Краткое содержание повести
Бен был пилотом, налетавшим не одну тысячу миль. Достаточно долго он работал в Канаде. Но после переведения на работу в компанию по экспорту нефти ему пришлось перебраться в Саудовскую Аравию. Суть его деятельности на новом месте заключалась в поиске залежей ценного ресурса на побережье Египта. Неровная местность, особенности рельефа — все это вынуждало Бена быть максимально осторожным и точным при посадке самолета в точности до дюйма.
Герой даже не догадывался, что вскоре станет безработным, ведь компания перестала заниматься поиском новых месторождений нефти. Накопленные деньги 43-летний мужчина отдал супруге. Долгое время семья не жила вместе, близости между мужем и женой не было. Женщина забрала деньги и уехала к родителям в Массачусетс. Бен же остался без сбережений с десятилетним сыном Дэви.
Молчаливый мальчуган никогда не делился переживаниями и эмоциями с отцом, тайно скрывая их в глубине души. Мать никогда не заботилась о сыне. А постоянно грубящий, резко высказывающийся отец только пугал Дэви. Бен хотел найти общий язык с мальчиком, но не знал, с чего начать.
Временная подработка отца семейства позволяла держаться на плаву. Он занимался подводной съемкой акул, работал на телекомпанию. Взяв Дэви с собой, он отправился на самолете в отдаленную бухточку в Красном море. Сын плохо переносил перелет, заставив отца неоднократно пожалеть о таком путешествии.
Приземлившись, Дэви попросил у папы воды. Но тот лишь развел руками, так как взял с собой только пиво. Бен погрузился в море, чтобы снять акул, но неожиданно подводный хищник напал на него. Мужчина с трудом смог выбраться, его конечности были искусаны острыми акульими зубами. Сын не на шутку испугался, он лишь наблюдал, как отец теряет сознание, снова приходит в чувства, выслушивал слова успокоения. Пилот понимал, что никто не знает об их местоположении.
Собрав волю в кулак, мужчина посадил за штурвал сына и руководил процессом полета. Мальчик же беспрекословно слушал родителя. Приземление в Каире произошло успешно. Бена сразу отправили в операционную, где ампутировали руку.
Эссе о романе Достоевского
Произведение, являющееся одним из самых значимых в творчестве писателя, по жанровой направленности относится к стилю реалистического романа, содержащего в себе элементы психологической философии.
В качестве основной тематики рассматривает вопросы существования человека в неимоверных жизненных условиях, приводящего его к ощущению бессмысленности жизни и озлобленности в отношении всего человечества.
Композиционная структура романа представляет собой шесть частей и завершающий эпилог, при этом в каждой части имеется разделение на главы в количестве шести-семи.
В первой части романа писатель дает характеристику главному персонажу произведения, Родиону Раскольникову, описывая его образ существования, подготовку и совершение им преступного деяния.
Последующее содержание романа содержит описание последующего за преступлением неизбежного наказания к Раскольникову, а также его раскаяние, описываемое в эпилогической части произведения.
Отличительной особенностью романа «Преступление и наказание» является применение писателем художественного приема в виде хронологической непоследовательности отображения действий главного героя для более четкой и яркой передачи нестабильности душевного настроения Раскольникова, выражающегося в ощущении полной потере жизненного смысла.
Раскольников представляется в романе в качестве самолюбивого, чувствительного, умного студента, который существует в атмосфере несправедливой нищеты, способствующей разработке им собственной теории в виде разделения людей на низшие и высшие категории.
Первая категория, с точки зрения героя, имеет целью поддержание демографической ситуации и по своей сути бессмысленна, а люди, относящиеся ко второй категории, рождаются для развития человеческой цивилизации, поэтому вправе использоваться любые средства для продвижения новых идей, что и делает Раскольников, решившись на убийство старухи-процентщицы.
Роман включается в себя несколько сюжетных линий, в которых Раскольников принимает участие в том или ином смысле.
Также помимо главного персонажа произведения писатель вводит иных центральных героев в образах Разумихина, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, сестры Родиона Дуни, изображенные в ярких, красочных характеристиках и усиливающих раскрытие ключевой проблематики романа.
Произведение является уникальным, поскольку в повествовательном содержании присутствуют детективные, социальные, криминальные, философско-психологические и любовные мотива, а также гармонично переплетаются изображения реальной жизненной действительности и фантастики, выраженной в снах главного героя.
Сочинение Двойники Раскольникова
В романе Ф.М.Достоевского присутствует множество разных героев, которые, казалось бы, совсем не связаны с центральной фигурой произведения – Родионом Раскольниковым. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле каждый персонаж, введенный автором в сюжет романа, способствует более полному раскрытию образа главного героя, поэтому тема двойничества имеет большое значение для понимания сути данного произведения.
Не зря Достоевский дал своему герою столь говорящую фамилию. Личность Раскольникова противоречива, и подобно разобранной мозаике, состоит из различных разбросанных друг от друга частей. У каждой из них есть собственное отражение, заключенное в образе отдельного персонажа.
Дмитрий Разумихин
Единственный друг Родиона Раскольникова является одним из его двойников. С одной стороны, студент представляет собой антипод главного героя. В отличие от него, Разумихин энергичен, общителен и жизнерадостен. С другой стороны, их объединяет молодость, ум, порядочность и благородство.
В своих мечтах о светлом будущем они также очень похожи. Только вот пути достижения поставленной цели они выбирают разные: Разумихин непрестанно трудится, чтобы выбраться из нищеты, а Раскольников не в силах ждать, поэтому идет на преступление.
Пётр Петрович Лужин
Избранник сестры Раскольникова отличается безнравственностью и жутким лицемерием: под маской благородства он всячески старается скрыть свою лживую и подлую натуру. В чем же состоит двойничество Лужина и Раскольникова? Их объединяет общий подход к достижению цели – «Все средства хороши». И тот, и другой, по своей сути, являются эгоистами.
Свидригайлов
Данный персонаж являет собой образ порочного человека, безнравственного и аморального. С первых строчек он вызывает у читателя особую неприязнь к своей персоне. Однажды в разговоре с Раскольниковым он произносит такую фразу: «Мы одного поля ягоды», что указывает на непосредственную схожесть этих персонажей.
Подобно Свидригайлову главный герой совершает злодеяние и не чувствует при этом раскаяния. Так же как и Раскольников, Свидригайлов характеризуется противоречивым характером. Несмотря на все свои пороки, этот человек способен на благородные поступки. И все же гнилая сущность Свидригайлова никуда не девается, она служит примером того, к чему может прийти человек, отрицающий законы нравственности и морали.
Лебезятников
Андрей Семёнович являет собой образец увлеченности, представленный автором в гротескной форме. Он есть пародия на Раскольникова, одержимого своей идеей. Лебезятников – человек безобидный, добрый и глупый. Он так же, как и Раскольников, осуждает лицемерие и подлость Лужина.
Следователь
Мудрый и талантливый следователь Порфирий Петрович искренне сочувствует главному герою. Он понимает Раскольникова, поскольку сам когда-то чуть было не поддался веянию современных теорий, но сумел вовремя одуматься. Теперь он призывает Раскольникова отказаться от своих идей, убеждает его в бесполезности и пагубности одолевающих его мыслей.
Авдотья Романовна Раскольникова
Автор указывает на ее внешнее сходство с братом, а также говорит о родстве духовном. Гордость, ум и независимость объединяет этих двух людей. Однако, в отличие от брата, Авдотья благодаря этим чертам выбирает правильную дорогу в жизни, умеет разбираться в людях и не совершает серьезных ошибок в своей жизни.
Софья Семёновна Мармеладова
Сонечка Мармеладова — самый важный человек в жизни Раскольникова. Она верит в Бога, отличается благородством и добротой. С Раскольниковым ее сближает факт совершения преступления, в результате которого оба они становятся отверженными для общества. Соня стремится к раскаянию и искуплению вины, в то время как Раскольников убежден в своей правоте. Это их отличает. Благодаря образу Сони Мармеладовой писатель раскрывает суть произведения, показывая бессмысленность и бесчеловечность теории главного героя.
Композиция и композиционные приемы
Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.
При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность. Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:
- обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
- кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
- прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
- прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
- зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
- прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.
Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.
Россия
Русский писатель Лев Толстой выступал за реформы в своей стране, особенно в сфере образования. Толстой не считал свое самое известное произведение « Война и мир» романом (также он не считал, что многие великие русские художественные произведения, написанные в этот период, были романами). Этот взгляд становится менее удивительным, если учесть, что Толстой был школьным реалистом- романистом, который рассматривал роман как основу для исследования социальных и политических проблем жизни XIX века. Поэтому « Войну и мир» (которая для Толстого представляет собой настоящий прозаический эпос ) нельзя назвать романом. Толстой думал, что « Анна Каренина» была его первым настоящим романом.
Особенности драматических произведений
Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене
Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.
Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.
Драматические произведения
Трагедия, комедия и фарс жанры драмы.
В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.
Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.
Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям
Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем
Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.
Рецензии на книгу Кто виноват?
Кто виноват? — вопрос риторический. Начав искать на него ответы, можно уйти в дальние дали. Кто чаще всего виноват в несчастьях и трагедиях человека? Список виновных может сильно разрастись: он сам, родители, близкие и любимые люди, друзья и окружение, обстоятельства, общество…
Герцен, как и следовало ожидать, не даёт никаких прямых и однозначных ответов, но своими размышлениями подталкивает читателей поразмышлять в их собственном ключе. Хотя мне в голову и закралось подозрение, что Герцен склонен считать виновным общество и его устои, но вину он возлагает на него не полностью, а частично. В остальном, он проходится всё по тому же списку виновных, начиная с самого человека.
С самого начала мне трудно было определиться насколько мне нравится роман и нравится ли вообще. По прочтению ощущение осталось таким же неопределённым. Нельзя сказать, что произведение гениальное, это что-то средней талантливости и по идеям, и по стилю. Роман написан в архаичной манере, от которой я отвыкла, но именно поэтому и читала с удовольствием, подобная архаика достаточно проста для восприятия. Не найти здесь и большой художественности, Герцен не делает упора на живописные краски, не заморачивается с литературными пейзажами. Портреты же он рисует с помощью биографических описаний, занимающих половину всего романа, и с помощью диалогов, действий и мыслей героев. Герцен прежде всего публицист и поэтому в романе обнаруживается любовь к броским фразам, метким словечкам, к иронии. Диалоги же чаще всего напоминают жанр драматургии. Так же писатель использует эпистолярный жанр. Возможно эта эклектичность стилей и оставляет неопределённые ощущения: мне сложно было понять, насколько такая эклектика отдаёт безвкусицей.
От стиля к персонажам. Мне очень импонировало разнообразие характеров и сложившихся судеб. К главному треугольнику романа автор приближался постепенно и издалека, прописывая биографии родителей, обстановку и обстоятельства. Таким образом и тянутся ниточки обвинения по всем фронтам. Показательно, что сочувствие и эмпатию в романе вызывали все и одновременно никто. Привязаться к кому бы то ни было не получилось, поэтому и не прочувствовался ожидаемый после трагедии катарсис.
Сама натура Герцена хорошо видна через роман: он достаточно романтичен и сентиментален, но каким-то особым образом — не чувственным, а интеллектуальным. Поэтому главные герои чувствуют этот мир и людей ярко и полно, но пропускают все чувства через мельницу ума. В итоге вырисовывается что-то похожее на «горе от ума». Его идеи выражаются и в докторе Крупове с его любовью к простому люду и материализмом, и в меланхоличном Круциферском с юношеским романтизмом и идеализмом, в Бельтове с его непоследовательным образованием, беспокойным умом и вечными скитаниями из страны в страну в поисках себя и своей великой цели. В Бельтове ярче выражена и проблема лишнего человека — человека с прогрессивными взглядами, умного и с пылом деятельности, с идеями, которые никому не нужны в закостеневшем обществе. В Бельтове, пожалуй, больше всего Герцена.
Как социалиста, его занимают вопросы неравенства, отсюда критика классового общества и защита крестьян, а также вопрос о положении женщины в обществе. Он твёрдо убеждён, что счастье жизни нельзя построить только на основе семейного счастья, необходимо заниматься общественно-важным делом, самореализовываться.
Сам же вопрос «Кто виноват?» — инфантильный, саморазрушающий и бесполезный. Поиски виноватых в ситуациях из романа и в большинстве жизненных ситуаций не несут в себе никакой практической, духовной или интеллектуальной пользы. К вопросу «кто виноват» следует добавить — «а в чём, собственно, виноват?», но даже в этом случае результат сомнителен. Пожалуй, гораздо эффективнее ставить вопрос «Что делать?».
#ЭЭ1_1курс(Семинар по пройденному материалу)
Описание произведения
Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.
Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело – избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.
Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.
Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек – простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.
Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.
Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.
Подробнее: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: сюжет и краткое содержание по главам романа
Характеристика главных героев произведения
- Родион Раскольников – главный герой романа, бывший студент-юрист, оставил учебу так как не имеет средств ее оплачивать, крайне беден, мрачен, угрюм, но способен на искрение порывы, умен, образован, независим и горд. Раскольников сам является клиентом старухи-процентщицы и закладывает ей некоторые свои вещи. Он решается на убийство старухи процентщицы. Но после преступления оказывается на грани сумасшествия.
- Старуха-процентщица Алёна Ивановна – около 60 лет, вдова мелкого чиновника, злая, бессердечная, но обеспечена — она выдает деньги под залог вещей, и назначает проценты при возврате.
- Соня Мармеладова – дочь Семена Мармеладова, верующая, но вынуждена вступать за деньги в связь с мужчинами, для того что бы прокормить свою семью, видит в Родионе Раскольникове родственную душу. Поэтому, когда его отправляют на каторгу, едет за ним.
- Катерина Ивановна Мармеладова – жена Семёна Мармеладова, имеет трех детей от первого брака, из-за нищенского существования подталкивает свою падчерицу Соню к занятию проституцией, но безмерно ей благодарна за принесенные деньги.
- Семён Захарович Мармеладов – спившийся отставной чиновник, не глуп, добр, доверчив, скромен, но слаб характером, он женат второй раз на Катерине Ивановне Мармеладовой, воспитывает ее троих детей, у самого есть дочь от первого барка Соня Мармеладова. Из-за пьянства Мармеладова его семья живет в нищете, дочь занимается «непристойной работой», несколько раз Мармеладов берется за ум, начинает работать, но вскоре не выдерживает и начинает снова пить. Его жизнь заканчивается тем, что он пьяный попадает под лошадей и умирает.
- Пётр Петрович Лужин- 45 летний адвокат, сватается к сестре Раскольникова Дуне. Дуня не хочет выходить за него замуж, поэтому его выгоняют. Желая отомстить за унижение, он пытается выставить Соню воровкой, но у него ничего не выходит.
- Дуня Раскольникова – младшая сестра Родиона Раскольникова, ей 22 года, работает гувернанткой и помогает брату и матери, гордая, обладает сильным характером, она не желает выходить замуж за богатого, но неприятного ей человека, но ради блага семьи готова пойти даже на это. К ней сватается Лужин, но свадьба не произошла и в последствии Дуня выходит замуж за друга Родиона Раскольникова.
- Порфирий Петрович – главный герой произведения, на ровне с Раскольниковым, работает следователем на участке где было совершено убийство старухи-процентщицы, умен и проницателен, сочувствует людям, настоящий профессионал своего дела, честен и справедлив, в работе использует принципы психологии, несмотря на отсутствие доказательств, он сумел разоблачить Раскольникова.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Основные герои
События рассказа Олдриджа об отце и сыне «Последний дюйм» происходят в пятидесятых годах XX столетия. Автор не фантазирует, не создает воображаемые локации, не переносит читателя в малоизвестные времена. Действие происходит на пустынном побережье Красного моря, недалеко от Каира.
Примечательно, что все события вертятся вокруг двух центральных персонажей:
Бен — опытный летчик, управляющий самолетами. 43-летний мужчина отличается острым умом, решительностью, настойчивостью, всегда достигает поставленных целей.
Дэви — десятилетний мальчик, сын пилота. Герой всегда отличался кротостью, замкнутостью, поэтому большую часть времени проводил в одиночестве
Ему было чуждо родительское внимание и ласка.
Основные виды романа
Существуют тысячи романов, каждый из которых раскрывает нам разные истории. Писатели комбинируют всевозможные элементы из разных жанров, чтобы рассказать нам истории, которые нас увлекают, вызывая у нас всевозможные чувства и ощущения, такие как надежда, вера в любовь, страх перед неизвестным, гнев из-за социальной несправедливости или радость и удивление при открытии всевозможных фантастических миров.
Следующий давайте посмотрим, какие типы романов существуют. Прежде чем перейти к их жанрам, мы собираемся поговорить о романах в соответствии с типом рынка, на который они ориентированы, то есть являются ли они коммерческими или более художественными.
Позже мы будем говорить о романах, основываясь на правдивости раскрываемых в них фактов, то есть основаны ли они на реальных событиях или являются чистой выдумкой. Остальные виды романов оттуда относятся к своему литературному жанру.
Значение романа
«Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии темы «героя времени», начатой А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин»
Лермонтов показал сложность и противоречивость такого человека и открыл путь в разработке этой темы для писателей второй половины 19 века, которые по-новому оценили тип «лишнего человека», акцентируя внимание на его недостатках, а не на достоинствах. Проблема поиска «героя времени» актуальная и в наше время
«Герой нашего времени» сыграл большую роль в становлении жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Затем по этому пути пошли русские писатели второй половины 19 века, которые дали свои варианты произведений такого рода.
Проблематика.
В «Преступлении и наказании» поставлены те основные социальные и этические проблемы, которые будут терзать Достоевского на протяжении всей его жизни. Прежде всего это — вопрос о возможных путях развития человеческой личности в условиях жизни России 60-х годов. Достоевский осуждает бунт сильной личности, действующей для движения власти принципом «все дозволено». Раскольников переступает не только юридические законы общества, но и нравственный «человеческий» закон. Таким писатель воспринимал человека «нового поколения».
Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины. Рядом с проблемой нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения Достоевский ставит вопрос о развращающей человека власти денег, моральном растлении молодежи, процветающем в клоаке городских трущоб и толкающем к преступлению.
Раскрывая с жестокой правдивостью внутренний мир своих героев, Достоевский показывает бесплодные попытки «маленького человека» вырваться из жизненных рамок «униженных и оскорбленных».
Создавая характеры «сильных мира сего», писатель подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов.
Решая вопрос, в чем состоит исторический процесс и какое место в нем занимает мыслящий человек, Достоевский полемизировал с революционной демократией.
Писатель напряженно изучал духовный мир людей своей эпохи, стремясь угадать главную мысль человека, общества, человечества, проникнуть, как он сам говорил, в «будущие итоги настоящих событий».
История создания
Во время своего пребывания на каторге Фёдор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришёл к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.
Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечёт за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.
Над романом Фёдор Михайлович трудился в 1865–1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.
В 80-х годах XIX столетия роман был переведён на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, открытую Достоевским и порой откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Жизнь Матрены Тимофеевны налаживается
Однако дела звали Матрену к жизни, и, немного полежав, она вставала, расхаживалась медленно, затем начинала передвигаться живее. Она рассказывала Игнатичу, что была в молодости смелая и сильная. Сейчас же Матрена боялась пожара, а поезда — больше всего.
Жизнь Матрены Васильевны все же наладилась к зиме. Ей начали платить пенсию 80 рублей, да еще школа 100 рублей выделяла за постояльца. Матрене завидовали соседки. А она, зашив себе на похороны 200 рублей в подкладку пальто, говорила, что теперь и она немного увидала покой. Даже объявились родственники — 3 сестры, боявшиеся до этого, что женщина станет просить у них помощи.