Характеристика и образ степана в сказе медной горы хозяйка бажова

Краткое содержание Бажов Голубая змейка для читательского дневника

Сказ о двух мальчиках, Ланко и Лейко, которые были друзьями с самого детства и однажды встретили голубую змейку. Оказалось, что это особое существо, которое несет богатство и удачу – золотую пыль, и неудачу и раздор – черную пыль. Коснувшись черной пыли, они и правда поругались, но по-доброму, стараясь защитить друг друга. За это голубая змейка наградила их мешочками с золотым песком, но Ланко пожадничал, и поэтому у него было меньше песка. Но когда он признался в этом, его мешочек стал наполняться. Рассказ учит, что не надо гнаться за легкой добычей и жадничать, за честную дружбу и честный труд богатство и удача сами тебя найдут.

Характеристика 3

Можно сказать то, что особенность композиционной структуры данного произведения заключается в том, что оно содержит в себе повествование про Верного Якова. Юрист Кони рассказал довольно реалистичную историю о жизни помещика. Писатель обращается к нему намеренно с той целью, чтобы показать те случаи, при которых происходил чиновничий произвол. В оригинальной истории рассказывалось о том, как зло не было причинено помещиком собственноручно, а для совершения своих наказаний, он использовал кучера. Однако, поэтом была изменена данная история, и он решил сделать абсолютным злом – помещика, а крепостного показать довольно добрым и сопереживающим человеком. Также, он хорошо представлял себе психологические типы этих героев, и именно поэтому показал, как различного рода обстоятельства жизни, могут оказывать влияния на жизни и судьбы героев.

В данном отрывке, центральным персонажем можно назвать Якова Верного. Он находился на службе у одного из помещиков, по фамилии Поливанов, который был невероятно жестоким и злым человеком. Он не хотел понимать своих близких людей, и считал, что его дочка и зять намеренно ведут такую жизнь, чтобы докучать ему. Автор показывает данного героя очень корыстным, и он берет взятки прямо у себя в поместье. Этими поступками автор хотел отразить истинную натуру многих чиновников, которые промышляли мошенническими делами.

Стоит отметить, что служба крепостного Якова показана очень честной и справедливой, в отличие от деятельности его помещика. Он получает множество побоев и негативных слов в свой адрес, но несмотря на все это, ведет себя крайне смиренно и тихо. Он не мог ответить грубостью данному человеку, потому что перед ним стоял человек, во власти которого находилась его жизнь. Тем самым автор поднял острую проблему того, насколько незащищенными были жизненные условия людей, которые находились у своих хозяев. Вины Якова в том, что он не мог ответить, нет абсолютно никакой, ведь вся эпоха его существования была обусловлена подобными явлениями. Также, хочется отметить, что герой был достаточно добрым и мягким персонажем, который мечтал о том, чтобы стать независимым и свободным человеком. Трагическое существование крепостного не вызвало у читателей сопереживания по той причине, что данная история являлась одной из множества картин, которые возникали в те непростые времена. В конце концов, Яков не смог терпеть подобного отношения, и совершил самоубийство. Можно сказать и о том, что автор хотел показать, до чего могли порой доводить помещики своих крепостных. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным.

Вариант 2

Особенностью композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является включение вне сюжетного элемента — сказа «Про холопа примерного, Якова Верного».

В основу элемента вошла реальная история о помещике, рассказанная юристом Кони. Некрасов специально обратился к нему, чтобы узнать о вопиющих случаях помещичьего произвола. В первоисточнике все было по-другому. Жестокий помещик не сам причинял зло, а его воля была исполнена его кучером. Поэт немного изменил историю. Он сделал помещика злым, а крепостного добрым. Писатель хотел показать как внешние обстоятельства определяют психологию человека.

Главным героем отрывка является крепостной Яков Верный. Он служит у помещика Поливанова, который отличается особой жестокостью по отношению ко всем окружающим. Он не жалеет ни свою дочь, ни своего зятя. Поливанов вел не праведную жизнь. Его поместье куплено на взятки. Автор использует в его описании унизительные слова.

Крепостной верно служит помещику, выполняет все его просьбы.Яков Верный переживает все невзгоды. Помещик бьет его каблуком по зубам, но крепостной все принимает. Яков Верный — это образ смирения. Его доброта и мягкость стала для него недостатком. Он не мог постоять за себя. Таким образом, поэт показал действие крепостничества на психологию человека. Оно делает его покорным, кротким, жалким. В образе крепостного выражен психологизм Некрасова.

Однако, сам Яков не виноват в том, какой он есть. Таким его сделали обстоятельства. Автор хочет показать, что одно и то же качество характера может как осчастливить человека, так и сделать его несчастным. Доброта и мягкость, присущие Якову, могли сделать его счастливым, если бы он был независим от помещика. Однако, в крепостничестве его качества делают его несчастным, так как он совсем потерял свое лицо. Таким образом, писатель хотел показать ничтожность человека перед лицом жизненных обстоятельств. Человек и его сущность ничего не значат перед жизнью.

Образ Якова Верного не создает у читателей положительных эмоций. Его становится жалко, но его история не вызывает сострадания или грусти. Жизнь крепостного оборвалась трагически.

В конце он не выдержал и совершил самоубийство. Это характеризует его как слабого и безвольного человека, лишенного внутреннего стержня. Самоубийство всегда осуждалось на Руси. Так есть и в случае с Яковым. Кто-то понял его поступок, а кто-то осуждал. Общественной опале был предан и сам помещик, который довел крепостного до такого поступка.

Яков Верный — это не только образ преданного слуги, но и символ помещичьего произвола, психологический портрет зависимого человека.

Сейчас читают

Главная героиня по имени Таня, открывая утром глаза, обнаруживает перед собой Глюка, который предлагает девушке загадать три желания. Поначалу героиня теряется в выборе, она желает стройную фигуру, жаждет влюбленности молодого человека.

Почему-то у взрослых есть такая привычка – приставать к маленьким с глупыми вопросами. Они как будто специально заучили эти вопросы и всех ребят спрашивают об одном и том же. Если ты знакомишься с каким-нибудь взрослым

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Однажды, в теплый погожий денек стоял Ёж у своего дома. Делать было нечего, и он решил сходить на поле и посмотреть, как растет брюква. На поле Ёж встретил Зайца

Повесть раскрывает историю жизни главной героини, русской женщины по имени Пелагея. Сама повесть описывает общую картину жизни, происходящую в русской деревне. Достаточно мрачное повествование о главной героине, её дальнейшей судьбе.

Источник

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей

Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина

Кому на Руси жить хорошо Крестьянский грех

Аммирал-вдовец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Ачаковым бился с туркою, Наносил ему поражение, И дала ему государыня Восемь тысяч душ в награждение. В той ли вотчине припеваючи Доживает век аммирал-вдовец, И вручает он, умираючи, Глебу-старосте золотой ларец. «Гой, ты, староста! Береги ларец! Воля в нем моя сохраняется: Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!»

Аммирал-вдовец на столе лежит. Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Всё повыведал, насулил ему Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Всё прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Суровый и рассерженный, Громовым грозным голосом Игнатий кончил речь. Толпа вскочила на ноги, Пронесся вздох, послышалось: «Так вот он, грех крестьянина! И впрямь страшенный грех!» — «И впрямь: нам вечно маяться, Ох-ох. » — сказал сам староста, Опять убитый, в лучшее Не верующий Влас. И скоро поддававшийся Как горю, так и радости, «Великий грех! великий грех!» — Тоскливо вторил Клим.

Площадка перед Волгою, Луною освещенная, Переменилась вдруг. Пропали люди гордые, С уверенной походкою, Остались вахлаки, Досыта не едавшие, Несолоно хлебавшие, Которых вместо барина Драть будет волостной, К которым голод стукнуться Грозит: засуха долгая А тут еще — жучок! Которым прасол-выжига Урезать цену хвалится На их добычу трудную, Смолу, слезу вахлацкую,— Урежет, попрекнет: «За что платить вам много-то? У вас товар некупленный, Из вас на солнце топится Смола, как из сосны!»

Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Так песню отчеканили, Что сразу наши странники Упомнили ее:

Сочинение Степан — главный герой рассказа Медной горы Хозяйка

Сделав одним из главных героев произведения крепостного мастерового с уральских заводов, писатель показал свое видение трудящихся дореформенного времени. Взаимоотношения Степана и Хозяйки Медной горы в иносказательной форме показывают восприятие человеком того времени природы и окружающего мира.

Автор сказов изобразил своего героя крупным молодым человеком, находящимся в зависимости от господ в силу несправедливости социального порядка. Массивная фигура мужчины как бы демонстрирует потенциальную силу горнозаводских рабочих. О том же может сказать и тяжелое воздействие на него вредной работы с камнем, крошки которого оседают в легких.

Однако тяжкий труд и вредные условия производства не сломили Степана духовно. Бажов подчеркивает, что он смелый человек. Своей внутренней духовной крепостью он и приглянулся сверхъестественному персонажу, владеющему Медной горой и ее рудными богатствами.

Хозяйка горы испытывает храбрость Степана, посылая его передать свое требование оскорбительного характера приказчику. Герой Бажова делает то, что она просила, но просто из своей смелости, не польстившись на богатства Хозяйки. Женитьбе на Малахитной женщине мастеровой предпочел брак с сиротой Настенькой, которой он обещал сделать это. Автор произведения подчеркивает, что Малахитница не только богаче, но и красивее невесты Степана. Целью такого упоминания служит стремление Бажова показать бескорыстие рабочего человека, предпочитающего обычную жизнь, к которой он привык с детства туманным перспективам и надеждам «выбиться в люди». В сочетании со смелым поступком, когда он доказал и Хозяйке горы и себе и другим бесстрашие, выразившееся в выступлении против социальной иерархии, это демонстрирует величие его, как олицетворения простого народа. 

Степан поставлен выше мира бар и господ, но природа все же оказалась сильнее его. Женившись, он не может забыть Владычицу горы. Его находят мертвым, сжимающим в руке драгоценные камни – слезы Хозяйки горы.

Природа оказывается сильнее даже такого человека как Степан. Он слишком связан со своей профессией и поэтому Малахитница, олицетворение заводского мира, где он живет сильнее его.

Главные герои

В «Кладовой солнца» несколько действующих лиц. Автор дал им подробную характеристику:

  1. Митраша — брат Насти, десятилетний мальчик, который рано осиротел. Местные жители называют его «мужичок в мешочке» за плотное телосложение. Он сильный и упрямый. Мальчуган занимается всеми мужскими обязанностями: чинит мебель, ходит на общественные собрания. Он зарабатывает деньги продажей деревянной посуды, которую изготавливает сам. С любовью и заботой относится к Насте. Однажды Митраша чуть не погиб, когда из-за упрямства решил пойти другой дорогой за клюквой, а в результате оказался в болоте. В конце рассказа смелый мальчик убивает волка.
  2. Настя — двенадцатилетняя девчушка с золотыми волосами, тонкими ножками, миловидным лицом, обсыпанным веснушками. Она настоящая хозяйка. В ее обязанности входят выгонка скотины на пастбище, топка печи, приготовление еды и уборка дома. Она прекрасно справляется с работой. Настя, будучи старшей сестрой, старается заботиться о брате, помогает ему. Она очень переживает, что забыла о нем во время сбора клюквы, а он в это время чуть не утонул. Собранную ягоду девушка отдает в детский дом.

В рассказе между родственниками возник раздор. Они спорили, по какой тропинке идти, каждый желал, чтобы выбрали его дорогу.

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Характеристика главной героини сказа «Медной горы Хозяйка»

Портрет: описание внешности, речь

Перед героем сказа «Медной горы Хозяйка», молодым горным рабочим Степаном, Хозяйка Медной горы появилась в образе невысокой красивой девушки с сизо-чёрной косой, которая как бы прилипла к спине. В косу её вплетены просвечивающие не то зелёные, не то красные ленты, которые позванивают, как листовая медь. Платье у неё из шёлкового малахита — камня, похожего на шёлк. Платье это имеет свойство меняться: то оно блестящее, как стекло, то как бы полинявшее, то сверкающее алмазным блеском, то станет красноватым, как медь, то снова отливает зелёным щёлком.

Степан увидел эту девушку первый раз в лесу, она сидела у большого камня и то вперёд наклонялась, то назад откидывалась, то в стороны изгибалась. То вскочит она и замашет руками, то снова наклонится. И говорила она при этом с кем-то весело, на неизвестном языке. Оказалось, что у её ног собралось её войско — множество разноцветных ящерок.

Хозяйка Медной горы и сама иногда превращалась в зелёную ящерицу с человеческой головой и с чёрной полоской до половины хребта.

Говорила малахитница со Степаном вежливо, ласково. Называла его то Степаном Петровичем, то Степанушкой.

Характер, поступки

Хозяйка Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка» предстаёт шустрой, красивой девушкой, которая говорила весело, с насмешками, часто смеялась

Узнав, что Степан парень серьёзный и смелый, она поручила ему важное дело. Он должен был сказать от её имени заводскому приказчику, чтобы он, «душной козёл», убирался с Красногорского рудника, иначе она всю медь в Гумёшевском руднике спрячет так глубоко, что её нельзя будет добывать

Дала она обещание выйти за Степана замуж, если он точно выполнит её поручение.

Хозяйка Медной горы сочувствовала простым людям. Она жалела товарища Степана, который был постарше его и уже болел от вредной работы по добыче малахита, крошки которого оседали в лёгких. Поэтому она сказала Степану, что не нужно ничего говорить этому человеку о её поручении, чтобы его не тревожить.

Приказчик понял, что Степану помогает нечистая сила. Во-первых, он приказал работы на Красногорке прекратить, во-вторых, пообещал Степана на волю выпустить, если он найдёт глыбу малахита в сто пудов. Хозяйка Медной горы помогла Степану найти эту глыбу, но его обманули — волю не дали. Узнал о глыбе барин, хозяин горного завода и пообещал отпустить Степана на волю, если найдёт он малахитовые камни, из которых можно вырубить высокие столбы. Степан согласился, но поставил условие, чтобы барин сначала написал вольную ему и его невесте. Хозяйка Медной горы помогла ему найти такие камни.

С того времени, как Степан стал вольным человеком, спрятала из Гумёшек Хозяйка Медной горы  своё богатство — не стало там малахита. Потом и совсем тот рудник затопило. Люди говорили, будто это Хозяйка разгневалась, что столбы барин отправил в Петербург и поставили их там в главную церковь.

Степан женился, завёл семью, но счастлив не был, всё время был невесёлый, да и болеть стал. Часто ходил он к Красногорскому руднику якобы на охоту, а добычи не приносил. Однажды он не вернулся домой, и его нашли у этого заброшенного рудника мёртвым. А около него заметили люди большую зелёную ящерку, из глаз которой капали слёзы. А в руке у Степана были зелёные камешки — слёзы Хозяйки. Он их не продал, хранил, с ними и умер. Не смог Степан забыть Хозяйку Медной горы, хотя при прощании она просила не вспоминать о ней.

Заканчивается сказ словами о Медной горы Хозяйке: «Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

Второстепенные персонажи

Помимо главных героев сказов Бажова, в них присутствуют и второстепенные. Частенько они переходят из одного произведения в другое. Например, Настасья, жена Степана. Ее дочь Татьяна, которой по наследству была передана шкатулка с драгоценностями, подаренная Хранительницей рудников, становится героиней сказа «Малахитовая шкатулка». Все второстепенные персонажи произведения «Хозяйка Медной горы»:

  1. Настасья — сначала невеста, а затем жена главного героя. Простая, честная девушка, она не так красива, как Малахитница, поэтому-то и не смог Степан забыть Хозяйку.
  2. Приказчик — управляющий на шахте. Злой, жадный и коварный обманщик.
  3. Второй приказчик — друг Степана, вольнонаемный горнорабочий, появляется только в начале сказа, при первой встрече героев.
  4. Надзиратель на руднике — смотрит за крепостными.
  5. Барин — владелец рудников, в его подчинении и приказчики, и все крепостные. Корыстный, лживый.

Анализ и основная мысль

Пришвин написал свое произведение в жанре сказки-были. В сюжете повествуется о детях, оставшихся сиротами, о жизненных трудностях, которые им приходится преодолевать. У каждого из них свои домашние обязанности.

Особенность произведения — это описание природы, автор намеренно заостряет внимание на окружающей среде. Когда дети расстаются, погода ухудшается: деревья колышатся от сильного ветра, солнце прячется за облака, появляется серая тучка

Природа как бы предупреждает брата с сестрой, что впереди их ждут новые суровые испытания. План для пересказа:

  1. Жизнь и быт сирот.
  2. Поход за клюквой.
  3. Ссора Насти и Митраши.
  4. Болото и помощь Травки.
  5. Встреча с волком.
  6. Благополучное возвращение домой.

Произведения автора изучаются на уроке литературы, по их сюжетам заполняется читательский дневник, пишутся сочинения и изложения. Увлекательные рассказы и повести могут быть интересны не только маленьким, но и взрослым читателям.

Характеристика Степана

Бажов не уделяет особого внимания внешности главного героя. Степан – крепостной крестьянин, вынужденный заниматься тяжелой, опасной для здоровья работой на руднике под руководством жестокого приказчика. «…молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало.» Про себя он говорит: «…я человек рабочий, простой».

Главный герой сказки показан смелым, гордым. При первой встрече с Хозяйкой «…испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится.» «…ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.» Степан вспыльчив, сгоряча сказал, будто ничего не боится, и пожалел о необдуманном поступке. Но от слов своих не отказался: «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».

В глубине горы показали герою приданое: огромное количество ценных руд. Богатства и сама Хозяйка привлекли Степана, но у него уже была невеста – Настенька. Простая девушка, конечно, не могла сравниться по красоте с «малахитницей». Но на предложение жениться, получить приданое Степан ответил: «Не могу, потому другой обещался». Гордость не позволила герою отказаться от данного невесте слова, он «не променял свою Настеньку на каменну девку».

Несмотря на свое решение, забыть судьбоносную встречу Степан так и не смог. Воспоминания угнетали героя, он был печален, слабел на глазах. Слезы Хозяйки Медной горы, обращенные в медный изумруд, не продал «тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял».

Аудиокниги серии

20 мин. 15 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #1 Медной горы Хозяйка

31 мин. 48 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #1 Медной горы Хозяйка

1 ч. 14 мин. 57 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #2 Малахитовая шкатулка

49 мин. 22 сек.

Оцените книгу

Павел Бажов #2 Малахитовая шкатулка

44 мин. 47 сек.

Оцените книгу

Павел Бажов #3 Каменный цветок

40 мин. 07 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #4 Горный мастер

26 мин. 07 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #4 Горный мастер

19 мин. 53 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #5 Хрупкая веточка

23 мин. 56 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #5 Хрупкая веточка

25 мин. 18 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #6 Железковы покрышки

22 мин. 30 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #6 Железковы покрышки

1 ч. 22 мин. 33 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #7 Две ящерки

33 мин. 42 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #7 Две ящерки

18 мин. 56 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #8 Приказчиковы подошвы

24 мин. 10 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #8 Приказчиковы подошвы

14 мин. 31 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #8 Приказчиковы подошвы

20 мин. 18 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #9 Сочневы камешки

20 мин. 56 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #9 Сочневы камешки

30 мин. 16 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #10 Травяная западенка

27 мин. 00 сек.
6+

Оцените книгу

Павел Бажов #11 Таюткино зеркальце

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

В словаре Фасмера Макса

холо́п род. п. -а, холопа́й «холуй», укр. холо́п, блр. холо́п, др.-русск. холопъ, им. п. мн. ч. -и, род. п. мн. ч. -ей (моск. грам. XVI–XVII вв.; см. Соболевский, Лекции 198), русск.-цслав. хлапъ «холоп, раб», ст.-слав. хлапъ δοῦλος, οἰκέτης (Супр.), болг. хла́пе ср. р., хлапа́к «мальчик», сербохорв. хла̏п, род. п. хла̏па и хла̑п, словен. hlȃp «болван», чеш., слвц. сhlар «парень, мужик», польск. сhɫор, в.-луж. khɫор, khɫорс «парень», н.-луж. kɫорс. Праслав. или прарусск. *хоlръ рано попало в лтш. kаl̃рs «холоп, работник»; см. М. – Э. 2, 144. Все существующие этимологии недостоверны. Сравнивали с гот. halbs «полу-, половина», собственно «непарный, нечетный» (см. Педерсен, KZ 38, 373 и сл.) или «служитель-евнух» (см. Оштир, AfslPh 36, 444; Соболевский, РФВ 71, 444); при этом предполагалось родство со слав. *хоlkъ и *хоlstъ; против см. Эндзелин, СБЭ 124. Кроме этого, предполагали экспрессивное преобразование формы, родственной лит. šel̃pti, šelpiù «помогать», раšаlра̀ «помощь» (Брюкнер, KZ 51, 235; Погодин, РФВ 32, 270 и сл.; IF Anz. 5, 260) или гот. hilpan «помогать» (Корш, Сб. Потанину 537); против см. Эндзелин, там же (42). Нужно отклонить сравнение с др.-инд. jálpati «говорит неразборчиво, бормочет», jālmás «отверженный, негодяй», «подлый» (Махек, «Slavia», 16, 195). Сближалось также с лит. sil̃pti, sil̃pstu «слабнуть», sil̃pnas «слабый» (Маценауэр, LF 7, 220; против см. Бернекер I, 394), далее – с нем. Schalk «плут, шут» (Брюкнер 180) или греч. σκόλοψ «острый кол» (Лёвенталь, AfslPh 37, 386). Сомнительно также предположение о заимствовании из нижнерейнск. halfe «испольщик» (И. Шмидт, Vok. 2, 139 и сл.; против см. Бернекер, там же; Брюкнер, KZ 48, 194). Недостоверно родство с па́холок и хо́лить (см.); ср. Соболевский, там же; Младенов 669; Лер-Сплавинский, JР 24, 43. См. хлап. •• (См. еще Яначек, «Slavia», 24, 1955, стр. 2; Мошинский. Zasiąg, стр. 244; Ондруш, Sborník filozof. fakulty Univerzity Komensk., 10, 1958, стр, 88. Менгес высказывает предположение, что это слово заимств. из тюрк. формы, предшествующей тур. хаlfа «подручный, раб», араб. происхождения; см. UAJb., 31, 1959, стр. 187 и сл. – Т.)

История создания персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и Хозяйка Медной горы не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение

Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению

Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен. Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу. Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя. Яков повесился на глазах у помещика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: