Алексей Толстой: «Аэлита» (1924 г.)
Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) был многогранным писателем, работавшим в самых разных жанрах. С одной стороны, он был глубоко погружен в историю российской государственности, что вылилось в создание таких рассказов как «День Петра» и «Наваждение», а после — масштабного исторического романа «Петр Первый». С другой стороны, творчеству писателя всегда сопутствовали фольклорные мотивы — так появились сборники «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки», призванные показать богатство образов и красоту русского устного народного творчества.
Фотография молодого Алексея Толстого. Самара, 1900 г.
Когда началась Первая мировая война, Алексей был освобожден от службы в армии, но все же добровольно пошел на фронт в роли военного корреспондента газеты «Русские ведомости». Писатель хотел разобраться в причинах войны, понять самую ее суть, а в своих статьях Толстой искренне восхищался храбростью русского народа.
После октябрьской революции Алексей Толстой покинул Россию и некоторое время жил в Париже и Берлине. Именно в Берлине, испытывая щемящую тоску по Родине, он начал работу над своим первым фантастическим романом — «Аэлита», посвященному путешествию землян на Марс. Там герой романа так же далек от земли, как сам писатель был далек от своей Родины на момент начала написания романа.
Роман считается «первым русским фантастическим романом», оказавшим немалое влияние на становление этого жанра в России в целом. Написан он на стыке жанров — утопия, приключения и фантастика. Научно-техническая часть истории основывается на разработках русского ученого К. Э. Циолковского, а именно — на его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Геннадий Тищенко. Иллюстрация к фантастическому роману А. Толстого «Аэлита»
Приземлившись на Марс, герои обнаруживают там атлантов, которые перебрались на красную планету 20 000 лет назад. Среди местных жителей есть прекрасная Аэлита — дочь главы Высшего совета. Между ней и землянином вспыхивают чувства. Однако к этому времени разворачивается революция… Таким образом Толстой метафорично анализирует революцию, описывая ее, как закономерный этап развития человека и истории. А через призму легенды об Атлантиде писатель ищет место человеческим судьбам во Вселенной. Фантастика дала ему пространство, какого не смог бы дать ни один другой жанр. Это помогло издалека оценить текущие события на Родине. После этого анализа Толстой отрекся от эмиграции и вернулся в Россию, где в 1923 году закончил создание «Аэлиты».
«Аэлита» — это роман о любви, жажде жизни, силе и духовном героизме. Книга полна динамики, ошеломительных приключений и энергии человеческого стремления. В то же время введение в сюжет темы Атлантиды вызывает множество толков об эзотерическом подтексте произведения — истоки некоторых его идей находят в «Истории Атлантиды» Уильяма Скотта Эллиотта, которая, в свою очередь, заметно перекликается с «Тайной доктриной» Е.Блаватской.
Афиша к фильму «Аэлита», 1924 г.
Роман стал настоящей сенсацией в СССР — по нему еще в 1924 году был снят немой фильм Я.Протозанова, появился целый ряд романов подражающих «Аэлите» или продолжающих ее сюжет, а само имя Аэлита приобрело широкую популярность.
Мэри Шелли (1797 – 1851)
Мэри Шелли не было суждено жить обычной, «правильной» жизнью девушки того времени. Она – дочь известной феминистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт и либерального философа, журналиста-анархиста и атеиста Уильяма Годвина. Влюбилась она в соответствующего мужчину – поэта-вольнодумца Перси Шелли и в 16 лет сбежала с ним во Францию, хотя Шелли был на тот момент женат.
wikipedia.org
В литературе Мэри Шелли стала, по сути, основательницей жанра научной фантастики. Получилось это почти случайно: как-то с мужем и Байроном они обсуждали эксперименты Эразма Дарвина, дедушки создателя теории эволюции. Считалось, что он проводил опыты, воздействуя электрическим током на мертвый организм. Это вызывало сокращение мышц и видимость оживления.
Байрон предложил каждому из беседующих написать фантастический рассказ на эту тему. У Мэри Шелли получился целый роман «Франкенштейн или современный Прометей», сюжет, который стал классическим и многократно обыгрывался в литературе, театре и кинематографе, а также породил важную и актуальную тему ответственности создателя за своё создание.
«Франкенштейн», гл.роли: Роберт де Ниро, Кеннет Брана. kinopoisk
Спектакль «Франкенштейн», гл.роли: Бенедикт Камбербэтч, Джонни ли Миллер. kinopoisk
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Вообще к Чарской я отношусь спокойно, к некоторым ее книгам — с симпатией. Но эту кое-как, с мученьем дочитала до конца. Все-таки прав был Чуковский в своей критической статье об этой писательнице. Конечно, местами он выразился очень жестко, даже жестоко (любители Чарской наверняка статью читали), но во многом сказал правду (и не без остроумия). Бесконечные ахи, охи, вздохи, куча восклицательных знаков, обязательно смертельная (ну или почти) болезнь, какая-нибудь «дикарка» (в данном случае девочка-японка), которая главную героиню (прекрасную, как ангел) обожает, целует «во все места» (простите), называет себя ее «собачкой» и т.п. Действительно, всё по трафарету. Но эта книга — Особенная))). Читала и никак не могла отогнать от себя ассоциацию с рассказом Чехова «Ионыч»: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки. — читала о том, чего никогда не бывает в жизни. » И у Чарской: «Грезы Лики сбывались наяву. Все ее желания осуществлялись на деле. Нашелся человек, который поможет ей жить так, как она мечтала с детства. Школы, приюты, богадельни! О, сколько труда и работы ждет ее впереди!» И ни больше ни меньше: «теперь ее деятельность на пользу человечеству (!) развернется шире и мощнее». Н-да. Вот простите — НЕ ВЕРЮ. Уж слишком розовый будуар, слишком длинные ресницы, слишком чистенькие, послушные детки, слишком много эмоций. Экзальтированность, как Лике и говорили. Слащавая, в общем, книга, на мой вкус. Как у Манилова: «Чересчур было передано сахару. » Чехов опять всплывает в памяти: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». Причем не скажу, что Чарская бездарна — нет. ее повести об институтской жизни, да и героические — интересны и очень нравятся детям. Возможно, всему виной мой возраст)) уже не то восприятие (хотя это и не плохо). Из достоинств: несомненно, книга учит доброте
И если ребенок прочитает ее без раздражения, как я в свои 40 лет))), и вынесет для себя эту главную мысль — о важности помощи людям — слава Богу
Очень нравится оформление книги, качественная обложка, читала сама (не ребёнок))) )
Подробно о книгах Лидии чарской в видео обзоре моих покупок
Приобрела 8 книг этой серии. Довольна. Красивые, яркие книги.Приятно держать в руках. Лёгкие по весу. Сойдут на подарок. Бумага кремово-гладкая, очень приятная. Ну,и содержание — Чарская.
Оформлена очень мило, симпатичные черно-белые иллюстрации. К сюжету они отношения не имеют, являются скорее атмосферными, так сказать служат для антуража. Сюжет простой и предсказуемый. Думаю, девочкам-подросткам придется по душе.
Прилагаю несколько фотографий для ознакомления:
Главным персонажем произведения является осиротевшая девочка. Её мама, предчувствующая свою скорую смерть, позаботилась о судьбе дочки. Она попросила кузена, живущего в Петербурге, помочь девочке. Читать далее
Михаил Кузмин: эллинист, гедонист и романтик
Михаил Кузмин — не просто одна из самых богемных творческих фигур, но и, пожалуй, самый квирный автор своего поколения. Утонченный эстет, владевший несколькими языками и получивший консерваторское образование, — этот бэкграунд позволил ему легко вписаться в кружок Вячеслава Иванова. В те времена здесь собирался цвет эксцентричного литературного Петербурга, и Кузмин, не скрывавший своей гомосексуальности и многочисленных романов с художниками и поэтами, быстро стал в «Башне» своим.
Его тексты вобрали в себя не столько лично-биографическое, сколько философию, которую он исповедовал. Главной исследовательской и поэтической страстью Кузмина была Античность: длительные поездки по греческим и египетским городам, а еще по Италии, которую он считал колыбелью искусства и красоты, вылились в первые стихотворные произведения, принесшие ему успех.
И в «Александрийских песнях», и в «Крыльях» стилизация под Античность куда больше, чем эстетический прием: Кузмин буквально воссоздает античную гармонию духа и тела. «Песни» кажутся торжеством гедонизма: ярко (хотя и целомудренно) прорисованы сцены романтических прогулок и мельчайшие детали окружающей обстановки. Почти осязаемый стук сердца, румянец на щеках, вино во льду и темно-красные вишни на блюде — это делает картину предельно материальной. Но бок о бок с этими деталями живут и другие: в плотском образе избранника Кузмин узнает того, кого называет своим «небесным спутником» и в ком видит иконописные черты, и это возвращает материи дух.
Эту же гармонию открывает для себя главный герой «Крыльев», 16-летний Ваня. Сюжет построен как coming-of-age story, драма взросления, где перед юным персонажем встают вопросы эмоционального, психологического, сексуального самоопределения. Толчком к этому всегда служит встреча с другим человеком, отношения с которым и помогают прожить опыт взросления. Другим оказывается Ларион Штруп — блестяще образованный молодой аристократ и эстет, увлекающийся искусством, в которого и влюбляется подросток.
У Штрупа в этих отношениях, помимо роли возлюбленного, еще и роль наставника: он приглашает Ваню на дружеские вечера с его приятелями, занимается с ним зарубежной литературой, убеждает в необходимости читать в оригинале, делится своими взглядами на прекрасное. Они говорят о красоте телесного и духовного, о том, как воспевали их единство в древних Греции и Риме, о любви и неотделимом от нее физическом влечении.
Согласно канонам драмы взросления, Штруп пробуждает в герое чувственность. Кузмин скромно, однако точно и без стыда, прописывает детали: как Ваня рассматривает в зеркале свое лицо, останавливаясь на губах, как, увидев вытащенного из реки ровесника-утопленника, приходит к мысли о бренности тела, способного любить и получать удовольствие, и делится этим открытием с подругой семьи.
Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)
Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.
Владислав Крапивин
Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило из-за войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ мальчишки-подростка: мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.
Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в 80-е годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.
Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.
80-90-е: конец XX века
К концу XX века больше всего креативных имен было не в России, а в Америке. Примечательно, что жители Соединенных Штатов нередко называли детей Ленин. Также встречались малыши по имени Король, Эрос или Харизма.
«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
Среди российских граждан популярность отдавалась более привычным именам. Если рассмотреть по годам:
- 1991. Среди девочек были популярны имена Анастасия, Екатерина, Анна, Мария и Дарья. Стало популярным имя Инна. Мальчиков называли Александр, Дмитрий, Алексей, Сергей.
- 1995. Лидирующая позиция оставалась у Анастасии, также были Марии, Анны, становилось все более популярным имя Екатерина и Александра. Среди мужских имен популярность стало набирать Никита.
Современная мода
Можно с полной уверенностью сказать, что именно сейчас происходит что-то небывалое. Как только родители не называют своих детей. Причем даже не задумываясь над тем, как сложно им будет в будущем. Встречаются и очень красивые старорусские имена. Например, Милена, Мирослава, Ева, Любава, Злата, Лада. Называют девочек и Марфами.
Но есть и такие родители, которые уверены, что девочка будет счастлива, если назвать ее Атлантида, Береза, Виагра (страшно подумать в честь чего), Жужа, Изумруда. А как вам имя Макарена или Милианера? Есть и Гермионы и Кармелиты. Более патриотичные родители и вовсе называют девочек Россия. Каково? Россия из России. Или еще креативное имя – Сюрприза. Есть и очень скромные родители, которые называют дочерей просто Царица.
Но не думайте, что эта напасть обошла стороной мальчиков. Их сегодня называют Алладинами, Алмазами, Амурами. Зарегистрировано даже имя Ваучер и Гигабайт. Гигабайт Алладинович, как вам? Или Гугл. Тоже, кстати, вполне реальное имя. Если у Гигабайта родится сын, то можно его так назвать. Гугл Гигабайтович звучит очень интересно и по-современному. Уж лучше тогда Дартаньян или Каспер. Тоже странно, но лучше, чем Гугл.
Есть и более брутальные имена. Например, Армандо, Атилло или Владигор. Можно встретить и просто Графа или Короля. Одни родители назвали сына Деврадж-Рипсиме. Другие подарили мальчику имя Дельфин. Осталось найти ему девушку по имени Русалка, и все будет хорошо. Но это не точно.
Джейн Остин (1775—1817)
Джейн Остин называют первой леди» английской литературы. Она родилась в семье священника Джорджа Остина, человека образованного и умного, который сам обучал своих детей и поощрял интеллектуальные развлечения в доме: любительские спектакли, совместное чтение романов, музыкальные концерты и тому подобное.
wikipedia.org
Уже в юном возрасте Джейн начала писать ироничные пародии на модные тогда литературные произведения о светских раутах и неправдоподобных романтических историях. Джейн невероятно остроумно высмеивала недалёкость и клишированность авторов того времени, а также устаревшие взгляды на общество.
«Джейн Остин», гл.роли: Энн Хэтэуэй, Джеймс МакЭвой. kinopoisk
Мягкий юмор и ирония сквозят и в ее более поздних, «взрослых» романах, которые стали классикой мировой литературы. Среди них «Гордость и предубеждение», Разум и Чувства», «Эмма». Главные героини её историй отличаются исключительной независимостью по меркам того времени и часто передают чувства и мысли самой Остин, которая умерла незамужней, что было редкостью для леди её положения.
«Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли. kinopoisk
Джейн Остин одна из первых писательниц, которая публиковалась под собственным именем и имела популярность у современников, а количество экранизаций её произведений и биографии — одно из самых высоких серди писателей в целом.
Мини-сериал «Эмма». kinopoisk
Биография
ФИО:
Лидия Чарская
Жанр:
Русская классика, Поэзия, Классика, Любовные романы, Эротическая литература, Классическая проза, Детская литература, Сказки, Проза, Историческая проза, Детская проза, Наука, Образование, Культурология
Лидия Чарская (полное имя – Лидия Алексеевна Чурилова, урожденная Воронова) – русская актриса и писательница, специализирующаяся на детской литературе.
Лидия появилась на свет предположительно 19 января 1875 года в Санкт-Петербурге. Примечательно, что источники не могут точно указать год и место рождения будущей писательницы. Также весьма обрывочный характер носят и сведения о ее родителях: известно, что отец Чарской был военным инженером и дослужился до чина полковника, а мать скончалась в родах. Воспитывалась Чарская своими тетками по матери. После повторного брака отца у нее помимо мачехи появились сводные братья и сестры. В течение семи лет Лидия обучалась в Павловском женском институте, и это время вдохновило ее на написание будущих книг.
В 1898 году Чарская выпустилась с драматических курсов при Императорском театральном училище. Через некоторое время Лидия стала актрисой Александринского театра, работе в котором посвятила более шести лет. Большая часть ее ролей имела эпизодический характер. В период работы на сцене Лидия взяла себе псевдоним Чарская, который придумала на базе слов «чары» и «очарование». Несмотря на все старания, театр приносил Чарской весьма скромный доход, и она решила попробовать свои силы в литературном творчестве.
Лидия Чарская: творчество
Интерес к литературе проявился у Лидии рано: в десять лет она начала писать стихи, а в пятнадцать вела дневник, который позднее, в 1901 году, стал основой ее первой книги – «Записки институтки». Публикация произведения велась частями и принесла ей небывалую популярность у детской аудитории. Судя по анкетам и опросам школьниц того времени, Чарскую очень часто указывали в числе любимых авторов, по ее книгам писали сочинения, ее переводили на иностранные языки.
К самым интересным и популярным произведениям писательницы относятся следующие книги:
«Сибирочка»;
«Смелая Жизнь»;
«Записки маленькой гимназистки».
Лидия посвятила литературному творчеству более двадцати лет, написав за это время 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Несмотря на популярность писательницы, издательства не спешили платить ей достойные гонорары. После революции книги Чарской стали массово запрещать и писать к ним язвительные рецензии, типичные для того времени.
Лидия скончалась 18 марта 1937 года и была похоронена соседками на Смоленском кладбище.
Как назывались стержни для дощечек с воском у учеников княжеских училищ?
Ответы в Поле чудес 02.09.2022. Вот задание на финальный тур. В старину на Руси ученики княжеских училищ писали на специальных деревянных дощечек, которые были покрыты воском. Буквы выводили стержнями из дерева, кости или металла. Как назывались такие стержни? (Слово из 6 букв)
Само писало железное, покрытое серебристым металлом (серебром или полудой; анализ не производился). По-видимому, этот тип характерен для Новгорода, так как в других городах он пока не встречен. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси? Церы и писала — что это такое? Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению. Церы – деревянные таблички с воском для нанесения текста
Ответ: Писало (6 букв).
Победитель набрал 4600 очков, на которые выбрал такие призы: смартфон, умный телевизор и умную колонку. Победитель решил не рисковать, отказавшись от Суперигры.
Особенная — читать онлайн ознакомительный отрывок
Он сразу понял жгучее стремление Лики к добру, на пользу человечеству, понял это еще там, в нарядном салоне княжен Столпиных и решил во что бы то ни стало помочь развиться порыву этого чуткого сердечка. К тому же, его новая идея основания приюта казалась ему такой прекрасной!
Это развлечет и Хану, которая впоследствии сойдется с детишками питомника.
Услужливое воображение уже рисовало в мыслях князя новые картины. Его взоры видели златокудрую девушку, окруженную крошечными существами, попавшими под ее попечение и надсмотр. И златокудрая фея, и маленькие существа — все будут счастливы. Бедные дети будут сыты и довольны в новой хорошей жизни, Лика Горная вполне удовлетворена воплощением своей мечты. Хана перестанет тосковать и капризничать с новыми сверстницами и сверстниками, детьми будущего приюта. И, мысленно решив привести свою идею как можно скорее в исполнение, князь Всеволод с еще большим жаром стал развивать ее перед своей собеседницей.
Лика была в восторге. Ее сердечко так и рвалось на встречу к этому милому, отзывчивому человеку и к его благим целям.
Нет, она не ошиблась в нем; у него родная, одинаковая с ней душа. Они близки по взглядам друг другу, они оба преследуют одну и ту же цель, великую цель помощи нуждающемуся человечеству. О, да! она примет его предложение, она возьмет на свое попечение его новое детище и не на словах только, а на деле будет заботиться о новом питомнике, на сколько возможно, будет отдавать все свое время этим бедным, обиженным до сих пор судьбою сиротам-ребятишкам, станет ухаживать за ними и всячески любить и баловать их… ее заветная цель, ее постоянное стремление оказывались выполненными легко и свободно, благодаря доброте этого чуткого князя.
И вся радостная, вся сияющая поднялась со своего места Лика и, плавно выделывая затейливые фигуры котильона, думала о том, что жизнь хороша, светла и прекрасна, когда подле бьется сердце, сочувствующее добрым целям и хорошим предприниманием.
— Милая Мария Александровна, вы слышали новость? Князь Гарин покидает нас, слагает с себя обязанности секретаря и основывает новое общество.
И княжна Дэви старшая, войдя в гостинную Карских, оставила на лице хозяйки дома недовольный взгляд.
— Как, что такое? — воскликнула Мария Александровна, очень пораженная сообщенным ей известием. — Но принцесса Е. сама пожелала утвердить его в звании секретаря; ведь это, по меньшей мере, рискованно со стороны князя идти против воли принцессы.
— А разве он смотрит на риск, моя дорогая? Ведь князь — большой чудак. Это — совсем странный, не от мира сего человек. Все его поступки такие удивительные! Он достойный племянник своей оригинальной тетушки, баронессы Циммерванд.
— Какое такое общество учреждает он? — не слушая княжны, волновалась Мария Александровна.
— Представьте себе, — подхватила последняя, — что-то вроде нашего общества! Какой-то питомник для подобранных на улице детей. Впрочем, ваша дочь может дать более точные сведения об этом деле, нежели я, — прибавила княжна в сторону находившейся тут же, в гостиной, Лики.
— Лика? — вопросительно проронила Мария Александровна.
— Княжна права, мама, князь Гарин действительно устроил питомник для малолетних сирот, и я принимаю в нем горячее участие, — твердо произнесла молодая девушка, бросая на княжну Столпину взгляд, полный укора и смущения.
— Но, моя прелесть, я и не знала, что это — такая большая тайна, — принимая самый невинный вид произнесла та.
— У Лики не может быть никаких тайн от меня, — строго подчеркнула Мария Александровна и, в свою очередь, наградила молодую девушку недовольным взглядом. Вслед за тем ее лицо приняло снова обычно спокойное выражение и она повела с гостьей ту легкую светскую болтовню, которая является на выручку в самые щепетильные минуты жизни.
Но едва только пожилая княжна Дэви ушла, лицо матери Лики снова приняло недовольное выражение, и она строгим голосом обратилась к дочери:
-
Лотман сотворение карамзина краткое содержание
-
Очарованный странник краткое содержание для читательского дневника
-
Выставки по экологии в школьной библиотеке
- Беседа телефон доверия для начальной школы