую и дворянскую части. По воспоминаниям Александры Соколовой (одна из лучших выпускниц, 1843—1851), «обидное для детского самолюбия различие сказывалось и в том, что при встрече с любой из нас девочка-„мещанка» должна была первой отвешивать почтительный реверанс, а уж затем отвечали реверансом ей… Даже сад, в который мы выходили гулять, был разделен на две половины. Зимой сквозь щели в заборе девочки Мещанской половины могли видеть, что только для нас выстилали по аллеям доски, чтобы юные аристократки «не обожгли» ноги о снег». Для «мещанок» не было балов, они не сдавали экзамен в присутствии членов императорской семьи, их не вывозили гулять в каретах.
Популярные сегодня пересказы
Мальчик на каникулы приехал в деревню, погостить, к бабушке и дедушке. Он всегда с большим удовольствием приезжал к бабушке, ее вкусная сдоба и душевные рассказы всегда нравились мальчугану.
Однажды, поздним вечером, домой к Уотсонам приходит нежданный гость. Это оказывается Кэт Уитни, старая школьная подруга жены доктора. Женщина жалуется на двухдневное отсутствие мужа Айзы
По жанровой направленности произведение является историческим романом, основная тема которого заключается в изображении жизненного пути известного римского гладиатора, под руководством которого происходит восстание рабов.
Мистер Бигелоу — гном, работающий на карнавале. Каждую ночь после того, как клиенты уходят, он посещает зеркальный лабиринт, где он стоит перед одним зеркалом, которое увеличивает его изображение в много-много раз.
-
Краткое содержание рассказа белая медведица саша черный
-
Медвежонок невежа краткое содержание
-
Снять квартиру в чите на длительный срок от собственника школа 17
-
Платье весны на утренник в детском саду
- Софья аверичева дневник разведчицы краткое содержание