Анализ рассказа мальчик у христа на ёлке достоевского

Краткое содержание

Рассказчик упоминает, как перед Рождеством несколько раз встречал нищего мальчика не старше семи лет. Он ходил «с ручкой» (этот термин означает просить милостыню). У детей, подобных ему, безрадостная судьба: их высылает набирать монет какая-нибудь шайка халатников или пьяниц, живущих в грязном подвале. Там же пьянствуют и их несчастные битые жёны, рядом плачут их голодные маленькие дети.

Когда такие бродяжки подрастают, их сбывают на фабрику, но всё заработанное они вновь должны приносить халатникам, которые это пропивают. Такие дети рано становятся преступниками и воришками.

Рассказчик сам сочиняет одну историю про несчастного ребёнка, но ему кажется, что подобный случай мог произойти на самом деле. В ужасный мороз мальчик лет шести просыпается в холодном подвале. Ему очень хочется есть, он пытается разбудить свою маму, но она, недавно захворавшая и лежащая на тонкой подстилке, умерла. Мальчик ещё не понимает, что такое смерть. Его удивляет недвижимое и холодное лицо матери.

Мальчик останавливается у окна, за которым видит красивую ёлку, играющих детей, танцующую девочку. В другом окне виднеются четыре богатые барыни, которые угощают пирогами любого, кто войдёт. Мальчик тоже решается зайти, но одна барыня суёт ему копеечку и выгоняет. Но он теряет монетку, поскольку её не могут удержать замёрзшие пальчики. В третьем окне он видит красивых куколок, совсем как живых. Но тут какой-то большой мальчишка бьёт его по голове и отбирает картуз, после чего ему приходится убегать.

Ребёнок прячется за дровами на одном из дворов, скорчившись и спрятав ручки за пазуху. Вдруг ему становится хорошо и тепло.

Он слышит голос мамы, поющей ему песенку, а потом кто-то зовёт его на ёлку. Он видит красивую ель и добрых мальчиков и девочек, которые кружатся вокруг него. Они говорят, что это «Христова ёлка» для всех детей, которые могли замёрзнуть или умереть иначе. Тут же стоят и их грешные матери, плачущие и глядящие на них. Мальчик видит здесь свою маму и испытывает счастье.

Честное слово краткое содержание

Рассказ «Честное слово» Пантелеева был написан в 1941 году. Это произведение о маленьком мальчике, который не хотел бросать свой пост, даже когда другие ребята позабыли о нем и разошлись по домам. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Честное слово» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.

Главные герои Мальчик – мальчик лет семи-восьми, смелый, отважный, принципиальный, с огромной силой воли. Другие персонажи Рассказчик – посторонний мужчина, добрый, чуткий, деликатный. Майор – молодой военный, отзывчивый и добрый. Краткое содержание

Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове, и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер». Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет». Мужчина свернул на боковую дорожку, и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми, в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе». Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам. Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав – «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни». Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора, и объяснил ему сложившуюся ситуацию.

Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки», и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин». Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек».

Заключение Рассказ Пантелеева учит быть смелым, ответственным, уметь держать свое слово при любых обстоятельствах

Кроме того, автор показывает, как важно с уважением относиться к людям, в том числе и к маленьким детям

После ознакомления с кратким пересказом «Честное слово» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Сапоги

Так я и сделал. Едва я остался один, как Игоша явился ко мне, только уже не в рубашке, а в полушубке. «Добрый ты мальчик, – сказал он мне тоненьким голоском, – спасибо за належки; посмотри-ка, я из них себе какой полушубок сшил, вишь какой славный!» – и Игоша стал повертываться со стороны на сторону и опять к столу, на котором нянюшка поставила свой заветный чайник, очки, чашку без ручки, и два кусочка сахару, – и опять за салфетку и опять ну тянуть.

«Игоша! Игоша!» – закричал я, – «погоди, не роняй – хорошо, мне один раз прошло, а в другой не поверят; скажи лучше, что тебе надобно?»

– А вот что, – сказал он густым басом, – я твоему батюшке верой и правдой служу, не хуже других слуг ничего не делаю, а им всем батюшка к празднику сапоги пошил, а мне маленькому, – прибавил он тоненьким голоском, – и сапожишков нет, на дворе днем мокро, ночью морозно, ноги ознобишь… – и с сими словами Игоша потянул за салфетку, и полетели на пол и заветный нянюшкин чайник, и очки выскочили из очешника, и чашка без ручки расшиблась, и кусочек сахарца укатился…

Вошла нянюшка, опять меня журить; я на Игошу, она на меня. «Батюшка, безногий сапогов просит», – закричал я, когда вошел батюшка. – Нет, шалун, – сказал батюшка, – раз тебе прошло, в другой раз не пройдет; этак ты у меня всю посуду перебьешь; полно про Игошу-то толковать, становись-ка в угол.

«Не бось, не бось», – шептал мне кто-то на ухо, – «я уже тебя не выдам».

В слезах я побрел к углу. Смотрю: там стоит Игоша; только батюшка отвернется, а он меня головой толк да толк в спину, и я очутюсь на ковре с игрушками посредине комнаты; батюшка увидит, я опять в угол; отворотится, а Игоша снова меня толкнет.

Батюшка рассердился. «Так ты еще не слушаться?» – сказал он, – «сей час в угол и ни с места».

– Батюшка, это не я – это Игоша толкается.

«Что ты вздор мелешь, негодяй; стой тихо, а не то на целый день привяжу тебя к стулу».

Рад бы я был стоять, но Игоша не давал мне покоя; то ущипнет меня, то толкнет, то сделает мне смешную рожу – я захохочу; Игоша для батюшки был невидим – и батюшка пуще рассердился.

«Постой», – сказал он, – «увидим, как тебя Игоша будет отталкивать», – и с сими словами привязал мне руки к стулу.

А Игоша не дремлет: он ко мне и ну зубами тянуть за узлы; только батюшка отворотится, он петлю и вытянет; не прошло двух минут – и я снова очутился на ковре между игрушек посредине комнаты.

Плохо бы мне было, если бы тогда не наступил уже вечер; за непослушание меня уложили в постель ранее обыкновенного, накрыли одеялом и велели спать, обещая, что завтра, сверх того, меня запрут одного в пустую комнату.

Ночью, едва нянюшка загнула в свинец свои пукли, надела коленкоровый чепчик, белую канифасную кофту, пригладила виски свечным огарком, покурила ладаном и захрапела, – я прыг с постели, схватил нянюшкины ботинки и махнул их за окошко, проговоря вполголоса: «вот тебе, Игоша».

– Спасибо! – отвечал мне со двора тоненький голосок.

Разумеется, что ботинок назавтра не нашли, – и нянюшка не могла надивиться, куда они девались. Между тем батюшка не забыл обещания и посадил меня и пустую комнату, такую пустую, что в ней не было ни стола, ни стула, ни даже скамейки.

«Посмотрим», – сказал батюшка, – «что здесь разобьет Игоша!» – и с этими словами запер двери.

Но едва он прошел несколько шагов, как рама выскочила и Игоша с ботинкой на голове запрыгал у меня по комнате: «Спасибо! спасибо!» – закричал он пискляво, – «вот какую я себе славную шапку сшил!»

– Ах! Игоша! не стыдно тебе! я тебе и полушубок достал, и ботинки тебе выбросил из окошка, – а ты меня только в беды вводишь!

Маленький герой

Из массы детских писателей, по замечанию литературных критиков, Л. Пантелеев выделяется способностью создать художественную композицию с высокой смысловой плотностью и отсутствием явных упрощений. Особенность авторского стиля заключается в стремлении максимально расширить горизонты детского восприятия и понимания.

Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» — произведение «для семейного чтения». Простая, но поучительная история способна заинтересовать детей и их родителей, стать поводом для совместного обсуждения:

  • правдоподобности истории;
  • поведенческих характеристик персонажей;
  • обоснованности поступка главного героя.

Случайная встреча

Повествование начинается с момента, когда рассказчик летним днем зашел в сад на Васильевском острове, чтобы в тени деревьев, сидя на скамье, почитать интересную книгу. Прервать это занятие его заставили быстро наступающие вечерние сумерки и колокольчик сторожа, возвещавший о закрытии парка.

Герой поспешил на выход, но вдруг услышал, что за кустами кто-то плачет. Свернув на боковую дорожку, он дошел до белого каменного домика, возле которого увидел мальчика семи или восьми лет, безутешно плачущего.

Состоялся диалог, в ходе которого рассказчик выяснил, что мальчик был вовлечен ребятами старшего возраста в игру, имитирующую военные действия. Ему было присвоено звание сержанта с приказом от «маршала» охранять «пороховой склад». «Маршал» взял с мальчика слово, что тот не уйдет с поста. Маленький воин вполне осознавал, что ребята разошлись по домам, забыв о нем, но честное слово, не позволяло ему сделать то же.

Поиск приемлемого решения

Взрослый человек, проникшись ситуацией, предлагает «часовому» заменить его на посту, пока тот сходит поужинать. Рассказчик надеялся, что мальчик с радостью согласится на предложение, побежит домой и передумает возвращаться или будет удержан родителями. Таким образом, проблема была бы решена.

Однако малыш отказывается передать караул «невоенному» дяде, что наталкивает последнего на мысль немедленно отправляться искать военного. Мужчина просит мальчика подождать немного и бежит к выходу в надежде встретить на улице какого-нибудь красноармейца.

Приказ оставить пост

Рассказчик уже хочет вернуться в сад, когда видит, что на остановке трамвая, расположенной за углом, мелькнула командирская фуражка с синим околышком. Обрадовавшись удаче, он бежит к остановке со всех ног и сумбурно посвящает кавалерийского майора в ситуацию.

Военный ничего не может понять из сбивчивых объяснений и даже начинает сердиться, так как приходится пропустить нужный ему трамвай. Но выслушав более подробные объяснения, не раздумывая, идет с рассказчиком в сад, который вот-вот закроется, так что приходится попросить сторожа повременить несколько минут.

В полной темноте взрослые с трудом находят мальчика, который стоит на том же месте и тихо плачет. Увидев своего нового знакомого в сопровождении воинского командира, малыш вскрикнул от радости, перестал плакать, вытянулся и стал как будто выше.

Офицер спросил, в каком звании караульный, и, выслушав ответ мальчугана, приказал «товарищу сержанту» оставить вверенный пост. Тот, взяв под козырек кепки, ответил по-военному: «Есть!», — после чего все весело рассмеялись.

Майор похвалил мальчика и сказал, что из него выйдет настоящий воин. После этого военный распрощался с присутствующими и побежал к подходящему трамваю. Рассказчик предложил проводить малыша до дому, но то не принял предложение, мотивируя отказ тем, что не боится. И взрослому человеку стало очень приятно, что ему довелось познакомиться с еще маленьким, но уже настоящим человеком, обладающим сильной волей и крепким словом.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своём родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на её именины. Она была очень растрогана этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька свёл дружбу с Серёжей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приёме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провёл с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблён.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни её сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Исчез Игоша

«Ах ты, неблагодарный», – закричал Игоша густым басом, – «я ли тебе не служу», – прибавил он тоненьким голоском, – «я тебе и игрушки ломаю, и нянюшкины чайники бью, и в угол не пускаю, и веревки развязываю; а когда уже ничего не осталось, так рамы бью; да к тому ж служу тебе и батюшке из чести, обещанных харчевых не получаю, а ты еще на меня жалуешься, правду у нас говорится, что люди самое неблагодарное творение! Прощай же, брат, если так, не поминай меня лихом. К твоему батюшке приехал из города немец, доктор, попробую ему послужить; я уж и так ему стклянки перебил, а вот к вечеру после ужина и парик под бильярд закину – посмотрим, не будет ли он тебя благодарнее…»

С сими словами исчез мой Игоша, и мне жаль его стало.

Карл Иванович, Наталья Савишна

Она гордится тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Тема детства в повести П Санаева Похороните меня за плинтусом

… вырасту, буду принадлежать к числу господ и что тогда меня будут слушаться…» . Преимущественный интерес Аксаков … миру своего героя

С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных. …

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

… публицист Иван Федорович Гончаров в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. О на, бесспорно, является … материалы декабря для 6 класса: obrazovaka.ru Мама в жизни человека сочинение???? Начнем с очевидного. Слово “мама” – …

Сочинение мир детства в повести

… на конкурсе «Педагог года-2017» «Все мы родом из детства. Ведь все взрослые сначала были детьми, ТОЛЬКО МАЛО ТЕХ, КТО ОБ ЭТОМ ПОМНИТ» Антуан. Тема «Моя педагогическая философия» В мире …

Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести …

… и что Алеше нужно идти «в люди». Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь …

Один день из моей жизни

… моей семьей. И экстрим я тоже люблю. Вариант 2 В моей жизни было много прекрасных и запоминающихся дней, но был один, … не последовала. Ситуация осложнялась тем, что дом был многоквартирный. … Я в первую очередь отправился на «Катапульту». Сел в кабинку, …

Рассуждение

Толстому в произведении Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети отправлялись на обучение. На учёбу в Москву, вместе с отцом и братом, ожидает отправления и главный герой, который так же как и писатель переживает утрату родного человека — мамы.

С первых страниц читатель окунается в обстановку быта дворян XIX века. В детском мире маленького Колю окружают гувернёры, среди которых самым близким становится преподаватель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого великодушного человека становится для Николеньки мучительным чувством стыда.

В своей повести автор описывает психически переменчивое состояние героя, внутренний монолог выступает свидетельством перемен. Зло у мальчика сменяется стыдливостью, а радость печалью. Быстрые переходы от одного состояния к другому литераторы определили понятием — диалектика души.

Таким же томительным испытанием становится и его ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда умирает Наталья Савишна, через год после смерти матери Николеньки, герою приходится повзрослеть в один миг.

Главная тематика произведения — формирование личности. Индивидуальность человека проявляет себя с самого детства. События происходящие в детстве во многом предопределяют судьбу человека. Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.

Тема семьи также прослеживается в фабуле произведения. Взаимоотношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.

Автор поднимает злободневные проблемы, которые и сегодня беспокоят многих. Потеря дорогого человека, отрицательное влияние со стороны сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора — вот самые основные проблемы, которые удается раскрыть автору.

В повести писатель показывает какое влияние оказывают окружающий мир на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства способен вырасти в целый мотив судьбоносного поступка.

Смысловая часть произведения заключена в указании на роль семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым дальше пойдёт человек.

Музыка

Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.

В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.

Энгармонический клавицин Владимира Одоевского

Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.

Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.

Анализ повести «Дети подземелья»

В своем произведении В. Короленко хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней,  строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания.

Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду.

Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.

Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться.

Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.

Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.

В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

https://youtube.com/watch?v=7MFQznqweOQ

Праздник на небесах

После того как ребенок покинул богатый дом, он остановился возле витрины магазина. На прилавке были расставлены удивительные куклы с механическим устройством внутри. Ребенок засмотрелся на игрушки и в этот момент с него силой содрали его халатик.

Сильный мороз вынудил его опять искать новое прибежище, в итоге он оказался во дворе. Мальчик спрятался за поленницей дров и задремал. Во сне ему мерещится теплый и красиво украшенный зал, в центре которого стоит огромная рождественская елка, а он водит вокруг нее хоровод. Вместе с ним кружатся прелестные ангелы, которые обнимают и целуют его.

На праздник к Христу пришла и мама главного героя, а также другие детки, у которых в земной жизни этой елки никогда не было.

Пересказ сказки на этом не заканчивается. С утра тело нищего мальчика находит в подворотне дворник. Ребенок умер, замерзнув на холодной улице, но этого наверняка бы не случилось, если бы люди вовремя оказали ему необходимую помощь.

Вот такой печальный, но душевный сюжет получился у романа «Мальчик у Христа на елке». Многие читатели по достоинству оценили сочинение Достоевского, в нем есть смысл, каждый отрывок пробуждает в человеке чувство сострадания, текст трогает до глубины души. Что касается критики, то книга получила множество хороших отзывов. Положительную оценку дали следующие издания:

  • «Петербургская газета»;
  • «Санкт-Петербургские ведомости».

Автор пишет свой рассказ, специально не называя имен главных действующих лиц. Его основная задача заключалась в том, чтобы показать, насколько важна тема человеческого равнодушия. Писатель призывает читателя стать добрее, отзывчивей и благороднее, не проходить мимо чужих бед и несчастий. Только тогда мир станет лучше.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» — поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Второстепенные персонажи

Живёт на отдельной маленькой планете. Всю жизнь складывает цифры, повторяя, что он серьёзный человек. Никого не любил, не радовался цветам, не замечал звёзд.

Живёт один на небольшой планете, его мантия покрывает её полностью. Гордый, но добрый. У него нет подданных, только старая крыса. Король мыслит логически, однако считает, что ему повинуются все небесные светила. Предлагает маленькому принцу остаться с ним, стать министром и судить себя (ведь это – самое сложное). Монарх предлагает судить крысу, приговаривать к смертной казни, а потом – миловать. Ведь крыса одна, нужно её беречь.

Живёт один на маленькой планете, встречает принца с радостью, он рад, что кто-то будет ему поклоняться. Объясняет, что такое честолюбие, просит аплодировать много раз подряд.

Его планету маленький гость посетил после честолюбца. На ней не было ничего, кроме пустых и полных бутылок. Пьяница рассказал, что пьёт, потому что ему совестно за то, что он пьёт…Эту планету мальчик покинул быстрее всех остальных.

Всё время считает звёзды, очень занят. Живёт на планете 54 года, ему некогда болеть, и нет времени для отдыха. За все эти годы его отвлекали от работы 2 раза: майский жук, случайно залетевший к нему, и приступ ревматизма

Важность работы серьёзного человека заключается в том, что он подсчитывает звёзды, записывает их количество и владеет ими, закрывая в сейфе на ключ. Маленький принц видит в нём сходство с пьяницей.

Зажигает и гасит фонарь каждую минуту согласно уговору.

Старик-географ, который не знает ничего о своей планете, так как не путешествует по ней

Записывает данные планеты Маленького принца и советует ему посетить Землю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: