Крутые горы

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание стиха Парус Лермонтов Стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова состоит из трех четверостиший. Размер небольшой, но имеет глубокий смысл. В каждой строке показано вся противоречивость общества.
  • Лафертовская маковница — краткое содержание повести Погорельского В районе Проломной заставы в Москве жила когда-то старуха-гадалка. Прозвище она получила Лафертовская Маковница. В народе она слыла ведьмой, хотя говорить об этом вслух многие боялись.
  • Гадюка — краткое содержание рассказа Сотника Мальчик Боря провел каникулы у своей бабушки в деревне, а когда пришло время возвращаться домой, она отправилась, чтобы посадить мальчика на поезд.
  • Переполох — краткое содержание рассказа Чехова Гувернантка Машенька Павлецкая возвращается с прогулки и застает всех в доме в необычайно взволнованном состоянии. Хозяин, переходя из комнаты в комнату, с чувством стыда говорит о том, что ему стыдно

Отзыв по повести А. Лиханова «Крутые горы»

Категории: Городской творческий конкурс » Номинации — 2015 год » Лучший отзыв или эссе по произведению о Великой От

Отзыв по повести А. Лиханова «Крутые горы»
&nbsp&nbsp&nbspМного книг написано о Великой Отечественной войне. Из них мы узнаем о героизме нашего народа на полях сражений, в тылу врага, о жизни людей в те страшные годы.Одна из таких книг – повесть Альберта Лиханова «Крутые горы».&nbsp&nbsp&nbspВойна! Мы, дети XXI века, не до конца понимаем весь ужас этого слова. Не понимал этого и главный герой повести – маленький мальчик Коля, который пошел в школу только во вторую военную осень. Почему в этот солнечный летний день у взрослых такие грустные лица? И куда уходит отец?&nbsp&nbsp&nbspЧто такое война,Коля узнавал постепенно. Сначала это были письма отца с фронта. Потом появились талончики на еду. Наш герой стал мечтать о «ненавистных» в мирное время кашах. Теперь в доме готовили завариху–новое блюдо из горячей воды и муки.Шли дни, и мама стала обменивать на еду свои вещи. Да ещё бандиты украли карточки. И маме, чтобы получить донорский паёк и спасти сына от голодной смерти, пришлось сдать кровь.&nbsp&nbsp&nbspНо самое сильное впечатление на мальчика произвёл санитарный поезд. Герой повести впервые столкнулся со смертью: тела погибших солдат, стоны раненных, одинаковые скорбные лица вдов с прозрачными глазами. Мальчик вспомнил слова учительницы Анны Николаевны о войне: «Мало знать! Надо понимать …» И он понял. Война – это и свечки в классе, и тетрадки из старых газет, и изрешечённый осколками вагон, и тела солдат, и пустые глаза женщин! Это ужас, в котором нашему народу предстояло жить почти четыре года. &nbsp&nbsp&nbspПервоклассник принял решение бороться с фашизмом. Но как это сделать? Читая этот эпизод, я поняла, как быстро взрослели дети во время войны. Ведь Коля понял, что убегать на фронт глупо, только отвлекать и мешать взрослым. Значит надо помогать Родине дома. И вместе со своим другом Вовкой Крошкиным мальчишки решили шить кисеты для солдат с вышивкой «Смерть фашисту!». На помощь пришли родные люди –мама, бабушка, сестра, а потом весь класс присоединился к ребятам. Кисеты с табаком были отправлены с эшелоном на фронт, а один из них достался отцу мальчика. Отец после ранения несколько дней был дома. Это он сказал сыну очень важные слова: «Главное – преодолеть бессилие, всегда и во всём. Главное – почувствовать себя сильным!»&nbsp&nbsp&nbspМне кажется, вера в свои силы помогла многим людям справиться со страхом и победить в этой жестокой войне.&nbsp&nbsp&nbsp«Крутые горы» — увлекательная, поучительная повесть!В ней нет той войны, которая описана в большинстве книг: нет сражений, фашистов, сожженных деревень и городов. Зато есть раздумья над тем, куда зовет Родина-мать, есть страх за отца и переживания за маму, есть ненависть к врагу твоего народа. Повесть учит состраданию, мужеству. И, конечно, читая такие книги, понимаешь, что для нас сделали люди, на долю которых выпала эта страшная война! Ведь только благодаря этим людям, у меня есть счастливое детство, у меня есть жизнь!

Ляшенко Анастасия, 11 лет

Было очень страшно: немцы вели себя как хозяева

Нина Михайловна Булучева (Николаева), д. Аристово

Мне было 11 лет, когда немцы захватили мою родную деревню Посихново.

Помню, как мой отец ушел на фронт, а я с бабушкой, мамой, старшей сестрой и маленьким братишкой Славиком осталась в деревне. Моя мама до войны работала на пункте приема молока в деревне Посихново, а бабушка занималась хозяйством и сидела с моим братом.

Когда немцы стали приближаться, мы вместе со всеми жителями деревни стали эвакуироваться. Кто как уходил, и на лошадях ехали, и пешком шли.

Пока было тихо, шли по дороге, а как только слышали выстрелы, уходили в лес. Дошли до станции (сельпо), потом до деревни Сехново, здесь жили наши родственники, но там уже шел бой, хорошо слышны были выстрелы. Нам пришлось вернуться, т.к. вперед путь был отрезан. Бабушка сразу никуда не поехала, а осталась дома.

«Я поем немного, а потом вы меня расстреляете». Доел кашу и отправился на выход

Вскоре на машинах и мотоциклах в деревню въехали немцы. Было очень страшно, а они вели себя как хозяева. Остановились они в деревне Посихново, ходили по домам, выселяли жильцов в сараи, хлева и бани. Собирали продукты; хлеб, молоко, сметану, творог и яйца.

У нас был маленький братишка, может быть поэтому нас не выгнали из дому, а отделили шкафом маленький уголок в комнате, там мы все и ютились.

Немцы, которые жили у нас, нас не трогали, не били, а вообще, разные были. Вот помню такой случай, пришли они к нам за продуктами, бабушка принесла все, что они потребовали, но при этом ругала их (чтоб вас всех разорвало от наших продуктов и т.п.). А один немец отозвал ее в сторону и на русском языке сказал, чтобы она при немцах больше так не говорила, потому что многие понимают русский язык. Бабушка сильно испугалась и боялась, что ее могут за это расстрелять, но, видимо, немец ничего никому не сказал. У нас в доме висел портрет моего отца, который до войны служил в милиции, так вот немец предупредил, чтобы мама убрала портрет и спрятала. Мама с бабушкой спросили, почему он предупредил об этом, на что он ответил, что у него в Германии есть семья, показал фотографию детей, сказал, что он не хочет воевать, ругал Гитлера и Сталина. <…>

Материал подготовлен
библиотекарем Звонской сельской библиотеки Н.М. Васильевой

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному

Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение — такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

Рассказ танкиста

Александр Твардовский
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
 

Нас пригнали в Германию, хозяин попался хороший

Евгений Иванович Долгачёв, 1935 г. р., дер. Нижние Дупли

Когда началась война, мне было шесть лет. Мы жили с отцом, матерью и сестрой Риммой. Немцы вошли в деревню 12 июля в Петров день. Мы в это время прятались в лесу. Когда вернулись в деревню, наш дом уже был занят немцами. Нам пришлось поселиться у родственников. Кроме нас там жили еще две семьи. У одних дом сгорел, а у других был занят немцами. Так и жили: четыре семьи в одном доме. Работали кто в колбасном цехе, кто на пекарне, а кто на камнедробилке.

Немцы, которые стояли здесь постоянно, нас не обижали, могли заступиться. Однажды солдаты какой-то проходящей части хотели забрать у нас картошку и стали раскапывать бурт. Мы побежали и пожаловались «своим» немцам, и их прогнали. Самыми злыми и жестокими в составе проходящих частей были финны.

Когда вместе с другими жителями села нас погнали в Германию, то при распределении мы попали к «бауэру». Наши родители работали в поле, я кормил кроликов, пас коров, носил еду в поле тем, кто работал на тракторе. Зимой был за «няньку». Хозяин попался хороший, не обижал, кормил хорошо, Летом можно было есть много фруктов. А вот хозяин по соседству был очень злой и жестокий. Он не только плохо кормил, но и за малейшее непослушание жестоко избивал своих работников.

Остарбайтеры с детьми

После того как нас освободили американцы, к нему приезжали разбираться по этому поводу, и после этого он куда-то исчез. А нас собрали в лагерь, а потом оттуда довезли до Эльбы. Высадили нас – и иди как хочешь и куда хочешь. Отец нашел вола, запряг его в коляску, посадил детей. А взрослые шли пешком. Так мы добрались до Калининграда. Оттуда на поезде доехали до г. Пустошка. Из Пустошки наняли машину и ехали до Опочки. Из Опочки до дома шли пешком.

Всех тех, кто был угнан в Германию, часто проверяли на благонадежность, и поступить на обучение в высшее учебное заведение для таких детей, как мы, было практически невозможно. Притесняли в продвижении по работе, в наградах, премиях. <…>

Материал подготовила
библиотекарь Лаптевской сельской библиотеки Л.И. Козырева

Я начала считать непонятные шары, а это были бомбы

Серафима Ивановна Солодовникова

Родилась 22 декабря 1935 года, уроженка станицы Пролетарской. У нас в семье было трое детей. Война, как же ее забудешь. Я очень хорошо помню, как началась война. Был обычный летний день, воскресение. Мы с ребятами еще с утра пошли купаться на речку Чепрак.

Мы плавали, и вдруг увидели какой-то самолет, который что-то сбрасывал вниз. Я по своей наивности сначала думала, что это какие-то непонятные шары, начала их считать. Через несколько мгновений позвучали оглушительные взрывы. Это была первая бомбежка в моей жизни. Мы все очень испугались, ничего не поняв, быстро оделись и бегом домой. А в это время в четвертую школу попала зажигательная бомба. Когда мы увидели это зрелище, нам стало очень страшно. После окончания бомбежки мы впервые увидели «рамку» – так потом называли немецкий самолет-разведчик. Придя домой, мы все узнали, что началась война.

Сразу, как только началась Великая Отечественная, в станице приступили к эвакуации, т.е. вывозу скота: коров, лошадей, овец в Казахстан, для того чтобы сохранить поголовье животных. Эвакуировались все колхозы. Отца сразу забрали на войну.

Я хорошо помню, как были растеряны все люди, повсюду царила паника и хаос.

Когда нам сказали, что идут немцы, надо спрятать все пионерские галстуки, комсомольские значки и партийные билеты. Моя сестра была пионеркой, она спрятала свой пионерский галстук в трехлитровую банку, которую закопала рядом с домом. Когда закончилась война, галстук так и не нашли.<…>

Книги автора

Лиханов Альберт Анатольевич Каждый год, в сентябре…

Рассказ о художнице и картинах.

Лиханов Альберт Анатольевич Благие намерения

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям.

А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Никто

Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова.

Никто — кличка, данная главному герою, «выпускнику» банального детдома бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символ. В одной из самых богатых стран мира — теперешней России любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом — «человек». Так и скажет: «Никто… Человек». Проверьте.

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках. Также можете предложить свой вариант аннотации для книги.

Лиханов Альберт Анатольевич Деревянные кони

Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, все никак не вернется домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки отец не вернется никогда. Горе целой деревни постигает мальчик.

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Голгофа

Герой этой повести – фронтовик, шофер по профессии, списанный после ранения, случайно в гололед сбивает женщину, везущую под гору тележку с хлебом, мать троих детей. Он признан невиновным в трагедии, но судит себя сам, своим высоким судом.

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Теплый дождь

Начинается война и отец мальчика Алеши уезжает на фронт. Что ждет Алешу и его семью?

Об ошибках (опечатках) в книге можно сообщить по адресу . Ошибки будут исправлены и обновленный вариант появится в библиотеках.

Лиханов Альберт Анатольевич Вам письмо

«Естественно и непредвзято написана маленькая повесть «Вам письмо». Чисто и достоверно повествует автор о почтальонше Тосе, о неласковой ее судьбе. Неожиданно будничные, ежедневные впечатления становятся размышлениями о мире, о жизни, о назначении человека. Это делает повесть динамичной и интересной, вызывает желание прочитать ее еще раз.»

Лиханов Альберт Анатольевич Смерть учителя

О смерти учителя математики и о человеке, который его помнил.

Лиханов Альберт Анатольевич Музыка

«У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сровняется, смолой ее затянет, но приглядишься посильней – вот она, тут, осталась, присмотришься еще – и время обратно пойдет, закрутится часовая стрелка против солнца все скорей и скорей…

Вот и у меня есть такая история, и я всегда вспоминаю ее, когда слушаю музыку. Вспоминаю, как учился я играть, да так и не выучился, зато выучился другому, может быть, поважней музыки, выучился… да, выучился драться. Не просто кулаками махать, а отстаивать справедливое дело.»

Лиханов Альберт Анатольевич Паводок

Сюжетная острота, напряженность коллизий, максимализм нравственных установок свойственны повести, рассказывающей о случае с группой геологов.

Лиханов Альберт Анатольевич Звезды в сентябре

Как Лека и Нюська хотели добыть счастье для своей деревни.

Лиханов Альберт Анатольевич Осенняя ярмарка

О том, как встреча с немцами на ярмарке напомнила Василию Лукичу о войне.

Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»

В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

➥ Собака.➥ Человек.➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.

огромным псом

В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

Нет войны

С. Михалков

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
***

Ночью пароход стоял и бомбы падали в Волгу

Ариадна Соломоновна Сырчина (Краснянская)

Год рождения – 1935. До войны жила в Пушкино Московской области, после эвакуации в 1941 г. – в городе Горьком (теперь Нижний Новгород).

Когда началась война, отец на несколько дней приехал из города Лепеля, где преподавал в артиллерийском училище. Он уехал, и мы (я – 6 лет, брат Марк – 4 года и мама) остались в Пушкино Московской области. У Маяковского есть стихотворение, не помню, как называется. «Поселок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы деревней был, кривился крыш корою, а за деревнею дыра и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз медленно и верно». А кончается оно так: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца». Когда в школе проходили это стихотворение, я всем хвастала, что я в этом самом Пушкино жила до войны.

В Пушкино у папиного брата, дяди Гриши, была дача, мы с мамой иногда ходили к ним в гости. Мне запомнилось, что около домика росли настурции, нам с Марком они очень нравились. Когда у меня появилась дача, я первым делом посадила около домика настурции.

Когда немцы стали подходить к Москве, папин брат, дядя Гриша, помог нам эвакуироваться. Он работал на строительстве и как-то смог достать грузовик. Подъехал к нашему дому и сказал маме – за 20 минут собраться. Я хорошо помню, как мама стелила на полу одеяла, кидала туда вещи и завязывала узлы. Я хорошо помню: было 5 узлов и чемодан. Кинули их в машину, кинули в машину нас с братом, и помню, как долго подсаживали маму, борта у машины не открывались. Дядя Гриша привез нас на пристань. На берегу была огромная толпа, народ бежал из Москвы. Немцы были уже близко. Как дяде удалось, это просто уму непостижимо, он посадил нас на пароход.

Мы поехали в Горький. Там жили мамина сестра и брат. Мы ехали даже не в 4-м классе, а, наверное, в трюме. Людьми и узлами были завалены все проходы. Наши узлы стояли друг на друге и закрывали дверь в чью-то каюту. Матрос, когда приходил, сильно ворчал, приходилось кое-как отодвигать узлы и его пропускать. Мы плыли 10 дней, тогда как сейчас пароход идет от Москвы до Нижнего 3 дня. Хорошо помню, как ночью пароход стоял и бомбы падали в Волгу.

Один раз мой брат Марк потерялся на пароходе, мама очень испугалась, так как незадолго до этого была остановка, и он мог с кем-нибудь сойти на берег. Я помню, как сидела около своих узлов и громко плакала, пока мама его не привела.

В Горьком нас приютила старшая мамина сестра тетя Нюра. Она жила в доме их брата, дяди Пани, в подвале. Комната 14 кв. метров, кухни не было, была прихожая, где была русская печка, кухонный стол и 2 сундука друг на друге. Туда убирали на лето валенки, пальто и все зимние вещи.

Тетю Нюру выдали замуж в 16 лет, она рано овдовела, жила со своими родителями в этой комнате. Родителей раскулачили, отобрали прекрасный дом, все имущество, и их приютил дядя Паня. Дед с бабушкой умерли еще до войны. Детей своих у тети Нюры не было, но она всю жизнь помогала сестрам, особенно средней тете Мане. Работала она продавщицей в хозяйственном магазине. Так мы и жили в этой комнате вчетвером, пока не окончили институт с Марком и уехали по назначению. Только в 1965-м, в год 20-летия Победы маме, как жене погибшего, дали квартиру. <…>

Стихи про войну

Стихи про войну известных авторов. В этом разделе мы собрали для вас лучшие стихотворения отечественных поэтов про Великую Отечественную войну.

Стих «Священная война»

Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой темною,С проклятою ордой!

Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, —Идет война народная,Священная война!

Как два различных полюса,Во всем враждебны мы:За свет и мир мы боремся,Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителямВсех пламенных идей,Насильникам, грабителям,Мучителям людей!

Не смеют крылья черныеНад Родиной летать,Поля ее просторныеНе смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечистиЗагоним пулю в лоб,Отребью человечестваСколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,Встает на смертный бойС фашистской силой темною,С проклятою ордой.

Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, —Идет война народная,Священная война!

***

Твардовский — стихи о войне

В пилотке мальчик босоногий

В пилотке мальчик босоногийС худым заплечным узелкомПривал устроил на дороге,Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки —Всему суровый вес и счет.И, как большой, с ладони крошкиС великой бережностью — в рот.

Стремглав попутные машиныПроносят пыльные борта.Глядит, задумался мужчина.— Сынок, должно быть сирота?

И на лице, в глазах, похоже,-Досады давнишняя тень.Любой и каждый все про то же,И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,Еще он медлит рот открыть.— Ну, сирота.- И тотчас:- Дядя,Ты лучше дал бы докурить.

Симонов — стихи о войне

Тот самый длинный день в году

Тот самый длинный день в годуС его безоблачной погодойНам выдал общую бедуНа всех, на все четыре года.Она такой вдавила следИ стольких наземь положила,Что двадцать лет и тридцать летЖивым не верится, что живы.А к мертвым, выправив билет,Все едет кто-нибудь из близких,И время добавляет в спискиЕще кого-то, кого нет…И ставит,ставитобелиски.

***

Муса Джалиль стихи о войне

Слеза

Покидая город в тихий час,Долго я глядел в твои глаза.Помню, как из этих черных глазПокатилась светлая слеза.

И любви и ненависти в нейБыл неиссякаемый родник.Но к щеке зардевшейся твоейЯ губами жаркими приник.

Я приник к святому роднику,Чтобы грусть слезы твоей испитьИ за все жестокому врагуПолной мерой гнева отомстить.

И отныне светлая слезаСтала для врага страшнее гроз.Чтобы никогда твои глазаБольше не туманились от слез.

Высоцкий стихи о войне

Вцепились они в высоту, как в своё.Огонь миномётный, шквальный…А мы всё лезли толпой на неё,Как на буфет вокзальный.

И крики «ура» застывали во рту,Когда мы пули глотали.Семь раз занимали мы ту высоту —Семь раз мы её оставляли.

И снова в атаку не хочется всем,Земля — как горелая каша…В восьмой раз возьмём мы её насовсем —Своё возьмём, кровное, наше!

А можно её стороной обойти?И что мы к ней прицепились?!Но, видно, уж точно — все судьбы-путиНа этой высотке скрестились.

Вцепились они в высоту, как в своё.Огонь миномётный, шквальный…А мы всё лезли толпой на неё,Как на буфет вокзальный.

Стихи о войне (Великой Отечественной, 1941-1945 гг.) для детей и взрослых. Стихи о войне известных авторов: Твардовский, Симонов, Муса Джалиль, Высоцкий. Стихи о победе в Великой Отечественной войне.

Стихи о войне

Вы найдете здесь красивые и трогательные стихи о войне, которые легко учатся, небольшие короткие и легкие стихи для детей, стихи о войне для конкурса чтецов, а также серьезные стихотворения о войне пробирающие до слез.

Стихи о войне для детей

Стихи о войне для детей дошкольного возраста и начальной школы. Стихи про войну для детей это легкие, небольшие, короткие стихи. Маленький стих про войну, который легко учится.

Медали

Ветеран – боец бывалый,Повидал за жизнь немало.Он с отвагою в боюЗащищал страну свою!

В День Победы засверкалиНа груди его медали.На груди его — медали!Мы с сестрой их сосчитали.

***

Победа (Песни фронтовые)

Песни фронтовые,Награды боевые,Красные тюльпаны,Встречи ветерановИ салют в полнеба,Огромный, как Победа.

***

Много лет тому назад

Много лет тому назадБыл великий День победы.День победы помнят дедыЗнает каждый из внучат.Светлый праздник День победыОтмечает вся страна.Наши бабушки и дедыНадевают ордена.Мы про первый День победыЛюбим слушать их рассказКак сражались наши дедыЗа весь мир и за всех нас.

***

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит.Нужен мир для всех ребят.Нужен мир на всей планете!

***

На радио

Письмо я старалсяПисать без помарок:«Пожалуйста, сделайтеДеду подарок…»

Был долго в путиМузыкальный привет.

Но вот подошёлИ обнял меня дед –Пришла к нему в праздник9 МаяЛюбимая песня его

Фронтовая.

***

Стихи о Великой Отечественной войне для школьников

Эти детские стихи о Великой Отечественной войне для школьников, подходят для детей более старшего возраста.

Еще тогда нас не было на свете

Еще тогда нас не было на свете,Когда гремел салют из края в край.Солдаты, подарили вы планетеВеликий Май, победный Май!Еще тогда нас не было на свете,Когда в военной буре огневой,Судьбу решая будущих столетий,Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,Когда с Победой вы домой пришли.Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, васЗа жизнь, за детство и весну,За тишину,За мирный дом,За мир, в котором мы живем!

***

Приходят к дедушке друзья

Приходят к дедушке друзья,Приходят в День Победы.Люблю подолгу слушать яИх песни и беседы.

Я не прошу их повторятьРассказов сокровенных:Ведь повторять – опять терятьТоварищей военных,

Которых ищут до сих порНаграды боевые.Один сержант, другой майор,А больше – рядовые.

Я знаю: Трудно каждый годРассказывать сначалаО том, как армия впередС надеждою шагала.

О том, какая там пальба,Как в сердце метят пули…— Судьба, — вздохнут они, —Судьба! А помнишь, как в июле?

Я молча рядышком сижу,Но, кажется порою,Что это я в прицел гляжу,Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,Уже не ждут ответа.Что даже лето на войне –Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзьяОтпраздновать Победу.Все меньше их,Но верю я: они опять приедут.

***

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войнеВ бой ходил, горел в огне.Мёрз в окопах под Москвой,Но, как видите, — живой.Не имел, ребята, праваЯ замёрзнуть на снегу,Утонуть на переправах,Дом родной отдать врагу.Должен был прийти я к маме,Хлеб растить, косить траву.В День Победы вместе с вамиВидеть неба синеву.Помнить всех, кто в горький часСам погиб, а землю спас…Я веду сегодня речьВот о чём, ребята:Надо Родину беречьПо-солдатски свято!

***

Посвящение поэта-ветерана школьникам

***

Дети поют о войне

Видела вся планетаВ тучах огня и дыма —Слава твоя бессмертна,Воля несокрушима.

Сила твоя стальнаяДвигалась как лавинаПо берегам Дуная,По площадям Берлина.

Мы на огне горели,Мы по сугробам спали,Многие — постарели,Многие — в поле пали.

Многое нынче памятьВосстановить не может.Новый день наступает —Старый со славой прожит.

Только не смеет времяВынуть из песни слова,Только доброе семяВыходит снова и снова —

В новых полках и ротах,В детях и внуках наших,В новых твоих походах,В новых железных маршах.

Вижу иные лица,Штык и строку Устава.Старая слава — длится,Новая зреет слава!

***

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: