Образ русалки в творчестве а.с. пушкина

ВыборЭксперта.ру рекомендует

Ориентируясь на критерии и отзывы читателей, мы подобрали 5 лучших произведений, подходящих для аргументации сочинений, разбора в диссертациях, обязательного прочтения в рамках школьной программы:

  • “Евгений Онегин” раскрывает множество тем, в том числе служит примером для любовной темы.
  • Повесть “Барышня-крестьянка” раскрывает самоотверженную, изобретательную любовь, сложные отношения между семьями.
  • “Сказка о рыбаке и рыбке” поучительна, имеет лёгкий слог, забавный сюжет.
  • “Зимнее утро”, именуемое часто как “Мороз и солнце, день чудесный!”, легко заучивается, повествует о красоте природы, изобилует метафорами, эпитетами.
  • Поэма “Руслан и Людмила” понравится тем, кто любит произведения Пушкина на историческую тему, описывает любовь князя, готового на подвиги ради спасения княжны, яркий пример самоотверженной любви, храбрости, сопернических отношений.

Для расширения кругозора рекомендуем исторические, библиографические работы Пушкина. В них проблемы описаны чётко, обозначены поэты, прозаики, учёные, повлиявшие на мировоззрение Пушкина.

История создания рассказа «Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.

А.С. Пушкин в Болдино

Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.

Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.

В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.

Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.

«Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.

Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.

Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Известны всему русскому народу романы А. С. Пушкина «Дубровский», «Арап Петра Великого», а также роман в стихах «Евгений Онегин».

Приобрели значение и повести А. С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Среди поэм А. С. Пушкина выделяются «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава».

Стихотворения А. С. Пушкина известны каждому русскому человеку с детства: «К***», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Творчество Пушкина», рассмотрит периодизацию, основные темы, жанровое своеобразие пушкинского творчества, а также его знаменитые произведения.

Самые популярные материалы сентября для 5 класса:

Краткое содержание «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

«Илиада» очень краткое содержание

Лицейские годы Пушкина

Сочинение «Интересная история из моей жизни»

Краткое содержание «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Краткое содержание «Бородино»

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Краткое содержание «Хождение за три моря»

Краткое содержание «Илиада»

Лучшие повести Пушкина

Александр Пушкин, произведения которого включены в программы 5-11 классов, писал не только стихи, но и прозу. Он написал 16 повестей за свою короткую жизнь. Мы рассмотрим 4 наиболее известных, отмеченных положительными рецензиями и отзывами читателей.

1. «Пиковая дама»

Повесть повествует о герое-картёжнике. Он узнаёт от приятеля о бабушке, вернувшей проигранное имущество за счёт трёх волшебных карт. Герой решает проверить правдивость истории.

К герою является мёртвая бабушка, раскрывает карты, но одна из них оказывается неверной. Он проигрывает с трудом накопленные деньги, сходит с ума.

Достоинства:

  • Краткость повествования;
  • Сильная кульминация;
  • Тема фортуны, преступления и наказания;
  • Историческая фантастика;
  • Игровая интрига;
  • Множество экранизаций.

Недостатки:

Неоднозначность с проигрышем героя.

2. “Кирджали”

Главный герой, родом булгар, держал в страхе всю деревню: разбойничал, убивал, собирал награбленное. “Подвигам” пришёл конец, когда турецкий паша, с которым он сражался в составе 700 солдат, попросил русского монаха выдать разбойника.

В Турции героя хотели казнить, но он сговорился с тюремными охранниками и привёл их в засаду, где отобрал оружие. Охранники в ужасе разбежались. Герой продолжал разбойничать, однако Пушкин не знал, чем закончилась его реальная история.

Достоинства:

  • Фактическая достоверность;
  • Краткость повествования;
  • Захватывающие приключения героя;
  • Тема многозначности, противоречивости разбойника.

Недостатки:

Исторически неверный финал.

Историю о молдавском разбойнике Пушкину рассказал его канцелярский коллега Лекс, но о повторной поимке и казни в Яссах в 1824 году он не знал. Повесть заканчивается на побеге разбойника.

3. “История Пугачёва”

В повести описаны детали восстания 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Перечисленные события изобилуют именами, датами, названиями крепостей, прямыми столкновениями мятежников с государство.

За весь бунт было множество моментов, когда яицкие казаки хотели сдаться, в том числе побег самозванца. Они боялись Пугачёва, но и уважали, хотели избавиться от гнёта старшин, непосильного труда. Люди встречали его хлебом и солью. Он миловал тех, кого знал, кто готов был примкнуть к нему.

Достоинства:

  • Фактическая достоверность;
  • Детальность событий;
  • Сжатость информации;
  • Структурированность;
  • Наличие аудио-версии.

Недостатки:

Много имён, дат.

История стала фундаментом для “Капитанской дочки”. По мнению пользователей, это ценная находка для сдающих историю, так как школьная программа не содержит даже 10% от пушкинского “архива”.

4. “Барышня-крестьянка”

Одна из “повестей покойного Ивана Петровича Белкина” рассказывает о двух враждующих семействах, дети которых не могли быть вместе. По аналогии с шекспировскими “Ромео и Джульеттой”, влюблённые поступают вопреки воле родителей. Героиня переодевается крестьянкой, влюбляет героя во время встреч на полях.

Герой ради любви хочет пойти наперекор родителям, но “крестьянка” признаётся, что уже обручена. На приёме у враждующего семейства он видит героиню в роскошном образе, полностью противоположном естественной красоте крестьянки. Молодой человек отказывается жениться.

Развязка оказывается неожиданной для обоих.

Достоинства:

  • Забавная история;
  • Лёгкий слог;
  • Есть экранизация;
  • Позитивная развязка.

Недостатки:

Не выявлено.

Произведение изучают на литературе в 6-м классе. Юные читатели очарованы простотой истории.

Лучшие книги Стивена Кинга

Воплощение чувств автора в поэзии

Тема любви в лирике Пушкина непосредственно связана с его личными переживаниями. Первым сильным и осознанным чувством Александра Сергеевича была любовь к Екатерине Павловне Бакуниной, сестре его лицейского товарища. О своей симпатии он кратко пишет в романе «Евгений Онегин» и прямо говорит в стихотворении «К живописцу»:

Екатерина Павловна оставила чувства молодого влюбленного без ответа. Она была дамой строгих правил, к тому же старше, мудрее. Девушка понимала, что такая влюбленность продлится у Пушкина недолго. И она была права. Летом 1817 года его пассией становится княгиня Голицына — статная взрослая женщина. В период увлеченности Евдокией Ивановной Пушкин пишет 2 стихотворения: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“». Страсть прошла довольно быстро.

В начале 1820-х годов, находясь в ссылке на юге, Пушкин знакомится с юной красавицей Марией Раевской, которая значит для него очень много. Позже их недолгие, но нежные отношения он кратко опишет в романе «Евгений Онегин». Именно Раевская напишет, что Пушкин был влюблен во всех прекрасных дам, но истинной его любовью была только поэтическая Муза. Писатель отдавался жизни без остатка и так же отчаянно испытывал все чувства.

Роман с Амалией Ризнич стал одним из самых ярких, но противоречивых периодов в жизни Пушкина. Она была невероятно красива, ее глаза очаровали поэта. Расставание с возлюбленной было для Александра Сергеевича тяжелым событием, он не мог поверить, что между ними все кончено. Тогда Пушкин пишет стих «Для берегов отчизны дальней»:

Не менее сильные чувства Александр Сергеевич испытывал к Анне Алексеевне Олениной. Он даже хотел взять ее в жены, но обстоятельства развели влюбленных. Поэт был беден, и отец Анны посчитал его недостойным их социальному классу. Этой женщине Александр Сергеевич посвящает искреннее произведение «Я вас любил».

В 1831 году Пушкин венчается с Натальей Николаевной Гончаровой. Их союз был честным, прочным, но без безумств и юношеского максимализма. Он был известным поэтом, она — первой московской красавицей на выданье. Александр нашел в Наталье своего друга, которому бесконечно доверял, боготворил во всех смыслах. С ней он прожил до конца своих дней, она косвенно стала причиной его безвременной гибели. Гончаровой он посвятил несколько лирических произведений, в том числе стихотворение «Мадонна»:

Увлечений в жизни поэта было много. Он нравился женщинам, и в большинстве случаев они отвечали ему взаимностью. Анализ истории его влюбленностей можно сделать по некоторым произведениям:

  1. «Признание». Стихотворение стало сообщением Александре Ивановне Осиповой (Беклешовой). Их роман был мимолетным, но пылким.
  2. «Ек. Н. Ушаковой». Девушка была долгое время влюблена в Пушкина и ждала от него предложения. Но поэт быстро увлекался новыми пассиями.
  3. «Талисман» к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Пушкин никогда открыто не рассказывал об их интимных отношениях. Но многие исследователи считают, что стихотворение «Младенцу» посвящено их общему незаконнорожденному сыну.
  4. «Гречанке» и, возможно, «Иностранке» к Калипсо Полихрони. Их романтическая связь была короткой, но нашла отражение в душе и творчестве поэта.

Кроме частых увлечений и романов Пушкин не забывал в творчестве про родных и близких. Он посвятил стихотворения своей любимой няне, друзьям, матери, с которой сблизился перед смертью, отчизне. Даже в последний период жизни, когда проза вышла на первый план его творчества, а юношеская влюбленность казалось чем-то далеким, Пушкин помнит о романтизме. В «Дубровском» главный герой представлен человеком преданным, любящим своего отца и готовым пойти на все ради него.

Лучшая поэма Пушкина

Александр Пушкин, книги которого выпускались много раз, в том числе с лирикой и набросками, написал 12 завершённых поэм, 6 не закончил и к 6 сохранились только планы. Однако самой известной в России стала только одна. Наша команда проанализировала отзывы и критические статьи, выяснив, с чем ассоциируются образы в известной поэме Пушкина.

1. «Руслан и Людмила»

Князь Руслан отправляется в путь за возлюбленной. Вместе с ним – ещё три воина, влюблённые в Людмилу. Руслан встречается с добрым волшебником, который указывает ему дорогу и помогает пройти препятствия. Он узнаёт историю волшебника о давней любви, которой лишился из-за действий злого колдуна.

Руслан отправляется к колдуну, мстит за любовь волшебника и возвращается с Людмилой в Киев. Одному из соперников Руслана является ведьма. Воин расправляется с князем, но его действие обращается бумерангом. К Руслану приходит добрый волшебник с живительной водой.

Достоинства:

  • Лёгкий слог;
  • Три раскрытые темы;
  • Чёткая рифма;
  • Структурированность;
  • Завершённость;
  • 6 экранизаций.

Недостатки:

Чтение на 1,5 часа.

Самый добрый из воинов встречает пастушку и отказывается от идеи искать Людмилу. В конце он признаётся Руслану, что очень счастлив.

Ветреность или истинные отношения

Исследователи темы любви в творчестве Пушкина и его поклонники видят, насколько много романов было у Александра Сергеевича. Но был ли он ветреным и неверным? Поэт умел любить, хотел испытывать это чувство. Его душа требовала постоянного насыщения этими страданиями, радостями, ревностью, переживаниями и признаниями.

Любил он так же широко и многогранно, как и творил. Современники отмечают, что каждые его отношения, даже небольшие интрижки или легкие флирты, выглядели как начало чего-то великого, постоянного, яркого. Он горел в любви, но больше сгорал без нее. Пушкин был поэтом и со свойственным своей натуре романтизмом видел в отношениях всю полноту и разнообразие чувств.

Произведения Александра Сергеевича и сейчас признаются литераторами и читателями образцом мировой любовной лирики

К его творчеству невозможно относиться безразлично, в нем отражено все, что было важно для самого автора

История создания

Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году. Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.

Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.

В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.

Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.

Тур IV. «Эпиграфы»

В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

Вопросы:

1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
(«Евгений Онегин»).

2. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).

3. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).

4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).

5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
(«Бахчисарайский фонтан»).

6. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).

7. «Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).

8. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).

Идейная и структурная характеристика произведения

Размер стихотворения — двустопный хорей.

С помощью ударения на первый слог автор задает произведению определенный ритм, который отображает общий настрой и создает «двойную» противоречивую атмосферу: с одной стороны — спокойных размышлений, с другой —

Можно смело утверждать о жанровой динамике и эклетичности творчества поэта

Изначально относя к себя к классицистам, поэт со временем отказывается от жанровых рамок и акцентирует внимание на человеческой индивидуальности, которая и выходит на передний план в его стихотворениях

В большинстве поздних произведениях Державина, и в этом в том числе, автор склонен создавать конкретный образ персонажа, в лице которого выражает свою собственную личность, собственные принципы и воззрения. Именно данный факт отчасти свидетельствует об автобиографичности “Признания”.

Об этом же мы можем судить как по названию, так и по словесному наполнению произведения. В своих строфах поэт часто употребляет местоимение «я», а также глагольные формы в прошедшем времени: «любил», «смел», «думал», «не умел», «падал».

«Признание» принципиально отличается от многих других авторских произведений своей трехплановостью. В целом, можно выделить следующие уровни:

  1. Духовное осмысление действительности (мировоззрение и нормативно-ценностное наполнение);
  2. Сознание как отражение опыта;
  3. Мировоззрение как стимул к деятельности.

В этом контексте сознание персонажа является организующим началом всей структуры текста.

Сознание автора-персонажа отражается в тексте посредством комплекса средств художественной выразительности, которые вступают в отношения, образовывая системный каркас:

  • Эпитеты: «важным», «властным», «беспристрастным» и др.;
  • Повторы: «богом» — «бога» — «богам», «огонь» — «пламень»;
  • Сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «вельможа» и «сан» — «брякнуть» и «надуваться».

Особую экспрессивность и характер тексту задает высокая частотность местоимений и имен существительных.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в дворянской семье, в XVIII века, а если быть точным, то 6 июня 1799 года, стал самым ярким писателем классической русской литературы.

Он внес огромный вклад не только в русскую, но и в мировую литературу нельзя недооценивать. О его творчестве знают все люди на земле, даже за пределами его родины. Не одно поколение выросло на сказках Пушкина. Все дети знают героев сказок царя Додона; бедного рыбака и золотую рыбку; князя Гвидона и многих других. В этих произведениях зло всегда наказуемо. Во всех сказках имеется глубокий смысл. Его сказки с одной стороны простые, вышедшие из народа, с другой несут образовательную цель.

Все произведения имеют художественную форму, по прочтению этих книг начинаешь верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они имеют народный дух, любовь к окружающему миру.

Пушкина считают основоположником русской реалистической литературы. Все его произведения пронизаны любовью и в тоже время предстают в совершенной художественной форме.

Его стихотворения отражают красоту и эстетику. Они полны сопереживания героям, они нежные и искрение. В его стихотворениях тонко изображен мир, в котором он жил.

Читая стихотворения поэта начинаешь чувствовать, то что чувствовал поэт в момент написания того или иного произведения. А стихи о природе дают возможность почувствовать эмоции поэта в этот момент.

Пушкин любил свою страну и переживал события происходящее в ней. Он сопереживал декабристам. Его волновала тема свободы личности в России. Его стихотворения о любви к Родине будут жить еще очень много лет.

Все его герои любят свободу. Свобода это и идеал и проблема в творчестве Пушкина.

Поэт оставил огромное наследие. Его произведения легко учатся наизусть, и западают в память на всю жизнь.

Хотя Александр Сергеевич прожил не долго, но оставил большое количество произведений, которые стали классикой литературы. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный» знают все наизусть со школьной скамьи.

В романе «Евгений Онегин» поэт показал, что клятва и слово имеет силу. Мораль этого произведения в том, что надо любить друг друга, не отталкивать свою судьбу, а то потом может быть поздно.

Он был мужчиной с большой буквы, вступился за честь жены, вызвал на дуэль профессионального дуэлянта Дантеса. Если бы он на ней не погиб, то наша литература была бы наполнена еще больше гениальными произведениями Пушкина.

5 класс. 7, 10 класс

2 вариант

«Медный всадник» – историческая поэма, созданная А. С. Пушкиным в 1833 году в Болдино. В то время общество неоднозначно воспринимало Петра I: некоторые его уважали, поддерживали, а другие относились с пренебрежением и считали исчадием ада. «Медный всадник» – итог размышлений Пушкина на тему правления императора и отношения людей к его реформам.

Проблема маленького человека и власти – одна из основных в этом произведении. Герой реалистической поэмы Евгений – рядовой житель Петербурга XVIII века, «каких много». Петр I же – величественный владыка России. У обоих разные цели. Бедный чиновник желает устроить жизнь, жениться и жить в удовольствие. Император хочет «прорубить окно» в Европу, укрепить флот и построить великий город. Автор соотносит этих личностей, показывая: судьбы простых людей не менее важны, чем государственные планы.

Евгений показан мечтателем, живущим заботами о будущем. Он хочет поскорее встретиться со своей возлюбленной, но выход рек из Невы препятствует планам. Засыпая, он грезит о своем житейском счастье: детях, доме и семье. На следующий день случается катастрофа: волны реки затопили город, унеся жизнь многих людей, в том числе и Параши. Картина пустыря, где раньше был домик возлюбленной, морально убивает героя. Он теряет смысл жизни. Герой теперь ни к чему не стремится, ни о чем не мечтает, одиноко блуждает по столице. Описание его духовного состояния схоже с мрачной погодой в Петербурге. Евгений сходит с ума.

Однажды он прогуливается мимо памятника Петру I. Евгений кидает на него «дикие взгляды» и начинает упрекать за строительство города. Им обуревает ярость. Неожиданно герою показалось, будто бы Медный всадник ожил. Евгений стремглав бросается бежать от преследования. Он боится встретиться с тем, кого обвиняет в своей судьбе. Медный всадник – олицетворение бездушной и безграничной власти. Он грозно возвышается над простым народом и бросает свой надменный взгляд. «Маленький человек» не защищен от произвола власти, когда сам пытается защитить свои интересы и жизнь.

В «Медном всаднике» А. С. Пушкин ставит злободневный вопрос: «Если империя строится на костях простых людей, то смогут ли они обрести счастье?». Герой не защищен законом: за выражение деспотизма даже статуя оживает и преследует его с целью наказания. Писатель хочет донести до читателя мысль, что даже «маленький человек» достоин права на счастье, а государство должно заботиться об интересах всего народа.

Главные герои и их характеристика

Евгений – главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, однако не мечтал о богатствах. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Пушкин сам отмечал «серость» героя, его заурядность. У Евгения есть мечта – создать семью с любимой девушкой и жить счастливо. Подобная мечта свойственна многим, так что и здесь он не выделяется «среди толпы». В тексте не упоминаются его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек» — ничтожный, слабый, довольствующийся малым. Как только в нем появляются сильные чувства – гнев, ярость – при виде статуи Петра I, он как будто их пугается и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать холопа за бунт. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет, и сбегает.

Петр I – великий реформатор Российской империи, умный, расчетливый и деспотичный. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, пускай и обращены во благо России, мало касаются большинства ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением бесчеловечной власти, которая, разбегаясь, топчет народ. Образ медного всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая громада готова обрушиться на Евгения всей тяжестью и грозно нависает над ним.

Медный всадник — символ бездушной и безразличной власти, которая не идет на контакт с народом и возвышается над ним угрожающим и надменным памятником. Власть имущие так же холодны и равнодушны, как глыба бронзы. Евгений мог с тем же успехом обращаться к реальному чиновнику — результат был бы тот же: его не услышали бы и наказали за вольнодумство.

Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город выглядит роскошным и величественным. Его построили во благо нации, и теперь он стал для многих домом и крепостью, находящейся под охраной реки Невы. Но уже в первой части произведения Петербург не кажется таким прекрасным. Вместо «золотых небес» над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и под ее толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять, будто не его улицы разрушены и не его население запугано. Он все такой же холодный, недоступный и даже лицемерный – как и массивная статуя его основателя, «кумира на бронзовом коне».

Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мертвой государственной машине в образе Медного всадника

В какой-то мере она, непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, напоминает восстание декабристов, которые были близки Пушкину: дворяне призывали государя обратить внимание на проблемы простого народа, но тот отказался к ним прислушиваться и отправил в ссылки; но мысль, словно стихия, не может и не будет подчиняться власти, какой бы деспотичной она не была.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Не мог Александр Сергеевич Пушкин не упомянуть об еще одном своем близком друге по лицею — Вильгельме Кюхельбекере, который в лицейские годы увлекался поэзией, но не имел такого успеха как Пушкин.

«…Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво:Но юность нам советует лукаво,И шумные нас радуют мечты…Опомнимся — но поздно! и унылоГлядим назад, следов не видя там.Скажи, Вильгельм не то ль и с нами, было,Мой брат родной по музе, по судьбам?..»

В конце стихотворения Пушкин вспоминает об учителях, а также о тех, однокурсниках, что покинули этот мир:

«…Наставникам, хранившим юность нашу,Всем честию, и мертвым и живым,К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим…»

В последних строках поэт с грустью обращается к лицеисту, которому суждено остаться последним в живых:

«…Кому ж из нас под старость день ЛицеяТоржествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколенийДокучный гость и лишний, и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений,Закрыв глаза дрожащею рукой…Пускай же он с отрадой хоть печальнойТогда сей день за чашей проведет,Как ныне я, затворник ваш опальный,Его провел без горя и забот.»

Ну и, конечно же, в этом произведении Пушкин неоднократно упоминает о самом себе:

«…Печален я: со мною друга нет,С кем долгую запил бы я разлуку,Кому бы мог пожать от сердца рукуИ пожелать веселых много лет.Я пью один; вотще воображеньеВокруг меня товарищей зовет;Знакомое не слышно приближенье,И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах НевыМеня друзья сегодня именуют…»

Это были все герои, о которых Пушкин вспоминает в своем произведении «19 октября» 1825 года.

Решу огэ

Задание 1 № 11

Выразительно прочитайте текст вслух.

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»

(по А. Гессену)

(183 слова)

1

Задание 2 № 13

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А. С. Пушкина:

«Чтение – вот лучшее учение».

Пояснение.

При пересказе текста старайтесь передать все его микротемы. Как правило, микротема текста выделяется в отдельный абзац. Передавайте содержание точно и ёмко, не добавляя лишнего, но и не пропуская ни одной мик-ротемы.

Правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно

Обращайте внимание на правильность построения предложений

При подготовке к пересказу особое внимание обратите не имеющиеся в тексте имена собственные: географические названия, фамилии, имена, отчества и т. д

Их искажение будет являться фактической ошибкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: