Темы и проблемы
- Основная тема повести, конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
- Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
- Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
- Конфликт. Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.
Тайна раскрывается[ред.]
Тем временем Муромскому и Берестову пришло в голову поженить детей. Алексей был для Лизы выгодным женихом, а у Муромского был знатный и влиятельный родственник, который мог быть полезен Алексею. Пока Муромский раздумывал, как уговорить Лизу на этот брак, Берестов с военной прямотой объявил сыну свою волю.
Алексей наотрез отказался жениться на жеманной дочери соседа и сильно поругался с отцом.
Тем же вечером он написал Акулине письмо с предложением руки и сердца.
На следующий день Алексей отправился к Муромскому, надеясь объясниться с ним и склонить его на свою сторону. Помещика дома не оказалось, и парень решил поговорить с его дочерью. Войдя в комнату, Алексей остолбенел, увидев свою милую Акулину, которая сидела у окна и читала его письмо.
Алексей радостно вскрикнул, бросился к Лизе и начал целовать её руки. Лиза старалась освободиться и убежать. В этот момент в комнату вошёл Муромский и сказал: «Ага… да у вас, кажется, дело совсем уже слажено».
Вопросы
- Зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень?
- Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны?
- Почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым и очень удивилась, когда услышала, что тот весел и румян?
- Удаётся ли Лизе говорить простой крестьянской речью? Чем отличается речь Лизы от речи Алексея?
- В чём причина ссоры помещиков Берестова и Муромцева?
- Что вынудило Лизу прибегнуть к обману с переодеванием? Как этот поступок характеризует героиню?
- Каким изображён Алексей Берестов? Как он ведёт себя при знакомстве с Акулиной и с Лизой?
- Почему Лиза продолжает мистифицировать Алексея, изображая крестьянку?
- Чем Акулина так привлекла Алексея? Что поразило его?
- Почему Акулина (Лиза) предлагает барину научить её грамоте?
- Почему Алексей не понял, что его разыгрывают?
- Почему Пушкин словно обрывает повесть, а не ставит последнюю точку?
Композиция
В повести соединены 2 сюжета. История о двух помещиках, враждующих по пустяковым причинам, но мгновенно забывающих о ссоре, как только жизнь свела их лицом к лицу, словно обрамляет основной сюжет о любви их детей. Вражда родителей вынудила Лизу изобрести необычный способ знакомства с Алексеем, заставила пойти на обман. Примирение семей развязало узел проблем, из которых, казалось, не было выхода, вернуло к правде. Построение повести словно показывает, как никчёмны, надуманны ссоры, вызванные неприятием чужих взглядов, по сравнению с настоящей любовью, соединяющей людей даже из разных социальных слоёв.
Анализ №3
Повесть «Барышня-крестьянка» была написана в 1830-м году. И относилась к циклу повестей, которые написал вымышленный персонаж Иван Петрович Белкин. А.С. Пушкин придумал его, боясь, что произведения не примут, осудят и не поймут. Так И.П. Белкин стал сочинителем цикла повестей.
Всего в него вошло пять историй: выстрел, метель, гробовщик, станционный смотритель и барышня-крестьянка. Работа проходила осенью в любимое время года Пушкина. Он тогда гостил в селе Болдино. Собирался пробыть там не долго, но вспыхнувшая в Москве эпидемия холеры, задержала писателя в селе.
Барышня-крестьянка завершала цикл повестей. Эта история рассказывает о жизни, привычках и взаимоотношениях двух помещиков. Берестов и Муромский, два соседа, не сходились во мнении, и из-за этого враждовали. Муромский был страстным поклонником английской манеры жизни. А Берестов не понимал соседа.
Однажды к Берестову приезжает сын. Красивый юноша. У Лизы, дочери Муромского проявляется интерес к молодому барину. Ей хочется на него посмотреть. А как это сделать, если соседи ненавидят друг друга. Вместе с наперсницей — Настей, Лиза придумывает как познакомиться с Алексеем, так звали сына Берестова. Барышню одевают в крестьянский наряд. И она отправляется в лес, где и состоялось знакомство. Лиза представилась Алексею,- дочерью кузнеца, которую звали — Акулина. Постепенно между молодыми людьми вспыхивают чувства.
Тем временем, случай помирил двух враждующих соседей. Лошадь Муромского сбросила своего седока, а берестов помог врагу. В результате они становятся почти друзьями. И у обоих возникает мысль поженить своих детей. Наступает кульминационный момент. Молодые люди размышляют над ситуацией. Лиза понимает, что надо признаться Алексею в том, кто она на самом деле. А Алексей в свою очередь, ссорится с отцом из-за того, что не хочет жениться на соседской барышне. Он решает написать своей Акулине письмо, в котором рассказывает о грядущих событиях и предлагает ей свою руку. Он готов жить своим трудом. Ведь отец грозился оставить сына нищим, если тот не образумиться. Всё заканчивается счастливо. Берестов младший приезжает к Муромским, чтобы поговорить с отцом Лизы. Однако его не было дома. Тогда он решает поговорить с самой барышней. Входит в дом, и застаёт её за чтением его письма. В первый момент Алексей столбенеет. Но, когда Лиза, увидев его пытается убежать, бросается её удерживать. Всё время повторяет слова: «Акулина!» «Акулина!»
Автор не описывает подробно развязку. Он оставляет возможность читателю самому её обдумать.
История «Барышня крестьянка» написана в жанре повести. Есть несколько ответвлений. Главных героев четверо: Григорий Муромский, его дочь Лиза, Иван Берестов, его сын Алексей. Остальные герои являются второстепенными.
Повесть написана в направлении реализма. Также отмечается сентиментализм и романтизм. Сюжет проходит линейно, плавно — от завязки до развязки. В композиции есть вступление, в котором автор знакомит читателя с героями, их укладом и привычками. Завязка- когда Лиза решает познакомится с молодым Берестовым. Кульминация — когда Алексей приезжает к Муромским, чтобы разобраться со сложившейся ситуацией. Развязка — когда Алексей узнаёт в Лизе Акулину. В это же время возвращается Муромский и видит свою дочь и сына бывшего врага. «Да я смотрю у вас уже всё слажено»- радуется он.
Основной темой повести является чувства Лизы и Акулины. Их переживания и поступки. Кроме того, автор с юмором относится к русским дворянам, которые любят копировать заграничные обычаи и манеры. Таким дворянином был Григорий Муромский. В повести также затронута тема социальных предрассудков. В то время не могло быть чувств между людьми из разных сословий. Молодые люди не могли открыто выражать свои чувства и мысли. Поэтому они вынуждены хитрить. В случае с героями Лизой и Алексеем — они придумывают тайную переписку. почтой служит дупло дерева.
А.С. Пушкин в повести «Барышня-крестьянка» выражает мысль о том, что человек должен бороться за своё счастье не смотря ни на какие предрассудки.
Стихотворение «Как Вовка стал старшим братом»
Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.
У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.
Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.
Характеристика героев повести Барышня-крестьянка
В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать, хотя, конечно, главными из них являются двое: Алексей Иванович Берестов, молодой барин из Тугилова, и Лизавета Григорьевна Муромская.
Алексей и Лизавета
являются детьми двух не ладивших между собой баринов, чьи имения находятся по соседству. Именно из-за разногласий этих двух героев, завязывается история, описанная Пушкиным.
Иван Петрович Берестов
, отец Алексея, он поселился в своем имении в Тугилово сразу после того, как подал в отставку, до этого он был гусаром, и с тех пор он практически не покидал деревни. Его жена умерла при родах. Люди в округе считали его гордым, хотя это не мешало им его любить. Себя он считал очень умным человеком, так как дела имения шли отлично, он сам вел его расходы и имел суконную фабрику, хотя, при этом ничего не читал, кроме газет.
Григорий Иванович Муромский
, в молодости очень промотался, потеряв все свои имения, за исключением последнего, в котором и поселился, овдовев вместе с единственной дочерью Лизой. Григорий Иванович и теперь продолжал жить на широкую ногу, за что и не любил его Иван Петрович. Муромский завел английский сад, и все устройство его имения было на английский манер.
Главная героиня Лизавета Григорьевна
была 17-ти летней девушкой, которая как все деревенские барышни имела самобытный характер, не сглаженный высшим светом. Внешне она была красавицей со смуглой кожей и черными глазами. Характер ее был живой и озорной. Именно благодаря своему характеру она и решилась на авантюру, когда переодевшись крестьянкой, отправилась в сторону Тугилова, чтобы увидеть молодого барина. Лиза была наслышана о красоте и статности молодого Берестова, в округе о нем говорили много, но она почти единственная до сих пор его еще не видела. Поэтому Лизу можно охарактеризовать, как очень смелую девушку, хотя по- началу она очень переживала о том, что пообещала Алексею вновь прийти на место их первой встречи. Так как из-за вражды отцов, она и надеяться не могла на союз с Алексеем берестовым.
Алексей Иванович Берестов
– это молодой человек, единственный сын Ивана Петровича Берестова. Алексей мечтал стать гусаром, поступить в полк и быть военным, но на то не было воли его отца. Молодого Берестова можно считать послушным сыном, так как он действительно подчинился в этом отношении своему родителю. Но все-таки его характер силен, и это проявляется во время желания отца женить его на Лизавете Муромской. Алексей отказывается, еще не подозревая, что Лиза и есть та самая Акулина, которую он полюбил. В этот момент он проявляет волевой свой характер, напрямую говорит отцу, что не женится, а услышав, что отец лишит его наследства, все равно принимает решение быть с Акулиной и пишет ей письмо, рассказывая все, и делая ей предложение.
Также важными для повествования являются такие герои как Настя – девушка крестьянка
, помощница Лизы, именно ей барышня доверяет все свои тайны и советуется, принимая решения. И второй персонаж – это мисс Джаксон, француженка гувернантка Лизы, на которую в большей степени влияет озорной характер Лизаветы Григорьевны.
Краткий сюжет повести
Произведение написано легким пушкинским языком, поэтому школьникам и даже взрослым сложно оторваться от чтения. В среднем на знакомство с полным текстом уходит около 30 минут. Краткий пересказ произведения для читательского дневника удобно выполнить по плану:
- Помещики в ссоре. В начале XIX века в российской глубинке живет помещик Берестов, который находится в давней ссоре с соседом, помещиком Муромским. Мужчины вдовцы, у каждого из них по одному ребенку. У Муромского — дочь на выданье, а у Берестова — неженатый сын в расцвете молодости и сил.
- Приезд Алексея. После окончания университета молодой человек возвращается в имение, где флиртует с местными девушками. Лиза узнает о его проделках и хочет познакомиться, но их отцы в ссоре, поэтому пригласить соседей в гости не получится.
- Лесное происшествие. Переодевшись крестьянкой, девушка идет в лес, где часто охотится Алеша. Встреча происходит очень быстро, и юноша проявляет искренний интерес к Акулине (этим именем представилась ему переодетая барышня). Герои начинают тайно встречаться. Молодой человек уверен, что полюбил простую девушку. Лиза же знает о нем все.
- Примирение неприятелей. Однажды в лесу Муромский падает с коня. По счастью, рядом проезжает Берестов, который помогает ему и отвозит домой. Помещики приходят к выводу, что лучше дружить, чем относиться друг к другу с неприязнью. По случаю примирения отец Лизы приглашает соседа с сыном на званый обед.
- Прием у Муромских. Лиза переживает по поводу встречи с Алексеем и не хочет выдавать себя. Она использует белила и надевает парик, в результате чего молодой Берестов не узнает ее. Молодая соседка ему не нравится.
- Планы. Старые помещики сговорились породниться, поженив детей, но Алексею не нравится эта идея. Его сердце принадлежит Акулине, он категорически против решения отца.
- Разоблачение Лизы. Молодой Берестов едет к соседям с целью лично отказаться от брака с Лизой. Девушка в это время мечтает у окна в привычном платье. Войдя в дом к Муромским, Алексей встречает Акулину и понимает, что она не та, за кого себя выдавала. Он счастлив, что все так удачно разрешилось.
Стихотворение «Вовка повзрослел»
Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты. Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.
Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.
Главная мысль
Основная идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.
Повесть заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства. Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.
Главная мысль произведения
Пушкин своей повестью доказывает, что человек не должен идти на поводу у предрассудков. Только переступив через них, он может отвоевать свое право на счастье.
Повесть завершается счастливым для влюбленных концом, благодаря не только стечению обстоятельств, но и их упорству и готовности идти на жертвы ради своих чувств.
Вечные высшие ценности, к которым относится и любовь, неизмеримо более значимы, чем какие бы то ни было условности и предрассудки общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, порой кажущиеся непреодолимыми.
Идея повести – показать читателю, что при таких обстоятельствах любовь может быть не только трагической, но и счастливой. Она представляет собой иллюстрацию того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его – вот какова основная мысль новеллы.
Простота и доступность изложения, сочувствие автора героям, отсутствие традиционной выспренности в описании чувств, приближающее их к чувствам реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.
Вражда двух помещиков
В одной из отдалённых губерний жил Берестов.
Иван Петрович Берестов — богатый помещик, бывший военный, вдовец, строгий, прямой, приверженец русских традиций.
Продолжение после рекламы:
Он служил в гвардии, в 1797 году вышел в отставку и с тех пор безвылазно жил в своём имении. Жена его, бедная дворянка, умерла, когда Берестов был на охоте. Помещик быстро утешился, занимаясь хозяйством, и вскоре его поместье стало самым богатым в уезде.
Имение Берестова граничило с владениями Муромского.
Григорий Иванович Муромский — ближайший сосед и на начало повествования неприятель Берестова, вдовец, англоман, добрый, очень непрактичный чудак.
Несмотря на увлечение английским образом жизни, Муромский был настоящим русским барином. Живя в Москве, он промотал большую часть своего состояния, овдовел и поселился в последней оставшейся у него деревне.
В поместье Муромский завёл настоящий английский сад, который съедал почти все его доходы, одел конюхов английскими жокеями и нанял в гувернантки дочери настоящую англичанку. Поля он пытался обрабатывать по английской «мето́де» и, даже живя в деревне, умудрялся влезать в новые долги.
Брифли существует благодаря рекламе:
Соседи любили Муромского, хоть и считали гордым. Не любил и осуждал его способы ведения хозяйства только Берестов, ненавидевший любые нововведения.
Гарем Юсупова
Достоверно неизвестно, но многие знаменитые личности XIX века отмечали в своих воспоминаниях, что у князя Николая Юсупова — большого эстета и богатейшего человека Российской империи, имелся свой собственный гарем из крестьянок.
Особенность этого сераля заключалась в том, что все его наложницы обладали неимоверной красотой и в обязательном порядке обучались балету. Для повышения профессионализма сералек Юсупов пригласил на должность преподавателя известного балетмейстера Йогеля.
Князь весьма дорожил своим женским коллективом, который он представлял гостям в дни шикарных празднеств. На протяжении всего торжества дворовые девушки танцевали, а в конце, когда Николай Борисович подавал секретный сигнал, девицы скидывали с себя театральные костюмы, и представали перед собравшимися похотливыми стариками в обнаженном виде. В этот самый момент князь вставал, и демонстративно долго аплодировали своей труппе, его примеру следовали все приглашённые, которые вместе с ним участвовали в последующей оргии.