Краткое содержание оперы
Прекрасной лунной ночью юноша стражник Нарработ наблюдает за своей возлюбленной Саломеей которая ужинает в компании царя Ирода. Друг Нарработа предостерегает его об надвигающейся опасности. Из таинственного подземелья доносится голос пророка, который говорит о скором возвращение Сына Божьего на землю.
Под пристальным взглядом своего отчима Саломея уходит с ужина. Громкие заявления Иоканаана возбуждают в ней любопытство, она жажди посмотреть на пленника. Помочь ей она просит молодого Нарработа, который не может ей отказать, так как влюблен и нарушает приказ государя.
Сюжет развивается, когда Иоканаан просит Иродиаду и Ирода покаяться. Саломея тщетно пытается приблизиться к порогу, однако её отвергают. Увидев вожделенные поцелуев прикосновений Нарработ кончает свою жизнь самоубийством.
Преисполненный страхом и растерянностью отчим пытается найти свою падчерицу. Предлагает ей всё что она захочет, даже место на пиру рядом с ним. Однако девушка отказывается от всего предложенного и не принимает этих ухаживаний. Снова раздаются ужасающие пророчества Иоканаана. Он требует передать себя иудеям. Однако, Ирод считает его способности настоящим даром и не желает отдавать такие приказы. Что бы расслабиться и отвлечься от проблем Ирод просит падчерица станцевать перед ним, в обмен на любое желание. Однако, Саломея взяла клятву и только потом станцевала.
Ирод, восхищенный эротическим танцем, молодого тела девушки спросил о награде. Саломея попросила принести ей голову Иоканаана, такая просьба повергла в шок каждого кто находился рядом. Всеми силами правитель пытался предложить что-то другое взамен, любые драгоценности, сколько угодно золота, но всё же сдался и отдаёт это приказ. Самолея получила голову Иоканаана.
После получения долгожданной награды Саломея в порыве страсти начинает целовать мертвую голову. Увидев это, властитель приказывает своим стражникам удить свою падчерицу. Она умирает, раздавленная тяжелыми щитами.
Краткое содержание
Знойная ночь окутала дворец Ирода Антипы. Стремясь забыться от преследующих его неудач и мрачных предсказаний, тетрарх пригласил множество гостей на очередную праздничную оргию. На террасе расположилась охрана. Начальник стражи, сириец Нарработ поглощён созерцанием принцессы Саломеи, также принимающей участие в празднестве. Увлечённый, он не слышит предостережений охваченного непонятным страхом юного Пажа. Мощный голос пророка Иоканаана доносится из глубокой цистерны, он предвещает пришествие нового духовного правителя. На террасе появляется Саломея. Преследуемая жадными взорами отчима, девушка не хочет оставаться с гостями. Грозные речи Иоканаана пробуждают её любопытство и она требует показать пленника. Испуганные солдаты отказываются, лишь Нарработ нарушает приказ Ирода и выпускает пророка из подземелья. Тот обличает погрязшего в бесчестье тетрарха и развратную Иродиаду.
Непреклонная воля, решимость и мужественность Иоканаана рождают в девушке острое неосознанное влечение — коснуться поцелуем губ пророка. Осквернённый, он отталкивает похотливую принцессу и спускается в темницу. Навязчивая идея поцелуя овладевает мечущейся в смятении Саломеей. Поражённый увиденным, Нарработ закалывается. В сопровождении многочисленной свиты, под яростный спор еврейских теологов на террасу выходит Ирод с супругой. Гонимый кошмарными видениями, доведённый до истерики, тетрарх ищет падчерицу, так как лишь в её обществе он находит отдых. Ирод предлагает Саломее место подле себя, вино и чудесные фрукты, но погружённая в мысли об Иоканаане принцесса отказывает ему. Вожделея, Ирод просит Саломею танцевать. За это наслаждение он готов исполнить любую её просьбу. Неожиданно девушка откликается на щедрые посулы и начинает «танец семи покрывал».
Источающее эротическую негу тело постепенно вовлекается в стремительный вихрь восточной пляски. В восторге Ирод вопрошает Саломею о награде. Ответ повергает присутствующих в ужас — юная красавица под торжествующие возгласы Иродиады просит голову Иоканаана. Бесполезны попытки тетрарха откупиться золотом и драгоценностями. Сломленный Ирод отдаёт страшный приказ. В предельном, граничащим с безумием возбуждении Саломея получает награду. Желание исполнилось, и в трансе она припадает к губам мертвеца, утоляя агрессивную страсть. Не в силах вынести отвратительной сцены кровавого наслаждения Ирод приказывает убить принцессу. Раздавленная огромными щитами солдат, Саломея умирает.
Ломоносов «Ода на день восшествия…» – краткое содержание
В 1747 г. императрица Елизавета Петровна увеличила ассигнования на нужды учёных. В благодарность за это Михаил Васильевич Ломоносов тогда же написал знаменитую оду (см. её полный текст, анализ и статью о теме произведения), приурочив её к ежегодно отмечаемому празднованию дня восшествия государыни на трон. Вот краткий прозаический пересказ содержания этой оды:
Ломоносов, краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига
«Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина» даёт изобилие и процветание народам и людям. Блистая с вечной высоты, великое светило Солнце не находит в свете ничего краше тишины и императрицы Елизаветы. Вступив на трон, она первым делом возвратила в Россию тишину, победоносно окончив войну со шведами 1741-1743. От этой радости Петербург расцветился иллюминацией и торжествующими кликами. Взойдя на престол, Елизавета взвела туда же с собою «доброт прекрасный лик». Поэты не могут удержаться от «пения её похвал». Средь добродетелей царицы весьма ценна любовь к наукам, которые она «изволила расширять».
В недавние дни Зиждитель мира послал в Россию «Человека, каков неслыхан был от века» – отца Елизаветы, Петра I. «Россию, грубостью попранну» этот монарх возвысил до небес. Он одержал немало побед над врагами, выстроил сильный флот – так что даже бог моря Нептун «с трепетом чудился, взирая на российский флаг». Река Нева вдруг увидела на своих берегах величественные здания – здесь была основана новая русская столица, Петербург. Великий царь призвал в Россию и науки, ожидая вскоре «полезны видеть их труды».
Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны. Читает Арсений Замостьянов
Но жестокая судьба безвременно унесла Петра от подданных. Общая скорбь по нему была так сильна, что стенала сама великая гора Парнас «и музы воплем провождали в небесну дверь пресветлый дух». Дела Петра продолжила сменившая его на троне жена Екатерина I. Она тоже не прожила долго, но к счастью для России престол вскоре перешёл к дочери Петра и Екатерины – Елизавете.
Императрица Елизавета Петровна. Портрет кисти В. Эриксена
Она унаследовала огромную державу, где текут широкие реки, стоят леса, которые своей густотой тесны животным. Для этой стране нужны науки и художества – и они везде растут при поощрении заботливой государыни – «премудрость тамо зиждет храм; невежество пред ней бледнеет». Российские Колумбы спешат через воды «в неведомы народы». Сама богиня мудрости Минерва ударяет в Рифейские (Уральские) горы копьём, чтобы помочь россам извлечь из их недр серебро, золото и многие полезные минералы. Ломоносов призывает соотечественников дерзать на пути наук – и доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Вспоминая слова Цицерона, поэт говорит:
Ломоносов благодарит Елизавету и желает, чтобы Всевышний сравнил её благословенную жизнь «с числом щедрот», которые она расточает учёным.
Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
- Вы здесь:
- Статьи по литературе
- Ломоносов «Ода на день восшествия…» – краткое содержание
Ещё по теме…
Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.
+
Постановки оперы
Первые постановки «Саломеи» встретили шквал критики и цензурирования. Так, опера была запрещена к постановкам в Англии по решению лорда Чемберлена, наложившего запрет на пьесу Уайльда. Трудности с постановкой испытал и Густав Малер, тщетно пытавшийся осуществить исполнение «Саломеи» в Вене. В Метрополитен-опера, благодаря сноровке импресарио Генриха Конрида Саломея все же была поставлена 22 января 1907 года (американская премьера), но только единожды — последующие постановки были сняты под давлением банкира Дж. П. Моргана. Следующая постановка «Саломеи» в Метрополитен будет дана только лишь в 1934 году.
Особенное внимание ряд исследователей уделяет постановке оперы в Граце 16 мая 1906 года (австрийская премьера), которой дирижировал лично Штраус. В аудитории собралось множество слушателей, среди которых был Малер, пропустивший премьеру в Дрездене, Пуччини, специально приехавший на постановку и молодой безработный Адольф Гитлер, не без труда собравший деньги на билет
Об этом факте упоминает также и сам Штраус в письме Рудольфу Моральту. О постановке в Граце говорится и в книге Томаса Манна «Доктор Фаустус», где в XIX главе Адриан Леверкюн посещает австрийскую премьеру.
«Саломея» — одна из самых популярных опер Рихарда Штрауса. Наиболее интересны постановки конца XX века: на фестивале в Сполето (1961), Мюнхене (1977), Милане (1987), Зальцбурге (1992), Лондоне (1996), Санкт-Петербурге (2000 год, Мариинский театр, дирижёр Валерий Гергиев).
Среди лучших исполнителей заглавной партии — Астрид Варнай, Люба Велич, Инге Борк, Биргит Нильсон, Леони Ризанек, Катерина Мальфитано. Яркий образ Ирода создал Карл Буриан.
В 1974 году в Германии на основе оперы был снят телефильм (реж. Гётц Фридрих, дирижёр — Карл Бём, в роли Саломеи — Тереза Стратас).
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 3-4 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее
В темницу – это в Махеронскую крепость, на северо-восточном берегу Мертвого моря (11 гл. 2 ст.). За Иродиаду. Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод Антипа и Филипп были дети Ирода великого, таким образом, Иродиада приходилась племянницею как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была замужем за Филиппом, и от сего брака имела дочь Саломию, которая очень угодила Ироду своею пляскою (ст. 6). Ирод же был женат на дочери арабского царя Ареты; но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял себе жену его Иродиаду. За это-то и обличал Ирода Иоанн, говоря ему: не достоит ти (не должно тебе) имети ее. Поступок Ирода был совершенно беззаконен: если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и притом ее бездетства (Втор. 25, 5-6).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Примечания
- ↑ 12Burton D. Fisher. [books.google.com/books?id=xdc_KMC5Ok4C Richard Strauss’s Salome: Opera Classics Library Series]. — Opera Journeys Publishing, 2005. — С. 33. — ISBN 9780977145515.
- Впервые фраза появилась в статье композитора: Шенберг А. Убеждение или Познание? // Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. М.:Музыка, 1975. С.139-142
- Henry-Louis de La Grange. [books.google.com/books?id=jUmBd7pwnQkC Gustav Mahler: Volume 3. Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907)]. — OUP Oxford, 1995-01-01. — С. 252-253. — ISBN 9780193151604.
- Henry-Louis de La Grange. [books.google.com/books?id=jUmBd7pwnQkC Gustav Mahler: Volume 3. Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907)]. — OUP Oxford, 1995-01-01. — P. 657 (footnote). — ISBN 9780193151604.
- [archives.metoperafamily.org/archives/scripts/cgiip.exe/WService=BibSpeed/fullcit.w?xCID=38600&limit=500&xBranch=ALL&xsdate=&xedate=&theterm=&x=0&xhomepath=&xhome= BiblioTech PRO V3.2b]. archives.metoperafamily.org. Проверено 20 сентября 2015.
- Michael Kennedy. [books.google.com/books?id=0MFx0rA4tdgC Richard Strauss: Man, Musician, Enigma]. — Cambridge University Press, 2006-11-02. — P. 142-143. — ISBN 9780521027748.
- Herbert Lindenberger. [books.google.com/books?id=lOeor7_DSVUC Situating Opera: Period, Genre, Reception]. — Cambridge University Press, 2010-10-28. — P. 252. — ISBN 9781139492584.
- Kurt Wilhelm. Richard Strauss personlich: Eine Bildbiographie. — Munich: Kindler, 1984. — С. 124.
- Манн Т. Доктор Фаустус / под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л.Сучкова. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — С. 201.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание стиха На поле Куликовом Блока Произведение Александра Блока «На поле Куликовом» включило в себя размышления о прошлом, будущем и настоящем. Он описывает события, которые происходили много лет назад и предрекает для Руси
- Сухой хлеб — краткое содержание рассказа Платонова Произведение под названием «Сухой хлеб» написано известнейшим русским писателем Андреем Платоновым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
- Валя — краткое содержание рассказа Андреева Маленький Валя увлеченно читал большую книгу, когда к нему в комнату мама ввела незнакомую худую женщину. Обе были заплаканные. Бросившись к мальчику, незнакомка, от которой неприятно пахло гнилью и сыростью
- Капля — краткое содержание рассказа Астафьева Герой рассказа отдыхал на Енисее. Лето было теплое, поэтому время проводили на реке загорая и купаясь в реке. Коля — брат героя, уговорил поехать на реку Опариху на рыбалку. Поехали на лодке местный сторожила Аким
Царь Ирод умер ужасной смертью
В Библии говорится, что царь Ирод был съеден червями за то, что не достаточно уважал Бога. Возможно, это метафора, но его настоящая смерть была не намного лучше.
Он, скорее всего, умер от болезни почек. Он жаловался на боли в животе, страдал судорогами и, казалось, никогда не переставал чесаться. “Черви”, возможно, были сухой кожей. Возможно, у него также развилась инфекция и/или он заразился гонореей.
Перед смертью царь Ирод предпринял последний отвратительный шаг. Он собрал всех самых выдающихся людей в каждой деревне своего региона и запер их на ипподроме Кесарии. Это был как большой стадион в римском стиле на берегу моря. Который часто становился домом для протестов, когда ситуация становилась напряженной.
Царь Ирод приказал Саломее убить всех деревенских вождей, как только он умрет. Чтобы евреи его царства оплакивали его.
Но Саломея освободила всех, как только стало ясно, что Ирод умер. Затем произошло такое ужасное восстание, что Рим был вынужден послать на его подавление армию.
Ессеи и пустыня
Ессеи (ответвление иудаизма) жили недалеко от того места, где Иоанн крестил, в местечке Кумран. Когда мы были с группой паломников в Кумране, экскурсовод рассказывал, что Иоанн был в течение трех лет послушником у ессеев, но его не приняли. Однако он многое усвоил, находясь в их общине: ожидание Мессии, жажду сохранить чистоту, понимание роли омовений, любовь к словам пророка Исаии:
Но, в отличие от ессеев, Иоанн
Креститель был очень демократичен, открыт для всех. Для ессеев пустыня была
убежищем, куда они бежали от злобы мира и нечистоты. И Мессия тоже должен
прийти в пустыню, поэтому они были как бы на передовой ожидания. Для Иоанна
Крестителя пустыня была, наоборот, самым густонаселенным местом, куда приходили
толпы людей. Это место, где человек ближе всего к Богу, где Бог назначил ему
свидание. Поэтому Иоанн — Ангел пустыни.
Тема
Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Описание:
Аудиокнига автора Оскар Уайльд. : 3 ч. 03 мин. 03 сек. Чтец(ы) Cora McDonald, Екатерина Семенова. Относится к жанрам: мистика, аудиокниги на английском языке, Древний мир, мессия, притчи, пьесы, философская проза. Возрастное ограничение: 0+.
Вы можете в один клик скачать полную версию аудиокниги «Саломея / Salome» в mp3 в хорошем качестве и без регистрации. Или же, выбирая подходящий Вам вариант, слушать онлайн «Саломея / Salome» на нашем сайте. У нас огромный выбор и хороший рекомендательный сервис, и Вы легко сможете выбрать нужную аудиокнигу в соответствии со своими предпочтениями.
Пророк двух Заветов, глас вопиющего в пустыне
Иоанн Креститель — переходная фигура,
последний пророк Ветхого и первый пророк Нового Завета. Но в действительности
это не переход, это разрыв. Иисус Христос и Иоанн Креститель: один великий,
потому что Он Сын Бога, другой — малый, но каждый из них являет собой радикальный
разрыв с традицией, как ее понимали люди, выступающие за стабильность и «нормальное»
блаженство.
Иоанн Креститель не только приготовил
пути Господу, но сам прошел часть этого пути, показав, кем потом станет
Христос. И ключ к пониманию этого — смирение, самоуничижение. Иоанн — Предтеча и
в этом смысле. Когда иудеи спросили его, кто он, Иоанн ответил: «Я не Мессия,
не Илия, не пророк. Я только голос, я лишь крик в пустыне» (Ин 19–23). Пророки
кричат, вопиют, стенают. И голос Иоанна Крестителя громче всех. В нем
сверхчеловеческая устремленность к небу — как извержение вулкана или ураган в
пустыне.
Ирод был не столько царем, сколько наместником
Проблема возникла, по сути, потому, что называть Ирода царем – это немного неправильное название. Он был наместником, то есть лицом, ответственным за определенную территорию под властью Рима. По сути, он был правителем народа, которым управлял. Среднестатистический библейский крестьянин, скорее всего, не столкнется с настоящим императором при жизни.
Но царь Ирод находился в странном и шатком положении
Согласно библейским рассказам, он правил гигантской и важной территорией Иудеи. Он отвечал за множество людей на довольно большом участке земли
Но он все еще был лишь ставленником Рима. Он должен был все время угождать императору и знать, куда дует политический ветер, если он хотел сохранить свою власть.
А чтобы его римские повелители были счастливы, он должен был держать ситуацию под контролем. И защищать то, что тогда было краем империи. Он завоевывал территории, строил крепости … Но местное еврейское население никогда не признавало его своим царем, и это его бесило.
Лопухин А.П.
Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего
(Мк. 6:17; Лк. 3:19-20). Стих этот есть возвращение назад, к тому, о чем рассказал раньше евангелист Лука, именно в 3:19-20. По времени так и должно быть, потому что Иоанн находился в темнице уже сравнительно продолжительное время и евангелист желает теперь рассказать собственно о смерти Крестителя, приурочивая к своему рассказу и объяснения, взятые из ранней истории Крестителя. Самый краткий рассказ здесь у Матфея. Объяснение, столь же краткое, что брак Ирода был прелюбодейный, дается в следующем стихе. Марк (6:17) добавляет: “потому что женился на ней,” а Лука (3:19), что Креститель обличал Ирода не только за то, что он женился на Иродиаде, но “и за все, что сделал Ирод худого.” Как на причину заключения Иоанна, Иосиф Флавий указывает (Древн. 18:5, 2) на опасение со стороны Ирода политических смут. Что к политическим опасностям примешивалось, как сообщают Евангелия, и недовольство Ирода и Иродиады по поводу обличений Иоанном их незаконного брака, в этом нет ничего удивительного.
Толковая Библия.
Тот, кто ведет ко Христу
Для каждого важно ответить на вопрос: кто для меня Иоанн Креститель? Учитель, наставник, который ведет к подлинному Учителю и Наставнику? Великий пророк, праведник, человек Божий? В православной традиции он всегда изображен на иконостасе рядом со Христом во славе. Для всех, кто заходит в храм и видит эту икону, Иоанн Креститель — это тот, кто ведет ко Христу
Он, как и Божия Матерь, самый близкий к Нему человек, заступник, адвокат перед Судьей. И при этом он самый меньший в Царстве Небесном.
Подготовила Дарья Смирнова по лекции протоиерея Димитрия Сизоненко «Иоанн Креститель — пророк мессианской радости»
[править] В искусстве
История Саомеи получила широкую популярность в искусстве и литературе. В числе писателей и поэтов, обращавшихся к этой истории, были С. Малларме (стихотворная драма «Иродиада», 1869), Г. Флобер (новелла «Иродиада», 1877). О. Уайльд (трагедия «Саломея», 1893). Многие художники обращались к этой новозаветной теме; в живописи Саломею отобразили Джотто, Фра Филиппо Липпи, Л. Кранах и т. д. В скульптуре — Донателло. Известны иллюстрации О. Бердслея к трагедии Уайльда (1920). На тему Саломеи написаны оперы Ж. Массне («Иродиада», 1881) и Р. Штрауса («Саломея», 1905). Также её персонаж появляется в некоторых художественных фильмах («Евангелие от Матфея», 1964; «Ночной портье», 1974).
Свт. Иларий Пиктавийский
Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего
Мы часто указывали на то, что чтение Евангелия требует особого усердия, потому что в рассказах о событиях нужно достигать глубинного понимания. Действительно, повествование о событиях имеет свой порядок, однако за внешним порядком сообщаемого лежит предустановленный смысл, как в случае с Иродом и Иоанном…
Иоанн, как мы часто отмечали, исходил из формы закона, ибо закон предвещал Христа, так что Иоанн исходил из закона, возвещая Христа от закона. Ирод же — предводитель народа, и, будучи предводителем народа, он берет на себя имя народа и заботы его. Иоанн, соответственно, увещевал Ирода не брать в жены жену собственного брата. Итак, было и есть два народа: народ обрезания и народ язычников. Закон же запрещал Израилю связывать себя делами язычников и неверностью. Неверие ассоциируется с язычниками как будто согласно узам супружеской любви. За истинность такого сурового увещевания Иоанн оказался заточенным в темницу подобно закону.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Царство Божие для всех
30 лет спустя Иоанн Креститель возвещает
людям то, что будет проповедовать Иисус: настала полнота времен, Царство Божие
уже близко. Эта проповедь предшествует появлению Христа.
К Иоанну приходят совершенно разные люди.
Фарисеи и саддукеи слышат от него: «Змеиные отродья, кто вам внушил мысли
бежать от грядущего возмездия?» Они ему говорят: «Мы не змеиные отродья. Наш
отец Авраам. На каком основании ты нас так унижаешь?» В ответ он возвещает суд,
что из камней придорожных, то есть из язычников, из тех, кого вы не считаете
людьми, Бог сделает детей Авраама. Они станут Церковью Нового Завета. А вы — то
дерево, у основания которого уже лежит секира. На иконах Иоанна Крестителя это
красиво изображается. У его ног лежит секира, которая отсечет ему голову. Он
одновременно и пророк грядущего суда, и первый мученик.
К Предтече приходят блудницы,
преступники, мытари, римские солдаты-оккупанты. Это не только иудеи, но и
язычники, которые хотели стать иудеями, частью народа, наследниками Завета. Потрясает,
с какой добротой Иоанн с ними обращается: и вам есть место в Царствии Божьем.
Для этого просто не нужно грабить. Довольствуйтесь тем жалованием, которое
получаете. Мир погрязает в коррупции, но вы в этом не участвуйте. Царство Божие
не для избранных — для меня и моих друзей. Оно для всех. Не в моей компетенции
распоряжаться им.
Наконец, к Иоанну приходит Иисус. Это
первое Его появление на публике. Он еще никак Себя не зарекомендовал. Кто-то
знает о Его существовании, поскольку живет рядом. Но никто не знает, кто Он.
Иоанн Креститель — историческая личность
Рождество Иоанна Предтечи так же удивительно и прекрасно, как и Рождество Христа. Они находятся в астрономической симметрии. Рождество Христа связано с самым коротким днем и самой длинной ночью, а рождество Иоанна — с самым длинным днем и самой короткой ночью. То, что его рождество совпадает с языческими празднествами, лишь подчеркивает величие этого пророка, его уникальную роль в истории откровения.
В имя Иоанна Крестителя встречается 94 раза. Это самое упоминаемое после Иисуса Христа лицо Нового Завета и один из немногих персонажей, о котором мы знаем с момента его зачатия до момента смерти.
Иоанн Предтеча — единственный персонаж Нового Завета, о котором имеются надежные исторические сведения. Его современник иудейский историк Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 гг.) в своей книге «Иудейские древности» пишет об Иоанне Крестителе как о милостивом и очень добром человеке, что привлекало к нему множество людей. Иосиф Флавий рассказывает о крещении, что оно собой представляло, и по каким мотивам Ирод Антипа казнил Иоанна.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Стих написан в 1747 году.
Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.
Метафоры – «подать…ума плоды».
Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола – «чрез горы, реки и моря».
Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».
Родословная
Родословная Закарии восходит к Дауду или Давиду и к Йакубу. Захария был человеком богобоязненным, искренне любившим Аллаха, и он посвятил свою жизнь поиску и приобретению знаний, которые стремился среди народа на земле распространить. В сурах Корана, девятой и третьей, описываются некоторые эпизоды из его жизни, и то, что описывает Коран, соответствует той информации, которая описывается в Третьей Книге Нового Завета Евангелии от Луки. Но только Коран является тем Божьим Писанием, которое дошло до современных верующих без каких-либо изменений, а другие Писания или искажены, или был вовсе утеряны, и только на Коран следует опираться, когда повествуешь об истории жизни пророка Захарии.
С именем Захарии тесно связана история строительства мечети аль-Акса в Иерусалиме, который является третьим по своему значению священным городом для всех мусульман – после Мекки и Медины. В нем находятся такие важные для Ислама мечети, как аль-Акса и Куббат ас-Сахра. Издавна Иерусалим мусульмане называли Городом Святого Дома. В девятом веке Иерусалим мусульмане стали называть «Священным городом» или Аль-Кудс, и это имя сохраняется за ним в мусульманском мире и в современности.
Еще до того, как Иерусалим был завоеван крестоносцами, арабы были преданы иерусалимским святыням и сочиняли хвалебные тексты, которые восхваляли святость Иерусалима и призывали мусульман к тому, чтобы они посещали эти святыни. Иерусалим в средневековый период стоял во главе мусульманской науки: в его учебных заведениях проходили подготовку множество ученых мусульман, которые после становились толкователями Священной Книги Коран, а затем отправлялись по всему мусульманскому миру, чтобы нести свои знания мусульманам и становится во главе мусульманских общин.
Зачем Иисусу крещение?
Смирение другого может оценить лишь тот,
у кого тоже есть смирение. Именно оно позволяет Иоанну Крестителю понять, для
чего приходит Христос, — взять на Себя все последствия греха и смерти, в которых
Сам Он не виноват. Это вызывает удивление Иоанна. Грешникам есть в чем
покаяться, от чего очиститься. Они могут радоваться, получив прощение. Но
Христу это не нужно. Он пришел, чтобы стать частью Своего народа, соединить
Себя с теми, кто нуждается в исцелении.
Христос приходит не только как царь, священник
и пророк, но как раб Яхве, страдающий Отрок. Он действительно царь, но царь,
который служит, не такой, как все другие цари. Священники величаво
священнодействуют, живут от алтаря. А Он священник, который приносит Себя в
жертву. Он пророк, который в Своей плоти исполняет пророчество. То, о чем
говорили ветхозаветные пророки, становится реальностью Его жизни, той болью,
агонией, через которую Он пройдет.
Христос — часть народа. Адам — конкретный
человек, но одновременно — и все человечество. Иисус из Назарета — это конкретная
человеческая личность, вместе с тем Он — весь народ, некая коллективная
личность. Он берет на Себя все тяжкие последствия греха и смерти. Поэтому Он
погружается в воды Иордана. Это символ очищения, но одновременно и образ смерти,
хаоса, небытия (как Ноев потоп). Это образ ада как абсолютного насилия и
обесчеловеченности. Иисус, погружаясь в Иордан, переходит его, как народ
перешел с Моисеем через Чермное море, чтобы войти в Землю обетованную, прообраз
Божьего Царства. И Иоанн Креститель открывает дверь, через которую Мессия в это
Царство входит.
На берегу Иордана мы видим откровение
Бога-Троицы, потому что для Христа важно услышать, кто Он, кто Его Отец, что
вся полнота Божества сопричастна происходящему. Мы оказываемся в эпицентре
встречи, где человеческая история пересекается с Божественной вечностью
Трагическая кончина и исполнение предназначения
Танец Саломеи — известный эпизод,
который вдохновлял многих художников и поэтов. Боттичелли, Дюрер, Тициан,
Рембрандт, Караваджо, Оскар Уайльд, Рихард Штраус, Гюстав Флобер — целая плеяда
великих мастеров. Но сам по себе он абсолютно отвратительный.
Сандро Боттичелли (1445–1510). Саломея с головой святого Иоанна Крестителя. 1488 г.
Величайший из людей так трагически
заканчивает свой путь, став жертвой семейной интрижки и коррупционеров. Можно
сказать, что это удел пророков и праведников. Многие пророки в Ветхом Завете
так и заканчивают. Ирод Антипа, сын Ирода Великого, — даже не настоящий царь,
он самозванец, узурпатор. Он не только не правоверный иудей, но вообще ни во
что не верит. Он старается не раздражать свой народ и считается с бандой своих
же коррупционеров — военачальников, вельмож, галилейской знати. Все узурпаторы
параноики. Люди, которые пользуются такой любовью и доверием в народе, как
Иоанн, не могут не раздражать тиранов. К тому же пророк — это голос совести. А
Иоанн выступил против кровосмесительного брака царя с женой его сводного брата.
Поэтому Ирод арестовывает Иоанна Крестителя и помещает его в крепость, где
пророк позже принимает смерть.
Иоанн заканчивает свой путь, исполнив
свое предназначение. Он Предтеча, Креститель, он тот, кто приготовил дорогу
Мессии, кто открыл дверь в Царство Божие. Его миссия исполнена. И он знает, что
Мессия уже пришел. Иоанн умер смертью, которая предвосхищает смерть Христа. В
этом он тоже пророк и предтеча. Иисус погибнет через три года, на основании не
менее омерзительно приговора, при том же самом царе Ироде Антипе.
Иоанн был светильником, чтобы светить во
тьме. Но как только восходит солнце, светильник уже не нужен. Христос выходит
на проповедь, принимая эстафету, подхватывает выпавший факел из рук Иоанна
Крестителя.
Кто изобрел Крещение
Крещение изобрел не Иоанн Креститель.
Это ритуал, который существовал задолго до него. В иудейском мире было много
ритуальных омовений, предписанных Законом. И сегодня, если вы совершаете
паломничество в Святую землю, вы можете увидеть особые бассейны — миквы. Это
большие сосуды для омовения со стоячей водой, которые были в домах, синагогах,
на пути паломников. Особенно много их было вокруг Иерусалимского храма. Для
того, чтобы приступить к богослужению, необходимо совершить омовение. Это
очищение от нечистоты, физической и нравственной. Священникам оно давало право
приступить к священнодействию.
Во времена Иоанна Крестителя возникают особые
движения, общины, о которых сохранилось очень мало письменных свидетельств. Мы
много знаем о фарисеях, саддукеях, ессеях. Но о баптистах того времени почти
ничего не пишут. Эти люди были настолько убеждены, что Царство Божие уже на
пороге, что у них просто не оставалось времени что-то еще писать.
Мессия придет с минуты на минуту. И,
чтобы быть готовыми, они совершали не просто омовение рук и ног, а полное
погружение в воду, с головой, чтобы потом вынырнуть, получив власть принять
Мессию. Для этого застоявшаяся, мертвая вода не годится. Нужна вода живая,
которая течет в реке или около источника. Именно это они называют крещением — погружение
в живую воду.
Некоторые их них совершают это каждый
день в знак живого, трепетного ожидания и готовности к наступлению нового
Царства. Но внешний жест — это лишь проявление того, что внутри. Ты готов к новому
рождению, как младенец, который готов выпрыгнуть из утробы матери. Эта перемена
называется метанойа — то, что мы называем покаянием. Не просто нравственное
раскаяние, а полное обновление существа, по-настоящему новое рождение.
В крещении это называется пакибытие. Это
то, что будет после смерти и одновременно уже здесь и сейчас.