Анализ и сочинения по повести «мальчики» достоевского

Краткое содержание «Детства Чика»

Керопчик, один из грозных городских озорников, опрокинул корзину с конфетами, которая принадлежала дядюшке Алихану. Чик был случайным наблюдателем такого противного случая. О произошедшем узнал Мотя Пилипенко. Невзирая на собственные молодые годы, он сумел провести не единственный грабеж магазина. Действия Керопчика порождают его недовольство и жажду свести счеты. Чик рад, что за бедного лоточника постоит тот, которого он все время характеризовал положительно.

Мотя не спешит с отплатой. Чик то и дело ищет с ним встречи, для того чтобы разузнать, получил ли хулиган по заслугам. Мотя осуществляет акт мщения на глазах главного персонажа. Вынудив обидчика оголиться до трусов, он заставляет проказника ходить по городу почти голышом. Усвоив урок, былой хулиган принимает решение бросить прошлую бесцельную жизнь и становится сапожником. Мотя совершил злодеяние, и его сажают в камеру. После этих событий Пилипенко прекратил быть авторитетом для юного Чика.

очень краткое содержание рассказа «чик и пушкин»

У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привёл в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило. Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: «Что там смешного, Чик?» Поскольку Чик ещё не имел представления об авторском самолюбии, он взялся объяснить, чем смешны эти стихи. И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. «Придётся поговорить с твоими родителями», — сказал он. Но это было невозможно. Для тётушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учёбой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением. «Что же делать?» — с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.

Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным. Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. «Отстань!» — наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего. Небольшой словарь дяди Коли, по подсчётам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведёт дядю Колю. Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ — пообещать лимонад. Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад. Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника. Но что предложить взамен? И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, — должен же его когда-то смыть дождь.

Чик подошёл к Онику: «Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч». — «А что, он уже выкатился?» — «Нет, — честно сказал Чик, — но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит». — «Все-таки неясно, выкатится или нет». — «Выкатится, — убеждённо сказал Чик. — Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч». — «А когда выкупишь?» — оживился Оник, «Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом». Оник побежал за деньгами.

На следующее утро, выбрав момент, Чик подошёл к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: «Лимонад». «Лимонад? — обрадованно переспросил дядя. — Пошли». И добавил по-турецки: «Мальчик хороший».

На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. «Можно?» — спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада. Дядя быстро налил в стакан жёлтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил. После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик. После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: «Пойдём в школу».

Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя. «Здравствуйте, Акакий Македонович, — сказал Чик. — Это мой дядя. Он плохо слышит». Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде. До Чика доносились слова: «Что он нашёл смешного в этих стихах?.. Сказывается влияние улицы». По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведёт с ним серьёзный взрослый человек. «Улица, улица», — повторил дядя по-русски знакомое слово. «Надеюсь, Чик, ты осознал своё поведение», — остановился наконец против него учитель. «Да», — ответил Чик. «Не скрою, — продолжил учитель, — твой дядя показался мне странным». — «Он малограмотный». — «Да это заметно». И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки. Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома. Быстрой походкой дядя удалялся. Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.

Эпизоды

Кораблев Денис периодически попадает в разные смешные ситуации, о чем повествует с детской простотой и наивностью, которая делает повествование еще более интересным. Например, в рассказе «Ровно 25 кило» он пьет слишком много сиропа для того, чтобы выиграть годовую подписку на журнал, а в другой истории собрался всю жизнь провести под кроватью. Немало забавных происшествий происходит с его родителями, друзьями. Например, довольно много смешных эпизодов связано с его папой, который однажды случайно выпил гремучую смесь из разных напитков, приготовленных мальчиком. В другом рассказе герой повествует о том, как его родитель безуспешно пытался сварить курицу на обед.

Характеристика основных героев произведения (с цитатами)

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа
Капка Бутырев Сирота, известен в городе, опекает младших брата и сестру. В начале повести показывает свой вспыльчивый характер – ему не нравится, что брат и сестра с ним спорят, грозится оставить их одних, чего на деле никогда не сделает. Верный, смелый мальчишка, дает отпор всем своим противникам. Находит себе верных друзей в лице Валерки и Тимки, которые стараются защитить его от неприятностей в городе. Вступает в конфликт с юнгами, считая, что они щеголи. Вступает с ними в открытое противостояние, однако ему в скором времени приходится показать свои знания в реальном бою. После того, как проходит бой, близость смерти примиряет и объединяет его с ещё недавними соперниками. После боя Капка получает похвалу от мичмана за храбрость и пророчество о том, что он сможет стать моряком. — Уйди, Римка, уйди ты!.. Всегда ты доглядеть толком не даешь! Видишь, человеку

снится чего-то, можешь обождать!

— Дай сюда сейчас же и запомни на всю свою жизнь, что хватать его никто тебя не

просит. Учти это для твоей же пользы.

— Это я ночью на глаз лепешки клал вроде примочки. Горело очень. Я клал сперва

тряпку мокрую, а она больно быстро сохнет; а тесто хорошо: долго сырое. Я хотел обратно

потом в квашню, да заснул.

Валерка Черепашин Девятилетний мальчик, маленький, хрупкий мальчишка, который принимает активное участие в создании истории Синегории и записывает всё, что с ними происходит. Не может сам защитить себя из-за того что мал и слаб, поэтому постоянно ходит с друзьями. Об истории города и всём, что с ними произошло, рассказчик узнаёт именно из записей этого мальчика. После боя остался жив и записал всё, что с ними происходит, а также записывает окончательную историю волшебной страны, которую с ним вместе с ними придумывал Аркадий Петрович Гай. — Юрка сигналит. Ты сам подойдешь, Тимка, или я первый?

— Имей в виду, что

мы всё знаем, и тебе это так, даром, не пройдет. Тебя, кажется, предупреждали, чтобы ты

Бутырева не трогал. Если добром не понимаешь..

— Мы всё знаем! Это ты подговорил

Юрку Гундосова, Петьку Бирюка и Митьку с переправы, всех свищевских ваших, чтобы они

Капку так… Нам все известно.

— А Капка что говорил, забыл? Вчера бы действовал, а сегодня уж нечего после драки

кулаками махать. Молчал бы уж лучше!

Тимка Мальчик, который ходит вместе с Валеркой и Капкой, защищая их от нападок других ребят. Сильный, смелый, стремится защитить своих друзей от нападок других людей, немногословен. — Можно, я разок ему?
Арсений Петрович Гай Военный синоптик, придумавший для ребят игру в Синегорию. Отвечает ребятам на письма, встречается с рассказчиком в 1942 году, начинает ему рассказывать о выдуманной им волшебной стране сказку, однако погибает в результате авианалета. После него остаются только письма, которые ему писали дети, и небольшое зеркальце, которое он носил с собой. — Сегодня, кажется, дают на все двенадцать баллов

— Это в нашей Синегории… Ну, кажется, отбой. Пойду шар-зонд запущу, верхние слои

прощупаю.

— Улетаете сегодня?.. Ну что ж, хотите, я расскажу вам напоследок? Только, чур, не

перебивать меня. Хотите слушать, так уж слушайте и принимайте все на веру…

Рассказчик Молодой человек, встретивший Гая на войне. Интересуется историей Синегории, пытается узнать что это за страна, и в поисках истоков истории приезжает в Затонск, где становится получателем нескольких писем от синегорцев. Наблюдает всё, что с ними происходит, позднее рассказывает всё в повести, описывая все, что ему известно о ребятах. Говорит, что расстался с ними друзьями и теперь непременно смотрится в заветное зеркальце синегорцев, если ему становится грустно или не ладится работа. — Ну, что в Синегории слышно? Как поживают синегорцы и этот… как его…

Альбумин?.

Чик на охоте

Мальчик предварительно собирался к своему приключению. Он одолжил ремень у брата. Его ожидала травля перепёлок. Чик воображал, будто вздернет за ремень собственную добычу, когда начнет двигаться в сторону дома. Вскочив спозаранку и написав родителям письмо, он устремился на встречу своим приключениям с собакой по имени Белка. Чик снарядился стрелами и луком.

Ребенок узнает отставших охотников, среди них обнаружится его тёзка. Мальчик непроизвольно думает о том, что его имя ни разу не расценивали серьезно и то и дело подшучивали над ним. Героя задевает, когда знакомые полагают, что подобного имени в действительности нет. В один прекрасный день Чик познакомился со своим тёзкой, мальчишкой с точно таким же именем. Мальчик воображал, что второй Чик перейдет обучаться в то же учебное заведение. После этого одноклассники убедятся, что его имя не придуманное. Но позже стало ясно, что новый знакомый не выделяется интеллектуальным и физическим развитием. Чик опасается, что его станут путать с тем вторым мальчиком, пятнающим их общее имя.

Ловля перепелок прошла не совсем благополучно. Однако мальчик все равно возвратился домой с «добычей». Он притащил птицу и старался ее приручить. Не выполнив данную цель, он отпустил голубя на свободу.

Чик на охоте

Мальчик предварительно собирался к своему приключению. Он одолжил ремень у брата. Его ожидала травля перепёлок. Чик воображал, будто вздернет за ремень собственную добычу, когда начнет двигаться в сторону дома. Вскочив спозаранку и написав родителям письмо, он устремился на встречу своим приключениям с собакой по имени Белка. Чик снарядился стрелами и луком.

Ребенок узнает отставших охотников, среди них обнаружится его тёзка. Мальчик непроизвольно думает о том, что его имя ни разу не расценивали серьезно и то и дело подшучивали над ним. Героя задевает, когда знакомые полагают, что подобного имени в действительности нет. В один прекрасный день Чик познакомился со своим тёзкой, мальчишкой с точно таким же именем. Мальчик воображал, что второй Чик перейдет обучаться в то же учебное заведение. После этого одноклассники убедятся, что его имя не придуманное. Но позже стало ясно, что новый знакомый не выделяется интеллектуальным и физическим развитием. Чик опасается, что его станут путать с тем вторым мальчиком, пятнающим их общее имя.

Ловля перепелок прошла не совсем благополучно. Однако мальчик все равно возвратился домой с «добычей». Он притащил птицу и старался ее приручить. Не выполнив данную цель, он отпустил голубя на свободу.

Жучка

Быть изгоем — это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых. Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего — Илюши — тоже были проблемы со сверстниками. Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы

Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться. Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку

Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

Поступок Чика

Чик был свидетелем того, как охотник поймал пса и усадил в свой автомобиль. Главный герой воспринимает подобные действия человека к четвероногим незаслуженными. Ведь кто как не они, есть наши добрые и верные товарищи, которые не способны нанести вред. Мальчик обязан положить конец такой чудовищной несправедливости, поскольку охотники увозят не только бездомных, но и тех питомцев, у которых есть свой дом. У Чика есть собака по прозвищу Белка, он тревожится за нее.

Смотреть галерею

Подготовив изобретательный план, он освобождает питомцев из автомобиля «собаколова». Тот гонится за мальчиком с целью отправить его в милицию. Пронырливому Чику удается оторваться от погони. Помимо всего прочего, на его защиту встали друзья и родные. Живодеру не остаётся ничего иного, кроме как отстать от мальчика и признать свое поражение.

ШколеNET

В классе было тихо. Учительница по имени Александра Ивановна читала вслух «Капитан­скую дочку» Пушкина. Когда она читала это произведение, в классе сразу воцарялась ти­шина. Чику очень нравились эти минуты. Ему нра­вилась не только сама книга, но и то, как Алек­сандра Ивановна ее читает. Именно она была лю­бимой учительницей Чика. Мальчик вспомнил, как в первом классе познакомился с Александ­рой Ивановной. Тогда он был еще совсем мал, его даже не хотели брать в школу по возрасту. Но потом все-таки взяли, а он долгое время не мог понять, что в классе нужно вести себя тихо. Чик на уроках громко разговаривал с соседями, чем вызывал недовольство учительницы. Однажды Александре Ивановне надоело пове­дение Чика и она велела ему выйти из класса. Все одноклассники стали над ним смеяться, но Чик не понимал причины этого смеха. И вдруг он увидел, что Александра Ивановна то­же над ним смеется, «но смеется, любя его. Чик вгляделся в нее: да-да, смеется любя! И у Чика сразу отлегло! Если бы школьники своим смехом хотели унизить его, она бы не могла вместе с ни­ми смеяться любя!» В дальнейшем литературу у Чика стал вести директор школы, Акакий Македонович. И празд­ник литературы для мальчика кончился. Уроки стали скучными, как и сам директор. И Чик с грустью стал вспоминать Александру Иванов­ну, которая вела в других классах. Однажды, когда литературу вела еще Алек­сандра Ивановна, в класс вошел незнакомый мужчина. Это был артист местного драматиче­ского Театра, Евгений Дмитриевич Левкоев. Он вел драмкружок в школе и искал талантливых детей. Чик внимательно посмотрел на артиста, и подумал, что тот похож на тех людей, которые любят выпить. Мальчику не могло прийти в го­лову, что артист может любить вино. Евгений Дмитриевич спросил, кто выразитель­но читает стихи и басни. Александра Ивановна попросила Чика выйти. Чик и сам догадывался, что без него не обойдется. Ведь именно у него был самый громкий голос. К тому же именно Чик считался очень начитанным мальчиком. Вот Чик вышел, прочитал свое любимое сти­хотворение. Оно рассказывало о том, как во вре­мя революции мать и сын сражались и умерли, пронзенные пулями. «Чику и раньше нравилось это стихотворение, потому-то он его и прочел. Вообще-то стихи ему редко нравились. Но это стихотворение очень нравилось. А тут, как толь­ко он начал его читать, какая-то сила вздернула его, трепанула, ударила в голову, и Чик загудел стихами, как мотор. Сила откуда-то бралась сама, Чик только го­лосу подпускал. И он, читая, заново почувство­вал неимоверную жалость к героической маме и героическому мальчику». Евгений Дмитриевич был восхищен чтением Чика. После него другие мальчики и девочки чи­тали стихи. более месяца назад

Характеристика персонажа

Ознакомившись с кратким содержанием «Детства Чика», можно сделать вывод, что маленький мальчик был простым учеником, любящим развлечения с одноклассниками и сэндвичи с джемом. Он всегда с нетерпением ждет каникулы летом, однако и в получении знаний видит много увлекательного. Природное любопытство вынуждает Чика находить всяческие авантюры, что наполняет его жизнь яркими красками. Добродушие мальчика не дает ему терпеть несправедливость. Он всеми средствами пытается поменять то, что по его мнению неправильно.

Как и любой ребёнок, у него есть собственные кумиры, кем и считал он Мотю. Вор является для Чика не только моральным примером, он считает его весьма красивым и глубоко в душе испытывает зависть, что у него не такие глаза, как у Моти. Но, как это нередко случается в детстве, эталон очень скоро падает со своего пьедестала. Чик до такой степени обманулся в своих ожиданиях, что прекратил завидовать красивым глазам Пилипенко.

Детство мальчика вполне можно считать беззаботным. Он проживает в просторном доме со своими родителями, которые души в нем не чаят. Преданная собака Белка везде следует за мальчиком. Чик состоит в непрерывной связи с окружающим миром. Он обожает город, в котором родился и нередко бродит по его улицам, наслаждаясь пейзажами родных мест. Любящие люди воспитали чуткий и мягкий характер юного мальчика.

Поступок Чика

Чик был свидетелем того, как охотник поймал пса и усадил в свой автомобиль. Главный герой воспринимает подобные действия человека к четвероногим незаслуженными. Ведь кто как не они, есть наши добрые и верные товарищи, которые не способны нанести вред. Мальчик обязан положить конец такой чудовищной несправедливости, поскольку охотники увозят не только бездомных, но и тех питомцев, у которых есть свой дом. У Чика есть собака по прозвищу Белка, он тревожится за нее.

Подготовив изобретательный план, он освобождает питомцев из автомобиля «собаколова». Тот гонится за мальчиком с целью отправить его в милицию. Пронырливому Чику удается оторваться от погони. Помимо всего прочего, на его защиту встали друзья и родные. Живодеру не остаётся ничего иного, кроме как отстать от мальчика и признать свое поражение.

Анализ произведения

«Детство Чика» Искандера наблюдательные читатели непременно сопоставляют с рассказами о таком озорнике, как Том Сойер. Что один, что другой имеют сварливых, однако добрых тётушек. Каждый из них постоянно ищет какие-либо авантюры. Если же не находят, то придумывают их самостоятельно.

Если почитать отзывы о «Детстве Чика», можно убедиться в том, что Искандер был довольно талантливым автором, чтобы присваивать чью-то задумку. Скорее всего, он не стремился написать схожее произведение. А подобие героев только доказывает лишь то, что юные охотники за приключениями жили и продолжают жить до сих пор. Мальчик с добродушным, заводным характером может появиться на свет на любом материке и в любое время.

Поступок Чика

Чик был свидетелем того, как охотник поймал пса и усадил в свой автомобиль. Главный герой воспринимает подобные действия человека к четвероногим незаслуженными. Ведь кто как не они, есть наши добрые и верные товарищи, которые не способны нанести вред. Мальчик обязан положить конец такой чудовищной несправедливости, поскольку охотники увозят не только бездомных, но и тех питомцев, у которых есть свой дом. У Чика есть собака по прозвищу Белка, он тревожится за нее.

Подготовив изобретательный план, он освобождает питомцев из автомобиля «собаколова». Тот гонится за мальчиком с целью отправить его в милицию. Пронырливому Чику удается оторваться от погони. Помимо всего прочего, на его защиту встали друзья и родные. Живодеру не остаётся ничего иного, кроме как отстать от мальчика и признать свое поражение.

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом. Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина. Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов. У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну, и возможно, это чувство было взаимным. Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных. Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков. Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Анализ произведения

«Детство Чика» Искандера наблюдательные читатели непременно сопоставляют с рассказами о таком озорнике, как Том Сойер. Что один, что другой имеют сварливых, однако добрых тётушек. Каждый из них постоянно ищет какие-либо авантюры. Если же не находят, то придумывают их самостоятельно.

Если почитать отзывы о «Детстве Чика», можно убедиться в том, что Искандер был довольно талантливым автором, чтобы присваивать чью-то задумку. Скорее всего, он не стремился написать схожее произведение. А подобие героев только доказывает лишь то, что юные охотники за приключениями жили и продолжают жить до сих пор. Мальчик с добродушным, заводным характером может появиться на свет на любом материке и в любое время.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться.
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму.
Иван Николаевич Королёв, отец Володи. Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира.
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга.
Катя, сестра Володи. Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте.
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати.
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр.
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника.

«Главные реки» — читательский дневник по рассказу В. Драгунского

«Главные реки» — юмористический рассказ русского советского писателя Виктора Юзефовича Драгунского из сборника «Денискины рассказы». Написан рассказ в 1965 году. В рассказе мы знакомимся с мальчиком Дениской Кораблевым, который обожал заниматься воздушными змеями. Но уроки делать он не любил, поэтому и попал в сложную ситуацию.

Описание книги для читательского дневника

Автор Виктор Юзефович Драгунский

Название «Главные реки»

Год написания 1965

Издательство АСТ

Год издания 2002

Количество страниц 10

Главные герои и их краткая характеристика

  • Денис Кораблев. Веселый и находчивый мальчик 9 лет. Озорник и фантазер, балагур. Оптимист.
  • Мишка Слонов. Его друг. такой же озорник и заводила всех проказ.
  • Раиса Ивановна. Классный руководитель Дениски. Умная и веселая.
  • Петька Горбушкин — одноклассник, сидит на задней парте.

План пересказа

  • Змей в космосе
  • Чуть не опоздал
  • Зима. Крестьянин торжествуя.
  • Мишка подсказывает
  • Мужичок с ноготком
  • Обещание Дениски
  • Подсказка Горбушкина
  • Миси-писи
  • Клятва.

Краткое содержание и сюжет

Вечером Дениска был настолько увлечен воздушным змеем, что забыл выучить уроки. Конечно же, его могли бы и не вызвать в этот день к доске – но мальчик умудрился еще и опоздать и на бегу чуть не сбил учительницу Раису Ивановну. Конечно же, учитывая эти обстоятельства, стало понятно, что первым вызовут именно его.

Вначале парнишку попросили прочитать наизусть стихотворение Некрасова, которое задавалось на дом. Но поскольку Денис не подготовился, он не знал нужного материала. Тем не менее, мальчик не растерялся – чтобы исправить положение он принялся читать Пушкина (одно из немногих стихотворений, которые помнил).

Конечно же, «обман» был замечен. Учительница остановила его и переспросила, стихотворение какого поэта Денис должен был читать. И тут на помощь пришел лучший друг Дениски, Мишка Слонов – он ухитрился подсказать товарищу, что учить наизусть нужно было Некрасова. Денис мгновенно воспроизвел ответ.

Загвоздка вышла лишь с названием – учитывая, что шептал Мишка не очень разборчиво, Денису показалось, что называется стихотворение «Мужичок с ноготком» — в целом, это было не очень далеко от истины (ведь называется произведение «Мужичок с ноготок»), однако даже по этой малейшей ошибке и неуверенной речи мальчика уже было видно, что к уроку литературы Денис не готов.

Наступило время проверки по географии (которую мальчик тоже не учил). Раиса Ивановна попросила назвать главные реки Америки. Произошла аналогичная ситуация – после чьей-то невнятной подсказки Дениса ожидал необычайный конфуз, ведь вместо «Миссисипи» мальчик произнес: «Миси-Писи».

Конечно же, над этим впоследствии потешался весь класс. Парнишке было очень стыдно, но зато он извлек из ситуации урок – понял, что на уроки нужно всегда приходить подготовленным (даже если накануне были очень важные и интересные дела).

Чему учит рассказ

Рассказ учит не заниматься личными делами, пока не сделаны уроки. Учит быть дисциплинированным и ответственным. Не пользоваться подсказками на уроках. Честно признаваться в своих ошибках.

Отзыв

Мне очень понравился это смешной рассказ. Мальчик Дениска в нем снова попадает в забавную ситуацию. На этот раз он не учит стихотворение и не знает название рек. Вот ему и приходится краснеть перед всем классом. Отсюда вывод, что если не готов к уроку, лучше сразу честно признаться. От двойки это не спасет, а вот от позора поможет. А вообще, лучше всегда делать уроки.

Пословицы к рассказу

  • Делу время, потехе час
  • Глухой не дослышит, сам приврет.
  • Ученье свет, неученье тьма.
  • Легко забыть то, чего не знаешь.
  • Боится школьник лозы, пуще грозы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: