«бедная лиза». внутренний мир героев. роль пейзажа

Краткое содержание

Несложно запомнить, о чем повесть. Ведь ее сюжет не отличается насыщенностью или перипетиями. Аннотация к повести позволяет узнать главные события. Сам Карамзин краткое содержание передал бы так:

  1. Оставшись без отца, Лиза начала помогать обедневшей матери, продавая цветы и ягоды.
  2. Эраст, покоренный ее красотою и свежестью, предлагает ей продавать товар только ему и потом вообще просит не выходить на улицу, а отдавать ему товар из дома. Этот богатый, но ветреный дворянин влюбляется в Лизу. Они начинают проводить вечера наедине.
  3. Вскоре к Лизавете сватается зажиточный сосед, но Эраст утешает ее, обещая сам жениться. Происходит близость, и Эраст теряет интерес к погубленной им девушке. Вскоре юноша уезжает на службу. Лизавета ждет и боится. Но случайно они встречаются на улице, и Лизавета бросается ему на шею.
  4. Эраст сообщает, что помолвлен с другой, и приказывает слуге дать ей денег и вывести со двора. Лизавета, передав деньги матушке, бросается в пруд. Мать ее умирает от удара.
  5. Эраст разорен проигрышем в карты и принужден жениться на богатой вдове. Он не находит счастья в жизни и винит себя.

В город продавать цветы

Сюжетная линия

Автор начинает с описания Симонова монастыря и его окрестностей. С первых строк читатель буквально вливается в сюжет, может живо себе его представить. Заглядывая вперед, нужно отметить, что и психология персонажей раскрыта полностью. В совокупности все это создает впечатление достоверности информации. Можно даже предположить, что повесть основана на реальных событиях.

В центре сюжета молодая девушка Лиза — дочь зажиточного крестьянина. Но после смерти отца хозяйство приходит в упадок, и юной особе приходится самостоятельно добывать себе деньги на жизнь. Она торгует ландышами в Москве, где и встречает дворянина Эраста. Почти сразу наступает влюбленность. Пара проводит вечера вместе, и мужчина даже готов отказаться от традиций и светской жизни.

У матери Лизы была любовная история. Именно ей принадлежит цитата про то, что крестьянки тоже умеют любить. После смерти Ивана ее жизнь обретает серость, но она вкладывает все свои чувства в дочь, мечтая выдать ее замуж. Стоит ли говорить, каким горем оказалась для нее печальная судьба молодой крестьянки.

Молодые влюбленные пробыли рядом 3 месяца. Но как только Лиза теряет невинность, у Эраста сразу проходит интерес. Недолго тяготившись обществом девушки, мужчина сообщает, что им нужно расстаться, так как требуется отправиться в поход вместе с полком.

В армии Эраст проигрывает все свое состояние и поместье в карты. Оставшись ни с чем, он вынужден взять в жены дворянку в возрасте. Иного способа восстановить прежнее финансовое положение нет. Такое положение вещей является нормальным в светском обществе. Многие браки заключались по расчету, и любви не было места.

Лиза тоскует по любимому, но пока не знает о его решении. Она случайно видит Эраста, который садится в дорогую карету. Позже она узнает о его помолвке. Не в силах вынести предательства, молодая девушка бросается в пруд, около которого они раньше много гуляли. Повествование заканчивается так же, как началось — с описания окрестностей Симонова монастыря.

Проблематика произведения

  • Социальная: история влюбленных, принадлежащих к разным социальным слоям, несмотря на всю красу и нежность чувств, приводит к трагедии, а не к счастливому финалу, к которому привыкли в старых романах.
  • Философская: борьба разума с сильными естественными чувствами.
  • Моральная: нравственный конфликт повести. Прекрасные чувства между крестьянкой Лизой и дворянином Эрастом. В итоге после недолгих моментов счастья чувствительность героев приводит Лизу к гибели, а Эраст остаётся несчастным и будет вечно корить себя за смерть Лизы; именно он, по словам рассказчика, поведал ему эту историю и показал Лизину могилу.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма

Вопросы для обсуждения:

  1. Истоки сентиментальной прозыКарамзина.

принципы Карамзинаподобно героиням сентиментальных идиллийосвобождению его от архаизмов

  1. Этико-эстетическая программа русского сентиментализма и ее реализация в повести «Бедная Лиза». Название повести. Внешний и внутренний конфликт. Авторскаяпозиция.

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощение в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатый дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным »(1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так.Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей ‹…›: великолепная картина, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… ›. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые ‹…› наделяют алчную Москву хлебом. ‹…›Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. ‹…› Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях (1 , 605-606).В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой всем обладает комплексом этих признаков, но имеет свой собственный доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор-рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости обратной натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности, поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма, но и подлинной родиной русской художественной прозы.Внешний и внутренний конфликт повести

  1. Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложностьхарактеров.

ЛизаТрудолюбивая и усердная Лиза усиленно работаетЭрастМать ЛизыАвторОтец ЛизыБогатая вдоваАнюта

  1. Функция пейзажа впроизведении.

Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.живая раскрывается она навстречу любвиТаким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.

  1. Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль вповести.

Знаменитая повесть Карамзина«Бедная Лиза»Никогда жаворонки так хорошо не певали

  1. Традиции повести «Бедная Лиза» в русской литературе XIX–ХХвв.

  1  

Популярность повести

Сегодня мы поговорим о повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая вышла в свет в 1792 году (рис. 1).

Рис. 1. О. Кипренский «Бедная Лиза» (Источник)

Надо сказать, что выход в свет этой повести сопровождался необыкновенным успехом, даже ажиотажем среди русской читательской публики, что неудивительно, потому что появилась первая русская книга, героям которой можно было бы так же сопереживать, как и «Страданиям юного Вертера» Гёте или «Новой Элоизе» Жан-Жака Руссо. Можно сказать, что русская литература начала становиться на один уровень с европейской. Восторг и популярность были такими, что началось даже паломничество к месту событий, описанных в книге. Как вы помните, дело происходит недалеко от Симонова монастыря, место получило название «Лизин пруд». Это место становится настолько популярным, что некоторые злоязычные люди даже сочиняют эпиграммы:

***

Здесь утопилася Эрастова невеста… Топитесь, девушки, В пруду довольно места!

***

Ну можно ль поступать Безбожнее и хуже? Влюбиться в сорванца И утопиться в луже.

Всё это способствовало необыкновенной популярности повести среди русских читателей.

Естественно, популярность повести придавал не только драматичный сюжет, но и то, что она вся была художественно необычна.

О статье Н.М. Каразмина «Что нужно автору?»

Статья Карамзина «Что нужно автору», написанная им в 1793 году, стала своеобразным манифестом сентименталистского направления в русской литературе. В ней Карамзин (рис. 2) создаёт образ идеального писателя.

Рис. 2. Н. М. Карамзин (Источник)

Вот что он пишет: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя…», «Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства…», «Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего…», «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, – или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей. Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь в чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь Парнасских – они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину – ты не будешь бесполезным писателем – и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу…», «Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором».

Вот художнический девиз Карамзина: дурной человек не может быть хорошим писателем.

Это интересно: 1812,История создания Apple: познаем по пунктам

8 класс суть, смысл, идея и мысль

Данное произведение было опубликовано в 1792 году. Повесть является ярким примером сентиментализма. Помимо этого, в русской литературе впервые появился такой феномен, как самоубийство главного героя. Идея данной работы была взята с иностранной литературы. В повести автора была изменена обстановка, она полностью подстраивалась под дачу писателя. Благодаря этому сюжет стал более реальным, и все, что складывалось далее, воспринималось как реальная история с живыми людьми.

До написания произведения писатель активно покорял Европу. Откуда и взял новое направление для русской литературы. Писатель окончательно поселился в Москве. Жанр сентиментализма привнес именно Николай Михайлович.

Повесть Карамзина кончается печально, главная героиня совершает суицид, а Эраст мучается угрызениями совести. Обычно в русской литературе всё кончалось хорошо, счастливый финал являлся отличительной чертой. Однако, писатель привносит нечто новое, что вызывает целую волну интереса.

Автор в своем произведении поднимает несколько жизненно важных тем: тему несчастной любви, тему социального неравенства, тему разбитых ожиданий и потерю смысла жизни. Читатель знакомится с крестьянским бытом, мировосприятием, простотой и наивностью. Лиза – обычная крестьянка, выросшая в простой семье, очень часто бывала на природе. Все эти факторы сформировали в ней хорошие качества: простота, чистота, высокие нравственные принципы. Девушка имеет прекрасные черты характера, с ней очень приятно общаться.

Проблема этой девушки состояла в том, что она выбрала чувства, а не разум. Лиза встречает молодого человека по имени Эраст и тут же влюбляется в него без памяти. Вот в чём была ее ошибка, девушка решила отдаться своим чувствам. Разум сразу говорил, что у этой пары не может быть серьезных отношений. Он — дворянин, она – крестьянка, изначально можно понять, что у них не может быть совместного будущего. Парень не сможет отказаться от своего образа жизни, он уже не мыслит свою жизнь без роскоши. Он не сможет поставить любовь выше богатства. Также и Лизу в высшем свете не примут, она для них простушка, которая ничего из себя не представляет.

Живя чувствами и заоблачными мечтами, девушка подвела себя к пропасти. Она не смогла пережить предательство возлюбленного, что подтолкнуло ее к такому страшному поступку, как самоубийство.

Социальное неравенство невозможно преодолеть. Разве что только, если дворянин сможет отказаться от всего ради любви. Однако, такой расклад событий очень маловероятен. Эраст не привык к другой жизни. Ради роскоши он готов жить со взрослой вдовой, к которой не испытывал чувств вовсе. Для него не сложно было променять любовь на богатство. Однако, после случившегося молодой человек постоянно терзался муками совести.

Девушка допустила очень большую ошибку, когда отдалась чувствам и обрекла себя на такой страшный конец.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедная Лиза.

Год написания – 1792 г.

История создания – Прогрессивные взгляды Карамзина как писателя, решившего внедрить в русскую литературу жанр сентиментализма, помогли ему изучить европейскую литературу, и найти сюжет повести.

Тема – В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство.

Композиция – События истории длятся три месяца, заканчиваясь трагической развязкой.

Жанр – Карамзин считается автором создания коротких новелл, одной из которых и является повесть «Бедная Лиза».

Направление – Сентиментализм.

Как идея «Бедной Лизы» пришла к Н.М. Карамзину

Идею этой повести Николай Михайлович не придумывает сам. Писатель частенько сталкивается с ней, путешествуя по Европе. Там литература начала активнее уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к нежности и чувственности сентиментализма. Многочисленные поездки Карамзина приводят его к выводу, что русскому читателю тоже будет не чужда история любви разных по сословию молодых людей. При этом автор не оставляет иностранную историю в первозданном виде. С первых строк понятно, что главные герои русские и живут в Москве и около нее. Характер персонажей также является достаточно типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, все гротескно преувеличено – Лиза настолько чиста и наивна благодаря своему единению с природой, что в ее голове просто не могут возникнуть плохие мысли. В противовес влиянию сельской жизни Карамзин рисует город чудовищем, готовым поглотить невинные души, испортить и исковеркать их. Все это чувственно приближает сюжет и главных героев повести к читателю, заставляет им сопереживать. Новым для русской литературы был и плохой конец произведения – рядовой читатель того времени привык, что в конце всегда побеждает добро. Смерть главной героини породила волну сочувствия, особенно среди слабого пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать. Можно сделать вывод, что Н.М. Карамзин взял основной сюжет из европейских сентиментальных повестей. При этом он его во многом переработал, взяв по-настоящему русских персонажей и местные пейзажи. Все это сделало «Бедную Лизу» одной из самых популярных повестей своего времени.

Уникальные особенности

Композиция повести настолько проста, но в то же время уникальна, что она легла в основу многочисленных произведений. Например, можно посмотреть онлайн мультипликационный кукольный фильм, снятый по мотивам в 1978 году. Настолько большой фурор произвел оригинал после печати. Другие особенности:

  • В планах автора было объединение двух языков — разговорного крестьянского и дворянского. Он хотел написать произведение, которое объединит две разные культуры.
  • Есть много цитат, позволяющих читателю ощутить собственную значимость, словно он сам участвует в событиях. Некоторые даже называли произведение дневником, потому как в нем часто встречаются мысли автора.
  • Сентиментальная тема стала образцом для подражания. А глава, в которой девушка бросается в пруд, где и обрывается ее жизнь, нередко цитировалась, а ее идея использовалась в повседневности.
  • Повествование начинается с описания природы. Впоследствии пейзажи гармонируют с состояниями главных героев. Каждое предложение является следствием предыдущего, и весь текст читается на одном дыхании.

На самом деле Карамзину удалось написать такую повесть, равной которых не было ни до, ни после. В тексте явно просматривается идеализация деревенской жизни. Крестьяне представлены, как добрые и чуткие люди, которые всегда готовы отдать себя полностью. В то же время городские жители являются полным их антиподом. Они готовы сделать все что угодно, чтобы удержать свое положение, финансовое состояние и продолжить вести разгульный образ жизни в противовес героям «Евгения и Юлии».

Сюжет и композиция

Все события повести происходят на протяжении трех месяцев. Однако автор повествует о них как о событиях тридцатилетней давности. Кроме психологии героев, которая до мелочей раскрыта в повести, на концовку влияют и внешние события, толкнувшие главную героиню на решительный шаг.

Начинается и заканчивается повесть описанием окрестностей Симонова монастыря, которые напоминают рассказчику о плачевной судьбе бедной Лизы. Возле её могилы он любит сидеть в задумчивости под сенью деревьев и смотреть на пруд. Это описание было сделано Карамзиным настолько точно и живописно, что началось паломничество поклонников повести к монастырю, поиски места, где была хижина, поиски могилы Лизы и т. д. Читатели поверили в то, что эта история действительно произошла на самом деле.

Новым и непривычным было в повести то, что вместо ожидаемого (по привычным романам) счастливого финала читатель встречался с горькой правдой жизни.

Как говорил Карамзин о повести «Бедная Лиза»: «Сказка весьма не замысловатая». Эраст – молодой, богатый дворянин, влюбляется в дочь поселенца Лизу. Но из-за сословного неравенства брак их невозможен. Он ищет в ней друга, однако дружеское общение перерастает в более глубокие взаимные чувства. Но он быстро охладел к девушке. Находясь в армии, Эраст проигрывает свое состояние и, чтобы поправить финансовую ситуацию, женится на богатой пожилой вдове. Случайно встретив в городе Эраста, Лиза решает, что сердце его принадлежит другой. Не в силах смириться с этим, Лиза топится в том самом пруду, возле которого они когда-то встречались. Эраст до конца дней своих остаётся несчастным, он долгие годы страдает от мук раскаяния и открывает эту историю рассказчику за год до своей смерти. «Теперь, может быть, они уже примирились!» – такими словами завершает свою повесть Карамзин.

История создания повести

Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени – это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести – такие как Лиза – дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок – с 1789 по 1790 годы он  побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в  собственном журнале.

«Бедная Лиза» — не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате – таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна – читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Начало истории

Девушка Лиза — дочь довольно зажиточного селянина, она спокойно живет рядом с Симоновым монастырем и радуется жизни и своей молодости.

Внезапно ее отец, кормилец всей семьи, скоропостижно умирает. Лиза — единственная дочь. Она остается вдвоем с матерью, которая уже стара для работы, силы ее покидают. Чтобы прокормить себя и матушку на попечении, Лиза берется за любую работу. Она уже не вспоминает те дни, когда ее руки были нежными.

Трудясь день и ночь, Лиза проживает свою молодость. Она не боится работы. Дома девушка вязала носки и чулки, ткала и шила. Весной она собирала и продавала цветы, а летом — ягоды.

Прошло уже два года после смерти отца. Лиза привыкла к тяжелому, изматывающему труду. Каждая копейка была для них с матерью ценностью.

Наступила весна, девушка, как обычно, пошла искать цветы. Она нарвала свежих ландышей и двинулась в Москву, чтобы продавать их на площади. На улице к ней подошел прекрасный молодой человек. Он был хорошо и чисто одет, происходил явно из дворянской семьи.

Увидев Лизу, герой предложил ей за ее ландыши не пять копеек — ее обычную цену, по которой шла продажа цветов — а целый рубль. Девушка отказалась от такого предложения. Но она была готова обменять цветы на пять копеек. Молодой человек сказал, что рубль — это достойная цена за цветы, сорванные такими прекрасными руками, как у Лизы.

Проблематика и жанровая принадлежность

Читательский анализ произведения позволяет выделить несколько основных тем, к которым автор хотел подвести. Основная идея заключается в любви наивной девушки и богатого дворянина. Разное положение в обществе не стало преградой, и Лиза окунулась с головой в омут чувств, где ее ждало предательство и разочарование.

Юная девушка не стала слушать свой рассудок, она полностью поддалась чувствам. Поэтому и потеряла смысл жизни вслед за предательством. Если бы Лиза слушала свой разум, то не восприняла отношения серьезно. Разным социальным сословиям не суждено быть вместе. Эраст не смог бы влиться в деревенскую жизнь, а крестьянку никогда не примут в высшем обществе. Это явно просматривается с каждой новой прочитанной страницей.

Изначально назвать жанр «Бедной Лизы» было сложно. Карамзин со своим произведением стал основоположником новеллистического стиля, поскольку вся классика до него была в многочисленных томах. Саму же повесть можно охарактеризовать, как психологическую или сентиментальную, способную вызывать у читателя искренние чувства и сопереживание главным героям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: