Иннокентий федорович анненский (1855-1909)

Биография

Н. П. и Ф. Н. Анненские — родители И. Ф. Анненского.

Иннокентий Фёдорович Анненский родился 20августа(1сентября (b) ) (b) года в Омске (b) , в семье Фёдора Николаевича Анненского (22.07.1815—27.03.1880) и Наталии Петровны Анненской (урожд. Карамолина или Кармалина; 1814? — 25.10.1889 или 1891). Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири.

В 1859 году семья переехала в Томск (b) , куда отец был назначен председателем губернского правления.

В 1860 году отец получил должность чиновника по особым поручениям (b) в Министерстве внутренних дел (b) и семья из Сибири (b) вернулась в Петербург (b) , который ранее покинула в 1849 году.

Слабый здоровьем, на чём акцентирует особое внимание его сын Валентин Кривич-Анненский в своих воспоминаниях об отце, Иннокентий Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии (1865—1868). С 1869 года, после перерыва в болезни, он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса

В 1872—1874 годах с помощью старшего брата Николая (b) , энциклопедически образованного человека, экономиста (b) , народника (b) , готовится дома к экзаменам на аттестат зрелости. В 1875 году успешно экстерном сдаёт экзамены на аттестат зрелости при гимназии «Императорского Человеколюбивого общества» (b) и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета (b) .

С 1869 года, после перерыва в болезни, он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. В 1872—1874 годах с помощью старшего брата Николая (b) , энциклопедически образованного человека, экономиста (b) , народника (b) , готовится дома к экзаменам на аттестат зрелости. В 1875 году успешно экстерном сдаёт экзамены на аттестат зрелости при гимназии «Императорского Человеколюбивого общества» (b) и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета (b) .

И. Ф. Анненский. Конец 1870-х годов.

По окончании в 1879 году университета кандидатом (b) , служил в 1879—1891 годах преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича (b) .

В сентябре 1879 года венчается с Надеждой (Диной) Валентиновной Хмара-Борщевской (1841—1917). В июне 1880 года у Анненских родился сын Валентин.

25 августа 1887 года был произведён в статские советники (b) .

Вскоре стал директором коллегии Галагана (b) в Киеве (b) (январь 1891 — октябрь 1893), затем — 8-й Санкт-Петербургской гимназии (b) (27 октября 1893 — 16 октября 1896) и гимназии в Царском Селе (b) (16 октября 1896 — 2 января 1906). Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время 1905—1906 годов, была причиной его удаления с этой должности. В 1906 году был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до 1909 года, когда он незадолго до своей смерти вышел в отставку. Читал лекции по древнегреческой литературе (b) на Высших женских курсах (b) .

Был награждён орденами Св. Анны (b) 2-й (1898) и 3-й ст., Св. Станислава (b) 2-й ст. (1893), Св. Владимира (b) 3-й ст. (1905); с 1 января 1896 года — действительный статский советник (b) .

В печати выступил с начала 1880-х (b) годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х (b) годов занялся изучением греческих трагиков (b) ; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык (b) и комментированию всего театра Еврипида (b) . Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916—1917 гг. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (b) (Бодлер (b) , Верлен (b) , Рембо (b) , Малларме (b) , Корбьер (b) , А. де Ренье (b) , Ф. Жамм (b) и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о», имитировавшим сокращённые имя и фамилию, но складывавшимся в слово «Никто» (таким именем представлялся Полифему (b) Одиссей (b) ).

И. Ф. Анненский. 1900-е годы.

Страницы биографии

  1. 1879 – с золотой медалью окончил университет и приступил к педагогической работе. В течение 12 лет преподавал античные языки и литературу, русскую словесность в гимназиях Петербурга. Чтобы обеспечить семью много работал: бывало, что давал по 56 уроков в неделю.
  2. 1887 – произведен в статские советники. Впервые выступил как литературный критик: в журнале «Воспитание и обучение» опубликована первая литературно-критическая статья Анненского о стихотворениях Я. Полонского.
  3. 1891 – назначен директором киевской гимназической Коллегии. В Киеве задумал и начал работу по переводу трагедий Еврипида. Проект стал трудом жизни Анненского, он перевел все 17 трагедий.
  4. 1892 – в журнале «Русская школа» напечатано первое из «Педагогических писем» Анненского. Эта серия статей – замечательное событие в русской педагогике. В них изложены идеи о роли художественного воспитания, культуры речи, необходимости развития независимости мышления учащихся.
  5. 1893 – получил должность директора 8-й петербургской гимназии.
  6. 1896 – назначен директором Николаевской мужской гимназии в Царском селе.
  7. 1990-е годы – начал работать над поэтическими переводами – Гете, Гейне, Лонгфелло; французских поэтов второй половины 19 века – де Лиля, Прюдома, Бодлера, Верлена, Рембо и других.
  8. 1901 – закончена и вышла из печати первая пьеса – «Меланипа-философ». Анненский – автор четырех оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов.
  9. 1904 – вышел из печати первый сборник стихов «Тихие песни». Анненский не решился опубликовать поэтические опыты под своей фамилией, и сборник появился под псевдонимом «Ник. Т-о». В стихах преобладали эмоции печали, мотивы совести, одиночества, трагизма бытия. Книга осталась почти незамеченной критикой и читателями. Второй сборник стихов «Кипарисовый ларец» под настоящей фамилией автора увидел свет в 1910 году, после его смерти. Он вызвал интерес читающей публики и литераторов, получил высокую оценку Блока и Ахматовой.
  10. 1906 – вышла «Книга отражений» – сборник литературоведческих эссе и критических статей. Они представляли собой субъективные размышления и живые эмоциональные впечатления автора о произведениях русской прозы. Анненский первым из русских критиков применил такой оригинальный подход к анализу литературных произведений. Возможно, по этой причине критика холодно отнеслась к публикации.
  11. 1906 – уволен с поста директора лицея в связи с тем, что заступился за учеников, участвовавших в политических протестах 1905 года. Переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа, предполагавшую постоянные поездки по городам Петербургской губернии, что было нелегко при сердечной болезни.
  12. 1908 – не оставляя службы возобновил педагогическую деятельность: начал читать лекции по истории античной литературы на литературных курсах Н.П. Раева.
  13. 1909 – опубликован сборник литературно-критических эссе «Вторая книга отражений».
  14. 1909, май – Анненский приглашен в литературно-художественный журнал «Аполлон» в качестве поэта и критика. Для него это была возможность по-настоящему влиться в литературный процесс.
  15. 1909, 30 октября – внезапно скончался у подъезда Царскосельского вокзала в Петербурге. За месяц до этого подал в отставку.

В личности Анненского было несколько ипостасей: с одной стороны «застегнутый на все пуговицы» чиновник, директор гимназии, ученый, знаток античности, а с другой – автор странных, полных трагического мироощущения стихов.  Разным он был и в своих человеческих проявлениях. Большинству людей он казался строгим, закрытым, чопорным. Но немногие близкие знали его как человека эмоционального, способного на необычные поступки. Один из таких эмоциональных порывов определил его семейную жизнь.

Литература

Иннокентий Федорович начал заниматься писательством еще с раннего возраста. Но тогда поэт не знал, что такое символизм, поэтому относил себя к мистикам. К слову, символизм – это крупнейшее течение в литературе и искусстве, охарактеризовавшееся таинственностью, загадочностью, использованием намеков и метафоричных выражений. Но, по мнению критиков, творчество гения литературы не укладывается в рамки «символизма», а представляет собой «предсимволизм».


Писатель Иннокентий Анненский

Помимо этого Иннокентий Федорович старался следовать «религиозному жанру» испанского живописца «золотого века» Бартоломе Эстебана Мурильо. Правда, литератор пытался передать выражение девственной чистоты, кротости и молитвенного умиления с помощью слов, а не кисти и красок.

Примечательно, что Иннокентий Федорович не стремился показывать свои ранние творческие потуги именитым литераторам и владельцам журналов. Дело в том, что Николай Федорович посоветовал младшему брату начать печататься в зрелом возрасте, утвердившись на жизненном пути и поняв свое призвание.

Поэтому книга «Тихие песни» была опубликована в только 1904-м году, когда Иннокентий Анненский слыл блестящим преподавателем и уважаемым человеком. Также символист начал заниматься драматургией, из-под его пера вышли пьесы: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (1913-посмертно) в которых поэт старался подражать излюбленным древнегреческим литераторам Еврипиду, Софоклу и Эсхилу, гениям античной мифологии.

В своих рукописях Анненский придерживался импрессионизма: он описывал вещи не такими, какими он знал, ибо все явления и предметы были присущи видению поэта в данный момент. Главные мотивы в произведениях Иннокентия Федоровича – это тоска, меланхолия, грусть и одиночество, поэтому так часто он описывает холод, сумерки и закаты без излишней претенциозности и экзальтированности. Эта тенденция прослеживается в стихотворениях «Снег», «Смычок и струны», «Две любви», «Мучительный сонет» и других примечательных произведениях.


Поэт Иннокентий Анненский

Помимо прочего Иннокентий Федорович пополнил творческую биографию переводом рукописей своих иностранных коллег. Благодаря ему русскоязычные читатели познакомились со знаменитыми трагедиями Еврипида, а также со стихотворениями Горация, Иоганна Гете, Ганса Мюллера, Христиана Гейне и других литературных гениев.

Анненский сделал огромный вклад в мир хитросплетенных строк. Например, его стихотворение «Колокольчики» можно соотнести с первыми произведением в футуристическом стиле. Второй поэтический сборник Иннокентия Федоровича «Кипарисовый ларец» принес поэту признание и славу, правда, посмертно. Туда вошли стихотворения «Среди миров», «Ореанда», «Серебряный полдень», «Ледяная тюрьма», «Октябрьский миф» и другие произведения.

Интересные факты

Впервые печататься этот поэт и литератор начал лишь в 48-летнем возрасте. По собственному признанию, он никогда не стремился к славе, часто подписывая свои произведения псевдонимом «Ник.То».

В браке Анненский полностью полагался на свою умудренную опытом супругу. Он сторонился общества, предпочитая проводить больше времени в одиночестве. Можно с уверенностью сказать, что Иннокентий находился под большим влиянием своей жены.

Впервые Иннокентий прочитал свои стихи сёстрам еще в юном возрасте, однако вместо похвалы получил лишь смех и недоумение. Неудивительно, что неуверенный в себе поэт на протяжении многих десятков лет прятал свои произведения, не желая отдавать их в публикацию.

Иннокентий Анненский — один из самых известных поэтов и драматургов конца XIX и начала XX века. Он прославился не только своими произведениями, наполненными лирикой и тоской, но и переводами классиков мировой литературы. Кратко биография Анненского сегодня изучается в российских школах. Ученики могут подготовить небольшие доклады, в которых будет описываться особенности поэзии этого автора, рассказываться о важных датах в его жизни. Все это позволит поближе познакомиться с творчеством этого драматурга и поэта.

https://youtube.com/watch?v=uHlK7Nv89vE

Личная жизнь

С будущей женой Иннокентий познакомился в 1877 году в имении Сливицкое Бельского уезда Смоленской губернии. Его, студента-филолога, пригласили репетитором к двум братьям-подросткам – Эммануилу и Платону. Иннокентий страстно влюбился в их мать – вдову Надежду Валентиновну Хмара-Борщевскую. Надежда была старше на 14 лет. Бракосочетание решено было отложить до окончания учебы в университете. Через два года в чувствах Иннокентия ничего не изменилось, и пара обвенчалась.

Впечатления современников о супружеской жизни Анненских противоречивы и неоднозначны, среди них есть свидетельства об отчуждении, разладе между супругами и непонимании Надеждой Валентиновной мужа. Какие-либо суждения Иннокентия Владимировича о его семейной жизни неизвестны.

В 1880 году родился сын Валентин.

Валентин

Валентин окончил юридический факультет Петербургского университета. Занимался литературной деятельностью, публикуя свои произведения (стихи, очерки, рассказы) под псевдонимом «В. Кривич». Поэтические опыты не были успешны: у него был издан один небольшой сборник стихов. После смерти отца стал хранителем его архива. Подготовил второе посмертное издание книги его стихов, публиковал воспоминания о нем. Валентин Иннокентьевич умер в 1936 году.

Если большинство современников знали Анненского как деятеля народного просвещения, то сегодня он известен прежде всего как поэт, литературный критик и переводчик.

Иннокентий с женой (1904)

https://youtube.com/watch?v=c0gwOaZh2Hw

https://youtube.com/watch?v=g80MjmMCYdk

https://youtube.com/watch?v=7695RAVvV-s

Страницы биографии

  1. 1879 – с золотой медалью окончил университет и приступил к педагогической работе. В течение 12 лет преподавал античные языки и литературу, русскую словесность в гимназиях Петербурга. Чтобы обеспечить семью много работал: бывало, что давал по 56 уроков в неделю.
  2. 1887 – произведен в статские советники. Впервые выступил как литературный критик: в журнале «Воспитание и обучение» опубликована первая литературно-критическая статья Анненского о стихотворениях Я. Полонского.
  3. 1891 – назначен директором киевской гимназической Коллегии. В Киеве задумал и начал работу по переводу трагедий Еврипида. Проект стал трудом жизни Анненского, он перевел все 17 трагедий.
  4. 1892 – в журнале «Русская школа» напечатано первое из «Педагогических писем» Анненского. Эта серия статей – замечательное событие в русской педагогике. В них изложены идеи о роли художественного воспитания, культуры речи, необходимости развития независимости мышления учащихся.
  5. 1893 – получил должность директора 8-й петербургской гимназии.
  6. 1896 – назначен директором Николаевской мужской гимназии в Царском селе.
  7. 1990-е годы – начал работать над поэтическими переводами – Гете, Гейне, Лонгфелло; французских поэтов второй половины 19 века – де Лиля, Прюдома, Бодлера, Верлена, Рембо и других.
  8. 1901 – закончена и вышла из печати первая пьеса – «Меланипа-философ». Анненский – автор четырех оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов.
  9. 1904 – вышел из печати первый сборник стихов «Тихие песни». Анненский не решился опубликовать поэтические опыты под своей фамилией, и сборник появился под псевдонимом «Ник. Т-о». В стихах преобладали эмоции печали, мотивы совести, одиночества, трагизма бытия. Книга осталась почти незамеченной критикой и читателями. Второй сборник стихов «Кипарисовый ларец» под настоящей фамилией автора увидел свет в 1910 году, после его смерти. Он вызвал интерес читающей публики и литераторов, получил высокую оценку Блока и Ахматовой.
  10. 1906 – вышла «Книга отражений» – сборник литературоведческих эссе и критических статей. Они представляли собой субъективные размышления и живые эмоциональные впечатления автора о произведениях русской прозы. Анненский первым из русских критиков применил такой оригинальный подход к анализу литературных произведений. Возможно, по этой причине критика холодно отнеслась к публикации.
  11. 1906 – уволен с поста директора лицея в связи с тем, что заступился за учеников, участвовавших в политических протестах 1905 года. Переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа, предполагавшую постоянные поездки по городам Петербургской губернии, что было нелегко при сердечной болезни.
  12. 1908 – не оставляя службы возобновил педагогическую деятельность: начал читать лекции по истории античной литературы на литературных курсах Н.П. Раева.
  13. 1909 – опубликован сборник литературно-критических эссе «Вторая книга отражений».
  14. 1909, май – Анненский приглашен в литературно-художественный журнал «Аполлон» в качестве поэта и критика. Для него это была возможность по-настоящему влиться в литературный процесс.
  15. 1909, 30 октября – внезапно скончался у подъезда Царскосельского вокзала в Петербурге. За месяц до этого подал в отставку.

В личности Анненского было несколько ипостасей: с одной стороны «застегнутый на все пуговицы» чиновник, директор гимназии, ученый, знаток античности, а с другой – автор странных, полных трагического мироощущения стихов.  Разным он был и в своих человеческих проявлениях. Большинству людей он казался строгим, закрытым, чопорным. Но немногие близкие знали его как человека эмоционального, способного на необычные поступки. Один из таких эмоциональных порывов определил его семейную жизнь.

Поэт Иннокентий Анненский

Кончина и похороны

Иннокентий Фёдорович Анненский скоропостижно скончался вечером 30 ноября (13 декабря по н. с.) 1909 г. Это был очень тяжёлый день. Едва сойдя с поезда в Петербурге, он отправился читать лекции на Высших женских учебных курсах Раева, затем – заседание в Учебном округе и визит в Министерство, вечером предстояло выступить с докладом в Обществе Классической Филологии. Отобедать поэт заехал к О. Васильевой, своей давней знакомой. В доме приятельницы Анненский почувствовал себя нехорошо, а сердечных пилюль у него при себе не оказалось. От доктора Иннокентий Фёдорович отказался, согласился лишь ненадолго прилечь, потом уверил Васильеву, что ему много легче, взял извозчика и поспешил на Царскосельский (Витебский) вокзал. Возможно, хотел как можно быстрее выехать домой или, быть может, собирался привести себя в порядок после случившегося приступа, так как в доме приятельницы других мужчин не было. Там, на вокзальных ступенях, он и упал замертво, крепко сжимая в руках красный портфельчик с докладом. Инфаркт. Такого внезапного конца Анненский страшился, будто предвидел его. По этому поводу он говорил: «…умирать надо в своей постели, как следует отболев, все передумав. А то – словно бы человек из трактира ушёл, не расплатившись…».

Домой Иннокентий Фёдорович отправился последним поездом в последнем (траурном) вагоне. 4 декабря его похоронили на Казанском кладбище в Царском Селе. Проститься с поэтом пришли сослуживцы и друзья, особенно много было учащейся молодёжи, поскольку при жизни Иннокентий Фёдорович был известен прежде всего как педагог-филолог. Только через полгода после кончины, с выходом в свет сборника «Кипарисовый ларец», стало понятно какую невосполнимую утрату в лице Анненского понесла русская литература. Его стихами зачитывались, переписывали в альбомы, заучивали наизусть.

В 1913 г. тиражом в 100 нумерованных экземпляров была издана последняя и наиболее значительная из мифологических пьес поэта – «Фамира-Кифарэд», в 1923 г. вышла книга «Посмертные стихи Иннокентия Анненского».

Поэзия

Более всего значителен Анненский как поэт. Стихи начал писать с детства, но напечатал их впервые в 1904. «Интеллигентным бытием» своим Анненский, по его собственным словам, был всецело обязан влиянию старшего брата, известного публициста-народника Н. Ф. Анненского, и его жены, сестры революционера Ткачёва. В своей поэзии Анненский, как он сам говорит, стремился выразить «городскую, отчасти каменную, музейную душу», которую «пытали Достоевским», «больную и чуткую душу наших дней». Мир «больной души» — основная стихия творчества Анненского. По справедливым указаниям критики, «ничто не удавалось в стихах Анненского так ярко, так убедительно, как описание кошмаров и бессонниц»; «для выражения мучительного упадка духа он находил тысячи оттенков. Он всячески изназвал изгибы своей неврастении». Безысходная тоска жизни и ужас перед «освобождающей» смертью, одновременное «желание уничтожиться и боязнь умереть», неприятие действительности, стремление бежать от неё в «сладостный гашиш» бреда, в «запой» труда, в «отравы» стихов и вместе с тем «загадочная» привязанность к «будням», к повседневности, к «безнадёжной разорённости своего пошлого мира» — таково сложное и противоречивое «мировосприятие и миропонимание», которое стремится «внушить» Анненский своими стихами.

Приближаясь этим «мировосприятием» из всех своих современников более всего к Фёдору Сологубу, формами стиха Анненский наиболее близок молодому Брюсову периода «русских символистов»

Однако преувеличенное «декадентство» первых стихов Брюсова, в котором было много нарочитого, придуманного со специальной целью обратить на себя внимание, «эпатировать» читателя, у не печатавшего свои стихи Анненского носит глубоко органический характер. Брюсов скоро отошёл от своих ранних ученических опытов

Анненский оставался верен «декадентству» в течение всей жизни, «застыл в своем модернизме на определённой точке начала 90-х годов», но зато и довёл его до совершенного художественного выражения. Стиль Анненского ярко импрессионистичен, отличаясь зачастую изысканностью, стоящей на грани вычурности, пышной риторики décadenceа.

Как и у молодого Брюсова, поэтическими учителями Анненского были французские поэты второй половины XIX века — парнасцы и «проклятые»: Бодлер, Верлен, Малларме. От парнасцев Анненский унаследовал их культ поэтической формы, любовь к слову как таковому; Верлену следовал в его стремлении к музыкальности, к превращению поэзии в «мелодический дождь символов»; вслед за Бодлером причудливо переплетал в своем словаре «высокие», «поэтические» речения с научными терминами, с обыкновенными, подчеркнуто «будничными» словами, заимствованными из просторечья; наконец, следом за Малларме — на сознательном затемнении смысла строил главный эффект своих стихов-ребусов. От «бесстрастных» французских парнасцев Анненского отличает особая пронзительная нотка жалости, звучащая сквозь всю его поэзию. Жалость эта направлена не на социальные страдания человечества, даже не на человека вообще, а на природу, на неодушевлённый мир страдающих и томящихся «злыми обидами» обиженных вещей (часы, кукла, шарманка и пр.), образами которых поэт маскирует свою собственную боль и муку. И чем меньше, незначительнее, ничтожнее «страдающая» вещь, тем более надрывную, щемящую жалость к себе она в нём вызывает.

Сильно отличается от других стихов Анненского его стихотворение «Старые эстонки» (Из стихов кошмарной совести) — отклик на расстрел 16 октября 1905 года демонстрации в Ревеле (Таллине). Отличается оно своей поэтической мощью и от многих стихов, написанных другими поэтами, стихов, которые были вдохновлены событиями первой русской революции.

Своеобразная литературная судьба Анненского напоминает судьбу Тютчева. Как и последний, Анненский — типичный «поэт для поэтов». Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом «Ник. Т-о». И действительно, в течение почти всей своей жизни Анненский оставался в литературе «никем». Лишь незадолго до смерти его поэзия приобретает известность в кружке петербургских поэтов, группировавшихся вокруг журнала «Аполлон». Кончина Анненского была отмечена рядом статей и некрологов, но вслед за тем его имя снова надолго исчезает с печатных столбцов. В 4-й книге стихов Николая Гумилёва «Колчан» опубликовано стихотворение «Памяти Анненского».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: