Островский, «волки и овцы»: краткое содержание, сюжет, герои и основная мысль пьесы

Волки и овцы Островский краткое содержание пьесы

Комедийная пьеса «Волки и овцы» впервые была издана Александром Николаевичем Островским в 1875 году. В центре сюжета этой истории находится привлекательная молодая вдова, носящая фамилию Купавина. Простодушная женщина абсолютно не догадывается об интригах и страстях, поводом для которых является ее солидное состояние и огромное имение. Наивная дама даже не предполагает, насколько неискренними и корыстолюбивыми могут быть окружающие ее люди.

К влиятельной помещице Меропии Давыдовне Мурзавецкой являются работники, желающие получить причитающиеся им денежные средства. Однако слуга никого не пропускает к хозяйке, пребывающей в не самом лучшем настроении из-за того, что ей были поданы сливки без пенки. По словам дворецкого, барыня не станет сегодня производить никаких расчетов.

В то же время легкомысленный племянник Меропии Давыдовны по имени Аполлон Викторович постоянно убегает из усадьбы в трактир, и тетка не знает, как заставить этого молодого человека хотя бы немного остепениться. Мурзавецкая мечтает женить родственника на обеспеченной вдове Евлампии Купавиной, и с этой целью изворотливая пожилая дама разрабатывает хитроумный план. Она начинает с распространения слухов относительно того, что семейство Купавиных виновно в разорении отца Аполлона Викторовича.

Меропия Давыдовна также с легкостью выманивает у доверчивой Евлампии сумму в 1000 рублей, воспользовавшись для этой цели подложным письмом и прибегнув к откровенной лести. Она также отправляет к Купавиной свою родственницу Глафиру Алексеевну, перед которой ставится задача сблизиться с богатой вдовой и добиться расположения с ее стороны. Позднее Глафире следует убедить Евлампию в том, что племянник Мурзавецкой станет для нее наиболее подходящим супругом.

Управляющий Купавиной по фамилии Чугунов уговаривает хозяйку подписать пустой вексельный бланк. Мурзавецкая появляется в имении Евлампии вместе с племянником и Глафирой Алексеевной. При этом молодой человек просит Купавину дать ему немного денег в долг, а бедная родственница Меропии Давыдовны остается погостить в доме Евлампии.

Купавина и Глафира доверительно беседуют, и вдова признается новой приятельнице в своей симпатии к соседу, Василию Ивановичу Беркутову. В то же время Глафира решается признаться Евлампии в том, что Мурзавецкая прислала ее наблюдать за Купавиной, при этом сама девушка мечтает стать женой обеспеченного Михаила Борисовича Лыняева, который, достигнув почти 50-летнего возраста, все еще остается холостяком.

Клавдий Горецкий, племянник управляющего Купавиной Чугунова, пытается шантажировать родственника с помощью поддельного письма. Однако мужчина отказывается платить беспринципному юноше, и Горецкий за определенное финансовое вознаграждение сообщает Лыняеву и Беркутову о том, что он подделал расписку умершего мужа Евлампии. При этом Беркутов сообщает давнему другу Лыняеву о том, что его весьма интересует и привлекает имение Купавиной.

Глафире Алексеевне удается понравиться Михаилу Борисовичу и добиться желаемого бракосочетания. Посетив Мурзавецкую, многоопытный Беркутов вынуждает помещицу вернуть полученные финансовые средства и признать недействительными фальшивые платежные документы. Затем Василий Иванович все же заключает супружеский союз с Евлампией Купавиной.

Уже из названия комедии становится понятно, что люди, как полагает автор, делятся на волков и овец. Бесхитростный и добросердечный человек, каким является в пьесе вдова Купавина, способен незаметно для самого себя стать жертвой ловкого «хищника», использующего его в своих интересах. В то же время в схватке «волков», разыгравшейся между Мурзавецкой и ее помощниками и Беркутовым, победа достается сопернику, оказавшемуся более изощренным и жестким.

Читать краткое содержание Обмен Трифонова

Виктор догадывался, что Лена придумала обмен недвижимостью только из хладнокровного расчёта, ведь отношения между матерью и женой давно уже не были гладкими – они постепенно переросли в окостеневшую вражду. Когда-то, правда, они действительно хотели жить вместе, но с тех пор всё кардинально изменилось. Между двумя интеллигентными, уважаемыми женщинами стояла непреодолимое препятствие, и Виктор чувствовал себя беспомощно зажатым в череду глупых, бесконечных конфликтов. Он возмущён женой – ведь нельзя бестактно говорить о выгоде, когда мать умирает. Однако, он сам себя успокаивает — жена ведь думает о будущем благополучии дочери Наташи, а если болезнь матери не так уж и страшна, то всё выйдет как нельзя лучше.

Виктор всё же соглашается с женой. На работе ему предлагают командировку, но он вынужден отказаться из-за болезни Ксении Фёдоровны. Дмитриев ищет средства, так как лечение обошлось недёшево. Сотрудница Таня помогает Виктору найти телефон проверенного маклера. Она была его любовницей, и счастлива просто находиться рядом, хотя и знает, что между ними больше ничего никогда не будет. Дмитриев испытывает симпатию к Тане, но ему нужно торопиться на дачу, к сестре и матери.

Это дачу в Павлиново давным-давно построил его отец Георгий Алексеевич, инженер-путеец. Его Дмитриев помнит отрывочно, одну только внешность и нрав – тёмные усы и борода, очки, и повсюду носил с собой записную книжку, куда записывал юмористические рассказы собственного сочинения. Это дело он считал истинным призванием. Помогал голодающим родственникам, корил недалёких братьев за суетливость и жадность. Отец был очень неплохим человеком, рано умер и прожил неудачливую жизнь.

Лучше запомнился Виктору дед, старый революционер, который не понимал современных нравов и настороженно относился к родителям жены Виктора, семье Лукьяновых. Однажды дед сказал, что ни к кому не стоит относиться с презрением. Внук отлично запомнил эту фразу, обращённую к нему и его матери.

Лукьяновы были чрезвычайно практичными людьми, умеющими « пробиться » в жизни, не всегда учитывая нравственные принципы. Родня Дмитриева неизменно обвиняла их в мещанстве, « приспособленчестве ». Лена была очень упрямой женщиной, которая привыкла идти напролом к цели. Некоторое время она уговаривала мужа защитить диссертацию, но тот не справился, и Лена смирилась. Виктор любил жену и защищал её от упрёков, хотя и ругался с ней время от времени. Сестра с матерью осуждали его, считая « олукъянившимся ». Главным основанием для этого была история, произошедшая с бывшим товарищем Дмитриева Лёвкой Бубриком. С Лёвой Дмитриев дружил с самого детства, институтские годы парни тоже провели вместе. Три года Лёва проработал на промыслах в Башкирии. После этого Бубрик начал искать работу в Москве, и приглядел должность в Институте нефтяной и газовой аппаратуры. Лена будто бы жалела Лёву, и просила отца замолвить слово. Но всё закончилось тем, что на желанном Лёвой месте оказался Дмитриев, определённо не без сговора супругов, ведь эта работа была намного выгоднее, чем прежняя. Тогда произошёл большой скандал.

По прибытию на дачу между главным героям и сестрой Лорой происходит неприятный разговор. Лора даже предположить не может, что мать уживётся с Леной. Затем Дмитриев решается на судьбоносный разговор с Ксенией Фёдоровной. Женщина категорически отказывается от идеи обмена.

Ночью Виктор замечает свой старый рисунок. Раньше он чрезвычайно любил рисовать. В ту юную пору он не смог сдать экзамен, и в отчаянии поступил в первый случайный институт. После студенчества ему уже было не до романтики – рядом были Лена и маленькая Наташа, и жена отказалась испытывать судьбу, предпочитая размеренную жизнь в Москве.

Поутру Дмитриев отдал деньги сестре и уехал. Но через два дня, успокоившись и всё тщательно обдумав, позвонила Ксения Фёдоровна. Она согласилась принять у себя семью сына, только попросила, чтобы скорее переехали. Обмен, наконец, происходит. Спустя некоторое время симптомы её болезни усиливаются. Мать Дмитриева умирает, и он чрезвычайно тяжело воспринимает это – происходит гипертонический криз. Виктор заметно постарел, а его отцовскую дачу сносят под строительство стадиона.

Примечания

  1. Волки и овцы. Челябинский государственный драматический «Камерный театр» (недоступная ссылка —история ). Проверено 16 сентября 2020. Архивировано 3 августа 2012 года.
  2. Волки и овцы. Александр Островский. Комедия. Театр «Комедианты» . Проверено 16 сентября 2020. Архивировано 16 сентября 2018 года.
  3. Спектакли сезона. Русский драматический театр (недоступная ссылка —история ) (9 сентября 2012). Проверено 16 сентября 2020. Архивировано 9 сентября 2012 года.
  4. Волки и овцы | Спектакли | Афиша. Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова (недоступная ссылка —история ). Проверено 29 ноября 2011. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  5. «Блат он и при царе блат» газета «Красноярский рабочий» 14 октября 2005 года

Сцена страстной влюбленности

В это время с прогулки возвращается уставший Лыняев, которого оставляют лежать на диване, а сами отправляются писать письмо Меропии Давыдовне.

В это время появляется Глафира, которая разыгрывает с барином сцену страстной влюбленности. Лыняев беспомощен. Когда возвращается Купавина с Беркутовым, Лыняев соглашается с Глафирой, обещая, что женится на ней.

При этом в доме Мурзавецкой Чугунов убеждает женщину в необходимости отомстить, хоть хозяйка и так сильно разозлена. Чугунов хочет подбить Меропию, чтобы в ход пошли его фальшивки. Еще один замысел, который он решил реализовать, — несуществующее письмо Купавина к Аполлону, в котором тот якобы признает свой долг. Это должно стать веским дополнением к векселю. Чугунов даже демонстрируется технику, с помощью которой оформляет фальшивки. Он использует старую книгу, в которой документ сразу выцветает.

https://youtube.com/watch?v=S9Fv2yNzG9Q

Жизнь Матрены Тимофеевны налаживается

Однако дела звали Матрену к жизни, и, немного полежав, она вставала, расхаживалась медленно, затем начинала передвигаться живее. Она рассказывала Игнатичу, что была в молодости смелая и сильная. Сейчас же Матрена боялась пожара, а поезда — больше всего.

Жизнь Матрены Васильевны все же наладилась к зиме. Ей начали платить пенсию 80 рублей, да еще школа 100 рублей выделяла за постояльца. Матрене завидовали соседки. А она, зашив себе на похороны 200 рублей в подкладку пальто, говорила, что теперь и она немного увидала покой. Даже объявились родственники — 3 сестры, боявшиеся до этого, что женщина станет просить у них помощи.

Возвращение

С прогулки герои возвращаются спешно, избавляясь от приставаний Мурзавецкого. Его прогоняет только Лыняев. Затем тот встречается с Горецким, перекупает его, чтобы он признался в подделке письма.

На следующий день Глафира озабочена тем, что Лыняев не спешит к ней с объяснениями. В это время приходит письмо от Мурзавецкой, в котором она угрожает Купавиной взыскать с нее крупную сумму долга, раз она накануне не приняла ее племянника, коварная Меропия грозит вдове разорением.

Приезжают Лыняев и Беркутов. Последний признается, что прибыл, чтобы жениться, и просит товарища не вмешиваться в дела вдовы. При встрече он оценивает ее положение как незавидное. Разговор со вдовой он заканчивает советом выйти замуж за Мурзавецкого, чтобы избежать полного разорения.

[править] Премьера в Москве

26 декабря 1875 года свою постановку показала Московская императорская труппа — Малый театр; спектакль прошел в бенефис Н. А. Никулиной, исполнявшей роль Глафиры; Мурзавецкая — Е. Н. Васильева, Чугунов — С. В. Шумский, Беркутов — Н. Е. Вильде, Мурзавецкий — М. П. Садовский, Лыняев — И. В. Самарин, Горецкий — Н. И. Музиль, Купавина — Г. Н. Федотова, Анфуса — С. П. Акимова, Павлин — Д. В. Живокини.

Анфуса Тихоновна — Ольга Садовская, Мурзавецкий — Михаил Садовский. Московская императорская труппа (Малый театр), 1893 Купавина — Е. М. Шатрова, Беркутов — М. Ф. Ленин. «Волки и овцы», 1944, Малый театр, Москва Глафира — Констанция Роек, 1962, Малый театр, Москва

Московская премьера прошла с неменьшим зрительским успехом. Правда, официальная критика четко усмотрела связь Мурзавецкой с проворовавшейся аферисткой игуменьей и не преминула обвинить автора, что он слишком обобщил ситуацию.

Кроме того, вызвал споры образ другого персонажа — Беркутова. Островский разглядел этакого волка-капиталиста, появляющийся новый класс в российском обществе: умный, образованный, циничный, подлый — новый вид «волка». А вот официозная критика, кормящаяся на зарплату от этих самых «волков», никак не желала видеть в нем хищника. Общество еще не было готово к пониманию этого образа. Журнал «Новое время» так писал про эту роль: «Умный, но смирный человек, который избегает, по возможности, всяких скандалов, без особой надобности не заводит уголовщины и довольствуется одним только отпарированием хищнических покушений на съедение, причем даже не гонится за тем, чтобы отобрать у нападающего побежденного хищника каждую перепавшую в его карман крупицу»

.

Так что страсти в театральных кругах по поводу новой пьесы А. Н. Островского полыхали немалые.

Островский писал из Москвы в Петербург Ф. А. Бурдину 19 января 1986 г.: «В Москве мне несчастие: „Волки и овцы“ идут с огромным успехом, но захворали Федотова и Никулина, и пьеса остановилась»

.

[править] История создания

К этому времени А. Н. Островский — не просто известный русский драматург, он — признанный бытописатель российской жизни, прижизненный классик, пьесы которого постоянно идут на сценах императорских театров и частных провинциальных трупп. Его новых произведений ждут и актеры, мечтающие о ролях в них, и зрители. Еще когда в 1862 г. обновляли плафон вокруг главной люстры в императорском Александринском театре в Санкт-Петербурге, на нем по высочайшему распоряжению появились портреты лучших отечественных драматургов — Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Островского. Три великих классика русской литературы и один живой современный автор — он, Александр Островский.

И Островский, прекрасно осознавая свою значимость, искал сюжеты, чтобы переложить их для театральной сцены. И сюжеты не заставляли себя ждать. Российская история на них богата.

В сентябре 1874 года Островский закончил свою пьесу «Трудовой хлеб», а уже в ноябре задумал драму «Бесприданница».

Но… — драматург переключился на другой сюжет.

В октябре 1874 г. вся Россия была потрясена преступлением и последующим судом: на крупных мошеннических аферах попалась начальница Московской епархиальной Владычне-Покровской общины и игуменья Серпуховского женского монастыря мать Митрофания, в миру известная как баронесса Прасковья Григорьевна Розен. Причем, как выяснилось, деньги потребовались игуменье не на личную жизнь, а на расширение монастыря и его обители, а также баготворительные нужды от монастыря. Но поскольку на благотворительность монастырских денег явно не хватало, игуменья прибегла к аферам и вымогательствам, используя подложные фиктивные документы и сама подделывая чужие подписи. Поэтому Святейший синод стал заступаться за «честную» аферистку: она-де действовала не в личных корыстных интересах, а целью была — благотворительность (только и остается сказать: хороша же благотворительность за счет уворованных чужих денег!). Суд над духовным лицом — это всегда двойной скандал: и церковный, и гражданский. А тут сошлось всё: и знатное происхождение, и высокий церковный сан. Церковников православное, не отделенное от церкви государство старалось не привлекать к суду и излишнему общественному вниманию. Однако на этот раз аферы приобрели такой масштаб, что скрыть преступление оказалось невозможно. Баронесса-игуменья не только занималась вымогательством денег при помощи фальшивых писем и векселей, но еще, как выяснилось, руководила большой агентурной сетью, которая на нее «работала». В своей речи на суде гражданский истец адвокат Фёдор Никифорович Плевако назвал подсудимую волком в овечьей шкуре. Дословно слова Ф. Н. Плевако звучали так: «Овечья шкура на волке не должна ослеплять вас. Я не верю, чтоб люди серьёзно думали о Боге и добре, совершая грабительства и подлоги»

.

Дело игуменьи кончилось ссылкой её в Сибирь.

Характер этой «святоши» привлек внимание драматурга. Однако Островский хорошо понимал, что цензура ни за что не пропустит на сцену образ игуменьи-рэкетирши

Поэтому замахиваться на церковный пласт автор даже не стал. С самого начала он, решив использовать образ Прасковьи Григорьевны Розен, заменил ее высокий церковный сан на мирянку-помещицу. Тем более, что у него и тут прототип был, что называется, под рукой: соседка по имению Щелыково помещица Молчанова в селе Покровском — ну ничем не хуже…

Название выросло сразу — по пословице: «Ловит волк, ловят и волка». А в процессе работы Островский придумал другое: «Волки и овцы». Хищники и их жертвы. В таком варианте напрочь ушла тема возмездия за преступления. Выяснилось, что драматург и в этом оказался прав: несмотря на приговор суда, в Сибирь игуменья Митрофания так и не была отправлена.

В начале 1875 года Островский сел за работу. Сохранились его письма драматическому артисту Петербургской императорской труппы Ф. А. Бурдину и драматургам А. А. Потехину и В. И. Родиславскому, в которых он рассказывал о ходе работы над пьесой, называя ее уже «Волки и овцы».

Пьеса была завершена вчерне в апреле 1875 г., а к осени закончена полностью.

Актер Ф. Бурдин — как представитель Петербургской труппы — решал вопрос премьеры в Александринском театре.

Но и Московская труппа тоже получила экземпляр пьесы и готовилась к постановке в Малом театре.

Беркутов и Мурзавецкая

Появляется Беркутов, который привозит Мурзавецкой книги духовного содержания, он подчеркнуто любезен с ней. Беркутов задумал баллотироваться, поэтому рассчитывает на поддержку и советы окружающих.

В самом конце он вспоминает о поручении от своей соседки Евлампии Николаевны. После этого разговор сразу резко меняет свой характер. Он прямо называет Аполлона и его приспешников негодяями, возмущаясь их действиями. Он рассказывает, что главный виновник в появлении фальшивок Горецкий уже во всем сознался, Беркутов же рассказывает Мурзавецкой, что всерьез подозревает ее племянника, который может быть замешен в этом деле.

Вопрос 17

25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?

  • Гасконь
  • Бургундия
  • Прованс
  • Нормандия

Волки и овцы

Аааа! Что же это делается? Как у автора хватило выдержки такое написать? Как ему не мешало возмущение? Как он со смеху не умер? Это же просто невероятно! Как по мне, так я бы только прыгала на одной ножке, хваталась бы за голову — я знаю такое, такое, сейчас расскажу, даже не знаю как и начать, и как рассказать, поэтому сама просто упаду с дивана и запутаюсь в своем халате стеганном, шелковом, отороченном мехом…

Есть такие люди, которые внушают ужас. Причем, когда они в женском обличье, они наиболее страшны. Все про всех знают, но это не беда. На всех хотят нажиться — вот беда. И не то что бы у них своего ничего не было. Напротив. Все при них. И имя, и связи, и дьявольский ум, и умение внушить чувство вины, развивать его мастерски и приводить этим в движение всех несчастных попавшихся на пути. Есть еще отсутствие каких бы то ни было сдерживающих обуз в виде совести. Умение создавать образ сильной, порядочной женщины. Как такое чудо появилось да еще и в образе женщины в мужской век? Понятно, приходилось изощряться, играть в волка в чистую было не с руки. Нужна маска. Но почему жертвы попадаются? Судят по себе, что если бы винили кого, то за дело? Или хотят оправдаться за свое сокровенное и давнее и только того и ждут, что придет судья, бог на земле и освободит? Ага. От бремени нести имущественные права и обязанности.

Но и на волчиц найдется управа. Клин клином вышибают и мы можем увидеть триумф поражения волчицы от еще более матерого волка. Дух захватывает от холодного расчета. Ладно б только в расшифровке аферы, игры на опережение и безэмоциональном общении с противником. Но в устройстве собственной личной судьбы. Зачем? Потому что ничего личного. Личное только деньги. Подумать только — низложить противника и при этом не размазать, а превратить в союзника в будущих, уже в совместных аферах.

А помощники-исполнители? А что? Все хотят хорошо жить, и они не исключение, тем более не научили их отличать добро от зла. Какую видели жизнь, такой и живут.

А милые дамы, невесты? Вот уж неизвестно что лучше быть продувной девицей или порядочной женщиной. Быть бедной или богатой. Скромной или развязной. Уместно ли вообще женщине заниматься делами? Похоже, что нет. Лучше найти себе мужа поумнее или поглупее. Если богатая — лучше поумнее, иначе пойдет все прахом. Если бедная — лучше побогаче, иначе незачем и выходить. Все ради денег, остальное дело десятое. Как по мне, так уж лучше женщиной не рождаться в то время. Уж очень сложно ориентироваться…

А милые идиоты? Это же просто прелесть! Но о них тоже есть кому позаботиться, не пропадать же беднягам. Это волкам в нагрузку. Волкам придется, им просто ничего не остается, когда овцы пасутся без присмотра. И овцам даже не больно. Все гуманно. Потому что овцы глупые животные и на свое счастье ничего не понимают. Иначе умерли бы от душевного расстройства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector