Записки маленькой гимназистки. л. а. чарская

Аксаков Буран: краткое содержание

Сергей Тимофеевич Аксаков чаще всего писал стихи, однако имеются у него и произведения в прозе. Среди них, изучаемый нами рассказ Буран, краткое содержание которого пригодится для нашего читательского дневника. Давайте попробуем описать нагрянувший буран, сохранив детали, которые использует писатель в своей работе.

Буран: краткий пересказ

С первых строк рассказа Буран С.Т. Аксаков переносит читателя в зимнюю стужу. Стоял мороз, было очень снежно, но такая погода не помеха для русского мужика, поэтому небольшой обоз находится в дороге. Лошади тянут возы, мужики идут следом, веселятся и подшучивают. Вот они зашли в березовую рощу и обомлели от увиденного, весь березняк был исковеркан а деревья повалены и изломаны. Один из стариков приказал всем садится на возы и гнать к ночлегу, а все потому, что опытный старик учуял надвигающую непогоду.

Далее, в кратком пересказе Аксакова, мы видим все еще ясное небо, однако опытный взгляд замечает приметы, которые говорят об одном, буря не за горами. Так, птицы вылетали, чтобы искать убежище, лошади стали беспокойные, облака на небе начали собираться, а снег побежал струйками по земле, шипя, подобно змее. Те, кто бывал в пути с обозами знают, что в такую погоду лучше не высовываться и поскорее найти убежище. Наши путники направлялись в Оренбург, чтобы продать хлеб и купить соли, которую планировали затем перепродать. Дорога была длинной, вот и застало в пути их ненастье. Облака стали расти быстрее, солнце скрылось, тучи заволокли все небо. Ветер стал реветь, и порой казалось, что где-то плачет ребенок или завывает волк.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В сентябре 1942 года фашисты повесили мужа и маленького сына Марии. Она спряталась в кукурузе, так как за ней могли прийти каратели. Хутор немцы сожгли, людей угнали в Германию, а девушку Саню расстреляли.

Сначала Мария молила Бога о смерти, но потом ради ещё не родившегося ребёнка стала выживать — одна, на пепелище.

В погребе она нашла раненого немца. Он был очень молодой, служил помощником повара в полевой кухне. Мария хотела его вылечить, но парень умер.

Марии пришлось похоронить несколько человек: Саню, своих родных, двоих немцев, советского бойца.

Чтобы выжить, она много занималась хозяйством, ухаживала за уцелевшими домашними животными, спасла от голода и холода семерых детдомовцев из разбомблённого поезда.

Мария дождалась того дня, когда на место сгоревшего хутора прибыли красноармейцы — Красная Армия двигалась на запад.

Краткое содержание

Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь».

Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.

Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.

Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое

На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора

С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс», и она не успеет сообщить подруге тайну.

Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.

Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов».

Современные издания

Несмотря на то что Чарская уже много лет реабилитирована как автор и даже рекомендуется для внеклассного чтения, современных изданий ее книг не так уж и много. «Записки маленькой гимназистки» можно найти лишь среди собрания сочинений писательницы. Не так давно ограниченным тиражом было выпущено переиздание оригинала книги с дореволюционной грамматикой и классическими иллюстрациями, но найти его не так легко. Ниже вы можете увидеть фото современной обложки книги Чарской «Записки маленькой гимназистки».

Существует несколько аудиоверсий этой книги. Помимо этого православный канал «Радость моя» выпускал передачу с чтением этой книги. Отрывок видеоверсии представлен ниже.

История Настёны

В шестнадцатилетнем возрасте, в голодном тридцать третьем, потеряла Настя мать, оставшись с младшей сестрёнкой Катей на руках, которой было всего восемь лет. Отец погиб ещё раньше. Спасаясь от голода, ходили сестры по деревням, где просили кусок хлеба — им подавали из жалости к маленькой Кате. Сама Настя была худая, нескладная. Добравшись до деревни Рютиная, сестры попросились к жившей здесь тётке по отцу. Она нехотя приняла племянниц, однако Насте пришлось работать на неё с утра до ночи. В тёткином дома она поправилась, похорошела. Заехавший по работе из соседней Атамановки Андрей Гуськов предложил ей выйти за него замуж, и Настя согласилась — без особой любви, но с надеждой, что жизнь её изменится к лучшему.

Однако особых перемен не произошло. В новой семье, в доме свёкра со свекровью, Насте пришлось так же гнуть спину, как и у тётки. Работы она не боялась, выполняла все безропотно. Но свекровь относилась к ней с пренебрежением, потому что невестка была сиротой, пришла в их дом в одном платье, заступиться за неё было некому, да и детей у пары не было. Поначалу ласковый Андрей стал относиться к Насте грубо, а когда после его упрёка в бездетности она ответила, что в этом может быть и его вина, жестоко избил жену.

Село, школа, церковь

Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Анализ Телеграммы

Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2020 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.

Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.

В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).

Долг жены перед мужем

Пересказывая повесть «Живи и помни», стоит остановиться на самых значимых её событиях. Идёт последний год Великой Отечественной войны. В далёкое ангарское село Атамановка, насчитывающее всего тридцать дворов, зимой тайно возвращается бежавший с фронта дезертир Андрей Гуськов. Здесь его отчий дом, в котором живут родители и жена Настёна, больше ему некуда податься. Однако он боится попадаться им на глаза, и лишь пропавшие из находившейся на отшибе бани плотницкий топор Михеича, отца Андрея, порция листового табака и старые лыжи наводят Настю на мысль о возвращении мужа.

Она относит в баню хлеб и когда коврига исчезает, окончательно убеждается, что Андрей вернулся домой. Здесь же через несколько дней происходит их встреча, во время которой муж признаётся жене, что бежал с фронта, и просит её помочь ему. Настя готова выполнить свой долг перед мужем, ведь, кроме него, у неё из родных никого нет.

Диктант. Травля

«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Клевета сделала свое дело. В классе, где первую скрипку играли две-три эгоистичных, физически крепких наглых девочки, скорых на расправу и травлю, была создана атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.

Учитель Василий Васильевич удивился таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку возле Жебелевой, а затем начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее назвал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила двадцать ошибок. Дальнейшие события в классе, где все боялись перечить обнаглевшей Ивиной, мы опишем кратко.

«Записки маленькой гимназистки» содержат сцену жестокой травли новой ученицы всем классом. Ее окружили, со всех сторон толкали, дергали. Злословила в ее адрес завистливая Жебелева и Жюли. Однако этим двум было далеко до известных в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.

Зачем же Ивина и другие инициировали этот прессинг? Чтобы «сломать» новенькую, лишить воли, заставить быть послушной. Получилось ли это у юных хулиганок? Нет.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Книга «Записки маленькой гимназистки»

Эта повесть Лидии Чарской была выпущена в 1908 году и быстро приобрела широкую известность. Она во многом напоминает первую повесть писательницы — «Записки институтки», однако ориентирована на младший возраст читателей. Ниже представлена обложка дореволюционного издания «Записок маленькой гимназистки» Л. Чарской с иллюстрациями Арнольда Бальдингера.

Книга написана от первого лица осиротевшей девочки Ленуши, которая приезжает в новую семью и начинает посещать гимназию. Много тяжелых событий выпадает на долю девочки, однако даже несправедливое отношение к себе она переносит стойко, не падая духом и не теряя природной доброты своего сердца. В конце концов все налаживается, появляется дружелюбное отношение и читатель понимает: что бы ни случилось, добро всегда побеждает зло.

События повести изложены в свойственной Лидии Чарской манере — так, как их на самом деле описала бы маленькая девочка того времени: с обилием уменьшительно-ласкательных слов и простодушной откровенностью.

Роковой МИК

Этот монтажно-испытательный корпус начали строить еще в 1963 году, под ракету-носитель Н-1, которая должна была доставить советских космонавтов на Луну. Но советская пилотируемая «лунная программа» провалилась, и после ее закрытия в 1970-х корпус некоторое время не использовался. Затем его передали под проект «Энергия — Буран». В МИКе была проведена масштабная реконструкция.

Корпус представлял промышленное многопролётное сооружение с металлическим каркасом, состоящее из двух частей. Высокая часть имела габаритные размеры 240×120×56 м, а низкая часть габаритные размеры 240×70×30 м. Общая площадь сооружения составляла 55 000 квадратных метров. В МИКе было все необходимое оборудование для досборки отдельных агрегатов, ремонта и проверки систем корабля. Вернее, кораблей — в сборочных секциях в своем время собирали три экземпляра многоразовых космических ракетопланов. Для этого, в том числе, были задействованы три мостовых крана грузоподъемностью 200 тонн каждый.

Каким бы совершенным не был объект, со временем он приходит в негодность, особенно если никаких работ в нем давно не ведется. Крыша корпуса, в котором находился «Буран», постоянно протекала, и ее необходимо было чинить.


Секрет заброшенного ангара. Что осталось от космического «Бурана»? Подробнее

Семья Икониных

Несчастья Ленуши начинаются с ее прибытия в новую семью — ее кузены Жоржик, Нина и Толя не хотят принимать девочку, смеются и издеваются над ней. Ленуша терпит издевки, но, когда младший кузен Толя оскорбляет ее маму, она вне себя начинает трясти мальчика за плечи. Тот пытается удержаться на месте, но падает, уронив вместе с собой японскую вазу. Обвиняют в этом, конечно же, бедную сиротку. Это является одним из классических вводных сюжетов у Чарской — несчастья главной героини начинаются с несправедливого обвинения, а заступиться за нее некому. Иллюстрация этого эпизода из дореволюционного издания представлена ниже.

Сразу после этого случая происходит первая встреча Ленуши с дядей и тетей: дядя старается проявить радушие к родной племяннице, но его жена, как и дети, не рада «навязанной родственнице».

За обедом Ленуша знакомится со своей старшей кузиной — горбатой Жюли, которая злится на новую сестру за то, что она займет ее комнату. Позже, издеваясь над Ленушей, Жюли нечаянно ранит Нину, и эту вину дети снова сваливают на сироту. Это событие окончательно ухудшает и без того ужасное положение девочки в новом доме — ее наказывают, запирают на темном холодном чердаке.

Несмотря на эти события, добрая Ленуша проникается сочувствием и жалостью к горбатой кузине и решает непременно с ней подружиться.

VI. Из любви к человеку

Торнтон ухаживает за псом. Впервые Бэк «узнал любовь, любовь истинную и страстную. Никогда он не любил так никого в доме судьи Миллера… только Джону Торнтону суждено было пробудить в нём пылкую любовь, любовь-обожание, страстную до безумия». Торнтон заботился о собаках, «как отец о детях, — такая уж у него была натура».

Вернувшихся компаньонов Джона, Ганса и Пита, пёс снисходительно терпит из-за своего хозяина, «словно из милости», принимает их любезности. Наблюдая за преданностью Бэка, Пит как-то сказал Джону: «Да-а, не хотел бы я быть на месте человека, который попробует тебя тронуть при нём».

Пит был прав. Однажды в баре Джон попытался остановить ссору, но один из участников ударил его. Бэк мгновенно накинулся на обидчика, успев прокусить ему шею. Осенью того же года Бэк спасает Торнтона. Лодка Джона перевернулась, «Торнтона увлекло течением к самому опасному месту порогов, где всякому пловцу грозила смерть». Но Бэк, обвязанный верёвкой Питом и Гансом, вытаскивает хозяина.

Зимой в Доусоне Бэк приносит Джону тысячу шестьсот долларов. Ставка была на то, что пёс свезёт тысячу фунтов и пройдёт сто ярдов. И Бэк выполнил это.

Сравнение

  • Туча, как небо;
  • Снеговые степи, как пух лебяжий;
  • Белый мрак, как мрак осенней ночи;
  • Снежный прах, как змей.

Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.

— Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).

3 стр., 1357 слов

Природа в Слове о полку Игореве: ее образ, описание и роль

… к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе. Также читают: Картинка к сочинению Природа в Слове о полку Игореве Популярные сегодня темы Большинство писательских … мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов. Сочинение 3 Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст …

Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.

Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.

Эпитет — художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

  • Бриллиантовой корою
  • Изуродованная роща
  • Ледяной убор
  • Чудные обелиски
  • Алмазный блеск

Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.

Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки.

  • Закатившегося солнца
  • Кипящего праха
  • Что такое причастие?
  • Как отличать причастие от прилагательного?

Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне?

  • Росло
  • Зари
  • Поднималось
  • Погорелой

Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.

Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)

  • А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).

  • Ребята, в гениальном произведении, а мы видим, что текст Аксакова именно такой, любая деталь раскрывает идею или индивидуальный стиль автора.

Обратите внимание на звучание слов:

Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных ,, , ).

Произнесем повторяющиеся согласные звуки ,, , вместе. Как называется этот прием?

Ненависть к одной и безоговорочная любовь к другой

Великая русская поэтесса Марина Цветаева была не только эмоционально чёрствой по жизни, но и прежде избалованной и окружённой прислугами. Она просто не умела проявлять заботу к другим и не особо любила детей: однажды на ужине с друзьями она уколола чужую малышку иголкой, чтобы та не трогала её туфли.

Вот и стала девушка матерью… своеобразной. До сих пор современники ведут споры о её добропорядочности и любви к дочерям. Впрочем, гадать долго не приходится — страницы дневников женщины буквально сами кричат о ненависти к одной из своих наследниц.

Негативные чувства выражались и в поступках.

Но несчастной стала лишь одна малышка, так как свою старшую дочь Ариадну прозаик безмерно обожала, особенно в младенчестве: в первые годы жизни малышки, страницы молодой матери пестрели восторженными фразами о ней. Каждую неделю Марина Ивановна пересчитывала все зубы дочки, все слова, которые она знает, описывала, что она умеет делать и чем превосходит остальных детей.

А описывать было что. Аля (так её сокращённо называли в семье) была под стать своим гениальным родителям. С ранних лет вела дневники, постоянно читала, выражала интересные мысли по разным вопросам и даже писала стихи — некоторые из них поэтесса напечатала в одном из своих сборников.

Молодая мать была абсолютно уверена в способностях своего первенца:

Смерть Людочки

Гавриловна ее предупредила, что Артем в милиции, а Стрекач велел передать жиличке, чтобы та помалкивала. Иначе ей смерть, а старухе — сожженная изба. Поэтому главная героиня решает переехать в общежитие. Но там мест не оказалось, и она временно осталась у своей хозяйки. Та стала учить ее не возвращаться в темноте через парк, но та не послушала. Однажды ее снова подловили парни, пугали Стрекачом, подталкивая к той самой скамейке.

Поняв, чего они хотят, она достала из кармана бритву, намереваясь отрезать достоинство Стрекача. О такой страшной мести она узнала от женщины в парикмахерской. Она повела себя развязно, пожалев, что среди них нет такого завидного кавалера, как Стрекач. Девушка попросилась домой переодеться, те ее отпустили, предупредив, чтобы она не думала шутить.

В своей комнате она облачилась в старое платье. Вернулась в парк, в котором давно еще приметила старый тополь. Перекинула через ветку веревочку, завязала петельку. После этого надела ее на шею, в душе простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как и все замкнутые люди, она в действительности была довольно решительной.

Парни, оставшиеся в парке, вскоре обнаружили ее тело.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: