Особенности творческой истории сказок
Легенды о снежной девочке вдохновляли художников, писателей, поэтов и музыкантов на создание удивительных творений, и сказка «Легкие шаги», входящая в цикл «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине, в тысяча девятьсот неизвестном году», относится к этой же теме.
Около сорока лет писатель обращался к жанру сказки, так как ему казалось, что «…без сказок скучно или даже невозможно жить…» В цикл вместе с описываемой картиной вошли следующие сказки: «Сильвант», «Сын стекольщика», «Летающий мальчик», «Немухинские музыканты», «Песочные часы».Каверинские истории вплотную связаны с традициями народных сказок. Это касается сюжета и композиции, но функции сказочных героев кардинально меняются.
Еще одной особенностью творчества сказочника является то, что в отличие от фольклорной сказки, образом зла становятся людские качества, справиться с которыми в одиночку герою не удается. Рядом с одним героем оказываются несколько и вмести они побеждают зло.
В 1989 году по мотивам сказок Каверина был выпущен фильм, действие которого происходило в волшебном городе Немухине. Глупые чиновники захватили власть и отменили доброту, чудеса и сказки.
Главные герои и другие персонажи
Произведение «Легкие шаги» можно было назвать «Снегурочка», так как именно она является главной героиней и у нее легкие шаги, как будто она парит над землей. В картине фигурируют следующие персонажи:
- Петька.
- Настя — сама Снегурочка.
- Трубочный мастер.
- Костя Лапшин.
- Пекарь.
- Тулупов.
Снегурочку звали Настенькой, ее вылепил Дед Мороз. Это была светлая девушка двадцати лет с ангельской внешностью и добрым сердцем. Она выглядела очень необыкновенно и воздушно. Красавица умела спокойно и четко излагать свои мысли и рассказывать так, что дух захватывало. Всем окружающим она хотела помочь и переживала, что у нее не получалось оказать поддержку.
Петька — это воспитанный подросток, практически ровесник Снегурочки. Он испытывал самые теплые чувства к девочке с самого первого взгляда. Ему присуще обостренное чувство правильности. Мальчик обладал художественным талантам. У Пети был родной дядя по имени Костя. Хоть и был ученым, но вел себя неблагоразумно. Однако благодаря трезвому отношению к ситуации, девушку нашли и спасли.
Бывшим Дедом Морозом и директором Института Вечного Льда является Тулупов. Этот персонаж принимал участие в спасении Снегурочки.
Потешки на коленках (по кочкам)
Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
Чики-чики-чикалочки
Едет Ваня на палочке,
Настенька в тележке
Щелкает орешки!
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!
Разные детские небылицы для школьников 1, 2, 3, класса
Небылицы это забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Часто в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны
Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление.
Судя по тому, что такой жанр, как небылицы или нелепицы придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц
Ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира.
Представляем вам подборку небылиц для детей разного возраста, коротких и длинных, попроще и посложнее. Они могут пригодиться для длинной дороги, беседы на прогулке, их можно использовать в различных конкурсах и викторинах, с ними можно просто весело и с пользой провести время.
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
***
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
***
Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
***
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
***
Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел …
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
Р. Фархади
***
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
***
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.
Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
Ирина Гурина
***
Я, ребята, как-то раз
Подружился с карасём.
Приходил ко мне карась
Поболтать о том о сем.
Он умел плясать гопак,
Песни пел народные
И готовить был мастак
Блюда превосходные.
Шил, вязал и вышивал —
Крестиком и гладью.
Как он это успевал —
Не могу понять я.
Был во всех делах он смел
За любое брался…
Только плавать не умел
И воды боялся.
***
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
***
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
***
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё —
два козла:Сивка да Бурка!
Юрий Чёрных
***
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Массаж ладошек и стоп с потешкой
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Главная мысль
Фантастическая сказка Каверина кажется весьма необычной и сложной по анализу. Вроде бы действие происходит в естественном мире в Москве, но в городе есть орган, уполномоченный выдавать документы снегурочкам. Это и делает сюжет необычным. Сама сказка прославляет любовь, дружбу и человеческие ценности.
Самой главной мыслью, которую хотел донести автор до своего читателя, является то, что ради родных и близких людей, человек может совершать волшебные и героические поступки. Повесть учит людей помогать друг другу в сложных ситуациях, не бояться никаких преград, а идти к своей цели достойными путями. Люди должны бескорыстно творить добро, только тогда к ним когда-нибудь вернется бумерангом все доброе и светлое. Ведь в жизни встречаются настоящие чудеса, и их много, их можно встретить и в повседневной жизни. Нужно только иметь открытое сердце и постараться во всем видеть только светлое и хорошее.
Конечно, рекомендуется прочитать полностью «Легкие шаги» Каверина и оставить в памяти отрывки из произведения, которые больше всего понравились. Эта сказка учит ценить красоту человеческой души и великую силу любви.
Массаж спины для деток постарше
Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами
ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками
пальцев)
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения
пальцами)
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения
ладонями)
***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)
***
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии
вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами
обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными
пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной
стороной кулаков)
Прошла слониха, потоптала («идём» кулаками, но с
меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами,
сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя
пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину
ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем
бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем
спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шоворот)
Главная мысль
Фантастическая сказка Каверина кажется весьма необычной и сложной по анализу. Вроде бы действие происходит в естественном мире в Москве, но в городе есть орган, уполномоченный выдавать документы снегурочкам. Это и делает сюжет необычным. Сама сказка прославляет любовь, дружбу и человеческие ценности.
Самой главной мыслью, которую хотел донести автор до своего читателя, является то, что ради родных и близких людей, человек может совершать волшебные и героические поступки. Повесть учит людей помогать друг другу в сложных ситуациях, не бояться никаких преград, а идти к своей цели достойными путями. Люди должны бескорыстно творить добро, только тогда к ним когда-нибудь вернется бумерангом все доброе и светлое. Ведь в жизни встречаются настоящие чудеса, и их много, их можно встретить и в повседневной жизни. Нужно только иметь открытое сердце и постараться во всем видеть только светлое и хорошее.
Конечно, рекомендуется прочитать полностью «Легкие шаги» Каверина и оставить в памяти отрывки из произведения, которые больше всего понравились. Эта сказка учит ценить красоту человеческой души и великую силу любви.
https://youtube.com/watch?v=H2ZvM1O4P84
Потешки для зимней прогулки
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.
***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
***
Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.
***
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!
***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.
***
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Главная мысль
Фантастическая сказка Каверина кажется весьма необычной и сложной по анализу. Вроде бы действие происходит в естественном мире в Москве, но в городе есть орган, уполномоченный выдавать документы снегурочкам. Это и делает сюжет необычным. Сама сказка прославляет любовь, дружбу и человеческие ценности.
Самой главной мыслью, которую хотел донести автор до своего читателя, является то, что ради родных и близких людей, человек может совершать волшебные и героические поступки. Повесть учит людей помогать друг другу в сложных ситуациях, не бояться никаких преград, а идти к своей цели достойными путями. Люди должны бескорыстно творить добро, только тогда к ним когда-нибудь вернется бумерангом все доброе и светлое. Ведь в жизни встречаются настоящие чудеса, и их много, их можно встретить и в повседневной жизни. Нужно только иметь открытое сердце и постараться во всем видеть только светлое и хорошее.
Конечно, рекомендуется прочитать полностью «Легкие шаги» Каверина и оставить в памяти отрывки из произведения, которые больше всего понравились. Эта сказка учит ценить красоту человеческой души и великую силу любви.
Технологическая карта урока. В.Каверин «Легкие шаги» 6 класс
Зубко Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Митрофановская СОШ
Технологическая карта учебного занятия
Великая сила любви в сказке В. А. Каверина «Лёгкие шаги»
Организовать условия и среду, комфортную для рассуждений, диалогов, анализа прочитанного, размышлений о великой силе любви.
Обучающие:
учить выделять главное в произведении, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира, внешнего описания, участвовать в проблемном диалоге;
Развивающие:
развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; содействовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувства радости, успеха в учебе, заинтересованности к предмету через игровую форму;
Воспитательные:
воспитывать уважение к великой силе дружбы и любви, учить ценить и беречь эти чувства; содействовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группе; повышение уровня познавательного интереса к изучению творчества мастера слова русской литературы.
Микроцель этапа урока
I. Организационный этап.
II. Ситуация неожиданности.
Цель
: вызвать познавательный интерес к предмету
Раздаётся треск радионастройки и голос из динамика:
«Внимание, внимание! Пропала девочка, по имени Настенька, из породы Снегурочек, очень хорошенькая, в ситцевом платье, вежливая, ходит легко. О местонахождении просьба сообщить в Институт Вечного Льда»
Что это за объявление?
Пересказ сюжета в сокращении
Произведение Вениамина Александровича «Легкие шаги» довольно длинное, его нелегко пересказать вкратце юным читателям. Чтобы пересказать краткое содержание сказки, необходимо составить ее план:
- Знакомство Пети с девочкой по имени Настя.
- Решение мальчика спасти Настю, чтобы она не растаяла.
- Побег снегурочки из холодильника Института Вечного Льда.
- Поиски снежной девочки.
- Петя нашел документ и спас Насте жизнь.
- Счастливый финал.
Зимним вечером на станции железнодорожного вокзала ловко промчался поезд. В это время мальчуган Петька возвращался в Немухино и увидел необычное явление, как девочка перелетела по воздуху через рельсы прямо перед самой электричкой. Мальчик подумал, что ему все это привиделось, но позже он встретил эту же девочку на улице в своем поселке.
Девочка рассказала, что ее вылепил какой-то старичок с бородой, сделал прическу и красивые реснички, а теперь она не знает, что ей делать. Решил мальчуган спрятать ее в сарае для хранения дров, а сам помчался к Трубочному мастеру и все рассказал о случившемся. Человек, курящий трубку, предположил, что девочка является Снегурочкой и весной растает. Он посоветовал ребятам обратиться в Институт Вечного Льда и написал записку.
В институте детей встретил директор Тулупов, бывший Дед Мороз, с румяным лицом и страшным носом. Профессор назвал девочку Настенькой и поместил ее в холодильник, где хранились продукты для дальнейшего обследования. Петька часто бегал в лабораторию пообщаться со странной подружкой, которая ему жаловалась на скучный образ жизни и на то, что она совсем не видит солнца.
Вскоре по радио сообщили о пропаже девочки в ситцевом платье из породы Снегурочек. Оказывается, Настя убежала с холодильника и не поделилась своими планами с мальчишкой. В поселке поползли сплетни о чудной летающей девочке. Некоторые жители видели ее порхающей в воздухе. Другие заметили, как необычная фигура спасла ласточку.
Как-то к Петьке погостить приехал дотошный дядя Костя Лапшин. Он радовался любому делу и узнав о таинственной пропаже девочки в тот час же отправился на поиски по Москве. Дядя выдвинул мысль, что сначала надо отыскать ласточку и поспрашивать мороженщиков. К великому его сожалению, птичку так и не удалось найти, а продавцы мороженого особо на контакт не шли, что еще больше затрудняло поиски.
Петька совсем огорчился, он часто прогуливался по вокзалу и искал глазами свою подружку. В это время ученые предположили, что Настя уехала в Африку. К весне стало известно, что девочка все время жила у пекаря, и именно туда она отнесла спасенную птицу. За то, что добродушный пекарь не отказал ребенку в помощи, она помогала ему с уборкой квартиры и была рада живому общению. Булочник выделил ей самую холодную из комнат в доме. Настенька училась читать, шить и даже готовить.
Однажды Петькин дядя увидел и узнал потеряшку, когда она пришла к точильщику. Он предложил ей вернуться в институт, но она отказалась. Уж больно не хотелось ей находиться рядом с мертвой рыбой. Тогда дядя отправился к Тулупову и попросил его сделать приказ на оформление официальных документов, чтобы она не числилась как растаявшая Снегурочка.
Когда приказ подготовили, на улице разыгралась буря, и бумага улетела. Друзья понеслись догонять листок, бежали три километра, а девочка так и не растаяла под весенними лучами. Это означало, что она превратилась в обычного живого человека. Когда Насте сделали все документы, Лапшин со спокойной душой покинул Москву. Он надеялся, что Настя и Петя станут грамотными и счастливыми людьми.
Мы устали
Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».
И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»
И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»
И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»
И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»
И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»
И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»
И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».
Пересказ сюжета в сокращении
Произведение Вениамина Александровича «Легкие шаги» довольно длинное, его нелегко пересказать вкратце юным читателям. Чтобы пересказать краткое содержание сказки, необходимо составить ее план:
- Знакомство Пети с девочкой по имени Настя.
- Решение мальчика спасти Настю, чтобы она не растаяла.
- Побег снегурочки из холодильника Института Вечного Льда.
- Поиски снежной девочки.
- Петя нашел документ и спас Насте жизнь.
- Счастливый финал.
Зимним вечером на станции железнодорожного вокзала ловко промчался поезд. В это время мальчуган Петька возвращался в Немухино и увидел необычное явление, как девочка перелетела по воздуху через рельсы прямо перед самой электричкой. Мальчик подумал, что ему все это привиделось, но позже он встретил эту же девочку на улице в своем поселке.
Девочка рассказала, что ее вылепил какой-то старичок с бородой, сделал прическу и красивые реснички, а теперь она не знает, что ей делать. Решил мальчуган спрятать ее в сарае для хранения дров, а сам помчался к Трубочному мастеру и все рассказал о случившемся. Человек, курящий трубку, предположил, что девочка является Снегурочкой и весной растает. Он посоветовал ребятам обратиться в Институт Вечного Льда и написал записку.
В институте детей встретил директор Тулупов, бывший Дед Мороз, с румяным лицом и страшным носом. Профессор назвал девочку Настенькой и поместил ее в холодильник, где хранились продукты для дальнейшего обследования. Петька часто бегал в лабораторию пообщаться со странной подружкой, которая ему жаловалась на скучный образ жизни и на то, что она совсем не видит солнца.
Вскоре по радио сообщили о пропаже девочки в ситцевом платье из породы Снегурочек. Оказывается, Настя убежала с холодильника и не поделилась своими планами с мальчишкой. В поселке поползли сплетни о чудной летающей девочке. Некоторые жители видели ее порхающей в воздухе. Другие заметили, как необычная фигура спасла ласточку.
Как-то к Петьке погостить приехал дотошный дядя Костя Лапшин. Он радовался любому делу и узнав о таинственной пропаже девочки в тот час же отправился на поиски по Москве. Дядя выдвинул мысль, что сначала надо отыскать ласточку и поспрашивать мороженщиков. К великому его сожалению, птичку так и не удалось найти, а продавцы мороженого особо на контакт не шли, что еще больше затрудняло поиски.
Петька совсем огорчился, он часто прогуливался по вокзалу и искал глазами свою подружку. В это время ученые предположили, что Настя уехала в Африку. К весне стало известно, что девочка все время жила у пекаря, и именно туда она отнесла спасенную птицу. За то, что добродушный пекарь не отказал ребенку в помощи, она помогала ему с уборкой квартиры и была рада живому общению. Булочник выделил ей самую холодную из комнат в доме. Настенька училась читать, шить и даже готовить.
Однажды Петькин дядя увидел и узнал потеряшку, когда она пришла к точильщику. Он предложил ей вернуться в институт, но она отказалась. Уж больно не хотелось ей находиться рядом с мертвой рыбой. Тогда дядя отправился к Тулупову и попросил его сделать приказ на оформление официальных документов, чтобы она не числилась как растаявшая Снегурочка.
Когда приказ подготовили, на улице разыгралась буря, и бумага улетела. Друзья понеслись догонять листок, бежали три километра, а девочка так и не растаяла под весенними лучами. Это означало, что она превратилась в обычного живого человека. Когда Насте сделали все документы, Лапшин со спокойной душой покинул Москву. Он надеялся, что Настя и Петя станут грамотными и счастливыми людьми.
Главные герои и другие персонажи
Произведение «Легкие шаги» можно было назвать «Снегурочка», так как именно она является главной героиней и у нее легкие шаги, как будто она парит над землей. В картине фигурируют следующие персонажи:
- Петька.
- Настя — сама Снегурочка.
- Трубочный мастер.
- Костя Лапшин.
- Пекарь.
- Тулупов.
Снегурочку звали Настенькой, ее вылепил Дед Мороз. Это была светлая девушка двадцати лет с ангельской внешностью и добрым сердцем. Она выглядела очень необыкновенно и воздушно. Красавица умела спокойно и четко излагать свои мысли и рассказывать так, что дух захватывало. Всем окружающим она хотела помочь и переживала, что у нее не получалось оказать поддержку.
Петька — это воспитанный подросток, практически ровесник Снегурочки. Он испытывал самые теплые чувства к девочке с самого первого взгляда. Ему присуще обостренное чувство правильности. Мальчик обладал художественным талантам. У Пети был родной дядя по имени Костя. Хоть и был ученым, но вел себя неблагоразумно. Однако благодаря трезвому отношению к ситуации, девушку нашли и спасли.
Бывшим Дедом Морозом и директором Института Вечного Льда является Тулупов. Этот персонаж принимал участие в спасении Снегурочки.
Потешки про животных
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
***
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…
Путаница
Корней Чуковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.
***
Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.
***
Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?
***
Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.
Главная мысль
Фантастическая сказка Каверина кажется весьма необычной и сложной по анализу. Вроде бы действие происходит в естественном мире в Москве, но в городе есть орган, уполномоченный выдавать документы снегурочкам. Это и делает сюжет необычным. Сама сказка прославляет любовь, дружбу и человеческие ценности.
Самой главной мыслью, которую хотел донести автор до своего читателя, является то, что ради родных и близких людей, человек может совершать волшебные и героические поступки. Повесть учит людей помогать друг другу в сложных ситуациях, не бояться никаких преград, а идти к своей цели достойными путями. Люди должны бескорыстно творить добро, только тогда к ним когда-нибудь вернется бумерангом все доброе и светлое. Ведь в жизни встречаются настоящие чудеса, и их много, их можно встретить и в повседневной жизни. Нужно только иметь открытое сердце и постараться во всем видеть только светлое и хорошее.
Конечно, рекомендуется прочитать полностью «Легкие шаги» Каверина и оставить в памяти отрывки из произведения, которые больше всего понравились. Эта сказка учит ценить красоту человеческой души и великую силу любви.