Краткое содержание
Действие первое
Картина первая
Картина вторая
Капризной Королеве взбрело в голову, чтобы наступил апрель, и на новогоднем банкете были подснежники. Она издала указ, в котором объявила о начале весны и пообещала щедро наградить того, кто принесет во дворец подснежники.
Картина третья
В маленьком домике на окраине города Мачеха с Дочкой обсуждали приказ Королевы. Им очень хотелось получить обещанную награду, но где зимой отыщешь подснежники? Они решили отправить в лес Падчерицу, чтобы та принесла им весенние цветы.
Действие второе
Картина первая
Набравшись смелости, девочка подошла к ним и рассказала, что злая Мачеха заставила ее пойти в лес и собрать подснежники. Чтобы помочь ей, братья решили на часок уступить место Апрелю.
Картина вторая
Падчерица принесла подснежники домой и тут же заснула крепким сном. Дочка, заподозрив неладное, нашла у нее волшебное кольцо и забрала себе, пока девочка спала. Проснувшись, падчерица принялась умолять вернуть ей кольцо, но Мачеха и Дочка и слышать ничего не хотели. Забрав корзину с подснежниками, они поспешили в королевский дворец.
Действие третье
Королева сменила гнев на милость, когда подснежники принесли Мачеха и Дочка. Они не могли внятно ответить, где достали цветы, и признались, что это сделала Падчерица. Королева тут же решила отправиться со свитой к этому волшебному месту.
Картина первая
Королева велела дать шубу Падчерице, которая совсем озябла в холодном лесу. Осмелев, девочка попросила у Королевы вернуть ей колечко, которое забрала у нее мачехина Дочка. Взамен же Королева потребовала показать место, где девочка нарвала подснежники, но та отказалась.
Разгневанная Королева велела снять с упрямицы шубку и бросила колечко в прорубь. Падчерица успела произнести волшебные слова. Тут же поднялся сильный ветер, и девочка исчезла. Друг за другом последовали все времена года: зима, весна, лето и осень.
Картина вторая
Месяцы подарили девочке большой сундук, в котором были «шубы, платья, вышитые серебром, серебряные башмачки и еще целый ворох ярких, пышных нарядов» и чудесные сани.
К костру присоединился Солдат. Увидев сани Падчерицы, запряженные резвым скакунами, он предложил Королеве попросить девочку вывезти их из леса. Та впервые в жизни произнесла слово «пожалуйста», и Падчерица с радостью отвезла всех во дворец.
Так закончилась история о двенадцати месяцах.
Комическое как эстетическая категория. Связь комического с философско-эстетической категорией смеха
Приступая к исследованию жанра НФ сатирико-юмористического романа, необходимо определиться среди различных теорий комического и кратко рассмотреть характерные особенности комического смеха.
В философии и культурологи разработано много определений понятия смеха. Самое первое принадлежит Аристотелю, который писал, что смешное есть некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдание и не для кого не пагубное . Позже, глубже изучая природу комического и развивая теорию комического смеха, исследователи, так или иначе, повторяют мысль Аристотеля. К примеру, такое определение комическому даёт М. Свобей: «Самое адекватное определение комического таково: проявление с человеческой точки зрения значимого несоответствия, противоречия или абсурдности, которое не является угнетающе серьёзным или весомым» .
Вместе с тем существует немало концепций смешного. Теория «превосходства» (Superiority Theory), изначально предложенная Т. Гоббсом в 1600 году, рассматривает комический эффект как «внезапную славу» (sudden glory), порождающую «гримасы смеха» (grimaces called laughter) , -первый компонент комического, согласно этой теории, — чувство внезапного триумфа, осознание того, что кто-то хуже по сравнению с нами, второй компонент — элемент неожиданности, который способствует комическому эффекту, но не является необходимым фактором. Часто «внезапная слава» исходит из чувства нравственного, а не только физического и интеллектуального превосходства над предметом шутки.
Теория «противоречия» (Incongruity Theory) была предложена Б. Паскалем (Blaise Pascal) в начале 17 века, но более полную разработку получила в работах Джеймса Битти в 1776 (James Beattie). Согласно теории противоречия, юмор возникает на стыке двух или более несостоятельных, неуместных или разнородных черт или обстоятельств, объединённых в одном объекте, вследствие чего эти черты или обстоятельства приобретают некую взаимосоотнесённость. Смех порождается несоответствием между тем, что мы ожидаем, и тем, что испытываем в реальности. Эта теория становится основой более поздней теории несовместим , , , которая в зарубежных исследованиях получила название
Conflict Mixture Theory. Согласно этой теории, комизм ситуации воспринимается нами при одновременном ощущении несовместимых эмоций. Ещё в «Диалогах» (Филеб) Платон говорил, что смех возникает из одновременного ощущения удовольствия и боли. Эта теория объясняет природу сатиры — то, почему негативное явление вызывает смех. Сатирическое отображение действительности достигается через сближение зла, доставляющего эмоциональную боль, и абсурдности этого зла, его неопасности, нелепости и мелочности в его изображении. Несовместимые эмоции или источник этих эмоций — это игривое и серьёзное, симпатия и вражда, радость и ненависть, манящее и пугающее. Коустлер добавляет, что смена эмоций отстаёт от быстрой смены мыслей, что это несоответствие вызывает смех .
Согласно бир ргдческой…теории, смех «встроен» в нервную систему и выполняет оздоровительную функцию организма. Физиологический аспект смеха разрабатывался Уильямом Фрайем. , , В начале двадцатого века исследователи, следуя биологической теории, полагали, что чувство юмора — это инстинкт, который позволяет преодолевать вредное воздействие депрессии, порожденной несовершенством окружающего мира. И по сей день Ассоциация Прикладного и Терапевтического Юмора определяет юмор как «вмешательство, способствующее здоровью пациента путём обнаружения, выражения или оценки абсурдности или несоответствия жизненных ситуаций» .
Фэнтези:
Фэнтези — жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.
Для этого жанра характерны такие герои, как боги, колдуны, гномы, тролли, призраки и иные существа. Произведения в жанре «Фэнтези» очень близки к древнему эпосу, в котором герои сталкиваются с волшебными существами и сверхъестественными событиями.
Жанр «фэнтези» с каждым годом набирает обороты и у него становится больше поклонников.
Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.
Основными представителями (авторами) этого жанра являются Роберт Джордан (фэнтезийный цикл книг «Колесо времени», включающий 11 томов, Урсула Ле Гуин (цикл книг о Земноморье – «Волшебник Земноморья», «Колесо Атуана», «На последнем берегу», «Тухану»), Маргарет Уэйс (цикл произведений «DragonLance») и другие.
Среди фильмов, снятых в жанре «Фэнтези» вполне достаточно для выбора и подойдут даже для самого капризного киномана.
Среди зарубежных лент я отмечу такие как: «Властелин колец», «Гарри Поттер», любимые во все времена «Горец» и «Фантомас», «Убить дракона» много других замечательных фильмов.
Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.
Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.
Короткий пересказ «12 месяцев» Маршака
Краткое содержание «Двенадцать месяцев» Маршак:
В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.
Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.
Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы. Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину.
Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.
Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.
В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.
Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.
Главная мысль:
Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.
Еще одна «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака рассказывает о мышонке с хорошо развитой интуицией, не раз помогавшей ему избежать смерти.
Определение научной фантастики[]
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, построении новых моделей общества.
Зачастую действие НФ происходит в далеком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк, Станислав Лем и др. Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом, позволяющим полнее раскрыть идею их произведения.
Однако фантастика о будущем и научная фантастика не совсем одно и то же. Действие многих научно-фантастических произведений происходит в условном настоящем («Великий Гусляр» К. Булычёва, большинство книг Ж. Верна, рассказы Г. Уэллса, Р. Брэдбери) или даже прошлом (книги о путешествиях во времени). В то же время, в будущее иногда помещают действие произведений, не связанных с научной фантастикой. Например, действие многих произведений фэнтези происходит на Земле, изменившейся после ядерной войны («Шаннара» Т. Брукса, «Пробуждение каменного бога» Ф. Х. Фармера, «Сос-верёвка» П. Энтони). Поэтому более надежный критерий — не время действия, а область фантастического допущения.
Г. Л. Олди условно делят научно-фантастические допущения на естественно-научные и гуманитарно-научные. К первым относится введение в произведение новых изобретений и законов природы, что характерно для твёрдой НФ. Ко вторым относится введение допущений в области социологии, истории, психологии, этики, религии и даже филологии. Таким образом создаются произведения социальной фантастики, утопии и антиутопии. При этом в одном произведении может сочетаться несколько видов допущений одновременно.
Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге «Люди как боги» писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности. А раз научная, то, стало быть, в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».
Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, „надпространственные тоннели“, телепатия и прочее)».
Социальная фантастика:
Социальная фантастика — разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе.
Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях.
В этом жанре написаны следующие произведения: Братья Стругацкие «Град обреченный», «Час быка» И. Ефремов, Г. Уэллс «Машина времени», «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери.
Кинематограф тоже имеет в своей копилке фильмы в жанре социальной фантастики: «Матрица» (США, Австралия, 1999), «Темный город» (США, Австралия, 1998), «Молодежь» (США, 2014).
Путешествие по мета-личностям: сюжет Гномона
Данные, полученные из головы диссидента и переработанные системой, загружаются в мозг инспектору и раскрываются там, как бутон. Он живет жизнью «подозреваемого», чувствует, что чувствовал он. Естественно, так можно потерять чувство реальности, поэтому иногда надо проходить проверку, в той ли реальности ты находишься (привет, Нолан!). Но что, если личность внутри личности обладает большей плотностью информации, чем ты сам? Чья реальность в этом случае более… настоящая? А если внутри человеческого разума оказывается не просто одна личность, а несколько, и все с умопомрачительной проработкой. Тут недолго и крышей поехать.
После внедрения личности Дианы Хантер в голову Нейт мы, вместе с ней, начинаем видеть жизни нескольких людей. Вернее, трех людей и некой сущности. Финансист Константин Кириакос из Афин, получивший после встречи с мистической акулой необычный дар. Афинаида, возлюбленная Блаженного Августина, в попытках спасти своего сына в античном мире пытается совершить невозможное. Эфиопский художник Берихун Бекеле, что смог когда-то пройти сквозь стены, а теперь работает вместе с дочерью над гениальной игрой «При свидетеле». В этой компании затесался роевой искусственный интеллект из далекого будущего. Повествование чередуется, чтобы читатель увидел из отдаленных точек пространства и времени принадлежащий каждому персонажу нарратив и его пересечение с другими нарративами персонажей. «Как будто бы система тел, спряженных в глуби тел».
Очевидно, Диана Хантер была не так проста. Все указывает на наличие специализированного обучения. Создать множество проработанных личностей у себя в голове для предотвращения такого рода дознания само по себе уникально, а заставить их работать определенным образом — вообще нечто невероятное.
В попытке понять, что за зверинец Нейт находит в голове у подозреваемой, читатель заходит в лабиринт историй персонажей, которые постепенно разрастаются, пересекаются друг с другом да и вообще ведут весьма спутанный образ жизни. Галина Юзефович в рецензии на роман писала, что его структура похожа на водоворот, ускоряющийся по мере чтения книги. Мне структура больше напоминает работы Маурица Корнелиуса Эшера, во всей своей мощи имп-арта. Узор сплетается до конца, однако осмыслить, почему связи оказались именно такими, трудно из-за многослойности вложенных смыслов. При этом неизвестно, какие смыслы вкладывал автор, а что додумал читатель.
История фантастики[]
Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. С приобретением популярности фантастику стали разделять на научную и развлекательную, в которой фантастический антураж использовался для освежения старых сюжетов. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался (как правило, в виде утопии мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.
Поздне́е развитие техники стало рассматриваться в негативном свете и привело к появлению . А в 1980-е годы начал набирать популярность её поджанр киберпанк. В нём высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона.
Фантастика в Советском Союзе
В 1934 году во время всесоюзного съезда писателей известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак фактически раздавил своим авторитетом зарождающуюся советскую фантастику, полностью загнав её в прокрустово ложе детской литературы, определённое им самим личноШаблон:Нейтральность?.
Тем не менее в Советском Союзе были авторы-фантасты: Иван Ефремов, братья Стругацкие, Александр Беляев, Кир Булычёв и другие. В детских издательствах они публиковали зачастую далеко не детские (или не только детские) книги, нередко имея проблемы с разрешением на публикацию и цензурой. Рассказы было опубликовать легче, чем большие произведения. Существовали семинары молодых фантастов, кружки, выходили альманахи с рассказами начинающих авторов. Многие произведения выдающихся советских фантастов относятся к социальной фантастике.
Шаблон:Section-stub
Предтечи
В XIX веке термин «фантастика» подразумевал лишь прием изложения истории — через ирреальный вымысел. Первым, кто сделал фантастику жанром, считается Жюль Верн. Он писал приключенческую литературу, но зачатую заглядывал в будущее, а также снабжал свои истории интересными научными подробностями.
Чуть позже громко заявил о себе Герберт Уэллс, который пошел по такому же пути. Хотя некоторые современники были невысокого мнения об идеях писателя (и порой называли его творчество «ненаучной фантастикой»), позже оказалось, что автор «Машины времени» предугадал большое количество технологий и изобретений. А когда Герберт Уэллс размышлял об атомной бомбе («Освобожденный мир») — даже Эйнштейн называл идею чушью. Лишь со временем стало видно, насколько прозорлив был писатель.
Еще одной предтечей фантастики считается Эдгар Райс Берроуз, прославившийся своей марсианской серией («Марсианская принцесса»).
Терминология[]
Шаблон:Sect-stub
Автором термина «научно-фантастическая» является, вероятно, Яков Перельман, который
в 1914 году написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал термин «научно-фантастическая». До этого похожий термин — «фантастически научные путешествия» — в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье «Редиард Киплинг» (1908).
В 1970 году W. Atheling писал: «Уэллс изначально использовал этотШаблон:Какой термин для обозначения того, что мы сегодня назвали бы научной фантастикой, в которой основанием для повествования выступает сознательное стремление опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж если в повествовании также встречалось некое чудо, то по крайней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес».
Золотой век
В начале XX века в США начали появляться журналы, специализирующиеся на фантастических историях. На тот момент такие произведения считались чем-то вроде бульварного чтива (палп-фикшн), публикующегося на дешевой бумаге для читателей, которые не могли похвастаться большими доходами. Также в те годы активно развивался самиздат — через него публиковались те авторы, которые, как правило, не подходили под требования журналов. Так, например, Говард Филлипс Лавкрафт издавал многие свои произведения.
В 1926 году широкую известность получил журнал Amazing Stories, основателем которого выступил Хьюго Гернсбек. Он стал требовать от авторов больше научно-фантастических элементов. Позже в его честь назвали премию «Хьюго», считающуюся одной из самых престижных наград в области фантастической литературы.
А в 1937 году Astounding Science Fiction возглавил Джон Вуд Кэмпбелл, благодаря которому в фантастику попали многие будущие классики жанра — например, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Теодор Старджон, Артур Кларк, Клиффорд Саймак. Именно период, когда Кэмпбелл возглавлял главный НФ-журнал Америки, стал «золотым веком научной фантастики».
И Гернсбек, и Кэмпбелл сами почти не писали, но активно общались с авторами, особенно второй. Иной раз Кэмпбелл даже сам предлагал авторам собственные идеи или тщательно обсуждал их задумки, стараясь помочь.
Незадолго до рассвета «большой тройки фантастов» — Хайнлайна, Азимова и Кларка — вклад в становление жанра внес Карел Чапек. Он едва не получил Нобелевскую премию по литературе — помешало то, что он оскорбил нацистскую Германию в своих книгах. И именно благодаря ему почти во всех языках мира появилось слово «робот», хотя сам традиционный образ умных машин развил уже Айзек Азимов в рассказах сборника «Я, робот».
К середине XX века журналы вроде Astounding Science Fiction появлялись пачками. Между ними росла конкуренция, зато у авторов, пишущих фантастику, была возможность публиковаться. Затем журналы начали сходить на нет, но к тому времени фантастика все чаще стала выходить полноценными книгами.
На другой половине земного шара в эти времена тоже зарождалась фантастика. Алексей Толстой написал в 1923 году «Аэлиту». Едва переживший Вторую Мировую войну начал активно писать Станислав Лем. Владимир Обручев сочиниал «Плутонию», как ответ Жюлю Верну. В 1950-х начали творить Аркадий и Борис Стругацкие.
Во второй половине XX века стала появляться новая волна ярких фантастов, но это уже тема для другой статьи.
Что такое киберпанк и посткиберпанк?
Герберт Уэллс. Когда спящий проснется
1. БЕССОННИЦА
Как-то днем во время отлива мистер Избистер, молодой художник, временно остановившийся в Боскасле, отправился к живописной бухте
Пентаргена, намереваясь осмотреть тамошние пещеры. Спускаясь по крутой тропинке к Пентаргену, он неожиданно наткнулся на человека, сидевшего на
выступе скалы; человек этот был, по-видимому, в большом горе. Руки его бессильно лежали на коленях, воспаленные глаза были устремлены в одну
точку, а лицо мокро от слез.
Заслышав шаги Избистера, незнакомец оглянулся. Оба смутились, особенно Избистер; чтобы прервать неловкое молчание, он глубокомысленно
заметил, что погода не по сезону жаркая.
— Невероятно, — согласился незнакомец и секунду спустя добавил как бы про себя:
— Я никак не могу уснуть.
Мистер Избистер остановился.
— Неужели? — спросил он, всем своим видом выражая сочувствие.
— Вы не поверите, я не сплю уже шесть суток, — заявил незнакомец, устало глядя на Избистера, и вяло взмахнул рукой, как бы подчеркивая
сказанное.
— Обращались вы к доктору?
— Конечно. Но все без толку. Лекарства… Моя нервная система… Они хороши для других… Это трудно объяснить. Но я не могу принимать…
лекарства в больших дозах.
— Это усложняет дело, — заметил Избистер.
Он нерешительно топтался на узкой тропинке, не зная, что предпринять.
Очевидно, незнакомец не прочь был побеседовать. Естественно, что при таких обстоятельствах мастер Избистер решил поддержать разговор.
— Сам я никогда не страдал бессонницей, — сказал он непринужденным тоном, — но думаю, что против нее можно найти какое-нибудь средство.
— Я не могу рисковать, — утомленно сказал незнакомец и отрицательно покачал головой.
Оба замолчали.
— Ну, а физические упражнения? — нерешительно начал Избистер, переводя взгляд с изможденного лица собеседника на его костюм туриста.
— Уже испробовано. Пожалуй, это и неразумно. Из Нью-Куэя я пошел пешком по берегу; прошагал несколько дней. К нервному расстройству
присоединилась еще физическая усталость. Причина этой бессонницы — переутомление, неприятности… Видите ли…
Он словно бы изнемог и замолчал. Исхудалой рукой он потер себе лоб.
Затем продолжал, будто разговаривая сам с собой:
— Я одинок, скитаюсь по свету и нигде не нахожу себе места. У меня нет ни жены, ни детей. Кто это назвал бездетных мертвым сучком на дереве
жизни? У меня нет ни жены, ни детей, никаких обязанностей. Никаких желаний. Наконец я нашел для себя дело. Я сказал себе, что должен это
сделать, должен побороть свою вялость. Я начал принимать лекарства. Боже, сколько истребил я этих лекарств! Не знаю, приходилось ли вам
чувствовать когда-нибудь тяжесть своего тела, как оно настойчиво требует от нас внимания, сколько берет времени… Время… Жизнь! Ведь мы живем
урывками; мы должны есть, и после еды появляется ощущение приятной сытости или же неприятной. Мы должны дышать свежим воздухом, а не то наш
разум цепенеет, заходит в тупик и проваливается в бездну. Тысячи разнообразных развлечений, а затем нами овладевают дремота и сон. Человек,
кажется, живет только для того, чтобы спать. Какая незначительная часть суток принадлежит в действительности человеку даже в самом лучшем
случае! А тут еще эти ложные друзья человечества, эти пособники смерти, алкалоиды, которые перебарывают естественную усталость и убивают сон:
черный кофе, кокаин.
Антиутопия, которой мы можем стать свидетелями: мир «Гномона»
Аннотация к увесистой книге почти на девятьсот страниц завлекает читателя коктейлем из киберпанка, оруэлловских мотивов, безумных ноток Филипа Дика и легких референсов к детективам золотого века. А первые страницы уже дают понять, что просто не будет.
Итак, Англия, недалекое будущее. Жизнь людей находится под мягким, но неумолимым контролем системы с искусственным интеллектом под названием «Свидетель. Она знает о вас практически все: во сколько встаете, что едите, где работаете, ваши покупки, маршруты передвижения, анализы крови и состояния здоровья. Прямые выборы, трепетное отношение к гражданам.
Обладая возможностями моделирования действий на основе коннектома (коннектом — совокупность нейронных связей человека, слепок психики) конкретного человека, «Свидетель» поможет не только выбрать ресторан и вечерний наряд, но и оптимального для вас партнера. Практически идеальная система. Очевидно, роль независимого судьи тоже принадлежит ей. В качестве исполнительного механизма «Свидетеля» используются все-таки люди, инспекторы, но в целом «Свидетель» самодостаточен и автономен. В релевантных медиа точно были бы «Психопаспорт», «Особое мнение» и «В поле зрения».
Собственно говоря, гномон — солнечные часы
Забегая вперед, нужно признать, что в книге все-таки не хватает более широкого раскрытия темы работы этой системы с технической стороны. И ожидания от этого «персонажа» оказываются завышены. Но что поделать, нельзя объять необъятное.
Как мы видим, уже возникает два вопроса: кто контролирует систему и кто контролирует этих контролеров? Классика! Quis custodiet ipsos custodes? (кто устережет самих сторожей? — лат.)
Как и любая система, «Свидетель» не лишен «особенностей. Так, например, ИИ ставит знак равенства между психически больными людьми идиссидентами-отказниками, т.е. теми, кто намеренно находится вне зоны действия системы, пользуясь преимущественно аналоговыми технологиями. Действительно, как можно хотеть не скроллить ленту инстаграма…
И для тех, и для других есть отличная система «лечения». Пациента усаживают в комфортабельное кресло, а «Свидетель» залезает ему в мозг: считывает всю память, включая эмоциональные отклики и другие возможные ощущения, для максимально полной картины. В большинстве случаев нарушителя «перепрошивают», изменяя нейронную структуру мозга, и он выходит другим человеком. Радуется жизни и не понимает, как он мог быть настолько глуп.
В случае, если пациент подозревался в диссидентстве, то записанные данные система передает инспекторам, для того чтобы они изучили жизнь подозреваемого и увидели, с кем он общался и что делал. Для нашей же безопасности, надо полагать. Или для того, чтобы выяснить причину смерти, если по какому-то невероятному стечению обстоятельств пациент умер на «лечении. Как, например, случилось со старушкой по имени Диана Хантер. Именно с этой задачей сталкивается инспектор Мьеликки Нейт. Идеальный механизм системы, редкостной чистоты человек.