Краткое содержание балета лебединое озеро сюжет

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Па-де-ша

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

Сисон

Сцена 1

В следующей сцене происходит торжественный пир во дворце принца Зигфрида. Ему исполняется 21 год, он празднует своё совершеннолетие.

После пиршеств начинаются танцы, звучит мелодия вальса. Гости танцуют. В середине торжества появляется Княгиня. Герой встречается с матерью. Она рассказывает ему, что завтра состоится торжественный бал, на котором он должен будет выбрать себе невесту.

В следующих сценах показаны разные танцы: вальс, полька, танец-действие, танец троих (па-де-труа), танец двоих (па-де-де), пантомима. Артисты балета исполняют всевозможные движения. В конце бала проходит танец с кубками, главную роль в котором исполняет Зигфрид. Этот танец исполняют мужчины.

Вдруг над лесом взлетает стая лебедей и зовёт за собой принца Зигфрида. Он идёт за птицами и попадает на таинственное озеро.

«Лебединое озеро»: история

Начало легендарной балетной постановке было положено в 1875 году, когда дирекция Большого театра заказала молодому композитору Петру Ильичу Чайковскому музыку к новому спектаклю под названием «Лебединое озеро». Творческий проект предполагал обновление репертуара. Для этого и решили создать постановку «Лебединое озеро». Чайковский в то время еще не был широко известным композитором, хотя им были написаны четыре симфонии и опера «Евгений Онегин». Он увлеченно принялся за работу. Для спектакля «Лебединое озеро» музыка была написана в течение одного года. Ноты композитор представил дирекции Большого театра в апреле 1876 года.

Вдохновляющие цитаты о путешествиях

Вдохновляющие цитаты о путешествиях могут изменить жизнь. Раньше я расклеивал цитаты по всему дому, а теперь, когда мы снова переехали в новый дом, я собираю вдохновляющие цитаты о жизни и приключениях. Слова имеют смысл и могут изменить мышление.

31. «Человек не сможет открыть новые океаны, если у него не хватит смелости потерять из виду берег». ~Андре Жид

Человек не сможет открыть новые океаны, если у него не хватит смелости ….

Когда мы только начинали активно путешествовать, мы держали одну ногу на карьере, а другую — в путешествиях. И только когда мы, наконец, завершили нашу размеренную жизнь на нелюбимой работе и рискнули полностью погрузиться в новую карьеру путешественников, все изменилось.

32. «Лучше хорошо путешествовать, чем хорошо завершить путешествие» ~ Будда

33. «Дело не в месте назначения, куда вы прибудете, а в запоминающихся моментах и воспоминаниях, которые случаются с вами по пути». ~ Пенелопа Райли

Дело не в месте назначения, куда вы прибудете, а в …

Одна из сильных вдохновляющих цитат. Все мы совершаем ошибки в жизни и во время путешествий. Цитаты о путешествиях могут быть применимы и в жизни. А ведь именно неожиданные ситуации и приключения, которые случаются с нами во время путешествия, запоминаются на всю жизнь.

34. «Главное — никогда не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет свою собственную причину для существования» ~ Альберт Эйнштейн

35. «Путешествия — это единственная вещь, купив которую, вы становитесь богаче».

Путешествия — это единственная вещь, купив которую …

Самая лучшая вдохновляющая цитата о путешествиях.

Возможно, это не самая верная цитата о путешествиях, потому что если вы купите дом, он может вырасти в цене, а если вы купите акции, вам может повезти и вы сорвете джекпот, но вы никогда не ошибетесь с путешествиями. Они приносят в жизнь богатство: опыт, обучение и обретение новых друзей.

36. «Я бы предпочел владеть немногим и увидеть весь мир, чем владеть всем миром и увидеть его небольшую часть». ~ Александр Саттлер

Вдохновляющие цитаты о путешествиях часто содержат призыв освободиться от имущества и вещей, а вместо этого получить жизненный опыт. Думаю, эта цитата говорит об этом лучше всего.

37. «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».

Лучше один раз увидеть, чем …

Когда мы впервые видим Храм Василия Блаженного, мы много раз до этого уже слышали о нем. Мы читали о нем, и люди рассказывали нам про него. Но только когда мы увидим его самостоятельно, мы по-настоящему поймем его красоту и значение. Замечательная вдохновляющая цитата!

38. «Смысл путешествия заключается не в том, чтобы искать новые пейзажи, а в том, чтобы увидеть их новым взглядом». ~ Марсель Пруст

Смысл путешествия заключается не в том, чтобы искать новые пейзажи, а в том …

Если человек много путешествует, это еще не значит, что он открыт и мудр. Вы можете побывать в сотне мест, вычеркнув их из списка желаний. Но увидите ли вы их новым взглядом и открыты ли вы для новых возможностей? В этом и заключается истинный смысл путешествий.

39. «Когда в последний раз вы делали что-то впервые?» ~ Автор неизвестен

Мы поняли, что путешествия дают нам смелость пробовать новое. Когда мы находимся дома, погрязнув в рутине, нам становится комфортно. Но в путешествии мы вдохновляемся другими людьми и местами назначения.

40. «Когда-нибудь я стану свободным и буду путешествовать по миру».

Когда-нибудь я стану свободным и буду …

До момента, когда мы начали путешествовать полный рабочий день, мы ощущали себя в ловушке. Когда мы начали думать о путешествиях, мы почувствовали, что барьеры рушатся, и вскоре мы стали жить своей мечтой. Эта интересная цитата очень близка нашему сердцу.

41. «Вы можете сказать, что я мечтатель, но я не единственный. Надеюсь, когда-нибудь вы присоединитесь к нам, и мир станет единым.» ~ Джон Леннон

Путешествия объединяют людей. Они помогают нам понять другие культуры и религии. То, что мы думаем, что знаем о других местах, становится неверным, как только мы приземляемся в новые края. Так что отправляйтесь в новые места, знакомьтесь с другими людьми, и вскоре вы увидите, что люди во всем мире такие же, как мы с вами.

Неудача

Труппа Большого театра вдохновенно работала над спектаклем. Сюжет балета «Лебединое озеро» всем казался оригинальным, с элементами чего-то нового. Репетиции продолжались до поздней ночи, никто не спешил уходить. Никому и в голову не могло прийти, что скоро может наступить разочарование. Спектакль «Лебединое озеро», история которого была достаточно непростой, готовился к премьерному показу. Театральная публика с нетерпением ждала этого события.

Премьера «Лебединого озера» состоялась в феврале 1877 года и, к сожалению, оказалась неудачной. По сути, это был провал. Первым делом виновником фиаско был объявлен хореограф спектакля, Венцель Рейзингер, затем досталось и балерине, исполнявшей роль Одетты, Полине Карпаковой. От «Лебединого озера» отказались, и все партитуры были временно «положены на полку».

Любовь и взаимопонимание

Даже спустя 18 лет после знакомства Юрий все также влюблен в Светлану. Его, как и раньше, окружает большое количество поклонниц, которые дарят ему подарки, шлют письма, и даже хотят родить от него ребенка. Но певец ни при каких обстоятельствах не отвечает на подобного рода предложение.

Что касается Светланы, то она уже привыкла к подобным знакам внимания от поклонниц. Еще вначале она болезненно реагировала на это, но после поняла, что это неотъемлемая часть работы ее супруга. Сейчас она спокойно реагирует на толпы поклонников около гримерки Шатунова и подарки от них.

Светлана предпочитает не вмешиваться в деятельность мужа. Она воспитывает двоих детей и поддерживает порядок в доме. При этом женщина достаточно известный и востребованный адвокат.

Юрий Шатунов не раз признавался, что ему очень повезло с женой. Она подарила ему все о чем он мечтал с самого детства — безграничную любовь и двух замечательных ребятишек.

Любовь из прошлой жизни

3. У вас общие воспоминания о прошлой жизни

Вы не знаете, как и почему, но вы оба делитесь воспоминаниями о прошлых жизнях вместе. Это сложно объяснить.

Вы могли бы вспомнить, что жили в одном и том же месте, занимались одним и тем же занятием или пересекали одинаковые тропы в путешествиях.

Вы просто интуитивно знаете и помните об этом, и эти воспоминания вы перенесли в эту жизнь и делились ими с этим человеком.

4. Вы делитесь с ними всем

Вы чувствуете, что можете полностью излить душу, рассказать обо всем, что накопилось на сердце. При этом, вы уверены, что вас никогда не осудят.

У вас никогда раньше не случалось такого, чтобы каждое ваше слово было услышано, каждая высказанная вами мысль была настолько понята и принята.

Вы чувствуете, что ваши слова важны, вас слушают и к вам прислушиваются.

Ваша родственная душа заставляет вас чувствовать себя комфортно и удобно. Вы можете не бояться раскрыть этому человеку свою душу. Вы никогда еще не чувствовали себя настолько живым.

Интересные факты о балете «Лебединое озеро»

Во времена советской власти балет «Лебединое озеро» был зачислен в список достижений правящего режима. И хотя классический балет перешел, образно говоря, «по наследству» к советской власти от императорской труппы, его объявляли достижением «народного хозяйства». Именно поэтому балет в тот период был средством политической борьбы. На балетные спектакли приглашали высокопоставленных гостей из разных стран мира, это входило в рамки обязательной культурной программы.

Популярность балета «Лебединое озеро» была огромной. Однако с ним связаны и серьезные политические события В СССР. В Советском Союзе и на территории постсоветского пространства демонстрация произведения «Лебединое озеро» по телевизору на сцене Большого театра была признаком происходивших политических изменений в жизни страны! Балет показывали в период траура и похорон Генеральных секретарей Центрального Комитета КПСС Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Константина Черненко.

Спектакль-балет «Лебединое озеро» стал символом еще одного периода, который связан с горбачевской Перестройкой. Во время Августовского путча 1991 года, когда представители самопровозглашенного штаба ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) попытались устранить Михаила Горбачева насильственным способом с поста Президента СССР, — по всем телевизионным каналам на протяжении трех дней (!) транслировался балет «Лебединое озеро»

Все подготовленные передачи на 18 — 21 августа были в срочном порядке сняты с эфира и заменены этим произведением для того, чтобы как-то отвлечь внимание народа

Путч потерпел поражение, а вот спектакль «Лебединое озеро» стал одним из самых запоминающихся его символов. На популярности балета это совершенно не отразилось, и он уверенно продолжает свою сценическую жизнь и сегодня.

«Ласковый май»

Популярность коллектива неустанно росла и в один миг на него обратил свое внимание известный тогда в московских кругах молодой Андрей Разин, который вскоре взял на себя заботы по продвижению группы и стал арт-директором молодых ребят. Через некоторое время начинающая группа переселилась в Москву, вот там то и пришел ошеломляющий успех

Через некоторое время начинающая группа переселилась в Москву, вот там то и пришел ошеломляющий успех.

«Ласковый май» становится лидером во всех музыкальных чартах, хиты держаться на первых позициях неделями и даже месяцами.

Концертный костюм Юрия Шатунова

Личная жизнь, биография и фото Юрия Шатунова не сходят с первых полос газет и журналов. Из окон домов целыми днями слышатся голоса, поющие хиты:

  • «Розовые розы»
  • «Прощай, Алиса»
  • «Пусть будет ночь»
  • «Светка Соколова»
  • «Седая ночь»

Через некоторое время состав был полностью обновлен из-за разногласий между директором и Сергеем Кузнецовым. После ухода основателя группы, вслед за ним коллектив покинул и весь состав, кроме Шатунова.

Но Разин не унывает и периодически обновляет состав «Ласкового мая», оставляя главное действующее лицо. Находит все новых и новых композиторов, которые пишут ошеломляющие популярностью хиты. Этот бум продлился примерно до 90-годов, после чего популярность начала скатываться вниз.

Группа Ласковый май

Много споров было по этому поводу, что же именно послужило причиной распада группы. То ли увлечение Разина политикой, то ли публике приелись романтичные песни Юрия Шатунова, то ли влияние запада и тамошних музыкальных групп, которые повлияли на предпочтения подростковой публики. Вопрос до сих пор остается открытым, но, тем не менее, с уверенностью можно сказать, что «Ласковый май» занял свою нишу в музыкальной истории 80-90 – х годов.

После того, как убили лучшего друга солиста, он стал все чаще задумываться о том, чтобы покинуть страну. И вскоре, Шатунов отправился покорять Германию и на Родину он так и не вернулся.

Интересно! После распада группы Юрий Шатунов пытался заняться сольным творчеством, однако эта попытка не увенчалась успехом.

Юрий Шатунов на сцене

Интересно: Певец Эмин: биография, личная жизнь, жена, дети, фото

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ВАГАНОВОЙ

                                                   Мариинский театр. Фото Евгения Рагузина. 1936

Агриппина Ваганова в 1933 году перенесла действие спектакля из поэтичного средневековья в романтическую Германию начала 20 века. Зигфрид стал графом и «мелкобуржуазным» мечтателем. Ротбарт оказывается не волшебником, а обедневшим помещиком, который надеется поправить материальное положение выгодным замужеством дочери Одиллии. Сценическую концепцию устанавливал не столько хореограф, сколько сценарист, искавший вдохновение и пересечение отображения миров в литературной классике, а именно у Гофмана. Сохранив классические композиции Петипа-Иванова, Вагановский спектакль, по сути, продолжал редакцию Горского: в разделении ролей Одетты и Одиллии, в таинственной игре масок.

Первый акт балета у Вагановой приобрёл логичность и ясность, он был поставлен совершенно иначе, чем у Петипа. Только пострадала музыка Чайковского, с которой обходились достаточно вольно: так музыкальное вступление вообще было заменено на увертюру из оперы «Воевода».

Зигфрид в её постановке впервые занял своё центральное место в действии, хотя и не имел своей развёрнутой музыкальной и танцевальной характеристик. Он представал лирическим героем, с томиком стихов в руках и в студенческом берете. Не существовало озера вне героя; Одетта потеряла имя, оставшись просто Лебедем — символическим образом мечты героя, принимавшим земной облик лишь в представлении графа.

Образ рока и зловещей судьбы воплотился в грозе, обрушившейся на Зигфрида в осеннем парке как предчувствие надвигающейся беды. Мёртвый лебедь внушал графу ощущение тревоги. Этот эпизод предвещает финал балета, в котором Ротбарт, отправившийся на охоту после сорванной помолвки дочери, подстреливает Лебедя. Все фантастические сцены имели логическое обоснование, а Лебедь стала видением Зигфрида, старавшегося убежать от реальности.

В последнем акте выход Одетты — это стремительный бег-танец, агония смертельно раненого Лебедя. Этого не было в редакции 1895 года, но здесь требовалась динамика, которая бы передавала лихорадочно-мучительное состояние умирающей птицы, на костюме которой даже были капли крови.

В последующих постановках выдвигание Зигфрида на первый план было поддержано и Лопуховым, и Бурмейстером. У Григоровича танец героя организует действие и связывает отдельные эпизоды.

Действие первое

Картина первая

Во дворец на праздник по случаю совершеннолетия принца Зигфрида собрались его друзья. Беззаботное веселье и радость, вечные спутники юности, наполняют атмосферу торжества.
Владетельная принцесса, мать Зигфрида, — в заботах о будущем сына. Настала пора выбирать принцу невесту. Зигфрид грустит, ему жаль расставаться с безоблачным миром юности.
Владетельная принцесса уходит, и веселье возобновляется. Но Зигфрид не может как прежде предаваться веселым забавам. Одинокий, он замечает прекрасных белых лебедей, и нежное предчувствие влечет его вслед за ними.

Картина вторая

Белые лебеди — заколдованные злым волшебником Ротбартом девушки — обитают на прекрасном озере. Лишь по ночам к ним возвращается человеческий облик.
На берегу озера принц встречает Одетту, королеву лебедей. Ее красота поражает Зигфрида, и он клянется ей в вечной любви и верности, ведь только искреннее и неизменное чувство может спасти девушек от злых волшебных чар.
Близится рассвет; власть Ротбарта разлучает Зигфрида и Одетту.

Неудача

Труппа Большого театра вдохновенно работала над спектаклем. Сюжет балета «Лебединое озеро» всем казался оригинальным, с элементами чего-то нового. Репетиции продолжались до поздней ночи, никто не спешил уходить. Никому и в голову не могло прийти, что скоро может наступить разочарование. Спектакль «Лебединое озеро», история которого была достаточно непростой, готовился к премьерному показу. Театральная публика с нетерпением ждала этого события.

Премьера «Лебединого озера» состоялась в феврале 1877 года и, к сожалению, оказалась неудачной. По сути, это был провал. Первым делом виновником фиаско был объявлен хореограф спектакля, Венцель Рейзингер, затем досталось и балерине, исполнявшей роль Одетты, Полине Карпаковой. От «Лебединого озера» отказались, и все партитуры были временно «положены на полку».

Новое решение

В 1950 году хореограф Мариинского театра в Санкт-Петербурге предложил новую версию «Лебединого озера». По его замыслу трагический финал спектакля упразднялся, белый лебедь не погибал, все заканчивалось «хэппи-эндом». Подобные изменения в театральной сфере случались нередко, в советское время считалось хорошим тоном приукрасить события. Однако от такой перемены спектакль не выиграл, наоборот, стал не столь интересным, хотя часть публики приветствовала новую редакцию постановки.

Уважающие себя коллективы придерживались прежней редакции. В пользу классического варианта говорит и то, что трагичность финала была изначально задумана как углубленная трактовка всего произведения, и замена его счастливым концом выглядела несколько неожиданно.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

Сочинение 4

Минувшее лето запомнится мне особенно надолго, потому что подарило массу замечательных моментов и положительных эмоций. Знакомство с новыми людьми и приобретенный опыт это хорошая школа жизни, которая обязательно пригодится в будущем.

Заканчивая этот учебный год я еще не знала наверняка как проведу летние каникулы, но все разрешил один случай, произошедший со мной как раз в начале лета. Возвращаясь домой от подруги, с которой мы просидели до глубокого вечера, так что на улице успело слегка стемнеть, я шла привычной дорогой через парк расположенный в центре нашего квартала. Обычно в это время в парке полно народу, но, почему- то в тот вечер по пути домой навстречу мне ни кто не попадался. Свернув на липовую аллею, я постаралась чуть ускорить шаг, так как было не очень уютно ощущать себя одной в большом парке, да еще и в поздний час

Но пройдя метров двести, я вдруг остановилась, обратив внимание на скамью чуть дальше по аллее, кто-то спал на ней и по размеру куртки которой укрылся человек, я поняла, что спит там ребенок. Оказалось, что спал мальчик лет пяти, закутавшись в свою спортивную курточку и подложив руку под голову

Оставить его одного, здесь в парке, да еще и ночью, я конечно же не могла. Он проснулся от моего легкого прикосновения к плечу, присел на скамью, и ни сколько не смутившись, рассказал свою историю. Оказалось Мишка, так звали мальчика, гулял здесь со своей мамой, когда вдруг позвонили, и ей срочно понадобилось отлучиться. Мать наказала Мишке оставаться на скамейке и обязательно дожидаться ее, но, по-видимому, что-то пошло не так и она все еще не возвращалась.

Тогда я решила, что нет другого варианта как отвести Мишу в ближайший пункт полиции и просить сотрудников о помощи, разыскать его маму. На удачу мальчик знал и свою фамилию, и домашний адрес, что помогло полицейским в течение часа обнаружить ее в городской больнице этого же района. Оказалось у Натальи Борисовны, так звали маму малыша, случился сердечный приступ у самого парка, и люди вызвали ей скорую. В больнице, когда мы приехали вместе с Мишкой и полицейскими на служебной машине, мама уже пришла в себя, но врачи не могли отпустить ее домой. Тогда я вызвалась помочь и побыть с Мишей до ее возвращения, а своих родителей предупредила позвонив по телефону из больницы и рассказав всю приключившуюся историю.

Сотрудники полиции доставили нас до квартиры где проживал Миша, и мы благополучно переночевали. На следующий день вернулась Мишина мама, и полная благодарности она целовала то меня, то Мишку, обнимала и плакала. Спустя неделю после этого случая к нам домой пришли те самые сотрудники, что помогали нам с Мишкой, и вручили мне почетную грамоту с предложением поступить на курсы полиции для подростков. Все остальные каникулы я проводила занимаясь общественной работой и училась у старших сотрудников основам не простой полицейской службы. Это было самое потрясающее лето в моей жизни, думаю теперь я точно знаю какую профессию буду осваивать.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Па-де-ша

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

Сисон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: