Темы
Главная тема , затронутая автором — тема невероятной дружбы между животными . Тема доброты у зверей, противопоставленная жестокому миру у людей и тема взаимовыручки. Лев стал на защиту нового друга , когда собачку захотели забрать из клетки. Казалось бы, два совершенно несовместимых организма, схожих только разве что своей подневольной судьбой, но эти искрение чувства пробудились даже в диком животном. Лев и собака стали идеалом подлинных отношений дружбы. Толстой обнажает в своем рассказе проблемы , актуальные и в наше время: — Проблемы жестокости людей, готовых пожертвовать жизнью несчастных животных ради осмотра зоопарка. -Проблема равнодушия посетителей зоопарка к животным, которые томятся в неволе . — Проблема одиночества у зверей, схожая с одиночеством среди людей и смерть льва, не пережившего потерю друга. Главная мысль произведения — подлинной дружбе не страшны никакие преграды. Мир животных оказался куда гуманнее черствого мира людей. Посыл этого рассказа — нравственное чувство, на которое способен даже дикий зверь, и к сожалению способен не каждый человек, со своей цивилизованной натурой Лев , которому приносят на растерзание несчастных животных, способен на верность и дружбу, способен страдать от боли и грустить от утраты, способен на защиту не только своего прайда, но и животного далёкого от его привычной среды.
Анализ произведения
Л. Н. Толстой рассказал историю дружбы огромного льва и маленькой собачки, описал их привязанность. Это совершенно разные животные, находящиеся в различных пищевых цепочках, но, несмотря на это, они были связаны между собой. Жанр произведения — рассказ.
Краткий пересказ
С давних пор в Лондоне был такой обычай — за посещение зоопарка можно было отдать кошку или собаку, которых скармливали хищникам. Однажды англичанин, желающий попасть в зоопарк, но не имеющий средств на это, решил найти бездомное животное. Ему удалось поймать небольшую дворнягу, которую тут же отправили в клетку ко льву.
Собачка сильно перепугалась, от страха забилась в угол. Ото льва ждали, что он сразу же съест беднягу, но тот тихонько подошел и обнюхал дворняжку. Собака перевернулась на спину и начала махать хвостом. Так она предлагала льву поиграть. Хищник был не против нового друга, даже поделился с ним едой. Так завязалась их дружба.
Спустя некоторое время знатный мужчина прогуливался по зоопарку, где увидел в клетке с опасным хищником своего питомца. Он потребовал вернуть собачку, но лев не собирался расставаться с ней, в ответ лишь грозно рычал и не подпускал людей к себе.
Прошло время и собачка заболела, а после умерла. Сначала хищник не мог понять, что произошло, а потом начал отчаянно метаться по клетке и грызть решетку. Владельцу пришлось подкинуть другую собачонку, чтобы утихомирить разбушевавшееся животное, но царь зверей сразу же разорвал ее на куски.
Главная мысль
Лев и собачка — герои, на примере которых автор хочет сказать, что встретить настоящего друга — большая удача. Как он будет выглядеть, вообще не имеет значения. Верность и дружба — значимые ценности для человека. Этому можно научиться в произведении. Необходимо быть добрым, сострадательным и милосердным человеком, так как именно эти качества необходимы в отношениях с людьми и животными.
Писатель показывает, как следует относиться к братьям меньшим. Животный мир во многом зависит от человека и его деятельности, поэтому людям стоит ответственно подходить ко всем вопросам, касающимся зверей.
Автор написал много произведений, в которых описывается тема взаимоотношений людей и животных. Например, в рассказе «Собака Якова» собачка сражается с волком для спасения человека.
https://youtube.com/watch?v=VQ2HHcyaq3U
Действующие лица и их характеристика
В произведении два главных героя: лев и собачка. Также есть второстепенные персонажи — люди, а именно работники зоопарка, посетители, хозяин дворняги. Главных действующих лиц можно охарактеризовать следующим образом. Лев — хищный зверь, который несмотря на свой грозный вид оказался верным другом. Ему присущи следующие черты:
- огромный;
- преданный;
- сильный;
- чуткий;
- справедливый;
- сострадательный.
Собачка — маленькое животное, которое сразило своими качествами царя зверей. Она характеризуется следующими чертами:
- веселая;
- ласковая;
- игривая;
- отважная;
- верная.
К этому рассказу больше всего подходит пословица «старый друг лучше новых двух». Мораль ее такова, что никто и ничто не заменит настоящую дружбу.
О книге
В современном мире, регулярно сталкиваясь с потоком негативной информации и отрицательных эмоций, человек должен уметь “восстанавливаться” и отдыхать от повседневных забот. Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.
«Лев и собачка» Толстого Льва Николаевича понравится тем, кто любит отдыхать наедине с книгой, произведение относится к жанру рассказы. Рассматривая в своей работе актуальные вопросы современности, автор целиком и полностью погружает нас в мир главных героев
Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием
Суть произведения
Суть рассказа заключается о том, что в Лондонском зоопарке практиковали жестокий обычай – платой для просмотра животных могли послужить бездомные кошки или собачки. Одну из таких несчастных собачек подобрал богатый англичанин и принес в зоопарк в как оплату. Зверек предназначалась хищному животному -льву на обед. Бедное животное посадили в клетку на съедение голодному льву, собачка забилась в угол и была дико напугана. На удивление зевакам, лев подошел к ней, понюхал, перевернул ее, но не разорвал. А наоборот, угостил куском мяса и с тех пор началась удивительная дружба хищного зверя и дворняжки. Англичанин, впоследствии пришедший в зоопарк, узнал собачку и потребовал вернуть ее ему. Но лев не дал никому приблизиться к дворняжке и изъять ее. Дружба их продолжалась целый год, но потом собака заболела и умерла, а лев сильно тосковал по ней. Льву бросили в клетку новую собачку , но просто разорвал ее. Без своего друга лев не ел и не пил и вскоре умер, обняв своего друга.
Действующие лица
В рассказе есть несколько центральных персонажей. Прежде всего, это лев и собака. Грозный хищник жил в зоопарке. Это огромный и опасный зверь, которого не зря называли царем всех животных.
Собачка же была беспородной. Она принадлежала богатому господину, но потом убежала. Она имела несколько характерных поведенческих черт:
- веселый нрав;
- игривость;
- верность.
Главная мысль «Льва и собачки» Толстого — дружба не зависит от внешности, даже самые неказистые существа могут быть преданными
Писатель хотел показать, как важно заботиться о животных и относиться к ним с состраданием
В читательский дневник можно внести следующую информацию:
- автор и название произведения;
- краткое содержание;
- впечатления от прочитанного.
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Вопросы для обсуждения
• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?
Вопросы для обсуждения
• Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» можно прочитать до слов: «…собачку взяли и бросили в клетку к льву на съедение. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки…» Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.
• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит,— одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь, одну сливу?
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Появление собачки
В Англии существовал один обычай — . Животных скармливали крупным хищникам. У одного англичанина не было денег на билет в зоопарк, и он был вынужден искать другие варианты попасть внутрь. Ему удалось поймать маленькую собачку, беспородную, но очень активную. Ее сразу же бросили в клетку ко льву.
Посетители замерли в ожидании. Они думали, что крупный хищник сразу набросится на животное и разорвет его. Собачка тоже испугалась льва и забилась в дальний угол клетки. Но неожиданно все пошло совсем иначе: хищник подошел и обнюхал собачку. Она сразу упала на спину, завиляла хвостом и показала свое дружелюбие. Льву понравился новый друг, и он даже поделился с ним куском мяса. С этого момента началась их дружба.
Как-то раз зоопарк посетил богатый господин. Он узнал собаку и потребовал ее вернуть, так как это был его питомец. Служащий зоопарка попробовал зайти в клетку и забрать животное, но лев едва не напал на человека. Поэтому пришлось оставить собачку неприкосновенной.
Разбираемся, что хотел сказать Лев Толстой в своих мемуарах «Исповедь».
Льву Толстому исполнилось 50, когда он начал переживать экзистенциальный кризис, впал в состояние депрессии и меланхолии. Несмотря на то что он был одним из самых богатых и уважаемых людей в России, в глубине души он чувствовал себя несчастным. К этому времени Толстой уже проявил свои литературные способности и написал два шедевра — «Война и мир» (1865-1868) и «Анна Каренина (1874-1876). Но он отверг свой литературный успех и назвал свой последний роман «мерзостью, которой для меня больше нет». Причем этот роман попортил нервы писателю в процессе создания. Иногда Толстой говорил: «Невыносимо противно!», «Боже мой, если бы кто-нибудь за меня кончил «Анну Каренину!» или «Моя Анна надоела мне как горькая редька!».
Когда он достиг худшего этапа своей жизни и начал испытывать суицидальные мысли, он хотел дать себе последний шанс увидеть свет среди тьмы своего существования. И тогда он перевел свои душевные потрясения в автобиографические мемуары «Исповедь» . Эта книга — борьба автора со своим психическим здоровьем и попытка найти ответы на самые важные философские вопросы.
В этой статье основное внимание мы уделим триггеру депрессии Толстого, его общему наблюдению за тем, как, возможно, другие справлялись со своими проблемами психического здоровья, и, наконец, решению его экзистенциального кризиса среднего возраста
Трагические события
Спустя год, собака сильно приболела, а потом погибла. Когда лев понял, что произошло с его лучшим другом, то начал громко рычать и бегать по клетке. Потом он тихо прилег около пса. Окружающие намеревались унести мертвое животное из вольера, но царь зверей никому не давал ее забрать.
Владелец зоопарка сильно переживал за льва. Он захотел подменить погибшего пса на другого. Работники отыскали похожее маленькое животное и бросили его в клетку. Однако хищник сразу понял, что это не его друг, и убил собачку. Потом он вернулся к погибшему приятелю и лег около него.
Таким образом, хищник пролежал около своей любимицы неделю. Лев не хотел пить холодную воду и не притрагивался к еде. Он обнимал мертвого пса и горевал над потерей друга.
Одержимый смертью
С одной стороны, в дневниках и многих произведениях писателя смерть описывается с каким-то садомазохистским наслаждением, изображением обезображенных трупов, умирающих в страшных муках раненных. А с другой — сам Толстой до дрожи боялся смерти, особенно, когда увидел её воочию. В 1860 году его брат умер от туберкулёза буквально на руках у Льва.
Толстому тогда было чуть за тридцать – и он впал в такую затяжную депрессию, «прячась» от собственной смерти, что чуть погодя ему пришлось даже прибегать к лечению, в том числе, нетрадиционному – такому, как «кумысолечение». Подлечившись, тем не менее, Толстой продолжал в своих произведениях с удовольствием описывать чужую смерть.
История дружбы
Однажды в зоопарк Лондона поступили дикие животные. Там были не только львы, но и слоны, зебры и жирафы. Владелец показывал хищников за небольшое вознаграждение или за пищу своим питомцам. Кормом служили дворовые кошки и собаки.
Другими словами, посетить зоопарк мог любой человек. Один пожилой мужчина также хотел полюбоваться дикими животными. Он смог поймать бродячую собаку, которая находилась без присмотра. Посетителя пустили в зверинец, а пса бросили в клетку к большому льву. Обычно он сразу нападал на свою жертву, но только не теперь.
Пес сильно испугался хищника и лег на спину. Потом он встал перед львом на задние лапы и неожиданно начал танцевать. Король зверей тщательно обнюхал собачку и не захотел ее трогать. Он стал относиться к ней очень хорошо. Когда ему кинули свежее мясо, то он поделился собственной порцией с новым знакомым.
Однажды в зверинец пришел владелец собаки, который сразу узнал своего питомца. Хозяин диких зверей был не против возвратить ее, но царь зверей никого не пускал к ней. Они так и остались жить вместе. Хищник продолжал каждый день делиться пищей с псом.
Основные персонажи
Басню «Лев и собачка» написал Л. Н. Толстой. После прочтения его творений у читателей возникает большое количество вопросов и остается необычное послевкусие от довольно простых историй. Основных героев можно сравнить с людьми, потому что у них такие же проблемы в жизни.
Главными героями басни являются:
- Лев — могущественный хищник, который живет в зоопарке и выставленный напоказ зрителям. Он дикий и очень сильный, но с псом он заботливый и добрый. Преданность к другу оказалась столь сильной, что он погиб от тоски после его смерти.
- Собака — небольшое беззащитное животное, отданное людьми на съедение хищнику. Она слабая и забавная, но в то же время очень преданная.
Это трогательный и очень грустный рассказ о привязанности льва и собаки. Писатель довольно краток в повествовании. Он не отвлекается на описание чувств персонажей, собственных впечатлений и отношению к событиям.
История создания
Черновая версия рассказа была написана ещё в 1903 году — и, если сравнить её с тем текстом, который публикуется в учебниках литературы, можно найти два небольших, но значительных отличия.
Во-первых, Л. Н. Толстой планировал озаглавить текст «Отец и дочь» либо «А вы говорили» — но, судя по всему, решил, что первое название введёт читателя в заблуждение (всё-таки речь идёт не о «делах семейных», а о жестокости и разочаровании), а второе будет совсем уж непонятным. И действительно, вариант «После бала» оказался самым удачным: это именно тот случай, когда двух слов достаточно, чтобы заинтриговать. Дело в том, что бал в императорской России был праздником, куда съезжались сливки общества — самые известные и обеспеченные люди, притом обладающие безупречной репутацией; приглашать «абы кого» не позволял этикет. Это правило соблюдали даже в провинции, где на много вёрст вокруг были одни только деревни (вспомните балы, описанные в романе «Евгений Онегин» или пьесе «Вишнёвый сад»), — что уж говорить о Казани, где и происходит действие рассказа! Так что читателю становилось интересно: что же такого могло произойти в благородном обществе? Может, кто-то вызвал давнего недруга на дуэль; или проиграл в карты целое состояние; или понял, что любимая девушка отдала сердце другому; или?..
Во-вторых, финал у рассказа предполагался совсем иной:
…Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, — я так называл это, — как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал.
Но, оставь Л. Н. Толстой эту концовку, было бы непонятно, почему главный герой перестал видеться с возлюбленной. Если молодой человек в глубине души оказался таким же, как отец Вареньки, то почему же «любовь кончилась ничем»?
Возможно, Лев Николаевич имел в виду следующее: столкнувшись с жестокостью Варенькиного отца, Иван действительно был потрясён — и этого оказалось достаточно, чтобы любовь к самой Вареньке угасла. Но впоследствии, поступив на военную службу, главный герой сам не заметил, как растерял всё человеческое: милосердие, сочувствие… Но тогда это происходило бы медленно, почти незаметно для самого героя — и вряд ли юноша мог бы говорить о том, что «старался выработать в себе … сознание своего долга».
Наконец, если бы рассказ закончился именно так, Иван оказался негодяем совершенно неожиданно для читателя, а такие резкие «скачки́» для любого писателя — запрещённый приём. Влюблённый юноша вызывает у читателя неподдельное сочувствие; мы видим, что это благородный, безукоризненно воспитанный, умный, тонко чувствующий человек — и нам хочется быть похожим на него: так же радоваться жизни и мечтать, так же верить в добро и справедливость… И каково было бы узнать, что Иван оказался ничем не лучше главного «злодея»?
Итак, центральный персонаж рассказа «После бала» негодяем не стал — но идеальным героем его тоже не назовёшь. Не доверяя собственным чувствам, молодой человек попытался как-то оправдать Варенькиного отца — и заодно всю карательную систему Российской империи:
…вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил…
Так что, работая над рассказом, Лев Николаевич испытывал настоящие муки творчества. Только представьте, что было, когда он трудился над «Войной и миром»! А каково пришлось его супруге Софье Андреевне, которая работала с черновиками? Говорят, ей пришлось переписать «Войну и мир» от руки восемь раз!
Кроссворды с вопросами и ответами по произведениям Л.Н. Толстого для учащихся начальной школы
Кроссворд 1 для 3 класса по рассказам Толстого В 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» изучаются рассказы: «Лев и собачка», «Прыжок», «Зайцы», «Лебеди».
Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1. Куда убежал отец мальчика? 2. Место на корабле, где был весь народ.
3. Птицы, которые летели из холодной стороны в теплые края через море не отдыхая.
4. Что грыз лев, когда понял, что собачка умерла? 5. Кто бросился вслед за мальчиком в воду?
6. Как называют зайцев, которые зимой кормятся хлебными зернами на гумнах? По вертикали: 1. Что спасает зайца от врагов? 2. Какой предмет обезьяна схватила у мальчика?
3. Место, куда опустился молодой лебедь. 4. Место, где подружились лев и собачка. Ответы к кроссворду: По горизонтали: 1. каюта 2. палуба 3. лебеди 4. засовы 5. матросы 6. гуменники По вертикали: 1. трусость 2. шляпа 3. море 4. зверинец
Кроссворд 2 для 4 класса по рассказам Толстого В 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века» изучаются рассказы: «Акула», «Черепаха», «Русак».
Вопросы к кроссворду: По горизонтали 1. Кем был отец одного из мальчиков? 2. Место, где заяц встретил двух других зайцев. 3. Что матросы в рассказе «Акула» спустили на воду, чтобы устроить купальню? 4. Скорлупа черепахи — это что? По вертикали: 1. Орудие, из которого был произведен выстрел.
2. Во что были одеты мужики, которых заяц русак увидел на дороге. 3. Что заяц поел, когда пришел на гумно. 4. Животное, которое не смогло догнать зайца.
5. Место, где живут большие черепахи. Ответы к кроссворду: По горизонтали: 1. артиллерист 2. зеленя 3. парус 4. ребра По вертикали: 1. пушка 2. кафтаны 3. овес 4. собака 5. море
Кроссворд 3 для 3 класса по сказкам Толстого В 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» изучаются сказки: «Два брата», «Ореховая ветка», «Работник Емельян и пустой барабан».
Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1. Что жена дала мужу для бабушки, чтобы та ее узнала?
2. Предмет, с которым сравнивают барабан в сказке. 3. Что, по мнению слуг, было в самом Емельяне или в его жене? 4. Что Емельян должен был построить против дворца за один день? 5. Кто посоветовал царю взять Емельяна во дворец работником? 6. Кто не слушал царя, когда Емельян ударил в барабан?
По вертикали: 1. Отец девушки, которую отдали хозяину ореховой ветки вместо младшей дочери купца? 2. Что поровну поделили осенью два брата? 3. Сколько детей было у младшего брата? 4. Хозяин ореховой ветки.
5. Время суток, в которое братья друг другу хлеб перекладывали. 6,7. Предметы, которые дала жена Емельяну для строительства. 8. Подарок, который отец должен был привезти для старшей дочери.
Ответы к кроссворду: По горизонтали: 1. веретенце 2. кадушка 3. колдовство 4. собор 5. слуги 6. солдаты По вертикали: 1. пастух 2. зерна 3. четверо 4. медведь 5. ночь 6. гвозди 7. молоток 8. бусы
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи Кроссворд для детей 10-13 лет с ответами по исторической сказке Кондукторова В. М. «Ночная встреча» Кроссворд с ответами на тему «Животные» для младших школьников Кроссворды о грибах с ответами для учащихся начальной школы, 3-4 класс
Кроссворды про человека с вопросами и ответами, 4 класс
Кроссворды «Овощи и фрукты» с вопросами и ответами, 3-4 класс
Кроссворды про цветы с ответами и вопросами, 2-3 класс
Кроссворды по истории для 4 класса с ответами
Кроссворды о природе для детей с ответами, 3-4 класс
Сюжет
У одного офицера был маленький, но невероятно сильный, смелый и умный пёс по прозвищу Булька. Он был невысокий, коренастый, с мощной челюстью – уже если он вцепится, то ни за что челюсть не разожмешь.
Булька был очень предан своему хозяину, который взял его щенком и сам выкормил. Когда офицер отправился на службу на Кавказ, он не захотел брать с собой Бульку и запер его дома. Но умный пёс выбил оконную раму и что есть сил бежал до станции, где отыскал своего хозяина.
Офицер был заядлым охотником и часто брал с собой на охоту Бульку, который отличался удивительным бесстрашием. Как-то раз он набросился на огромного медведя и так вцепился в него, что ни грозный хищник, ни охотники не могли разжать его крепкие челюсти. Лишь ушат холодной воды помог привести в чувство храброго пса.
Однажды офицер взял с собой Бульку на охоту на кабанов. Увидев секача, маленький бульдог тут же атаковал его, но был серьёзно ранен в живот. Подбежавшие охотники принялись зашивать рану, а Булька преданно смотрел в глаза своему хозяину и лизал ему руки. Рана долго заживала, но выносливость и живучесть Бульки была феноменальной, и он поправился.
Критика
Произведение Льва Николаевича Толстого оставило неизгладимый след в душе. Трогательная история верной и преданной дружбы большого, хищного льва и маленькой, беззащитной собачки способна растрогать любого читателя. После смерти друга, лев не принял никакой другой собачки. Не смог пережить утрату. Данное произведение учит тому, что верных друзей нельзя купить, продать или поменять на кого-то другого.
«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» — писал Лев Толстой.
Об этом произведении писали филологи Е.Н. Янсарина и Н.В. Кожушкова в статье «Воспитание гуманизма в были Толстого «Лев и собачка»»:
К. И. Чуковский «ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ» (кусочек)
— Обо что ты оцарапался?- Об кошку.Ночью будит усталую мать:- Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет?- Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!Лялечку побрызгали духами:Я вся такая пахлая,Я вся такая духлая.И вертится у зеркала.- Я, мамочка, красавлюсь!- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы — и сейчас же за книгу. А мама — барыня какая! — сразу стирать начала.Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.- Почтаник, почтаник идет! — радостно возвестила она.Хвастают, сидя рядом на стульчиках:- Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт.- А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи!Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую.- Эта тетя заднее тебя, — укоризненно сказал он своей няне.Замечательное детское слово услышал я когда-то на даче под Питером в один пасмурный майский день. Я зажег для детей костер. Издали солидно подползла двухлетняя соседская девочка:- Это всехный огонь?- Всехный, всехный! Подходи, не бойся!Слово показалось мне таким выразительным, что в первую минуту я, помнится, был готов пожалеть, почему оно не сделалось «всехным», не вошло во «всехный» обиход и не вытеснило нашего «взрослого» слова «всеобщий».Я как вижу уличный плакат:ВСЕХНАЯ РАБОТА НА ВСЕХНОЙ ЗЕМЛЕВО ИМЯ ВСЕХНОГО СЧАСТЬЯ!Так же велика выразительность детского слова сердитки. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!И что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние, означающего многократный и длительный смех.- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.Трехлетняя Ната:- Спой мне, мама, баюльную песню!
Воробей и ласточки
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали. Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал. Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда. Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, — дощечка повернется, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.
Мать говорит:
— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
— Я их в клетку посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, посыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, — ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели в сетку.
Пошел Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, — сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Сережа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
— Мама, посмотрите, я птичку поймал. Это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
— Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.
Мать ему и говорит:
— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, — лучше пусти её.
— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, — бьётся об клетку.
Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидела, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видел стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понес её в клетку. Чиж был еще жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
— Мама, что мне теперь делать?
— Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.
Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошел к клетке, он увидел, что чиж лежит на спине, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.